Участие в работе методического объединения

Каптерова Марина Николаевна

Выступление на методическом объединении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на МО учителей русского языка и литературы

по теме «Учебная мотивация как показатель качества образования»

Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную активность? Такой вопрос волнует не только учителей. В.А.Сухомлинский отвечал на него однозначно: человек должен учиться потому, что он человек.

Чтобы глубже понять сущность интереса и его могучую силу, обратимся к двум примерам:

…Одного древнего мудреца спросили, почему он во всём сомневается и так часто задаёт вопросы. В ответ он нарисовал на песке два круга (большой и малый), а потом пояснил: малый – ваш круг знаний, большой – мой круг знаний. А всё остальное – сфера незнания. У кого граница соприкосновения знания с незнанием больше, тот и чаще сомневается.

…В начале века одного немецкого революционера посадили в камеру – одиночку. Заключённых заставляли целыми днями заниматься нудной работой, вроде плетения дамских шляпок. Революционера ждала гибель. Тогда он понял: единственная возможность спастись – самому заинтересоваться работой. И он выжил.

Эти примеры – свидетельство огромной потенциальной силы мотивов деятельности вообще и мотивов познания в частности.

Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Мотивы – это те побуждения, из-за которых человек ставит перед собой определенную цель.  

Мотивация – это циклический процесс непрерывного взаимного воздействия, преобразования, в котором субъект и ситуация взаимно влияют друг на друга, результатом чего становится то или иное поведение.

Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. В связи с этим уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности образовательного учреждения. Именно мотивация к учению – эта та грань личностных качеств, которая способствует осуществлению учебной деятельности учащимся не по принуждению, а из осознания важности и необходимости данного процесса, понимания его смысла и значимости для дальнейшего саморазвития, самоутверждения и самореализации в жизни.

По мнению ученых, мотивация задает направленность, характер, способности личности, оказывающая на них решающее влияние. Существуют внешние и внутренние мотивы. Как же разобраться в их разнообразии?

 Какие мотивы побуждают школьников учиться? Педагоги отмечают, прежде всего, стремление к различным внешним вознаграждениям: получению аттестата, высоким отметкам, к похвале учителя, родителей и др. Существуют и такие высказывания, что учителя затрачивают усилия на мотивацию, но не достигают желаемого результата.

Необходимо постоянное подкрепление мотива учения, т.к. для школьника сейчас особенно важна объективная оценка его деятельности. Это отражается на самооценке способностей подростка. Главным мотивом поведения и деятельности его становится желание завоевать значимое место в группе. Не умение найти свое место среди одноклассников вызывает характерное для подростка стремление во чтобы ни стало добиться хороших отметок, даже в том случае если знания не соответствуют им.  Если вопреки притязаниям подросток не смог выполнить задание, не получил того признания, на которое рассчитывал, то у него может возникнуть одна из форм аффективного поведения. Он считает, что с ним поступили не справедливо, его не поняли и т.д., и причина неуспеха связана с ним самим. Неадекватные реакции ребенка в свою очередь вызывают ответные действия окружающих, что еще больше усугубляет проблему. Это типичная защитная реакция ребенка, позволяющая ему в случае неуспеха не снижать оценку себя, своих возможностей.

В старшей школе формируются зрелые формы учебной мотивации, в которой для учащихся раскрывается смысл учебной деятельности как деятельности по самообразованию, переход к иному отношению к учению, приобретающему личностный смысл.

Потребность в достижениях – это формируемая, т.е. приобретаемая потребность. Условием ее развития является получение удовлетворения от достижений, т.е. учащиеся должны быть уверены в возможности достичь успеха, в эффективности своих действий. Чтобы это произошло, учителям необходимо соблюдать ряд обязательных условий:

  • учебные задачи не должны быть как чрезмерно легкими, так и чрезмерно трудными;
  • важно определить достаточно времени на работу;
  • деятельность детей должна носить преимущественно самостоятельный характер;
  • оценку деятельности школьников следует осуществлять на основании объективных и известных критериев;
  • стимулировать состязательность среди учащихся примерно равных возможностей;
  • положительная мотивация должна преобладать над отрицательным стимулированием.

Причинами преобладания мотивации избегания неудач являются:

  • наличие перегрузок;
  • недостаточность времени;
  • недостаточный объем самостоятельной работы;
  • отсутствие интеллектуальной и эмоциональной свободы учащихся на уроке;
  • отсутствие объективных критериев оценки успешности;
  • недостаточное развитие у учеников потребности в коллективных достижениях.

Как влияют родители на мотивацию ребенка?

- Ориентировка на усредненные социальные стандарты и нормы;

- жесткий контроль за выполнением домашних заданий и игнорирование собственных желаний ребенка;

- объяснение неудач ребенка отсутствием способностей, а не недостатком приложенных усилий;

- порицание за неудачу, равнодушие при успехе.

        Совет, который можно дать родителям, желающим, чтобы их дети добились в жизни успеха: «Хвалите своих детей за малейшие успехи. Любите их безусловной любовью вне зависимости от того, какие оценки они приносят из школы. Давайте понять детям, что недостаток способностей во многих случаях может быть компенсирован дополнительным усердием и трудолюбием».

Только то пламя, которое горит, может зажечь других. Не бывает мотивации без большой цели. Чтобы воодушевить детей, прежде всего вы сами должны быть тем человеком, который верит как в себя, так и в стоящие перед вами и вашими учениками цели. Только тогда вы можете передать и укрепить эту веру в других.

        Направлять действия учеников, мотивировать их, влиять на них – все это с научной точки зрения называется «программированием» человека.

Критика – худший способ программирования человека. Критика вынуждает критикуемого обороняться. При положительном управлении людьми вам должно удаваться побуждать их правильно себя вести.

        Неотъемлемой составляющей мотивации является способность направлять и удерживать внимание окружающих на себе и благодаря этому добиваться успеха. Эта способность называется харизмой.

        Таким образом, необходимо помнить, что мотивация – это комплексное явление, которое во многом определяется индивидуальными особенностями руководителя, педагога и каждого ребенка.



Предварительный просмотр:

Анализ художественного произведения

Схема анализа художественного произведения.

1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано;

2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции;

3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей/;

4. Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения;

5. Определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка;

6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.

Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить также:

1. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

2. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний.

3. Развернутое обоснование выводов.

2. Анализ прозаического литературного произведения

Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст произведения в период создания данного художественного произведения. Необходимо при этом различать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в виду

• литературные направления эпохи;

• место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;

• творческая история произведения;

• оценка произведения в критике;

• своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;

• оценка произведения в контексте современного прочтения;

Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания - что хотел сказать автор и план выражения - как ему удалось это сделать).

Концептуальный уровень художественного произведения

 (тематика, проблематика, конфликт и пафос)

Тема - это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни - это отдельная тема; совокупность тем - тематика произведения.

Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости...). Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.)

Идея - что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл - решение всех проблем - главной и дополнительных - или указание на возможный путь решения.)

Пафос - эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий...).

Уровень организации произведения как художественного целого

Композиция - построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое.

Основные средства композиции:

Сюжет - то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов.

Конфликт — столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта;

Пролог - своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко);

Экспозиция – введение  в действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой и нет, цельной и «разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия;

Завязка — начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события.

Развитие действия – система  событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее;

Кульминация – момент  наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает.

Развязка — решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость.

Эпилог – заключительная  часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.

Сюжет может излагаться:

• В прямой хронологической последовательности событий;

• С отступлениями в прошлое - ретроспективами - и «экскурсами» в

будущее;

• В преднамеренно измененной последовательности (см. художественное время в произведении).

Несюжетными элементами считаются:

• Вставные эпизоды;

• Лирические (иначе - авторские) отступления.

Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.

В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении - иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»:

1) сюжет - главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается;

2) сюжет - художественный порядок событий; фабула - естественный порядок событий

Композиционные принципы и элементы:

Ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная, кольцевая, «нитка с бусами»; в хронологии событий или нет...).

Дополнительные средства композиции:

Лирические отступления – формы  раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции);

Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения);

Художественные предварения – изображение  сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий;

Художественное обрамление – сцены , которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл;

Композиционные приемы – внутренние  монологи, дневник и др.

Уровень внутренней формы произведения

Субъектная организация повествования (ее рассмотрение включает следующее):

Повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя).

Художественный образ человека – рассматриваются  типические явления жизни, нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека:

• Внешние черты - лицо, фигура, костюм;

• Характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи. Изображение условий, в которых живет и действует персонаж;

• Изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;

• Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж;

• Наличие или отсутствие прототипа.

 0сновные приемы создания образа-персонажа:

• Характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);

• Портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);

• Прямая авторская характеристика;

• Психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений -внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движения внутренней жизни героя;

• Характеристика героя другими действующими лицами;

• Художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы);

Виды образов-персонажей:

лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в поэзии);

драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора», т.е. автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях);

эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках).

Система образов-персонажей;

Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) - их взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них - тематику и идейный смысл произведения.

Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое или одноплановое с социальной, этнической и т.п. точки зрения).

Художественное пространство и художественное время (хронотоп): пространство и время, изображенное автором.

Художественное пространство может быть условным и конкретным; сжатым и объемным;

Художественное время может быть соотнесенным с историческим или нет, прерывистым и непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое), длительным или мгновенным, конечным или бесконечным, замкнутым (т.е. только в пределах сюжета, вне исторического времени) и открытым (на фоне определенной исторической эпохи).

Позиция автора и способы ее выражения:

•Авторские оценки: прямые и косвенные.

•Способ создания художественных образов: повествование (изображение происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог).

•Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о целом).

Уровень внешней формы.

Речевая и ритмомелодическая организация художественного текста

Речь персонажей - выразительная или нет, выступающая как средство типизации; индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять отношение автора.

Речь повествователя - оценка событий и их участников

Своеобразие словопользования общенародного языка (активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, профессионализмов).

Приемы образности (тропы - использование слов в переносном значении) – простейшие  (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз).