Инновационная\ экспериментальная деятельность
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МБОУ «Новозаганская СОШ»
Элективный курс
«Литература Бурятии»
Каптерова Марина Николаевна
Учитель русского языка и литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Раздел 1.
Настоящая программа по бурятской литературе для 8 класса создана на основе авторских программ «Тоонто нютаг» Санжадаевой Г. С. и Забадаева С. Т. , Гочеевой Х. Д.
Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой документ, включающий 5 разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Обоснование актуальности курса «Литература Бурятии»
В Законе РФ «Об образовании» одним из важнейших принципов является принцип защиты системой образования национальных культур, традиций в условиях многонационального государства. Перед системой образования ставятся задачи возрождения культурного потенциала каждого этноса и сохранения его посредством системы образования, ориентации содержания образования на сохранение и развитие этнических традиций в процессе учебно-воспитательной деятельности учреждений образования.
В современное время всё большее распространение получают идеи поликультурного образования. К проблемам поликультурного образования обращаются А.Тойнби, Э.Мейлер, Н. Данилевский, Ю Яковец. В начале XX века Л. Гурлитт, Ф. Гансберг, Г. Шаррельман в понятие поликультурного образования включали знания этнической и мировой культуры, способствующие развитию общечеловеческого сознания и утверждению идей о едином мире.
По мнению исследователей поликультуризм в образовании - это культурный плюрализм, признание равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, составляющих данное общество, недопустимость дискриминации людей по национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста. Основополагающими принципами поликультурного образования являются: принцип диалога и взаимодействия культур; контрастный принцип овладения содержанием поликультурного образования; принцип творческой целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей. Образование, с одной стороны, должно способствовать осознанию человеком своих корней и определению места, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам. Изучение культуры сопредельных народов должно способствовать формированию чувств равенства, достоинства, нравственной культуры межнациональных отношений, обеспечивать культурный диалог представителей различных национальностей.
Современное образование в условиях возрождения этнической культуры должно обеспечивать преемственность поколений, возрождение, сохранение и развитие родного языка и этнокультурной традиции в нравственном воспитании подрастающего поколения. Стратегия возрождения этнокультуры включает: признание роли родного языка; образование учителей на родных языках; развитие культуры, включая как содержательную составляющую, так и обеспечение материальными ресурсами; признание ценностей культуры в образовании. Возрождение и сохранение этнической культуры в современных условиях становится возможным только в случае определения, сохранения и развития центральной темы культуры этноса, через её использование в повседневной педагогической практике, посредством системы образования .
Формирование этнокультурной толерантности личности средствами литературы способствует решению важнейшей социальной задачи, направленной на обеспечение созидательного межкультурного диалога и мирного сосуществования представителей разных этнокультурных сообществ. Литература является в этом процессе действенным воспитательным средством, в «генетическом коде» которого отражается весь спектр эмоций, чувств и переживаний народа, его ментальность, ценности, лучшие духовные качества. Постигая художественные произведения разных этнических традиций сквозь призму собственного пережитого духовного опыта человек в состоянии понять другой мир, принять Другого таким, какой он есть, сопереживать ему
Характеристика предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
В системе образования как никогда актуальна проблема формирования, развития личности, готовой к восприятию других культур, их этнических особенностей. Поэтому одним из принципов в образовании и воспитании становится принцип региональности, заключающийся в опоре на культурные достижения, национальные традиции, нравственно-ценностные взгляды родного народа, а также понимание и уважение духовного наследия других этносов, живущих рядом.
Введение национально-регионального компонента в программу по русской литературе основано на методолгии ученых А. А. Липаева, К. В. Мальцевой, М. В. Черкизовой, Института Федерального развития образования, разработавших научно-методические пути взаимосвязи в преподавании русской и родной литератур.
Цели литературного обучения
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Данная программа имеет цели:
- приобщение учащихся к богатствам фольклора бурятского народа, к художественным произведениям широко известных бурятских писателей; - формирование у школьников чувства уважения к традициям и обычаям, культурным ценностям бурятского этноса.
Основополагающими являются задачи:
-познакомить с произведениями устного народного творчества, с лучшими текстами национальной литературы, в которых отражена философия миролюбия, уважения к традициям, добрососедства, терпимости, трудолюбия;
-развивать художественный вкус, учить их понимать прекрасное в искусстве;
-помочь усвоить идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных национальностей средствами учебного предмета.
Читая произведения, включенные в программу, уч-ся углубляют знания по истории, теории литературы, совершенствуют навыки сопоставления, сравнения, анализа, оценки художественных произведений. Это поможет учащимся глубокому усвоению, восприятию и осознанию различных фольклорных жанров, приобщению их к нравственным ценностям, формированию личности, являющейся носителем идей сотрудничества и диалога. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- Выразительное чтение;
- Различные виды пересказа;
- Заучивание наизусть стихотворных текстов;
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
- Сопоставление произведений бурятской и русской литературы, выявление сходства нравственных идеалов, национального своеобразия их художественного воплощения.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд бурятской литературы. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Связь предмета литературы со смежными дисциплинами.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Педагогические технологии и методы обучения.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное обучение, групповые технологии, компьютерные (новые информационные) технологии обучения.) , проектные технологии.
Традиционная технология. Её применение сегодня так же необходимо, как и внедрение новых передовых идей.
Методы обучения
Методы обучения: словесные, наглядные, стимулирования, контроль и самоконтроль (обратная связь), репродуктивные (лекции, доклады, сообщения).
Учет возрастных особенностей учащихся 8 класса
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 8 класса. На этом этапе развиваются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения .
Раздел 2.
Содержание
Устное народное творчество.
Исторические и лирические песни.. Синкретизм бурятского искусства. Песни обрядовые, игровые, ехорные, колыбельные. Гимны-посвящения.. Свадебные песни.. Ехор. Разновидности ехора: селенгинский,эхиритский, тункинский.
Бурятская литература.
Эрдэни-Хайбзун Галшиев «Зерцало мудрости».Идеи человеколюбия, равенства людей. Идеал человека, наделенного разумом, добродетелями.
Ринчен Номтоев «Притчи» Жанр притчи. Поучительные четверостишия, группирующиеся вокруг четырех вопросов: быть честным и правдивым; учиться наукам; творить добродетель; действовать без лени.
Дамба Жалсараев «Сказ о баторе», «Благопожелания». Основное содержание – гимн родной земле.
Даширабдан Батожабай «Кто твой учитель?». Чулун-Бато из улуса ищет свое место в жизни: едет сдавать экзамен в техникум. И проваливает! Но он находит свое место в жизни. А кто его учитель?
Произведения о Родине.
Алексей Уланов. Сборник стихотворений «Есть сила – шагай!»
Хоца Намсараев «Луч победы», 1942г.
Африкан Бальбуров и Данри Хилтухин «Приказываю жить». Документальная повесть о герое ВОВ, командире партизанской бригады Гурожапе Очирове. Какими были люди на войне?
Жамсо Тумунов «Веда», «Лейтенант Саханаев».
Цырен Шагжин «Будамшу». Находчивый, ловкий Будамшуу ведет активную борьбу против зла, жадности, тупости людей.
Раиса Белоглазова «Ритка» Проблема трудных подростков, нравственного воспитания человека. «Ворончиха», «Сын».
Чимит Цыдендамбаев «Бурятские узоры». Творчество А С Пушкина в произведении писателя. «Однажды в мае». Цыдэн Галсанов Сборник «Песни». Поэмы. «Легенда о баторе», «На Чудском озере», «Павел Балтахинов».
Цырен-Дулма Дондогой. Поэма «Песнь о матери». Пронзительные строки о босоногом детстве, которое пришлось на годы войны.
Цыден-Жаб Жимбиев «Степные дороги» Образ председателя Догдомэ и учительницы Лидии Васильевны. «Год огненной змеи» (отрывки из романа). О самоотверженном труде людей во имя победынад фашизмом.
Раздел 3.
Учебно-тематический план.
№ | Кол-во часов | Тема урока |
1 | 1 | Вводный. Обзор курса бурятской литературы 8 кл |
2-3 | 2 | УНТ. Песни как древнейший жанр бурятского фольклора. Исторические и лирические песни бурят. |
4-6 | 3 | Эрдэни-Хайбзун Галшиев «Зерцало мудрости». |
7-8 | 1 | Ринчен Номтоев «Притчи». |
9 | 1 | Дамба Жалсараев «Сказ о баторе». «Благопожелания» |
10-11 | 2 | Даширабдан Батожабай «Кто твой учитель?» |
12 | 1 | РР.Творческая работа. Сочинение «Кто твой учитель?» |
13 | 1 | Стихотворения Алексея Уланова. |
14-15 | 2 | Творчество Хоца Намсараева «Луч Победы» |
16-17 | 2 | Африкан Бальбуров, Данри Хилтухин «Приказываю жить». |
18-19 | 2 | Жамсо Тумунов «Лейтенант Саханаев» |
20-21 | 2 | Цырен Шагжин «Будамшу» |
22-24 | 3 | Раиса Белоглазова «Ритка», «Ворончиха» |
25-26 | 2 | Чимит Цыдендамбаев «Бурятские узоры. |
27 | 1 | РР.Сочинение «Подвиг народа на войне в творчестве бурятских писателей». |
28-29 | 2 | Цыден Галсанов Песни. Поэмы «Легенда о баторе», «На Чудском озере», «Павел Балтахинов». |
30-31 | 2 | Цырен-Дулма Дондогой. Поэма «Песнь о матери». |
32-33 | 2 | Цыден-Жаб Жимбиев «Степные дороги» «Год огненной змеи» (отрывки из романа) |
34 | 1 | Читательская конференция. |
Раздел 4
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны усвоить:
- Понятия, связанные с общими свойствами литературы;
- Понятия, связанные со структурой художественного произведения (тема, идея, композиция, сюжет и т.д.);
- Понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведения;
- Понятия, связанные с изобразительно-выразительными средствами языка и особенностями стихотворной речи.
Читательская и творческая деятельность учащихся заключается в понимании важнейших эпизодов, сцен изученного произведения в развитии его темя, в изображении характера героев и т.д.
Учащиеся должны понимать отношение автора к изображаемому, уметь писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственной позиции.
Раздел 5.
Учебно-методическое обеспечение курса.
Литература для учителя.
- Забадаев С. Т, Гочеева Х.Д. Программы по бурятской литературе для русских школ республики Бурятия . Улан-Удэ: 1999г. - 44 стр.
- История бурятской литературы. В 3-томах. 1995-1997гг.
- Программа по факультативу «Литература и искусство Бурятии для 8-9 классов. 1986г
- Санжадаева Г. С. Тоонто нютаг: Национально-региональный компонент в программе по русской литературе для средних общеобразовательных учебных заведений. Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2007. – 16 с.
Литература для учащихся.
- Антология бурятской поэзии. – М., 1976.
- Бальбуров А, Хилтухин Приказываю жиить.
- Батожабай Д Кто твой учитель? . –Улан-Удэ, 1958.
- Галшиев Э-Х. Зерцало мудрости. – Улан-Удэ, 1993.
- Жимбиев Год огненной змеи. – М., 1980.
- Намсараев Х Избранное. – М., 1959.