Методическая копилка

Ищенко Валентина Ильинична

 

В этом разделе находятся  методическая разработка " Формирование коллектива и личностного роста учащихся", программа исследовательской деятельности " Наши исследования" , папка классного руководителя, рабочая программа по математике 2 класс 2018-2019 уч г

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                             Программа

внеурочной исследовательской деятельности в начальной школе

«Наши исследования»

           

                   

                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области.

Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми у нас в гимназии:  деятельность научных исследовательских обществ, различных творческих объединений: художественных студий, кукольных театров, клубов КВН.

Такая организация работы  позволяет реализовать совместную исследовательскую деятельность педагогов и учащихся. Одаренные учащиеся  привлекаются к совместной работе .

Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, и учиться вместе со сверстниками, и оставаться включенным в привычные социальные взаимоотношения, и вместе с тем качественно углублять свои знания, выявляя свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей.

 

                                                       Цель программы:

       Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Основные задачи:

      осуществление  индивидуального творческого подхода в обучении и воспитании учащихся, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития ;

       создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития  детей;

      внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

     сотрудничество в работе с одаренными детьми  начальной школы: учитель-ученик-родитель

                          Актуальность  

В свете Концепции модернизации Российского образования остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в  случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, умеющую находить эффективные способы решения проблемы. Помочь ему в этом, поддержать – задача учителя и семьи.

Деятельность педагога по исследованию, диагностике, апробации методов и средств психолого-педагогического содействия реализации творчески-деятельного потенциала детей соответствует целям реформирования образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку связана с внедрением в школьную практику программ дифференциации обучения и воспитания. Она обеспечивает условия для саморазвития учащихся, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию. При этом возникает особая форма организации обучающей деятельности, нацеленная на обоснование принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы развивающего вариативного образования для одаренных детей.

Хочется так же отметить увеличения интереса детей к занятиям исследовательской деятельности. Наблюдается увеличение числа  участников  районного этапа, а также республиканского и Российских этапов  научно-практических конференций. Одновременно возрастает качество представляемых работ, о чем свидетельствуют победы на всех этапах конференций.

Выявление одаренных детей должно начинаться  в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школ.

Формы работы с одаренными учащимися:

        творческие мастерские;

        групповые занятия  с сильными учащимися;

                  занятия исследовательской деятельностью;

        конкурсы;

        интеллектуальный марафон;

        научно-практические конференции;

        участие в олимпиадах;

План работы с одарёнными и талантливыми детьми

в начальной школе

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1

Внедрение проблемно- исследовательских, проектных  методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление.

постоянно

Учитель

2

Создание и пополнение базы данных одаренных детей класса

постоянно

учитель

Зам.директора 

3

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

постоянно

Педагог-психолог

Зам.директора 

4

Организация исследовательской деятельности: 

  • Выбор темы ,ее конкретизация;
  • Определение целей ,задач;
  • Проведение  НПК в классе;
  • Формирование  проектов ;
  • Промежуточные отчеты учащихся о проделанной работе (обсуждения, корректировка, встречи с родителями);
  • Доработка проекта  с учетом замечаний и предложений;
  • Подготовка к публичной защите;
  • Публичная защита( в классе, в школе, перед родителями);

 В течение года

Учитель

Зам директора по науке

6

Участие школьников в районных, республиканских Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах

постоянно

Учитель

7

Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов  среди одаренных школьников

По особому плану в течение периода

Руководитель ШМО

8

Составление календаря мероприятий с одаренными детьми на учебный год

Ежегодно

Учитель  

9

Публикации  творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов

в течение периода

 Учитель

10

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми.

В теч года

Зам.директора

11

Создание «Портфолио» ученика начальной школы

постоянно

Учитель начальных классов

12

       Выявление учащихся в 1-х-4-х классах, составление диагностической карты;

       Разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми ;

        Проведение занятий с детьми ;

         Отработка форм, методов, приёмов работы;

-     Создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

постоянно

 

постоянно

 

 

 

 

Педагог-психолог, учитель начальных классов

 

                                  ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Развитие талантливых и высокомотивированных детей начальной школы в рамках общеобразовательного учреждения;
  • Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности;
  • Выбор дальнейшего творческого развития;
  • Выход на республиканский и Всероссийский уровень;
  • Преемственность начальной, средней и  старшей школы;



Предварительный просмотр:

ПАПКА

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

МОУ  « Турунтаевская районная гимназия»

2 «А» класс

Учитель

Ищенко Валентина Ильинична

2018 – 2019учебный год

Турунтаево


1. НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НОО :

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г,
  • ФГОС второго поколения,
  • «Основная  образовательная   программа начального общего образования» одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15),
  • основная образовательная программа НОО МОУ «Турунтаевская районная гимназия» ,раздел «Программа воспитания и развития обучающихся НОО»

 

        2.   ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:

Роль классного руководителя представляет собой управление ресурсами МОУ «Турунтаевская районная гимназия »  окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Ответственность классного руководителя школы охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах.

Инвариантный компонент деятельности классного руководителя включает:

1)обеспечение жизни и здоровья учащихся (контроль за посещаемостью школы учащимися класса, контроль причин пропусков, информированность о состоянии здоровья учащихся класса, ведение документации о заболеваемости учащихся, работа с листком здоровья в классном журнале, совместно с врачом и родителями разработан и реализуется комплекс мер по охране и укреплению здоровья, вовлечение учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью, организуется охват учащихся горячим питанием, проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности),

2) обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями (информированность о межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений учащимися класса и ведущих в классе учителей, проведение диагностики межличностных отношений, оперативное регулирование возникающих противоречий, определение задач оптимизации психологического климата в классе, выявление учащихся имеющих проблемы в сфере межличностных  отношений,  привлечение  для  этой  работы  других  специалистов.

3) содействие освоению школьниками образовательных программ (информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе, координация деятельности учителей- предметников и родителей,прогнозирование и мониторинг успеваемости, содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования, планирование и реализация работы с одаренными, с неуспевающими учащимися,

4) осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся (разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию учащихся, содействие в формирование опыта гражданского поведения в процессе ученического самоуправления,поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов, осуществляется планомерное развитие ученического самоуправления на основе исходного состояния дел в классном коллективе, осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и учащихся),

Вариативный компонент деятельности классного руководителя:

5) определение целей воспитания учащихся класса на основе учета возрастных особенностей, существующей ситуацией в классе, планирование работы с классом (комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса, качественное и обоснованное целеполагание, программирование и планирование работы с классом, ведение отчетной документации, осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности, организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях школьного, районного, Республиканского и Всероссийского уровня в соответствии с профильной - системо-образующей деятельностью класса),

6) определение зон риска для учащихся класса, планирование профилактической деятельности (составление списка учащихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины, разработка и согласование с социальным педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом комплекса профилактических мер, привлечение широкого круга участников к профилактическим мероприятиям, использование возможностей лечебных, образовательных, социальных учреждений, правоохранительных органов, общественных организаций).

В качестве ресурсов обеспечивающих воспитание учащихся могут рассматриваться:

- деятельность педагогов, педагогических коллективов, воспитательных организаций,

- программы воспитания, воспитательные технологии, методическое обеспечение воспитательной деятельности,

- сотрудничество с родителями учащихся, семьями школьников,

                                       3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования является социально­педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации через формирование нравственной, социальной и семейной культуры .

Ценностные ориентиры программы воспитания и развития  обучающихся на уровне начального  общего образования – базовые национальные ценности российского общества сформулированы в Конституции Российской Федерации, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), в тексте ФГОС НОО второго поколения .

1.2Основные направления развития личности: личностная культура, социальная культура, семейная культура

Задачи духовно­нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования:

В области формирования нравственной культуры:

-формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно­игровой, предметно­продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, традиционных для народов России, российского общества, непрерывного образования, самовоспитания и стремления к нравственному совершенствованию;

-укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

-формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

-формирование нравственного смысла учения;

-формирование основ морали –осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

-принятие обучающимся нравственных ценностей, национальных и этнических духовных традиций с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

-формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

-развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

-формирование основ российской культурной и гражданской идентичности (самобытности);

-пробуждение веры в Россию, в свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

-воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

-формирование патриотизма и гражданской солидарности;

-развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

-развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, человеколюбия (гуманности) понимания других людей и сопереживания им;

-становление гражданских качеств личности на основе демократических ценностных ориентаций;

-формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

-формирование основ культуры межэтнического и межконфессионального общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей всех народов России.

В области формирования семейной культуры:

-формирование отношения к семье как основе российского общества;

-формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

-формирование представления о традиционных семейных ценностях народов России и Бурятии, семейных ролях и уважения к ним;

-знакомство обучающегося с культурно­историческими и этническими традициями семей, живущих в Прибайкалье.

1.3.Основные направления и ценностные основы духовно­нравственного, воспитания и развития обучающихся  

Общие задачи духовно­нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно­нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из направлений духовно­нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и призвано обеспечивать усвоение их обучающимися.

Организация духовно­нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся МОУ «Турунтаевская районная гимназия» на уровне начального общего образования осуществляется по следующим направлениям:

1. Гражданско-патриотическое воспитание

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Задачи: элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, важнейших законах государства; представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Республики Бурятия и Прибайкальского района; интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Республики Бурятия, Прибайкальского района и села Турунтаево.

2. Нравственное и духовное воспитание

Ценности: духовный мир человека, нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, свобода совести и вероисповедания; вера; традиционные религии и духовная культура народов России, российская светская (гражданская) этика.

Задачи: первоначальные представления о духовных ценностях народов России; уважительное отношение к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России и Республики Бурятия; знание и выполнение правил поведения в образовательной организации, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;

3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Ценности: уважение к труду, человеку труда; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие, работа в коллективе, ответственное отношение к труду и творчеству, активная жизненная позиция, самореализация в профессии.

Задачи:  Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, уважения к труду и творчеству старших и сверстников; элементарные представления об основных профессиях; элементарные представления о современной экономике; отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе;

4. Интеллектуальное воспитание

Ценности: образование, истина, интеллект, наука, интеллектуальная деятельность, интеллектуальное развитие личности, знание, общество знаний.

Задачи: интерес к познанию нового;элементарные представления о роли знаний, науки в развитии современного производства, в жизни человека и общества, об инновациях, инновационном обществе, о знании как производительной силе, о связи науки и производства; первоначальные представления о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства;

5. Здоровьесберегающее воспитание

Ценности: здоровье физическое, духовное и нравственное, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, физическая культура и спорт

 Задачи: первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, его значения для полноценной человеческой жизни, о физическом, духовном и нравственном здоровье; формирование начальных представлений о культуре здорового образа жизни; базовые навыки сохранения собственного здоровья, использования здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и во внеурочное время;первоначальные представления о ценности занятий физической культурой и спортом, понимание влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни;элементарные знания по истории российского и мирового спорта, уважение к спортсменам;

6. Социокультурное и медиакультурное воспитание

Ценности: миролюбие, гражданское согласие, социальное партнерство, межкультурное сотрудничество, культурное обогащение личности, духовная и культурная консолидация общества; поликультурный мир.

Задачи: первоначальное понимание значений понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», важности этих явлений для жизни и развития человека, сохранения мира в семье, обществе, государстве; первоначальное понимание значений понятий «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм», формирование негативного отношения к этим явлениям, элементарные знания о возможностях противостояния им; первичный опыт межкультурного, межнационального, межконфессионального сотрудничества, диалогического общения; первичный опыт социального партнерства и межпоколенного диалога;

7. Культуротворческое и эстетическое воспитание

Ценности: красота; гармония; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве, культуросозидание, индивидуальные творческие способности, диалог культур и цивилизаций.

Задачи: первоначальные представления об эстетических идеалах и ценностях; первоначальные навыки культуроосвоения и культуросозидания, направленные на приобщение к достижениям общечеловеческой и национальной культуры; проявление и развитие индивидуальных творческих способностей; способность формулировать собственные эстетические предпочтения;представления о душевной и физической красоте человека; начальные представления об искусстве народов России;интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;интерес к занятиям художественным творчеством;стремление к опрятному внешнему виду;отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

8. Правовое воспитание и культура безопасности

Ценности: правовая культура, права и обязанности человека, свобода личности, демократия, электоральная культура, безопасность, безопасная среда школы, безопасность информационного пространства, безопасное поведение в природной и техногенной среде

Задачи: первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села; негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей; знание правил безопасного поведения в школе, быту, на отдыхе, городской среде, понимание необходимости их выполнения; первоначальные представления об информационной безопасности;

9. Воспитание семейных ценностей

Ценности: семья, семейные традиции, культура семейной жизни, этика и психология семейных отношений, любовь и уважение к родителям, прародителям; забота о старших и младших.

Задачи: знание истории, ценностей и традиций своей семьи; первоначальные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека и общества; знание правил поведение в семье, понимание необходимости их выполнения;элементарные представление о семейных ролях, правах и обязанностях членов семьи;

10. Формирование коммуникативной культуры

Ценности: русский язык, языки народов России, культура общения, межличностная и межкультурная коммуникация, ответственное отношение к слову как к поступку.

Задачи: развитие умения продуктивного, толерантного  и безопасного общение со сверстниками, старшими товарищами по школе в учебной и внеурочной деятельности; формирование отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

11. Экологическое воспитание

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; бережное освоение природных ресурсов региона, страны, планеты, экологическая культура, забота об окружающей среде, домашних животных.

 Задачи: развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;ценностное отношение к природе и всем формам жизни;элементарный опыт природоохранительной деятельности;бережное отношение к растениям и животным;понимание взаимосвязи здоровья человека и экологической культурой.

Все направления духовно­нравственного развития, воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

МОУ «Турунтаевская районная гимназия» на 2018-2019 уч. год ставит перед собой приоритетные задачи в воспитании и социализации обучающихся  :

  1. совершенствование и развитие воспитательной среды и  внеурочной деятельности, обеспечивающих условия для самоутверждения и саморазвития  обучающихся с акцентом на  проектную, исследовательскую деятельность , сетевое взаимодействие, профориентационную работу;
  2. развитие  Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» среди обучающихся 5-11 классов гимназии через популяризацию кадетства, краеведческой, экологической  и поисковой работы школьников и  активизацию   работы органа школьного самоуправления;
  3. активизация органов классного ученического самоуправления, совершенствование  мониторинга личностных результатов обучающихся; улучшение организационно–педагогической, методической  деятельности классных руководителей, направленной  на соуправление воспитательным процессом;
  4. формирование активности, ответственности, самостоятельности, инициативы обучающихся; обобщение и распространение положительного опыта волонтерской деятельности школьников по возрастным ступеням.
  5. создание условий для формирования готовности обучающихся 8-11.кл к выбору направления своей будущей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;
  6. обеспечение информированности родительской общественности об эффективности внеурочной деятельности и  воспитательной работы через школьный сайт, школьную газету «ГимИнфо», родительские собрания, открытые общешкольные и классные мероприятия; презентацию «Вести из классов», мониторинг личной  активности и успешности учащихся;
  7. повышение правовой и педагогической компетенции родителей (законных представителей) и расширение возможностей для участия родителей (законных представителей) обучающихся в государственном общественном управлении через реализацию совместных проектов и мероприятий, конкурс на «Лучший родительский комитет», общественную экспертизу внеурочной деятельности  и общественный зачёт, «День открытых дверей». Привлечение родительской общественности к профилактической работе.
  8. Развитие  у обучающихся навыков поведения, обеспечивающих здоровый образ жизни,  препятствующих правонарушениям и  употреблению ПАВ. Развитие первичных умений анализировать любую социальную ситуацию, предоставляющую возможность делать правильный обоснованный выбор, принимая на себя ответственность за принятое решение.
  9. Своевременное выявление учащихся группы риска (слабоуспевающие, малоактивные, имеющие склонность к отклоняющемуся поведению) Совершенствование индивидуальной и профилактической работы с учащимися группы риска.

              10)Закрепление имиджа гимназии как инновационного ОУ через обобщение                            опыта  педагогов  МОУ «Турунтаевская районная гимназия» и  издание сборника методических материалов «Проекты во внеурочной деятельности, их роль в совершенствовании УУД  обучающихся МОУ «ТРГ»»

Планируемые результаты воспитания обучающихся на уровне начального общего образования:

 У учащихся сформированы представления о базовых национальных ценностях российского общества;

 Учащиеся активно включены в коллективную творческую деятельность

ориентированную на общечеловеческие и национальные ценности;

 Максимальное количество учащихся включено в систему внеурочной деятельности дополнительного образования. Организация занятий в кружках и секциях направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

 развитая    система мониторинга эффективности воспитательного процесса в классе и в школе обеспечивает перспективу развития и социализации  обучающихся;

 возрастает роль родителей (законных представителей) обучающихся в социально значимой деятельности гимназии и формировании института общественной экспертизы внеурочной деятельности; участие родителей (законных представителей) поднимается на новый уровень общественного управления; Наблюдается положительная динамика в  повышении педагогической культуры родителей (законных представителей);

 Система образовательных событий гимназии  способствует развитию личностной, социальной и  семейной культуры обучающихся.

4.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:

1. В сфере обеспечения жизни и здоровья учащихся (здоровье -сберегающее воспитание,в том числе физкультурно-спортивное)

- формирование начальных представлений о культуре здорового образа жизни; базовые навыки сохранения собственного здоровья, использования здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и во внеурочное время; первоначальные представления о ценности занятий физической культурой и спортом, понимание влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни; элементарные знания по истории российского и мирового спорта, уважение к спортсменам;


2. В сфере обеспечения позитивных межличностных отношений между обучающимися и

между обучащимися и учителями (формирование коммуникативной культуры и  воспитание толерантности):

- первоначальное понимание значений понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», важности этих явлений для жизни и развития человека, сохранения мира в семье, обществе, государстве;первоначальное понимание значений понятий «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм», формирование негативного отношения к этим явлениям, элементарные знания о возможностях противостояния им

3. В сфере интеллектуального воспитания, развития познавательного интереса:

-интерес к познанию нового;элементарные представления о роли знаний, науки в развитии современного производства, в жизни человека и общества.

4. В сфере воспитания патриотических чувств, формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности и самоорганизации обучающихся:

- элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, важнейших законах государства; представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Республики Бурятия и Прибайкальского района; интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Республики Бурятия, Прибайкальского района и села Турунтаево.

5. Задачи в сфере профилактической работы (в том числе формирование культуры безопасности и медиабезопасности ):

- первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека, стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села; негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей; знание правил безопасного поведения в школе, быту, на отдыхе, городской среде, понимание необходимости их выполнения; первоначальные представления об информационной безопасности.

6.В сфере духовно-нравственного воспитания ( в том числе  воспитания толерантности):

- первоначальные представления о духовных ценностях народов России; уважительное отношение к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России и Республики Бурятия; знание и выполнение правил поведения в образовательной организации, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе

7. В сфере воспитания семейных ценностей:

- знание истории, ценностей и традиций своей семьи; первоначальные представления о роли семьи в жизни человека и общества; знание правил поведение в семье, понимание необходимости их выполнения; элементарные представление о семейных ролях, правах и обязанностях членов семьи.

8.В сфере эстетического воспитания (в том числе социокультурное и медиакультурное воспитание):

-первоначальные представления об эстетических идеалах и ценностях;  проявление и развитие индивидуальных творческих способностей; способность формулировать собственные эстетические предпочтения; представления о душевной и физической красоте человека; начальные представления об искусстве народов России; интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке ;интерес к занятиям художественным творчеством; стремление к опрятному внешнему виду; отрицательное отношение к некрасивым поступкам.

9.В сфере экологического воспитания:

-развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; ценностное отношение к природе и всем формам жизни; элементарный опыт природоохранительной деятельности; бережное отношение к растениям и животным; понимание взаимосвязи здоровья человека и экологической культурой

 10.В сфере воспитания положительного отношения к труду и творчеству) : 

-воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, уважения к труду и творчеству старших и сверстников; элементарные представления об основных профессиях; элементарные представления о современной экономике; отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе.


                                 ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

План-сетка

внеурочной деятельности классного руководителя на  2018 – 2019 уч. год

Направления

Сроки

Сентябрь

1,3.- 7.09

10-14.09

17-21.09

24-28.09

Духовно-нравственное

День Знаний

 

Социокультурное и медиоактивное воспитание

Инструктаж по правилами поведения в школе

Распределение обязанностей в классе

Формирование коммуникативной культуры

 

Классный час «Учебный год. Дорога Дети »

 

Эстетическое вспитание

 

 Инд беседа « аккуратность и опрятность»

Здоровьесберегающее воспитание

 

Начинаем проект

«Строим Дом Здоровья» Встреча с врачом « Будь здоров»

 

Экологическое воспитание

 

Экскурсия « Лес осенью»

 

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

 

Инструктаж «Как вести себя при пожаре»

Работа с родителями

 

Заседание родительского комитета

Выход на проект « Строим Дом Здоровья»

Индивидуальная работа с учащимися

Работа с детьми, отстающими в учебе

Работа с детьми, отстающими в учебе

Воспитание семейных ценностей

Урок нравственности «День пожилого человека с приглашением бабушек и дедушек

Направления

Сроки

Октябрь

 1.10-5.10

8.10-12.10

15.10-19.10

22.10-26.10

29.10- 2.11

Интеллектуальное воспитание

 Викторина « моя Родина»  о мир

 

 

Эстетическое

Поздравляем учителей с праздником

 Конкурс рисунков «Золотая осень»

Формирование коммуникативной культуры

 Кл час « Час девочек»

Кл.час «Час мальчиков»

 

« День добрых дел в классе»  

Здоровьесберегающее воспитание

Распределение ролей в проекте «Строим Дом Здоровья»

Воспитание положительного отношения к труду

Операция «Чистюлька»

.  Генеральная уборка в классе

Работа с родителями

 

Индивидуальные беседы с родителями по поводу обучающихся

Родительское собрание:

 « Дети на каникулах», «Роль школьной отметки»

Индивидуальная работа с учащимися

Консультации отстающим ученикам

Направления

Сроки

Ноябрь

12.11-16.11

19.11-23.11

26.11-30.11

Социокультурное и медиакультурное воспитание

 Кл час «Профессия – хороший человек»

 

 

Правовое воспитание и культура безопасности

 Беседа « Я – гражданин»

 

Воспитание семейных ценностей

 К Дню Матери:Урок семейной любви  

Эстетическое

 

Кл час«Говорящий портфель» -

 

Здоровый образ жизни

Дорожный марафон «Светофория» в течение месяца

 

 Беседа « Закаляйся- если хочешь быть здоров»

Работа с родителями

 

Родительская консультация безопасность в интернете»

 

Индивидуальная работа с родителями учащихся , требующих коррекции поведения

Отчет групп ,задействованных в проекте « Строим Дом Здоровья» 1 этап

Индивидуальная работа с учащимися , требующих коррекции поведения

Час общения с детьми , требующими коррекции поведения

\Направления

Сроки

Декабрь

3.12-7.12

10.12-14.12

17.12-21.12

24.12-29.12

Духовно-нравственное

Кл час «Быть толерантным-что это значит?»

 

 

Эстетическое

 Мастерская Деда Мороза

Конкур новогодних рисунков

  Мастерская Деда Мороза( конкурс новогодних елок»

 Кл час. Приглашение в картинную галерею ( виртуальное) на уроке чтения

 Мастерская Деда Мороза

Здоровый образ жизни

 

Прогулка санками « Вот зима настала»

 Встреча с врачом –стоматологом. Практическое занятие

Воспитание положительного отношения к труду

 

Практический урок

«Ухаживаем за комнатными цветами» «

Работа с родителями

 

Родительская консультация «Как правильно выполнять домашнее задание по чтению»

Родительское собрание «Безопасность детей»

Индивидуальные работы с родителями

 

 

 

Направления

Сроки

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Формирование комммуникативной культуры

 

 Час общения «Золотое правило нравственности»

Социокультурное и медиоактивное воспитание

Кл час «Моя малая родина»

Здоровьесберегающее воспитание

Викторина «В мире спорта»

Спорт и мы.

Работа по индивидуальным планам проекта

« Строим Дом Здоровья»

Работа с родителями

Индивидуальные беседы с родителями

 

 

Индивидуальная работа с обучающимися

 Индивидуальные занятия с отстающими детьми

 

 

 

 

 

Направления

Сроки

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Духовно-нравственное

 

Почта Валентинок

 

 Празднуем Сагаалган

Гражданско-патриотическое

 

Праздник посвящённый «Дню Защитника Отечества»

 

Эстетическое

 

Конкур рисунков «Мой папа- солдат»

 

Здоровый образ жизни

 Кл час «Здоровье сгубить новое не купить» — круглый стол

С детьми и родителями

 

Подготовка к защите проекта « Строим Дом Здоровья»

Работа с родителями

Праздник семьи с приглашением родителей  « Семейные традиции»

 

 

 

Индивидуальная работа с обучающимися

 

 

 Индивидуальная работа с отстающими

 

 

 

 

Направления

Сроки

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Духовно-нравственное

Конкурс «Мамины помощницы» выставка «Мама драгоценная моя»

 

Формирование коммуникативной культуры

Кл час « Час девочек, час мальчиков»

Здоровый образ жизни

 Кл час «Откуда пришла масленница»

 

 

Социокультурное и медиакультурное воспитание

  Классный час по теме

«Хочу – могу – надо»

 

Воспитание положительного отношения к труду

 

 

Кл час «Профессии наших родителей»

 

Работ с родителями

Родительское собрание

«Помогите ребенку стать внимательным»»

Индивидуальная работа с обучающимися

 Индивидуальная работа с отстающими

 

 

 

 

Направления

Сроки

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Духовно-нравственное

Выставка- Светлый праздник Пасхи

 

Интеллектуальное воспитание

Игровая программа «Космонавты»

Правовое и культура безопасности

Кл час « Мои обязанности»

Гражданско-патриотическое

 Кл час «Права и обязанности»

 

 

Здоровый образ жизни

 

Защита проекта « Строим Дом Здоровья»

Работа с родителями

 

 

Урок семейной любви для родителей « Легко ли быть родителями?»

Индивидуальная работа с обучающимися

Помощь в устранении неудовлетворительных отметок

 

Контроль за дисциплиной

Направления

Сроки

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Духовно-нравственное

 

 

Кл час.Урок нравственности «Школа человечности»

 

Гражданско-патриотическое

Кл часУрок мужества «Этот День Победы!»

Устный журнал «Маленькие герои большой войны

 

Эстетическое

Конкурс рисунков

«Героическое прошлое

 нашей Родины

 

 

Здоровьесберегающее воспитание

Кл час«Техника безопасности учащихся – инструктаж на период летних каникул».

Экологическая работа

 

 

Работа с родителями

Подведение итогов 4-ой учебной четверти. Анализ успеваемости и посещаемости

 

 

Родительское собрание «

Итоги года»

Индивидуальная работа с обучающимися

Помощь в устранении

Контроль за дисциплиной

неудовлетворительных отметок

 

8.2..  Индивидуальная работа с учащимися

№п/п

Направление работы

Форма работы

сроки

Акция «Научился сам, помоги другому »

Коллективная

Инд беседы

сентябрь

 Мониторинг успеваемости учащегося, поведения, посещения школы,

Наблюдения,анализ

 ежемесячно

Индивидуальные  беседы с родителями учащихся

Инд.консульт.

Ежемесячно

4

Распределение поручений для учащегося, контроль выполнения обязанностей

распределение

Сент.2018

5

Привлечение к участию в классных и школьных мероприятиях

Участие

Постоянно

6

Вовлечение в посещение секций и факультативов

участие

Сент.2018, ежемесячно контроль посещения

7

Привлечение к дежурству по школе

участие

Согласно плану

8

Индивидуальные консультации  с учителями по вопросам поведения, успеваемости учащегося

беседа

еженедельно

9

Организация оказания помощи предметников в обучении, индивидуальных (дополнительных) занятий

Инд.занятия

По мере необходимости, контроль посещения

10

Организация взаимодействия предметников с родителями учащегося

Беседа, консультация

По мере необходимости

11

Анализ успеваемости учащегося по предметам

мониторинг

еженедельно

12

Беседы с родителями учащегося поведения, обучения  и т.д.

Инд.беседы

Постоянно

13

Консультации родителей по вопросам обучения и поведения учащегося

консультации

По мере необходимости, ежемесячно

14

Консультации родителей по вопросам выполнения домашнего задания

консультации

По мере необходимости, ежемесячно

15

Привлечение родителей к посещению родительских собраний

Мониторинг посещения

1 раз в четверть

16

Привлечение родителей к посещению и участию в мероприятиях, проводимых в классе и школе, а также уроков

посещение

постоянно

       

 Работа с проблемными детьми 1 четверть 2018-2019 уч .год.

1. Индивидуальная  работа с отстающими в учебе

ФИО

Цель

Содержание

Дата проведения

001

Дополнит.занятия

Инд занятия по русскому языку и матем

еженедельно

002

Дополнит.занятия

Инд занятия по по русскому языку и математике

еженедельно

003

Дополнит.занятия

Инд занятия по чтению и матем

еженедельно

004

Дополнит.занятия

Инд занятия по чтению

еженедельно

2. Коррекция  отклоняющегося  поведения

Фамилия,имя

Содержание работы

Дата проведения

005

Инд беседы

В теч года

002

Инд беседы

В теч года

003

Инд беседы

В теч года

3. Работа с одаренными детьми

   Подготовка к олимпиадам и НПК 1 четверть

ФИО

Цель

Содержание

Дата проведения

007

Дополнит.занятия

Инд занятия

еженедельно

002

Дополнит.занятия

Инд занятия

еженедельно

008

Дополнит.занятия

Инд занятия

еженедельно

009

Дополнит.занятия

Инд занятия

еженедельно

                                                     83.. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Состав родительского комитета

1

****

председатель

89834587150

2

****

кассир

89085987151

3

****

Член род/ком

89085955163

4

****

Член род/ком

89246523424

5

****

Член род/ком

89140545674

План работы совета родителей

№п/п

 Направление работы родительского комитета:

Сроки выполнения

1)организация походов, культпоходов;

2) организация экскурсий;

3) организация встреч с достойными людьми;

4) организация праздников, конкурсов, выставок, рейдов-проверок;

5) подготовка класса к новому учебному году;

6) материально- техническое обеспечение класса;

7)помощь классному руководителю;

8)организация родительских собраний, классных мероприятий;

9) рейд- проверка бережного отношения к учебникам;

10) подготовка необходимых учебных пособий по различным предметам к новому учебному году;

В теч года

В теч года

В теч года

По плану

Май-август

Ежемесячно

Декабрь, май

По плану

Индивидуальная работа с родителями

Индивидуальная работа с родителями может проходить в форме беседы, консультации или посещения семьи ребенка на дому. Поводом может стать:

- результат наблюдений педагога за ребенком,

- проблемы в общении ребенка с классом и педагогами,

- инициатива самого ребенка, связанная с семейной ситуацией,

- инициатива родителей, желающих разрешить вопросы, возникающие в процессе воспитания ребенка; и др.

- работа с одаренными детьми

Индивидуальные консультации помогают установить более тесные связи с родителями, анализировать причины положительных и отрицательных проявлений школьников, поддерживать единые требования к нему в школе и дома, подбирать эффективные меря воздействия на ребенка.

Если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка.

 Каждая консультация или беседа должна классным руководителем тщательно анализироваться. Результаты посещения на дому, консультации фиксируются в дневнике классного руководителя, они являются руководством к действию для последующих встреч с семьей.     

                 План индивидуальной работы с  родителями  1 четверть 2018- 2019 года

Ф.И.О.

Содержание

Дата

Результат

****

Беседа, отслеж повед в дневнике

По необходимости

Родители охотно контактируют с учителем, советуются

Есть положительный результат

****

беседа, отслеж повед в дневнике

По необходимости

Родители принимают к сведению советы учителя,работу продолжить

****

беседа, отслеж учебы в дневнике

По необходимости

Родители принимают к сведению советы учителя,работу продолжить

****

беседа, отслеж повед в дневнике

По необходимости

Родители принимают к сведению советы учителя,работу продолжить

****

беседа, отслеж учебы в дневнике

По необходимости

Родители принимают к сведению советы учителя,работу продолжить

****

Подговка к Олимпиадам

Еженедельно

Родители помогают готовить ребенка .контролируют всю работу

****

Подговка к Олимпиадам

Еженедельно

Родители помогают готовить ребенка .контролируют всю работу

****

Подговка к олимпиадам

Еженедельно

Родители помогают готовить ребенка .контролируют всю работу



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

                    Прибайкальский район

МОУ «Турунтаевская районная гимназия»

«Рассмотрено»

Руководитель   МО

                    Чиркова Г.Г

Протокол №1

 От 27.08.2018года

         

« Согласовано»

Зам. директора по УВР

        /Лошицер ТИ /.

От 28.08.2018года

«Утверждаю»

Директор гимназии:

        /Воробьева ИН.

Приказ №  107

    от   31.08.2018

 

         

рабочая программа

по математике

класс 2 а

Учитель: Ищенко В И

Учебный год: 2018-2019

Количество часов: 136час

Турунтаево 2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для 2 класса разработана на основе:

1. - Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ.

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколении

3. Примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования от 8.04.2015 г

4. Основной образовательной программы начального общего образования МОУ « Турунтаевская районная гимназия» (на 2018-2019гг.)

5 Авторской программы Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н « Математика»

      Данная программа содействует сохранению единого образовательного  пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, реализации образовательной программы, целей  и задач МОУ «Турунтаевская районная гимназия».

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

-Аргинская И.И., Ивановская Е И Л.С., Кормишина С.Н. Математика:

- Учебник для 2 класса: В 2 частях. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»

Программа рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю (34 учебных недели).

Цель    курса – обучение математике на основе ознакомления учащихся с научной картиной мира, закономерностями его устройства и функционирования, оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности путей развития воображения, творческого и логического мышления, умения лаконично и строго излагать мысль, предугадывая пути решения задачи.
   
Курс математики, являясь частью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, отражает характерные ее черты, сохраняя при этом свою специфику. Содержание курса направлено на решение следующих задач, предусмотренных ФГОС 2009 г. и отражающих планируемые результаты обучения математике в начальных классах:

-научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;

-создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов;

-приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

-научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать данные.

Использование национально-регионального компонента

на уроках математики в начальных классах

 Рабочая программа предусматривает реализацию национально-регионального компонента на уроках математики посредством решения задач, составленных на культурно-краеведческом материале Республики Бурятия . Числовые данные взяты из научной, справочной, художественной литературы. Задачи интересны в познавательном отношении. С их помощью есть прекрасная возможность знакомить школьников с природой Бурятии, культурой, историей, традициями, с устным народным творчеством. Простые задачи можно предложить для устного счета, более сложные – для самостоятельного решения или включить в домашнее задание. Задачи практического характера вызывают особый интерес, побуждают к деятельности.

Планируемые результаты обучения

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики  у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных), позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.

Личностные УУД:

Ученик  научится:

  - пониманию роли математических действий в жизни человека;

- проявлять интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно – исследовательской деятельности;

- ориентации на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;

- пониманию причин успеха в учебе;

- пониманию нравственного содержания поступков окружающих людей.

Ученик получит возможность научиться:

-  познавать материал  математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;

- первоначальной ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;

- общим представлениям о рациональной организации мыслительной деятельности;

- самооценке на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- пониманию чувств одноклассников, учителей;

- представлению о значении математики для познания окружающего мира.

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

- выполнять действия в устной форме;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно – образном уровне;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно – познавательной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;

- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

- воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно – образным материалом.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения полученные от взрослых;

- использовать рисуночные и символические варианты математической записи;

- кодировать информацию в знаково – символической форме;

- на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;

- строить небольшие математические сообщения в устной форме (до 4 – 5 предложений);

- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;

- выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;

- проводить аналогию и на её основе строить выводы;

- в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;

- строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.  

Обучающийся получит возможность научиться:

- под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;

- работать с дополнительными текстами и заданиями;

- соотносить содержание схематических изображений с математической записью;

- моделировать задачи на основе жизненных сюжетов;

- устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;

- строить рассуждения о математических явлениях;

- пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.  

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

- принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;

- допускать существование различных точек зрения;

- стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;

- использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;

- следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.

Обучающийся получит возможность научится:

- строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;

- использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;

- корректно формулировать свою точку зрения;

- проявлять инициативу в учебно – познавательной деятельности;

- контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.

Предметные результаты:

По разделу «Числа и величины»

Обучающийся научится:

читать и записывать любое изученное число;

– определять место каждого из изученных чисел в натуральном ряду и устанавливать отношения между числами;

– группировать числа по указанному или самостоятельно установленному признаку;

– устанавливать закономерность ряда чисел и дополнять его в соответствии с этой закономерностью;

– называть первые три разряда натуральных чисел;

– представлять двузначные и трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых;

– дополнять запись числовых равенств и неравенств в соответствии с заданием;

– использовать единицу измерения массы (килограмм) и единицу вместимости (литр);

– использовать единицы измерения времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) и соотношения между ними:

60 мин = 1 ч, 24 ч = 1 сут., 7 сут. = 1 нед., 12 мес. = 1 год;

– определять массу с помощью весов и гирь;

– определять время суток по часам;

– решать несложные задачи на определение времени протекания действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

– классифицировать изученные числа по разным основаниям;

– записывать числа от 1 до 39 с использованием римской письменной нумерации;

– выбирать наиболее удобные единицы измерения величины для конкретного случая;

– понимать и использовать разные способы называния одного и того же момента времени

По разделу «Арифметические действия»

Обучающийся научится:

– складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения, выполняя записи в строку или в столбик;

– использовать знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления;

– выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения; слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого и делителя различными способами

– устанавливать порядок выполнения действий в сложных выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней

– находить значения сложных выражений, содержащих 2–3 действия

– использовать термины: уравнение, решение уравнения, корень уравнения;

– решать простые уравнения на нахождение неизвестного

Обучающийся получит возможность научиться:

 – выполнять сложение и вычитание величин (длины, массы ,вместимости, времени);

– использовать переместительное и сочетательное свойства сложения и свойства вычитания для рационализации вычислений;

– применять переместительное свойство умножения для удобства вычислений;

– составлять уравнения по тексту, таблице, закономерности;

– проверять правильность выполнения различных заданий с помощью вычислений.

-устанавливать порядок выполнения действий в сложных выражениях со скобками и без скобок, содержащих два действия;

– сравнивать, проверять, исправлять выполнение действий в предлагаемых заданиях.

По разделу «Работа с текстовыми задачами»

Обучающийся научится:

выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое;

– дополнять текст до задачи на основе знаний о структуре задачи;

– выполнять краткую запись задачи, используя условные знаки;

– выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач, в том числе содержащих отношения «больше на …»,

«меньше на …»; задач на расчет стоимости (цена, количество, стоимость), на нахождение промежутка времени (начало, конец, продолжительность события);

– решать простые и составные (в 2 действия) задачи на выполнение четырех арифметических действий;

– составлять задачу по рисунку, краткой записи, схеме, числовому выражению.

Обучающийся получит возможность научиться:

 – составлять задачи, обратные для данной простой задачи;

– находить способ решения составной задачи с помощью рассуждений от вопроса;

– проверять правильность предложенной краткой записи задачи (в 1–2 действия);

– выбирать правильное решение или правильный ответ задачи из предложенных (для задач в 1–2 действия).

– составлять задачи, обратные для данной составной задачи;

– проверять правильность и исправлять (в случае необходимости) предложенную краткую запись задачи (в форме схемы, чертежа, таблицы);

– сравнивать и проверять правильность предложенных решений или ответов задачи (для задач в 2–3 действия).

По разделу «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»        

Обучающийся научится:

чертить на клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник с заданными сторонами;

– определять вид треугольника по содержащимся в нем углам (прямоугольный, тупоугольный, остроугольный) или

соотношению сторон треугольника (равносторонний, равнобедренный, разносторонний);

– сравнивать пространственные тела одного наименования (кубы, шары) по разным основаниям (цвет, размер, материал и т.д.)

Обучающийся получит возможность научиться:

 – распознавать цилиндр, конус, пирамиду и различные виды призм: треугольную, четырехугольную и т.д.

– использовать термины: грань, ребро, основание, вершина, высота;

– находить фигуры на поверхности пространственных тел и называть их.

По разделу «Геометрические величины»

Обучающийся научится:

 – находить длину ломаной и периметр произвольного многоугольника;

– использовать при решении задач формулы для нахождения периметра квадрата, прямоугольника;

– использовать единицы измерения длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и соотношения между ними: 10 мм =1 см, 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м, 100 мм = 1 дм, 100 см = 1 м.

Обучающийся получит возможность научиться:

– выбирать удобные единицы измерения длины, периметра для конкретных случаев.

По разделу «Работа с информацией»

Обучающийся научится:

 – заполнять простейшие таблицы по результатам выполнения практической работы, по рисунку;

– читать простейшие столбчатые и линейные диаграммы.

Обучающийся получит возможность научиться:

– устанавливать закономерность расположения данных в строках и столбцах таблицы, заполнять таблицу в соответствии с установленной закономерностью;

– понимать информацию, заключенную в таблице, схеме, диаграмме и представлять ее в виде текста (устного или

письменного), числового выражения, уравнения;

– выполнять задания в тестовой форме с выбором ответа;

– выполнять действия по алгоритму; проверять правильность готового алгоритма, дополнять незавершенный алгоритм;

– строить простейшие высказывания с использованием логических связок «если .., то …», «верно / неверно, что …»;

– составлять схему рассуждений в текстовой задаче от вопроса.

На реализацию программы по математике  в федеральном базисном учебном плане предусмотрено  (4 часа в неделю136 часов.

Перечень и название разделов и тем

Название раздела

Количество часов

1

Масса и ее измерение

14

2

Уравнения и их решения

10

3

Составляем и решаем задачи

8

4

Сложение и вычитание двузначных чисел

17

5

Вместимость

3

6

Время и его измерение

11

7

Умножение и деление

23

8

Таблица умножения

25

9

Трехзначные числа

17

10

Повторение. Резерв

8

ИТОГО

136

Основные содержательные линии

Основное содержание обучения в примерной программе представлено крупными разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Общий принцип отбора содержания в системе Л. В. Занкова, заключающийся в формировании у школьников широкой картины мира, а также отражающий дидактические принципы этой системы, определяет и подход к программе по математике, которая в силу этого отличается от традиционной:

– за счет расширения и углубления материала, традиционно входящего в начальное образование;

– за счет включения в программу вопросов, обычно затрагиваемых на более поздних этапах обучения;

– за счет вопросов и проблем, возникающих в процессе обучения по инициативе самих учеников или учителя (такие вопросы и проблемы, естественно, не могут быть отражены в рабочей программе).

Содержание учебного курса 2 класс (136ч)

Числа и величины (45 часов)

Двузначные числа

Завершение изучения устной и письменной нумерации двузначных чисел.

 Формирование представления о закономерностях образования количественных числительных, обозначающих многозначные числа.

Знакомство с понятием разряда. Разряд единиц и разряд десятков, их место в записи чисел. Сравнение изученных чисел.

Первое представление об алгоритме сравнения натуральных чисел.

Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Трехзначные числа

Образование новой единицы счета - сотни. Различные способы образования сотни при использовании разных единиц счета. Счет сотнями в пределах трехзначных чисел. Чтение и запись сотен. Разряд сотен. Чтение и запись трехзначных чисел.

Устная и письменная нумерация изученных чисел.

Общий принцип образования количественных числительных на основе наблюдения за образованием названий двузначных и трехзначных чисел. Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Сравнение трехзначных чисел.

Римская письменная нумерация

Знакомство с цифрами римской нумерации: I, V, X. Значения этих цифр. Правила образования чисел при повторении одной и той же цифры, при различном расположении цифр.

Переход от записи числа арабскими цифрами к их записи римскими цифрами и обратно.

Сравнение римской письменной нумерации с десятичной позиционной системой записи. Выявление преимуществ позиционной системы.

Знакомство с алфавитными системами письменной нумерации (например, древнерусской).

Сравнение такой системы с современной и римской системами нумерации.

Величины

Знакомство с понятием массы. Сравнение массы предметов без ее измерения.

Использование произвольных мерок для определения массы.

Общепринятая мера массы - килограмм. Весы как прибор для измерения массы.

Их разнообразие. Понятие о вместимости. Установление вместимости с помощью произвольных мерок. Общепринятая единица измерения вместимости - литр.

Понятие о времени. Происхождение таких единиц измерения времени, как сутки

и год. Единицы измерения времени - минута, час.

Соотношения: 1 сутки = 24 часа, 1 час = 60 минут.

Прибор для измерения времени - часы. Многообразие часов. Различные способы называния одного и того же времени (например, 9 часов 15 минут, 15 минут десятого и четверть десятого, 7 часов вечера и 19 часов и т.д.). Единица измерения времени - неделя. Соотношение: 1 неделя = 7 суток. Знакомство с календарем. Изменяющиеся единицы измерения времени - месяц, год.

Арифметические действия (65 часов)

Сложение и вычитание

Сочетательное свойство сложения и его использование при сложении двузначных чисел. Знакомство со свойствами вычитания: вычитание числа из суммы, суммы из числа и суммы из суммы.

Сложение и вычитание двузначных чисел. Знакомство с основными положениями алгоритмов выполнения этих операций: по - разрядность их выполнения, использование таблицы сложения при выполнении действий в любом разряде.

Письменное сложение и вычитание двузначных чисел: подробная запись этих операций, постепенное сокращение записи, выполнение действий столбиком.

Выделение и сравнение частных случаев сложения и вычитания двузначных чисел.

Установление  иерархии трудности этих случаев Изменение значений сумм и разностей при изменении одного или двух компонентов.

Умножение и деление

Понятие об умножении как действии, заменяющем сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения (·).Термины, связанные с действием умножения: произведение, значение произведения, множители. Смысловое содержание каждого множителя с точки зрения связи этого действия со сложением. Составление таблицы умножения.

Переместительное свойство умножения и его использование для сокращения таблицы умножения.

Особые случаи умножения. Математический смысл умножения числа на единицу и на нуль.

Деление как действие, обратное умножению. Знак деления (:). Термины, связанные с действием деления: частное, значение частного, делимое, делитель.

Использование таблицы умножения для выполнения табличных случаев деления.

Особые случаи деления - деление на единицу и деление нуля на натуральное число. Невозможность деления на нуль. Умножение и деление как операции увеличения и уменьшения числа в несколько раз.

Сложные выражения

Классификация выражений, содержащих более одного действия.

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок, содержащих более одного действия одной ступени.

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок, содержащих действия разных ступеней.

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней.

Элементы алгебры

Понятие об уравнении как особом виде равенств. Первое представление о решении уравнения. Корень уравнения. Нахождение неизвестных компонентов действия (сложения, вычитания, умножении и деления) различными способами (подбором, движением по натуральному ряду, с помощью таблиц сложения и вычитания, на основе связи между действиями). Знакомство с обобщенной буквенной записью изученных свойств действий.

Работа с текстовыми задачами (в течение учебного года)

Отличительные признаки задачи. Выявление обязательных компонентов задачи: условия и вопроса, данных и искомого (искомых). Установление связей между ними.

Преобразование текстов, не являющихся задачей, в задачу. Знакомство с различными способами формулировки задач (взаимное расположение условия и вопроса, формулировка вопроса вопросительным или побудительным предложением).

Простые и составные задачи. Решение задач, содержащих отношения «больше в …», «меньше в …»; задач на расчёт стоимости (цена, количество, стоимость); задач на нахождение промежутка времени (начало, конец, продолжительность события).

Преобразование составной задачи в простую и простой в составную с помощью изменения вопроса или условия. Поиск способа решения задачи с помощью рассуждений от вопроса. Составление логических схем рассуждений.

Обратные задачи: понятие об обратных задачах, их сравнение, установление взаимосвязи между обратными задачами, составление задач, обратных данной. Зависимость между количеством данных задачи и количеством обратных к ней задач.

Краткая запись задачи: сокращение ее текста с точки зрения сохранения ее математического смысла. Использование условных знаков в краткой записи задачи.

Пространственные отношения

Геометрические фигуры (10 часов)

Классификация треугольников по углам: остроугольные, прямоугольные, тупоугольные. Классификация треугольников по соотношению сторон: разносторонние, равнобедренные и равносторонние.

Многоугольники с равными сторонами. Пространственные тела: цилиндр, конус, призма, пирамида. Установление сходств и различий между телами разных наименований и одного наименования.

Знакомство с терминами: грань, основание, ребро, вершина пространственного тела.

Геометрические величины (4 часа)

Нахождение длины незамкнутой ломаной линии.

Понятие о периметре. Нахождение периметра произвольного многоугольника.

Нахождение периметров многоугольников с равными сторонами разными способами.

Работа с информацией (в течение учебного года)

Получение информации о предметах по рисунку (масса, время, вместимость и т.д.), в ходе практической работы. Упорядочивание полученной информации.

Построение простейших выражений с помощью логической связки «если ... ,то …». Проверка истинности утверждений в форме «верно ли, что … , верно/неверно, что …». Проверка правильности готового алгоритма. Понимание и интерпретация таблицы, схемы, столбчатой и линейной диаграммы. Заполнение готовой таблицы (запись недостающих данных в ячейки). Самостоятельное составление простейшей таблицы на основе анализа данной информации.

Чтение и дополнение столбчатой диаграммы с неполной шкалой, линейной диаграммы

Тематическое планирование

n/n

Раздел и темы урока

Кол-во часов

Контрольные

работы

Практические работы

раздел

Масса и ее измерения

14

День знаний. Подготовка к  знакомству с понятием  «масса

предмета».

1

Знакомство с понятием «масса».

С. 4–7   С. 6–7

1

Сравнение предметов по массе.

С. 8–11

1

Практическая работа

Сравнение предметов по массе.

С. 8–11

1

Измерение

массы

предметов

с помощью

произвольных мерок.

С. 12–15

1

Измерение

массы

предметов

с помощью

произвольных мерок.

С. 12–15

1

Входная контрольная работа

1

Входная контрольная работа

Килограмм.

С. 16–19

1

Килограмм.

С. 16–19

1

Определение

массы

с помощью

гирь и весов.

С. 20–23

1

Практическая работа

Определение

массы

с помощью

гирь и весов.

С. 20–23

1

Старинные

меры массы.

1

Разрядные слагаемые.

1

Наблюдения за значением массы при взвешивании предмета. Проверь себя.

1

Проверочная работа

Практическая работа

Уравнения и их решения

10

Введение понятия   «уравнение».

1

Решение  уравнений    способом

подбора.

1

Сложение  круглых  десятков.

1

Решение уравнений  на основе

связи между слагаемыми

и суммой.

1

Сочетательное свойство

сложения.

1

 Решение

уравнений

на нахождение неизвестного вычитаемого.

1

Вычитание

круглых

десятков.

1

 Решение

уравнений

на нахождение неизвестного

уменьшаемого.

Вычитание

однозначного числа из

двузначного.

1

Корень уравнения.

Вычитание круглых

десятков из двузначного

числа.

1

Проверочная работа

 Уравнения и их

решение. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 (без перехода через

разрядную единицу).

1

Составление и решение задач

8

 Вопрос как часть

задачи.

Вычитание

однозначного числа из круглого

десятка.

1

 Условие как часть задачи.

Сложение двузначных и однозначных чисел

с получением круглых

десятков.

1

Прямоугольный

треугольник.

1

      29

Составные

Части задачи.

Взаимосвязь между ними.

1

30.

Итоговая контрольная работа за 1 четверть.

1

Итоговая контрольная за 1 четверть

31.

Анализ контрольной работы.

Данные

и искомое

задачи.

1

32.

Структура задачи.

1

33.

Обобщающий урок.

1

тест

Сложение и вычитание двузначных чисел

18

34.

Сложение

Двузначных чисел.

1

35

Способы

сложения

двузначных

чисел.

1

36

Сложение

двузначных

чисел.

1

37

Сложение

двузначных

чисел.

1

38

Вычитание

двузначных

чисел.

1

39

Миллиметр.

1

40

Равнобедренный

треугольник.

1

41

Применение

сложения

и вычитания

в разных ситуациях.

1

42

Применение

сложения

и вычитания

в разных

ситуациях. Простая и сложная задача.

1

43

Применение

сложения

и вычитания

в разных

ситуациях.

1

44

Равнобедренный прямоугольный

треугольник.

1

45

Сложение

двузначных чисел

с переходом

через разрядную

единицу.

1

46

Сложение

двузначных чисел

с переходом

через разрядную

единицу.

1

47

Равносторонний

треугольник.

1

48

Вычитание

Двузначных чисел

с переходом через

разрядную единицу.

1

49

Составление

Алгоритма вычитания

двузначных

чисел с переходом

через разрядную

единицу.

1

50

Составная

задача.

1

51

Контрольная работа  «Двузначные числа» .

1

Контрольная работа

Вместимость

3

52

Вместимость.

1

53

Литр

1

54

Старинные

меры

вместимости

1

Время и его измерения

11

55

Понятие

времени как

величины.

1

56

Сутки – единица

Измерения времени.

1

57

Разносторонний

треугольник.

1

58

Контрольная  работа за первое полугодие.

1

Контрольная работа

59

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

60

Определение

времени

по часам.

1

61

Определение

времени

по часам.

1

Практическая работа

62

Час, минута.

1

63

Час, минута.

1

64

Периметр

многоугольника.  

1

65

Сложение

двузначных чисел

с переходом

через разрядную

единицу.

1

Самостоятельная работа

Умножение и деление

23

66

Вычитание

двузначных

чисел с переходом

через разрядную

единицу.

1

67

Сложение

одинаковых

слагаемых.

1

68

Введение

понятия

«умножение».

1

69

Конкретный

смысл

умножения.

1

70

Произведение.

1

71

Компоненты

и результат

действия

умножения.

1

72

Компоненты

и результат

действия

умножения.

1

73

Арабские

и римские цифры.

1

74

Арабские

и римские цифры.

1

75

Арабские

и римские цифры.

1

76

Правило вычитания

числа из суммы.

1

77

Схема

рассуждений при

решении задач.

1

78

Действие деления.

1

79

Действие деления.

1

80

Свойство

противоположных

сторон

прямоугольника.

1

81

Взаимно обратные

Арифметические1

действия.

1

82

Частное

чисел.

1

83

Делимое,

делитель.

1

84

Задачи на увеличение

числа в несколько

раз.

1

85

Задачи на

уменьшение

числа в несколько

раз.

2

86

Контрольная работа по теме «Решение задач»

1

Контрольная работа

87

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

Таблица умножения

25

88

Таблица

умножения

на 2.

1

89

Таблица

умножения

на 2.

Резервный урок

1

90

Таблица

умножения

на 3.

1

91

Контрольная работа по теме «Умножение и деление»

1

Контрольная работа

92

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

93

Действия

Первой и второй

ступеней.

1

94

Таблица

умножения

на 4.

1

95

Таблица

умножения

на 5.

1

96

Таблица

умножения

на 5.

Резервный урок

1

97

Формулы

периметра

прямоугольника

и квадрата.

1

98

Контрольная работа «Периметр многоугольника»

1

Контрольная работа

99

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

100

Порядок действий в выражениях

без скобок,

содержащих

действия разных

ступеней.

1

101

Таблица умножения на 7.

Взаимосвязь

между множителями и значением произведений.

1

102

Итоговая контрольная работа за 3 четверть.

1

Контрольная работа

103

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

104

Таблица

умножения

на 8.

1

105

Таблица

умножения

на 9.

1

106

Порядок

действий в выражениях

со скобками.

1

107

Таблица

умножения.

1

108

Умножение

единицы

на число

и числа на

единицу.

1

109

Деление

Числа на само

себя и на единицу.

1

110

Взаимосвязь

между компонентами

и результатом

действия

деления.

1

111

Умножение

Числа на нуль

и нуля на число.

Деление

нуля на число.

1

112

Цена,

количество,

стоимость.

Невозможность

деления на нуль.

1

113

Контрольная работа по теме «Решение сложных выражений».

1

Контрольная работа

114

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

Трехзначные числа

17

115

Новая счетная

единица – сотня.

1

 

116

Контрольная работа по теме: «Таблица умножения»

1

Итоговый

117

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

118

Круглые

сотни.

1

119

Разные

способы

получения

сотни.

1

120

Соотношение

между

единицами

длины.

1

121

Образование, чтение и запись

трехзначных

чисел при счете

десятками.

1

122

Образование, чтение и запись

трехзначных

чисел при счете

десятками.

Резервный урок

1

123

Образование, чтение и запись

трехзначных

чисел при счете

десятками.

1

124

Образование, чтение, запись

трехзначных чисел.

1

125

Административная проверочная работа (комбинированная), итоговая.

1

Итоговый

126

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

127

Образование, чтение, запись

Трехзначных чисел.

1

128

Разрядный

состав

трехзначных

чисел.

1

129

Объемные

тела.

Основание

Объемного тела.

1

130

Календарь.

1

131

Месяц и год – единицы времени.

1

Повторение

5

132

Нумерация

трехзначных

чисел.

133

Элементы объемных

тел (ребра и грани

многогранников).

134

Элементы объемных

тел (ребра и грани

многогранников).

135

Итоговое

повторение.

Числа и величины. Масса.

итоговая

136

Итоговое повторение. Арифметические действия. Уравнения