Презентация проекта "Ходит осень по дорожкам"

Кудряшова Надежда Владимировна

Тема проекта «Ходит осень по дорожкам»

Актуальность  проекта

Современная тенденция развития образования, в соответствии с ФГОС, направлена на воспитание гармонично развитой личности. Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе — своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. 

Овладение речевыми умениями и навыками выполняет многообразные функции в жизни ребёнка. Основной и первоначальной функцией является коммуникативная – назначение речи быть средством общения. Правильное развитие и формирование функций речи побуждает ребёнка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, развитием связной речи (диалога и монолога). Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения со сверстниками и взрослыми.

Дети с ОВЗ испытывают большие трудности в общении, как с взрослыми, так и со сверстниками, что обусловленонесформированностью всех компонентов языковой системы.  Диалог является школой развития и активизации речи, поскольку в диалоге формируется необходимый словарь, фонетика, формирование грамматического строя речи, развитие связности речи. Являясь основным инструментом общения, диалог оказывает влияние на формирование познавательной сферы дошкольника. Поэтому организованная работа по коррекции речи  позволят сформировать у ребенка полноценное диалогическое общение и разносторонние взаимоотношения с окружающими взрослыми и сверстниками.

Цель проекта:формировать навыки диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе дидактических игр и упражнений.

Задачи проекта:

- развивать у детей понимание обращенной речи, умение отвечать на вопросы (односложно, простым предложением),

- развивать общую, артикуляционную и тонкую моторику рук,

- обогащать словарный запас детей «специальными словами для диалога»,

- формировать практические навыки словообразования и словоизменения,

- учить детей правилам диалога.

Вид проекта: речевой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ, учитель-логопед, педагоги, родители.

 

Этапы реализации проекта:

Работа по реализации проекта проводилась в несколько этапов:

1.     Подготовительный этап.

2.     Проектировочный этап.

3.     Основной этап.

4.     Заключительный этап.

Работа на подготовительном этапепроходила в сентябре и включала в себя следующие направления:

Ø Диагностику уровня развития речи детей:

- Обследование диалогической речи детей- умение задавать вопросы показало следующее:11  детей группы не умеют задавать вопросы;3 ребенка формулируют вопросы с помощью взрослого, 1 ребенок умеет задавать вопросы.

- Обследование умения построения диалога с игрушкой выявило: 5 детей строят элементарный диалог с игрушкой, 6 детей строят диалог с игрушкой с помощью взрослого, 5 детей не умеют строить диалог.

Обобщив  результаты обследования, пришла к заключению, что диалогическая речь детей с ОВЗ  находится на низком уровне, и имеет свои особенности:

·        Детям сложно использовать доступные вербальные и невербальные средства;

·        они практически не владеют способами построения диалога и не стремятся к установлению взаимодействия друг с другом, не умеют слушать и слышать друг друга, инициативно высказываться;

·        эмоциональные контакты между детьми обеспечиваются не только при помощи речи, а, прежде всего, с использованием не словесных средств, взглядов, мимики, жестов, поз, предметных действий).

Поэтому была разработана технология поэтапного развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с  учетом уровня системного недоразвития речи. Основные методы коррекционно-развивающего воздействия, как и содержание обучения, опираются на наглядно-действенное и наглядно- образное мышление детей. Основной метод обучения – это игра, посредством диалого-содержащих дидактических игр и упражнений, учебно-игровыхситуаций, бесед создавались условия для возникновения диалога между детьми или воспитанником и логопедом.

Ø Методическую работу:

-Подбор методической литературы по данной теме;

- Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе, игровые диалоги; загадки и пословицы на осеннюю тему и т. д.)

- Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций (пейзажи и натюрморты) на осеннюю тему.

- Подбор материалов по темам: «Дыхательная гимнастика»,«Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика пальцев рук»,

- Подбор презентаций и интерактивных игр по данной теме.

- Изучение литературы и знакомство с материалами  сети Интернет;

2 этап. Проектировочный(подготовительный этап)

Подготовительный этап проходил в октябре.Он включает в себя «Логопедические тропинки», направленные на развитие речи детей дошкольного возраста.Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения речи, «тропинки», ведущие ребенка к развитой речи. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» вместе с учителем-логопедом, освоив знания и опыт данной деятельности.

Структура тропинки:

·        Создание игровой мотивации

·        Игровые упражнения

·        Закрепление

·        Организация детской деятельности

·        Результат

 

3 этап: Основной (Реализация проекта).

Успешное овладение диалогической речью подразумевает целенаправленное обучение навыкам диалогической.

Формы организации работы с детьми: подгрупповые и индивидуальные.

Коррекционная работа диалогической речи строится в два этапа:

·        Подготовительный (начальный этап).

·        Коррекционный.

Подготовительный этап — это предварительная работа на «Логопедических тропинках», которая подразумевает следующее: развитие понимания речи, обогащение лексики, формирование грамматических категорий, исправление произношения, развитие речевого дыхания.

На коррекционном этапе,в работе над диалогической речью решались задачи:

·        учить детей отвечать на поставленные вопросы (краткие и полные ответы);

·        учить постановке вопросов;

1.     Обучение умению отвечать на вопросы.

 Посвоему характеру и по степени сложности ответов выделяют три вида вопросов:

·        Репродуктивные (констатирующие) вопросы наиболее легкие, доступные, требующие простых ответов. Начинаются они вопросительными местоимениями: кто? кто это? что? что это? что делает? Ответы на репродуктивные вопросы, как правило, однословные (как назывные односоставные предложения, так и неполные).

·        Поисковые вопросы: более сложные и предполагают использование в ответах полных распространенных предложений.

Составной частью поисковых вопросов являются вопросительные местоимения или наречия, с которых начинается вопрос, где? куда? откуда? как? когда? сколько? какой? Продолжается отработка модели ответа, начинающегося с последнего слова (словосочетания) вопроса.

·        Проблемные вопросы начинаются вопросительными наречиями почему? зачем? Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное — по содержанию. В обучении ответам на проблемные вопросы еще большую роль играет помощь педагога, как в форме образца ответа, так и в использовании такого приема, как подсказывающее начало ответа на поставленный вопрос.

На этом этапе работы используются следующие дидактически игры и упражнения:

 

·        Беседы по теме: «Ранняя осень», «Осенние дары», «Приметы осени», «Деревья на нашем участке»;

·        Беседы с рассматриванием картин :И. Левитан «Осенний день»«Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»«Прогулка в лесу»«Уборка урожая»«Осень в городе»«Осенний парк».

·        Чтение художественной литературы, пословицы, поговорки, загадки об осени, овощах, фруктах, ягодах, животных, птицах, явлениях природы.

 

·        Разучивание игровых диалогов; игры-драматизации:«Под грибом» В. Сутеев, 

·        «Что растёт на грядке и надереве осенью

·        «Созрело-не созрело»,

·        «С какого дерева листок»

·         «Чудесныйсундучек» (овощи, фрукты)

·        «Заготовки на зиму»,

·        «Что где растет?»

·        Лото «Что осенью хорошо, а что плохо?»

·         

 

Следующей и более сложной ступенью в овладении диалогической речью является:

2.     Обучение детей постановке вопросовв следующей последовательности:

1.     Постановка вопросов кто? что? (кто это? что это?) по предметной картинке или предмету:

На этом этапе работы использовались дидактические игры:

·        «Что в осеннем сундучке?»,

·        «У ежика игрушки в корзине».

·        «Волшебный кубик»

2.     Постановка вопроса что делает?:

На этом этапе работы использовались дидактические игры:

·        «Что делает листочек?»,

·        «Как собирают урожай?»,

·        «Осенний ветер»,

·        Упражнения на подбор действий к предметам (к картинкам), проговаривание полученных словосочетаний и нераспространенных предложений.

3.     Постановка серии репродуктивных вопросов к парным 1-фигурным сюжетным картинкам, подобранным по принципу противопоставления действий.

На этом этапе работы использовались дидактические игры: «Кто, что делает?», «Что срывают, а что выдергивают?», «Осенние приметы», «Закончи предложение».

     Начинать работу над формированием диалогической речи необходимо с наиболее простых и легких вопросов и ответов, по мере усвоения которых подключаются все более сложные синтаксические конструкции, и уменьшается помощь педагога.

Для закрепления усвоенных навыков использовались специально организованные игровые ситуации с детьми, диалоги с незнакомыми взрослыми.
Таким образом, игровые упражнения в диалоге разнообразны, а их связь с литературными произведениями дает детям «лучшие образцы» родной речи для построения диалога.

4 этап: Заключительный этап реализации проекта:

После проведенной работы было проведено повторное обследование диалогической речи  у детей.  Анализ полученных данных также позволяет проследить динамику в развитии диалогической речи: дети стали легко устанавливать контакт и чаще проявлять инициативу в речевом общении; научились отвечать на вопросы простыми и полными предложениями, не уклоняясь от темы, у многих детей отмечается способность к самостоятельному изложению материала. В то же время в речи встречаются аграмматизмы, отдельные неточности в выборе адекватных речевых средств, недостаточная последовательность и логичность в объемных высказываниях. Однако полученные данные свидетельствуют об эффективности коррекционной работы по формированию диалогической речи у детей с ОВЗ, обусловленной использованием дидактических игр и упражнений.

Результатом  проекта будет, являться:

·        Организация фотовыставки «Осень в гости к нам пришла».

·        Альбом с творческими работами детей «Осеняя мозаика».

·        Инсценировка на празднике осени В.Сутеева «Под грибом».

·        Преобразование предметно-пространственной среды.

Скачать:

Предварительный просмотр: