Диагностический материал
На странице предложен диагностический материал для детей старшего дошколоного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_grammaticheskogo_stroya_rechi.pptx | 1.64 МБ |
diagnostika_fonematicheskogo_sluha_3.pptx | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Проверка общего уровня языковой компетенции Инструкция: «Послушай предложение и повтори его в точности как я». Предлагаемый материал Дети, ложитесь спать! В саду росло много яблонь. Белка перепрыгивала с ветки на ветку. Кошка лежит на коврике, а котенок выглядывает из-под шкафа. Ваня сказал маме, что не пойдет гулять. Цветы засохнут, если их не поливать. Птицы прилетели с юга, потому что наступила весна.
Инструкция: «Я буду читать предложения; если ты заметишь, что я сказала неправильно, то поправь меня». Я люблю мама. Мальчик рисовает красками. Петя ест спелый яблок. В море плавают рыбка. Малыши построили много домов из песков. У кошки родились котенки .
2. Проверка умения конструировать предложения Инструкция: «Послушай слова: мама, любить, дочка. Из этих слов можно составить «складное» предложение: Мама любит дочку. А теперь я скажу другие слова, а ты составь из них правильное, складное предложение». Мальчик, открывать, дверь; Мальчик открывает дверь. Мама, сливы, купить, дочка; Мама купила сливы дочке. Витя, косить, трава, кролики, для. Витя косит траву для кроликов. Сидеть, синичка, на, ветка. Синичка сидит на ветке.
Составь предложение по картинкам
3. Проверка правильного употребления существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. Инструкция: «Один – мяч, а если много, то скажем, что это – мячи».
Игра «Чего не стало?»
4. Проверка умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже Белая, пушистая – это кошка или котёнок? Красное, спелое – это яблоко или помидор? Серый, голодный – это волк или мышка?
Согласование существительных с числительными «Посчитай» Один лимон, два лимона, … пять лимонов
5. Проверка навыков словообразования Образование названий детенышей животных. Инструкция: «У кошки – котёнок, а у…» козы, собаки, коровы, свиньи, курицы, утки, пингвина, льва.
Инструкция: «Вот этот большой предмет – мяч, к нему подходит маленький предмет – мячик. Я буду называть большой предмет, а ты подходящий к нему маленький предмет». Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме.
Образование относительных прилагательных. Инструкция: «Матрешка сделана из дерева, значит она деревянная. Скажи, какой (какая)… кораблик из бумаги, лопата из железа, сок из яблок, компот из слив, сапоги из резины, конфета из шоколада, ваза из стекла
Образование притяжательных прилагательных Инструкция: «У кошки хвост кошачий, а у …» Белки, Волка, Зайца, Лисы, Медведя
Проверка навыков употребления предлогов. Посмотри на картинки и скажи: что где лежит.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое фонематический слух? Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Фонематический анализ – это разложение слова на составляющие его фонемы. Функция фонематического анализа не только сложная, но и многоплановая. Выделяют следующие формы оперирования фонемами: 1. узнавание звука на фоне слова; 2. выделение первого и последнего звуков из слова; 3. определение последовательности, количества звуков, их места в слове по отношению к другим звукам.
Диагностика сформированности фонематического слуха у детей. Узнавание неречевых звуков. Различение высоты, силы, тембра голоса. Различение слов, близких по звуковому составу. Дифференциация слогов. Дифференциация фонем. Навыки элементарного звукового анализа.
Узнавание неречевых звуков. Отгадай, что звучит?
Различение слов, близких по звуковому составу Покажи картинку
Назови пары предметов, похожих по звучанию.
Дифференциация слогов Повтори, как я скажу Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками: та – то – ту… Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости: та – да – та … Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости: тя – та – тя … Цель – выявить умение детей запоминать на слух и повторять слоговые цепочки с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости, мягкости/твердости.
Поймай звук в ладошку Цель: выявить умение различать звуки родного языка. Гласные звуки – А У О Ы И Э
Игры и упражнения на узнавание согласных звуков Игра «Поймай звук в ладошку» Игра «Хлопай, топай – не зевай» Игра «Подними флажок (фонарик) Игра «Светофор» Игра «Внимательное ушко» Игра «Найди картинку» Игра «Различай и повторяй»
Помоги Незнайке собрать портфель Р
Ц С З
Выделение гласного звука из начала слова (Аня, утка). Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков; Определение гласного звука в середине (дом, мак, танк). Выделение гласного звука из конца слова (окно, вода). Выделение согласного звука из начала слова (мак, дом). Выделение согласного звука из конца слова (мак, кот). Определение позиции согласного звука в словах . Звуковой анализ и синтез слов из трех звуков. Навыки элементарного звукового анализа и синтеза
Игры и упражнения с гласными звуками Назови первый звук в слове
Ы А О У И Какой гласный звук спрятался в середине слова?
Где же место звука [ И ] в словах ива, кит, коньки ?
Игра «Сколько звуков?» А У
Собери урожай
Какой последний звук в словах съел Дракоша?
Магазин Оплатите первым звуком в названии покупки
Новоселье в зоопарке Р Р Р определение места звука в слове (начало, середина, конец)
Сколько звуков в слове? Составь звуковую схему слов.
Отгадай загадку (составьте слово по первым звукам слов)
Спасибо за внимание!