Диагностический материал

Кудряшова Надежда Владимировна

На странице предложен диагностический материал для детей старшего дошколоного возраста.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДИАГНОСТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Подготовила: Кудряшова Н.В учитель-логопед МБДОУ «Детский сад 111»

Слайд 2

1. Проверка общего уровня языковой компетенции Инструкция: «Послушай предложение и повтори его в точности как я». Предлагаемый материал Дети, ложитесь спать! В саду росло много яблонь. Белка перепрыгивала с ветки на ветку. Кошка лежит на коврике, а котенок выглядывает из-под шкафа. Ваня сказал маме, что не пойдет гулять. Цветы засохнут, если их не поливать. Птицы прилетели с юга, потому что наступила весна.

Слайд 3

Инструкция: «Я буду читать предложения; если ты заметишь, что я сказала неправильно, то поправь меня». Я люблю мама. Мальчик рисовает красками. Петя ест спелый яблок. В море плавают рыбка. Малыши построили много домов из песков. У кошки родились котенки .

Слайд 4

2. Проверка умения конструировать предложения Инструкция: «Послушай слова: мама, любить, дочка. Из этих слов можно составить «складное» предложение: Мама любит дочку. А теперь я скажу другие слова, а ты составь из них правильное, складное предложение». Мальчик, открывать, дверь; Мальчик открывает дверь. Мама, сливы, купить, дочка; Мама купила сливы дочке. Витя, косить, трава, кролики, для. Витя косит траву для кроликов. Сидеть, синичка, на, ветка. Синичка сидит на ветке.

Слайд 5

Составь предложение по картинкам

Слайд 6

3. Проверка правильного употребления существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. Инструкция: «Один – мяч, а если много, то скажем, что это – мячи».

Слайд 7

Игра «Чего не стало?»

Слайд 8

4. Проверка умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже Белая, пушистая – это кошка или котёнок? Красное, спелое – это яблоко или помидор? Серый, голодный – это волк или мышка?

Слайд 9

Согласование существительных с числительными «Посчитай» Один лимон, два лимона, … пять лимонов

Слайд 10

5. Проверка навыков словообразования Образование названий детенышей животных. Инструкция: «У кошки – котёнок, а у…» козы, собаки, коровы, свиньи, курицы, утки, пингвина, льва.

Слайд 11

Инструкция: «Вот этот большой предмет – мяч, к нему подходит маленький предмет – мячик. Я буду называть большой предмет, а ты подходящий к нему маленький предмет». Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме.

Слайд 12

Образование относительных прилагательных. Инструкция: «Матрешка сделана из дерева, значит она деревянная. Скажи, какой (какая)… кораблик из бумаги, лопата из железа, сок из яблок, компот из слив, сапоги из резины, конфета из шоколада, ваза из стекла

Слайд 13

Образование притяжательных прилагательных Инструкция: «У кошки хвост кошачий, а у …» Белки, Волка, Зайца, Лисы, Медведя

Слайд 14

Проверка навыков употребления предлогов. Посмотри на картинки и скажи: что где лежит.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фонематический слух – основа правильной речи Подготовила: Кудряшова Н.В., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад 111»

Слайд 2

Что такое фонематический слух? Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Фонематический анализ – это разложение слова на составляющие его фонемы. Функция фонематического анализа не только сложная, но и многоплановая. Выделяют следующие формы оперирования фонемами: 1. узнавание звука на фоне слова; 2. выделение первого и последнего звуков из слова; 3. определение последовательности, количества звуков, их места в слове по отношению к другим звукам.

Слайд 3

Диагностика сформированности фонематического слуха у детей. Узнавание неречевых звуков. Различение высоты, силы, тембра голоса. Различение слов, близких по звуковому составу. Дифференциация слогов. Дифференциация фонем. Навыки элементарного звукового анализа.

Слайд 4

Узнавание неречевых звуков. Отгадай, что звучит?

Слайд 5

Различение слов, близких по звуковому составу Покажи картинку

Слайд 6

Назови пары предметов, похожих по звучанию.

Слайд 7

Дифференциация слогов Повтори, как я скажу Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками: та – то – ту… Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости: та – да – та … Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости: тя – та – тя … Цель – выявить умение детей запоминать на слух и повторять слоговые цепочки с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости, мягкости/твердости.

Слайд 8

Поймай звук в ладошку Цель: выявить умение различать звуки родного языка. Гласные звуки – А У О Ы И Э

Слайд 9

Игры и упражнения на узнавание согласных звуков Игра «Поймай звук в ладошку» Игра «Хлопай, топай – не зевай» Игра «Подними флажок (фонарик) Игра «Светофор» Игра «Внимательное ушко» Игра «Найди картинку» Игра «Различай и повторяй»

Слайд 10

Помоги Незнайке собрать портфель Р

Слайд 11

Ц С З

Слайд 12

Выделение гласного звука из начала слова (Аня, утка). Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков; Определение гласного звука в середине (дом, мак, танк). Выделение гласного звука из конца слова (окно, вода). Выделение согласного звука из начала слова (мак, дом). Выделение согласного звука из конца слова (мак, кот). Определение позиции согласного звука в словах . Звуковой анализ и синтез слов из трех звуков. Навыки элементарного звукового анализа и синтеза

Слайд 13

Игры и упражнения с гласными звуками Назови первый звук в слове

Слайд 14

Ы А О У И Какой гласный звук спрятался в середине слова?

Слайд 15

Где же место звука [ И ] в словах ива, кит, коньки ?

Слайд 16

Игра «Сколько звуков?» А У

Слайд 17

Собери урожай

Слайд 18

Какой последний звук в словах съел Дракоша?

Слайд 19

Магазин Оплатите первым звуком в названии покупки

Слайд 20

Новоселье в зоопарке Р Р Р определение места звука в слове (начало, середина, конец)

Слайд 21

Сколько звуков в слове? Составь звуковую схему слов.

Слайд 22

Отгадай загадку (составьте слово по первым звукам слов)

Слайд 23

Спасибо за внимание!