Вам, родители!

Беляева Елена Владиславовна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Профилактика учебного  стресса у детей"

Составила инструктор по физической культуре АОУ детский сад №22

Беляева Е. В.

     Наиболее часто, когда речь идет о здоровье, имеют в виду такое психологическое состояние как стресс. Человек, в том числе и ребёнок,  часто подвергается эмоциональному стрессу, то есть психотравмам, возникшим из - за межличностных столкновений.

     Ганс Селье, автор теории биологического стресса, отмечал, что значение имеет не то, что с вами случается, а то, как вы это воспринимаете. Стресс иногда является необходимым явлением в жизни человека. Он позволяет приспособиться к новым условиям, иногда оказывает положительное влияние на работоспособность и творчество. В определенных пределах можно тренировать стрессоустойчивость психики. Противостояние воздействию стресса является вполне достижимой задачей.

     Стрессовое состояние является сигналом, что следует остановиться, применить метод снятия напряжения и избавиться от негативных переживаний. Если сознание человека не может нейтрализовать негативные переживания, они переходят в подсознание, а затем и на телесный уровень, провоцируя возникновение заболеваний.

     Стресс может быть информационным (перегрузка информацией) и эмоциональным (позитивным и негативным). С целью профилактики психосоматических заболеваний каждый человек должен научиться определять наличие стресса у себя и нейтрализовывать негативные переживания.

     Но это взрослые. А как же дети?  Детям особенно нужна наша с вами помощь, чтобы они смогли  прожить счастливо самый важный период в жизни человека - ДЕТСТВО. И здесь будет полезно научиться самим и научить детей  справляться со стрессами.  Мы за это ответственны. Почему?

Первое.

    Дети и подростки – наиболее чувствительная и наименее защищенная часть нашего общества. Они уязвимы не только физически, но и психически, эмоционально. Они первыми драматично реагируют на неблагоприятные социальные изменения в обществе. И этой реакцией может стать ухудшение здоровья



Второе.

    Дети и подростки не могут нести полную ответственность за состояние своего здоровья. Эту ответственность несут родители и педагоги.


             
 


И, наконец, третье.

    Становится общепризнанным фактом, что современные дети  испытывают при учебе повышенные психические нагрузки. Особенно это заметно при переходе из дошкольной жизни к школьной. Они не имеют ни той свободы выбора, которой обладают взрослые, планируя свою деятельность, ни той психической устойчивости, которая складывается в старшем возрасте.

    Психическая нагрузка – это сложность, интенсивность, комплексность, временные ограничения и увеличение  требований,  предъявляемых к ребёнку в процессе школьной деятельности. Повышение ответственности за результаты своей деятельности также резко увеличивает психическую нагрузку. Не потому ли перегруженные школьники выбирают путь безответственности и беспечности? Может быть, они просто интуитивно уберегают себя от перегрузок? – В. С.)

    Психологической защитой от таких психических перегрузок у школьников может быть отказ от учебы, ухудшение восприятия учебного материала или возникновение психосоматических заболеваний.

                                                                           Вячеслав САЗОНОВ, физиолог

Что же делать?

     Существует множество способов, позволяющих избежать негативных последствий стресса. Это физические, физиологические, психологические упражнения и приемы. Такое деление представляется нам условным, т.к. все в организме человека взаимосвязано. Так, здоровое питание благотворно влияет на психику, улучшается характер человека. Физические упражнения способствуют вырабатыванию гормона эндорфина, отвечающего за состояние счастья. При помощи, казалось бы, только психологических приёмов можно также эффективно влиять на свое физическое и физиологическое состояние, в чем вы вскоре убедитесь, прочитав и применив те методы, которые предлагаются в данных рекомендациях.

     Существуют различные способы регуляции психоэмоционального состояния, снятия утомления и последствий стресса.

1. Эффективным методом устранения послестрессовых отрицательных эмоций является интенсивная мышечная нагрузка. Накопившиеся за время стресса физиологически активные вещества как бы нейтрализуются, сгорают, и, таким образом, «удар» по сосудам и внутренним органам отводится вовне. Различные комплексы гимнастики помогают повысить стрессоустойчивость.

2. Стресс можно снять слушанием определенной музыки.

3. Для снятия стрессовых состояний можно использовать кинезиологические приемы, которые восстанавливают межполушарное взаимодействие, гармонизируют работу мозга.

4. Различные релаксационные техники позволяют не только оптимально преодолевать стресс, но и в целом улучшают здоровье.

Предлагаю Вам познакомиться с одним из кинезиологических комплексов и взять его на вооружение.

 

Кинезиологический комплекс упражнений,

направленных на снятие стресса у взрослых и детей.

Следует выполнять под спокойную музыку.

- Сделать 12 глубоких вдохов через  нос и выдохов через рот. По возможности, лучше сделать это сидя, может вначале немного закружиться голова. Потом вам необходимо обхватить свою голову руками самому так, чтобы одна ваша рука лежала у вас на лбу, а другая на затылке. 

Держите руки до тех пор, пока не сделаете глубокий вдох и пока тело не выпрямится, а головане отклонится немного назад.

 Еще один знак, что коррекция прошла успешно – равномерное синхронное биение в двух точках на лбу и в двух на затылке.

Следующую позу, можно выполнять дома для профилактики, если вы знаете, что предстоит решить сложную и «страшную» для вас проблему, или вы уже столкнулись с нею.

 

 Она называется   поза Кука.

Изобрел ее доктор Кук, и эффект от ее исполнения длительный, при пятиминутном временном исполнении позы он действует более суток. Итак:

1.     Сядьте на стул и наложите правую руку поверх левой.

2.     Положите правый голеностоп на колено.

3.     Ваши руки сами займут правильное естественное положение на правой ноге. Левая рука, которая была под правой, кистью ложится на подъем правой ноги.

4.     Правая кисть подходит со стороны стопы, охватывая ее так, чтобы пальцы правой руки обхватили пальцы правой ноги.

5.     Держим, как и в первой позе, до пульсации в руках.

6.     Поменяйте руку и ногу и повторите упражнение в зеркальном варианте.

7.     В конце соедините пальцы рук домиком и держите до появления пульсации на пальцах обеих рук. При выполнении упражнения глубоко вдыхайте через нос и выдыхайте через рот.

                               Изображение 

 

Третье упражнение – поза Марширующий солдат.

1.Встаньте прямо и найдите точку на уровне глаз, дышите, как в предыдущих упражнениях.

2.Определите для себя, сколько раз вы будете выполнять данное упражнение, и начинайте дышать и считать про себя. 

3. Поочередно поднимайте колени, касаясь их противоположным локтем, как солдаты при маршировке, только более усиленно. Левый локоть касается правого колена, правый – левого, туловище наклоняется по диагонали.

                                      Изображение

 

           Три этих простых упражнения обязательно помогут  вам и вашим детям  снять стресс и напряжение. Ну, а если проблемы вы запустили и сами осознаете это, то, как и при любом другом заболевании, не стоит заниматься самолечением, лучше обратиться к врачу. И помните, мы сами, своими привычными ожиданиями, формируем счастливые или несчастные события, которые с нами происходят. Каждый человек может стать здоровым, спокойным и  успешным, и сделать раз и навсегда свой выбор БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ! Счастье – внутри нас!


    Вообще кинезиологи советуют чаще выплескивать стресс через такие же сильные положительные вибрации: пение, напряженную спортивную игру, бег, физическую работу, а для ребёнка такой вибрацией является громкий крик.

     Есть такая игра. Берётся четыре предмета разных цветов и взрослый договаривается, что при показе предмета одного цвета ребёнок может топать ногами, другого - хлопать в ладоши, третьего - громко кричать, а четвёртого - молчать. Можно начинать с двух цветов и действий - кричать и молчать.

Здоровья вам и вашим близким!



Предварительный просмотр:

27 подсказок любящим родителям

1. Вопрос №1: «Я ращу послушного или успешного?»

2. Когда ребёнок вас не слушает, вспоминайте вопрос №1.

3. Даже самый маленький лучше мамы знает тепло ему или холодно, хочет он есть или уже нет, нравится ему что-то или не нравится.

4. Дети копируют родителей. Нет смысла ругать за недостатки, которые они взяли у вас.

5. Почаще предоставляйте ребёнку выбор. Например: что (и сколько) поесть, во что играть, где гулять… Так он учится.

6. По-возможности, не мешайте получать негативный опыт. Пусть ошибается: опыт лучше нудежа.

7. Лучше страховать ребёнка на опасных «лазилках», чем пугать его возможными опасностями. Вопрос №1, помните?

8. Заботьтесь о ребёнке в том, в чём он не может о себе позаботиться, и не отнимайте у него права делать для себя то, что он уже может.

9. Лучший способ обучения – делать вместе.

10. Делитесь технологиями: как что делается.

11. Когда ребёнку плохо, его надо не учить, а любить: тёплые объятия и ласковые слова – всё, что нужно.

12. То, что вы сильнее, ещё не значит, что вы всегда правы.

13. Отличный способ ограничить время за экраном – многочисленный кружки и секции. Самые лучшие и самые интересные.

14. Первый критерий в выборе няни, воспитателя, учителя, тренера – любовь к детям. Только не путайте с «сюсюканьем».

15. Карманные деньги лучше не дарить, а выдавать в качестве зарплаты за обязанности и бонусов за достижения.

16. Чем больше вы уважаете своего ребёнка, тем больше шансов у него вырасти в уважаемого человека. Вопрос №1.

17. К счастью родители не всегда лажают одновременно. Поэтому тот, кто помнит о вопросе №1, может защитить ребёнка от второго.

18. Вы имеете право чего-то не знать. Вы имеете право ошибаться. Не притворяйтесь непогрешимым – это смешно.

19. Если кому-то по должности положено (среди прочего) ругать и наказывать вашего ребёнка, не дублируйте его работу. Но хвалите там, где те недохваливают.

20. Учите вопросами. Самостоятельно найденный ответ ценнее готовенького.

21. Вы, кстати, тоже человек: не жертвуйте ради ребёнка. Ваша способность отстоять свои интересы и заботиться о себе – прекрасный пример для подражания! Вопрос №1.

22. Если ребёнок получает ваше внимание, только болея, он будет делать это чаще. Играйте с ним, когда он здоров!

23. «Кнут и пряник» – отличный способ воспитать послушного.

24. Не заставляйте ребёнка реализовывать ваши мечты – лучше реализуйте их сами. Вам не поздно! Правда-правда! Дети скопируют либо то, либо другое.

25. Накосячили? Попросите прощения. У ребёнка. И не превращайте это в очередной сеанс нравоучений.

26. Если обещали наказать за что-то, накажите. Отмена наказания – это обман. А он куда болезненнее, чем то, что вы пообещали сделать.

27. Психотип сильнее воспитания. У кого больше одного ребёнка, тот знает.



Предварительный просмотр:

Что такое плоскостопие?

Консультация для родителей .

Подготовили и провели инструктор по физической культуре Беляева Е. В. и

медицинская сестра Ванина Т. С.

04.2015

     В наше время плоскостопие у детей и взрослых встречается все чаще и чаще. По данным ортопедов, каждому четвертому малышу до 3 лет ставят диагноз «плоскостопие». Между тем благополучная, здоровая и правильно развитая стопа - это залог здоровья малыша в будущем.

    По медицинской статистике к двум годам у 24% детей наблюдается плоскостопие, к четырем годам — у 32%, к шести годам — у 40%, а к двенадцати годам каждому второму подростку ставят этот диагноз. Если у вас в семье растет мальчишка, а вы по натуре оптимисты, подобный диагноз можно даже расценить как удачу - с ним в армию не берут. Родители девочек наверняка огорчатся гораздо больше: красивая походка дочки под угрозой. Ах, если бы речь шла только о косметической проблеме... К сожалению, уплощение свода стопы серьезная и коварная патология, способная повлиять практически на весь опорно-двигательный аппарат,.

    Плоскостопие — это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия — все это приводит к неправильному развитию стопы. Деформация стоп бывает двух видов: поперечная и продольная. При поперечном плоскостопии происходит уплощение поперечного свода стопы. При продольном плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях возможно сочетание обоих форм плоскостопия,.

     До 5—6 лет стопы ребенка представляют собой своего рода каркас, состоящий из мышц и хрящей, которые со временем окостенеют. Например, ладьевидная кость, которая находится на своде стопы, сформируется только к 5 годам. Да и сам свод еще не виден — в области стопы находится жировая подушечка, которая исчезает постепенно по мере роста скелета и увеличения нагрузки на ноги.

     Именно эта жировая подушечка зачастую вводит в заблуждение родителей при домашнем диагностировании плоскостопия. Если намазать стопу ребенка краской и сделать отпечаток на чистом листе бумаги (при этом лист бумаги положите на пол и следите, чтобы ребенок опирался на ногу всей массой тела, как при ходьбе), то вы получите наглядную картинку стопы со всеми ее изъянами. Таким образом, с помощью специальной «копирки» проводят предварительную диагностику плоскостопия детям школьного возраста и взрослым. Если отпечаталась только пятка, внешний контур стопы и передняя часть стопы с пальцами — все в порядке. А если на рисунке вся стопа или лишь ее средняя часть — это плоскостопие.

     Однако в раннем возрасте такой тест может показать ошибочные результаты: жировая подушечка вызывает «плоскостопный» контур. Так что до 5—6 лет диагностировать плоскостопие может только детский врач — ортопед.

     При этом такие проблемы как нарушения осанки и походки, мышечный дисбаланс, болевые ощущения в ногах и спине появляются у детей уже при имеющемся плоскостопии, и являются одним из его последствий.

    Здоровая же стопа гасит ударную волну, которую получает наше тело при ходьбе и беге, на 80%. При плоскостопии же деформируются, теряют свои свойства и другие рессорные системы - суставы, позвоночник. В результате воздействие ударной волны распространяется на внутренние органы и головной мозг.

     «Одна из причин развития плоскостопия - соприкосновение стоп с твердыми поверхностями (асфальт и бетон), - говорит старший преподаватель ЛФК Института мануалогии Александр Демченко. - Особо разрушительная нагрузка происходит во время бега. Это действие может усугубляться неправильно подобранной обувью, например, не по размеру.

   Слишком свободная обувь не может помочь утомленным мышцам удержать стопу в правильном положении. А тесная - нарушает кровообращение, в результате чего нарушаются обменные процессы в мышцах и связках, что не позволяет им полностью восстанавливаться после нагрузок.

     Отсутствие каблука и тонкая подошва могут привести к травматизации и быстрому разбиванию стопы, ее деформации. Стопа должна работать с перекатом с пятки на носок. Обувь на платформе или на шпильках этого не допускает.

   К тому же ходьба на высоких каблуках не только снижает амортизацию стопы, но, смещая центр тяжести вперед, способствует развитию поперечного плоскостопия. Так что с возрастом единственной подходящей обувью для человека становятся лапти. Поэтому, если вы хотите иметь здоровые ноги, запомните несколько правил подбора обуви и несложные упражнения, которые помогут вам поддержать амортизационные свойства стоп».

   Прежде всего - это здоровая обувь, из натуральной, плотной и эластичной удерживающей форму стопы кожи. Обувь должна быть на невысоком, устойчивом каблуке, обеспечивающем надежную опору пяткам. Материал каблука плотный, но не жесткий, носок обуви широкий. Подошва должна быть гибкая, эластичная, но не слишком тонкая. При этом детям нельзя донашивать обувь с чужой ноги, поскольку детская стопа, мягкая, как пластилин, очень быстро приобретет чужие дефекты.

    А вот ортопедическая коррекция и профилактика плоскостопия при помощи специальных ортопедических стелек детям дошкольного возраста (до 6—7 лет) не рекомендуется. От длительного ношения таких стелек у малышей может наступить атрофия связок стопы.   Молодым супинаторы нужны только во время больших нагрузок. А вот пожилым людям с уже приобретенным  плоскостопием носить супинаторы нужно постоянно - терять уже нечего, зато берегутся суставы и позвоночник.

    Что же делать, когда диагноз уже прозвучал? Бороться с уже имеющимся плоскостопием непросто. Процесс этот и длительный, и трудоёмкий, и порой требует немалых материальных вложений. Особенно тогда, когда патологический процесс зашёл далеко. Поэтому лучше предпринимать меры заранее.  Кроме того, что следует носить качественную обувь, хороший профилактический эффект дают несложные упражнения.

    Для выполнения с ребёнком ежедневных профилактических упражнений, укрепляющих мышечно-связочный аппарат стопы и голени, много времени не потребуется. Нужно лишь осознание необходимости со стороны родителей и «согласие поиграть» со стороны ребёнка. Оборудование потребуется следующее: массажные мячи - жёсткий маленький и мягкий (размером побольше), а так же массажный коврик и/или массажный валик, и гимнастический мяч диаметром 26 см.

     Упражнения включают в себя предварительную разминку голеностопного сустава и пальцев ребенка, выполняемые в медленном темпе. После этого выполняются сами упражнения, например с массажным мячом - прокатывая подошвенной поверхностью - от пятки до носка, попеременно правой/левой стопами, очень мягко касаясь поверхности мяча. Причем, сильное надавливание на опору, надо помнить, не полезно. Упражнение также можно выполнять на массажном коврике или с массажным валиком.

     Положите на пол тонкий лист бумаги или старую газету. Пуст ьребёнок хорошенько помнет ее босыми ножками, а потом пальцами ноги поднимет с пола. Научите малыша с помощью ног поднимать с пола предметы разных размеров: карандаши, резиновые игрушки, детали конструктора. Начинайте с больших предметов и постепенно переходите к совсем маленьким. Сначала пусть ребенок выполняет это упражнение, сидя на стуле, одновременно двумя ногами. Затем постепенно усложняйте задачу — пусть поднимает предметы стоя, пальцами одной ноги.

     Кроме того, для профилактики и лечения плоскостопия очень полезны ежедневные теплые ванны (35-36 градусов) с морской солью. Если позволяют средства, можно разориться на ножные массажные ванны со специальными насадками.

.Лечебная гимнастика при плоскостопии (проводится специалистом)

.1.Цель, задачи лечебной гимнастики

Целью лечебной гимнастики является формирование и укрепление сводов стоп.

Задачи лечебной гимнастики: развитие основных функций стоп; обучение правильной постановке стоп при ходьбе; повышение тонуса, уменьшение длины передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп; увеличение длины, устранение гипертонусов трехглавой мышцы голени; укрепление сумочно-связочного аппарата и увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.

.2.Методика лечебной гимнастики

При проведении гимнастики специальные упражнения сочетают с общеукрепляющими в соотношении 3:1, 4:1. В начале курса упражнения выполняют из исходных положений (И.П.) с разгрузкой стоп: сидя и лежа, затем в комплекс включают упражнения из И.П. стоя, в ходьбе. Гимнастику обязательно сочетают с ручным или аппаратным самомассажем. При занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста целесообразно использовать разнообразные яркие предметы, проводить занятия в форме игры.

Эффективность лечебной гимнастики возрастает, если использовать ее в комплексе с водными процедурами, закаливанием, рациональным питанием, оптимальным двигательным режимом, ношением обуви, соответствующей возрасту ребенка, а в случае заболевания - специальной обуви и ортопедических стелек.

     

К специальным упражнениям при плоскостопии относятся упражнения, способствующие укреплению передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп, увеличению длины трехглавой мышцы голени, формированию свода стопы. Эффективны упражнения с захватом и перекладыванием мелких и крупных предметов, перекатыванием предметов, ходьба по палке, обручу, ребристой доске, следовой дорожке, ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы.

.3.Примерный перечень специальных упражнений.

И.П. лежа на спине.

1. Подошвенное и тыльное сгибание стоп с удержанием в каждом положении по 4-6 секунд.

2. Круговые движения ногами «велосипед» с акцентом на движения стопами.

3. Одновременное сжимание пальцев рук и ног в кулаки с последующим растопыриванием пальцев.

4. Круговые движения стопами внутрь и наружу медленно с максимальной амплитудой.

5. Захват стопами крупного предмета (мяча, мешка с песком), перекладывание за голову с последующим возвращением в И.П.

6. Поочередное и одновременное потягивание пятками по 4-6 секунд.

7. И.П. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных (КС), тазобедренных (ТБС) суставах, подошвы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.

8. И.П. как в 5. Поочередный и одновременный отрыв пяток от пола с удержанием в течение 4-6секунд.

9. И.П. как в 5. Разведение ног с постановкой на носки, сведение с постановкой на пятки.

И.П. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги прямые.

1. Поочередный подъем прямых ног с одновременным тыльным сгибанием

2. стоп и удержанием в течение 4-6 секунд.

3. Подъем прямой ноги, тыльное сгибание стопы. Сгибание ноги в КС одновременно с подошвенным сгибанием стопы. Разгибание в КС, подошвенное сгибание стопы, принятие И.П.

4. И.П. сидя на полу. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты в КС,ТБС, стопы стоят на полу. Разведение и сведение пяток.

5. И.П. как в 3. Захват мелких предметов перед собой, перекладывание по обе стороны от себя с последующим возвращением на место.

6. И.П. как в 3. Захват стопами крупного предмета, выпрямление ног в КС, возвращение в И.П.

7. И.П. как в 3. Гофрирование стопами коврика.

8. И.П. как в 3. Катание каждой стопой малого мяча.

9. И.П. как в 3 Катание стопами палки.

10.И.П. как в 3. Разведение ног с постановкой на пятки, сведение с постановкой на носки.

И.П. стоя

1. Подъем на носки.

2. Подъем на пятки

3. Полуприседы на носках.

4. Подъем на наружные своды стоп.

5. И.П. стоя, носки вместе, пятки врозь. Полуприседы.

6. И.П. стоя на гимнастической палке. Приседы.

7. Ходьба на месте без отрыва пальцев от пола.

8. Повороты туловища в стороны без отрыва стоп от пола

9. Разведение пяток, И.П. Разведение носков, И.П.

Упражнения в ходьбе

1. Ходьба на носках.

2. Ходьба на пятках.

3. Ходьба на наружном крае стопы

4. Ходьба на носках в полуприседе.

5. Ходьба по гимнастической палке, шведской стенке приставным шагом.

6. Ходьба с высоким подниманием бедра, подошвенным сгибанием стопы.

7. Ходьба по ребристой доске.

8. Ходьба по наклонной плоскости

9. Ходьба по следовой дорожке.

4.3.Самомассаж стоп.

Для самомассажа удобно использовать массажный коврик или массажныйролик. Резиновые изделия имеют следующие преимущества перед пластмассовыми: 1) они более мягко воздействуют на ткани ребенка;

2) составляющие их массажные элементы можно захватывать пальцами ног. Продолжительность аппаратного самомассажа 2 - 5 минут, в зависимости от возраста и подготовленности детей, общей продолжительности занятия. Самомассаж можно проводить как отдельную процедуру, или включать в занятие лечебной гимнастикой в качестве вводной или заключительной части. Сила, с которой стопы давят на массажный коврик (ролик), определяется чувствительностью ребенка. В процессе проведения самомассжа дети не должны испытывать болевых ощущений. Первые процедуры проводят сидя. В последующем вводная и основная части проводятся сидя, заключительная - стоя. После массажа полезно прилечь на несколько минут с приподнятыми над горизонтальной поверхностью ногами.

И.П. сидя на стуле.

1. Продольное растирание стоп, продвигая их вперед и назад вдоль коврика одновременно и поочередно.

2. Круговое растирание стоп, продвигая их по кругу, перемещая нагрузку от пятки к пальцам вдоль внешнего свода одновременно и поочередно.

3. Поперечное растирание стоп, продвигая их в стороны и к центру. Выполняется одновременно обеими ногами.

4. Захват ворсин коврика пальцами ног с удержанием в течение нескольких секунд.

5. Захват ворсин коврика пальцами ног и попытка супинации стоп, не выпуская ворсин.

6. Захват ворсин коврика пальцами ног и попытка раздвинуть стопы (разорвать коврик), не выпуская ворсин.

И.П. стоя.

1. Продольное растирание стоп, поочередно продвигая их вперед и назад вдоль коврика.

2. Продольное растирание стоп с акцентом на наружные края.

3. Перекаты с пятки на носок и обратно, стоя на коврике.

4. Разведение и сведение пяток, стоя на коврике.

5. Разведение и сведение передних отделов стоп, стоя на коврике.

6. Поочередный подъем ног с захватом ворсин коврика пальцами поднимаемой стопы.

4.4.Примерный комплекс гимнастики для профилактики плоскостопия детям 4-6 лет, представленный в игровой форме «у царя обезьян»

Мы пойдем сегодня в гости к царю обезьян. Обезьяны похожи на детей, но они все могут делать не только руками, но и ногами. Их иногда за это называют четверорукими.

1. Пошли в обход по залу. Обычная ходьба.

2. Какая высокая трава. Пошли на носках, руки подняли вверх. Так я увижу вас, ребята. Ходьба на носках, руки вверх.

4. Вот и прошли этот участок. Обычная ходьба.

1. Болото, идти опасно. Идем строго по следовой дорожке. Ходьба по следовой дорожке.

2. Переходим через ручей. Ходьба приставным шагом по гимнастической палке.

3. Утята гуляют возле ручья. Ходьба на пятках, руки на плечевых суставах.

4. Какой-то подозрительный шум в лесу. Идем тихо-тихо. Ходьба в полуприседе на носках.

5. Это медведь идет. Ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе.

6. Вот мы и подходим. Уже видны обезьяньи домики. Обычная ходьба, построение вдоль обручей.

7. Маленькие обезьянки тоже хотят нас увидеть: поднимаются на носки. Подъем на носки, руки вверх. Вдох. И.П. выдох.

1. Обезьянки поворачиваются вправо, смотрят на нас, влево поворачиваются, хотят всех нас увидеть. И.П. основная стойка. Повороты вправо с отведением правой руки вправо - вдох, И.П.- выдох. Повороты влево с отведением левой руки влево - вдох, И.П.- выдох. Выполняется без отрыва стоп.

2. Обезьянки показывают нам, какие у них мячики. И.П. стоя на обруче, в руках мяч. Полуприсед, мяч подняли - вдох. И.П. - выдох.

3. Наверное, мячи у обезьянок - любимые игрушки. И.П. то же. Подняли мяч, отставили правую ногу назад на носок - вдох, И.П. - выдох.

4. Обезьянки решили показать нам все свои игрушки: сели перед своими домиками и ножками достают из домиков мелкие игрушки. И.П. Сидя.

5. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты в КС,ТБС. Захват стопами мелких предметов перед собой и перемещение их вправо и влево.

6. Теперь обезьянки решили играть большими мячами. И.П. как в 14. Захват стопами большого мяча, выпрямление ног в КС - выдох, И.П. - вдох.

7. Обезьянки очень гибкие. Они выпрямили ноги и наклонились, потянулись к стопам руками. Наклон к прямым ногам - выдох -4-6 секунд. Стопы в положении тыльного сгибания. И.П. вдох.

8. Обезьянки собирают свои игрушки в домик. Захват стопами мелких предметов справа и слева и перемещение их по центру перед собой.

9. Обезьянки пошли на прогулку. Вот они идут по наклонному бревну к высокому дереву. Ходьба по наклонной гимнастической скамейке.

10. Забираются по веткам дерева выше и выше. Лазание по шведской стенке.

11. Перебираются с одного дерева на другое. Ходьба приставным шагом по шведской стенке.

12. Спускаются на землю. Лазание по шведской стенке.

13. Идут по каменистой гряде. Ходьба по ребристой доске.

14. И попадают прямо на берег с обилием мелких камушков. Обезьянки массируют стопы. Массаж стоп на роликовых массажерах.

15. Обезьянки вернулись домой. Легли в свои домики. Свернулись клубочками и сами себя укачивают. Перекаты в группировке.

16. Обезьянки выпрямились, расслабились, слушают, как у них отдыхают стопы.

5. Закаливание

Эффективность профилактических процедур будет еще выше, если в комплекс включить закаливание. Закаливание стоп позволяет не только улучшить региональное кровоснабжение, но и оздоровить организм в целом.

Наиболее распространено обливание ног, поскольку оно оказывает выраженное воздействие на профилактику простудных заболеваний. Для этого вода из лейки, ковша, крана или душа в течение 15-20 секунд льется на голени и стопы. Температуру воды берут 30 градусов Цельсия, постепенно снижают по 1 градусу в день и доводят до 14-16 градусов.

Еще полезней контрастное обливание стоп. Эта процедура тренирует реакцию сосудов на перемену температур. Варианты сочетаний теплой и холодной воды разнообразны. Здоровые дети - первая группа - получают обливания по схеме 38-18-38-18. Дети второй группы получают более щадящий режим как по числу смен, так и по температурному перепаду воды: 38-28-38. Для ослабленных детей контрастные обливания проводят, изменяя температуру очень постепенно, начиная с 25-36 - теплая вода и постепенно доводя ее до 40-41, холодная - с 24-26, постепенно снижая до 18. Обливание стоп проводят обычно после дневного сна. Стопы насухо вытирают, либо не вытирают, дают им высохнуть. Последний вариант пролонгирует действие хладагента.

Иногда для закаливания стоп используют босохождение по водяной дорожке, траве, земле. При ходьбе в помещении температура пола не желательна ниже 18 градусов. Ослабленным детям рекомендуют начинать хождение в носках, а через неделю - босиком. Начинают процедуры с 3-5 минут, постепенно увеличивая по 1 минуте в день. Перед обуванием моют ноги прохладной водой, начальная температура воды 36-35, с последующим снижением на 1градус в день до 20 градусов.

Босохождение полезно не только как профилактика плоскостопия и элемент закаливания к холоду. Ходьба босиком по горячему песку, холодной гальке, хвойным иглам тонизирует, а по теплому песку, дорожной пыли, траве - успокаивает. Ходьба босиком по колючим поверхностям : стерне, шишкам и другим колючим материалам желательно природного происхождения запускает «рефлекс избегания», связанный с повышением тонуса и уменьшением длины сводообразующих мышц, увеличением свода стопы и удаления мягких тканей в области свода от колющих поверхностей.

В Спарте, известной сводом правил по воспитанию здоровых людей, дети до 10 лет ходили только босиком. Приверженцем такого хождения был и Сократ. Зная о пользе босохождения необходимо помнить, что длительная ходьба босиком по твердым ровным поверхностям (по полу) способствует уплощению стоп.

Литература

1.Алексеев М.А. и др. О механизме регуляции вертикальной позы человека при движениях стопы.//Физиология человека.-1981, т.3, №5.- С.644-653

2.Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия 2-е изд. - М.: Медицина, 1980. - С.107-125

3.Клиническая биомеханика/ под ред. В.И. Филатова .- Л.: Медицина, 1980.- С.82-92

4.Кнейп С. Мое водолечение.: в кн. Энциклопедия здоровья, т.1.- Нальчик «ЭЛЬ-ФА», 1993.- С. 378-388

5.Справочник по детской лечебной физкультуре/ под ред. М.И. Фонарева. - Л.: Медицина, 1983.- С.319-321

6.Яременко Д.А., Корж А.А., Тлока В.А. Клиника, оперативное лечение и ортопедическое снабжение при поперечно-распластанной деформации стопы. Методические рекомендации. - Харьков, 1982. - С.4-14



Предварительный просмотр:

Физкультурный заслон ОРЗ.

Борис Сергеевич Толкачев

(выдержки из предисловия)

        Каждому человеку приятно чувствовать себя здоровым, когда выполнение любой работы, нагрузки совсем не обременительно и доставляет только радость. Каждый из нас может и должен поддерживать свое здоровье на протяжении всей жизни. Это достигается соблюдением определенного режима труда и отдыха, рациональным питанием, отказом от вредных привычек, но прежде всего – регулярной физической активностью и закаливанием.

       Читатель, однажды взявший эту книгу в руки, наверняка не поставит ее обратно на полку, так как она написана на интересующую всех тему – как стать здоровым, рассчитана на людей разного возраста – от грудного до взрослого, не только на здоровых, стремящихся с помощью физкультуры предотвратить недуг, но в первую очередь часто болеющих столь распространенными и далеко не безобидными респираторными заболеваниями.

        Как правило, литература по закаливанию обычно рассчитана на здоровых людей, и рекомендуемые им темпы закаливания не подходят тем, кто страдает хроническими заболеваниями, так как постоянные обострения болезни сводят на нет все их предыдущие старания. Вот почему особый интерес представляет книга Б. С. Толкачева.

         Автор впервые дает стройную систему физической реабилитации людей с частыми респираторными и хроническими легочными заболеваниями. На основании почти тридцатилетнего практического опыта по оздоровлению этой категории населения Б. С. Толкачев подробно описывает этапы проведения реабилитационной программы, которая включает физические упражнения, низкотемпературные водные процедуры, воздушные ванны, массаж и другие средства. В отличие от существующих программ предлагаются более активные методы физической реабилитации, позволяющие за короткий период времени почувствовать на себе целительное действие физической активности и водных процедур.

          Система, предлагаемая в книге, достаточно гибкая – каждый может выбрать для себя определенные физкультурные мероприятия в соответствии с возрастом, состоянием здоровья. Например, кто ни психологически, ни физически не готов к холодным ваннам и обливаниям, может проводить комфортные и контрастные водные процедуры.

          В целом рекомендуемая программа занятий физкультурой – от массажа до холодных ванн, комплексы физических упражнений (не только общеукрепляющих, но прежде всего дренажных, позволяющих эффективно откашливать секрет бронхов) помогает тренировать диафрагмальное дыхание, укрепляет организм, ослабляет болезнь. В короткий срок удается преодолеть полную незащищенность человека перед любой инфекцией верхних дыхательных путей и бронхолегочного аппарата, перед сквозняками и холодовыми раздражителями....

    Настоятельно рекомендую прочитать эту замечательную книгу. Особенно тем родителям, чьи дети часто болеют простудными заболеваниями. Методика, или, как сейчас говорят, "технология" работает. Пользуемся всей семьёй. Не полностью,  а тем, что нас устраивает. К сожалению, уровень иммунитета , заложенный в нас природой,  мы часто теряем в первые месяцы жизни. Поэтому, всю дальнейшую жизнь вынуждены либо лечиться, либо восстанавливать то, что потеряно. Как постараться вырастить детей здоровыми - знают, вроде, все. А получается у единиц. На мой взгляд, несколько утверждений неоспоримы. Для здоровья нужны любовь, еда, движение и свежий воздух.

Будьте здоровы!