Проект "Образовательная кинезиология в ДОУ"
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что такое Образовательная кинезиология? | 42 КБ |
Консультация для воспитателей совместно с логопедом. | 73.5 КБ |
Комплексы кинезиологической гимнастики для ДОУ | 14.62 КБ |
Приказ о создании творческой группы | 220.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КИНЕЗИОЛОГИЯ?
Выступление на городском семинаре - практикуме "От движения к мышлению"
Подготовила инструктор по физической культуре АОУ детский сад №22
Беляева Е. В.
Я хочу рассказать Вам одну притчу.
Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги.
Стало им скучно, и решили они создать человека.
Стали думать: каким должен быть человек?
Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным».
Другой сказал: «Человек должен быть здоровым».
Третий сказал: «Человек должен быть умным».
А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам».
И решили они спрятать главное, что есть у человека – здоровье.
Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека. Пусть он всегда его ищет».
Так и живёт с тех пор человек, пытаясь найти своё здоровье.
Только вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!
А помочь ребёнку найти этот дар, сохранить и укрепить должен взрослый!
И по этой причине выбрана тема нашего мастер класса.
Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и достижении физического здоровья через двигательные упражнения.
Слово «кинезилогия» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение и «логос» — наука.
В кинезиологии существует несколько направлений :
Прикладная кинезиология
– это медицинское направление. Этому направлению может обучиться и использовать в работе только человек, имеющий медицинское образование.
– наука и практика о том, как учиться любому новому делу легко и радостно через двигательную активность. «Движение – дверь в обучение» — девиз автора метода американского психолога и доктора наук в области образования Пола Деннисона. Речь идет не только об улучшения академических навыков (чтение, письмо, счет и пр.), но и о нашей возможности эффективно обучаться любой новой деятельности и оставаться, независимо от возраста, любопытствующим, думающим, способным решать жизненные задачи, воображать и создавать новое, что в результате повышает в целом качество нашей жизни.
С помощью приемов кинезиологии укрепляется здоровье, оптимизируются основные психические процессы (память, внимание, мышление, речь, слух, воображение, восприятие), повышается умственная работоспособность, улучшается психоэмоциональное состояние.
Упражнение"Крюки"
Чтобы снять напряжение, успокоить нервную систему, сосредоточиться и быстро восстановить психоэмоциональное равновесие - необходимо сесть на стул, скрестить ноги, положив лодыжку левой ноги на лодыжку правой ноги.
Затем скрестить руки, положив запястье правой руки на запястье левой руки, после чего соединить пальцы в замок, так, чтобы большой палец правой руки оказался поверх большого пальца левой руки.
Вывернуть соединенные в замок руки перед грудью «наизнанку», чтобы сцепленные пальцы были направлены кверху. Смотреть прямо, взгляд вверх, кончик языка прижат к верхнему нёбу (можно на вдохе прижимать к твердому нёбу кончик языка, расслабляя его на выдохе).
Посидеть в этой позе 1—5 минут до появления зевка либо до ощущения достаточности.
Данный прием (его можно выполнять также стоя или лежа) только на первый взгляд кажется простым и незамысловатым. Кинезиологи утверждают, что при таком перекрещивании рук, ног и пальцев происходят сложные процессы, приводящие к сбалансированной работе моторных и сенсорных центров как каждого полушария мозга, так и среднего мозга, который находится прямо над твердым нёбом. При этом достигается объединение эмоций и процессов мышления (усиление межполушарной интеграции), приводя к наиболее эффективной работе (обучению) и реагированию на происходящее.
Упражнение "Зеркальное рисование"
Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, цифры. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий мозга синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
К слову, в кинезиологии есть такой любопытный прием, не только полезный, но и увлекательный. Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия правой рукой (левши — левой). А что, если поэкспериментировать, пробуя чистить зубы, причесываться, брать в руки те или иные предметы и так далее, другой рукой? Исследования показывают, что выполнение обычного действия «неудобной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Такие упражнения очень нравятся детям.
Упражнение "Ухо — нос"
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой — за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук «с точностью до наоборот».
1. Где искать?
"Вот носик..."
Музыка Е. С. Железновой, движения скорректированы Беляевой Е. В.
"В гнёздышке..."
"Зоопарк"
2. С кем искать?
"Этот пальчик - дедушка..."
Развитие движений. Сначала ребёнок загибает пальчики на одной руке, затем на другой руке. После освоения этого приёма ребёнок поочерёдно соединяет пальчики, начиная с мизинчика, на двух руках.
Следующее движение для пальчиков - "Колечко"
" Ожерелье мы составим, маме мы его подарим."
Дети поочерёдно перебирают пальцы рук, соединяя с большим
пальцем последовательно указательный, средний и обратно .
Усложнение с этими же словами: Соединять по два "колечка", попеременно меняя положение рук.
3. Как искать?
"Марширование" перекрёстное и одностороннее.
«Кулак-ребро-ладонь»
Зажали пальцы в кулачок,
А теперь их на бочок,
А теперь ладошки вниз,
Начинаем снова стих
4. Что делать, если человек уже взрослый?
Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающий эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Важной характеристикой упражнений и движений, предлагаемых в данных упражнениях является то, что они работают над оживлением «базового» опыта личности, в частности: зрительного, слухового и чувственно-двигательного и поддерживают так называемые развивающие навыки.
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
Образовательная кинезиология в ДОУ
Подготовили и провели: инструктор по физической культуре АОУ детский сад №22 Беляева Е. В. и учитель-логопед АОУ детского сада №22 Федоряченко Наталья Николаевна.
11.09. 2018 г.
КИНЕЗИОЛОГИЯ на занятиях физической культурой в ДОУ
Кинезиологические упражнения для дошкольников несложны, дети с легкостью могут их выполнять.
Я использую различные кинезиологические упражнения на различных этапах занятия. Например, в заключительной части я применяю дыхательные кинезиологические упражнения.
1. Дыхательные упражнения
Улучшают осанку, стимулируют движения диафрагмы, улучшают кровообращение, гармонизируют деятельность дыхательной, нервной и сердечно-сосудистых систем.
- Глубокий вдох (руки медленно поднимите до уровня груди). Задержите дыхание (внимание сконцентрируйте на середине ладоней). Медленно выдохните (руки опустите вдоль тела).
- Глубоко вдохните. Заверните уши от верхней точки до мочки. Задержите дыхание. Выдохните с открытым сильным звуком А-А-А (чередуйте со звуками Ы-Ы-Ы, У-У-У, О-О-О).
- Глубоко вдохните. Руки медленно поднимите через стороны вверх. Задержите дыхание на вдохе. Выдохните с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опустите. Вдохните. Руки медленно поднимите до уровня плеч через стороны. Задержите дыхание. Медленно выдохните с сильным звуком 0-0-0, обнимите себя за плечи, опустив голову на грудь. Медленно и глубоко вдохните. Руки поднимите до уровня груди. Задержите дыхание. Медленно выдохните с сильным звуком У-У-У. Руки опустите вниз, голову на грудь.
- * Сожмите правой рукой левое плечо. Голову поверните влево и посмотрите назад через плечо. Разведите плечи с силой. Глубоко вдохните, задержите дыхание, выдохните. Посмотрите назад через правое плечо, снова с силой разведите плечи. Глубоко вдохните, задержите дыхание, выдох. Опустите руки вдоль тела, голову уроните на грудь. Вдохните, выдохните. Повторите упражнение, держа левой рукой правое плечо.
Дыхательные кинезиологические упражнения для детей не трудные, но очень полезные
"Задуть свечу" Ребенок представляет, что перед ним стоит 5 свечек. Ему нужно задуть сначала большой струей воздуха одну свечу, затем этот же объем воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все
"Качание головой" Исходное положение: сидя или стоя расправить плечи, голову опустить вперед и закрыть глаза. Затем ребенок начинает покачивать головой в разные стороны и глубоко, как только может, дышать.
"Дыхание носом" Упражнение заключается в том, что дети дышат только одной ноздрей. При этом важно правильно располагать пальцы рук: правая ноздря закрывается правым большим пальцем, левая - мизинцем левой руки. Остальные пальцы всегда направлены вверх. Важно глубоко и неторопливо дышать.
"Пловец" Дети стоя делают глубокий вдох, закрывают нос пальцами и приседают. В таком положении они мысленно считают до 5, затем встают и выпускают воздух. Упражнение напоминает действия ныряющего пловца
2. Движение глазами и частями тела в кинезиологии
Ребенок с помощью этого комплекса упражнений может расширить поле зрения, улучшить процесс мышления, запоминания и речевого развития. Кинезиологические упражнения для детей в целом способствуют активизации обучения, в этом не последнее место занимают синхронизированные движения глаз и языка.
"Глаза и язык"
Дети делают глубокий вдох, поднимая глаза вверх, в это время язык тоже поднимается. Затем выдох, возвращаясь в исходное положение. То же самое во время вдоха проделывается языком и глазами по всем направлениями, в том числе и диагоналям. Это упражнение можно сначала облегчить, применяя только движения глаз, потом добавляя дыхание.
"Восьмерка"
Нужно взять в правую руку ручку или карандаш и нарисовать на листе бумаги горизонтальную восьмерку. То же самое проделать и левой рукой. После этого попытаться нарисовать рисунок двумя руками сразу.
Следующим шагом будет рисование "ленивой восьмёрки" в воздухе разными способами.
"Шагание"
На фоне ритмичной музыки, выполнить следующие действия: шагать на месте с сопровождением каждого шага взмахом руки.
Например, когда шаг делает левая нога, взмахивает и левая рука, с правой точно так же.
"Перекрёстные шаги"
1. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.
2. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.
3. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз.
"Перекрестные шаги" надо делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, проследите, не низко ли опускается локоть, не слишком ли высоко поднимается колено, нет ли излишнего наклона в пояснице. Упражнения можно делать под пение или музыку.
"Кулак, ребро, ладонь"
Не все кинезиологические упражнения для дошкольников легкие. Некоторые задания дети не могут выполнить, поэтому работа с кистями рук приходит на помощь воспитателям, логопедам и психологам. К тому же, такие действия развивают мелкую моторику рук, значит, и больше образовывается нервных связей между разными отделами мозга. Упражнение заключается в том, что ребенок должен положить на стол кулак, потом поставить ладонь ребром, затем положить ладонь на поверхность. Задание отрабатывается руками поочередно, потом одновременно.
"Лягушка"
Ладошки на столе выполняют движения: правая лежит (вниз ладонью), левая сжата в кулак, затем наоборот. При каждой смене положения рук язык движется вправо, влево.
3. Тонус и релаксация
Для того чтобы дети настроились на работу и потом после нее отдохнули и эмоционально и физически, существуют специальные упражнения.
Нормализация тонуса:
1. "Яблоки в саду"
Ребенок представляет, что он находится в саду и пытается сорвать красивое яблоко. Для этого он максимально вытягивает руки, когда "рвет" яблоко, делает резкий вдох и, нагибаясь до пола, кладет яблоко в корзину. Руки использовать по очереди, затем вместе.
2. "Снеговик"
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
Кинезиологические упражнения для расслабления:
1. "Кулачки"
Загнуть большие пальцы вовнутрь ладошки, сжать кулак. Когда ребенок делает вдох, кулачки следует постепенно сжать до максимума. При выдохе постепенно разжать ладонь (до 10 раз)
. 2. "Лед и огонь"
Ведущий командует: "Огонь!", дети активно выполняют различные движения. Во время команды "Лед!", ребенок замирает, сильно напрягая все свои мышцы. Повторить до 8 раз.
Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев. Широко используются кинезиологические упражнения в логопедии, психологии, дефектологии, нейропсихологии, педиатрии, педагогике. Такие задания не только развивают нервные связи, но и веселят детей, доставляя им удовольствие
4. Упражнения в жонглировании
Для развития тонкой моторики рук можно использовать разнообразный спортивный инвентарь: скакалки, гимнастические палки, малые мячи, кольца, палочки, флажки, утяжеленные мешочки и др. Для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координации и оптико-пространственных представлений можно использовать различные формы спортивных занятий.
Хорошие результаты по развитию тонкой моторики рук показывают упражнения с малыми мячами и утяжеленными мешочками. Можно использовать мячи, разные по размеру (диаметр 3—8 см), материалу (резиновые, пластмассовые, матерчатые), фактуре (гладкие, ворсистые, пупырчатые), структуре (полые и сплошные). Через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий ребенок научается сравнивать мячи, осуществлять простейшие операции анализа и синтеза, обогащать свой конкретно-чувственный опыт. На начальном этапе работы в качестве предмета для манипуляций хорошо использовать утяжеленные мешочки.. Мешочек удобнее, чем мяч ловить одной рукой. При падении на пол он не подпрыгивает и не укатывается, как мяч. Мешочек «льнет» к ладони, ребенок лучше чувствует его в руке.
У детей с недостаточной сформированностью мелкой моторики рук освоение предметных действий вызывает значительные трудности. В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка и этапа работы над освоением движений можно варьировать характер манипуляций с утяжеленным мешочком или другими предметами (перекладывание, подбрасывание, ловля и др.), темп работы и степень ее сложности, количество одновременно задействованных в работе предметов, организация занятий. i
Приведу для примера некоторые упражнения различной направленности, разработанные В.П. Дудьевым [16].
Упражнения в перекладывании предмета
- Основная стойка, мешочек в правой руке. На счет 1—2 —руки в стороны — вдох; 3—4 — руки вниз перед собой (или за спину), мешочек переложить в левую руку — выдох. То же, мешочек в левой руке.
- Стойка: ноги на ширине плеч, мешочек в правой руке. На счет 1 — руки в стороны; 2 — наклон к правой ноге, не сгибая коленей; переложить мешочек в левую руку за правой пяткой; 3 — руки в стороны; 4 — исходное положение (и.п.). То же, но наклон к левой ноге.
- Основная стойка, мешочек в правой руке. На счет 1 —руки в стороны; 2 — правую согнутую ногу поднять, спина прямая; 3 — руки в стороны, ногу опустить; 4 — и.п. То же, но согнуть и поднять левую ногу.
- Положение сидя, ноги врозь, мешочек в правой руке у бедра. На счет 1 — руки в стороны — вдох; 2—3 — наклон к левой ноге, переложить мешочек в левую руку — выдох; 4 — и.п. То же, но наклон к правой ноге.
- Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, мешочек в правой руке. На счет 1—2 — колени приблизить к подбородку, голени сомкнуть, переложить через них мешочек в левую руку; 3—4 — и.п. То же, но мешочек в левой руке.
Упражнения в подбрасывании предмета, перебрасывании и ловле (жонглирование одним предметом)
- Стойка: ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1 —2 — подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками; 3—4 — то же. То же, но мешочек в левой руке.
- Стойка: ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1 —4 — подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками, выдержать паузу. То же, но сделать два хлопка. То же, мешочек в левой руке.
3.Стойка: ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1 —4 — подбросить мешочек правой рукой, поймать его левой,
переложить в правую, выдержать паузу. То же, мешочек в левой руке. То же без паузы, в виде серии бросков.
- Стойка: ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1 —4 — подбрасывать мешочек и ловить правой рукой; то же левой рукой.
- Стойка: ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1—2 — подбросить мешочек правой рукой, поймать левой; 3—4 — наоборот.
Упражнения в жонглировании двумя предметами (участвуют обе руки)
- Стойка: ноги врозь, в обеих руках по мешочку. Попеременные броски каждой рукой мешочка вертикально вверх. То же одновременно двумя руками.
- В обеих руках по мешочку. Бросок мешочка правой рукой вертикально вверх, за время его полета переложить мешочек из левой руки в свободную правую и освободившейся рукой поймать падающий мешочек, выдержать паузу. То же без паузы, сериями (левой рукой ловить, а правой одновременно бросать — «Каскад»; то же, начиная с левой руки).
- В обеих руках по мешочку. Бросок мешочка правой рукой вверх по дуге слегка влево, затем после короткой паузы бросок левой рукой мешочка вверх по дуге вправо под первый мешочек, который еще в воздухе (перекрест траекторий), первый мешочек ловит левая рука, а второй — правая, сделать паузу. То же, но бросок начинать левой рукой. То же, но без остановок, непрерывно.
Упражнения в жонглировании двумя предметами (участвует одна рука)
1. Стойка: ноги врозь, в правой руке два мешочка. Бросок вверх по неширокой дуге наружу сначала первого мешочка с таким расчетом, чтобы успеть переместить кисть навстречу падающему первому мешочку, мягко поймать его и, отведя руку в исходное положение, продолжать броски.
2. То же, но бросать мешочки в обратном направлении —по траектории вверх-внутрь. То же левой рукой.
3. В правой руке два мешочка. Быстро перемещая руку вправо и влево, бросать мешочки поочередно вертикально вверх, ловить их и снова бросать вверх. Высота подбрасывания мешочков должна быть одинаковой. То же левой рукой.
Упражнения в бросках и ловле предметов в парах
- Броски и ловля мешочка двумя руками, дети стоят на расстоянии 2—4 м друг от друга.
- Перебрасывание мешочка друг другу одной рукой. То же другой.
- Одновременный бросок мешочков друг другу двумя руками с последующей их ловлей. То же одной правой рукой, одной левой.
Групповые упражнения в передаче, подбрасывании, перебрасывании и ловле предмета
1. Дети стоят по кругу, у каждого в руках по мешочку. Передача мешочков вправо (влево) по сигналу. То же с различными заданиями на слуховое внимание.
2. Дети сидят по-турецки по кругу. Передача мешочков друг другу под музыкальное сопровождение. Музыка замолкает — передача прекращается, с возобновлением музыкального сопровождения игра продолжается.
3. Дети стоят по кругу, водящий — в центре с мешочком в руках. Подбрасывая мешочек вверх, водящий называет имя одного из игроков, тот должен поймать мешочек. Поймавший мяч становится водящим.
Каждое упражнение необходимо тщательно отрабатывать, добиваясь правильного выполнения всех составляющих его компонентов и соблюдения условий, от которых зависит чистота выполнения. Такой подход обеспечит ребенку в дальнейшем успешное освоение более сложных двигательных навыков. Навыки, сформированные в упражнениях с утяжеленными мешочками, переносятся затем на аналогичные упражнения с другими предметами: мячами, кольцами и т.д. Наиболее сложным предметом для манипуляции является кольцо.
Литература:
1. Дудьев, В. П.
Психомоторика детей с нарушением речи: состояние, диагностика, коррекция, развитие [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. П. Дудьев ; Алтайский гос. пед. ун-т. - Барнаул : АлтГПУ, 2017. - 188 с. -
2. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников
. М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.
Предварительный просмотр:
Кинезиологические упражнения, адаптированные для детского сада с проговариванием действий.
Упражнения для межполушарного взаимодействия:
Данные упражнения улучшают мыслительную деятельность, запоминание, синхронизируют работу полушарий головного мозга, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
«Качание головой»
Покачаем головой - неприятности долой.
Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперёд и медленно покачивать головой из стороны в сторону.
«Массаж ушных раковин»
Ушки сильно разотрём и погадим и помнём.
Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину.
В конце упражнения растереть ушки руками.
«Кивки»
Покиваем головой, чтобы был в душе покой.
Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперёд – назад.
«Упражнение для шеи».
Подбородок опусти и головкой покрути.
Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дышать свободно.
Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Расслабить плечи. Поворачивать голову из стороны в сторону при поднятых плечах, глаза открыты.
«Домик»
Мы строим крепкий дом, жить все вместе будем в нём.
Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук.
Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.
«Ладошка»
С силой на ладошку давим, Сильной стать её заставим.
Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. Тоже для другой руки.
«Ожерелье»
Ожерелье мы составим, Маме мы его подарим.
Поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний , безымянный, мизинец. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и обратном порядке (от мизинца к указательному ).
В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Внимание»
Чтоб внимательными быть, Нужно на ладонь давить.
Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии – выдох, при ослаблении – выдох. Тоже самое проделать с правой рукой.
«Поворот»
Ты головку поверни. За спиной, что посмотри!
Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади.
«Ладошки»
Мы ладошки разотрём, Силу пальчикам вернём.
Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх – вниз по ладони левой руки. Тоже для правой руки.
«Потанцуем»
Любим все мы танцевать, Руки ноги поднимать.
Поднять невысоко левую ногу, согнув её в колене, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги. Затем тоже проделать с правой ногой и левой рукой.
«Дерево»
Мы растём, растём, растём И до неба достаём
Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени охватить руками. Это – семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер – раскачивать тело, имитируя дерево.
«Яйцо»
Спрячемся от все забот, Только мама нас найдёт.
Сесть на пол, подтянуть колени к животу, охватить их руками, голову спрятать в колени.
Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.
«Водолазы»
Водолазами мы станем, Жемчуг мы со дна достанем
Лечь на спину, вытянуть руки по команде одновременно поднимать прямые ноги, руки и голову. Держать позу максимально долго.
«Отдохни» (для снятия эмоционального напряжения)
Сам себя ты успокой Тихо песенку пропой.
Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжать в кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатого кулака, сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно.
Упражнения для развития творческого (наглядно – образного ) мышления (правого полушария головного мозга).
«Очищение».
Нужно правильно дышать, чтоб внутри всё очищать.
Вдыхать левой ноздрёй, выдыхая через правую ноздрю.
На вдохе представить, как с воздухом «золотисто – серебристая» энергия проходит через левую ноздрю, левую часть горла, левую часть сердца и желудка и доходит до копчика.
При выдохе «жёлтая больная» энергия выходит через правую часть тела (печень, почки, правую часть сердца, правую часть горла, правую ноздрю)
Затем вдыхать правой ноздрёй, а выдыхать левой.
(Цикл повторить по 3 раза для каждой стороны тела)
«Позевай»
Крепко зубки мы потрём, А потом сладко зевнём.
Закрыть глаза. Массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными и средними пальцами одновременно справу и слева, сделать громкий расслабляющий звук зевоты.
«Руки»
Чтобы ручкам силу дать, Нужно крепче их сжимать.
Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей. Затем расслабить руки встряхнуть.
«Запястье»
Чтоб сильней была рука, Разотрём её слегка.
Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То, же выполнять правой рукой.
«Ладонь»
На ладонь сильней нажми, Силу ты в неё вотри.
Фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу «Буравчика» на ладони массируемой руки. Затем руки поменять.
«Полёт»
Мы, как птицы, полетим, Сверху вниз мы поглядим.
Стоя прямо, сделать несколько взмахов руками, разводя их в стороны. Закрыть глаза, представить себе, что вы летите, размахивая крыльями.
«Гибкость»
Чтобы очень гибким стать, Нужно ножки нам сгибать.
Лёжа на полу, коснуться локтём (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу.
«Успокойся»
Себя мы успокоим сами, Мы постоим с закрытыми глазами.
Сжать пальцы в кулак с загнутыми внутрь большими пальцами. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох.
Упражнения для развития абстрактно – логического мышления (левого полушария)
Данные упражнения улучшают память, повышают интеллектуальные возможности, развивают математические способности, активизируют работу головного мозга.
«Язычок»
Язычок вы покажите, На него вы посмотрите.
Выдвигать язычок вперёд – назад.
«Язычок»
Нужно двигать язычком, Он отплатит вам добром.
Движения языка в разные стороны.
«Язычок»
Поиграйте с язычком, Он поможет вам потом.
Свёртывание языка в «трубочку».
«Ротик»
Чтобы чётче говорить, Рот подвижным должен быть.
Открыть рот и нижней челюстью делать плавные движения, сначала слева направо, затем наоборот.
Упражнения для профилактики нарушения зрения и активизации работы мышц глаз.
«Глазки»
Чтобы зоркость не терять, Нужно глазками вращать.
Вращать глазами по кругу 2 – 3 секунды.
«Глазки»
Зорче глазки, чтоб глядели, Разотрём их поскорее.
Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
«Глазки»
Нарисуем большой круг И посмотрим всё вокруг.
Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).
«Глазки»
Чтобы зоркими нам стать, Нужно на глаза нажать.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1 – 2 секунды.
«Глазки»
Глазки влево, глазки вправо, Вверх и вниз и всё с начала!
Поднять глаза вверх, опустить глаза, повернуть глаза в правую сторону, повернуть глаза в левую сторону.
«Глазки»
Быстро – быстро поморгай, Потом отдых глазкам дай.
Быстро помогать в течении 1 – 2 минут.
«Глазки»
Нужно глазки открывать, Чудо чтоб не прозевать.
Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 секунд.
«Глазки»
Треугольник, круг, квадрат Нарисуем мы подряд.
Нарисовать глазами геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат) сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
Упражнения на дыхание.
«Дыхание»
Глубоко мы все подышим, Сердце мы своё услышим.
Сесть вытянуть ноги и скрестить их . Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в «замок» и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать. (2 мин)
«Дыхание»
Глубоко мы все вздохнём И дыхание прервём.
Вниз закрутим ушки, Ушки - непослушки.
Глубоко вздохнуть. Завернуть пальчиками ушки от верхней точки до мочки. Задержать дыхание.
Выдохнуть с открытым сильным звуком «а – а – а» («у – у – у»)
«Дыхание»
Если медленно подышим, То весь мир вокруг услышим
Стоя прямо, опустить руки, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустить руки вдоль туловища ладонями вниз.
КОМПЛЕКСЫ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ.
КОМПЛЕКС № 1.
«Глазки»
Глазки влево, глазки вправо, Вверх и вниз и всё с начала!
Поднять глаза вверх, опустить глаза вниз. Повернуть глаза в правую сторону, повернуть глаза в левую сторону.
«Язычок»
Язычок вы покажите, На него вы посмотрите.
Выдвигать язычок вперёд – назад.
«Ротик»
Чтобы чётче говорить, Рот подвижным должен быть.
Открыть рот и нижней челюстью делать плавные движения, сначала слева направо, затем наоборот.
«Домик»
Мы строим крепкий дом, жить все вместе будем в нём.
Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук.
Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.
«Ладошка»
С силой на ладошку давим, Сильной стать её заставим.
Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. Тоже для другой руки.
«Ожерелье»
Ожерелье мы составим, Маме мы его подарим.
Поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний , безымянный, мизинец. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и обратном порядке (от мизинца к указательному ).
В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Глубоко мы все подышим, Сердце мы своё услышим.
Сесть вытянуть ноги и скрестить их . Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в «замок» и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать. (2 мин)
КОМПЛЕКСЫ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ.
КОМПЛЕКС № 2.
«Глазки»
Зорче глазки, чтоб глядели, Разотрём их поскорее.
Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
«Глазки»
Нарисуем большой круг И посмотрим всё вокруг.
Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).
«Позевай»
Крепко зубки мы потрём, А потом сладко зевнём.
Закрыть глаза. Массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными и средними пальцами одновременно справу и слева, сделать громкий расслабляющий звук зевоты.
«Качание головой»
Покачаем головой - неприятности долой.
Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперёд и медленно покачивать головой из стороны в сторону.
«Яйцо»
Спрячемся от все забот, Только мама нас найдёт.
Сесть на пол, подтянуть колени к животу, охватить их руками, голову спрятать в колени.
«Водолазы»
Водолазами мы станем, Жемчуг мы со дна достанем
Лечь на спину, вытянуть руки по команде одновременно поднимать прямые ноги, руки и голову. Держать позу максимально долго.
«Дыхание»
Глубоко мы все вздохнём И дыхание прервём.
Вниз закрутим ушки, Ушки - непослушки.
Глубоко вздохнуть. Завернуть пальчиками ушки от верхней точки до мочки. Задержать дыхание.
Выдохнуть с открытым сильным звуком «а – а – а» («у – у – у»)
КОМПЛЕКСЫ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ.
КОМПЛЕКС № 3.
«Глазки»
Чтобы зоркими нам стать, Нужно на глаза нажать.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1 – 2 секунды.
«Кивки»
Покиваем головой, чтобы был в душе покой.
Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперёд – назад.
«Упражнение для шеи».
Подбородок опусти и головкой покрути.
Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дышать свободно.
Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Расслабить плечи. Поворачивать голову из стороны в сторону при поднятых плечах, глаза открыты.
«Внимание»
Чтоб внимательными быть, Нужно на ладонь давить.
Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии – выдох, при ослаблении – выдох. Тоже самое проделать с правой рукой.
«Запястье»
Чтоб сильней была рука, Разотрём её слегка.
Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То, же выполнять правой рукой.
«Дерево»
Мы растём, растём, растём И до неба достаём
Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени охватить руками. Это – семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер – раскачивать тело, имитируя дерево.
«Дыхание».
Если медленно подышим, То весь мир вокруг услышим
Стоя прямо, опустить руки, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустить руки вдоль туловища ладонями вниз.
КОМПЛЕКСЫ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ.
КОМПЛЕКС № 4.
«Глазки»
Чтобы зоркими нам стать, Нужно на глаза нажать.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1 – 2 секунды
«Язычок»
Нужно двигать язычком, Он отплатит вам добром.
Движения языка в разные стороны.
«Руки»
Чтобы ручкам силу дать, Нужно крепче их сжимать.
Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей. Затем расслабить руки встряхнуть.
поменять.
«Полёт»
Мы, как птицы, полетим, Сверху вниз мы поглядим.
Стоя прямо, сделать несколько взмахов руками, разводя их в стороны. Закрыть глаза, представить себе, что вы летите, размахивая крыльями.
«Ладонь»
На ладонь сильней нажми, Силу ты в неё вотри.
Фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу «Буравчика» на ладони массируемой руки. Затем руки поменять.
«Гибкость»
Чтобы очень гибким стать, Нужно ножки нам сгибать.
Лёжа на полу, коснуться локтём (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу.
«Дыхание»
Глубоко мы все подышим, Сердце мы своё услышим.
Сесть вытянуть ноги и скрестить их . Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в «замок» и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать. (2 мин)
КОМПЛЕКСЫ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ.
КОМПЛЕКС № 5.
1.«Глазки»
Бысторо – быстро поморгай, Потом отдых глазкам дай.
Быстро помогать в течении 1 – 2 минут.
2.«Язычок»
Поиграйте с язычком, Он поможет вам потом.
Свёртывание языка в «трубочку».
3.«Поворот»
Ты головку поверни. За спиной, что посмотри!
Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади.
4.«Ладошки»
Мы ладошки разотрём, Силу пальчикам вернём.
Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх – вниз по ладони левой руки. Тоже для правой руки.
5.«Потанцуем»
Любим все мы танцевать, Руки ноги поднимать.
Поднять невысоко левую ногу, согнув её в колене, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги. Затем тоже проделать с правой ногой и левой рукой.
6.«Отдохни» (для снятия эмоционального напряжения)
Сам себя ты успокой Тихо песенку пропой.
Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжать в кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатого кулака, сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно.
7.«Дыхание»
Глубоко мы все вздохнём И дыхание прервём.
Вниз закрутим ушки, Ушки - непослушки.
Глубоко вздохнуть. Завернуть пальчиками ушки от верхней точки до мочки. Задержать дыхание.
Выдохнуть с открытым сильным звуком «а – а – а» («у – у – у»)