Взаимодействие с родителями воспитанников
На странице представлены различные формы взаимодействия музыкального руководителя с родителями воспитанников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители! Предлагаю заполнить Вам анкету. Ваши мысли, идеи, опыт помогут осуществлять музыкальное развитие Ваших детей более интересным, полезным и эффективным. Пожалуйста, уделите несколько минут размышлениям над вопросами.
Фамилия, имя ребенка _____________________________________
1. Кто из родителей занимается или занимался музыкой?
2. Посещает ли Ваш ребенок музыкальную школу, студию и какую?
_________________________________________________________
3. Есть ли дома техническое оборудование для занятий музыкой, и какое оно?
4. Покупаете ли вы своему ребенку диски с записями музыки?
а) классической ________________________________________________
б) детской _________________________________________________
в) другое (что именно)__________________________________________
5. Имеются ли дома музыкальные инструменты? Музыкальные игрушки? Назовите их _____________________________________________
6. Делится ли Ваш ребенок впечатлениями о музыкальных занятиях?
а) да б) почти всегда в) нет
7. Что чаще всего делает Ваш ребенок в своих играх?
а) слушает музыку б) напевает в) танцует
г) играет на музыкальных инструментах
8. Какую музыку любит Ваш ребенок больше?
а) спокойную б) грустную б) бодрую г) веселую
9. Любит ли Ваш ребенок устраивать «домашние концерты» для Вас, используя репертуар, выученный в детском саду?
10. Заучиваете ли Вы по собственной инициативе с ребенком:
а) народные песни б) детские в) современные
11. Любимая песня Вашего ребенка?__________________________
_________________________________________________________
12. Как часто Вы бываете в театре, на концертах и постановках?
13. Какие праздники в Вашей группе хотели бы устроить, провести? Ваши предложения.
14. Нужны ли праздники в детском саду? Да… нет (нужное подчеркнуть)
15. Посещаете ли вы праздники в детском саду?
Да.. нет… по обстоятельствам (подчеркнуть)
16.Что вы ждете от праздника?
а) хороший сценарий
б) яркое выступление детей
в) чтобы ребенок получил удовольствие от праздника
17. В каких номинациях вы хотите видеть вашего ребенка?
а) поёт
б) читает стихи
в) танцует
г) играет на муз. инструментах
д) выступает в сценке в роли героя
18*. Какое участие вы могли бы принять в проведении утренника, детского праздника, спектакля или в их подготовке?
а) выступить со своим ребёнком;
б) сыграть роль;
в) сыграть на музыкальном инструменте;
г) сшить костюм;
д) оформить, нарисовать декорации;
е) самостоятельное выступление : спеть песню, станцевать, прочитать стихотворение (подчеркнуть)
ё) другое (что именно) _____________________________________
Благодарю Вас, Светлана Васильевна , музыкальный руководитель.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Тема моего выступления «Музыкальная школа в дошкольном возрасте. Плюсы и минусы».
Наверняка каждому из вас хочется, чтобы ваш ребенок был, как можно лучше развит во всех направлениях. Музыка не исключение. Обычно все дети любят музыку: песни, и танцы всегда привлекают их. Этому способствуют и развлекательные программы на ТВ, и ваши музыкальные интересы, и музыкальное воспитание в детском саду.
Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка.
Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка.
В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.
Здоровье и развитие мозга.
Игра на музыкальных инструментах способствует развитию мозга через мелкую моторику пальцев рук, так как на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания всех внутренних органов организма.
Учеными биофизиками отмечено удивительное влияние акустических волн классической музыки на здоровье человека.
Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания, болезней органов дыхания, укрепляют сердечную мышцу.
Хоровое пение является эффективным средством для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.
На вопрос «Отдавать ли ребенка в музыкальную школу?» я бы ответила «Да!».
Ведь занятия музыкой развивают, расширяют кругозор и прививают чувство прекрасного.
Музыкальные школы предлагают богатый выбор инструментов для обучения: духовые, струнные, клавишные, ударные.
Но прежде чем выбрать инструмент, ответьте себе на несколько вопросов:
1. Нравится ли ребенку инструмент?
2. Готов ли он физически для этого инструмента (баян, аккордеон требуют определенной физической подготовки)?
3. Готовы ли вы слушать звуки этого инструмента каждый день, при том, что первые несколько лет чистого исполнения вы не услышите?
Есть ещё три главных условия, чтоб ребёнок учился в музыкальной школе:
Первое и главное условие – это ЖЕЛАНИЕ САМОГО РЕБЕНКА. Часто папы и мамы рассуждают так: «Он (она) еще не понимает, а потом «спасибо» скажет!».
Неправильные рассуждения! Невозможно учиться успешно «из-под палки»!
Второе условие – это РЕАЛЬНОЕ НАЛИЧИЕ СЛУХА И ГОЛОСА. Если они отсутствуют, то учеба превратится в пытку. В случае если вы затрудняетесь сами определить уровень музыкальности ребенка, обратитесь к специалисту.
Ну и, наконец, Третье условие – ЭТО ГОТОВНОСТЬ К ДОСТАТОЧНО ПЛОТНОМУ РЕЖИМУ. Вашему ребенку придется учиться сразу в двух школах, а это нелегко. В музыкальной школе его ожидают довольно серьезные предметы: основной инструмент, дополнительный инструмент, сольфеджио, музыкальная литература, хор. Обучение рассчитано на пять-семь лет, в зависимости от выбора инструмента.
Немного хотелось бы поговорить о минусах и плюсах музыкальной школы.
Минусы музыкальной школы, о которых нужно знать:
1. Большая нагрузка. Занятия в музыкальной школе - это ежедневный труд. Помимо школы, ребенку нужно заниматься по несколько часов в день дома. Плюс подготовка к выступлениям и экзаменам.
2. Человеческий фактор. Многие занятия проходят не в группах, а один на один с учителем, поэтому к выбору наставника нужно отнестись с особой тщательностью. Музыка — дело тонкое и легко дается не всем, а неподходящий преподаватель может убить в ребенке любовь к музыке и развить комплексы. Но если уж повезёт с педагогом, остальные минусы можно пережить.
3. Скука. Разучивание гамм и этюдов вряд ли приведет кого-то в восторг.
Да и классические музыкальные произведения вкусам школьников не всегда соответствуют. До классики еще нужно дорасти.
4. Не отдавать ребёнка в музыкальную школу с первого класса. Отдавать ребёнка желательно после старшей группы, на ранне-эстетическое развитие.
5. Проблемы со здоровьем. Нерегулярное питание, стрессы во время концертов и экзаменов могут привести к сбою пищеварительной системы и ослаблению иммунитета.
Плюсов музыкальной школы более чем достаточно. Дети этих плюсов обычно не видят в силу возраста, но о них непременно должны знать родители, которые задумываются о музыкальной школе для своего ребенка. Положительные стороны занятий музыкой:
1. Развитие музыкального слуха и постановка голоса. Без этого не обойтись будущему артисту, но даже если ваш ребенок не планирует связать свою жизнь с музыкой, умение чисто и хорошо петь ему точно не помешает.
2. Повышение уровня культуры. Ребенок получит знания о музыкальных направлениях, композиторах, истории музыки. Даже не самый примерный ученик будет знать, что Сальери Моцарта не убивал, а Сметана — это не только кисломолочный продукт.
3. Развитие усидчивости и трудолюбия, умения распределять свое время. Без этих качеств успешно учиться в музыкальной школе, в общеобразовательной школе, да и просто жить практически невозможно.
4. Рост уровня интеллекта и развитие речи. Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, что положительно влияет на речевую деятельность.
Доказано, что дети, которые занимаются музыкой, опережают сверстников в развитии: они лучше и быстрее читают, грамотнее говорят, лучше воспринимают и обрабатывают информацию. Музыкантам легче даются иностранные языки: натренированная память и хороший слух помогают быстро запоминать иноязычные конструкции и положительно влияют на произношение. Более того, у ребенка равномерно развиваются оба полушария мозга, т.к. на музыкальном инструменте играют двумя руками. Все это ведет к общему росту уровня интеллекта.
5. Повышение уверенности в себе. Постоянное участие в концертах помогает ребенку раскрыться и справиться со страхом публичных выступлений.
6. А чем не плюс попросить свое чадо сыграть, к примеру, на скрипке, если гости долго не уходят?
Регулярные занятия музыкой улучшают мышление, улучшается мелкая моторика, активизируют восприятие ребёнка, повышают его усидчивость, расширяют кругозор
Музыкальная школа – это увлекательно, полезно и интересно. Там ваш ребенок сможет углубиться в прекрасный мир музыки и искусства. Все это оказывает положительное воздействие на ребенка и способствует успешному обучению в общеобразовательной школе.
Советы родителям:
- Пусть в вашем доме царит дух любви и уважение к музыке
- Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит. Ваше собственное равнодушие к музыке – лучший способ свести на нет все попытки, приобщить к ней ребенка.
- Пусть музыка будет желанным и почетным гостем в вашем доме
- Пусть у ребенка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, дудочек, металлофонов. Из них можно организовать семейные оркестры, поощрять «игру в музыку».
- Приучайте детей к внимательному слушанию музыки, просто так включенный телевизор – враг музыкального воспитания. Музыка воздействует только в том случае если ее слушать.
- Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребенка со всей серьезностью, и вы обнаружите, что добились очень многого во всем, что связано с его правильным воспитанием.
- Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллектуальных, творческих музыкальных способностей ребенка, будет невосполним.
- Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать. Или если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
- Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.
- Не прикрепляйте вашему ребенку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
Предварительный просмотр:
Душа ребенка - это душа чуткого музыканта.
В ней – туго натянутые струны, и если вы сумеете прикоснуться к ним –
зазвенит чарующая музыка. И не только в переносном, но и в прямом смысле.
Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки.
В. А. Сухомлинский
Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. Она использовалась для того, чтобы вызывать экстаз и энтузиазм, возбуждать агрессию перед битвой, облегчать или выражать чувства, налаживать связь, совершать исцеление и т. д.
Существует общепринятое мнение о том, что музыка способствует снятию напряжения, но последние исследования учёных свидетельствуют и о других её целебных свойствах.
Так, музыка оказывает положительное действие на иммунную систему: она способствует быстрому росту в организме количества структур, защищающих человека от инфекции.
Чтобы снять беспокойство пациента, доктора в Гавайском университете перед операцией включали современную музыку, а чтобы притупить боль после хирургического вмешательства, ставили диски со звуками арфы.
В одном из госпиталей Барселоны приятная мелодия помогла снизить тревогу перед операцией у двухсот семи пациентов. Пациенты, которые слушали музыку после инсульта, восстанавливались быстрее.
Корейскими учеными было доказано, что музыка лечит хронические заболевания и острую боль.
Установлено также, что музыка расширяет объем внимания, снижает стресс, способствует самовыражению, стимулирует ассоциации и образы воображения и способствует процессу запоминания.
Музыка – одно из средств самовоспитания и могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Музыка пробуждает энергию мышления даже у самых инертных детей.
Музыкальное воспитание способствует:
- развитию речи;
- развитию движений;
- обогащению самостоятельной игры и деятельности детей;
- и, конечно, развитию эмоций.
Итак, первое средство борьбы с негативными эмоциями – это музыка. Сейчас я вам предлагаю принять удобную позу, расслабиться, закрыть глаза и послушать музыку.
Релаксация «Отдых и энергетический заряд»
- Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо. Шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом.
- По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность – спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой, своей жизнью и профессией.
- А теперь мысленно повторяйте за мной: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!»
- Как вы себя чувствуете? Тогда переходим ко второму средству борьбы с негативными эмоциями и сделаем шаг навстречу друг другу.
Физкультурное занятие с детьми и родителями
А знаете ли вы, что большинство детей дошкольного возраста великолепно воспринимает и чувствует классическую музыку, в том числе музыку XIX - ХХ века - это Вивальди, Прокофьев, Мусоргский, Сен-Санс, Чайковский, Рахманинов и других. Дети любят слушать эти, порой очень непростые, музыкальные произведения - ведь они дают пищу их фантазии, заставляют испытывать разнообразные чувства. То есть воспитание искусством - это не просто музыкальное развитие детей, а комплексное развитие сферы чувств и эмоций, укрепление психики, мышления, внимания, памяти, развитие личности ребенка.
Педагогический подарок «Какую музыку рекомендуется слушать»
На музыкальных занятиях под руководством С.В. малыши слушают небольшие, выразительные произведения классической музыки, которая захватывает малышей, заставляет переживать, пробуждает фантазию - только так может происходить музыкальное развитие детей. Затем малышам предлагается выразить движением то, что они услышали и почувствовали в этой музыке и поиграть. После занятий дети становятся более раскрепощенными, общительными, в них раскрываются музыкальные способности, в том числе танцевальные, и актерский талант.
- И сейчас мы проверим ваш танцевальный талант и познакомимся с третьим способом борьбы с негативными эмоциями - танцем.
Танец «Приседай»
Педагогический подарок «Текст песни к танцу «Приседай»»
- Как вы думаете, какая музыка легче всего усваивается детьми? (колыбельные песенки)
95% преступников, отбывающих наказания, на вопрос «Помнят ли они о том, что им в детстве пели колыбельные песни» - ответили отрицательно. Тем не менее, 90% родителей все же поют детям колыбельные песни.
Кто из вас поет своим детям на ночь колыбельные песни?
Кто помнит весь текст колыбельной песенки?
Педагогический подарок «Текст колыбельной»
Текст колыбельной песни должен быть максимально приближен к народному варианту, поскольку любая современная интерпретация убирает из колыбельных песен главную их функцию: защиту ребенка от опасностей внешнего мира. Ритм колыбельной песни обычно соотносится с ритмами дыхания и сердцебиения матери и ребенка. Внутренний настрой на другого человека через ритм его движений – это самый успешный способ психологического присоединения к партнеру. Вот почему так важно ласкать ребенка, прижимать его к себе, гладить, обнимать, чтобы он слышал дыхание матери и ритм ее сердца. Именно их исполнение вызывает у детей положительные эмоции. Это четвертый способ борьбы с негативными эмоциями.
Но что же делать ребенку, если мама не понимает, что творится в ее душе, если она недовольна, если мама еще не справилась со своим гневом, вызванным работой, мужем, зарплатой.
Попробуйте следующие упражнения для развития умения понимать себя.
- Прислушайтесь к себе. Если бы ваше настроение можно было покрасить, то какого бы цвета оно стало? На какое животное или растение похоже ваше настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх?» Выберете для каждой эмоции свой цвет.
- Нарисуйте контур человечка. Теперь представьте, что человечек радуется, заштрихуйте карандашом то место, где, по вашему мнению, в теле находится это чувство. Затем так же «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу и т.д. Зарисовывать можно и одного человечка, и разных.
Итак, пятый способ – рисование.
Чтобы научиться справляться с гневом, существуют специальные методики и упражнения.
1. Стройте вместе с малышом «рожицы» перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, особо обратите внимание на мимику гневного человека.
2. Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и можете попробовать использовать такой знак для обуздания своего гнева. Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык.
3. А теперь поиграем и заодно потренируемся спокойно общаться с людьми. Разбейтесь на пары и выберите из ведерка одну игрушку на двоих. Один из вас будет играть роль ребенка, другой его мамы (папы). Задача ребенка – уговорить Вас отдать этот предмет. Вы отдаете вещь, когда захотите.
Теперь усложняем игру: ребенок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов.
Теперь поменяемся местами – взрослый просит у ребенка.
Обсуждение:
- как легче просить?
- какие приемы и действия повлияли на Ваше решение отдать игрушку?
- какие чувства вы испытывали?
4. Игра «Обзывалки».
Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты - одуванчик!», «А ты тогда – дыня!» И так до тех пор, пока поток слов не иссякнет.
Итак, играем.
Чем помогает такая игра?
Если Вы разозлитесь на ребенка, захотите его «проучить», вспомните веселые «обзывалки», возможно даже назовите ребенка, ему не будет обидно, а Вы получите эмоциональную разрядку. Когда, имея навык такой игры, малыш назовет обидчика «огурцом» (а не ...), Вы, несомненно, почувствуете удовлетворение.
5. Можно воспользоваться «чудо–вещами» для выплескивания негативных эмоций:
– чашка (в нее можно кричать);
– тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые игрушки);
– листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);
– карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);
– пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать);
– подушка «Бобо» (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки».
6. Средство «быстрой разрядки» Если видите, что ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).
- Вот и мы с вами сейчас на прощание споем хорошую песню.
Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.
Музыка, которую рекомендуется слушать Для снятия раздражительности:
От головной боли:
От бессонницы:
Для успокоения:
От гипертонии:
От апатии и плохого настроения / малыш вяло или плохо сосёт грудь:
| МБДОУ ДС №7 «Незабудка» корпус №1 Без таблеток и микстур | Музыка, которую рекомендуется слушать Для снятия раздражительности:
От головной боли:
От бессонницы:
Для успокоения:
От гипертонии:
От апатии и плохого настроения / малыш вяло или плохо сосёт грудь: Произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта, П.И. Чайковского, А. Вивальди в темпе аллегро или аллегро модерато | МБДОУ ДС №7 «Незабудка» корпус №1 Без таблеток и микстур |
«Тополиный пух» Упражнение поможет снять стресс и облегчить боль у ребенка. Ребенок лежит в удобной для него позе. Начните с медленных прикосновений к его телу. Пусть ваши прикосновения будут хаотичными. Прикоснитесь к голове, затем к пяточке. Пока одна ладонь лежит на теле ребенка, другая плавно переносится на новое место, например, на локоточек, а затем на животик. Успешность и действенность упражнения зависит от соблюдения следующих правил:
| «Слово» Не только прикосновения матери, но и ее ласковые слова способны облегчить боль, снять напряжение, улучшить настроение. Поэтому вместе с прикосновениями рассказывайте что-либо ребенку (небольшой метафорический рассказ с приятными образами, сказку). Мозг, как ребенка, так и взрослого в состоянии расслабления, релаксации подсознательно впитывает в себя смысл позитивных утверждений и меняет стереотипы нашего поведения. Расскажите ребенку мягким спокойным голосом, как он гуляет в сказочном лесу. Что он слышит, какие звуки его окружают. Было бы хорошо, если бы в это время звучала спокойная музыка без слов. Расскажите ребенку, что он видит, какие удивительные места его окружают. Опишите, как мягкий тополиный пух касается его. При температуре используйте метафору мягкого прохладного снежка. При астме, аллергии вместо «тополиного пуха» используйте «лучики солнца» или «капельки воды». Помните, что болезнь ребенка – это сигнал к тому, что ему не хватает Вашего внимания. Этому упражнения Вы можете научить своего ребенка, который будет с удовольствием делать его для Вас. Воздействие этого упражнения Вы можете попробовать на супруге или родителях. Желаем удачи! | «Тополиный пух» Упражнение поможет снять стресс и облегчить боль у ребенка. Ребенок лежит в удобной для него позе. Начните с медленных прикосновений к его телу. Пусть ваши прикосновения будут хаотичными. Прикоснитесь к голове, затем к пяточке. Пока одна ладонь лежит на теле ребенка, другая плавно переносится на новое место, например, на локоточек, а затем на животик. Успешность и действенность упражнения зависит от соблюдения следующих правил:
| «Слово» Не только прикосновения матери, но и ее ласковые слова способны облегчить боль, снять напряжение, улучшить настроение. Поэтому вместе с прикосновениями рассказывайте что-либо ребенку (небольшой метафорический рассказ с приятными образами, сказку). Мозг, как ребенка, так и взрослого в состоянии расслабления, релаксации подсознательно впитывает в себя смысл позитивных утверждений и меняет стереотипы нашего поведения. Расскажите ребенку мягким спокойным голосом, как он гуляет в сказочном лесу. Что он слышит, какие звуки его окружают. Было бы хорошо, если бы в это время звучала спокойная музыка без слов. Расскажите ребенку, что он видит, какие удивительные места его окружают. Опишите, как мягкий тополиный пух касается его. При температуре используйте метафору мягкого прохладного снежка. При астме, аллергии вместо «тополиного пуха» используйте «лучики солнца» или «капельки воды». Помните, что болезнь ребенка – это сигнал к тому, что ему не хватает Вашего внимания. Этому упражнения Вы можете научить своего ребенка, который будет с удовольствием делать его для Вас. Воздействие этого упражнения Вы можете попробовать на супруге или родителях. Желаем удачи! |
Танец «Приседай» Дети стоят парами друг перед другом. 1. Поплясать становись И дружку поклонись. (кланяются друг другу). Проигрыш. (дети кружатся лодочкой вокруг себя). 2. Ножкой топ, ножкой топ, Ещё раз: топ да топ. (топают поочерёдно ножками). Проигрыш. (дети кружатся лодочкой вокруг себя). 3. Ручки – хлоп, ручки – хлоп, Ещё раз: хлоп да хлоп. (хлопают в ладоши). Проигрыш. (дети кружатся лодочкой вокруг себя). 4. Ты погладь, ты погладь, Ещё раз: ты погладь. (гладят друг друга по плечу). Проигрыш. (дети кружатся лодочкой вокруг себя). 5. Обнимись, обнимись, Ещё раз обнимись. (обнимают друг друга). | Танец «Приседай» Дети стоят парами друг перед другом. 1. Поплясать становись И дружку поклонись. (кланяются друг другу). Проигрыш. (дети кружатся лодочкой вокруг себя). 2. Ножкой топ, ножкой топ, Ещё раз: топ да топ. (топают поочерёдно ножками). Проигрыш. (дети кружатся лодочкой вокруг себя). 3. Ручки – хлоп, ручки – хлоп, Ещё раз: хлоп да хлоп. (хлопают в ладоши). Проигрыш. (дети кружатся лодочкой вокруг себя). 4. Ты погладь, ты погладь, Ещё раз: ты погладь. (гладят друг друга по плечу). Проигрыш. (дети кружатся лодочкой вокруг себя). 5. Обнимись, обнимись, Ещё раз обнимись. (обнимают друг друга). | Танец «Приседай» Дети стоят парами друг перед другом. 1. Поплясать становись И дружку поклонись. (кланяются друг другу). Проигрыш. (дети кружатся лодочкой вокруг себя). 2. Ножкой топ, ножкой топ, Ещё раз: топ да топ. (топают поочерёдно ножками). Проигрыш. (дети кружатся лодочкой вокруг себя). 3. Ручки – хлоп, ручки – хлоп, Ещё раз: хлоп да хлоп. (хлопают в ладоши). Проигрыш. (дети кружатся лодочкой вокруг себя). 4. Ты погладь, ты погладь, Ещё раз: ты погладь. (гладят друг друга по плечу). Проигрыш. (дети кружатся лодочкой вокруг себя). 5. Обнимись, обнимись, Ещё раз обнимись. (обнимают друг друга). | Танец «Приседай» Дети стоят парами друг перед другом. 1. Поплясать становись И дружку поклонись. (кланяются друг другу). Проигрыш. (дети кружатся лодочкой вокруг себя). 2. Ножкой топ, ножкой топ, Ещё раз: топ да топ. (топают поочерёдно ножками). Проигрыш. (дети кружатся лодочкой вокруг себя). 3. Ручки – хлоп, ручки – хлоп, Ещё раз: хлоп да хлоп. (хлопают в ладоши). Проигрыш. (дети кружатся лодочкой вокруг себя). 4. Ты погладь, ты погладь, Ещё раз: ты погладь. (гладят друг друга по плечу). Проигрыш. (дети кружатся лодочкой вокруг себя). 5. Обнимись, обнимись, Ещё раз обнимись. (обнимают друг друга). |
Колыбельная «Ой, люлюшки, люлюшки» 1. Ой, люлюшки, люлюшки, Прилетели гулюшки. Стали гули ворковать, Стали деточек качать. 2. Дрёма к деткам забрела. Под головку спать легла. Ой, люлюшки, люлюшки. Прилетели гулюшки, Стали гули ворковать, Стали детки засыпать. | Колыбельная «Ой, люлюшки, люлюшки» 1. Ой, люлюшки, люлюшки, Прилетели гулюшки. Стали гули ворковать, Стали деточек качать. 2. Дрёма к деткам забрела. Под головку спать легла. Ой, люлюшки, люлюшки. Прилетели гулюшки, Стали гули ворковать, Стали детки засыпать.
| Колыбельная «Ой, люлюшки, люлюшки» 1. Ой, люлюшки, люлюшки, Прилетели гулюшки. Стали гули ворковать, Стали деточек качать. 2. Дрёма к деткам забрела. Под головку спать легла. Ой, люлюшки, люлюшки. Прилетели гулюшки, Стали гули ворковать, Стали детки засыпать. | Колыбельная «Ой, люлюшки, люлюшки» 1. Ой, люлюшки, люлюшки, Прилетели гулюшки. Стали гули ворковать, Стали деточек качать. 2. Дрёма к деткам забрела. Под головку спать легла. Ой, люлюшки, люлюшки. Прилетели гулюшки, Стали гули ворковать, Стали детки засыпать. |
Прощальная песня
1. Мы сейчас на пути адаптации,
На тяжёлом, но важном пути.
Но владея теперь релаксацией,
Этот путь мы сумеем пройти.
Припев: Будем мы вспоминать,
Тексты песен колыбельных.
Будем детям их петь,
Детям рано ещё взрослеть.
2. Обещаем, что все упражнения,
Будем мы всей семьёй выполнять.
Раздражительность и нетерпение
Постараемся мы обуздать.
Припев: Будем мы вспоминать,
Как мы пели, танцевали.
Будем нервы беречь,
До свиданья, до новых встреч.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Развитие речи детей через музыку»
Цель: познакомить родителей о роли музыки в развитии речи детей.
Задачи:
- Активизировать знания родителей о значимости развития связной речи;
- Обучить игровым приемам развития фантазии и словесного творчества;
- Расширить степень включенности родителей в реализацию индивидуальной работы с детьми.
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей.
Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, пальчиковая гимнастика) можно использовать в работе над развитием речи.
Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение.
Развитию речевого слуха способствуют пение попевок на различных звуках. Для развития речевого дыхания огромное значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни. Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом: петь громко и тихо. Пение дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т.е. помогает вырабатывать хорошую дикцию.
Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами, того не замечая, дети изучают основы поэзии!
Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка. Так же пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги.
Музыкальные занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности.
Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.
В ходе работы над текстом, разучиваемой песни, проводим работу по коррекции устной речи. В этом нам помогает артикуляционная гимнастика. В неё включаем упражнения для языка, щёк, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику.
Кроме пения, речь ребёнка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности. Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики.
Очень важное значение в процессе развития ребёнка имеет развитие мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Учёные отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
Очень нравятся детям пальчиковые игры под музыку. Хочется отметить, что виды музыкально – пальчиковой гимнастики усложняются в зависимости от возраста детей.
Движение под музыку оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память ориентировку в пространстве, координацию движений. Даже если ребенок молчит, но движениями передаёт характер музыкального произведения, выражает своё отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога,- значит, он реагирует на слово, думает. Запоминает, действует.
Музыкально - ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.
В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика (общая, мелкая и артикуляционная), координация движений, развивается произвольность движений, коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки, движений и речи. Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения. К музыкально – ритмическим движениям относятся танцы: парные, с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные. Особенно положительно влияют на развитие речи детей танцы с пением и хороводы, поскольку помогают детям координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться не только на занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Музыкально – дидактические игры, дидактические задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико – фонематического слуха. Особо необходимо развивать у детей слуховое внимание и слуховую память.
Для этого можно провести такие игры:
- «Угадай, что звучит?»,
- «На каком инструменте играю?»,
- «Двигайся, как подскажет музыка»,
- «Сыграй, как я»,
- «В лесу»,
- «Кукушка»
Дорогие родители!
- Эмоционально общайтесь с ребёнком с момента рождения.
- Создавайте условия для общения с другими детьми.
- Пойте с вашими детьми.
- Рассказывайте стихи руками.
- Двигайтесь вместе с ними под любую музыку.
- Музицируйте на детских музыкальных инструментах.
- Поощряйте ребёнка, когда он сам двигается и поёт, услышав песню!
Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем, прихлопываем различные ритмы. Нет музыкально неспособных детей, это уже давно доказано. И даже не сомневайтесь: развитие музыкальных навыков обязательно поможет вашему ребенку в будущем успешно обучаться в школе!
Работая с детьми, мы должны помнить, что «Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел – который нужно зажечь».
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей
«Насколько музыкален ваш ребенок»
Уважаемые родители!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы нашей анкеты. Внимательно прочитайте вопрос и выберите один наиболее правильный ответ. Спасибо за то, что приняли участие в нашем опросе!
Какое значение вы придаете музыке в развитии своего ребенка
1. Считаю его частью его будущего образования.
2. Отвожу одну из главных ролей.
3. Особого значения не придаю.
4. Другое.
Как ребенок относится к репертуару дошкольного учреждения?
1. Поет детские песни с удовольствием.
2. Предпочитает копировать песни взрослых.
3. Совсем не поет и не говорит о детских песнях.
4. Поет только с взрослыми.
5. Другое
Как вы приобщаете ребенка к музыке?
1. Посещаю с ним концерты.
2. Беседую с ним о музыке.
3. Считаю, что это должны делать в дошкольном учреждении.
4. Предпочитаю отдать ребенка в музыкальную школу.
5. Другое.
Каков интерес вашего ребенка к музыке?
1. Интереса не проявляет.
2. Постоянно говорит о том, что делали на музыкальном занятии.
3. Говорит со мной о музыке, если я его спрашиваю.
4. Другое.
Как ребенок реагирует на музыку?
1. Сразу начинает петь, как только услышит знакомую песню.
2. Внимательно слушает музыку.
3. Пытается движением воспроизвести характер музыки.
4. Равнодушен к музыке.
5. Другое
Какие условия созданы для домашнего музицирования?
1. Не занимаюсь этим.
2. Есть музыкальный инструмент.
3. Есть фонотека с детским репертуаром.
4. Другое
Предварительный просмотр:
«Музыкальная одаренность дошкольника»
Детская одарённость, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы. Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Невероятно важно, чтобы дар ребенка был сразу же замечен, оценен. Ребенок должен почувствовать, что его талант важен для всех. Одаренный ребенок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант востребован.
И тут возникает важный вопрос: как «не прозевать», «не зарыть в землю» музыкальную одарённость ребенка? Решение этой проблемы и составляет сверхзадачу родителей и педагогов, которую они должны решить в дошкольный период жизни ребенка.
Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Музыка - источник особой детской радости. В нашем детском саду имеется всё необходимое для осуществления работы по художественно-эстетическому развитию. Музыкальный зал оборудован музыкальным центром, фортепиано, музыкальными инструментами (русскими народными и инструментами народов мира), необходимыми атрибутами для развития танцевальных движений (лентами, шарфиками, платочками). В группах есть центры музыки, которые оснащены необходимыми учебно-методическими пособиями, музыкальными инструментами, музыкальными игрушками. Дети с удовольствием рассматривают иллюстративный материал по слушанию музыки, к детским песенкам, альбомы с портретами композиторов, играют на деревянных ложках, бубнах, металлофонах, ксилофонах. Такие условия созданы для занятий музыкой в повседневной жизни.
Выявлять музыкальные способности начинаем у детей с 3-х летнего возраста. Много тепла и ласки отдаём нашим детям, открывая дверь в мир прекрасного. На занятиях им предлагается доступный для восприятия наглядно иллюстрированный музыкальный материал, музыкально-дидактические игры, авторские методики Бурениной А.Н., О.П.Радыновой.
В раннем возрасте ребёнок естественно открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Благодаря грамотным занятиям у малыша постепенно развивается музыкальный слух, а музыкально-ритмическое развитие естественным образом вливается в жизненный ритм малышей. Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный пением ребенок может дома с энтузиазмом исполнять выученные в детском саду песни, попевки, танцы, но при этом не проявлять аналогичной активности непосредственно на музыкальном занятии.
В художественно-эстетической деятельности выделяют хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
Дети с удовольствием принимают участие при разучивании музыкально-ритмического материала, участвуют в театрализованной деятельности, разучивают и исполняют стихи, песни, танцы, водят хороводы и участвуют в инсценировках. Иногда родители на празднике или развлечении узнают о наличии признаков одарённости у своих детей.
У детей с общими задатками одаренности, но без выраженных на первом этапе музыкальных способностей, музыкальность в процессе специальных занятий развивается очень интенсивно, по-видимому, главным образом за счет интеллектуальных механизмов. Поэтому рекомендую родителям ребёнка после выпуска из детского сада продолжить занятия в музыкальной школе, хореографией. Наши дети обучаются в Введенской музыкальной школе, занимаются в хореографических коллективах, участвуют в районных и всероссийских конкурсных программах. Выступают в сельских праздниках "8 Марта", "День матери", "День защитника Отечества", " «День Победы». День пожилого человека.
Создание особой художественной атмосферы, музыкальности окружения является мощным стимулом музыкального и общего развития детей.
«ПРОЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА»
Если одаренность проявилась рано? (0 - 3 лет)
Уже спустя 5-7 дней после появления на свет, одаренные дети чаще и дольше рассматривают фигурки сложной формы, выделяя движущиеся и объемные предметы. А к концу первого месяца появляются признаки зрительного, слухового, двигательного сосредоточения.
Для одаренных детей на ранних этапах развития характерна высокая чувствительность к новизне ситуаций, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение.
Ребенок проявляет постоянную любознательность ко всему новому.
У одаренного малыша раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства общения в звено самостоятельного мышления.
Музыкальное дарование проявляется сравнительно рано. До 2-3 лет об этом можно судить лишь по косвенным признакам: младенец затихает при звуках музыки, появляется улыбка, он активно гулит. Такие дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют.
Художественная одаренность проявляется в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго.
Математическая и шахматная одаренность проявляется в быстром и радостном освоении арифметических действий.
Литературное дарование раскрывается позднее. Ребенок настроен на музыку слов, его завораживает звучание рифм.
Ранняя одаренность требует к себе бережного и внимательного отношения. Жить с такими детьми и воспитывать их, - значит постоянно решать творческие задачи по созданию условий для дальнейшего раскрытия способностей.
Одаренность в дошкольном возрасте (3 – 7 лет)
Если у Вашего ребенка:
- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием,
- чрезвычайное любопытство в отношении того, как устроен тот или иной предмет, отчего мир устроен так, а не иначе,
- проявляется способность отслеживать несколько процессов одновременно,
- живое воображение, изобретательность и богатая фантазия,
- отличное чувство юмора, он любит смешные несоответствия, игру слов, шутки,
- повышенные математические способности в плане вычислений и логики,
- устойчивая концентрация внимания и большое упорство в решении различных задач,
- обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие,
- наблюдаются трудности в общении со сверстниками,
- высокий энергетический уровень (малая продолжительность сна),
- зрение часто нестабильно, испытывает затруднения фокусирования с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске),
то можно говорить о наличии у него отличительных черт, характерных для одаренных детей.
Что делать родителям?
Отвечайте на все бесчисленные вопросы. Одаренные дети в 3—4-х летнем возрасте очень любопытны и готовы исследовать все стороны окружающего их мира. В поиске ответов на свои вопросы они упорней, чем средний ребенок. Здесь очень важно проявить терпение, доброту и уважение. Используйте эти вопросы для того, чтобы стимулировать ребенка к дальнейшим исследованиям и опытам.
Не делайте излишнего упора на занятиях, так как учебные программы скорее суживают мышление ребенка, а не расширяют его. Традиционные занятия уделяют слишком большое внимание логическим, цифровым и линейным процессам. Для ребенка дошкольного возраста более естественно мышление интуитивное, ассоциативное, которое лучше всего развивается в игре, и может подавляться ранними интенсивными занятиями с использованием строго организованных материалов, подобных школьным учебникам.
В одаренном ребенке надо развивать самые разные интересы.
Например, активно вовлекать в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством и т. д.
Выделите ребенку место для его коллекций, экспериментов и любимых занятий. Такие занятия могут принимать форму элементарного природоведения (пусть даже в городском дворе), а обычный сад или огород могут подтолкнуть ребенка к изучению химии, иностранного языка (все растения имеют латинские названия), агрономии. Эстетическое удовольствие, получаемое ребенком от цветения разных растений, наблюдение за насекомыми, опыляющими цветы, могут заинтересовать его биологией и энтомологией. Подобные занятия воспитывают в ребенке трудолюбие и радость познания плодов собственного труда.
Если ребенок отказывается спать днем, родители могут заменить сон тихими играми: чтением, решением кроссворда, прослушиванием сказки и т. д. Одаренный ребенок весь день «крутится на высоких оборотах», поэтому иногда их надо и снизить. Да и родителям необходима передышка.
Объединиться в создании «групп по интересам». Папы и мамы могли бы использовать собственные способности и устраивать для всех детей занятия вместо дневного сна, от которого многие дети упорно отказываются. Например, организовать занятия иностранным языком, так как в дошкольном возрасте «языковые» центры мозга впитывают информацию наиболее эффективно. Занятия, стимулирующие групповые дискуссии, также хороши: это прекрасная возможность прояснить мысль, предложить идею и выслушать мнение других.
Избегайте создания «эффекта ореола». Помните, что ребенку необходимо с ранних лет сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых не преуспевает. Успех приходит не всегда и не во всем. Неудача — вещь нормальная, случающаяся со всеми.
Оградите малыша от общественного неодобрения и негативной реакции сверстников, бабушек и дедушек. Сейчас не время критики! Кроха должен укрепиться в своей позиции, тогда ему будет легче развиваться.
Одаренность в младшем школьном возрасте (7-11 лет)
Младший школьный возраст играет особую роль в развитии личности ребенка. Ребенок доверяет старшим, эта вера безгранична. Дети в этом возрасте весьма чувствительны к оценкам взрослых. Оценка собственной личности нередко бывает отражением мнений взрослых о ребенке.
Нередко развитые способности у ребенка обнаруживаются в учебной деятельности, и связаны с развитием познавательной сферы (внимание, память, мышление, воображение).
К концу младшего школьного возраста авторитет взрослых постепенно утрачивается. Большое значение в жизни детей начинают играть сверстники. Активно формируются и развиваются навыки общения с ровесниками, завязываются прочные дружеские отношения.
Способные дети часто не распознаются взрослыми, так как оценивается, прежде всего, успеваемость и успешность обучения в школе.
Родителям следует обратить внимание на следующие особенности ребенка:
- интеллект выше среднего;
- умение принимать решения;
- чувство ответственности;
- настойчивость;
- терпимость и терпение в работе с людьми;
- энтузиазм;
- умением ясно выражать мысли в устной и/или письменной форме;
- живость и любознательность;
- независимость в действиях;
- инициатива, стремление участвовать во всем новом;
- использование воображения в мышлении;
- гибкость в подходах к проблемам;
- разнообразные интересы;
- чувство юмора;
- трудности в нахождении близких по духу друзей;
- проблемы участия в играх сверстников, которые им неинтересны;
- нежелание быть таким, как все;
- трудности в школе, где отсутствует стимуляция интеллектуального развития;
- ранний интерес к проблемам мироздания.
Если Вы заметили у Вашего ребенка признаки одаренности:
Во-первых, не ограничивайте ребенка школьными рамками, а развивайте его интересы и ставьте перед ним новые, увлекательные задачи.
Во-вторых, Вам следует уделить специальное внимание проблеме развития и воспитания своего одаренного ребенка, искать информацию, как в литературе, так и в общении с другими родителями и специалистами.
В-третьих, постарайтесь посвятить неделю тщательному наблюдению за ребенком, за его интересами и ежедневными занятиями. Это поможет определить направления, в которые лучше всего вкладывать время и силы. Пусть любознательность ребенка поможет Вам определить, какие интересы Вы должны развивать и какие задачи ставить.
Дневниковые записи в течение недели могут обнаружить перегруженность ребенка регламентированными занятиями, так что на размышление или импровизированные мероприятия у него вовсе не остается времени. Если это так, возможно, Вам стоит пересмотреть мотивацию ребенка в занятии тем или иным делом. Более всего, ребенок хочет радовать Вас и быть любимым Вами, поэтому часто занимается чем-то, чтобы доставить Вам удовольствие. С этих позиций следует помнить о том, что ребенку необходимо действительно свободное время. Просто помечтать или «поболтаться» может быть для ребенка полезной сменой темпа.
В-четвертых, Вам следует рассмотреть три фактора, способствующих отличным достижениям: способности, возможности и индивидуальность.
Способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой или математической легкости или к художественному творчеству являются одним из параметров одаренности. Выдающиеся способности одаренного ребенка должны быть восприняты и оценены окружающими людьми.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Одаренный ребенок»
Многие папы и мамы считают своего ребенка одаренным, но большинство детей — гении только в глазах своих родителей. Тем не менее, к некоторым малышам действительно применимо слово "одаренный". Есть несколько указаний на одаренность вашего ребенка.
Десять признаков одарённости вашего ребенка:
1. Хранит информацию. К большинству детей применима пословица "Что в одно ухо влетело, из другого вылетело". Дети, которые более развиты умственно, сохраняют большое количество разнообразной информации и способны вспомнить ее позже. Пример: шестилетний мальчик вернулся из музея космонавтики и нарисовал в деталях космическую ракету, которую он там видел.
2. Обширный круг интересов. Одаренные дети демонстрируют интерес к разным вещам. Один месяц они могут сходить с ума от динозавров, а на следующий месяц увлечься астрономией.
3. Рано начинает читать и писать. Если ваш ребенок одарен, он может начать читать и писать очень рано даже с минимумом обучения.
4. Музыкально или художественно одарен. Дети, которые проявляют необычные способности к музыке и/или искусству, часто считаются одаренными. Так, например, дети, которые могут рисовать предметы в перспективе или имеют абсолютный музыкальный слух, попадают в категорию одаренных.
5. У ребенка бывают периоды глубокого сосредоточения. Детям обычно несвойственны периоды длительного внимания, но одаренные дети способны на более длинные периоды сосредоточения внимания, чем не одаренные.
6. Имеет хорошую память. Некоторые одаренные дети способны помнить вещи, которые случились с ними в более раннем возрасте. Например, двухлетний малыш может вспомнить (без напоминания со стороны взрослых) эпизод, который случился с ним, когда ему было 1,5 года.
7. Имеет "продвинутый" словарный запас. Если ребенок рано заговорил, это не обязательно говорит о его одаренности, но если ваш малыш использует "продвинутые" словарь и предложения, то он действительно может быть таким умным, как вы думаете. Например, обычно двухлетние дети говорят такими фразами "Там собачка". Одаренный ребенок может сказать: "В саду коричневая собачка. Она нюхает наши цветы".
8. Уделяет внимание деталям. У одаренного ребенка есть пристрастие к деталям. Ребенок постарше может желать знать, как устроены вещи, как они работают. А ребенок помладше может положить игрушки туда, откуда он их взял, или заметить, если какую-то вещь передвинули с ее привычного места.
9. Действует как собственный критик. Обычно дети не очень озабочены тем, что делают они сами или другие дети, если только у их друзей нет игрушки, в которую они бы поиграли. Одаренные же дети уделяют внимание тому, что делают другие, но более всего они критично относятся к себе. Например, ребенок, который выиграл соревнование по плаванию, может сказать: "Жаль, что я не улучшил свой собственный рекорд".
10. Понимает сложные понятия. Дети, которые высоко развиты интеллектуально, способны воспринимать сложные понятия и отношения и думать абстрактно. Они способны понимать глубинные проблемы и думать об их решениях.
В сфере психосоциального развития одарённым детям свойственны следующие черты:
1. Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано, в силу рано сформировавшихся личных систем ценности дети остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию.
2. Хорошо развитое чувство юмора. Обожают несообразительности, игру слов, «подковырки», часто видят там, где сверстники его не обнаруживают.
3. Попытки решать проблемы, которые им пока «не по зубкам».
4. Преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и способности воображать.
Психологами доказано, что умственная работа, выполняемая не из-за чувства долга, не для получения высокой отметки и не для того, чтобы победить на олимпиаде или в конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть на основе внутренней потребности, тесно связана с деятельностью центра положительных эмоций. Этот выявленный экспериментально факт дополнен утверждением о том, что лишь деятельность, мотивированная подобным образом, содействует развитию данных способностей.
Рекомендации родителям по работе с одаренными детьми
Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:
1. Уверенность, базирующуюся на сознании самоценности.
2. Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.
3. Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску.
4. Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству.
5. Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.
6. Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, национальностей и образовательных уровней.
Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:
- они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или интеллектуальном плане;
- они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка. Если ребенок задает вопрос, связанный с сексом, родители дают ответ, предлагая лишь чуть больше информации, чем определено вопросом;
- они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу, даже если сами могут сделать все быстрее и лучше;
- они практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.
Рекомендации родителям
Дайте ребенку время для размышления и рефлексии.
Старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации.
Старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей
Избегайте сравнивать детей друг с другом.
Дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить, прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.
Поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени.
Поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов.
Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы.
Дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях.
Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем.
Будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости.
Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.
Уважаемые родители! Для успеха и благополучия ребенка необходимы Ваша любовь и поддержка.