Для руководителей ШМО
Представленный материал поможет интересно, творчески провести заседание ШМО учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_fg_10.12.2021g.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
10.12.2021г.
«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВЫ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»
(семинар-практикум)
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци
Цель: создать условия для ознакомления педагогов с понятием «функциональная грамотность», её составляющими и способами формирования данного образовательного результата.
Предварительная подготовка:
- Расставить столы на 4 группы
- Вырезать геометрические фигуры по количеству участников (треугольник, круг, квадрат, ромб) разного цвета (синий, зелёный, красный, жёлтый); с обратной стороны проставить цифры от 1 до 4.
- Подготовить презентацию
- Раздаточный материал (карточки со словами "личность", "функционировать", "грамотность"; карточки с названиями компонентов функциональной грамотности; карточка «Вставь пропущенные слова»)
ХОД СЕМИНАРА
1. Рассадка за столы (по форме фигур)
В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» сказано: Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования».
Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично.
Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами» и прочими мудреными словами.
2. Давайте попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать", "грамотность".
Задание для 1 и 4 группы: Используя каждую букву слова "личность" записать личностные качества.
(Любознательность, инициативность, человечность, нестандартность, ответственность, самостоятельность, творчество)
Задание для 2 группы: Подберите слова - синонимы к слову "функционировать". (Работать, действовать, внедрять, применять...)
Задание для 3 группы: Дайте определение слову "грамотность"
(Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке; фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека)
3. Опираясь на наши результаты работы, попробуйте сформулировать понятие "функционально грамотная личность" (это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач) – слайд
Давайте сравним созданное нами определение функциональной грамотности с определениями известных педагогов, психологов. (слайд)
4. Продолжить семинар хотелось бы с притчи. Называется она «Чайная церемония». (инсценировка)
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник » – добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник » – подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
5. Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря
современным языком «функциональная грамотность школьников».
Учитель понимал:
- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты;
- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Формула успеха
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»
Эта формула позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.
6. Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и школьникам, приходящим к педагогу на занятие, необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни.
«Поливая» это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.
- Дерево – функционально грамотная личность.
- Вода – педагогические технологии.
- Яблочки (цветы) – ключевые компетенции.
- Лейка – педагог
7. Рассадка по цвету карточек
8. Слайд «Компоненты функциональной грамотности
8. Практическая работа «Создание портрета выпускника 21 века со сформированной функциональной грамотностью»
Каждый стол получает две карточки с названием компонента функциональной грамотности и раскрывает её содержание.
Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.
Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.
Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.
Правовая и общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.
10. Отчёт групп о работе «Создание портрета выпускника 21 века со сформированной функциональной грамотностью»
11. Рассадка по номерам
12. Ситуативные задачи
Рассмотрим жизненные ситуации, в которых бывает каждый. Полноценно ли мы готовим своих учеников для их решения?
Приведите примеры задач, которые помогут решить эту проблему
- Ремонт
- Переезд
- Приусадебный участок
- Организация экскурсионной поездки за границу
Индикаторы функциональной грамотности: общая грамотность; информационная; компьютерная; коммуникативная; владение иностранными языками (на уровне бытовой лексики); грамотное решение бытовых проблем; грамотность действий в чрезвычайных ситуациях; правовая и общественно-политическая грамотность.
13. Карточка «Заполни пропуски»
В завершении работы семинара нам необходимо подвести итоги.
Заполните пропуски в тексте (групповая работа)
Приоритетной целью современного образования становится (полноценное формирование и развитие) способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.
Это должно стать залогом успешной (адаптации) в стремительно меняющемся обществе, умение организовывать (свою учебную деятельность), работать с (информацией) и самостоятельно выполнять задание. Задача школы – (научить учиться), а не просто дать готовую (ые) (знания/информацию).
Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информации, а в том, чтобы стать организатором (познавательной деятельности), где главным действующим лицом становится ученик.
Учитель должен организовать и управлять этой (деятельностью).
14. Подведение итогов
«Поливая» это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево дало плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.
- Дерево – функционально грамотная личность.
- Вода – педагогические технологии.
- Яблочки – ключевые компетенции.
- Лейка – педагог
А для того, чтобы лейка не опустела, она должна постоянно пополняться, т.е. педагогу необходимо самообразование. Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности обучающихся.