Лепка из пластических материалов
Здорово, что теперь мы, воспитатели, можем выбирать из огромного количества предлагаемого материала для занятий. Ушел в прошлое жесткий пластилин, появился кинетический песок, мастика, глина, массы для лепки, тесто,наконец. К слову, тестом промышленного производства могут назвать то,что тестом по составу не является. И наоборот: например, популярный пластилин "Плей-до" состоит из вполне съедобных материалов, но позиционирует себя именно как пластилин.
Вопрос лепки в саду из соленого теста долгое время являлся спорным. Сторонники бережного отношения к продуктам питания были однозначно против,но были и те, кто поддерживал противоположную точку зрения. Мой взгляд на этот вопрос- компромисс. Конечно, я за бережное отношение к продуктам питания. Более того, считаю своим долгом рассказать детям о том, что продукты питания - это не только то,что мы едим. Я рассказываю воспитанникам о страницах истории нашей страны, в которых продукты питания имели символическое значение. Это, прежде всего, блокада Ленинграда.
Но вместе с тем, я не считаю целесообразным отказываться от такого универсального материала для лепки, как соленое тесто. Оговорюсь сразу, детям этот материал я позиционирую как "несъедобное тесто", "масса для лепки". Приготовлена эта масса особым образом, мука заваривается, соль используется мелкая, консервант- лимонная кислота. От добавления ванилина, как это делает производитель "Плей-до", я отказалась намеренно, чтобы не провоцировать у детей ассоциаций с пищей. Таким образом получается мягкое, пластичное, светлое, прекрасно хранимое несъедобное тесто. Его можно окрасить пищевыми красителями, но парадокс в том, что дети предпочитают массу неокрашенную. Вероятно, это связано с отрицанием рамок в творчестве, с возможностью продолжения работы с поделкой, ее сушки, декорировании.
Этот материал особенно помогает в работе с детьми с особенностями развития. Помогает развивать символьную память у детей с трудностями запоминания образа букв и цифр. Этот материал - незаменимый помощник в построении мнемотаблиц, мнемодорожек-составляющих мнемотехники. Поскольку я работаю в группе коррекции детей с речевыми нарушениями, эта технология - мой первый помощник в развитии символьной памяти и построении связной речи детей.