"Дети ТВ - школа" - предшкольный медиацентр

Кораблева Валерия Леонтьевна
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАСТНИКАМ ПРОЕКТА
«ДЕТИ ТВ – ШКОЛА"

Перед прочтением этих рекомендаций стоит просмотреть небольшой видеоролик, так Вам, уважаемые педагоги, будет понятно,о чем идет речь.

https://disk.yandex.ru/i/uxjCS-57ATOb_Q

Эти рекомендации в большей степени будут полезны  специалистам, которые непосредственно работают с детьми, а также руководящим работникам, которые координирует работу предшкольных медиацентров. Рекомендации помогут вам эффективно организовать съемку, избежать траты времени впустую, обеспечить непрерывный выход телесюжетов, организовать преемственность дошкольного и начального уровней образования.

Итак, ваше учреждение реализует проект "Предшкола - стандарт детского сада", педагоги двух уровней образования активно взаимодействуют, пора организовывать предшкольный медиацентр. С чего начать?

Стоит начать с принятия того, что предшкольный медиацентр - технология длительного применения, включается во все виды деятельности обучающихся, сообразно тем задачам, которые решаются в данный момент времени.

Прежде всего, стоит отметить,что для удобства участников проекта, мы разработали единую концепцию сети телестудий «Дети ТВ-школа», а также  единое оформление сюжетов макеты заставок разработаны для двух уровней образования, готовы для монтажа и печати.  Перейдя по следующей ссылке, вы сможете скачать все материалы проектаhttps://disk.yandex.ru/d/HH2hNOOHd52tzg

Посмотрите сюжеты наших съемочных групп, вам станет понятно, как мы используем и стартовую страницу в сюжете, и баннер с логотипом, и сам логотип «Дети ТВ-школа». - http://yadi.sk/d/ElsO5IZtt1Txvw

Пожалуйста, ознакомьтесь со всем, что мы для вас подготовили, эти знания несомненно вам понадобятся в будущем! Обратите внимание на тенденции современного образования: большинство ведущих образовательных учреждений страны имеет или свое СМИ или медиацентр.

Мои коллеги не сразу присоединились к процессу съемки сюжетов, у них возникали трудности. 

О ТРУДНОСТЯХ

Не стремитесь сразу брать в руки камеру. Начните с подготовки. Первое – идея сюжета. О чем ваши дети хотят рассказать. Рассказывайте в сюжете о том, что их вдохновляет. Это может быть либо сама тема сюжета, либо форма, в которой вы тему преподносите. Также определитесь с жанром сюжета – новость, интервью, реклама…  Не забывайте о том, что это ДЕТСКОЕ телевидение, не скатывайтесь в съемки открытых занятий воспитателя. Это тоже интересно, но не детям. Здорово, если сюжеты преследуют не только развлекательную, но и образовательную задачу. Это мможет быть презентация проекта в интересной форме. Обязательно нужно расписать план сюжета - сценарий, важно прописать и реплики, и локации, и планы (крупный, общий), закадровый текст. Со стршего дошкольного возраста стоит включать в эту работу детей, в этом вам помогут пиктограммы, средства мнемотехники.

О ФОРМЕ представления темы в сюжете

ПРИМЕР: задача учреждения - осветить работу по направлению стем – образование в дошкольных группах и начальной школе. Возраст детей 3 года, 2 младшая группа. Что мы можем сделать? Можем показать, как дети с воспитателем конструируют из лего зверей и рассказывают о них. А можем выпустить новостной сюжет об открытии контактного зоопарка, отправить в младшую группу корреспондента из старшей группы, который, в свою очередь возьмет комментарий у эксперта - учащегося начальной школы. В диалоге корреспондента и работников контактного зоопарка услышать рассказ о животных. Вызвать ветеринаров, принять меры к выздоровлению слона и жирафа, пригласить посетителей в зоопарк. Корреспондент обязательно отметит то, что в этом контактном зоопарке работники очень бережно относятся к животным.

Совсем другая история получилась, не так ли?

Возвращаемся к тому, как важно проработать сценарий сюжета. Трехминутный сюжет в печатном выражении – один лист формата А4. Пример такого сценария вы тоже можете увидеть в материалах проекта. Обратите внимание на то, что место съемки, наложение музыки, план, локации – тоже прописывается в сценарии. Со временем, возможно, вам не понадобится так подробно все указывать. Но на начальном этапе – это залог того, что съемка пройдет легко и быстро. Призываю вас давать реплики участникам для разучивания домой, важно, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья, подключать к работе специалистов - учителя-логопеда, педагога-психолога, дефектолога. Тренинги, игры на раскрепощение, применение мнемотехники,-все эти средства помогут детям быстрее почувствовать себя уверенно перед камерой. Услышать в диалогах участников съемок импровизацию - бесценно!

Сценарий написан, реплики дети проговорили, отдельные фразы проработал учитель-логопед. Пора порепетировать перед камерой, для некоторых детей - сначала перед зеркалом или в качестве наблюдающего за процессом. Сходите в помещение телестудии, в непринужденной обстановке проведите опробование. Расскажите детям о том, что даже если они ошибутся, это не страшно, все поправимо и решается в момент монтажа. В этот же день, если возможно, отсмотрите снятый материал. Наверняка вы заметите недочеты, которые вы можете исправить в этот же день. Съемки должны проходить динамично и не вызывать неприятия у участников.Талантливо и легко - наш девиз!

О НЕДОЧЕТАХ СЪЕМКИ:

Устанавливайте камеру на штатив. Даже если вам кажется, что вы держали ее неподвижно, на большом экране будет видно дрожание. Напоминайте ребенку – оператору о том, что камеру не нужно двигать в момент съемки.

Камера должна быть на уровне глаз ребенка, не снимайте детей сверху, теряется ощущение присутствия. Будет здорово, если вы со временем научитесь чередовать крупные планы и общие. Обратите внимание, как это делают на федеральных каналах.

При стационарной съемке следите за тем, чтобы дети не заслоняли логотип Дети ТВ-школа, а также в кадр не входило ничего лишнего. Не забывайте, что каждому уровню образования соответствует свой логотип и свое оформление рубрик, которые вы можете скачать здесь  https://disk.yandex.ru/d/HH2hNOOHd52tzg

Не обязательно, чтобы дети  - репортеры говорили в полной тишине, даже наоборот, звуки вокруг должны быть естественными. Но по возможности они не должны говорить слишком тихо. В программе монтажа есть возможность прибавить громкость видео, но если ребенок шептал – переснимите этот фрагмент. Здорово, если используется микрофон - петличка, она спасает даже тогда, когда вокруг крайне шумно.

Разбавьте сюжет общими планами в теме: в прогнозе погоды – виды природы, в новогоднем сюжете – поделки на выставке образовательного учреждения. В момент съемки таких планов камера направлена на объект неподвижно или с минимальным движением. Не должно быть эффекта качки.

Лучше, если репортеры, ведущие будут представляться на камеру, не забудьте вставить подписи в монтаже.

О МОНТАЖЕ

После того, как съемки закончились, пора монтировать сюжет. Для этого все отснятые видео мы загружаем в видеоредактор. В каждом фрагменте мы обрезаем лишнее, выставляем фрагменты в нужном порядке, вставляем в начало и конец стартовую страницу со стартовой отбивкой (звук), накладываем музыку на сюжет в местах, где она необходима, добавляем закадровый текст и подписи. Далее сохраняем.

После того, как ваш сюжет смонтирован, обязательно начинайте его транслировать в официальной группе учреждения, здорово, если экран есть и в самом учреждении в общедоступном месте.

 

Не забудьте оформить согласие законных представителей воспитанников на публикацию видеоматериалов с участием детей в простой письменной форме.

 

 

Еще раз о материалах проекта:

https://disk.yandex.ru/d/HH2hNOOHd52tzg - ссылка на материалы проекта      

                      http://yadi.sk/d/ElsO5IZtt1Txvw - ссылка на сюжеты нашей телестудии 

                      

 

В студии была Валерия Кораблева, специально для «Дети ТВ»