Воспитательная функция литературы

Воспитательная функция литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_prezentatsiya.pptx1.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В оспитательная функция литературы

Слайд 2

Специфика подростков, родившихся в начале-середине 2000х. Среди устойчивых характеристик представителей нового поколения выделяют: постоянное пребывание в виртуальной реальности; "клиповое", "фрагментарное" мышление; пребывание в интенсивном информационном поле; неспособность надолго запоминать информацию; гиперактивность сконцентрированность на личных переживаниях.

Слайд 3

Традиционными функциями художественной литературы являются познавательная, коммуникативная, оценочная, эстетическая, эмоциональная , воспитательная функции. Они дополняют друг друга и дают читателю возможность развиваться всесторонне. Воспитательная роль особенно важна - ведь именно воспитанность говорит о цельности и гармоничности личности.

Слайд 4

Способствуют осуществлению воспитательной фунции: заинтересованность школьника в саморазвитии чувство ответственности перед собой и обществом Ученик сам должен иметь тягу к познанию нового, заниматься самосовершенствованием, самостоятельной познавательной деятельностью. У человека должно присутствовать желание стать лучше, занять действенную социальную позицию. Человек должен сам искать свой путь к формированию морально-нравственных ценностей.

Слайд 5

Создают препятствия осуществлению воспитательной фунции: непонимание литературного текста учеником невнимательное чтение негативное влияние интернета

Слайд 6

Одними из основных мировоззренческих установок, культивируемых в сети и реальной действительности, являются: ориентация на материальные ценности; стирание границ между добром и злом. замена национальной идентичности на метроэтническую, или полиэтническую; отрицание авторитетов. Результат: смены ценностной парадигмы делает школьника нечувствительным к тем нравственным урокам, которые заложены на страницах писателей-классиков.

Слайд 7

В условиях подготовки к выпускным экзаменам и поступлению в ВУЗы старшеклассникам может не хватать времени на полноценное освоение школьной программы по литературе. У учеников младшей и средней школы времени больше, однако найдется небольшое количество детей, способных воспринять сложные и часто тяжелые литературные произведения.

Слайд 8

Литература как школьный предмет начинает не подходить современным школьникам по своему формату - слишком много времени требуется на её прочтение и еще больше на понимание. Сподвигнуть подростка искать ответы на волнующие вопросы в книгах может сильная личная заинтересованность, однако скорее всего школьник обратится за советом к своим знакомым и, конечно, к интернету. Результат: при прочтении большего количества материала в интернете создаётся ложное впечатление, что многое написано ' прямо про тебя' и что решения проблем находятся сразу же и без особых мыслительных усилий.

Слайд 9

Книга вводит школьника в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Книга раскрывает человеческие и духовные ценности. Чему учит книга?

Слайд 10

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Слайд 11

Произведения художественной литературы раскрывают перед учениками мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, школьники начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. Чувства ученика развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его учитель. Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Слайд 12

Из книги ученик узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прочитанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа.

Слайд 13

Литература позволяет сформировать у молодежи должную гражданскую позицию. Многие произведения классической художественной литературы посвящены культуре нашего народа. Писатели как никто иной в своих произведениях подробно, честно и откровенно описывают жизнь своего поколения, социальный и государственный уклад, проблематику своей эпохи. Авторы доносят до читателей свою общественную, моральную, нравственную позицию относительно происходящих событий.

Слайд 14

Многолетняя практика показывает, что школа и книги всегда оказывали и будут оказывать влияние на формирование личности школьников. Принимая это утверждение, учитель литературы становится способен осознанно и конструктивно реализовывать заложенный в его предмете потенциал. Для этого следует достойно организовать весь образовательный процесс, совмещая традиционные методики преподавания литературы с инновационными.

Слайд 15

Произведения знаменитых классиков дают молодому читателю не только представления о жизни других поколений, но и формируют эстетические взгляды, воспитывают чувство прекрасного, учат любить искусство, прививают тягу к нему. Художественная литература как никакой другой вид искусства, способна приобщить молодое поколение к культуре.