Транслирование опыта работы

Тарасова Анжелика Васильевна

В разделе представлены разнообразные формы взаимодействия педагога-психолога и воспитателей: консультации, круглые столы, тренинги, а также участие в городском методическом объединении педагогов-психологов и социальных педагогов

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА  ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ЧЕГО НЕ СТОИТ ДЕЛАТЬ, КОГДА РЕБЁНОК ПЛАЧЕТ»

  1. Не уговаривайте перестать плакать.

Обычно это только усугубляет ситуацию.                                                                                    

                                                                                                https://2.bp.blogspot.com/-lFJQ5pZChzo/Vch708Jx83I/AAAAAAAASfU/BUL6w6ZHags/s1600/specialisty.png

  1. Не стремитесь вызвать чувство стыда. 

Не грозите наказанием. Это лишь усилит негативные эмоции.

  1. Избегайте дополнительных раздражителей.

Не способствуйте возбуждению: не повышайте голос, не делайте резких движений, не включайте громкую музыку и т.д.

  1. Не «покупайте» хорошее настроение.

Не предлагайте ребёнку «бонусы» за прекращение истерики.

  1. Не используйте шантаж даже в шутку.

Выгода будет сиюминутной, а негативные последствия – длительными.

«ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ЧТОБЫ ПЕРЕКЛЮЧИТЬ ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ»

  1. Игры – проговаривания.

Нужно проговаривать хором окончания начатых фраз. Например: «Ладушки», «Про сороку».

  1. Игры с имитацией движений.

Например: «Игры с пальчиками», «Заинька».https://fsd.multiurok.ru/html/2020/09/30/s_5f73e11c79cd8/1530436_1.png

  1. Словесные подвижные игры.

Например: «Коза рогатая», «На птичьем дворе», «Хохлатка», «Сова», «Петушок».

  1. Игры для сенсорного развития.

В уголке сенсорного развития нужны панели Монтессори», светооптический душ, мягкие модули.

  1. Тактильные игры.

Например: «Потягушки», «Злая и добрая кошка», «Дождик капает». Они снимают мышечное напряжение.



Предварительный просмотр:

Ф.И.О____________________________________________________________________________________

Инструкция к тесту: 

Внимательно прочтите каждое утверждение и выберите наиболее подходящий для вас вариант ответа: никогда, редко, иногда, чаще всего, всегда.

Вопросы к тесту:

Вопросы

Варианты ответа

никогда

редко

иногда

чаще всего

всегда

1

Я всегда сержусь или раздражаюсь, если приходится стоять в очереди более 15 минут. 

2

Я решаю одновременно несколько проблем.

3

В течение дня мне трудно найти время, чтобы отдохнуть и расслабиться. 

4

Я раздражаюсь или нервничаю, когда кто-нибудь говорит слишком медленно. 

5

Я всегда стараюсь победить в спорте или игре. 

6

Проигрывая, сержусь на себя или на других. 

7

Мне трудно сделать для себя некоторые вещи. 

8

Я гораздо лучше работаю в цейтноте (острая нехватка времени) или под давлением. 

9

Я смотрю на часы, если просто сижу или не занят делом. 

10

Я приношу работу домой. 

11

Я ощущаю, прилив энергии и возбуждения после пребывания в напряжении. 

12

Я чувствую, что должен взять на себя руководство группой, чтобы дело двигалось. 

13

Я быстро ем, чтобы поскорее вернуться к работе. 

14

Я всё делаю быстро независимо от того, есть у меня время или нет.

15

Я прерываю людей, если считаю, что они неправы. 

16

Я несговорчив и упрям, когда дело касается изменений на работе или дома. 

17

Когда я нервничаю, мне хочется двигаться, чтобы расслабиться

18

Я ем быстрее окружающих. 

19

На работе мне необходимо выполнять несколько заданий одновременно, чтобы ощущать свою производительность. 

20

Я не использую отпуск полностью. 

21

Я нахожу себя очень придирчивым и мелочным. 

22

Меня раздражают люди, которые не работают так же усердно, как я. 

23

Мне кажется, что мой день заполнен не до конца.

24

Я провожу много времени, думая о работе. 

25

Я легко теряю интерес к чему-либо. 

26

В выходные дни я либо работаю, либо планирую работу

27

Я спорю с людьми, думающими не так, как я.

28

Сталкиваясь с проблемой, я всегда теряюсь. 

29

Я вмешиваюсь в чужой разговор, чтобы ускорить события.

30

Я серьёзно отношусь ко всему.



Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие для педагогов «Формула хорошего настроения»

Цели занятия:

  • Активизация процесса самопознания и взаимопознания у педагогов;
  • Создание условий для групповой сплоченности;
  • Формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний;
  • Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения;

Задачи занятия:

  • Побуждать участников к анализу своей личной и профессиональной деятельности;
  • Формировать умения объективного оценивания реальных и желаемых взаимоотношений в семье и на работе;
  • Рассмотреть и апробировать варианты снятия эмоционального напряжения;
  • Создание благоприятного эмоционального настроения, способствующего сплочению педагогического коллектива;

Здравствуйте, уважаемые педагоги! (Участники тренинга сидят на стульях в кругу.) 

Звучит музыка. Участники тренинга заходят в кабинет, выбирают цветную полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия. Садятся в круг.

Ведущий: В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же на миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.

– Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит?

– Или Вы чувствуете усталость?

– Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?

Если Вы ответили «да», то сегодня следует поговорить о том, что природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.        

Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Психолог комментирует значение выбранного цвета. Карточки «Значение цвета».

Карточки «Значение цвета»

Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый  – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый  – тревожность и негативное состояние.

Чёрный  – защищённость, скрытость,  желание «уйти в свой внутренний мир».

Упражнение «Имя – профессиональное качество».

Давайте поприветствуем друг друга: каждый по очереди, передавая мяч, называет свое имя и какое-либо свое профессиональное качество, начинающееся на первую букву (при затруднении — на вторую) его имени. Например, Ирина — изобретательная, Екатерина — естественная.

Упражнение «Самоанализ» (раздать листы А4, ручки и цветные карандаши).

Инструкция: В левой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (слайд № 3)и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.

Обсуждение: Охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас, и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно этот цвет и данную фигуру.

Мини-лекция «Профессиональное «выгорание»

Наш тренинг сегодня посвящен профилактике синдрома профессионального выгорания.

Синдром профессионального “выгорания”, это процесс, развивающийся во времени. Начало “выгорания” лежит в сильном и продолжительном стрессе на работе. В этом случае, если внешние и внутренние требования к человеку превышают его собственные ресурсы, происходит нарушение равноправия его психофизического состояния. Сохраняющийся или усиливающийся дисбаланс приводит к полному истощению имеющихся эмоционально-энергетических и личностных ресурсов и “выгоранию” работающего человека.

Профессиональное “выгорание” это не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни и карьеры. Однако “выгорание” довольно коварный процесс и возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без “соответствующей” разрядки или “освобождения” от них. Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный эпизод, а долговременный процесс “сгорания дотла”. И человек подверженный этому синдрому мало осознает его симптомы, только начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность в личной жизни.

Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, человек старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере. Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой осложнённая эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям (гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронического переутомления и т.д.).

- Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома “выгорания”?

Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят:

  • предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка
  • отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства
  • недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное
  • невозможность влиять на принятие важных решений
  • необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым улыбчивым)
  • работа с тяжелыми людьми (агрессивными, с психопадоподобным поведением)
  • отсутствие каких – либо интересов вне работы
  • переживание несправедливости
  • неудовлетворенность работой

1) Первый признак выгорания – эмоциональноеистощение, соматизация. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска (слайд №7).

2) Вторым признаком является – личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные.

3) Третьими признаками является ощущение утраты собственно эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворения работой. Низкая самооценка, вина, депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность.

Профилактика профессионального выгорания

  • НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям возможность обсуждать их вместе с вами.
  • НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  • НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
  • НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.
  • Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
  • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
  • Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Ф.И.О.______________________________________________________________________

Экспресс-оценка «выгорания»

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».

Количество положительных ответов подсчитайте

1

2

3

4

1

Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен

да

нет

2

Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

да

нет

3

Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры

да

нет

4

То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики)

да

нет

5

На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

да

нет

6

Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно

да

нет

7

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

да

нет

8

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

да

нет

9

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется и послать ее ко всем чертям

да

нет

10

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое

да

нет

Оценка результатов

  1. балл- синдром выгорания вам не грозит

2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел

7-9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.

ПРИТЧА ПРО СТАКАН

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"

- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.

- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?

- Ничего, - ответили студенты.

- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.

- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.

- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.

- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?

- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Студенты были удивлены и обескуражены.

- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.

- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.

- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.

Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!

Упражнение «Портрет педагога»

Цель: активизация мыслительной деятельности, «включение» в проблему профессионального выгорания педагога.

Материалы: листы ватмана, маркеры, мелки, карандаши.

Инструкция: Делимся на две группы.

Первая группа: «Вам предлагается нарисовать или метафорически изобразить портрет эмоционально выгоревшего педагога».

Вторая группа: «Вам предлагается нарисовать или метафорически изобразить портрет эмоционально благополучного педагога».

Далее тренер предлагает каждой подгруппе рассказать о том образе, который у них получился.

После того как участники нарисуют образы данного педагога, тренер предлагает разработать рекомендации по предотвращению или преодолению симптомов эмоционального выгорания.

Далее участники обсуждают результаты своей работы. Задача тренера сделать акцент на значимости внутренних резервов педагога в преодолении профессионального выгорания, на том, что многое зависит от нас самих.

Игра «Ветер дует на того, кто…»

Цель: развитие интереса друг к другу, поднятие настроения.

Проведение: Все участники, кроме одного – ведущего, садятся на стулья, образуя круг. Ведущий говорит, например: «Ветер дует на того, кто в кроссовках», тогда все участники, одетые в кроссовки, должны встать, найти другой свободный стул и сесть на него. Тот, кто остался без стула, становится ведущим, встает в круг и говорит: «Ветер дует на того, у кого... (например, в рубашке, любит мороженное, смелый, сильный, улыбается и др.)... и игра продолжается.

Упражнение “Самоанализ”

Инструкция: В правой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.

Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом упражнения и другой цвет, то это говорит о том, что данный тренинг повлиял на вас положительно в том случае, если синий, черный, коричневый цвет поменялись на красный, зеленый, желтый.

Если вы изобрази круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими (слайд № 19).

Если квадрат - вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.

Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.

Благодарю всех за работу!

Пожелание:

В сложной жизненной ситуации предпочитайте активно действовать, нежели переживать. Позитивно и доброжелательно относитесь ко всему окружающему: к людям, к природе, к миру.



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум педагога-психолога для педагогов.

Тема: «Работа с детьми группы риска»

Цель:

  1. Знакомство педагогов с понятием «группа риска», основными стратегиями работы;
  2. Обучение педагогов применению индивидуального подхода в воспитании детей группы риска;

Задачи:

  1. Актуализировать опыт педагогов в работе с детьми группы риска, заинтересовать их проблемой;
  2. Раскрыть понятие ребенок «группы риска», «трудные дети»;
  3. Познакомить с принципами индивидуального подхода к воспитанию;
  4. Составить индивидуальный план работы с детьми группы риска;

Ход семинара-практикума:

  1. Вводная часть. Сегодня много говорится о детях, нуждающихся в особом внимании педагогов. На прошлой нашей встрече мы вели разговор о принципах работы с детьми с ОВЗ. Сегодня мы поговорим о другой категории детей – дети группы риска.

Для начала давайте обратимся к нашему опыту и попытаемся дать определение понятию «Ребенок группы риска». Как вы понимаете, что это за категория детей? Ответы педагогов. 

  1. Основная часть. 

Теоретическая. Воспитанники «группы риска» – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.

К ним относятся дети:

  • с нарушениями в аффективной сфере
  •  педагогически запущенные дети
  •  дети с задержкой психического развития
  •  дети с проблемами в развитии
  • дети с проблемами здоровья
  • дети с психопатоподобным поведением
  • леворукий ребенок

Трудность в воспитании детей обуславливается тремя основными факторами:

1) педагогической запущенностью;
2) социальной запущенностью;
3) отклонениями в состоянии здоровья.

В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других – их сочетания, комплекса. В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, появляется «трудный», «неисправимый» ребенок. В разряд «трудных» и «неисправимых» нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода.

Признаки, составляющие содержание понятия «трудные дети»:

  1. Наличие у детей отклоняющегося от нормы поведения.
  2. Нарушения поведения нелегко исправляются, корректируются. (В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию). 
  3. Особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. (Это не плохие, безнадежно испорченные дети, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих).

Мозговой штурм: Давайте дадим определение понятию «индивидуальный  подход в воспитании ребенка дошкольного возраста»

Индивидуальный подход в воспитании ребенка основан, прежде всего, на:

  1. Знание сильных и слабых сторон ребенка;
  2. На развитие положительных качеств, а не на купировании негативных проявления (Негативное проявление ребенка – это, прежде всего, не развитая позитивная возможность);

Игра «Скажи наоборот». Педагоги встают в круг. Один участник бросает мяч другому называет негативное проявление ребенка. Другой, поймав мяч, называет положительное качество, которое можно воспитать на основе названной характеристики.

  1. На теоретической базе;
  2. На способности педагога размышлять, умении анализировать и находить нестандартные решения проблемы.
  3. На понимании того, что ребенок есть единица социума. (То есть подход должен осуществляться без отрыва от процесса воспитания родителей и общения ребенка в коллективе сверстников.)

Практическая часть. Предлагаю вам разбиться на три группы и заполнить таблицу «Индивидуальный подход к ребенку» на ребенка с задержкой психического развития, на ребенка с ММД, на ребенка с поведенческими нарушениями.

  1. Заключительная часть.

Педагоги по кругу делятся своим мнением и впечатлением от семинара. Получают задание – составить индивидуальный план работы с детьми группы риска в своей группе.


План индивидуальной работы с ребенком группы риска

Ф.И. ребенка:

Возраст:

Группа:

Общая характеристика семьи:

полная (неполная), благополучная (неблагополучная), состав семьи (с кем проживает ребенок).

кто занимается воспитанием ребенка, стиль воспитания ребенка (либеральный, демократический, авторитарный;  наличие/ отсутствие в семье единого подхода  в воспитании ребенка; гиперопека, гипоопека и т.д.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика ребенка

Показатель

Факторы риска

Объект воспитания

Трудности в обучении

Трудности в поведении

Особенности ребенка

(привычки, яркие черты характера и т.д.)

Состояние здоровья ребенка

Уровень моих знаний в данной области:

  • Хорошо владею теоретической и практической информацией. Не нуждаюсь в дополнительных консультациях;
  • Владею не достаточным уровнем знаний. Нуждаюсь в дополнительных консультациях.
  • Столкнулся с данной проблемой впервые.

Что мне нужно сделать, чтобы повысить мою компетентность:

  1. .
  2. .
  3. .
  4. .
  5. .

Воспитательно-образовательная стратегия.

Цель:

Основные направления

Мероприятия

Работа с ребенком

Работа с семьей

Работа с окружающим социумом

Работа со специалистами

Критерии эффективности выбранной стратегии:

  1. .
  2. .
  3. .
  4. .
  5. .

Динамика коррекционно-развивающей работы:

Показатель

1 месяц

2 месяц

3 месяц

4 месяц



Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов

 «Как эффективно выстроить общение с родителями».

 

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Средства и способы: сердечки из бумаги, ваза для сердечек, памятки на каждого воспитателя («Портрет идеального воспитателя», тест на эффективность общения, «Правила конструктивного взаимодействия с родителями), ручки, мультфильм «Моя жизнь», релаксационная музыка для упражнения «Улыбка», веселая музыка для упражнения «Веселая шляпа», шляпа, микрофон («Внешнее согласие»)

Время: 40 минут.

Ход семинара:

Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада всех вас приветствовать и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы будем тренировать наши коммуникативные умения во взаимодействии с родителями.

            

  1. Упражнение «Сердечки» (5 минут)

П-п: Возьмите себе, пожалуйста, немного сердечек. (После того, как все участники взяли сердечки).  А теперь я попрошу вас представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько сердечек у вас в руках.

2. Притча «Страшный сон» (3 минуты)

П-п: Я предлагаю прослушать и обсудить притчу.

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. 

Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». 

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. 

Придворные очень удивились. 

- Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они. 

На что последовал ответ: 

- Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать.

Вопросы для обсуждения:

  • Какое отношение, на ваш взгляд, имеет эта притча к теме нашего семинара-практикума?
  • В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов;
  • Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка – как первый или как второй толкователь?
  • Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя? Почему?

 

3. Теоретическая часть (2 минуты)

     На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребят домой. Бывает так, что педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. Стоит помнить, что у педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

              Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Педагог может дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

             И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Наш семинар посвящён тому, чтобы повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

4. Тест на эффективность общения (3 минуты)

П-п: Для того чтобы понимать другого человека, необходимо знать самого себя. Я предлагаю оценить ваш уровень коммуникабельности с родителями.

(Каждый участник семинара получает раздаточный материал)

Педагог-психолог: проверьте свои установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.

I. 

А) я должна как можно чаще предоставлять родителям возможность самим принимать решения.

Б) мне нужно настоять на своей позиции или мнении.

II. 

А) меня должны уважать.

Б) я должна завоевать уважение.

III. 

А) я должна быть в центре внимания.

Б) необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.

IV. 

А) я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.

Б) я всегда авансирую доверие родителям.

Оценка результатов: правильные ответы: 1Б, 2Б, 3Б, 4Б.

Если правильны не все ваши ответы, есть опасность превратиться в авторитарного, всезнающего эксперта. Не от того ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад?

 

5. Упражнение «Руки». (1 минута)

Соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука бессознательно оказывает сопротивление, хотя такой настройки не было. Вывод- в ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, те агрессия вызывает агрессию. Если один человек недружелюбно настроен к другому человеку, он это почувствует и неосознанно примет меры защиты.

6. Упражнение «Вопрос – ответ» (1 минута)

П-п: А сейчас я предлагаю вам выполнить следующие задания.

Ответьте, пожалуйста на следующие вопросы:

1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)

2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)

3. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)

4. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т.д.)

5. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)

 

 П-п: Общение наивысшая радость, дарованная людям. Общение – это взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией. В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. В процессе взаимодействия важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Все средства общения делят на: вербальные, невербальные и паралингвистические.

К вербальным средствам относят слова, которые мы произносим в процессе общения; к невербальным – жесты, мимику, дистанцию, позы; а к паралингвистическим – тембр, темп голоса, интонацию, паузы.

 

7. Упражнение «Взгляд». (3 минуты)

П-п: Продемонстрируйте ваш взгляд на родителя: с укоризной, с запретом, с удивлением, с гневом, с радостью, а безразличием, с ожиданием дальнейшего действия.

 Обсуждается значение взгляда в технике общения.

П-п: Как вы уже прочувствовали, взгляд имеет большое значение. Смею дать вам один совет: во время выступления на родительском собрании найдите тех, кто внимательно слушает и вызывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.

 

8. Упражнение: «Тренировка интонации» (2 минуты)

П-п: Приветствуйте, пожалуйста, родителей словом «Здравствуйте!» с оттенками: страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, иронии, безразличия.  Упражнение выполняется совместно. Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом и интонацией.

 

9. «Правило трех плюсов». (2 минуты)

Обучение педагогов навыкам гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.

Педагог-психолог: общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов».

+ Для того, чтобы люди хотели с вами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длиться мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, поражает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.

+ Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте Анна Ивановна!»

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя.

+ В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, - его ребенка.

10. Упражнение «Живая шляпа» - (комплимент родителю) (5 минут)

П-п: Пока звучит музыка, участники передают шляпу по кругу. Когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает ее на себя и говорит комплимент сидящему справа, называя его по имени отчеству. Это родитель, которому вы говорите что-либо положительное о «ребенке». Тот «родитель», которому адресован комплимент, должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе тоже очень нравиться!»

Обсуждение упражнения.

 - Какие трудности возникли у вас при выполнении задания?

-  Удалось ли вам сказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

П-п : любой комплимент располагает человека к позитивному общению, а лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке в глазах родителей свидетельствует о его компетентности

11. Упражнение «Внешнее согласие» (2 минуты)

П-п: А сейчас мы попробуем находить в высказываниях партнера то, с чем можно согласиться. Я обращаюсь  к участникам с нелепым утверждением или вопросом. Вам нужно согласиться, что бы ни говорилось. Это может быть часть высказывания или вопроса - то, что может быть интересным, ценным, соответствовать истине.
Примеры

Вопрос: «Правда, у Марии Григорьевны красивая кофточка? У нее такой чудесный желтый цвет!» (У Марии Григорьевны черная кофта.)

Вариант ответа: «Я тоже люблю желтый цвет!»

Утверждение: «Как хорошо, что наши участники достигли пенсионного возраста!»

Вариант ответа: «Да, люди собрались зрелые».

Вопрос: «Скажите, ну зачем вы так пристально смотрите на меня?»

Вариант ответа: «И действительно, что это я...»

Вопрос: «Вы редко смотрите на партнера по общению?»

Вариант ответа: «Может вы и правы».

Утверждение: «Вы постоянно "жужжите" и "жужжите", когда я прихожу за

ребенком в детский сад. Это раздражает!»

Варианты ответа. «Да, мы много общаемся, у нас весело»

 

12. Обсуждение примерного кодекса общения (1 минута)

         П-п: Обсудим примерный кодекс общения. Согласны ли вы с тезисами?

-Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

-Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

-Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке – это лучший способ расположить родителей к себе.

-Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

-Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

-В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости – этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

 
13.  Просмотр мультипликационного фильма «Моя жизнь» (
5 минут)

Мультфильм снят режиссером Натальей Березовской в 2000 году. Главный герой – маленький забавный поросенок, который пока еще не знает о сложности и жестокости мира.

В ходе обсуждения педагоги приходят к выводу, что мультфильм перекликается с притчей «Страшный сон», представленный в нем детский оптимистический взгляд на жизнь помогает посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, обрести душевное равновесие, избежать конфликтов в общении.

 

14. Релаксационное упражнение «Улыбка». (3 минуты)

Психолог: «Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло. Давайте попробуем выполнить вместе.

 

Рефлексия (2 минуты)

П-п:   вот и подошло к концу время нашего общения. Я предлагаю взять на память об этом дне себе сердечко, а второе сердечко с пожеланиями, с впечатлениями о сегодняшней встрече, с вашими высказываниями: что понравилось, что не очень, какая игра или упражнение вам понравилось -  отправить в коробочку, некую почту. Раздача памятки «Портрет идеального педагога» и «Правила конструктивного взаимодействия с родителями». Всем спасибо, с вами приятно было работать и общаться! Удачи вам! 



Предварительный просмотр:

                РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

Семья является первым воспитательным институтом, взаимосвязь с которым человек испытывает в течение всей жизни. Именно в семье зарождаются основы нравственности и морали человека, формируются нормы поведения, проявляются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Таким образом, в семье происходит первичная социализация ребёнка.

Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосферу любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, стереотипов поведения и общения и т.д. Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребёнка.

Под неблагополучной понимается такая семья, в которой нарушена структура, «размыты» внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней и появляются «трудные» дети.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье

* социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

*медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей - особенно матери, пренебрежение санитарно- гигиеническими нормами);

* социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);

* социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

* психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители;Пять вопросов о новых правилах постановки на учет СОП

*  криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиций и нормы преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная).

Алгоритм работы с неблагополучной семьёй

 

Первый этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).

Второй этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.

Третий этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.

Четвёртый этап: совместные педагогические консилиумы по определению путей совместных действий.

Пятый этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации.

Шестой этап: изучение личностных особенностей членов семьи.

Седьмой этап: составление карты семьи.

Восьмой этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.)

Девятый этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй.

Десятый этап: текущие и контрольные посещения семьи.

Одиннадцатый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

 

Рекомендации по контактному взаимодействию педагога

 с родителями детей «группы риска».

Одно из необходимых направлений работы педагога с детьми «группы риска» - это тесный контакт с родителями. В такой деятельности необходимо проявить максимум терпимости к образу жизни семьи ребёнка и воспитательным издержкам. Педагог должен оказывать конструктивную помощь, а не противодействовать и критиковать. Ему следует принять как данность сложившиеся в этой семье ролевые отношения и границы между поколениями. Очень продуктивным и желательным представляется вовлечение в процесс совместной деятельности и реабилитации ребёнка всей семьи в её самом расширенном составе, включая бабушек и дедушек, а также других родственников, контактирующих с ребёнком и его семьёй.

Изучение семьи может быть успешным при условии проявления педагогом высокого такта, уважительного, внимательного и чуткого отношения к родителям.

Первая стадия «Поиск контактов», на которой происходит встреча с родителями. Но этой стадии рекомендуется педагогу проявить высокий такт, искреннее уважением к родителям, деликатность и сдержанность, а главное - постараться не оттолкнуть их от себя и от проблемы.

Вторая стадия «Поиск общей темы». На этой стадии педагог выясняет условия семейного воспитания, в чём выражается забота родителей о ребёнке и т. д. Его задача на этом этапе - подготовить почву для взаимопонимания, выявить отношения родителей между собой и к ребёнку. На этом этапе зарождаются положительные эмоции от общего интереса и доброжелательного общения.

Третья стадия «Установление общих требований к воспитанию ребёнка». Педагог должен грамотно рассказать родителям о своих взглядах на воспитание, выявить взгляды родителей по этой проблеме и предложить обоснованные методы воздействия на ребёнка.

Четвёртая стадия «Упрочение сотрудничества в достижении общей цели». На этом этапе для педагога очень важно, чтобы родители поняли свои ошибки в воспитании и его недостатки. Очень важно на этой стадии уточнить воспитательные возможности друг друга, выработать единые цели и задачи воспитательного воздействия на ребёнка.

Пятая стадия «Реализация индивидуального подхода». На этой стадии, опираясь на ранее предложенное родителями, предлагает конкретные меры педагогического воздействия на ребёнка. Педагог должен акцентировать внимание родителей на положительных моментах в воспитании ребёнка и в тактичной форме сообщить о недостатках воспитательного процесса.

Шестая стадия «Совершенствование педагогического сотрудничества». На стадии необходимо углубление и расширение педагогического сотрудничества, период распределения принятых и согласованных ролей, реализации единых педагогических воздействий на ребенка.

Педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи.

Педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Как облегчить ребёнку расставание с родителями»

Болезненная разлука с родителями может возникнуть у детей любого возраста. Детям тяжело расставаться с родителями по многим причинам – это и страх разлуки, и плохое настроение, и конфликт между ребенком и родителем, и долгий перерыв в посещении детского сада, и др. Со стороны педагогического персонала требуется поддержка, важно успокоить ребенка, объяснить, что родители вернутся за ним, а во время их отсутствия о нем позаботятся.

https://img.wikireading.ru/225978_10_i_008.png

Как быть…?

ВОСПИТАТЕЛЯМ

Выясните, какие игрушки и какие занятия интересуют ребенка, и предложите их ему, когда он появится в группе.

Уделяйте ребенку дополнительное внимание, пока он привыкает к обстановке и успокаивается.

Встречайте ребенка в приемной с улыбкой, радостью, что он пришел к вам в группу.

Увлеките ребенка интересной игрушкой, сюрпризным моментом, интересным заданием или вовлеките его в коллективную игру.

Поговорите с ребенком, скажите ему, что вы понимаете его чувства. Дайте возможность ребенку выразить свои чувства в рисовании или разговоре со взрослым, которому он доверяет, или с «лучшим другом».

Разрешайте ребенку приносить с собой из дома любимую игрушку, книгу. Прочитайте книгу для всех детей, пусть ребенок научит других детей играть в свою любимую игру.

Порекомендуйте родителям первое время забирать ребенка пораньше, чтобы он не остался последним в группе.

И, что самое важное, создайте вокруг ребенка обстановку безопасности и заботы.



Предварительный просмотр:

Деловая игра с педагогами «Проверь свои силы»

В игре участвует весь педагогический коллектив дошкольного учреждения, который разбивается на две команды. Каждый педагог достает из коробочки номер, соответствующий номеру команды. Таким образом, формируются команда №1 «Деятельность» и команда №2 «Творчество». Выбирается жюри из представителей администрации (заведующий, методист), которое оценивает правильность, оригинальность ответов, а так же чувство юмора, находчивость.

Далее предлагаются различные задания, направленные на развитие и раскрытие способностей педагогов. В конце игры проводиться награждение победителей.

Варианты заданий:

1. «Разминка»

Команда высказывают свои идеи и ответы на каждый вопрос:

  • Что нужно для того, чтобы стать миллионером?
  • Что делать, чтобы дети не уснули на занятии?
  • Существует ли ключ к сердцу женщины? Если да, то какой?
  • Как избавиться от лишнего веса, не ограничивая себя в еде?
  • Что делать, когда одни строят козни, а другие воздушные замки?

2. «Стань поэтом»

Участникам предлагается придумать рифму к незаконченному предложению

Команда «Деятельность»

Команда «Творчество»

Шла корова по луне…

Килька плавала в томате…

Сварен суп из топора..

Стрекоза на шляпу села…

Оторвали хвост собаке…

Мы спросили попугая…

 

3. «Запомни фигуры»

Для данного конкурса необходимы доска, мел и тряпка.

Рисуются шесть фигур (по очереди). Сначала одна, затем она стирается и на ее место рисуется другая. Каждая из них демонстрируется семь секунд. Все участники пробуют восстановить последовательность фигуры.

Фигуры: треугольник, квадрат, круг, круг в квадрате, крестик в квадрате, крестик, косая палочка с точкой посередине.

4. «Придумай модель»

Придумать, нарисовать и дать описание новой модели:

«Домик для птиц» – команда «Деятельность»

«Спортивный снаряд» – команда «Творчество»

5. Вопросы на смекалку.

Балл зачисляется тому, кто первый правильно отвечает на вопрос:

  • Сколько яиц можно съесть натощак? (одно, остальные не натощак)
  • Что случится с вороной через три года? (пойдет четвертый год)
  • У семерых братьев по сестре. Сколько всего сестер? (одна)
  • Кто над нами вверх ногами? (Муха)
  • На что похожа половина яблока? (На другую половину)
  • Летели три страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось? (страусы не летают)
  • Какая птица состоит из буквы и реки? (иволга)
  • Сколько минут надо варить крутое яйцо: две, три или пять? (нисколько, оно уже сварено)

6. «Изобрази без предмета»

Каждому участнику предлагается изобразить предмет или действие, а соперники отгадывают, что было изображено. Жюри оценивает в данном задании артистичность, оригинальность.

1. Вдеть нитку в иголку.

2. пришить пуговицу.

3. подбросить и поймать мяч.

4. пе6ребрасываться с товарищем мячом.

5. Наколоть дров.

6. Заточить карандаш.

7. Перенести предмет с одного места на другое.

8. Развернуть и сложить газету.

9. несколько раз перелить воду из одного стакана в другой.

10. Брать поочередно в руки очень холодный, теплый, горячий предмет

11. Понюхать яблоко, апельсин, розу, гвоздику, лук, нашатырный спирт.

12. Поставить несколько тарелок одна на другую, не производя при этом ни малейшего шума.

 

Подводятся итоги игры. Педагоги обмениваются своими впечатлениями.


Предварительный просмотр: