РМО педагогов-психологов ДОО 2021-2022 уч. год

Рахимьянова Наталья Романовна

Предварительный просмотр:

План работы районного методического объединения педагогов-психологов на 2021 – 2022 уч. год

Тема, цель, задачи

Методическая тема: «Психосоматика. Психосоматозы. Специфика психосоматики у детей».

Цель: комплексное сравнительно-возрастное изучение психосоматических расстройств и психосоматозов в детском возрасте.

Задачи:

  1. Описать начальные проявления и последующие этапы развития психосоматических расстройств в детском возрасте;

  1.  Установить характер воздействия биологических (наследственных, церебрально-органических) и психосоциальных факторов, а также возраста на формирование и динамику психосоматических расстройств;

  1. Развивать способности и отрабатывать навыки использования приобретенных психологических знаний и специальных умений

Основные формы работы:

Заседания, обучающие семинары, семинары-практикумы, мастер-класс; круглые столы по направлениям деятельности; дистанционная методическая помощь; выпуск буклетов, памяток, выставки методических материалов.

Мероприятие (форма проведения)

Тема

Дата проведения

Место проведения

Ответственный

Ожидаемый результат

1.

Установоч

ное совещание

Обзор деятельности педагогов – психологов МДОУ на 2021 – 2022 уч. год.

Критерии ранней диагностики эмоциональных расстройств в структуре ПСР, дифференцирование их на различных этапах онтогенеза.

Сентябрь 2021 г.

(УО)

Борисова Л.И.

Рахимьянова Н.Р.

Знакомство специалистов с планом работы РМО на 2021 – 2022 уч. год; расширение и пополнение   знаний о ранней диагностике эмоциональных ПСР.

2.

Круглый стол

«Возможные причины и механизмы формирования психосоматозов»

Ноябрь 2021 г.

Рахимьянова Н.Р.

Коррекция внешних психогенных причин для исключения формирования психосоматозов.

3.

Круглый стол

«Специфика психосоматики у детей».

Март2022 г.

Рахимьянова Н.Р.

Привлечение внимания педагогов и родителей к актуальности психосоматики у детей.

4.

Итоговое совещание.

«Основные направления профилактики и коррекции психосоматических  расстройств у детей дошкольного возраста»

Анализ работы РМО за 2021-2022 уч. год.

Планирование работы на 2022 – 2023 уч. год.

Май 2022г.

УО

Борисова Л.И..,

Рахимьянова Н.Р.

Создание банка данных по повышению профессионального уровня и развитию творческого потенциала педагогов – психологов.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ»

г. Клин

Протокол

ЗАСЕДАНИЯ РМО ПЕДАГОГОВ – ПСИХОЛОГОВ ДОО

Клинского муниципального района

от 08.10.2021 г.№ 1.

Тема: «Критерии ранней диагностики эмоциональных расстройств в структуре психосоматических расстройств»

Место проведения: МУ «МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ»

Форма проведения: установочное совещание.

  Присутствовали:

  1. Бычкова Н.А. – педагог-психолог МДОУ Д/С№ 2«Калинка» 2 отд.,
  2. Кузьмина Ю.В. – педагог-психолог МДОУ Д/С № 38 «Ивушка»,

 МДОУ Д/С №14 «Золотой ключик»,

  1. Леснугина А. Ю- педагог-психолог МДОУ Д/С № 2 «Калинка» 3 отд.,
  2. Рахимьянова Н.Р. – педагог-психолог МДОУ Д/СN 53 «Чебурашка»,
  3. Сентябрьская О.А. – педагог-психологНОЧУ ДО «Центр развития и подготовки «Перспектива»,
  4. Чижевская Е.А. – педагог-психолог МДОУ Д/С № 2«Калинка» 1 отд.
  5. Шипунова Т. В. – педагог – психолог МДОУ ЦД «Жемчужинка»
  6. Федорова А. Н.- педагог-психолог МДОУ Д/С № 21 «Радуга»

Повестка дня:

 1. Вступительное слово руководителя РМО педагога -психолога МДОУ Д/С № 53 «Чебурашка» Рахимьяновой Н.Р.по теме: «Обзор документации, регулирующей деятельность педагога-психолога в МДОУ».

2. Выступление педагога – психолога МДОУД/С N53 «Чебурашка» Рахимьяновой Н.Р. на тему: «Теория и модели возникновения психосоматических заболеваний».

 3. Выступление педагога – психолога МДОУД/С №14 «Золотой ключик» Кузьминой Ю.В. на тему: «Понятие и история психосоматики. Психосоматозы».

4. Выступление педагога-психолога МДОУД/С № 2«Калинка» Бычковой Н.А. на тему: «Типы психосоматических расстройств. Конверсионные реакции, функциональные синдромы».

5..Выступление педагога-психолога  НОЧУ ДО «Центр развития и подготовки «Перспектива»Сентябрьской О.А. на тему«Выявление и профилактика психосоматических расстройств в период адаптации к условиям ДОУ»

По первому вопросу: руководитель РМО педагог – психолог Рахимьянова

Н. Р. ознакомила коллег с перспективным планом работы РМО на 2021 – 2022 учебный год. Наталья Романовна представила обязательный перечень нормативно-правовой и организационно-методической документации педагога-психолога, ознакомила с требованиями к оформлению перспективного плана, годового плана, рабочей программы, коррекционно-развивающих программ.Обратила внимание на необходимость наличия таких нормативных документов: «Профстандарт педагога-психолога ОУ», «Должностная инструкция», «Этический кодекс педагога- психолога».  Рахимьянова Н Р обратила внимание на оформление документации, связанной с сопровождением детей «группы риска», ОВЗ, отметила о том, что ежегодно педагогом-психологом ДОУ должен быть составлен список детей «группы риска» и план работы с данной категорией детей, составлены АООП. индивидуальные планы работы для детей с ОВЗ.

По второму вопросу: педагог – психолог МДОУ Д/С N53 «Чебурашка». Рахимьянова Н.Р представила сообщение с презентацией на тему «Теория и модели возникновения психосоматических заболеваний»

Педагогом-психологом были раскрыты следующие теоретические модели возникновения психосоматических расстройств:теория функциональной ассиметрии мозга, теория стресса Г. Силье, классическая условно-рефлекторная модель И.П. Павлова, модель М. Шура, кортико-висцеральная теория К.М. Быкова и И.Т. Курцина, теория жизненных событий   Холмса и Рейха, концепция специфического эмоционального конфликта (Франц Александер), теория личностных профилей Фландерс Данбар; теория синдрома дефицита удовлетворенности по К. Блюму, модель «Психосоматическая семья».

По третьему вопросу: заслушали доклад с презентацией педагога – психолога МДОУД/С №14 «Золотой ключик» Кузьминой Ю.В. Педагог-психолог раскрыла понятие «психосоматика», представила исторический обзор исследований психосоматических расстройств, рассказала о причинах возникновения и механизме развития психосоматических расстройств,познакомила с классификацией психосоматических расстройств.  Кузьмина Ю. В. провела практические упражнения, направленные на профилактику и коррекцию психосоматических расстройств: «Свеча»,«Солнышко».

По четвертому вопросу: педагог – психолог МДОУ «Калинка» 2 отд. Бычкова Н.А. сделала сообщение на тему «Типы психосоматических расстройств  «Конверсионные реакции и функциональные синдромы». Педагог-психолог привела пример конверсионных реакций у детей. Отметила, что   конверсионные реакции в наиболее чистом виде присущи людям, страдающим истерическим неврозом, обладающим истероидными чертами характера.  Подробно раскрыла особенности протекания функциональных расстройств. Отметила основные отличия конверсионных реакций от функциональных расстройств, заключающееся в выгоде для человека последствий конверсионной реакции, что усложняет коррекцию. Отметила тот факт, что картина протекания функционального расстройства смазанная, не ясная, и выяснение того, что у человека действительно болит, затруднено.

По пятому вопросу выступила педагог – психолог НОЧУДО «Центр развития и подготовки «Перспектива» Сентябрьская О.А. Она рассказала об особенностях проявления психосоматических расстройств у детей в период адаптации к условиям ДОУ. Педагог-психолог отметила, что основная проблема на этапе сопровождения детей в адаптационный период связана с непониманием родителями эмоционального состояния и физических возможностей их детей, завышенными требованиями к ребёнку и персоналу ДОУ, со стремлением ускоренным темпом пройти этапы адаптации детьми. Педагог-психолог подчеркнула необходимость предварительной работы с родителями в  форме родительских клубов, «Школы молодого родителя» и т. п. Отметила, что важными условиями адаптации являются представление положительного образа детского сада, демонстрация позитивных эмоций родителями, создание условий, приближенных к условиям ДОУ (режим, питание), развитие навыков самообслуживания, коммуникативных навыков у детей, представление возможности детям открыто выражать свои чувства в период адаптации, терпимость к эмоциональному состоянию детей, проявлению детьми  негативных эмоций.

Педагоги-психологи в ходе обсуждения сделали вывод о необходимости просветительской работы с родителями по вопросам адаптации детей в различных формах: родительские собрания, индивидуальные консультации, клубные формы работы, стендовая информация.

Решение. Принято решение создать банк упражнений для педагогов ДОУ, направленных на профилактику психосоматических расстройств у детей.

        


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Протокол

ЗАСЕДАНИЯ РМО ПЕДАГОГОВ – ПСИХОЛОГОВ ДОО

Клинского муниципального района

 от 10.12.2021г. № 2

Тема: «Возможные причины формирования психосоматических расстройств у детей дошкольного возраста»

Место проведения: МУ «МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ»

Форма проведения: круглый стол

Присутствовали:

  1. Бычкова Н.А. – педагог-психолог МДОУ Д/С№ 2«Калинка» 2 отд.,
  2. Драгушан Л.К. педагог-психолог МДОУ-ДС № 9 «ТОПОЛЁК»,
  3. Кузьмина Ю.В. – педагог-психолог МДОУ Д/СN38 «Ивушка»,
  4. Леснугина А. Ю- педагог-психолог МДОУД/С № 2 «Калинка»,3 отд.,
  5. Рахимьянова Н.Р. – педагог-психолог МДОУ Д/С № 53 «ЧЕБУРАШКА»,
  6. Самсонова Е. В , педагог-психолог МОУ –ГИМНАЗИЯ № 1,
  7. Сентябрьская О.А. – педагог-психолог НОЧУ ДО «Центр развития и подготовки «Перспектива»,
  8. Синягина О. Е.– педагог – психолог МДОУ ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА»,
  9. Федорова А. Н.– педагог-психолог МДОУ Д/С № 21 «РАДУГА»,
  10. Чижевская Е.А. – педагог-психолог МДОУД/С№ 2«Калинка»1 отд.,
  11. Шипунова Т. В. – педагог – психолог МДОУ ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА»

Повестка дня:

 1..Выступлеие педагога-психолога МОУ-ГИМНАЗИЯ № 1 Самсоновой Е.В. по теме: «Новые правила прохождения аттестации педагога-психолога МДОУ»

2.Выступление педагога – психолога МДОУ "ЦЕНТР ДЕТСТВА ЖЕМЧУЖИНКА» Шипуновой Т. В.  по теме «Система работы педагога-психолога с психосоматическими расстройствами у дошкольников».

3. Выступление педагога – психолога МДОУД/53"ЧЕБУРАШКА» Рахимьяновой  Н.Р по теме «Использование   клиент-центрированного подхода педагога-психолога в работе с детьми».

                                                                                                                                . Выступление педагога-психолога  МДОУ Д/С N 53"ЧЕБУРАШКА"

Рахимьяновой  Н. Р.по теме «Игра как метод диагностики и коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей».

По первому вопросу выступила педагог-психолог МОУ- ГИМНАЗИЯ №1 Самсонова Е В. Она рассказала о новом порядке аттестации. Педагог-психолог сообщила, что в приложении к экспертному заключению при аттестации следует показать результаты диагностического обследования за четыре года, на высшую категорию необходимо показать за четыре года динамику развития исследуемых показателей. Для педагогов-психологов предпочтительно иметь результаты муниципального мониторинга, которые должны соответствовать результатам диагностики на уровне МДОУ. Также она обратила внимание на то, что для аттестации на высшую категорию нужно представлять технологии диагностического направления, профилактического и коррекционно-развивающего направления работы. В представленных технологиях должны быть отражены результаты диагностики, динамика развития всех сфер: ВПФ, уровня готовности к обучению в школе, уровень эмоционально-личностного развития детей. Педагог-психолог дала представление об ИКУ, о системе прохождения тестирования через сервис «Школьный портал» .

По второму вопросу выступила педагог-психолог МДОУ «ЦЕНТР ДЕТСТВА «ЖЕМЧУЖИНКА» Шипунова Т. В Она рассказала о причинах психосоматических нарушений у детей, указала наиболее вероятные признаки, маркеры, различающие психосоматическое заболевание от других заболеваний. Представила систему работы с детьми, имеющими психосоматические нарушения.

По третьему вопросу выступила педагог-психолог МДОУ Д/С № 53 «Чебурашка»Рахимьянова Н. Р.  В выступлении были раскрыты принципы клиент-центрированного подхода, применяемого К Роджерсом в консультировании: безусловное принятие, конгруэнтность, эмпатия.  Были представлены основные этапы консультирования, включающие фазы: I где клиент находится в данный момент в своей жизни, II  где клиент хотел бы находиться,

III как клиент планирует перейти от фазы I к фазе III.  Было обращено внимание на методы консультирования (активное и пассивное слушание) и на запреты в консультировании применения критики, оценивания, морализаторства.

По четвертому вопросу выступила педагог-психолог МДОУ Д/С

 № 53 «Чебурашка» Рахимьянова Н.Р. Был представлен опыт работы с детьми, направленной на коррекцию и развитие эмоционально-личностной сферы с применением элементов игровой терапии. В презентации представлен материал работы с детьми, имеющими проблемы: нарушение социализации,адаптации в группе, нарушение эмоциональной сферы (агрессивность, негативизм, высокий уровень тревожности), РАС, ЗПР. Основное внимание педагог-психолог обратила на диагностическую функцию игры, раскрыв принципы организации свободной игры ребёнка, за основу взяв недирективную игротерапию К. Роджерса. Прозвучала основная идея о том, что ребёнок дошкольного возраста свои чувства наиболее полно может выразить в процессе недирективной игровой деятельности, когда снимаются психологические защиты, исключены трудности, связанные с вербальным самовыражением ребёнка. Была проведена параллель между этапами консультирования и этапами игры ребёнка.  На первом этапе (I  - где  клиент находится в данный момент в своей жизни) в игре  ребёнок спонтанно проявляет свои чувства, которые выражаются в характере игровых действий, на втором этапе (II – где клиент хотел бы находиться) ребёнок обычно создает ту действительность, о которой мечтает, и в ней он полноправный  хозяин. На третьем этапе (III как клиент планирует  перейти от фазы I к фазе III) психолог может помочь ребёнку, включая элементы директивной игры, предлагать, рекомендовать,  советовать изменить то, что ребёнка не устраивает, помогает найти выход из проблемной ситуации. Каждый ребёнок в процессе игры все этапы проходит индивидуально, по времени может  затянуться диагностический этап, деструктивные действия ребёнка, нерешительность в подборе сюжета показывают его эмоциональное состояние и потребность выражать именно эти чувства в данный момент. Переход к целенаправленной игре у всех детей может быть в разное время, и помощь в выходе из ситуаций педагог оказывает ненавязчиво, помощь носит рекомендательный характер. В выступлении было подчеркнуто, что каждый ребёнок сам чувствует, какая игра ему на данный момент наиболее необходима для выражения актуальных чувств, возникших у него в данный момент. Важно педагогу-психологу давать возможность ребёнку свободного выбора игр, предлагать, но не навязывать.

В процессе встречи педагоги-психологи обменивались опытом по профилактике и работе с психосоматическими расстройствами у детей, по вопросам консультирования родителей. Было принято решение материалы РМО применять в практической деятельности: использовать недирективную игру как приемлемый для дошкольников метод профилактики и коррекции психосоматических нарушений у детей, Педагогам-психологам была рекомендована психологическая литература: К Роджерс «Консультирование и психотерапия», А И Захаров «Предупреждение отклонений в поведении ребёнка».


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ»

г. Клин

Протокол

ЗАСЕДАНИЯ РМО ПЕДАГОГОВ – ПСИХОЛОГОВ ДОО

Клинского муниципального района

от 22.04..2022 г.№ 3

Тема: «Специфика психосоматики у детей»

Место проведения: МУ «МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ»

Форма проведения: круглый стол

  Присутствовали:

  1. Бычкова Н.А. – педагог-психолог МДОУ Д/С№ 2«Калинка» 2 отд.,
  2. Бычкова Н. А.- педагог-психолог МДОУ Д/С№58 «ЩЕЛКУНЧИК»,
  3. Журавлева Л.С.- воспитатель 1-й кв. категории   МДОУ Ц/Д «ЖЕМЧУЖИНКА»,
  4. Кузьмина Ю.В. – педагог-психолог МДОУ N38 «Ивушка»,
  5. Рахимьянова Н.Р. – педагог-психолог МДОУ Д/С № 53 «ЧЕБУРАШКА»,
  6. Сентябрьская О.А. – педагог-психолог НОЧУ ДО «Центр развития и    подготовки «Перспектива»,
  7. Синягина О. Е.– педагог – психолог МДОУ ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА»,
  8. Федорова А. Н.– педагог-психолог МДОУ Д/С № 21 «РАДУГА»,
  9. Чижевская Е.А. – педагог-психолог МДОУД/С№ 2«Калинка»1 отд.,
  10. Шипунова Т. В. – педагог – психолог МДОУ ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА»,
  11. Яновская А.С., воспитатель МДОУ Д/СN 53 «ЧЕБУРАШКА»

Повестка дня:

1.Вступительное слово руководителя РМО Рахимьяновой Н.Р., педагога-психолога МДОУ Д/С №53«Чебурашка» по теме: «Специфика проявления психосоматики у детей дошкольного возраста»

2..Выступление педагога – психолога МДОУ Ц/Д «ЖЕМЧУЖИНКА»Синягиной О.Е. на тему: «Виды и причины неврозов у детей».

3.Выступление педагога – психолога МДОУ Д/С №21 «РАДУГА» Федоровой  А. Н. на тему  «Патологические привычки у детей».

4.Выступление воспитателя1-й кв. категории   МДОУ Ц/Д «ЖЕМЧУЖИНКА» (второе образование по специальности «Педагог-психолог в ОУ») Журавлева Л.С. на тему: «Использование элементов здоровьесберегающих технологий д.м. наук В.Ф. Базарного в коррекционно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»

5.Выступление воспитателя МДОУ Д/С N 53 «ЧЕБУРАШКА» Яновской А.С. по теме:«Использование психогимнастикив дошкольном учреждении»

По первому вопросу выступила руководитель РМО Рахимьянова Н.Р.  педагог-психолог МДОУ Д/С № 53 «ЧЕБУРАШКА».Во вступительном  слове она раскрыла основные направления  работы РМО по теме: «Специфика проявления психосоматики у детей дошкольного  возраста», указав на актуальность  и практическую значимость тем «Неврозы и у детей», «Патологические привычки у детей» как наиболее часто  встречающиеся проблемы в практике психолога детского сада, и отметила о необходимости более глубокого понимания   причин,  видов неврозов, патологических привычек у детей с целью организации более качественной консультативной работы с педагогами, родителями  и коррекционно-развивающей работы с детьми.

По второму вопросу выступила  Синягина О. Е.,педагог-психологМДОУ Ц/Д «ЖЕМЧУЖИНКА»с докладом «Виды и причины неврозов у детей», подробно раскрыв причины и виды неврозов у детей. Она отметила, что с целью определения направления работы психолога   необходимо знать, какой внутренний конфликт лежит в основе каждого вида невроза.Истерический невроз подразумевает конфликт между субъективно завышенными желаниями ребёнка и возможностями их реального удовлетворения. Чаще всего данный конфликт обусловлен внешними препятствиями для реализации заостренной потребности в любви и признании или доминирования в отношениях с окружающими. Психолог может в данном случае корректировать желания и притязания ребёнка.Невроз навязчивых состояний психологически связан с нравственно-этическим или моральным, конфликтом — наличием каких-либо несовместимых чувств и желаний в психике ребенка, противоречивой семейной ситуацией, в которой ребёнка вынуждают отказаться от личностно-значимого человека, затрагивают его моральные ценности. Психологу следует работать в направлении сохранения связей со значимыми людьми для ребёнка, устранения противоречий, затрагивающих его моральные ценности. При неврастении имеет место конфликт между возможностями и потребностями, когда потребности (обычно со стороны родителей) не соответствуют возможностям формирующейся психики ребенка. Психологу следует помочь понять родителям причину невроза и снизить психоэмоциональную и умственную нагрузку для ребёнка.

По третьему вопросу выступила  Федорова А. Н., педагог-психолог МДОУ Д/С №21 «РАДУГА». Педагоги-психологи заслушали доклад «Патологические привычки у детей».Педагог-психолог раскрыла причины таких распространенных явлений в детском саду, как онанизм, грызение ногтей, сосание пальцев. Отметила, что причинной онанизма является излишняя строгость родителей, недостаточность эмоциональных контактов с родителями, насильное кормление, отсутствие возможности у ребёнка непосредственно выражать свои чувства, недостаток тепла и ограничение активности, запреты, физические наказания. Педагог-психолог дала рекомендации, отметив, что следует делать и чего не следует делать, чтобы решить проблему онанизма.Раскрыла причины такой привычки как сосание пальца, отметив, что сосание пальцев может выступать как средство компенсации неудовлетворенного инстинкта сосания, как способ уменьшить чувство беспокойства, на время забыть физическую и душевную боль. Педагоги-психологи коснулись проблемы грызения ногтей у детей. Федорова А Н сообщила, что с помощью грызения ногтей ребёнок дает выход своей агрессии, напряженности, психологического дискомфорта, раздражения и получает удовольствие. Грызение ногтей как и другие привычки являются защитными механизмами, направленными на снижение напряжения, выступают, как способы, предупреждающие развитие психосоматических расстройств. Федорова А. Н. перечислила рекомендации при появлении патологических привычек у детей.

Рекомендуется:

  • Выяснить, что именно вызывает напряжение у ребенка.
  • Предложить ребенку взамен этой привычки другой способ успокоения, доставляющей удовольствие, отвлекать ребенка более приятным и интересным занятием.
  • Установить доверительный контакт с ребенком, позаботиться о своевременном успокоении ребенка и снятии беспокойства.
  • Создать условия для разнообразия впечатлений ребенка и использования при взаимодействии с ребенком подвижных, эмоционально насыщенных игр.

Чего делать нельзя?

  • Наказывать ребенка за патологическую привычку, вводить запреты, бить по рукам.
  • Насильно кормить ребенка,  ограничивать в движениях, насильно купать.
  • Оказывать чрезмерные требования к ребенку,увеличивать умственную нагрузку.

Педагог-психолог подчеркнула, что оптимальной тактикой устранения патологических привычек должна быть не борьба с ними, а установление доверительного контакта, поддержание веры детей в себя, благополучная семейная среда.

По четвертому вопросу выступила воспитатель 1-й кв. категории   МДОУ Ц/Д «ЖЕМЧУЖИНКА» МДОУ(второе образование по специальности «Педагог-психолог в ОУ»)Журавлева Л.С.. Педагог познакомила педагогов-психологов с опытом использования здоровьесберегающих технологий.  В сообщении «Использование элементов здоровьесберегающих технологий д.м. наук В.Ф. Базарного в коррекционно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»она дала определение психологическому  и физическому здоровью,  раскрыла  причины формирования психосоматических заболеваний у детей, указала необходимость уделять внимание проработке отрицательных, негативных эмоций. Журавлева Л. С рассказала о методе физических нагрузок как способе снятия психоэмоционального напряжения. Педагог указала, что применение здоровьесберегающей технологии доктора медицинских наук Базарного В.Ф.позволяет устранять многие причины психических и физических напряжений. Воспитатель поделилась своим опытом использования основных методов и приемов здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в работе с детьми, представила в презентации способы использования с детьми следующих методов и приемов:

  1. режим динамической смены поз,
  2. использование массажных ковриков,
  3. упражнения на зрительную координацию,
  4. зрительно-координаторные тренажеры с помощью опорных зрительно-

двигательных траекторий (офтальмотренажеры),

  1. хоровое пение,
  2. упражнения на мышечно-телесную координацию,
  3. релаксация

Журавлева Л С. провела с педагогами –психологами релаксационное упражнение на визуализацию«Генератор энергии» Работа со стихией Земля». 

По пятому вопросу выступила Яновская А.С., воспитатель МДОУ Д/СN 53 «ЧЕБУРАШКА». Она поделилась опытом работы, раскрыв целесообразность использования психогимнастикив работе воспитателя с целью профилактики психосоматических и эмоционально-личностных нарушений.  В сообщении «Использование психогимнастикив дошкольном учреждении» она привела примеры упражнений, направленных на снижение психоэмоционального напряжения методом поэтапного чередования расслабления и напряжения разных групп мышц.

 Педагоги-психологи под руководством Яновской А.С выполнили ряд упражнений: «Шалтай-Болтай», «Медвежата в берлоге», «Сосулька», познакомились с методическим пособием «Психогимнастика» М И Чистяковой, в котором упражнения адаптированы для детей дошкольного возраста.

На РМО педагоги-психологи ДОО познакомились с практическими рекомендациями, упражнениями, направленными на профилактику психосоматических расстройств у детей, здравосберегающими технологиями, которые применимы в работе как педагога-психолога, так и воспитателей ДОУ.

Решение:

Принято решение создать банк рекомендаций, ориентированных для педагогов и родителей, направленных на работу с детьми, имеющими патологические привычки, создать комплекс упражнений для педагогических работников с целью профилактики психосоматических расстройств у детей.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ»

г. Клин

Протокол

ЗАСЕДАНИЯ РМО ПЕДАГОГОВ – ПСИХОЛОГОВ ДОО

Клинского муниципального района

от 13.05.2022г. № 4

Тема: «Основные направления профилактики и коррекции психосоматических расстройств у детей дошкольного возраста»

Местопроведения: МДОУ-ДС № 9 «ТОПОЛЁК» отд. №2

Форма проведения:круглый стол.

  Присутствовали:

  1. Андреева Е.А- .воспитатель  МДОУ – ДС № 9 «ТОПОЛЁК» отд. №2 ,
  2. Баскакова М.В.- воспитатель МДОУ – ДС № 9 «ТОПОЛЁК» отд. №2,  
  3. Бычкова Н.А. – педагог-психолог МДОУ «Калинка» 2 отд.,
  4. Бычкова Н. А. педагог-психолог МДОУ Д/С «ЩЕЛКУНЧИК»,
  5. Кузьмина Ю.В. – педагог-психолог МДОУ «Ивушка»; МДОУ «Золотой ключик»,
  6.  Рахимьянова Н.Р. – педагог-психолог МДОУ Д/С № 53 «ЧЕБУРАШКА»,
  7. Реутина О.А- старший воспитатель МДОУ-ДС № 9 «ТОПОЛЁК» отд. №2,
  8. Сентябрьская О.А. – педагог-психолог «Центр развития и подготовки «Перспектива»,
  9. Синягина О. Е.. – педагог – психолог МДОУ ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА»,
  10. Федорова А. Н..– педагог-психолог МДОУ Д/С № 21 «РАДУГА».
  11. Чижевская Е.А. – педагог-психолог МДОУ «Калинка» 1 отд.,
  12. Шмоткина О.В.- воспитатель МДОУ – ДС № 9 «ТОПОЛЁК» отд. №2,
  13. Юрцева А.П.- музыкальный руководитель   МДОУ – ДС № 9 «ТОПОЛЁК» отд. №2

Повестка дня:

1. Вступительное слово руководителя РМО педагога-психолога МДОУ Д/С № 53 «Чебурашка» Рахимьяновой Н.Р. по теме: «Основные направления профилактики и коррекции психосоматических расстройств у детей дошкольного возраста»

2. Выступление на тему «Психоэмоциональное благополучие детей дошкольного   возраста» Старший воспитатель МДОУ-ДС № 9 «ТОПОЛЁК» отд. №2 Реутина О.А.

3. Выступление на тему «Психосоматические расстройства у детей в период адаптации кДОУ». Воспитатель МДОУ – ДС № 9 «ТОПОЛЁК» отд. №2 Баскакова М.В.

4. Выступление на тему «Коррекция отношений в семье как профилактика психосоматических расстройств». Воспитатель МДОУ – ДС № 9 «ТОПОЛЁК» отд. №2Шмоткина О.В.

5.  Выступление на тему «Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста» Из опыта работы воспитателяМДОУ – ДС № 9 «ТОПОЛЁК» отд. №2 Андреевой Е.А.

6. Выступление на тему «Музыка, как средство сохранения психосоматического здоровья дошкольников» Из опыта работы музыкального руководителя МДОУ – ДС № 9 «ТОПОЛЁК» отд. №2 Юрцевой А.П.

7. Выступление на тему «Применение игрового эмоционального тренажёра «KIDS» в детско – родительских отношениях».        Педагог-психолог МДОУ-ДС № 9 «ТОПОЛЁК» Драгушан Л.К.

8. Выступление на тему «Методы рассказывания историй в работе педагога – психолога с детьми с психосоматическими нарушениями».        Педагог-психолог «Центр развития и подготовки «перспектива» Сентябрьская О.А

По первому вопросу руководитель РМО Рахимьянова Н.Р.  педагог-психолог МДОУ Д/С № 53 «ЧЕБУРАШКА» отметила, что профилактика и коррекция психосоматических расстройству детей может быть только комплексной, включать работу со всеми, кто непосредственно влияет на ребёнка: семьи, педагогов, специалистов, сверстников.  На РМО по теме: «Основные направления профилактики и коррекции психосоматических расстройств у детей дошкольного возраста»участникам предстоит познакомиться с опытом работы педагогов-психологов, воспитателей. музыкального руководителя.

По второму вопросу старший воспитатель МДОУ-ДС № 9 «ТОПОЛЁК» отд. №2 Реутина О.А. выступила с сообщением на тему «Психоэмоциональное благополучие детей дошкольного   возраста», где указала, что психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными, для этогожизнь ребёнка должна  быть яркой, комфортной и позитивной.  Привела в пример притчу, смысл которой показывает, что психологическое здоровье детей в руках взрослых. Представила образно здоровье человека в виде пирамиды, состоящей из четырех частей: физической, эмоциональной, интеллектуальной и духовной иотметила, что приоритетнымнаправлением в современном мире является интеллектуальное и физическое развитие в ущерб эмоциональному и психологическому здоровью и благополучию ребенка. Старший воспитатель предложила познакомиться с опытом коллег из МДОУ-ДС № 9 «ТОПОЛЁК» 2-е отд., в котором педагоги представят различные направления работы по поддержке эмоционально-личностного благополучия каждого ребёнка в ДОУ

По третьему вопросу выступила воспитатель МДОУ – ДС № 9 «ТОПОЛЁК» отд. №2 Баскакова М.В. на тему «Психосоматические расстройства у детей в период адаптации к  ДОУ». Педагог назвала основные   причины психосоматических заболеваний, Воспитатель рассказала о работе с родителями по подготовке к адаптационному периоду. Работа с родителями включает анкетирование с целью  определения стиля воспитания в семье, в результате делается прогноз адаптации для каждого ребёнка. С целью снижения тревожности родителей   проводятся индивидуальные встречи с педагогом-психологом, на которых обсуждаются возникающие вопросы и проблемы.  Индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно в течение одного месяца с момента поступления ребёнка в ДОУфиксируются результаты наблюдений (социальные контакты, питание, сон, эмоциональное состояние). позволяет воспитателям и педагогу – психологу отследить особенности привыкания ребёнка к новым условиям и наметить ряд профилактических мероприятий. Воспитатель поделилась приемами при работе с детьми с проблемами в адаптации .Педагог  привела  примеры из  жизни группы, в которых рассказала, как совместно с педагогом-психологом и родителями справлялись с такими психосоматическими расстройствами у детей как кожные заболевания в виде аллергии и экземы, расстройство сна , психосоматическое расстройство ЛОР органов(хроническая заложенность носа или насморк), расстройство органов пищеварения в виде боли в животе, поноса и рвоты,  запоров, нарушение сна, покусывание кожи на пальцах рук, плохой аппетит.

По четвертому вопросувыступила воспитатель МДОУ – ДС № 9 «ТОПОЛЁК» отд. №2 Шмоткина О.В. с сообщением на тему «Коррекция отношений в семье как профилактика психосоматических расстройств» Педагог озвучила основные характеристики   психосоматогенной семьи: авторитарность, отвержение, делегирование. В таких условиях, отметила педагог, ребёнок не развивается как личность, становится инфантильным, зависимым, отказывается от своего «Я», представляет для  родителей предмет воплощения своих целей. Шмоткина О.В.охарактеризовала психосоматогенную семью как семью с низкой коммуникативностью, подавлением эмоций, недомолвками, скрытием  правды, отрицанием  проблем  у ребёнка,  описала черты матерей, способствующих формированию психосоматики у детей: авторитарная, вездесущая, проявляющая открытую или скрытую тревожность, навязчивая и требовательная, имеющая внутренние конфликты, противоречиво относится к членам семьи на эмоциональном уровне, не позволяющая  ребёнку отделиться, подавляющая его личность и самостоятельность.  Повышенная тревожность и страхи делают её активность дезорганизованной, поэтому она не в состоянии понять причин болезни ребёнка, также педагог рассказала о другомварианте родителей –индифферентные, т. е. равнодушные, психологически незрелые люди, с неразвитым родительскиминстинктом,. скрыто отвергающие ребёнка – выражающие к нему негативные эмоции, игнорирующие, им свойственна жёсткость в общении, вместо взаимодействия в такой семье ребёнок управляется с помощью приказов взрослых. Дети в таких семьях становятся замкнутыми и приобретают черты аутичного ребёнка. Педагог отметила, что часто повторяющиеся болезнь у ребёнка указывает на психосоматическую причину, поэтому недостаточно лечить только болезнь, необходимо прояснять проблему в семейном воспитании.  Педагог привела пример из практики плохо адаптирующегося ребёнка, рассказала, как совместно с педагогом-психологом и родителями решали проблему на родительских консультациях и коррекционной работы психолога в группе. Педагог дала рекомендации для родителей, с целью профилактики психосоматических расстройств.

По пятому вопросу поделилась своим опытом работы воспитатель МДОУ – ДС

№ 9 «ТОПОЛЁК» отд. №2 Андреева Е.А. с сообщением на тему «Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста»

Воспитатель сообщила о четырех мотивах нарушения поведения у детей;

1)привлечение внимания;2) власть, 3) месть, 4) избегание неудач.

Описала план действий с ребёнком нарушающим поведение:

  1. Наблюдение и точное детальное описание поведение детей.
  2. Определение скрытой цели нарушения поведения.
  3. Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки».
  4. Разработка стратегию поддержки для повышения самоуважения ребёнка и развития его самости.
  5. Подключение родителей, коллег и специалиста (педагога-психолога).

Андреева Е.А обратила внимание на то, что в разных случаях у педагога возникают разные спонтанные чувства по отношению к поступку ребёнка и спонтанный импульс,что может помочь определить мотив поведения ребёнка.

В приведенных примерах из практики педагог отметила, что при разработкестратегии поддержки для повышения самоуважения ребёнка и развития его самости., моделирует свое отношение к ребёнку в соответствии с 5 принципами: принятие, внимание, уважение, одобрение и теплые чувства, что наиболее благоприятно для личностного развития ребёнка

По шестому вопросу выступила музыкальный руководительМДОУ – ДС № 9 «ТОПОЛЁК» отд. №2 Юрцева А.П. с сообщением на тему «Музыка, как средство сохранения психосоматического здоровья дошкольников».

Педагог отметила силу влияния музыки на чувства ребёнка, возможность передавать эмоции, раскрывать себя, развивать творческой потенциал детей посредством музыкальной деятельности.

Музыкальный руководитель познакомила со своим инновационным опытом,представила схему занятия, направленного как на решение задач музыкального развития, так и на личностное развитие каждого ребёнка.

  1. Разминка: двигательные и ритмические упражнения.
  2. Основная часть: восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, дыхательная гимнастика, импровизация.(Видео с трубочками)
  3. Музыкальная релаксация. В психологии релаксация- это снятие эмоционального напряжения. А музыкальная релаксация - это способ снять эмоциональное напряжение посредством прослушивания музыки.

Главный принцип, в работе, подчеркнула педагог, внимание к каждому ребёнку, учёт его возрастных, речевых, индивидуальных особенностей и потребностей, в том числе и музыкальных. Юрцева А.П познакомила с пособием «Чемодан с реквизитами», где содержатся различные герои, предметы, привлекающие внимание и мотивирующие детей, провела с участниками практическое упражнение-распевку «Рассказ про петушка-говорка». Интерактив «Весенняя сказка «Первые цветы» с музыкальным сопровождением П.И.Чайковского  «Времена года», пьеса «Подснежник».

  1. Музыкальный руководитель отметила, что музыкальные занятия можно использовать как средство стабилизации эмоционального состояния, Пение, распевки, где дети повторяют за педагогом слова без страха допустить ошибку,строят диалог, способствуют вербальному самовыражению, спонтанные движения под музыку способствуют раскрепощению детей, снятию мышечных зажимов.

По седьмому вопросу выступила педагог-психолог МДОУ-ДС № 9 «ТОПОЛЁК» Драгушан Л.К. на тему «Применение игрового эмоционального тренажёра «KIDS» в детско – родительских отношениях». Автор тренажёр-игры  -  Депутатова Л. – тренер по эмоциональному интеллекту.  

Драгушан Л.К. представила вниманию педагогов-психологов ролевую игру «Эмоциональный Тренажер “KIDS”» и показала этапы проведения.

1. Работа с ресурсами родителя, на котором родители проясняют свои чувства, эмоциис помощью колоды карточек: «Инструменты родителю», учатся справляться с негативными эмоциями, опираясь на памятки: физический выход эмоции (подышать, потопать), простые логические упражнения (вспомнить таблицу умножения), поиск позитива. Психолог показала, как экологично можно проживать эмоции.

2 Провела ролевую игру с помощью колод карточек на игровом поле. Колода карточек: «Ситуации» содержит ситуации из жизни детей такие как как неудачи, страхи, агрессивные поступки, непослушание, хотелки, физическое состояние.

Колода карточек: «Стереотипы»включает примеры родительских установок, традиционно используемых в общении с ребёнком и приводящие к деструктивному общению и конфликту. Участники проигрывали проблемные ситуации (колода«Ситуации»)в ролях «родитель»и «ребёнок» в двух вариантах: вначале стереотипно (колода «Стереотипы») привычно для многих семей с упреками, обвинениями, игнорированием чувств,Затем проигрывали туже ситуацию конструктивно, пользуясь колодой карточек «Инструменты коммуникации», где накаждую ситуацию предлагается инструмент коммуникации: страхи – эмпатия, хотелки – отвлечение, физическое состояние – позаботиться, неудача – похвалить,непослушание – внимание, агрессивные поступки – поддержка. Участники сравнивали качество общения, чувства и эмоции при разных способах общения и пришли к выводу, что конструктивный диалог с ребёнком –залог успешного воспитания личности.

По восьмому вопросу выступила педагог-психолог «Центр развития и подготовки «ПЕРСПЕКТИВА» Сентябрьская О.А. с сообщением «Методы рассказывания историй в работе педагога – психолога с детьми с психосоматическими нарушениями» Педагог-психолог через практические упражнения погрузила участников в творческий процесс, в котором психологи познакомились с методиками

1) Арт-терапевтическая игра «Мозартика». Методика «Образ мира – Космос», 2) Методика «Бабочка», 3)«Коллаж», 4) Игра«StoryCubes». В процессе выполнения заданий предлагался свободный выбор методик, тем, содержания. В спонтанной деятельности участники могли свободно изображать по собственному выбору и любыми средствами то, что в данный момент наиболее насущно, и иметь возможность выразить свои чувства, мнение. Безоценочность и свобода выбора позволяла выразить наиболее подлинное свое состояние и потребности, познать себя. Все методики предполагают в процессе проведения рассказывание историй по содержимому, с бабочкой, которую предлагалось раскрасить на свой выбор, можно было поговорить, по кубикам в игре «StoryCubes» составить и рассказать свою историю. Методики доступны, легки в применении, являются для детей привлекательным материалом, позволяющие выполнять коррекционно-развивающие, так и диагностические задачи.

Решение:

Принято решение применять полученные знания в практике, использовать методики, которые для психологов показались наиболее ценными в своей работе.