Обобщение опыта

Пигулева Галина Владимировна

Буду рада, если опубликованный мною материал, будет Вам полезен, коллега!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Создание «зримого образа» в процессе изучения художественного произведения.

Пигулева Галина Владимировна,

учитель русского языка и литературы МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа №38» г. Калуги.          

             В последнее время в учительском сообществе много говорят о том, что наши ученики не понимают текст, не осознают того, что читают. К сожалению, для большинства детей процесс чтения перестал быть погружением в большой и красочный мир, а ограничился черно-белыми строками букв. Они читают не написанное, а напечатанное. «Чтение книг для них стало простым физическим упражнением: глаза скользят от одной фразы к другой, но смысл написанного ими не воспринимается». Одной из причин этого я вижу в отсутствие у детей образного мышления. Художественный текст только тогда станет понятен и интересен нашим ученикам, когда они научатся видеть картинку вместо слова. То есть на уроке   должна присутствовать работа по созданию «зримого образа». Особенно тяжело воспринимаются учащимися исторические произведения.  Тексты 18-19 века для многих из них представляют собой совершенно непонятный далёкий мир. Дети слишком мало знают о той жизни, для того чтобы в цвете представить происходящее, окунуться в эту глубину и получить при этом эстетическое наслаждение. Вспомним известную фразу К. Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

             Что можно сделать для формирования образного мышления на уроке литературы? Хочу предложить несколько приёмов из своего опыта. Первый приём – организация словарной работы. Полезно не только проговорить значение слова, а по возможности показать его изображение на фотографии, иллюстрации, рисунке. Для более внимательного отношения к написанному можно предложить сравнить значение слова в тексте и иллюстрацию. Может есть какая-то деталь, которая для автора важна и которой нет на рисунке? Зачем её использовал автор? Такая работа заставляет ребёнка быть более внимательным к слову. Особенно нуждаются в наглядности учащиеся 5 класс: терем, кушак, епанча, кафтан, рогатка, редут, лафет, кивер, улан, драгун, жупан, пищик, рожок, свитка и многие другие слова, о которые постоянно спотыкается ученик, замедляют восприятие текста, делают его малопонятным и отбивают желание читать дальше, тогда как возможность увидеть некоторые предметы быта делают процесс чтения более увлекательным.

              Погрузиться в мир героев художественного произведения, увидеть своими глазами, как они одевались, разговаривали, работали, что их окружало, то есть ощутить всё богатство жизни, созданной автором, помогает экранизация. Я не говорю о просмотре всего фильма полностью. Но показать особо значимые отрывки, я думаю, будет полезно. И это то самое погружение, которое сформирует интерес к прочтению и изучению книги. Такая работа обогатит опыт читателя и поможет ему в дальнейшем при самостоятельном чтении.

              Вы можете сказать, что иллюстрации, фильмы – это всё старые приёмы, далёкие от деятельностного подхода в обучении. Но, думается мне, что дело не в том, что мы используем на уроке, а в том, как мы это используем. Работая с   иллюстративным материалом, можно учить сопоставлять, сравнивать, формировать умение высказывать и доказывать свою точку зрения, развивать монологическую речь, культурологическую компетенцию. Можно выйти на проблемный вопрос. Например, трудны для понимания главы о древнем Ирушалиме в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Предлагаю посмотреть фрагмент казни Иешуа в одноимённом фильме режиссёра Бортко. Учащиеся обращают внимание на то, как окружающие воспринимают казнь. Почему столько злобы в жестах и выкриках многих, а в глазах остальных любопытство или равнодушие? Отвечая на этот вопрос, переходим к современной Москве, сравниваем поведение людей, их интересы, пристрастия и таким образом выходим на идею всего романа.

               Это работа с прозой. Труднее с лирикой. Её мало кто из детей любит. Нет у них ещё жизненного опыта, чтобы уметь откликаться на трепет души поэта.  Как приучить ребёнка увидеть образ, созданный автором? Я предлагаю работу по созданию видеоряда к лирическому произведению. Эта работа требует высокой степени самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся.

  1. Литературное произведение переводится на язык зрительных образов.
  2. Формируется личностное отношение к тексту, которое соотносится с его объективным смыслом.
  3. Сопоставляются литературное произведение и его художественные интерпретации в изобразительном искусстве, музыке, что способствует более глубокому погружению в образ.
  4. Видеоряд помогает видеть мир шире, понимать явления глубже, многостороннее, т.е. приобретать жизненный опыт.
  5. Музыка оживляет эмоциональное восприятие, проясняет авторскую      позицию, способствует более точному пониманию образа.

             Видеоролики делятся на ролики, иллюстрирующие лирическое произведение, и ролики- интерпретации. В первом случае остаётся более тесная связь с текстом, более точное отражение авторского воплощения. Во втором - прослеживается   большая художественная независимость, то есть создаётся собственный новый смысл, происходит присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

              Работа по созданию видеоролика может иметь разные формы, а именно: работа в группах на уроке, индивидуальная самостоятельная работа дома, а на уроке обсуждение результатов, проектирование. Вначале целесообразно выполнять эту работу на уроке под контролем учителя, и только когда учащиеся научатся погружаться в текст, отталкиваясь от него, искать образы и картины, можно предлагать им самостоятельную работу.

             Этапы работы на уроке:

  1. Чтение стихотворения.

  1. Беседа:

  • О чём стихотворение? (Можно соотнести с фактами биографии)

  • На какие смысловые части его можно разделить?

  • Какие картины вам представляются при чтении каждого отрезка?

  • Определите смысловую доминанту каждой части? Какие слова здесь становятся ключевыми?

  • Каково настроение каждой части?

  • Какие цвета, звуки преобладают? Какие средства художественной выразительности автор использует?)

  • Какова основная мысль стихотворения?

4.      Самостоятельная работа – создание видеоролика.

5.      Представление и обсуждение работ.

             На этом этапе всегда возникают споры, проблемные вопросы. Учащимся приходится доказывать свою точку зрения, убеждать аудиторию в своей правоте. Например, бурное обсуждение сопровождает работу над стихотворением М.Ю. Лермонтова «Парус». Читая строки «Увы, он счастия не ищет // И не от счастия бежит», каждый представлят свой образ счастья. Тогда спрашиваю: «А что было счастьем для М.Ю. Лермонтова?» Отвечая на этот вопрос, дети обращаются и к биографии поэта, и к понятию романтического героя.

            Такая художественно - творческая деятельность делает процесс обучения интересным, способствует более глубокому пониманию образа, способствует развитию ассоциативно-образного мышления, предоставляет возможность для самовыражения и самопознания.

             Работы учащихся имеют и практическую значимость: лучшие из них мы используем в подготовке внеклассных мероприятий по предмету и в проведении общешкольных праздников. Например, ролики, сделанные учениками 8 класс при изучении темы «Поэзия Великой Отечественной войны», использовались в литературно-музыкальной композиции, посвящённой 9 Мая.