Обобщение опыта
Буду рада, если опубликованный мною материал, будет Вам полезен, коллега!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание «зримого образа» в процессе изучения художественного произведения.
Пигулева Галина Владимировна,
учитель русского языка и литературы МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа №38» г. Калуги.
В последнее время в учительском сообществе много говорят о том, что наши ученики не понимают текст, не осознают того, что читают. К сожалению, для большинства детей процесс чтения перестал быть погружением в большой и красочный мир, а ограничился черно-белыми строками букв. Они читают не написанное, а напечатанное. «Чтение книг для них стало простым физическим упражнением: глаза скользят от одной фразы к другой, но смысл написанного ими не воспринимается». Одной из причин этого я вижу в отсутствие у детей образного мышления. Художественный текст только тогда станет понятен и интересен нашим ученикам, когда они научатся видеть картинку вместо слова. То есть на уроке должна присутствовать работа по созданию «зримого образа». Особенно тяжело воспринимаются учащимися исторические произведения. Тексты 18-19 века для многих из них представляют собой совершенно непонятный далёкий мир. Дети слишком мало знают о той жизни, для того чтобы в цвете представить происходящее, окунуться в эту глубину и получить при этом эстетическое наслаждение. Вспомним известную фразу К. Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Что можно сделать для формирования образного мышления на уроке литературы? Хочу предложить несколько приёмов из своего опыта. Первый приём – организация словарной работы. Полезно не только проговорить значение слова, а по возможности показать его изображение на фотографии, иллюстрации, рисунке. Для более внимательного отношения к написанному можно предложить сравнить значение слова в тексте и иллюстрацию. Может есть какая-то деталь, которая для автора важна и которой нет на рисунке? Зачем её использовал автор? Такая работа заставляет ребёнка быть более внимательным к слову. Особенно нуждаются в наглядности учащиеся 5 класс: терем, кушак, епанча, кафтан, рогатка, редут, лафет, кивер, улан, драгун, жупан, пищик, рожок, свитка и многие другие слова, о которые постоянно спотыкается ученик, замедляют восприятие текста, делают его малопонятным и отбивают желание читать дальше, тогда как возможность увидеть некоторые предметы быта делают процесс чтения более увлекательным.
Погрузиться в мир героев художественного произведения, увидеть своими глазами, как они одевались, разговаривали, работали, что их окружало, то есть ощутить всё богатство жизни, созданной автором, помогает экранизация. Я не говорю о просмотре всего фильма полностью. Но показать особо значимые отрывки, я думаю, будет полезно. И это то самое погружение, которое сформирует интерес к прочтению и изучению книги. Такая работа обогатит опыт читателя и поможет ему в дальнейшем при самостоятельном чтении.
Вы можете сказать, что иллюстрации, фильмы – это всё старые приёмы, далёкие от деятельностного подхода в обучении. Но, думается мне, что дело не в том, что мы используем на уроке, а в том, как мы это используем. Работая с иллюстративным материалом, можно учить сопоставлять, сравнивать, формировать умение высказывать и доказывать свою точку зрения, развивать монологическую речь, культурологическую компетенцию. Можно выйти на проблемный вопрос. Например, трудны для понимания главы о древнем Ирушалиме в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Предлагаю посмотреть фрагмент казни Иешуа в одноимённом фильме режиссёра Бортко. Учащиеся обращают внимание на то, как окружающие воспринимают казнь. Почему столько злобы в жестах и выкриках многих, а в глазах остальных любопытство или равнодушие? Отвечая на этот вопрос, переходим к современной Москве, сравниваем поведение людей, их интересы, пристрастия и таким образом выходим на идею всего романа.
Это работа с прозой. Труднее с лирикой. Её мало кто из детей любит. Нет у них ещё жизненного опыта, чтобы уметь откликаться на трепет души поэта. Как приучить ребёнка увидеть образ, созданный автором? Я предлагаю работу по созданию видеоряда к лирическому произведению. Эта работа требует высокой степени самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся.
- Литературное произведение переводится на язык зрительных образов.
- Формируется личностное отношение к тексту, которое соотносится с его объективным смыслом.
- Сопоставляются литературное произведение и его художественные интерпретации в изобразительном искусстве, музыке, что способствует более глубокому погружению в образ.
- Видеоряд помогает видеть мир шире, понимать явления глубже, многостороннее, т.е. приобретать жизненный опыт.
- Музыка оживляет эмоциональное восприятие, проясняет авторскую позицию, способствует более точному пониманию образа.
Видеоролики делятся на ролики, иллюстрирующие лирическое произведение, и ролики- интерпретации. В первом случае остаётся более тесная связь с текстом, более точное отражение авторского воплощения. Во втором - прослеживается большая художественная независимость, то есть создаётся собственный новый смысл, происходит присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.
Работа по созданию видеоролика может иметь разные формы, а именно: работа в группах на уроке, индивидуальная самостоятельная работа дома, а на уроке обсуждение результатов, проектирование. Вначале целесообразно выполнять эту работу на уроке под контролем учителя, и только когда учащиеся научатся погружаться в текст, отталкиваясь от него, искать образы и картины, можно предлагать им самостоятельную работу.
Этапы работы на уроке:
- Чтение стихотворения.
- Беседа:
- О чём стихотворение? (Можно соотнести с фактами биографии)
- На какие смысловые части его можно разделить?
- Какие картины вам представляются при чтении каждого отрезка?
- Определите смысловую доминанту каждой части? Какие слова здесь становятся ключевыми?
- Каково настроение каждой части?
- Какие цвета, звуки преобладают? Какие средства художественной выразительности автор использует?)
- Какова основная мысль стихотворения?
4. Самостоятельная работа – создание видеоролика.
5. Представление и обсуждение работ.
На этом этапе всегда возникают споры, проблемные вопросы. Учащимся приходится доказывать свою точку зрения, убеждать аудиторию в своей правоте. Например, бурное обсуждение сопровождает работу над стихотворением М.Ю. Лермонтова «Парус». Читая строки «Увы, он счастия не ищет // И не от счастия бежит», каждый представлят свой образ счастья. Тогда спрашиваю: «А что было счастьем для М.Ю. Лермонтова?» Отвечая на этот вопрос, дети обращаются и к биографии поэта, и к понятию романтического героя.
Такая художественно - творческая деятельность делает процесс обучения интересным, способствует более глубокому пониманию образа, способствует развитию ассоциативно-образного мышления, предоставляет возможность для самовыражения и самопознания.
Работы учащихся имеют и практическую значимость: лучшие из них мы используем в подготовке внеклассных мероприятий по предмету и в проведении общешкольных праздников. Например, ролики, сделанные учениками 8 класс при изучении темы «Поэзия Великой Отечественной войны», использовались в литературно-музыкальной композиции, посвящённой 9 Мая.