Программа дополнительного образования
Сегодня дополнительное образование детрей - единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.
Дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая состовляющая образовательного пространства, социально востребованно как образование, органично сочитающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тестопластика | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа
по проведению занятий по развитию навыков создания скульптуры малых форм и пластического моделирования для детей 5-7 лет
Руководитель Тимирова Ю.Х. воспитатель МАДОУ «Детский сад №55»
Содержание
№ | стр. | |
Паспорт Программы | 3 | |
1. | Пояснительная записка | 4 |
1.1. | Возрастные особенности | 5 |
1.2. | Количество занятий | 6 |
1.3. | Цели и задачи Программы | 6 |
1.4. | Планируемые результаты | 6 |
2. | Содержание Программы | 7 |
2.1. | Формы, методы и приемы. | 8 |
2.2. | Условия реализации программы | 9 |
2.3. | Принципы построения программы | 10 |
2.4. | Учебный план | 11 |
3. | Проектирование процесса | 12 |
4. | Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов | 21 |
Литература | 23 |
- Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной программы для детей «Тестолепка». Рабочая программа направлена на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет в процессе работы с соленым тестом.
Актуальность. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач.
Работа с тестом оказывает неоценимую роль в развитии ребенка. С давних времен для изготовления всевозможных игрушек, сувениров использовали тесто. Ласточки, голуби, зайчики, из теста имели ритуально-обрядовое значение – их использовали для зазывания весны или для рождественских поздравлений. Однако поделкам из теста находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.
В последние годы очень популярным материалом для лепки стало соленое тесто. Почему именно тесто? Тесто – материал очень эластичный, мягкий, легко приобретает форму, изделия из него достаточно долговечны, он более удобен для детской руки и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Дети имеют возможность видеть реальные плоды своего труда, фантазии, вкуса. К тому же, настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы из соленого теста создадут уют в помещении, наполнят его душевным теплом.
Лепка из теста способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, умению ориентироваться в пространстве, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Работа с пластическими материалами развивает эстетический вкус, фантазию развивает чувство прекрасного, и, что немаловажно, усидчивость – ребенок доводит начатое дело до конца, чтобы получить результат и просто не отстать от других сверстников. Детская работа уникальна и неповторима.
Игры с пластическими материалами особенно полезны для детей с повышенным или пониженным тонусом рук, так как они способствуют нормализации тонуса и активизации мелкой моторики.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.
- Возрастные особенности.
В старшем дошкольном возрасте дети хорошо ориентируются в материалах и приспособлениях для работы, с легкостью и желанием вносят дополнения и изменения в работу, придают ей индивидуальность за счет дополнительных деталей. У детей достаточно развит глазомер и мелкая моторика, чтобы передавать форму, строение, пропорции и величину всех составляющих работы.
В процессе восприятия художественных произведений дети данного возраста эмоционально откликаются на произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Творческие проявления в лепке становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения: дошкольники 5-7 могут лепить из целого куска соленого теста (пластилина и др. материала) предметы, моделируя их форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и декоративных элементов, расписывать их.
У детей 5-7 лет активно развиваются планирование и самооценка трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно.
К концу дошкольного возраста у детей существенно увеличивается устойчивость внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него.
Этот возраст характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями.
Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В работе с красками они могут создавать цветовые тона и оттенки, использовать цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в композиции главного.
Наиболее важное достижение детей старшего дошкольного возраста - овладение композицией с учётом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Они могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше.
Дети проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой.
- Количество занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю до 30 минут. Всего занятий в год – 32. Максимальное количество детей в группе - 10 человек.
- Цели и задачи программы.
Цель: научить детей создавать произведения малой формы из пластических материалов.
Задачи:
- Научить технологии изготовления различных изделий, из пластических материалов (соленое тесто, пластилин, глина, папье-маше) используя пластический, конструктивный, комбинированный способ лепки.
- Развивать умение лепить изделия, используя разные виды лепки (предметная, сюжетная, декоративная).
- Развивать представления о композиции, основах цветоведения, технике росписи акриловыми красками.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.
1.4. Ожидаемые результаты.
- Лепит предметы разной формы, используя основные приемы и способы.
- Создает изделия, из пластических материалов используя предметную, сюжетную, декоративную виды лепки.
- Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в композицию.
- Умеет гармонично сочетать цвета, расписывая поделки.
- Проявляет аккуратность в работе с материалами, доводит начатое дело до конца.
2. Содержание программы.
В работе с детьми используются три вида лепки:
Предметная лепка предназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом появляется задача обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки.
Сюжетная лепка сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями. Чаще всего сюжетом для лепки служат эпизоды из окружающей обстановки, отдельные эпизоды некоторых сказок, повествований. Выразительность сюжетным композициям придает не только то, как умело дети изображают форму, но и то, как они объединяют фигуры в одну композицию изображением действия.
Декоративная лепка. Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. К примеру, красивые собранные формы, представляющие зверей, кукол, птиц с обусловленной красочной росписью, веселят детей и позитивно влияют на формирование их художественного вкуса, обогащают детские суждения и фантазию.
Хорошо и с удовольствием малыши лепят бусы и другие украшения для кукол, изготавливают декоративные сосуды: подставки для яиц, вазы для небольших весенних цветов, подносы и стаканы для ручек и карандашей. Такие изделия могут обладать формой листьев, зверей, цветов, их можно красочно расписать.
Декоративная лепка в детском саду способствует обучению детей предварительному обдумыванию темы работы, созданию заранее эскиза в качестве рисунка, обучает условно подбирать роспись и форму предмета. К примеру, солонка в форме цветка, крылья жука или птицы расписываются геометрическим или растительным орнаментом. В процессе работы над декоративной пластинкой дети обучаются правилам обращения с инструментом, различным приемам лепки, а что более важно — красивому декоративному наполнению пространства.
2.1. Формы, методы и приемы.
Формы:
Занятия организуются и проводятся с группой детей наполняемостью до 10 человек, сформированной с учетом возрастных особенностей и уровнем первоначальных знаний и умений воспитанников.
Методы:
- словесные (рассказ-объяснение, беседа,);
- наглядные (наглядные пособия, образцы готовых работ, иллюстрации, самостоятельные наблюдения);
- практические (выполнение заданий, овладение приемами работы, приобретение навыков).
Методика проведения занятий по лепке из соленого теста мало отличается от лепки из таких традиционных материалов, как пластилин и глина. Различие будет заключаться лишь в том, что лепка из соленого теста предполагает изготовление поделок не в трехмерном изображении (хотя это и возможно, при использовании каркасов), а в двумерном изображении, что в лепке из соленого теста более распространено, например, изображение панно, плоскостных фигур, брелоков и т.д.
Ведущим методом обучения формообразующим движениям должен быть показ, сопровождаемый простым, точным объяснением действий. Образное слово усиливает эффективность показа, создает возможность в дальнейшем перейти к словесным инструкциям. Слово помогает фиксировать внимание детей на тех качествах, которые в дальнейшем они должны изобразить.
Приёмы:
- объяснение, сопровождаемое показом с опорой на образцы готовых работ;
- выполнение действий с детьми с проговариванием;
- самостоятельное выполнение действий.
2.2. Условия реализации программы.
Занятия кружка «Талантики» проводятся в кабинете дополнительного образования.
Материально-техническое обеспечение:
столы, стулья
мука, соль, растительное масло, крахмал
стеки
стаканы с водой
клеенка
краски, кисти
клей
палитра
салфетки
бросовый материал (бисер, бусы, перья, фольга и др.)
картон плотный цветной
ножницы
фоторамки
природный материал
Программно-методическое обеспечение:
методические разработки;
учебные и методические пособия;
наглядно-иллюстративного и дидактический материал;
фотографии;
образцы изделий;
технологические карты по изготовлению изделий.
Кадровое обеспечение: реализацию программы осуществляет воспитатель.
2.3. Принципы построения программы.
- От простого к сложному.
- Доступность.
- Системность занятий.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
- Связь знаний, умений с жизнью, практикой.
- Активность и самостоятельность.
2.4. Учебный план.
№ | Занятия. | Количество часов. |
1. | Лепка животных. | |
2. | Изготовление декоративных композиций с мелкими элементами. | |
3. | Лепка насекомых. | |
4. | Лепка цветов. | |
5. | Лепка фруктов, овощей. | |
6. | Создание сюжетной композиции. |
3. Проектирование процесса
Месяц | Неделя | Тема | Цель | Оборудование |
Октябрь Ноябрь | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя 6 неделя 7 неделя 8 неделя | 1. Композиция «Ягодка» 2. Роспись готовых изделий. 3. Лепка композиции «Грибы». 4. Роспись композиции. 5. Композиция «Божья коровка». 6. Роспись готовых изделий. 7. Лепка композиции «Заяц» 8. Роспись готовых изделий. | Создать образ по образцу. Использовать способ соединения деталей в одно целое. Научиться аккуратно раскрашивать работу, подбирать красивые сочетания цвета. Научиться создавать из нескольких предметов композицию. Уметь аккуратно раскрасить работу, подобрать необходимые сочетания цвета. Создать образ по образцу. Использовать способ соединения деталей в одно целое. Уметь аккуратно раскрасить работу, подобрать необходимые сочетания цвета. Уметь создать образ животного из простых форм, закрепить соединение деталей из теста. Уметь аккуратно раскрасить работу, подобрать необходимые сочетания цвета. | Соленое тесто, стеки, образцы, шаблоны. Гуашь, кисти, баночки с водой. Соленое тесто, стеки, образцы, шаблоны. Гуашь, кисти, баночки с водой. Соленое тесто, стеки, образцы, шаблоны. Гуашь, кисти, баночки с водой.
Гуашь, кисти, баночки с водой. |
Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 9 неделя 10 неделя 11 неделя 12 неделя 13 неделя 14 неделя 15 неделя 16 неделя 17 неделя 18 неделя 19 неделя 20 неделя 21 неделя 22 неделя 23 неделя 24 неделя 25 неделя 26 неделя 27 неделя 28 неделя 29 неделя 30 неделя 31 неделя 32 неделя | 9. Композиция «Мышка» 10. Роспись композиции. 11. Новогодняя елочка 12. Роспись композиции 13. Композиция новогодняя «Снеговик». 14. Роспись композиции «Снеговик». 15. Композиция «Колобок» 16. Роспись композиции. 17. Декоративная композиция «Фрукты». 18. Роспись композиции «Фрукты». 19. Композиция «Чайник» 20. Роспись композиции. 21. Композиция «Улитка» 22. Роспись композиции. 23. Композиция «Черепаха» 24. Роспись композиции. 25. Композиция «Бабочка». 26. Роспись композиции «Бабочка». 27. Композиция «Поросёнок» 28. Роспись композиции. 29. Композиция «Рыбка». 30. Роспись композиции. 31. Композиция «Котик» 32. Роспись композиции. | Создать образ по образцу. Использовать способ соединения деталей в одно целое. Уметь аккуратно раскрасить работу, подобрать необходимые сочетания цвета. Создать образ по образцу. Использовать способ соединения деталей в одно целое. Уметь аккуратно раскрасить работу, подобрать необходимые сочетания цвета. Создать образ снеговика, уметь передать настроение образа снеговика. Уметь подобрать яркие сочетания цвета для создания радостной праздничной композиции, учить составлять сюжетную композицию, передавая соотношения между героями, частями Создать образ по образцу. Использовать способ соединения деталей в одно целое. Уметь аккуратно раскрасить работу, подобрать необходимые сочетания цвета. Лепка фруктов, основы для композиции – тарелочка, корзина, уметь уравновесить композицию мелкими деталями – ягодки, листики. Уметь аккуратно раскрасить работу, подобрать необходимые сочетания цвета. Создать образ по образцу. Использовать способ соединения деталей в одно целое. Уметь аккуратно раскрасить работу, подобрать необходимые сочетания цвета. Создать образ по образцу. Использовать способ соединения деталей в одно целое Уметь аккуратно раскрасить работу, подобрать необходимые сочетания цвета. Создать образ по образцу. Использовать способ соединения деталей в одно целое Уметь аккуратно раскрасить работу, подобрать необходимые сочетания цвета. Создать образ бабочки с помощью декоративных элементов – завитки, спиральки. Уметь подобрать яркие контрастные сочетания цветов, развитие творческой фантазии, художественного вкуса. Создать образ по образцу. Использовать способ соединения деталей в одно целое. Уметь аккуратно раскрасить работу, подобрать необходимые сочетания цвета. Создать образ по образцу. Использовать способ соединения деталей в одно целое. Уметь аккуратно раскрасить работу, подобрать необходимые сочетания цвета. Закрепить использование простых форм (круг, овал) для создания образа котика, передать характер образа. Уметь аккуратно раскрасить работу, подобрать необходимые сочетания цвета. | Соленое тесто, стеки, образцы, шаблоны. Гуашь, кисти, баночки с водой. Соленое тесто, стеки, образцы, шаблоны, иллюстрации новогодних композиций. Гуашь, кисти, баночки с водой. Соленое тесто, стеки, образцы, шаблоны. Гуашь, кисти, баночки с водой. Соленое тесто, стеки, образцы, шаблоны. Гуашь, кисти, баночки с водой. Соленое тесто, стеки, иллюстрации композиций с фруктами, муляжи фруктов, шаблоны. Гуашь, кисти, баночки с водой. Соленое тесто, стеки, образцы, шаблоны. Гуашь, кисти, баночки с водой. Соленое тесто, стеки, образцы, шаблоны. Гуашь, кисти, баночки с водой. Соленое тесто, стеки, образцы, шаблоны. Гуашь, кисти, баночки с водой. Соленое тесто, стеки, образцы, шаблоны. Гуашь, кисти, баночки с водой. Соленое тесто, стеки, образцы, шаблоны. Гуашь, кисти, баночки с водой. Соленое тесто, стеки, образцы, шаблоны. Гуашь, кисти, баночки с водой. Соленое тесто, стеки, образцы, шаблоны. Гуашь, кисти, баночки с водой. |
- Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения дополнительной программы «Талантики».
Инструментарий
1.Цель: владеет приемами лепки - скатывает, сплющивает, прищипывает и оттягивает отдельные детали.
Задание. Лепка вазочки простой формы.
2. Цель: создаёт изображение знакомых овощей, фруктов, посуды и т. д.
Задание. Лепка овощей, фруктов, посуды (на выбор).
3. Цель: знает свойства соленого теста, понимает какие предметы можно из него лепить.
Задание. Лепка чашки.
4.Цель: умеет отделять от большого куска теста небольшие комочки, раскатывает их прямыми и круговыми движениями ладоней.
Задание. Лепка с элементами шара (снеговик, «Колобок», солнышко).
5.Цель: лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приёмы лепки.
Задание.
7.Цель: Использует в своей работе образцы, схемы лепки
Задание. Лепка животного в движении с использованием схемы лепки.
8. Цель: умеет планировать работу и доводить ее до конца.
Задание. Лепка композиции из 2-3 предметов («Ежик с грибами», «Зайчик с морковкой»).
9. Цель: умеет давать художественную оценку создаваемого и законченного образа
Задание. Рассматривание коллекции лепных работ, словесное описание понравившейся композиции.
10.Цель: Проявляет интерес к лепке, вкладывает в работу свою фантазию.
Задание. Композиция «Что я люблю лепить».
Карта обследования умений и навыков по освоению дополнительной программы «Талантики»
№ | Фамилия, имя ребенка | Владеет приемами лепки -скатывать, сплющивать, прищипывать и оттягивать отдельные детали. | Создаёт изображение знакомых овощей, фруктов, посуды и т. д. | Знает свойства соленого теста, ,понимает какие предметы можно из него лепить | Умеет отделять от большого куска теста небольшие комочки, раскатывает их прямыми и круговыми движениями ладоней. | Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приёмы лепки. | Проявляет самостоятельность в выборе композиции пр | Использует в своей работе образцы, схемы лепки | умеет планировать работу и доводить ее до конца | Умеет давать художественную оценку создаваемого и законченного образа | Проявляет интерес к лепке, вкладывает в работу свою фантазию | Уровень |
1. | ||||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
6. | ||||||||||||
7. | ||||||||||||
8. | ||||||||||||
9. | ||||||||||||
10. |
Высокий уровень – владеет приемами лепки, проявляет интерес к работе, проявляет индивидуальность, доводит работу до конца.
Средний уровень – проводит работу с помощью педагога, не использует схемы, образцы для создания композиции.
Низкий уровень – слабо владеет приемами лепки, не доводит работу до конца.
Литература.
1. Кискальт И. Соленое тесто/ Пер. с нем. — М.: АСТ-пресс книга, 2003 — 144 с.
2. Кискальт И. Соленое тесто. Увлекательное модедирование. — М.:
Профиздат 2002. — 80 с.
3. Колотова О. Тестопластика // Позашкiлля.– 2007. – №7. – с. 40 – 42.
4. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор.— М: Эксмо, 2004. — 160 с.
5. Хананова И. Соленое тесто. — М.: АСТ-пресс книга, 2004 — 104 с.