Методические разработки

Тимирова Юлия Хафизовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческий проект во второй младшей группе "Русская матрёшка" Воспитатель : Тимирова Ю.Х.

Слайд 2

Актуальность Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения. Это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек. Значимая для детей проблема на решение, которого направлен проект: как появилась матрешка? Какие бывают матрёшки? Тематическое поле: Художественное творчество, народная культура и традиции.

Слайд 3

Цели проекта : создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей традиционной культуре родного края.

Слайд 4

Задачи проекта: - Познакомить с русской народной игрушкой; - Дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме; - Развивать сенсорные навыки; - Формировать интерес к русской народной игрушке «Матрёшке»; - Формировать интерес к народной культуре и традициям; - Освоить некоторые художественные элементы; - Учить аккуратно наклеивать элементы аппликации; - Поддерживать интерес любознательных детей; - Содействовать развитию творческих способностей детей . - Расширять словарный запас детей.

Слайд 7

Мини-музей «Матрёшка»



Предварительный просмотр:

Проект в группе общеразвивающей направленности № 1 «Колокольчик»

с 3 до 4 лет

тема:

«Русская матрёшка»

Составила: воспитатель Тимирова Ю.Х.

Тема «Русская матрёшка»

Вид проекта: творческий, групповой.

Идея проекта: пробудить интерес к разнообразию русских традиций и промыслов народных игрушек через знакомство детей с матрешкой.

Продолжительность: краткосрочный

Участники: дети группы «Колокольчик», воспитатели группы «Колокольчик», родители группы «Колокольчик»

Возраст участников: 3-4 года

Раздел программы:

- познавательно-речевое развитие;

- социально-личностное развитие;

- художественно-творческое развитие

- физическое развитие

 Название проекта: «Русская матрёшка»

Тематическое поле: Художественное творчество, народная культура и традиции.

Актуальность темы: 

Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения. Это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек. Значимая для детей проблема на решение, которого направлен проект: как появилась матрешка? Какие бывают матрёшки?

Цель: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей традиционной культуре родного края.

Ожидаемый результат:

1) познакомить с особенностями русской народной игрушки (материал,

форма, цвет, узор)

2) разучить простейшие элементы росписи

3) дать представление о цветовой гамме матрёшек

4) расширить и активизировать словарный запас слов

5) вылепить матрёшек, расписать узором сарафаны матрёшек

Задачи для детей:

- Познакомить с русской народной игрушкой;

- Дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме;

- Развивать сенсорные навыки;

- Формировать интерес к русской народной игрушке «Матрёшке»;
- Формировать интерес к народной культуре и традициям;

- Освоить некоторые художественные элементы;

- Учить аккуратно наклеивать элементы аппликации;

- Поддерживать интерес любознательных детей;

- Содействовать развитию творческих способностей детей.
- Расширять словарный запас детей.

Для педагога:

- способствовать творческой активности детей;

- создать условия для формирования у детей познавательных умений;

- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;

- развивать социально-профессиональную компетентность и личностный

потенциал.

Предметно-развивающая среда

- игрушки матрёшки

- иллюстрации матрёшек

Направление реализации проекта

- совместная деятельность с детьми, родителями.

Материал и оборудование:

изобразительные материалы; видеопрезентации «Русская матрешка», «Матрешки народов России», оборудование для показа презентаций; музыкальный центр, развивающие игры по теме, набор матрешек.

Мероприятия для детей

  1. Беседы с детьми на темы: «Русская игрушка – матрёшкой», «О цветовой гамме матрёшек», «Из чего сделана матрёшка».
  1. Чтение художественной литературы:

Л.Некрасова «Веселые матрёшки», И.Черницкая «Матрёшки», В.Приходько «Матрёшка на окошке», С.Маршак «О матрёшках», З.Петрова «Ой, да мы матрёшки», С.Вокринцева «Матрёшка», матрёшкины частушки, И.Булва- Давыдова «Игрушки».

    3.  Прослушивание и разучивание музыкальных произведений, песен, частушек;

    4.  Просмотр видеопрезентаций о матрешках;

    5.  Прослушивание и разучивание музыкальных произведений, песен, потешек;

     6.  Выставка детского рисунка.

Непосредственная образовательная деятельность:

1) Познание, формирование целостной картины мира.

Тема «Знакомство с русской матрёшкой»;

2) Художественное творчество.

Рисование. Тема «Украсим сарафаны матрёшкам»;

3) Познание. Формирование элементарных математических представлений.

Тема «Матрёшки в гостях у ребят»;

4) Художественное творчество. Лепка. Тема «Матрёшка»;

5) Художественное творчество. Аппликация. Тема «Русская матрёшка».

 

Этапы реализации проекта «Русская матрёшка»

1 этап Подготовительный

Погружение в проблему, постановка задач.

1. Беседа в диалоговой форме с детьми об игрушках матрёшках.

2. Рассматривание игрушки матрёшки.

3. Пробуждение интереса к теме развлечения (дети совместно с воспитателем знакомятся с материалом проекта и отвечают на вопросы).

4. Рассматривание наглядно – дидактического материала.

5 Знакомство с проектом.

2 этап Продуктивный.

Организация практической работы над проектом.

1. Подборка нужной литературы

2. Изготовление памяток для осуществления проекта.

3.Непосредственно- образовательная деятельность:

1. Познание. Формирование целостной картины мира.

Тема «Знакомство с русской матрешкой».

2. Художественное творчество. Рисование.

Тема «Украсим сарафаны матрёшкам».

3. Познание. Формирование элементарных математических представлений.

Тема «Матрешки в гостях у ребят»

4. Художественное творчество. Лепка.

Тема «Матрёшка».

5. Художественное творчество. Аппликация.

Тема «Русская матрёшка».

3 этап Заключительный

 Выставка детских работ «В гости к нам пришли матрёшки». Подготовка презентации проекта через проведение развлечения «В гости к матрёшке».

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Познание. Формирование целостной картины мира.

Тема «Знакомство с русской матрешкой».

для второй младшей группы

                                                                             Воспитатель: Тимирова Ю.Х.

Программное содержание:

О/О Познание

  1. познакомить детей с историей матрёшки, как народного промысла;
  2. дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме;
  3. учить называть свойства и качество предметов.

Интеграция образовательных областей.

О/О Коммуникация

  1. формировать грамматически правильную речь;
  2. учить детей составлять описательный рассказ;
  3. обогатить словарь детей.

О/О Социализация

  1. воспитывать патриотические чувства;
  2. развивать эстетический вкус.

Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой, учить рассматривать матрешку. Выделяя особенности внешнего вида (у матрешки есть голова круглой формы, туловище продолговатой, ручки, она наряжена в сарафан, кофточку и фартук, на голове у нее косынка, вся одежда украшена цветами, учить замечать яркость цветовых образов в народной игрушке, продолжать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызывая эмоциональный отклик на произведение искусств, воспитывать умение внимательно слушать воспитателей, развивать мелкую мускулатуру мышц, воспитывать бережное отношение к игрушкам)

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, альбомов; книжки-раскраски с матрешками; чтение художественной литературы («Игрушки» И. Булва-Давыдова, «Матрешки».

Материал: игрушки-матрешки, иллюстрации, альбомы о матрешке.        

Словарная работа: веселая, нарядная, красивая.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Красные щечки,

Пестрые платочки,

Хлопают в ладошки веселые. 

 (Матрешки.)

Воспитатель: Верно. Сегодня я расскажу вам историю о матрешке.

- Это русская народная игрушка - матрешка. Ее создал русский народ. Назвали игрушку - матрешкой потому, что раньше на Руси имя Матрена было распространено среди девушек Матрена, Матрешечка - ласково называли девушек. Так появилось имя у игрушки - матрешка. Давайте рассмотрим нашу гостью - Матрешку.

-Посмотрите и скажите, какого размера матрешка? (она большая.)

Воспитатель: - Какой она формы? (она овальной формы.)

Воспитатель - что надето на матрешке? (на матрешке надет платок, фартук.)

Воспитатель - какого цвета платочек? (у матрешки платок красного цвета.)

Воспитатель - какого цвета фартук? (у матрешки фартук желтого цвета.)

Воспитатель - что нарисовано на фартуке? (на фартуке нарисованы красные цветочки.)

Воспитатель - какого цвета у матрешки глазки? (у матрешки черные глазки.)

Воспитатель - а какие у нее щечки? (у матрешки красные щечки.)

Воспитатель - а какие еще бывают щечки? (румяные, алые, розовые.)

Воспитатель: Какие сарафаны у матрешек?

Дети: У одной - красный, у другой - синий с цветочками, у третьей - малиновый с белым платочком в горошек, у четвертой - яблоки на переднике.

Воспитатель: Как же назвали красавицу? Назвали ее Матрешей, старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Так родилась матрешка - разъемная деревянная кукла.

Воспитатель: Из чего сделана матрешка? (Из дерева)

Воспитатель: По форме она более вытянутая и стройная. Основные цвета: фиолетовый, алый, голубой, жёлтый. Узор на сарафане красивые цветы. Чем украшен сарафан матрёшки? Какими красками расписывали матрёшку?

Воспитатель: У неё яркий цветастый фартук, который украшен пышными букетами красных роз с зелёными листьями, травкой. На голове жёлтая косынка с мелким узором. Чем расписан сарафан этой матрёшки? Какими красками пользовались художники?

Физкультурная минутка «Матрешки».

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (хлопки перед собой)

На ногах сапожки,

Топают матрешки. (руки на пояс, поочередно правую ногу выставить вперед на пятку, затем левую)

Влево, вправо наклонились, (наклоны влево – вправо)

Всем знакомым поклонились. (наклоны головы влево – вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых

Вы похожи словно сестры. (повороты туловища направо – налево, руки  к плечам)

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (хлопки в ладоши перед собой)

Выставляя матрешек, воспитатель предлагает дидактическую  «Выбираем игру сувенир».

Воспитатель: Какую матрешку вы бы выбрали в подарок другу? Расскажите, почему она вам понравилась?

Дети: Я бы подарил эту матрешку, потому что она с петухом - это самая первая русская матрешка. Эта матрешка украшена яркими цветами и зелеными листьями, у нее красивый сарафан, поразительные черты лица. У этой матрешки цветы, ягоды, листья сказочные обведены черным контуром.

Воспитатель: Матрешки - изделия, которыми гордятся россияне, откуда бы ни приезжали люди в нашу страну, среди других сувениров они обязательно увезут на родину и русскую матрешку.

 

 

 

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Художественное творчество. Рисование.

Тема «Украсим сарафаны матрёшкам».

для второй младшей группы

 matreshka.jpg

                                                                                 Воспитатель: Тимирова Ю.Х.

Программное содержание.

О/О «Художественное творчество»

  1. развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, творческие способности детей, развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов;
  2. учить использовать тампоны при украшении силуэта матрёшки;
  3. закрепить умение работать с кистью и красками.

Интеграция образовательных областей.

О/О «Познание»:

  1. продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством – русской матрёшкой;
  2. развивать сенсорные навыки.

О/О Социализация»:

Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.

Цели: вызывать у детей желание украшать яркими мазками сарафаны матрешек, интерес к образу, закреплять умение ритмично наносить мазки на силуэт сарафана, развивать желание работать с гуашью.

Предварительная работа: рассматривание матрёшек, чтение стихов о матрёшках.

Материал:  силуэты матрёшек, краски, баночки для воды, палитра, салфетки, иллюстрация с изображением матрёшки, кисточки.

Словарная работа: сарафан, косынка, нарядная, расписная, красивая.

Ход занятия

Звучит музыка. Педагог в русском народном костюме. Входит в группу.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Я весёлая матрёшка, пришла к вам в гости. Какие вы все красивые, нарядные. Посмотрите, какой у меня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Это были красивые платки и носили длинные сарафаны, вот такой как у меня.

Воспитатель:  Как называются эти куклы? (Матрешки) 

А знаете ли вы, почему матрешки так называются?

Раньше на Руси женщины очень часто носили имя Матрена, Матреша. Это имя связывали с материнской заботой, большой семьей. Поэтому толстенькие куклы, похожие на бабушек, мам, дочек и внучек, были названы именно матрешками.

(Воспитатель разбирает матрешку.) Посмотрите, каждая следующая кукла меньше предыдущей. А во всем остальном они очень похожи. Пусть кто-нибудь из вас разберет еще две матрешки. (Два ребенка разбирают.) А теперь расположите синих матрешек в ряд – от самой большой до самой маленькой. А красных матрешек – от самой маленькой до самой большой. (Дети выполняют.) Пусть теперь каждый разберет и соберет одну матрешку.

Посмотрите, из чего сделаны матрешки. (Они сделаны из дерева.) Правильно, матрешек всегда делают из дерева. Потом их раскрашивают красками и поливают лаком. Посмотрите, какие красивые сарафаны у наших матрешек! Какие цвета есть на сарафанах? Какие рисунки есть на сарафанах? Если бы вы расписывали матрешек, какие узоры вы нарисовали бы на сарафанах? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек

Воспитатель: Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

Воспитатель: Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

Воспитатель: Из чего сделана матрешка? (из дерева)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? Матрёшка раскрывается. Я покажу.

Пять кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинке.

Эту куклу открой –

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притёртую –

И сумеешь ты найти

Куколку четвёртую.

Вынь её да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая.

Вот поставленные в ряд

Воспитатель: Сколько кукол?

Дети: Кукол пять.

Воспитатель: Вы заметили, что матрёшки разные? (самая большая, большая, маленькая, еще меньше, самая маленькая).

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам расписать матрёшек. Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку. (дети садятся за столы)

Воспитатель: Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрёшка. Что у неё на голове? (косынка)

Воспитатель: На туловище? (сарафан)

Воспитатель: Чем украшен сарафан? (цветами)

Воспитатель: Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен цветами ил узорами.

Захотелось мне матрёшку

В полный рост нарисовать.

Воспитатель: У каждого из вас есть ватные палочки и кисточки. Палочками мы будем расписывать косынку матрёшки, а кисточками рисовать цветочки и листья. Сначала украсим платочек, макаем палочку в краску и рисуем ею точки. А потом распишем сарафан цветочками и листьями (показ воспитателя, самостоятельная работа детей).

Воспитатель: Ой, какие матрёшки получились красивые. Какие вы хорошие мастера. Давайте поставим их на выставку и полюбуемся ими.

 

 

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Познание. Формирование элементарных математических представлений.

Тема «Матрешки в гостях у ребят»

для детей второй младшей группы

 

 

 

i_(1).jpg

 

                                                                                 Воспитатель:  Тимирова Ю.Х.

 

 

Программные содержание.

О/О «Познание»

  1. закрепить счётные умения в пределах пяти;
  2. закрепить умение при сравнении предметов выделять параметр высоты, употребляя слова: высокая, низкая, ещё ниже, самая низкая;
  3. упражнять в счете звуков на слух в пределах пяти;
  4. продолжать знакомить детей с историей появления матрёшки.

Интеграция образовательных областей.

О/О «Коммуникация»

Формировать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.

О/О «Социализация»

Воспитывать усидчивость, активность.

Цель: закрепить счётные умения в пределах пяти, учить детей выделять велечину как особые признаки предметов, сапостовлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца.

Материал: Демонстрационный – домик для матрёшек, матрёшки, посуда. Раздаточный –матрёшки.

Словарная работа: высокая, низкая, ещё ниже, самая низкая.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я обнаружила у нас в группе какой-то конверт. Давайте посмотрим, что же в нем (загадка). Сейчас я загадаю ее вам, а вы слушайте внимательно и постарайтесь отгадать:

На крыльцо резной избушки

Вышли бойкие подружки:

Пять красавиц расписных!

Все в платочках кружевных!

Все в передниках цветастых!

Пять румяных! Пять глазастых!

Сёстры-куколки стоят.

Посчитаем вас опять: раз, два, три, четыре, пять.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто это? (Матрёшки)

Воспитатель: Правильно, это матрёшки. Мы с вами в детском саду и вы дома с родителями из бумаги, дерева, ткани, картона, пластилина делали красивых матрёшек. Посмотрите, какой у нас здесь стоит красивый домик. Как вы думаете, кто здесь живёт? (матрёшки)

Воспитатель: Правильно, здесь живут матрёшки. Они и пришли к нам в гости. Хотите я вам расскажу, как появились матрёшки? Садитесь все поудобнее. Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Матрёшка – одна из самых популярных русских игрушек. Первая матрёшка представляла собой девушку в костюме: сарафане, переднике, платочке с петушком. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика. Последняя изображала младенца. По преданию, кто-то увидев такую куклу, смеясь воскликнул: «До чего же похожа на нашу Матрёну!» С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой. Матрёшку сделать непросто. Сначала из дерева (липы или берёзы) делают заготовку. Работу мастер начинает с самой маленькой и лишь потом их размеры становятся всё больше. А художник весёлыми красками расписывает матрёшек, одевая их в нарядную одежду. И вот матрёшка уже улыбается. А что её скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семьёй. Матрёшек стали делать в разных городах, а вкладываемых фигурок становилось всё больше. Но матрёшки - это не всегда девочки-куколки. Бывают и богатыри. Такие есть и у нас. А бывают и великаны, ростом с вас. И вот таких красивых матрёшек стали возить в разные страны, показывать на выставках за границей. И с тех пор русскую матрёшку любят во всём мире и нам эта игрушка тоже нравится. А хотите поиграть с матрёшкой? (Да)

Воспитатель: Как вы думаете, матрёшка пришла одна к нам в гости? (Нет)

Воспитатель: А почему вы так думаете? (Матрёшек всегда много)

Воспитатель: Давайте познакомимся с подружками. (Выставляю матрёшек)

Воспитатель: Вот как их много. Давайте посчитаем. Иди Алина (один, два, три, четыре, пять, – всего пять)

Воспитатель: Дети, а матрёшки одинаковые? (Нет)

Воспитатель: Они разные по высоте. Кирилл, иди покажи, какие они? (Самая высокая, ниже, ещё ниже, ещё ниже, самая низкая)

Воспитатель: Дети, матрёшки пришли к нам в гости. А что мы должны сделать, когда к нам приходят гости? (Угостить гостей)

Караваем всех встречаем,

Самовар на стол несём,

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём.

Воспитатель: Давайте угостим наших матрёшек чаем из самовара. Дети, а одинаковую ли посуду мы должны им поставить? (Нет)

Воспитатель: А почему? (Матрёшки разного роста и посуда должна быть разная)

Воспитатель: Как бы ты разложил посуду для всех матрёшек? (По величине)

Воспитатель: Правильно ли Саша А. разложил посуду? (Да)

Воспитатель: Почему вы так думаете? (Потому что он её разложил по величине)

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте с вами отдохнём!

Физкультминутка под музыку.

Похлопаем в ладошки,

Похлопаем немножко,

Ведь к нам пришли Матрёшки,

Очень хорошо!

Их в гости приглашаем

И чаем угощаем,

За чаем не скучаем,

Вот как хорошо!

Давайте мы попляшем,

Давайте мы попляшем,

Попрыгаем, поскачем,

Пусть все на нас глядят.

Без дела не скучаем,

Без дела не скучаем,

Всех в гости приглашаем,

Вы приходите к нам.

Игровое упражнение «Матрёшки слушают музыку».

Воспитатель: Ребята, матрёшки очень любят слушать музыку. Послушайте и вы музыку и сосчитайте звуки (ударяю ложками, стучу в барабан, играю на дудочке, а дети считают звуки и отсчитывают столько матрёшек, сколько звуков они слышали).

Воспитатель: Сколько звуков вы слышали? Сколько матрёшек вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько матрёшек? Понравилось ли вам играть с матрёшками? А какое у вас было настроение, когда к вам в гости пришли матрёшки? (Хорошее, радостное, весёлое, праздничное)

Воспитатель: Как бы вы изобразили весёлое настроение? Я с вами согласна. Когда у людей весёлое, радостное настроение, они улыбаются друг другу. Давайте повернёмся к матрёшкам и улыбнёмся на прощание!

 

 

 

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Художественное творчество. Лепка.

Тема «Матрёшка».

для  детей второй младшей группы

                                                                                 Воспитатель:  Тимирова Ю.Х.

 

Программное содержание.

О/О «Художественное творчество».

  1. познакомить с процессом изготовления игрушки матрешкой;
  2. учить лепить пластическим способом, используя в работе приемы оттягивания и сглаживания;
  3. упражнять в работе со стекой;
  4. добиваться передачи выразительности образа.

Интеграция образовательных областей.

О/О «Познание»

  1. продолжать знакомить с предметом народного творчества, изделием русских мастеров – матрёшкой;
  2. закрепить знание детей о цветовой гамме.

О/О «Здоровье»

Развивать мелкую моторику рук

О/О «Социализация»

Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Предварительная работа: игры детей с матрёшками, беседы о матрёшках, чтение стихов.

Материал: изображения разных видов матрешки, схемы изготовления, пластилин, стеки, матрешки на каждого ребенка.

Словарная работа: оттянуть, сплющить, овал.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается в бока,

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Это русская…(матрёшка).

Воспитатель: Давайте полюбуемся матрёшкой, какая она нарядная, красивая. Расскажите ребята об игрушке (при описании обратить внимание на одежду). А сейчас вспомним стихи о матрёшке.

Дети читают стихи о матрешке.

У матрешки, у Матрены косыночка красная,

А полоска на платочке желтая, атласная.

Вот девчонки собрались в красных сарафанах,

Отвернулся. Где ж они? Лишь одна осталась!

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут.

Всех матрешками зовут.

Воспитатель: Послушайте, что я расскажу вам о матрёшке. Разные бывают на свете игрушки. И очень большие, и совсем маленькие. Из дерева и ткани, из глины и соломы. Одних можно укладывать спать, других – кормить и купать. У каждой игрушки есть имя: Катя, Маша, Наташа. А есть игрушки, носящие одно и то же имя – Матрешка. Много, очень много этих кукол. Они живут в больших и маленьких городах, в поселках, деревнях. Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше. Матрешку знают во всем мире. Это русский сувенир. Ее изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Сначала самую маленькую, которая не разбирается, потом следующую – побольше, затем – еще больше, в последнюю очередь – самую большую. Потом игрушки расписываются яркими красками, «одевают» их в пестрые сарафаны и платки, прорисовывают лицо, чтобы на нем блестели глазки, розовели щечки. И ожила матрешка!

Воспитатель: Я предлагаю сегодня вылепить матрёшек. А чтобы вы лучше справились с работой, матрёшка привела с собой своих младших сестер (выдаю каждому ребенку по матрешке). Садитесь удобнее, а я вам покажу, как нужно лепить матрешку из куска пластилина, потому что у этой матрешки голова плавно переходит в туловище. Скажите, у овала я оттягиваю одну сторону – это будет голова матрешки. Теперь я разглаживаю пластилин пальцем по линии шеи и плеч. А другой конец получившейся формы сплющиваю, чтобы матрешка была устойчивой. Скажите, что еще мне осталось сделать? (Украсить, нарисовать ручки). Для этого я использую стеку и прорисовываю сарафан, руки, лицо (можно использовать заготовки лица, выполненные на бумаге).Теперь матрешке повяжу платочек. Вот какая красивая матрешка! Прежде чем приступить к работе, давайте немного отдохнем.

Дети выполняют танцевальные движения под слова песенки.

Мы веселые матрешки, ладушки-ладушки,

На ногах у нас сапожки, ладушки-ладушки,

В сарафанах наших пестрых, ладушки-ладушки,

Мы похожи, словно сестры, ладушки-ладушки.

Приступают к работе, воспитатель следит за последовательностью лепки, за правильным использованием стеки.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие у нас получились матрешки. А для этого поставим их в круг: первой в хороводе будет стоять самая красивая матрешка, за ней – самая веселая, потом – самая румяная и т.д.

Дети рассматривают матрешек и делятся впечатлениями о них и о своей работе.

 

 

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Художественное творчество. Аппликация.

Тема «Русская матрёшка».

для детей второй младшей группы

 

                                                                                 Воспитатель: Тимирова Ю.Х.

 

Программное содержание.

О/О «Художественное творчество».

  1. Учить детей украшать сарафаны узором, используя геометрические формы: круг, овал;
  2. Закрепить умение намазывать всю поверхность деталей клеем.

Интеграция образовательных областей.

О/О «Познание»

  1. Продолжить знакомить детей с матрёшкой;
  2. Закрепить представление о цветовой гамме.

О/О «Безопасность»

Продолжать учить детей безопасному обращению клеем.

О/О «Социализация»

  1. Воспитывать чувство любви и гордости за свою страну и за свой народ;
  2. Воспитывать аккуратность в работе.

Предварительная работа: рассматривание матрешки, игры с ними.

Словарная работа: нарядная, веселая, грустная, круг, овал.

Материал: Матрешка с грустным лицом, цветные овалы и круги, клеёночки – подставки, салфетки, клей, «матрешки – подружки», демонстрационные картинки с изображением деревянных игрушек.

Ход занятия.

(Показать детям несколько игрушек, предложить их назвать, среди игрушек поставить матрёшку и обычные игрушки).

Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадку про одну из этих игрушек, а вы попробуйте её отгадать:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Воспитатель: Правильно, ребята. Это кукла матрёшка, она совсем необычная. Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Сделана из дерева, очень красиво расписана. Матрёшку можно собирать и разбирать. Когда её разберёшь, то получится несколько кукол- матрёшек. А в какие ещё игрушки вы любите играть? (ответы детей)

Воспитатель: Вот как много у вас игрушек! А когда-то давным–давно у детей не было так много разных игрушек. И родители им мастерили игрушки сами (дети подходят к доске и садятся на стульчики).

Воспитатель: Вокруг было много леса, и игрушки делали из дерева (показать деревянные фигурки). Придумали мастера занятную деревянную куклу. Похожа она была на простую деревенскую девочку (показать русскую матрешку). Одета в сарафан с ярким платком на голове и в руках держала Петушка. Это была первая русская матрешка. В большой кукле пряталось целое семейство кукол – одна другой меньше. А деревенских девочек часто называли именем Матрёна. И куклу стали называть ласково - матрёшка. Один мастер вытачивал из дерева куклу, а другой красиво её разрисовывал. Много матрёшек делали. И своим детям, и соседским, да ещё на базар отвозили, а там такую красотищу сразу же раскупали. Мастеров было много и матрёшка стала меняться. Стала более яркой и красочной (показать современную матрёшку). Прошло много лет, а матрёшка так же любима нашими детьми. Дети любят играть с матрёшками, а взрослые украшают ими свои квартиры. Люди, которые приезжают в Россию из других стран, обязательно увезут на память о нашей стране русскую матрёшку. Ведь она является символом нашей страны – России!

Физкультминутка.

Танцевальные движения под музыку.

Воспитатель: Сегодня я хочу вам показать вот такую матрешку (выставляю на фланелеграфе  матрешку из аппликации). Как вы думаете, почему она грустная? (она одна)

Воспитатель: У неё нет подружек. Я предлагаю вам смастерить ей подружек. Украсим сарафаны подружкам нашей матрёшки.

Работа детей за столами (напомнить о правилах работы с клеем и бумагой).

Итог (дети со своими работами подходят к главной матрешке).

Воспитатель: Давайте устроим хоровод матрёшек (дети под музыку танцуют русскую плясовую с матрёшками).

Мы матрёшки,

Мы сестрички.

Мы толстушки – невелички.

Как пойдем плясать и петь,

Вам за нами не успеть.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этой работой.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Место и роль народных игр в социализации детей.

Слайд 2

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.

Слайд 3

«Социализация – это процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром ( А.В.Мудрик )» Социализация ребенка дошкольника это : усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений ; приобщается к нормам и правилам общественного устройства ; осваивает значение разных социальных ролей ; овладевает определенным уровнем культурных знаний и навыков.

Слайд 4

деятельность ; познание самого себя; предметный мир; детское общество; воспитание любви к Отечеству приобщение к народной культуре

Слайд 5

Младшая группа Игры - « Салки» - « У медведя во бору» - « Гуси-лебеди» - « Снег, снег кружится…» - « Зайка беленький сидит и ушами шевелит » - « Угадай чей голосок» - « Мыши и кот», «Ходит Ваня» - « Курочка – хохлатка», - « Солнышко и дождик»

Слайд 6

Средняя группа - « Дедушка Мазай » - « Баба Яга » - « Солнышко-ведрышко » - « Два Мороза » - « Гуси-гуси » - « Зайцы и волк» - « Заря-заряница » - « Золотые ворота » - « Мышеловка »

Слайд 7

Старшая группа - « Гори ясно» - « Ворон» - « Солнце» - « Теремок» - « Сороконожка» - « Ловушка» - « Колпачок» (паучок) - « Курочки и петушок» - « Васька - кот» - « Подними ладошки»

Слайд 8

Подготовительная группа - « Ручеёк» - « Удар по веревочке» - « Большой мяч» - « Цепи кованные » - « Жмурки » - « Матушка - весна » - « Салки на одной ноге » - « Перетяни веревку» - « Горелки » - « Кружева »

Слайд 11

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Место и роль народных игр в социализации детей.

Подготовила: воспитатель

Тимирова Ю.Х.

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.

                 «Социализация – это процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром (А.В.Мудрик)»

Социализация ребенка дошкольника это: усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений, приобщается к нормам и правилам общественного устройства, осваивает значение разных социальных ролей, овладевает определенным уровнем культурных знаний и навыков. Народные игры как средство социализации детей направлены на:

 

- деятельность;  

- познание самого себя;  

- предметный мир;  

- детское общество;  

- воспитание любви к Отечеству  

- приобщение к народной культуре

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами русской народной культуры, отдает предпочтение русским народным играм.
Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.
Педагоги детского сада широко используют народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях. В подборе игр принимают участие не только воспитатели и специалисты: музыкальный руководитель отслеживает музыкальный репертуар; инструктор по физическому воспитанию продумывает комплекс разучиваемых движений.
На праздниках и развлечениях также используются народные игры. К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры - «Петя-петушок», «Вышла курочка гулять; хороводные – «Заинька», «Коза»; игры-забавы – «Бабка-ежка»; для детей старших и подготовительных групп игры-состязания – перетягивание каната, и т.д. В повседневной жизни, особенно на прогулке, наши воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Море волнуется», «Мой веселый звонкий мяч».

Деятельность является важным условием приобщения детей к социальной действительности. В ней ребёнок не только объект, но и субъект воспитания, который способен активно принимать участие в преобразовании окружающего, а также и в самовоспитании. В народных играх ребёнок имеет большую возможность активно действовать, познавая окружающий мир, осваивая отношения между людьми.  Народные игры построены на сюжетах, знакомых детям. Они зажигают, заводят детей, будят воображение. Дети, передавая игры друг другу, осваивают их, вносят свои изменения. Здесь имеет место детское творчество. Дети все различны по характеру, темпераменту. Например, ведущая девочка в игре «Яблонька» будет изображать движениями содержание песни так, как она это представляет. Тем самым она передаёт своё отношение к тому, что изображает. Это могут быть и различные эмоции, и выразительные движения, соответствующие тексту песни. В народных играх каждый ребёнок имеет возможность проявить свою индивидуальность, самовыразиться.

Почти все народные игры образны. И в игре образ практически не бывает статичным. В игре «Гуси и волк» по сюжету гуси пытаются пробежать домой, а волк ловит их. Действия волка и гусей противоположны друг другу, они составляют всю суть игры. Дети учатся быть осторожными, внимательными. Каждый ребёнок выполняет отведённую ему роль. Таким образом, он в игре активен, сам является участником.

Многие народные игры связаны с календарными праздниками. Они воспроизводят взрослую жизнь: жатву, посев, охоту. В этих играх ребёнок знакомится с нелёгким крестьянским трудом, учится ценить и уважать его.

Рассмотрим некоторые из игр. В игре «Кто с нами», построенной по принципу переклички двух команд, дети передают движением работу в поле, о которой поют: пашут, сеют жито, жнут, кладут в снопы, везут на ток, молотят, пекут каравай и празднуют. В этой игре просматривается вся последовательность работы взрослых в поле. Дети узнают весь путь, который проходит хлеб до того, как он попадает на стол. Они понимают, как много нужно приложить сил, чтобы в итоге выпечь каравай. Конец игры завершается пиром, который символизирует радость после сбора хорошего урожая.

Игра «Воробушек» связана с различными видами деятельности людей. Ведущий (воробей) показывает движением и мимикой ответы на вопросы, которые задают ему играющие. Он изображает работу грибника, рыбака, пастуха, косца, плясуна. Дети, знакомые с этими видами деятельности, выполняют образные движения в роли ведущего, остальные овладевают всем этим в игре.

Игра «Пахари и жнецы» тоже строится на мотивах полевых работ. Но она несколько отличается тем, что в ней присутствует насмешка. Пахари и жнецы поочерёдно себя нахваливают и подсмеиваются над противоположной командой, показывают свою быстроту, ловкость. Здесь присутствует элемент соревнования. В итоге побеждают самые ловкие.

В игре «Лень» главный персонаж наделён качеством, которое не находит

поддержки в реальной жизни. Он не хочет ничего делать, но просит его одеть, накормить и напоить. В игре делается акцент на то, что так не должно быть в жизни, чтобы вырос хороший урожай, нужно потрудиться. Тем самым дети учатся уважать труд, а лень не одобряют.

Число игр, отражающих труд людей, велико. Это «Редька», «Горох», «Хмель» и другие. Все они не только показывают всё разнообразие труда, но и учат ценить его, выражать своё отношение к происходящему.

Для успешной социализации ребёнка необходим процесс познания самого себя, который выражается в получении представлений ребёнка о себе, как о человеке, о его взаимодействиях с другими людьми, его мысли, чувства. В раннем и дошкольном детстве дети начинают познавать человеческие отношения. В это время формируется ребёнок как личность, становится его характер. Поэтому взрослые, играя с ребёнком, помогают ему познавать и осознавать как себя, так и своё окружение, создавая условия для его самостоятельной игры. Как и в русских народных играх  можно выделить и игры-забавы. В них также выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержатся шутка, безобидный юмор. Основное их предназначение то же – повеселить, позабавить детей, порадовать их. Содержание и правила многих игр требуют или быстрого игрового действия.

Таким образом, из вышесказанного сделаем выводы. Народные игры помогают детям познавать окружающий мир, знакомят с действительностью и жизнью взрослых через активную деятельность самих детей и через предметный мир. Они предоставляют возможность самопознания, выявления своей роли среди других людей и сверстников. В народных играх происходит первый опыт общения в коллективе, взаимодействия, усвоение нравственных, социальных норм и правил. Через народные игры ребёнок приобщается к культуре своей страны, усваивает народные традиции, обычаи, тем самым воспитывается любовь к Родине, к окружающей природе. Всё это играет очень важную роль для социализации ребёнка.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №55» - общеразвивающего вида городского округа Город Стерлитамак Республики Башкортостан

Конспект

Игровая обучающая ситуация-путешествие «Морское путешествие»

Подготовила:

                                                                                                           Яхина Ю.Х.

                                                                                                            Воспитатель

2016г.

Задачи:

Обучающая: сформировать представление об обитателях моря, подводном мире; сформировать представление о многообразии, красоте и парадоксальности окружающего мира.

Воспитательная: воспитывать экологическую культуру.

Развивающая: развивать творческое воображение, обогащать словарный запас.

Методические приемы: игровая основа занятия; сюрпризный момент; наглядно-словесный прием; практический прием ; постановка проблемы; дискуссия.

Оборудование: аудиозапись с шумом моря; звукопроизводящая аппаратура; набор слайдов с изображением морских обитателей; физическая карта Земли; красивая бутылочка; материал для постройки детьми корабля; капитанская фуражка; штурвал; видеопроектор.

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие, Художественно эстетическое развитие.

Предварительная работа: чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций; проведение дидактических игр «Засели животное», «Плохо- хорошо»; проведение сюжетно-ролевой игры «Моряки»; разгадывание кроссвордов.

Ход занятия

Звучит аудиозапись шума моря.

Воспитатель. Как вы думаете, что напоминают эти звуки? (Предполагаемый ответ: Море)  А вы хотите отправиться в морское путешествие? (Предполагаемый ответ: Да.) А на чем лучше всего отправиться в морское путешествие? (Предполагаемый ответ: Корабле.) Я вам предлагаю построить корабль и выбрать капитана.

Дети строят корабль и выбирают капитана.

Воспитатель:  Ну вот, наш корабль и готов. Молодцы! Давайте придумаем кораблю название. (Дети предлагают названия.) А как вы думаете, что важно взять в путешествие, чтобы корабль не  сбился с заданного курса?

(Предполагаемый ответ: Карту) На экране появляется изображение физической географической карты Земли.

Воспитатель. Дети, какие вы знаете моря? (Предполагаемый ответ: Азовское, Белое, Желтое, Карибское, Черное). Как на карте обозначены моря? (Предполагаемый ответ: Синим цветом) А как вы догадались, что это моря? ((Предполагаемый ответ: вода синего цвета) А что еще на карте обозначено синим цветом? (Предполагаемый ответ: моря, реки океаны.) Молодцы!  Ну что ж, теперь можно смело отправляться в путешествие. Командуй, капитан.

Капитан (ребенок). Право руля, полный вперед!..

Воспитатель обращает внимание детей на странный предмет за бортом. Дети «вылавливают» этот предмет им оказывается красивая бутылочка.

Воспитатель. Посмотрим, что в ней?

Открывают бутылку, там оказывается лист бумаги, на котором написаны загадки.

Воспитатель. Может быть, эта бутылка плавала очень долго?  А как вы думаете, кто ее мог опустить в море? (Предполагаемый ответ: путешественник) Я думаю, действительно кто-то, может быть, путешествовал и придумал загадки про то, что видел во время путешествия по морю. А потом решил загадать их тем, кто найдет бутылку. Давайте постараемся разгадать загадки.

Волны к берегу несут

Парашют- не парашют.

Не плывет он, не ныряет,

Только тронешь- обжигает. (Медуза)

Перекати –поле

Поселилось в море,

Шарик иглокожий,

На репей похожий.

Прочные комочки –

Как ножки и ручки.

Посмотрите, малыши:

Ползут по дну…(Ежи)

Если звездочка устала,

Нет в ней света, нет в ней жара,

То она живет на дне, в океанской глубине. (Морская звезда)

Прочно скручены стволы,

Нет и не было листвы.

На ветвях цветы стоят-

Известковый райский сад. (Кораллы)

В море видим мы фонтан.

Кто его устроил там?

Почему фонтан плывет?

Что за чудо-пароход? (Кит)

Молодцы! Как быстро вы разгадали загадки. Дети, а вы бы хотели опуститься на морское дно, полюбоваться красотой подводного мира, увидеть и открыть тайны морских глубин? Тогда начинаем погружение.

Звучит аудиозапись шума моря. Дети, двигаясь по кругу, имитируют плавание под водой. Затем садятся на коврики. На экране появляются слайды с изображениями обитателей морских глубин: осьминога, ската, мурены, морских ежей, акулы, кораллов, краба, кальмара. Воспитатель беседует с детьми. Затем на экране появляется слайд с изображением актинии.

Воспитатель: Какая красота! А что же это такое, как вы думаете? Это растение или животное?

Дети высказывают свое предположения. Воспитатель так выстраивает  разговор, что дети самостоятельно приходят к правильному ответу. (Если это цветок, то где листья, стебель?

Если – рыба, то где хвост, плавники?  Если это не рыба и не растение, тогда что же?)

Воспитатель. Это морское животное. Действительно, оно очень похоже на цветок и называется актинией. Какое красивое название - актиния. (Старается создать атмосферу таинственности.) актиния стоит себе на одном месте, точно дремлет. Но вот приближается к актинии стайка шустрых мальков. «Спящая красавица» мигом просыпается, напрягает ядовитые щупальца-цап! Пропадай, малек, пойдешь хищнице на завтрак. Дети, а как вы думаете, зачем актинии щупальца? Где находится рот, как она чувствует? Молодцы! А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру. Она так и называется – «Актиния».

Игра «Актиния». Дети разбиваются на две группы. Одна группа детей встает в круг – это большая актиния, руки детей – это щупальца актинии. Другая группа – это маленькие рыбки. «Актиния» пытается поймать и затянуть в центр круга «рыбок».

Воспитатель. А каких рыб знаете вы? Чем рыбы отличаются от других животных?  (Предполагаемый ответ: акула, осминог.) как вы думаете, где лучше: под водой или на суше? Почему? А можем ли мы взять какое-либо морское животное с собой, на сушу?  (Предполагаемый ответ: нет ) Нет. Каждое существо приспособлено к определенной среде обитания. Молодцы! А сейчас приготовьтесь к подъему наверх.

Звучит аудиозапись шума моря. Дети имитируют движения пловца, всплывающего на поверхность воды.

Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие.  У вас очень много впечатлений от путешествия, и я предлагаю их нарисовать. А потом из  ваших работ составим композицию «Подводный мир».

Дети садятся за столы и рисуют.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Скат

Слайд 3

Осьминог

Слайд 4

Акула

Слайд 5

Краб

Слайд 6

Актиния