Готовимся к ЕГЭ

На странице расположены презентации и дидактический материал для подготовки к ЕГЭ.

Очень полезен материал сайта "Решу ЕГЭ"

Открытый банк заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sintaksicheskie_normy.pptx410.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовимся к ЕГЭ 2019. Задание 8. Синтаксические нормы.

Слайд 2

Виды синтаксических ошибок: Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом; Нарушение связи между подлежащим и сказуемым; Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом; Нарушение в построении предложения с причастным оборотом; Неправильное построение предложения с косвенной речью; Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением; Ошибка в построении предложения с однородными членами.

Слайд 3

благодаря согласно вопреки наперекор навстречу подобно 1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом ЧЕМУ?

Слайд 4

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом вследствие ввиду в случае ЧЕГО?

Слайд 5

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом « ПО» - «ПОСЛЕ ЧЕГО-НИБУДЬ »: ЗАПОМНИ!!! ПО ПРИЕЗД Е В ГОРОД ПО ПРИБЫТИ И НА МЕСТО ПО ИСТЕЧЕНИ И СРОКА ПО ОКОНЧАНИ И ШКОЛЫ по завершени и лекции

Слайд 6

ПРАВИЛЬНО: благодаря прогнозУ вопреки указаниЮ согласно приказУ НЕПРАВИЛЬНО: благодаря прогнозА вопреки указаниЯ согласно приказА

Слайд 7

ПРАВИЛЬНО: Билеты будут продаваться по прибытиИ поезда. По приездЕ в город Чичиков познакомился с городскими чиновниками. НЕПРАВИЛЬНО: Билеты будут продаваться по прибытиЮ поезда. По приездУ в город Чичиков познакомился с городскими чиновниками.

Слайд 8

2.Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Союзное слово кто употребляется с глаголами только в форме ед.ч. При этом также следует обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения: Те , ….., не могл и не любоваться…; тот ,….не мог не любоваться и т.п .

Слайд 9

Подлежащее и сказуемое должны быть согласованы. НЕПРАВИЛЬНО: Все, кто пришли в театр, были в восторге. Все, кто пришёл в театр, был в восторге. ПРАВИЛЬНО: Все, кто пришёл в театр, были в восторге.

Слайд 10

3.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 1. Деепричастие может относиться только к действующему подлежащему: Присутствующие согласились с докладчиком, возражая лишь против отдельных положений. 2. Допускается использование в безличном предложении при инфинитиве: Возвращаясь домой , нужно зайти в булочную.

Слайд 11

Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов и лиц. НЕПРАВИЛЬНО: Встретившись на вокзале , слёзы сами показались на глазах. ПРАВИЛЬНО: Когда мы встретились на вокзале, слёзы сами показались из глаз. Встретившись, мы заплакали.

Слайд 12

4.Нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1. Разрыв причастного оборота определяемым словом . 2. Нарушение согласования причастия с определяемым словом

Слайд 13

Причастный оборот не должен включать в себя определяемое слово. ПРАВИЛЬНО: Дети увидели дельфина, плывущего в море. Дети увидели плывущего в море дельфина. НЕПРАВИЛЬНО: Дети увидели плывущего дельфина в море.

Слайд 14

Причастие в причастном обороте должно быть согласовано с определяемым словом (проверка – подстановка вопроса КАКОЙ? в нужной форме ) ПРАВИЛЬНО: Мы играли на лугу, покрытОМ свежей травой. НЕПРАВИЛЬНО: Мы играли на лугу, покрытЫМ свежей травой.

Слайд 15

5.Неправильное построение предложения с косвенной речью Косвенная речь- это способ передачи чужой в виде придаточного предложения. В косвенной речи должна меняться форма местоимения.

Слайд 16

В косвенной речи местоимение 1-го лица меняется на 3-е. НЕПРАВИЛЬНО: Некрасов писал, что « я лиру посвятил народу своему». ПРАВИЛЬНО: Некрасов писал, что он « лиру посвятил народу своему».

Слайд 17

6.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. Приложение- это определение, выраженное существительным. Необходимо найти предложение с кавычками.

Слайд 18

Если перед кавычками стоит родовое название ( книга, газета, роман и т.д.),название в кавычках должно стоять в И.п. НЕПРАВИЛЬНО: Патриотом предстаёт перед нами Д.С.Лихачёв в книге « Письмах о добром и прекрасном». ПРАВИЛЬНО: Патриотом предстаёт перед нами Д.С.Лихачёв в книге «Письм а о добром и прекрасном»

Слайд 19

Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется. НЕПРАВИЛЬНО: В «Евгений Онегин» главная героиня - Татьяна. ПРАВИЛЬНО: В «Евгени и Онегин е » главная героиня - Татьяна.

Слайд 20

7. Ошибка в построении предложения с однородными членами 1. Построение предложений с общим дополнением при однородных сказуемых. 2.Нарушение однородности при словах, выраженных разными частями речи. 3.Нарушение синтаксических норм при построении предложений, в которых однородные члены связаны двойными союзами: как…, так и; не только…, но и…; если не…, то… и др.

Слайд 21

Нельзя ставить общее дополнение при однородных сказуемых, требующих разного управления . ПРАВИЛЬНО: Бизнесмен организовал предприятия и руководит ими. НЕПРАВИЛЬНО: Бизнесмен организовал и руководит предприятиями.

Слайд 22

Нельзя связывать в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи. НЕПРАВИЛЬНО: Я люблю рисовать и живопись. ПРАВИЛЬНО: Я люблю рисование и живопись.

Слайд 23

Нельзя нарушать парность двойных союзов : как…, так и; не только…, но и…; если не…, то… и др. При двойных (сопоставительных) союзах один из однородных членов предложения ставится при первой части союза, а другой — при второй. НЕПРАВИЛЬНО: Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. ПРАВИЛЬНО: Книга имеет не только познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.

Слайд 24

Установите соответствие, определите вид ошибки A) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Б) ошибка в построении предложения с однородными членами B) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 1) Борис Шергин — «писатель души, сердца», который как раскрыл идеи братства, взаимовыручки, так и красоты. 2) Наперекор мнения родителей я принял собственное решение. 3) Пользуясь фразеологическим словарём, меня поразило богатство языка .

Слайд 25

Установите соответствие, определите вид ошибки A) неправильное употребление имени числительного Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) неправильное построение предложения с косвенной речью 1) Многих читателей журналов в первую очередь интересует теоретические статьи экономистов и социологов, которые ставят в своих публикациях проблемные вопросы. 2) Пугачёв сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват, но я помиловал тебя за то, что ты оказал мне услугу . 3) Вследствие длительного отсутствия катера на поиски судна было послано двое самолётов .

Слайд 26

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца . ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении предложения с однородными членами B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Один из упомянутых старинных домов в путеводителе был снесён. 2) Благодаря синонимам один и тот же смысл можно выразить по-разному. 3) Петровскими преобразованиями были охвачены не только сферы экономики, системы власти и управления, а также культура. 4) Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, часто становится новатором. 5) Главным инженером, ни перед кем не отчитываясь, было принято решение, противоречащее первоначальным планам компании. 6) Даниель Дефо (1660-1731 гг.) — английский писатель, автор известного романа «Робинзона Крузо». 7) Употребляя деепричастие, нужно учитывать структуру предложения. 8) Те, кто читал статью Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», знакомы с оценкой критика образа Катерины. 9) Пётр I, издав указ, обязал всех оружейников, которые не работали на заводе, перейти в Оружейную слободу. Ответ: 13645

Слайд 27

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом B) нарушение видо -временной соотнесённости глагольных форм Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Второе, и наиболее важное, кругосветное плавание адмирала Μ. П. Лазарева, в результате которого была подготовлена целая плеяда блестящих моряков, состоялось в 1819-1821 годах согласно заранее намеченных планов экспедиции. 2) По завершении спектакля зрители долго не могли прийти в себя от увиденного. 3) Приходит осень и раскрасила все листья в жёлто-красные цвета. 4) Мать тревожилась за своего сына, уехавшем в город поступать в институт. 5) Те, кто побывал в Риме, с упоением вспоминал об этом романтическом городе. 6) Сразу по приезде в Юрьевец туристы обратят внимание на колокольню Георгия Победоносца. 7) Прочитав роман известного писателя, нас вдруг осенила мысль о подлинном источнике этой книги. 8) В отделе критики и библиографии журнала систематически публикуются обзоры выходящих новинок художественной литературы. 9) Не смотря на берег, манящий своей красотой и тенистой прохладой, члены экипажа парусника по приходе в бухту занялись подготовкой к предстоящему этапу регаты. Ответ: 74351

Слайд 28

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) нарушение видо -временной соотнесённости глагольных форм B) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Выполняя важную функцию опоры и движения, костная система человека, кроме того, осуществляет защиту внутренних органов от механических повреждений. 2) Работая над сочинением, мне было сделано замечание. 3) Девушка входит в зал и не обратила на меня внимания. 4) Те, кто хотя бы раз любовался закатом солнца, не сомневается, что это одно из самых красивых зрелищ. 5) Создание славянской азбуки было осуществлено Кириллом и Мефодием , знающими славянскую речь, потому что они родились на окраине граничащей империи с южнославянскими землями. 6) Одной из самых известных раскольниц, судьба которой заинтересовала художника В. И. Сурикова, была боярыня Феодосия Морозова. 7) Проект этого автомобиля будущего принадлежит дизайнеру, известному своими разработками автомобилей для компьютерных игр. 8) Благодаря дружбы с семьёй С. Т. Аксакова по приезде из Петербурга Н. В. Гоголь поселился в доме писателя. 9) Вопреки расхожему мнению щёлочь обладает не менее сильными дезинфицирующими свойствами, чем кислота, обычно применяемая, например, для обеззараживания водостоков . Ответ: 53248