ОТКРЫТЫЙ УРОК. "Типы химических реакции". 8 класс.
Данный урок в образовательной программе 8 класса по химии входит в раздел «Первоначальные химические понятия». На данном этапе у учащихся создается первичное представление о понятии «химические реакции». В основу урока положен практико-ориентированный принцип обучения, основанный на формировании у учащихся умений и навыков самоорганизации в учебной деятельности с использованием ИКТ технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-Конспект | 35.14 КБ |
Презентация | 995.04 КБ |
Технологическая карта | 27.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока химии по теме «Типы химических реакций» 8 класс
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- УМК Издательства «Просвещение»
- Химия. Неорганическая химия. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждения с прил. на электрон. носителе/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2018.
- Химия. 8 класс. Электронное приложение к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. – М.: Просвещение, 2013.
- Химия. 8 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.И. Габрусева. - М.: Просвещение, 2013.
- Химия. Дидактический материал. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ А.М. Радецкий. - М.: Просвещение, 2016.
- 5) Химия: уроки в 8 классе: пособие для учителя/ Н.Н. Гара. – М.: Просвещение, 2014.
- Интернет-источники
- Ресурсы Единой коллекции ЦОР:
Рабочий лист группы № 1
I. Даны уравнения химических реакций:
- 2Н2О = 2Н2↑ + О2↑
- 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2↑
- CaCO3 = CaO + CO2↑
- Cu(OH)2 = CuO + H2O
Подумайте, что общего в данных реакциях?
Заполните таблицу
Критерии сравнения реакций | Ответы |
1. Сколько веществ вступает в реакцию? | |
2. Какие это вещества по составу? | |
3. Сколько веществ образуется в результате реакции? | |
4. Какие это вещества по составу? | |
5. Какое действие лежит в основе этих реакций? | |
6. Определите тип химической реакции. |
II. Выполните лабораторный опыт «Разложение основного карбоната меди (II)».
С техникой безопасности ознакомлен: ______, _______, _________, ________, _______
Cu2(OH)2CO3 = 2CuO + CO2↑ + H2O
Подготовьте отчет о работе:
- При каких условиях протекает данная реакция?
- Какими признаками она сопровождается?
- К какому типу относится данная реакция?
III. Сформулируйте и запишите определение:
Реакции разложения – это __________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Рабочий лист группы № 2
I. Даны уравнения химических реакций:
- 2Mg + O2 = 2MgO
- BaO + H2O = Ba(OH)2
- Fe + S =FeS
- 4NO2 +2H2O + O2 = 4HNO3
Подумайте, что общего в данных реакциях?
Заполните таблицу
Критерии сравнения реакций | Ответы |
1. Сколько веществ вступает в реакцию? | |
2. Какие это вещества по составу? | |
3. Сколько веществ образуется в результате реакции? | |
4. Какие это вещества по составу? | |
5. Какое действие лежит в основе этих реакций? | |
6. Определите тип химической реакции. |
II. Выполните лабораторный опыт «Реакция соединения железа и серы».
С техникой безопасности ознакомлен: ______, _______, _________, ________, _______
Fe + S → FeS
Подготовьте отчет о работе:
- При каких условиях протекает данная реакция?
- Какими признаками она сопровождается?
- К какому типу относится данная реакция?
III. Сформулируйте и запишите определение:
Реакции соединения – это __________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Рабочий лист группы № 3
I. Даны уравнения химических реакций:
- Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑
- H2 + CuO = H2O + Cu
- Fe + CuCl2 = FeCl2 + Cu
- 2Al + Fe2O3 = Al2O3 + 2Fe
Подумайте, что общего в данных реакциях?
Заполните таблицу
Критерии сравнения реакций | Ответы |
1. Сколько веществ вступает в реакцию? | |
2. Какие это вещества по составу? | |
3. Сколько веществ образуется в результате реакции? | |
4. Какие это вещества по составу? | |
5. Какое действие лежит в основе этих реакций? | |
6. Определите тип химической реакции. |
II. Выполните лабораторный опыт «Реакция замещения меди железом».
С техникой безопасности ознакомлен: ______, _______, _________, ________, _______
Fe + CuSO4 → FeSO4 + Cu
Подготовьте отчет о работе:
- При каких условиях протекает данная реакция?
- Какими признаками она сопровождается?
- К какому типу относится данная реакция?
III. Сформулируйте и запишите определение:
Реакции замещения – это __________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Рабочий лист группы № 4
I. Даны уравнения химических реакций:
1) Zn(OH)2 + 2HCl = ZnCl2 + 2H2O
2) 2HCl + CuS = H2S↑ + CuCl2
3) Fe(OH)2 + H2SO4 = FeSO4 + 2H2O
4) AgNO3 + NaCl = AgCl + NaNO3
Подумайте, что общего в данных реакциях?
Заполните таблицу
Критерии сравнения реакций | Ответы |
1. Сколько веществ вступает в реакцию? | |
2. Какие это вещества по составу? | |
3. Сколько веществ образуется в результате реакции? | |
4. Какие это вещества по составу? | |
5. Какое действие лежит в основе этих реакций? | |
6. Определите тип химической реакции. |
II. Выполните лабораторный опыт «Реакция обмена между солью и щелочью».
С техникой безопасности ознакомлен: ______, _______, _________, ________, _______
2NaOH + CuSO4 →Na2SO4 + Cu(OH)2
Подготовьте отчет о работе:
- При каких условиях протекает данная реакция?
- Какими признаками она сопровождается?
- К какому типу относится данная реакция?
III. Сформулируйте и запишите определение:
Реакции замещения – это __________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Типы химических реакций» Тема урока:
1) Н 2 О → Н 2 ↑ + О 2 ↑ 2) Zn + HCl → ZnCl 2 + H 2 ↑ 3) Mg + O 2 → MgO 4) CuCl 2 + NaOH → NaCl + Cu(OH) 2 Расставьте коэффициенты в схемах химических реакций
1) 2Н 2 О → 2Н 2 ↑ + О 2 ↑ 2) Zn + 2 HCl → ZnCl 2 + H 2 ↑ 3) 2 Mg + O 2 → 2 MgO 4) CuCl 2 + 2 NaOH → 2 NaCl + Cu(OH) 2 Проверь себя К какому типу относят каждую реакцию?
Типы химических реакций Реакция разложения Реакция соединения Реакция замещения Реакция обмена
Техника безопасности: Спиртовку зажигаем от … При нагревании веществ пробирку закрепляем … и обогреваем всю … Сливаем и смешиваем вещества над … На вкус вещества не … При смешивании веществ используем ступку и стеклянную палочку, смесью наполняем ложку для нагревания
Что общего в данных реакциях? 2Н 2 О = 2Н 2 ↑ + О 2 ↑ 2KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2 ↑ CaCO 3 = CaO + CO 2 ↑ Cu(OH) 2 = CuO + H 2 O
Лабораторный опыт № 1 Cu 2 (OH) 2 CO 3 = 2CuO + CO 2 ↑ + H 2 O t Порошок голубого цвета МАЛАХИТ Порошок черного цвета
Реакция разложения- реакция, в результате которой из одного сложного вещества образуются два или несколько простых или сложных веществ.
Что общего в данных реакциях? 2Mg + O 2 = 2MgO BaO + H 2 O = Ba(OH) 2 Fe + S =FeS 4NO 2 +2H 2 O + O 2 = 4HNO 3
Лабораторный опыт № 2 Fe + S → FeS серый желтый черный t
Реакция соединения- реакция, в результате которой из двух или нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество.
Что общего в данных реакциях? Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 ↑ H 2 + CuO = H 2 O + Cu Fe + CuCl 2 = FeCl 2 + Cu 2Al + Fe 2 O 3 = Al 2 O 3 + 2Fe
Лабораторный опыт № 3 ↓ Fe + CuSO 4 → FeSO 4 + Cu Синий раствор Зеленый раствор Красный цвет
Реакция замещения- реакция между простым и сложным веществами, в результате которой атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе.
Что общего в данных реакциях? Zn ( OH) 2 + 2HCl = ZnCl 2 + 2H 2 O 2HCl + CuS = H 2 S ↑ + CuCl 2 Fe(OH) 2 + H 2 SO 4 = FeSO 4 + 2H 2 O AgNO 3 + NaCl = AgCl + NaNO 3 ↓
Лабораторный опыт № 4 ↓ 2NaOH + CuSO 4 →Na 2 SO 4 + Cu(OH) 2 голубой раствор Осадок синий
Реакция обмена- реакция между двумя сложными веществами, в результате которой происходит обмен составными частями сложных веществ.
Реакция разложения
Реакция соединения
Реакция замещения
Реакция обмена
1) 2Н 2 О → 2Н 2 ↑ + О 2 ↑ 2) Zn + 2 HCl → ZnCl 2 + H 2 ↑ 3) 2 Mg + O 2 → 2 MgO 4) CuCl 2 + 2 NaOH → 2 NaCl + Cu(OH) 2 Проверь себя К какому типу относят каждую реакцию?
1) HCl+ NaOH = 2) Zn + O 2 = 3) Fe + HCl = 4) HgO = Закончите уравнения реакций : К какому типу относят каждую реакцию?
1) HCl+ NaOH = NaCl + H 2 O – р.О. 2) 2Zn + O 2 = 2ZnO – р. С. 3) Fe + HCl = FeCl 2 + H 2 ↑ - р. З. 4) 2HgO = 2Hg + O 2 - р. Р Проверь знания
Рефлексия Оцените свою работу на уроке, ответив на вопросы: ФИО: 1 Я узнал о типах химических реакций 2 Мне было легко и понятно на уроке 3 Мне было сложно понять тему 4 Я научился распознавать типы химических реакций 5 Я научился составлять уравнения химических реакций
§ 21. Химия. 8 класс. Записать и выучить определения Упр. 3 стр. 71 Домашнее задание
Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Общая информация об уроке | |
Автор урока | Корнетова Юлия Игоревна, учитель химии МБОУ «Кяхтинская СОШ №1» |
Предмет | Химия |
Класс | 8 |
Тема | Типы химических реакций |
Технология | Технология кейсов |
Тип занятия | Урок «открытия» новых знаний |
Цель | Создание условий для самостоятельного успешного усвоения обучаемыми новых знаний о типах химических реакций. |
Задачи | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Методы | Методы введения знаний:
Методы закрепления нового материала:
|
Оборудование | Детский конструктор «Lego», магнитная азбука и геометрические фигуры; УМК «Химия». 8 класс. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, авторская презентация «Типы химических реакций» |
УМК Издательства «Просвещение» | 1) Химия. Неорганическая химия. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждения с прил. на электрон. носителе/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2018. 2) Химия. Дидактический материал. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ А.М. Радецкий. - М.: Просвещение, 2011. 3) Химия: уроки в 8 классе: пособие для учителя/ Н.Н. Гара. – М.: Просвещение, 2014. |
Структурные параметры | ||||
Этапы урока | Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося | Форма организации учебной деятельности | Планируемые результаты | |
Стратегия учителя | Действия учеников | Предметные УУД. Метапредметные УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные. Личностные УУД. | ||
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП | Приветствует учащихся. Инструктирует по организации работы на уроке. Организует ребят для работы в группах. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Распределяются по группам. | Фронтальная | Коммуникативные УУД: умение организовывать сотрудничество с одноклассниками и учителем. Регулятивные УУД: саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию). Личностные УУД: самоорганизация (принимать роль ученика). |
2. ЭТАП МОТИВАЦИИ И АКТУАЛИЗАЦИИ | Сообщает материал, привлекающий внимание учеников. Ведет диалог с учениками, который помогает обучающимся сформулировать тему и цель урока. | Слушают учителя. Диалог ученика с учителем. Формулировка учениками темы и цели урока. | Фронтальная | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные УУД: самоопределение – выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности. Личностные УУД: развитие представлений о многообразии и познаваемости окружающего мира. |
3. ЭТАП ВВЕДЕНИЯ ЗНАНИЙ 1) Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы. | Создает для учеников проблемную ситуацию с затруднением. Организует диалог – побуждение к формулированию проблемы. | Вступая в диалог с учителем, выявляют противоречие, проговаривают и осознают его. Формулируют проблему урока в виде темы. | Фронталь-ная | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; формулирование проблемы. Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. Регулятивные УУД: целеполагание. Личностные УУД: самоорганизация ученика «мне не хватает знаний», «что мне надо узнать?». |
3. ЭТАП ВВЕДЕНИЯ ЗНАНИЙ 2) Поиск решения (открытие нового знания) и выражение решения. | ТБ. Инструктирование по организации работы в группах. Организует работу в группах. Консультирует учащихся (при необходимости), контролирует ход работы. | Работают в группах по заданиям, готовят выступающих от каждой группы. Заслушивают выступления. | Групповая | Предметные УУД: умения формулировать определения понятий «реакции разложения», «реакции соединения», «реакции замещения»; классифицировать химические реакции по числу и составу реагентов и продуктов; различать типы химические реакций. Познавательные УУД: умения давать определения понятиям; переводить информацию из словесной формы в символьную. Знаково-символические УУД: моделирование – преобразование словесной формы в знаково-символическую модель. Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя, работать по инструкции, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; развитие навыков самооценки и самоанализа; контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном. Личностные УУД: представление о многообразии и познаваемости окружающего мира. Коммуникативные УУД: формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; умения слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию. |
4. ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ. | Предлагает ученикам на основе знаний, полученных на уроке, выполнить задания различного уровня сложности. | Выполняют задания. Проверяют правильность выполнения. | Индивидуальная Фронтальная | Предметные УУД: умение различать типы химические реакций; составлять уравнения реакций разложения, соединения, замещения. Познавательные УУД: умение анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. Регулятивные УУД: оценка (осознание качества и уровня усвоения). Личностные УУД: умение применять полученные знания в практической деятельности. |
5. ЭТАП ПЕРВИЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ | Предлагает учащимся решить проблему, которая вызвала затруднения в начале урока | Выполняют задания. Самооценка по критериям. | Индивидуальная | Регулятивные УУД: оценка (формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения). Личностные УУД: самоконтроль. |
6. АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК 1) Рефлексия 2) Подведение итогов 3) Информация о домашнем задании | Предлагает ученикам оценить свою работу на уроке. Комментирует домашнее задание. | В диалоге с учителем оценивают свою деятельность на уроке. Записывают домашнее задание. | Фронтальная | Познавательные УУД: анализ, построение логической цепи рассуждений. Регулятивные УУД: оценка (формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения). В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные УУД: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. |