Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка.
Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Дети способны познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя воду. Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания.
Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.
Наверное, нет ни одного человека, который в детстве не лепил из пластилина забавные поделки. Пластилин не зря является одним из самых популярных материалов для детского творчества. Многие родители, озабоченные развитием творческих способностей своего малыша, знают, как важны занятия лепкой. Но с помощью пластилина можно развивать не только фантазию ребенка, но и массу других полезных навыков.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры в Китае. Игра с участием рук и пальцев приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживает мозговые системы в оптимальном состоянии.
Многие считают, что ребенка надо одевать теплее. Дети, которых кутают, увы, чаще болеют. Особенно важно не слишком тепло одевать детей уже умеющих ходить. Движения сами по себе согревают организм, и помощь «ста одежек», излишняя. В организме нарушается теплообмен, и в результате он перегревается. Тогда достаточно даже легкого сквозняка, чтобы простыть.
Расширять представления о зимних изменениях в природе (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе. Закреплять знания о зимних месяцах. Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности. Учить составлять описательный рассказ и пересказывать художественные тексты о зиме связно, последовательно, выразительно.
Наступила зима. Перелётные птицы ужедавно улетели в тёплые края. Но ведь есть ещё и зимующие птицы! Это воробьи, голуби, сороки, синицы, вороны. Зимой в городе можно увидеть
даже таких лесных жителей, как снегирь, свиристель, поползень, дятел, сова. В холодное время года птицам всё труднее становится добывать себе пропитание. Им нужна наша помощь!