Мои индивидуальные занятия
Тема " 4 - времени года"
Коррекционно-образовательные цели:
- развивать умение ориентироваться во временах года;
- развивать умения работать с мнемотаблицами;
- развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями;
- учить отгадывать загадки.
Коррекционно-развивающие цели:
- развивать наблюдение, логическое мышление, зрительное восприятие и зрительную память, речь.
Воспитательные цели.
- воспитывать у детей интерес к познанию окружающего мира.
Оборудование
- иллюстрации 4 времени года;
- мнемотаблица «Осень».
Ход занятия
- Дыхательно – голосовые упражнения.
Произнесение на одном выдохе сочетаний из 5 гласных: «А-О-У-Ы-И».
- Развитие межполушарного взаимодействия.
- «Флажок».
Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.
- «Очки».
Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.
- «Бинокль».
Большой палец каждой руки вместе с остальными образует кольцо. Посмотреть в бинокль.
- «Стол».
Левую ладонь сжать в кулак, поставить на стол, правую раскрыть и положить сверху.
- «Стул»
Поставить на стол сжатый кулачок, правой руки, левую приставить к нему вплотную пальцами вверх, как спинку.
- Отгадывание загадок.
Солнце печёт,
Липа цветёт.
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (Летом.)
На юг уж птицы улетели,
Пришли морозы и метели.
Стоят деревья в серебре,
Мы лепим крепость во дворе. (Зима)
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весна)
Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет! (Осень)
- Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице.
- ФКМ
«Руку правую веред, а потом ее назад
И опять ее вперед, и немного покачать.
Мы танцуем «Буги – вуги» поворачиваясь в круге,
Буги – вуги окей!
(Также с правой ногой, ухом, а потом с левыми частями тела).
- Учитель-дефектолог: Сегодня мы совершим прогулку по временам года.
Игра «Назови признаки осени». (Ответ.)
Игра «Назови признаки зимы». (Ответ.)
- Игра на внимание «Чего не стало?».
Картинки – «4 Времени года».
- Развитие пространственных представлений.
Выкладывание (из геометрических фигур) на листе бумаги: ёлочки, солнышка, грибочка.
- Ёлочку выложи в центре листа.
- Солнышко в правом верхнем углу.
- Грибочек в левом нижнем углу.
- Итог занятия.
- Занятие подошло к концу.
- Скажи, о каких временах года мы говорили сегодня на занятии?
Тема: «Формирование первичных пространственно – временных представлений»
Коррекционно-образовательные цели:
- развивать умение ориентироваться в «частях чуток»;
- развитие диалогической формы речи;
- учить отгадывать загадки.
Коррекционно-развивающие цели:
- развивать наблюдение, логическое мышление, зрительное восприятие и зрительную память, речь.
Воспитательные цели.
- воспитывать у детей интерес к познанию окружающего мира.
Оборудование:
- иллюстрации с изображением частей суток;
Ход занятия
- Дыхательно – голосовые упражнения.
Произнесение на одном выдохе сочетаний из 5 гласных: «А-О-У-Ы-И».
- Развитие межполушарного взаимодействия.
- «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.
- «Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая кулак в ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола.
- «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснутся к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук.
- Отгадывание загадок:
Первый лучик солнышка
Заглянул в окошко,
И проснулся сразу же
Мальчуган Сережка.
Когда это бывает? (Ответ.)
Солнце в небе ярко светит
На прогулку вышли дети.
Когда это бывает? (Ответ.)
Спешат родители в детский сад,
Чтобы забрать своих ребят.
Когда это бывает? (Ответ.)
Звёзды на небе зажглись,
Спать ребята улеглись.
Когда это бывает? (Ответ.)
- Развитие диалогической формы речи:
а) Разложи в нужной последовательности картинки с изображением времени суток (4 картинки: утро, день, вечер, ночь).
б) Сутки можно разделить на четыре части: утро, день, вечер и ночь.
- Что обычно происходит утром? (Ответ.)
- Утром мы просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку, завтракаем. После завтрака взрослые спешат на работу, ребята постарше в школу, а малыши отправляются в детский сад.
- Что происходит днем? (Ответ.)
- Солнце поднимается выше, светит ярче, начинается день. Днём дети играют в детском саду, а родители на работе.
– Что происходит вечером? (Ответ.)
- Постепенно солнце опускается ниже и ниже, наступает вечер. В небе появляется луна и зажигаются звездочки. Вечером мы собираемся всей семьей за ужином и вечерним чаем, делимся новостями, рассказываем о том, что произошло днем. Кто-то читает книгу или смотрит телевизор.
- На смену вечеру приходит ночь - время суток, предназначенное для сна.
в) Дополни предложения нужными словами:
- Завтракаю я …….(утром).
- Обедаю я …….(днём).
- Ужинаю я ……(вечером).
- Сплю я …..(ночью).
- Собираюсь в детский сад ….(утром).
- В детском саду я сплю …..(днём).
- ФКМ. «С утра до ночи»
Приучай себя к порядку,
Помни утром про зарядку.
Днём настойчив будь и смел,
Чтобы сделать много дел,
Поиграть, позаниматься и в бассейне поплескаться.
Начал вечер наступать,
Мама деток с сада забирает.
Ночь придёт – ложись ты спать,
Пёс на коврик, ты в кровать.
- Развитие пространственных представлений.
Игра «Покажи правильное направление».
а) – Подними правую руку в сторону.
Всё что со стороны правой руки – справа.
- Подними левую руку в сторону.
Всё, что находится со стороны левой руки – слева.
б) – Назови предметы, которые находятся:
- справа;
- слева.
- Игра на внимание «Чего не стало?».
Картинки – «утро, день, вечер, ночь».
- Итог.
- Занятие подошло к концу.
- Назови части суток.
Тема "Зима"
Коррекционно-образовательные цели:
- развивать умение ориентироваться во временах года;
- учить отгадывать загадки.
- развивать умения работать с мнемотаблицами;
- развивать умение образовывать однокоренные слова («родственные слова»);
- развивать умение сопоставлять цифры с соответствующим количеством
точек.
Коррекционно-развивающие цели:
- развивать наблюдение, логическое мышление, зрительное восприятие и зрительную память, речь.
Коррекционно-воспитательные цели.
- воспитывать у детей интерес к познанию окружающего мира.
Оборудование
- предметные картинки с изображением зимы, санок, сосульки, снеговика, снежинки, Снегурочки, снегиря, снежного кома, снегопада,
- мнемотаблица «Зима»;
- игра «Точечки» (развивающие игры Никитиных).
Ход занятия
- Дыхательно – голосовые упражнения.
Произнесение на одном выдохе сочетаний из 5 гласных: «А-О-У-Ы-И».
- Развитие межполушарного взаимодействия.
- «Флажок».
Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.
- «Бочка».
Неплотно сжать руку в кулачок.
- «Птичка пьёт из бочки».
Поднести к «бочке» вторую руку, указательный палец опускать в отверстие и поднимать.
- «Миска, гнездо».
Соединить округлые ладони.
- «Птичка в гнезде»
Соединить округлые ладони, большие пальцы спрятать внутрь.
- Отгадывание загадок.
На юг уж птицы улетели,
Пришли морозы и метели.
Стоят деревья в серебре,
Мы лепим крепость во дворе. (Зима)
Белый пух лег на дороги,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек –
Этот пух зовётся ….
(Снег)
Всё лето стояли,
Зимы ожидали,
Дождались поры,
Помчались с горы
(Санки)
Зацепилась за карниз
И растёт, как шишка вниз.
(Сосулька)
- Составление рассказа «Зима» по мнемотаблице.
- ФКМ
А теперь мы отдохнём.
Руки ставим перед грудью,
Поворачиваться будем.
Там стена, а там окно,
Это знаем мы давно.
Головой теперь вращаем
Вправо-влево, а потом,
Три-четыре, приседаем,
Наши ножки разминаем.
Раз и два, вот и сели на места
- Игра «Слова – родственники».
Назови родственные слова к слову снег.
- Игра на внимание «Чего не стало?».
Картинки – «Снег, снеговик, Снегурочка, снегирь».
- Игра «Подарки».
Подари цифрам подарки: квадраты, треугольники, круги. счётные палочки.
- разложи цифры по порядку от 0-5;
- разложи квадраты по порядку;
- разложи треугольники по порядку;
- разложи круги по порядку;
- подари цифрам подарки (счётные палочки).
- Итог занятия.
- Занятие подошло к концу.
- Скажи, о каком времени года мы сегодня говорили на занятии?