Развитие коммуникативных навыков дошкольников через театрализованную деятельность
Проблема коммуникативных способностей традиционно находится в центре внимания отечественных педагогов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить.
Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.
Театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью, потому что малыши учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром. Ведь играя роль, ребенок пропускает через себя все чувства, эмоции, проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, развития речи дошкольников, они во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом героя. Способность к такой идентификации у ребенка позволяет оказывать влияние на развитие детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, малыш принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.
В настоящее время накоплен достаточно большой теоретический и практический опыт по организации театрализованной деятельности у детей. Исследователи направляли свои усилия на изучение характера творческих проявлений детей в театрализованной деятельности. Но, литературных изданий по работе над развитием коммуникативных способностей в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста, недостаточно.
Поэтому у меня и возникла идея объединения театрализованной деятельности и развития коммуникативных способностей у дошкольников.
"Развитие коммуникативных навыков дошкольников через театрализованную деятельность" стало приоритетным направлением моей педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_samoobrazovaniya.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных навыков дошкольников через театрализованную деятельность.
Проблема коммуникативных способностей традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить.
Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих вербально и не вербально, грамотно и смело выражать свои мысли. Поэтому необходимо специальное внимание педагогов к организации общения дошкольников. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.
Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными способностями. (Андриенко Е.В.Социальная психология).
Коммуникативные способности – это осознанные коммуникативные действия людей, которые базируются на системе знаний и усвоенных элементарных умений и навыков. Сознательное овладение коммуникативными умениями, бесспорно, является доступным детям дошкольного возраста, это еще и способность детей управлять своим поведением. (Л.Р.Мунирова)
Общение – сложный многоплановый процесс установления развития контактов между людьми, порождаемые совместной деятельностью и включающий в себя как минимум три различных аспекта: коммуникацию (обмен информацией) интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Средствами коммуникации являются различные знаковые системы: прежде всего речь «вербальные коммуникации», и другие системы знаков, составляющие «невербальные коммуникации». К ним относятся оптико-кинетическая система (жесты, мимика, пантомимика), вокализация (качество голоса, его диапазон, тональность). Организация пространства и времени коммуникативного процесса изучаемые проксемикой (способы размещения партнеров по общению) [Психологический энциклопедический словарь. – М., 1983.]
М.И.Лисина, В.С.Мухина, Т.А.Репина, Р.С.Буре рассматривают общение как важный показатель психического развития ребенка и одновременно как важнейшее его условие. Жизнь ребенка с момента его появления на свет вплетается в сложную систему социальных связей, где постепенно формируются коммуникативные способности.
Исследования, проведенные под руководством М.И.Лисиной, показали: на протяжении первых семи лет жизни ребенка его коммуникативные контакты со взрослыми и сверстниками качественно видоизменяются. Развивая у ребенка стремление к общению и умению общаться со сверстниками, со взрослыми важно ставить перед собой такую задачу: воспитывать личность, умеющую видеть в другом человеке тоже личность.
Имеющийся опыт использования игровых методик доказывает, что формирование коммуникативных умений целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения дошкольников.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, потому что малыши учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Ведь играя роль, ребенок пропускает через себя все чувства, эмоции, проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, развития речи дошкольников, они во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом героя. Способность к такой идентификации у ребенка позволяет оказывать влияние на развитие детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, малыш принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.
Анализ детского творчества в трудах Н.А. Ветлугиной, Л.А. Пеньковской, А.Е. Шибицкой, Л.С. Фурминой, а также высказывания известных представителей театрального искусства убедительно доказывают необходимость специального обучения театральной деятельности. К решению этой проблемы может быть два подхода: один из них предполагает репродуктивный (воспроизводящий) тип обучения, другой основывается на организации условий для творческой переработки материала, создания новых художественных образов. По мнению авторов, детское творчество в театрально-игровой деятельности включает исполнение своего или авторского замысла.
Дошкольный возраст – это период активного социального развития, становления личного опыта взаимодействия детей с миром, освоения культурных ценностей. На протяжении дошкольного детства взаимоотношения дошкольников со сверстниками развиваются в общении, которое меняется по мере взросления детей: изменяются содержание, потребности, мотивы и средства общения. Наибольшего расцвета детские взаимоотношения достигают на этапе старшего дошкольного возраста. Современный ребенок развивается в очень реалистичном мире, в котором его интуитивные, часто не вербализируемые представления и догадки остаются невостребованными, неразвитыми. Сложившиеся и традиционно существующие системы дошкольного воспитания фактически не содержат в себе специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие у детей воображения в литературном творчестве.
Анализ детского творчества в трудах Н.А.Ветлугиной, Л.А.Пеньковской, А.Е.Шибицкой, Л.С.Фурминой, а также высказывания известных представителей театрального искусства убедительно доказывают необходимость специального обучения театральной деятельности. К решению этой проблемы может быть два подхода: один из них предполагает репродуктивный (воспроизводящий) тип обучения, другой основывается на организации условий для творческой переработки материала, создания новых художественных образов. По мнению авторов, детское творчество в театрально-игровой деятельности включает исполнение своего или авторского замысла.
В настоящее время накоплен достаточно большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности у детей. Исследователи направляли свои усилия на изучение характера творческих проявлений детей в театрализованной деятельности (Л.С.Фурмина). Но, литературных изданий по работе над развитием коммуникативных способностей в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста, недостаточно.
Поэтому возникла идея объединения театрализованной деятельности и развития коммуникативных способностей у дошкольников, .
Цель: Формировать и совершенствовать коммуникативные умения и навыки детей через вовлечение их в театральную деятельность.
Задачи:
Управленческие | Личностные |
1.Последовательно знакомить детей с различными жанрами художественной литературы (сказка, рассказ, басни, стихотворение, загадки). | 1. Знать детям сказки, рассказы, стихотворения, басни, загадки в соответствии с возрастом, уметь отличать произведения разных жанров. |
2.Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию. Формировать у детей умение передавать мимикой, позой, жестом, движением свои эмоции. | 2. Понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь выразить свое, в соответствии с нравственными общественными нормами. |
3.Развивать и совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков, расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи. Способствовать превращению высказывания ребенка в рассказ. | 3. Использовать прямую и косвенную речью. Уметь заменять одно слово другим со сходным значением. Самостоятельно составлять по образцу рассказы и сочинять небольшие сказки, концовки к сказкам. Уметь общаться со взрослыми и сверстниками. |
4. Развивать интерес к театру, как искусству. Воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через вовлечения в театральное творчество. | 4. Понимать образный строй спектакля, определять внешние и внутренние признаки театрального помещения; знать театральные профессии, правила поведения в театре. Знать и уметь пользоваться различными видами театра (бибабо, пальчиковый, перчаточный, кукольный, теневой) |
5. Совершенствовать предметно-развивающую среду для активизации словесного творчества и актерского мастерства. Расширять материально-техническую базу, соответствующую требованиям программы. | 5. Формировать навыки пользования предметами театрально-игрового оборудования, бережное отношение к ним. |
Возможные трудности | Пути преодоления |
У детей нет четких представлений о жанрах художественных произведений, их специфических особенностях, дети предпочитают сказку другим жанрам. | При работе над рассказом уделять больше внимания реалистичности изображения событий и образному языку. Использовать при этом мимику, жесты, завораживающее голосовое интонирование. |
Дети не всегда понимают эмоциональное состояние другого человека | Выполнение этюдов М.Чистяковой на выражение основных эмоций (приложение №3) |
Часто нелегко детям соединить речь с движением. Выразительно разговаривая за своего персонажа, ребенок забывает о движениях а, хорошо передавая движения, он «теряет дар речи». | Выполнение этюдов на выразительность жеста М.Чистяковой (Приложение №3) |
У детей отсутствуют навыки общения. | Выполнение упражнений для детей с затруднениями в общении. Игры – энергозаторы. |
Ребенок отказывается принимать участие в игре, драматизации. | Не предъявлять к ребенку завышенных требований. Предложить ребенку войти в другую творческую группу («костюмеров», «художников», «режиссеров»). |
У детей наблюдается застенчивость, повышенная тревожность. | Способствовать повышению самооценки ребенка, чаще хвалить за успех. Делать ему как можно меньше замечаний, не сравнивать его с окружающими. Чаще использовать телесный контакт, упражнения на релаксацию, игры на снятие тревожности. |
Виды творческой деятельности:
Виды творческой деятельности | Содержание деятельности | Цель | Технические средства обучения |
Литературная | а) Выразительное пересказывание произведений. б) Изучение поэзии. в) Сочинительство. | Знакомить детей с художественными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм театрализованной деятельности. Развивать дикцию детей их артикуляционный аппарат. | Сказки, рассказы, стихотворения, (предусмотренные программой) |
Игровая
| а) Словесная игра. б) Подвижная игра. в) Сюжетно-ролевая. г) Игра-терапия.
д) Дидактическая игра. | Способствовать развитию навыков общения и взаимодействия детей в игре. Учить детей договариваться с партнером, подчинятся правилам. Развивать фантазию детей, логическое мышление, познавательный интерес, сообразительность. | Атрибуты необходимые для проведения игры. |
Драматизация | а) Основы актерского мастерства. б) Самостоятельная театральная деятельность. в) Пантомимика. г) Песенное творчество. д) Танцевальное творчество. | Учить детей имитировать характерные действия персонажей сказок. Развивать умение детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций. Учить слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой. Вызвать эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку. | Этюды М.Чистяковой (Приложение №3) Фонограмма, атрибуты, необходимые для данных упражнений. Костюмы, декорации. Выбор средств и предметного окружения по собственному желанию и замыслу. |
Кукловедение | а) Основы кукловождения. б) Художественное творчество в процессе изготовления кукол и театральных атрибутов. | Обучать детей основным приемам управления разнообразными куклами. Учить сопровождать движения речью. Познакомить детей с различными техниками художественного творчества. Развивать мелкую моторику рук. | Мягкая игрушка, куклы с «живой рукой», бибабо, пальчиковый театр, перчаточный театр. Изо – материалы. |
«Театральная азбука»
| а) Посещение театральных спектаклей. б) Беседы о театре, о театральных профессиях, о правилах поведения в театре. | Формировать представления детей о театре, его историей, устройством; познакомить с правилами поведения в театре; приобщать к театральной культуре; рассказать о театральных профессиях. | Набор открыток, фотографий театров г. Омска. Литература о театрах. |
Методы работы
1.Словесные методы: метод творческой беседы (предлагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога); рассказ.
2. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).
3. Метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности).
4.Практические методы:
посещение театральных спектаклей с последующим анализом; изготовление атрибутов к спектаклю, рисование иллюстраций к художественному произведению, изображение героев, просмотр на видеозаписи своих спектаклей и последующее обсуждение; подбор произведений для театрализации с усложнением согласно возрастным особенностям, участие в игре, придумывание сказок.
Ожидаемые результаты
Результат | Способы проверки |
1. Ребенок знает различные жанры литературных произведений (сказки, стихотворения, рассказ, басни). | Анкетирование. |
2. Ребенок умеет связно и выразительно пересказывать сказки, рассказы, стихотворения. Составляет небольшие рассказы и сказки на основе контаминации. Умеет придумывать сказку на предложенную тему, по картине. Может выстроить сюжет в соответствии с заданной темой, соблюдая структурные элементы высказывания (начало, середина, конец). Ребенок охотно поддерживает беседу с взрослым и сверстниками. Формулирует полные предложения. | Наблюдение, собеседование, творческое задание, беседа со специалистом. |
3.Ребенок понимает некоторые эмоциональные состояния другого человека и умеет выразить свое состояние. | Беседа с психологом, наблюдение. |
4.У ребенка развит устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. С удовольствием участвует в драматизации знакомых произведений, создавая образ персонажа, пользуется мимикой, жестом, выразительным движением, интонацией. | Диагностический лист Н.Ф.Комаровой «По определению уровня развития игры детей». |
5.В группе создан комфортный психологический климат, у детей наблюдается снижение агрессии, проявление взаимопомощи. | Наблюдение. |
Уровни развитости коммуникативных способностей
(методики М.И Лисиной, Л.В. Таниной, Джеральдины Чейпи) )
Низкий уровень развития коммуникативных способностей
К низкому уровню отнесены дети, которые не любят действовать со сверстниками сообща, а лишь под руководством взрослого. Не умеют сдерживать себя, контролировать своё поведение. Прерывают, мешают действиям других детей.
Не умеют сосредоточенно воспринимать литературное произведение, представленное в форме драматизации. Восприятие содержания поверхностное, отсутствует понимание смысла произведения, нет сопереживания героям.
Дети не способны проявить самостоятельность при исполнении роли. Речь и движения не выразительны. Дети затрудняются в выстраивании сюжета, не соблюдают логическую последовательность в его изложении, диалоги персонажей отсутствуют. Текст излагается монотонно, не меняется сила голоса, темп речи замедлен. Встречается много остановок, пауз, повторов слов.
Дети положительно откликаются на участие в драматизации, но не могут преодолеть связанные с этим трудности.
Средний уровень развития коммуникативных способностей
Дети легко идут на контакт со взрослым, устанавливают дружественные отношения со сверстниками. Успешно участвуют в игре предложенной другими детьми.
Дети при рассказывании сказки соблюдают композицию, однако, их сюжет не отличается большой оригинальностью. В сказках встречаются диалоги персонажей, которые были заимствованы из других литературных произведений.
Знают большинство художественных произведений программы. Могут объяснить их смысл, обращают внимание на поступки героев, но игнорируют их внутренние переживания. Охотно принимают участие в играх, драматизациях, литературных развлечениях, но не проявляют творческой инициативы.
Речь и движения не очень выразительны, нуждаются в помощи взрослого.
Высокий уровень развития коммуникативных способностей
Дети хорошо себя чувствуют в большой группе людей. Проявляют качества лидера. Умеют занимать других детей. Успешно разрешают конфликты со сверстниками. Умеют сдерживать себя, контролировать своё поведение. Дети проявляют стремление к общению с книгой. Испытывают явное удовольствие при слушании литературных произведений и их драматизации. В процессе деятельности стремятся к самостоятельности, качественному выполнению задания, поиску способов выразительного исполнения.
Правильно осознают мотивы поступков героев, их переживания, мысли, чувства. Дети умеют придумывать сюжет, соответствующий предложенной теме, четко выделяют композиционные части высказывания (начало, средину, конец). В рассказанных ими сказках встречается диалог действующих лиц, описание обстановки, раскрываются чувства героев. Текст излагается в логической последовательности, диалог передается очень выразительно, с изменением силы голоса и интонации.
Особенности восприятия литературных жанров и понимание их специфических качеств
(Л.В.Танина)
Детям прочитали рассказ К.Д.Ушинского «Лиса Патрикеевна», сказку «Лиса и козел» и стихотворение С.Маршака «Еж и лиса». Все произведения отбирались с точки зрения образной характеристики персонажей и возможности дальнейшей драматизации по сюжету.
После чтения всех трех произведений, детям задавали вопросы:
- Что тебе прочитали?
- Почему ты думаешь, что это сказка (рассказ, стихотворение)?
- Как описывается лиса в рассказе?
- Какая она в сказке (стихотворении)?
- Можешь ли ты повторить разговор лисы и козла?
- Если бы мы попросили тебя разыграть по ролям эту сказку, кого бы ты показал?
- Какие сказки ты знаешь, и что тебе больше нравится: сказки, рассказы или стихотворения?
- Чем они отличаются?
Показатели уровня подготовки воспитанников
Возраст детей | Требования к умениям и знаниям. | |
4-5 лет | Должен уметь: Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики. С помощью взрослого составлять рассказ по картине, сочинять небольшие сказки. Разыгрывать несложные сценки, сюжеты, правильно использовать интонацию, мимику, жесты. Заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью. | Должен знать: Сказки, стихотворения (согласно возрасту), знать их различия. Некоторые виды театров (кукольный, драматический). Некоторые приемы манипуляции (резиновой, мягкой пластмассовой игрушки) Знать правила поведения в театре. Должен иметь представление: о театре, театральной культуре, роли артистов. |
5-6 лет | Должен уметь: Активно сопровождать речью свою деятельность. Разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров. Чувствовать эмоциональное состояние героев. Объяснять правила игры. Самостоятельно составлять небольшие рассказы по образцу, сочинять концовки к сказкам. Выступать перед сверстниками. | Должен знать: Сказки, стихотворения, рассказы, басни (согласно возрасту), их различия. Некоторые виды театра (кукольный, драматический, театр зверей, музыкальный). Некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: верховых кукол, пальчиковом, бибабо. Должен иметь представления: о театре, о театральной культуре, о правилах поведения в театре, о истории театра. |
6-7 лет | Должен уметь: Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, говорить спокойно, не повышать голос. Пересказывать и драматизировать произведения. Составлять по плану рассказ. Сочинять песенки на заданный текст. Сочинять небольшие сказки. Самостоятельно организовывать театральные игры. Широко использовать в играх различные виды театра. Понимать некоторые эмоциональные состояния человека и уметь выразить свое состояние. | Должен знать: Сказки, стихотворения, рассказы, басни, загадки (согласно возрасту), их различия. Некоторые виды театра (кукольный, драматический, театр зверей, детский театр, музыкальный). Некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: кукол-вертушек, тростевых кукол. Должен иметь представления: о театре, о театральной культуре, о правилах поведения в театре, об истории театра, об устройстве театра, театральных профессиях. |
Список литературы для педагогов
- Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1987.
- Буренина И.А. От игры до спектакля. – М.: Просвещение, 1985.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М.: Просвещение, 1988.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк.2-е изд. – М ., 1967.
- Золотников В.Г. Процесс воображения в художественном творчестве: Автореф. Канд. дис. – М., 1966.
- Иванова Н.П. Воспитание и развитие детей в детском доме. – М.: Просвещение, 1996.
- Казакова Т.Г.Развитие у дошкольников творчества: Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мнемозина, 1999.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. – М., 1990.
- Куцакова Л.В. Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. - М., 2003
- Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. - Ярославль, 2002.
- Лежнева Л.И. Научим детей общаться // Начальная школа. 1991. №10.
- Лилов А. Природа художественного творчества. – М., 1981. С. 91.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.
- Максимова А.А. Теория и технология подготовки студентов к развитию коммуникативных умений и навыков у младших школьников: Учебное пособие. - Орск, 2000.
- Менжерицкая Д.В.Воспитателю о детской игре / Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982.
- Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. - М., 2000.
- Михайлова М.А.Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. - Ярославль, 2002.
- Молчанова Ю.А. Первые уроки театра. – М., 1996.
- Поляк Л. Театр сказок. - СПб., 2001.
- Прохорова С.П. Театрализованные игры для дошкольников. – М.: Просвещение, 1988.
- Сохин Ф.А., Ушакова О.С. Занятия по развитию речи. – М.: Просвещение, 1983.