Нормативно - правовое обеспечение воспитателя ДОУ.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" Посмотреть
Федеральный Государственный Образовательный
Стандарт Дошкольного Образования (ФГОС ДО)
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования сформулированы в терминах развития ребенка в виде единых ориентиров базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества.
Стандарт нормативно обеспечивает государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.
Стандарт учитывает:
самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;
социокультурное разнообразие детства;
возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;
потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья;
возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam_o_fgos_do.docx | 359.66 КБ |
vidy_detskoy_deyatelnosti.docx.pdf | 284.69 КБ |
pamyatka_vospitatelyu.docx | 165.84 КБ |
Предварительный просмотр:
С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) устанавливается в Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного образования (ООП ДО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС ДО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
С чем связано введение ФГОС ДО?
Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Для кого написан ФГОС, с какой целью?
ФГОС написан для всех участников образовательного процесса (педагогов, воспитанников, их родителей (законных представителей), социальных партнеров, общественности) и направлен на достижение следующих целей:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Какие задачи дошкольного образования решает Стандарт?
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья
детей;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям
детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Какие новые требования выдвигает ФГОС ДО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
- Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования;
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
- Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
Что является отличительной особенностью ФГОС ДО?
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Стандарт ДО не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми. Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Какие требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования устанавливает Стандарт?
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения ДО:
- инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
- способность выбирать себе род занятий;
- уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим;
- обладание чувством собственного достоинства;
- взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества;
- подчинение разным правилам и социальным нормам;
- проявление творческих способностей;
- способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики);
- способность к волевым усилиям;
- проявление любознательности;
- склонность к наблюдению, экспериментированию;
- способность к принятию собственных решений.
Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.
Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе.
Какие условия должны быть созданы в ДОУ для реализации Программы?
Для реализации основной общеобразовательной программы необходимо создание условий: кадровых, финансовых, материально-технических, психолого-педагогических, а так же создание развивающей предметнопространственной среды.
Результатом реализации этих условий будет создание комфортной развивающей образовательной среды, которая обеспечит доступность качественного дошкольного образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, охрану и укрепление их здоровья.
Как изменятся взаимоотношения с родителями?
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:
- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Итак, что же всё-таки такое «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»? ФГОС – это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. В данном документе взят за основу принцип уникальности детства, которое рассматривается как значимый период в жизни каждого человека. Уделяется особое внимание взаимодействию родителей, воспитателей и детей, семья становится реальным участником педагогического процесса, ребёнок рассматривается как самостоятельная, уникальная, индивидуальная личность.
Структура
Теперь немного о структуре. ФГОС намного объёмнее, чем ФГТ. Стандарт более конкретен: чётко и понятно изложена структура рабочей программы это я о наболевшем – вечный вопрос: «Как составить грамотно программу?», прописано какие части, требования к содержанию, что должен содержать каждый раздел, то есть стало понятнее, как составить программу. Цели Стандарта более точные, в то время как цели, указанные в Требованиях обобщённые. Кроме того, если продолжать сравнительный анализ ФГОС и ФГТ, то можно отметить, что количество образовательных областей (ОО) сокращено путём их объединения. Поясню, не будет ОО «Здоровье», она входит в ОО «Физическое развитие»; ОО «Безопасность» и «Труд» — в ОО «Социально – коммуникативное развитие»; ОО «Чтение художественной литературы» — в ОО «Речевое развитие»; ОО «Музыка» — в ОО «Художественно-эстетическое развитие». Остальные ОО представлены в виде таблицы:
Образовательные области в ФГТ | Образовательные области во ФГОС |
Физическая культура | Физическое развитие |
Социализация | Социально – коммуникативное развитие |
Познание | Познавательное развитие |
Коммуникация | Речевое развитие |
Художественное творчество | Художественно-эстетическое развитие |
Цели
Цели ОО в Стандарте прописаны виде предполагаемых результатов. Кроме того, ФГОС включает в себя требования к условиям реализации основной образовательной программы, где указано, что программа должна обеспечивать создание условия для социализации ребёнка, его личностного развития и учёт индивидуальных и творческих способностей каждого ребёнка на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Предметно – пространственная среда
В Стандарте большое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде. Она должна обеспечивать возможность реализации образовательной программы, в группах и на участках должно быть необходимое количество материалов, инвентаря и оборудования для развития детей. Если существуют программы для детей с ограниченными возможностями, то нужно создать необходимые для этого условия. Среда должна быть насыщена игровыми материалами, спортивным и оздоровительным инвентарём, соответствующим возрастным особенностям и реализуемой программе. Среда должна изменяться в зависимости от образовательной ситуации и потребностей детей (т. е. трансформируемость среды). Среда должна содержать материалы и предметы для разнообразного использования в различных видах детской деятельности (полифункциональность среды). Развивающая среда должна состоять из различных пространств (раньше называли уголки или зоны), материал должен периодически меняться (вариативность среды). Необходим свободный доступ к игрушкам, материалам, пособиям, в том числе и для детей с ограниченными возможностями (доступность среды), и, среда должна быть безопасной. Всё то, что мы давно используем в своей работе теперь прописано в одном документе – ФГОС, это очень радует.
Диагностика
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не используются для оценки детских достижений, даже в виде диагностики, кроме того, они определяются независимо от реализуемой Программы и её характера. Получается, что данные ориентиры нужны нам, педагогам, для формирования Программы (пункт 4.4. ФГОС), анализа нашей профдеятельности, для анализа взаимодействия с семьями, для изучения характеристик образования детей от 2 месяцев до 8 лет, для информирования других участников образовательного процесса о целях дошкольного образования. В Стандарте указано, что диагностика может проводиться педагогом, по результатам которой, воспитатель корректирует индивидуальную и групповую работу с детьми. При необходимости специалистами, с разрешения родителей, может быть проведена психологическая диагностика.
Портрет выпускника дошкольного учреждения
В заключение рассмотрим портрет выпускника дошкольного учреждения
ФГТ | ФГОС |
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования | Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования |
Ребёнок: 1) любознательный, активный 2) овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками 3) способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения 4) способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту 5) имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе 6) физически развитый 7) эмоционально отзывчивый 8) овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции 9) овладевший необходимыми умениями и навыками | Ребёнок: 1) проявляет любознательность 2) активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми 3) умеет подчиняться правилам и социальным нормам в разных видах деятельности; способен к волевым усилиям в разных видах деятельности 4) способен к принятию собственных решений 5) обладает начальными знаниями о себе, предметном, природном, социальном и культурном мире 6) проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности 7) уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим 8) обладает развитым воображением 9) владеет разными формами и видами игры 10) творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. 11) у ребёнка развита крупная и мелкая моторика 12) Склонен наблюдать, экспериментировать |
Сравнивая портрет выпускника, делаем вывод, что в Стандарте даны ориентиры на воспитание ребёнка, как самодостаточной, самостоятельной, творческой Личности, способной идти на контакт, принимать адекватные возрасту решения. Обратите внимание, что во ФГОС нет понятия ЗУН (знания, умения, навыки), целевые ориентиры предполагают формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования, в то время как в ФГТ предполагает мониторинг овладения универсальными предпосылками учебной деятельности.
Целевые ориентиры Программы по ФГОС выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, то есть Стандарт призван стать неким «мостом» между дошкольными организациями и школами. Будем надеяться, что у нас, уважаемые коллеги и родители, получится грамотно «построить мост».