Творческий отчет воспитателя старшей группы Ондар А.С. по теме самообразования.
Тема: Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста через интеллектуальные, логико-математические игры.
«Учиться можно только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
А. Франс, французский писател
Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние умственного развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. И поэтому к проблеме умственного развития на современном этапе модернизации дошкольного образования уделяется особое внимание.
Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
В ФГОС ДО, на которые ориентировано дошкольное образование, не существует раздела «Математическое развитие». В образовательной деятельности «Познавательное развитие», одним из пунктов является «Формирование элементарных математических представлений»
В соответствии с ФГОС ДО одной из основной цели математического развития детей дошкольного возраста является: развитие интеллектуально – творческих представлений детей: находчивость, смекалка, догадка, сообразительность, стремление к поиску нестандартных решений задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchesk_otchet.docx | 32.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий отчет воспитателя старшей группы Ондар А.С. по теме самообразования.
Тема: Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста через интеллектуальные, логико-математические игры.
«Учиться можно только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
А. Франс, французский писател
Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние умственного развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. И поэтому к проблеме умственного развития на современном этапе модернизации дошкольного образования уделяется особое внимание.
Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
В ФГОС ДО, на которые ориентировано дошкольное образование, не существует раздела «Математическое развитие». В образовательной деятельности «Познавательное развитие», одним из пунктов является «Формирование элементарных математических представлений»
В соответствии с ФГОС ДО одной из основной цели математического развития детей дошкольного возраста является: развитие интеллектуально – творческих представлений детей: находчивость, смекалка, догадка, сообразительность, стремление к поиску нестандартных решений задач.
Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее, легче, чем те, которые сопряжены «бездушными» упражнениями. Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать направлять в целях решения определенных учебных, воспитательных и развивающих задач. Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития. Игра, помогает нам, педагогам, создать мотивацию деятельности детей на обогащение, развитие умственных способностей, логического мышления.
Игра развивает все стороны личности ребенка, активизирует скрытые интеллектуальные возможности детей. Старший дошкольный возраст является сенситивным к усвоению обобщенных средств и способов умственной деятельности, к развитию логических приемов мышления.
На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение. Логико-математические игры специально разработаны таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, способности, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применение к решению различного рода задач.
Каждая логико – математическая игра включает в себя определенную познавательную нагрузку, которая, как правило, скрыта игровой мотивацией. Умственная задача реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
А интеллектуальные игры помогают ребенку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе.Они способствуют «запуску» механизмов развития, которые без специальных усилий взрослых могут быть заморожены или не работать вообще.
Интеллектуальная игровая деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте может стать привычной для ребенка. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованной интеллектуальной игры дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного периода – школьного детства.
Данные вышеописанные игры способствуют развитию умственных способностей, внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу.
Осознав важность выше изложенного, мы в детском саду определили направление своей работы «Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста через интеллектуальные и логико-математические игры».
Прежде чем начать работу определили её цель – способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические и интеллектуальные игры.
Выделили следующие задачи:
1. Развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
2. Способствовать развитию образного и логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.
3. Развивать произвольное внимание, умение использовать приемы мнемотехники.
4. Повышать способность к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения, и др.
Для решения поставленных задач нами была проведена следующая работа:
- создана соответствующая развивающая среда /в группе создана «Игротека», где расположены развивающие, дидактические игры, оформлена зона «Математики и конструирования»
- идет работа над разработкой перспективного плана по данной теме для детей старших групп;
- составлена картотека логико-математических и интеллектуальных игр;
- оформлены буклеты с рекомендациями для педагогов и родителей.
Для успешного решения этих задач необходим индивидуальный подход в обучении и воспитании детей. Именно такой подход помогает создавать представления о каждом ребенке, совместно с воспитателем и родителями вовремя влиять на его развитие.
Мы считаем, что работа по развитию умственных способностей у дошкольников будет успешна при соблюдении ряда условий:
1. Работа с детьми будет проведена в системе по заранее разработанному плану.
2. Мероприятия по формированию умственных способностей, связаны с работой в повседневной жизни.
3. Использованы разнообразные формы работы (развивающие образовательные ситуации, совместная и самостоятельная деятельность, досуги, олимпиады, и виды деятельности (игра, наблюдения, художественно-продуктивные…
4. Применены диагностические методики, определяющие уровень умственного развития детей.
Для решения поставленных задач, в этом учебном году, мы использовали на разных этапах следующие методы работы:
-Анализ научной и методической литературы по проблеме умственного развития детей;
-Изучение имеющихся знаний у детей;
-Анализ полученных результатов.
В своей работе опирались на принципы организации игр С. А. Шмакова:
- Отсутствие принуждения;
- Развитие игровой динамики /от малых успехов к большим/;
- Поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;
- Взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
- Переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным.
Учитывали, что для логико – математической игры характеры:
- Наличие завязки сюжета, действия лиц и следование сюжетной линии на протяжении всего занятия.
- Наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей.
- Игровая мотивация и направленность действий, их результативность.
- Наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи.
- Овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения группировки.
- Общая направленность на развитие инициативы детей.
Немаловажную роль занимает организация самостоятельной деятельности в специально организованной предметно- развивающей среде. В свободном пользовании у детей находятся разнообразные логико – математические, интеллектуальные настольные игры: «Сделай сам», «Кубики для всех», «Пазлы», «Домино», «Дроби», «Палочки Кюзинера», «Игровой квадрат», «Танграм», «Сложи узор», «Шар», «Игра с цветом» и другие.
Развитие умственных способностей и познавательной активности невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Нами были выделены некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей в этой сфере деятельности:
1. Информировать родителей о задачах и содержании логико - математических и интеллектуальных игр, используемых в детском саду.
2. Участие родителей в работе по развитию познавательной, умственной активности, логического мышления дошкольников (математические досуги, праздники, конкурсы) .
3. Создание обогащенной развивающей среды в дома.
Из всего множества предложенных логико-математических игр мы в своей работе используем: настольно-печатные игры /«Цвет и форма», «Игровой квадрат», «Логоформочки»/, игры на объемное моделирование /«Кубики для всех», «Геометрический конструктор», «Шар»/, игры на плоскостное моделирование /«Танграм», «Крестики», «Соты», «Монгольская игра»/, игры из серии «Кубики и цвет» / «Сложи узор», «Уникуб»/, игры на составление целого из частей / «Дроби», «Чудо-цветик»/, игры-забавы /перевертыши, лабиринты/.
Предполагаемые игры и игровые упражнения - включенные в определенную систему представлены нами в виде игровых занятий, объеденным единым увлекательным сюжетом, что вызывало у детей активность и интерес к дальнейшей аналогичной деятельности. В ходе логико – математических игр ребенок осознанно воспринимает игровую задачу, целенаправленно решает ее.
Также в работе с детьмииспользуем большое количество коллективных игр, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Это такие игры, как «Домино», «Угадай-ка», «Необычные фигуры», «Засели домики», «Где, чей гараж», «Дорожки» и другие. В этих играх, кроме обучающих задач, мы ставили перед собой задачи личностного характера:
- Научить работать коллективно;
- Придерживаться определенных правил;
- Уметь проигрывать, но стремиться к победе честными способами;
- Воспитать чувство товарищества, сопереживания, сочувствия к проигравшему.
Использование развивающих, логико - математических игр позволяют активизировать умственную активность, способствует появлению у ребят интереса к познавательной деятельности
Широко используем в своей работе интеллектуальные игры направленные на развитиепроизвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренировку памяти – это «Игры - шутки», занимательные вопросы, ребусы. Надо отметить, что эти игры очень нравится нашим детям, развивает смекалку и здоровый дух соперничества.
Логические задачи на поиск недостающих фигур и нахождение закономерностей: «Чего не хватает?», «Найди ошибку» и т.д. - эти задачи могут быть решены только на основе анализа каждого ряда фигур по вертикали и горизонтали, путем их сопоставления. Эти игры с разной степенью сложности.
Следующая, большая группа игр - на воссоздание из геометрических фигур и специальных наборов образных и сюжетных изображений:
«Листик» - игра головоломка развивает глазомер, аналитико-синтетические функции, воображение (репродуктивное и творческое, зрительно-моторную координацию, умение работать по правилам.
«Танграм» способствует развитию образного мышления,воображения,комбинаторных способностей, а также умения визуально делить целое на части.
Эти игры помогают развитию детского мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук. Каждый ребенок учился играть в своем темпе, так как после занятий можно было еще раз выполнить задание, лучше понять его суть.
В результате проделанной работы видно, что если игры будут использоваться целенаправленно и систематически, с учетом возрастных особенностей, если создать благоприятные условия для умственного развития старших дошкольников, то можно повысить уровень интеллектуальных способностей дошкольников.
Тесная связь логико – математических и интеллектуальных игр позволяет полнее реализовывать умственные способности дошкольников: дети творчески осваивают знания, у них развивается познавательная активность.
Наши дети увлеченно, с большим интересом участвовали во всероссийской олимпиаде дошкольников интернет портала «мааам.ру» «Математика. Логика» и заняли призовые места. И мы считаем это лучшим доказательством нашей успешной работы.
Опыт показывает, что воспитатель, умеющий правильно подбирать игры, стимулировать самостоятельную познавательно-игровую деятельность дошкольников «обречен» на хороший результат.
Представленная выше система работы по развитию умственных способностей детей через логико – математических и интеллектуальных игр в образовательном процессе детского сада позволит:
-повысить уровень интеллектуального развития дошкольников;
-сформировать личностные их качества;
-сформировать у старших дошкольников предпосылки учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования;
- обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС.
Список литературы
- Агамагомедова, Н.Н. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредствам логико – математических игр [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://raguda.ru/vs/razvitie-logicheskogo-myshlenija-u-detej.html
- Баженова, М. М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений [Текст] / М. М. Баженова. – М.: Эксмо, СКИФ, 2005. – 90с.
- Гринченко, Л.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе [Текст]: учебно – методическое пособие / Л. С. Гриченко. – М.: «ЦГЛ», 2002. – 80с.
- Крупнейший сборник онлайн – словарей [Электронный ресурс]: Режим доступа: onlinedies.ruhttp://www.onlinedics.ru/slovar/fil/m/intellekt.html
- Кузнецов, С.А. Большой толковый словарь [Текст] / С. А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2006. – 1536с.
- Михайлова З.А. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. – М.: 1988.- 145с.
- Нисканен, Л. Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст] / Л. Г. Нисканен. – М.: Академия, 2002. – 109с.
- Носова, Е.А. Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников [Текст] / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – М.: Детство – Пресс, 2007. – 45с.
- Петерсон, Л.Г. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. В 2 ч. Ч. 2: методические рекомендации / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. – М.: Ювента, 2006. – 80с.
- Стародубова, Н.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников [Текст] / Н. В. Стародубова, Т. П. Завьялова. – М.: Аркти, 2008. – 72с.
- Тупичкина, Е. П. Программно – методическое обеспечение интеллектуального развития современного ребенка // Детский сад от А до Я. – 2009. - №1. – С.30-34.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17 октября 2013 г. N 1155) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://base.garant.ru/70512244/
- Шалаева Г. А. Математика для маленьких гениев дома и в детском саду [Текст] / Г. А. Шалаева. М.: АСТ, Слово, 2009. – 56с.