Физика
Физика — это наука понимать природу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правила работы с тренажёром Далее Проверь себя! Как же ты усвоил «механическое движение тел». В заданиях №1,№2,№3,№4,№ 6, №9,№10 по одному правильному ответу, нажать на кнопку с рядом представленным правильным ответом. В заданиях №5, №7, №8 и №11 по два вопроса, поэтому и по два ответа, соответственно нужно нажать кнопки с рядом представленным правильным ответом. В задании № 12 представлены три поставленных вопроса, следовательно, у вас будет три правильных ответа. Переход на следующий слайд «далее», если нужно вернуться на предыдущий слайд нажмите кнопку «назад». Желаем удачи!
Задание № 1 Движение футболиста во время игры в футбол Далее Ты ответил верно! колебательное вращательное криволинейное прямолинейное
Задание № 2 Водитель движущегося автомобиля относительно сидения автомобиля находится в … Далее Назад Ты ответил верно! покое движении
Задание № 3 Траектория движения лётчика в самолёте, выполняющего «мертвую петлю» относительно Земли будет … Далее Назад Ты ответил верно! прямая линия окружность
Задание №4 Средняя длина шага взрослого человека 73 см. Вычисли путь от дома до ближайшей остановки автобуса в метрах, если он составляет 200 шагов. Далее Назад Ты ответил верно! 146 м 14600 м
Задание № 5 1) Как обозначается скорость? 2) В каких единицах измеряется в СИ? Далее Назад t s км/ч м/с м/мин Ты ответил верно!
Задание №6 Выбери продолжение предложения: При равномерном движении скорость тела ... Далее Назад остаётся постоянной то увеличивается, то уменьшается измеряется в м/с изменяется от одного участка пути к другому Ты ответил верно!
Задание № 7 Как найти скорость при равномерном движении? Выберите правильную формулу! Далее Назад Ты ответил верно!
Задание № 8 Переведи данную скорость в указанные единицы измерения (результат округли до единиц). Нажми на звезду с правильным ответом для каждого вопроса! 1) 41 км/ч = ? м/с 2) 61 м/с = ? км/ч Далее Назад Ты ответил верно! 220 11 219 12
Задание №9 Водитель автомашины установил круиз-контроль и ехал на пикник со скоростью 88 км/ч. В пути он провел 2,5часа. Какое расстояние проехала автомашина? Ответ дать в км (результат округли до десятых). Далее Назад 22 220 Ты ответил верно! 52 35
Задание №10 С высоты 531 м парашютист равномерно опускался 3 мин 21 с. Чему равна скорость парашютиста? Ответ в м/с (результат округли до сотых). Далее Назад 2,65 м/с 0,38 м/с 2,64 м/с 106731 м/с Ты ответил верно!
Задание №11 1)Определи скорость тела в м / с при равномерном движении, используя данный график зависимости пути s от времени t: Далее Назад Ты ответил верно! +1 б. 2,5 м/с 150 м/ с t мин s, м 300 600 900 0 2 4 6 8 2) Определи путь тела в километрах за 20 мин, если скорость его останется неизменной. Ответ (округляй до десятых!) : 180 км 3 км
Задание №12 Два мотоцикла движутся равномерно. Первый в течение 4 мин проходит 5 км, а второй в течение 4 с проходит 80 м. Определи скорость каждого мотоцикла в км/ч и сравни их. Далее Назад 20 км/ч 75 км/ч 20 км/ч 72 км/ч > < 1) Скорость первого мотоцикла: 2)Скорость второго мотоцикла : 3)Скорость I мотоцикла Скорость II мотоцикла или или или
снова Ресурсы Молодцы!
Источники Слайд №1: https://st2.depositphotos.com/1389325/5308/v/950/depositphotos_53086531-stock-illustration-scientific-school-board-seamless-pattern.jpg Слайд №1: http://4.bp.blogspot.com/-7EHFQfLCzHQ/T3eZkwOUFqI/AAAAAAAAACQ/8ISZO0Thoqk/s1600/einstein.jpg Фон для слайдов № 3- №14 и №16 -№19: https://previews.123rf.com/images/seamartini/seamartini1607/seamartini160700110/59600407-Science-research-and-education-background-design-with-seamless-pattern-of-microscopes-and-telescopes-Stock-Vector.jpg Далее Назад
Источники Слайд №3: http://stickerpro.ru/image/cache/data/products/43-sports/kupit-nakleyka-football-soccer-player-summer-sports-43349-vinyl-sticker-decal-avto-steklo-mashinu-magazin_1-1000x1000.jpg Слайд №4: https://us.123rf.com/450wm/taronin/taronin1509/taronin150900024/45284655-%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B0.jpg?ver=6 Картинка баллы: https://lh5.ggpht.com/Tj86SbC6eqIrdXPt23m5MfyTH9oJaVlBBKY3onludRtgIWma_cGN67A2Vp44w6dQLawC=w300 Далее Назад
Источники Слайд №5: https://cdn.pixabay.com/photo/2013/07/13/12/51/helicopter-160474_960_720.png Слайд №6: https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/600x315/73/ba/48/73ba48a26d08c96b811f2f6b4388c402.jpg Слайд №11: http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/81/39/81039773_KotParashyutist.png Слайд №:12 http://ykl-resources.azureedge.net/1b25aeb5-6535-4395-9e6a-caff1273927e/grafik1.png Далее Назад
Источники Слайд№15: http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2014/08/E%60nshteyn.png Задания для тестов: Бобошина С.Б. Контрольно измерительные материалы 7 класс. -М.: «Экзамен»,2014. Скрелин Л.И. Дидактический материал по физике 7-8 класс. -М.: «Просвещение»,1989. Чеботарева А.В. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс. -М.: «Экзамен»,2014. Чеботарева А.В. Тесты по физике 7 класс. -М.: «Экзамен»,2014. Назад
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прямолинейное равноускоренное движение Равноускоренное движение – это движение при котором скорость тела за равные промежутки времени меняется одинаково. Ускорение – величина, равная отношению изменения скорости к промежутку времени, за которое это изменение произошло.
Прямолинейное равноускоренное движение 0 t 1 2 х 1 2
Прямолинейное равноускоренное движение t t 0 S x
Прямолинейное равноускоренное движение S x t 0
Прямолинейное равноускоренное движение
Задача №1. С каким ускорением движется гоночный автомобиль, если его скорость за 6 с увеличивается со 144 до 216 км/ч? Задача №2 За какое время ракета приобретает первую космическую скорость 7,9 км/с, если она будет двигаться с ускорением 50 м/с 2 ? Задача №3 Рассчитайте длину взлетной полосы, если скорость самолета 300 км/ч, а время разгона 40 с. Задача №4 Скорость гоночного автомобиля в момент начала разгона 10 м/с, ускорение 5 м/с 2 . Определите путь, пройденный автомобилем за 10 с после начала движения. Какова скорость автомобиля в конце десятой секунды разгона? Задача №5 Тормозной путь автомобиля, движущегося со скоростью 50 км/ч, равен 10 м. Чему равен тормозной путь этого же автомобиля при скорости 100 км/ч? Задача №6 Какова длинна пробега самолета при посадке, если его посадочная скорость 140 км/ч, а ускорение при торможении 2 м/с 2 ? Задача №7 При равноускоренном движении с начальной скоростью 5 м/с тело за 3 с прошло 20 м. С каким ускорением двигалось тело? Какова его скорость в конце третьей секунды?
Желаю успеха в самостоятельном решении задач!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах на Земле? Сила тяготения, действующая со стороны Луны и Солнца на воду морей и океанов 2. Какая сила вызывает оползни, камнепады и лавины в горах? Под действием силы тяжести частицы почвы, камни и снег начинают с крутых откосов сползать вниз с растающей скоростью, увлекая за собой другие частицы 3. Пружина динамометра под действием силы 4 Н удлинилась на 5 мм. Определите вес груза, под действием которого эта пружина удлиняется на 15 мм? 12 Н
Вес Сила упругости Сила тяжести
А Б В 5. Обозначьте соответствующими буквами силы, изображенные на рисунке. F тяж Р F упр
6. Зачем на шинах автомашин, колесных тракторов делают глубокий рельефный рисунок (протектор)? Для увеличения силы трения 7. Если масса воды в ведре уменьшится в два раза, уменьшится ли ее вес? Уменьшится в 2 раза
F 1 F 2 R Несколько сил, приложенных к телу можно заменить одной силой, равной по своему действию этой силе.
F 1 F 2
F 2 F 1
F 2 F 1
Решение задач Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги 600 Н, бабка 100 Н, внучка 50 Н, Жучка 30 Н, кошка 10 Н, а мышка 2 Н. Чему равна равнодействующая всех этих сил, направленных по одной прямой в одну сторону. Сила, удерживающая репку в земле равна 791 Н. Справится ли эта компания без мышки?
Задача 1. Найти равнодействующую сил, направленную вдоль одной прямой в одну сторону, если первая сила равна 3 Н , вторая 5 Н . Дано: F 1 =3 Н F 2 = 5 Н R-? Решение: R = F 1 +F 2 = 3 Н+5Н = 8Н, т.к. в одном направлении Ответ: R = 8Н
Задача 2. Найти равнодействующую сил, направленную вдоль одной прямой в противоположные стороны, если первая сила равна 3 Н , вторая 5 Н. Дано: F 1 =3 Н F 2 = 5 Н R-? Ответ: R = 2Н Решение: R = F 2 - F 1 = 5 Н - 3Н = 2Н, т.к. в противоположном направлении
Задача 3. Найти равнодействующую сил, направленную вдоль одной прямой в противоположные стороны, если первая сила равна 3 Н , вторая 3 Н. Дано: F 1 =3 Н F 2 = 3 Н R-? Решение: R = F 2 - F 1 = 3 Н - 3 Н= 0 Н, т.к. в противоположном направлении Ответ: R = 0 Н
Задача. На столе стоит чайник с водой массой 1,5 кг. Определите вес чайника. Покажите вес на рисунке. Масштаб: 1 клетка -3Н 5 клеток-15 Н Ответ: Р=15 Н
Задача. На столе стоит чайник с водой массой 1,5 кг. Определите силу тяжести, действующую на чайник. Покажите силу тяжести на рисунке. Масштаб: 1 клетка -3Н 5 клеток-15 Н Ответ: F тяж =15 Н центр масс
§ 28-29, Упр. 10, №1, 3 Упр. 11, №1
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обычно твердые тела тонут в своих расплавах. Например, кусок сливочного масла утонет в топленом масле, железный гвоздь утонет в расплавленном железе.
Но нет правил без исключения! Образующийся зимой лед не тонет, а плавает на поверхности воды, т.к. плотность льда меньше плотности воды. Иначе все водоемы зимой наполнялись бы льдом и в них не могли бы существовать живые организмы . Это интересно плотность льда – 900 кг/м воды – 1000 кг/м водяного пара – 0,590 кг/м 3 3 3
Экспериментальное задание: Определить плотность ключа, имея мензурку и весы с разновесами.
Так как в основном человек состоит из жидкости, средняя плотность тела человека 1 г/см3 или 1 кг/л. Из этого следует, что масса человека в килограммах численно равна объему его тела в литрах. Например, ученик массой 50кг имеет объем тела около 50 литров. Именно такой объем воды окажется на полу при погружении его в ванну, заполненную водой до краев. Это любопытно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обычно твердые тела тонут в своих расплавах. Например, кусок сливочного масла утонет в топленом масле, железный гвоздь утонет в расплавленном железе.
Но нет правил без исключения! Образующийся зимой лед не тонет, а плавает на поверхности воды, т.к. плотность льда меньше плотности воды. Иначе все водоемы зимой наполнялись бы льдом и в них не могли бы существовать живые организмы . Это интересно плотность льда – 900 кг/м воды – 1000 кг/м водяного пара – 0,590 кг/м 3 3 3
Экспериментальное задание: Определить плотность ключа, имея мензурку и весы с разновесами.
Так как в основном человек состоит из жидкости, средняя плотность тела человека 1 г/см3 или 1 кг/л. Из этого следует, что масса человека в килограммах численно равна объему его тела в литрах. Например, ученик массой 50кг имеет объем тела около 50 литров. Именно такой объем воды окажется на полу при погружении его в ванну, заполненную водой до краев. Это любопытно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сила трения
Сила , возникающая при соприкосновении поверхностей тел и препятствующая их перемещению относительно друг друга , называется силой трения . Обозначается сила трения буквой F с индексом Fтр
Трение скольжения качения покоя
шероховатость поверхностей соприкасающихся тел взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел В большинстве случаев трение обусловлено именно этой причиной Возникает в случае гладко отшлифованных поверхностей причины возникновения силы трения
Движение одного тела по поверхности другого возможно только под действием силы F
Уменьшение скорости движения и остановка тела вызваны действием силы трения. При движении тела в жидкостях и газах возникают силы сопротивления, также препятствующие движению.
Сила трения возникает на границе соприкосновения двух тел. Для большей наглядности точку ее приложения целесообразно переносить на тело, движение которого мы рассматриваем.
Почему не удается сразу сдвинуть с места тяжелый ящик или шкаф? Как удалось в 1770 году доставить гром-камень из Финляндии, необходимый для изготовления постамента памятника Петру I?
Какое трение больше?
Измерение силы трения Измеряя силу, с которой динамометр действует на тело при его равномерном движении, мы измеряем силу трения. При равных нагрузках сила трения качения всегда меньше силы трения скольжения
силы, прижимающей тело к поверхности материала, из которого изготовлены тела качества обработки поверхностей тел вида трения Сила трения зависит от
Силы трения не зависят: От площади соприкасающихся поверхностей
Т рение бывает не только вредным , но и полезным . Способы увеличения трения Использование специальных материалов
Трение в технике Простейший подшипник состоит из внешнего и внутреннего колец. Внутреннее кольцо изготавливают из твердой стали, насаживают на вал. Наружное кольцо закрепляют в корпусе машины. При вращении вала внутреннее кольцо катится на шариках или роликах, находящихся между кольцами. роликовые Во всех машинах из-за трения нагреваются и изнашиваются движущиеся части. Для уменьшения трения соприкасающиеся поверхности делают гладкими, между ними вводят смазку. Чтобы уменьшить трение вращающихся валов машин и станков, используют подшипники. шариковые
У многих растений и животных имеются различные органы , служащие для хватания ( усики растений , хобот слона , цепкие хвосты лазающих животных ). Все они имеют шероховатую поверхность для увеличения силы трения . Трение в природе Без трения покоя ни люди, ни животные не могли бы ходить по земле, так как при ходьбе мы отталкиваемся ногами от земли. Не будь трения , предметы выскальзывали бы из рук .
Для уменьшения трения лыжи смазывают специальной мазью. Коньки при скольжении растапливают лед. Образуется своеобразная смазка. Трение в спорте Шины мотоциклов на крутых поворотах удерживают их при помощи протекторов.
Трение в быту Самый низкий коэффициент трения для твёрдого тела имеет тефлон . Его настоящее имя политетрафторэтилен. А первые спички были изобретены в 1830 году 19-летним французским химиком Шарлем Сориа . Это были фосфорные спички. Эти спички загорались даже от взаимного трения в коробке. В 1855 году шведский химик Лундстрем начал использовать для производства спичек безвредный красный фосфор. Такие спички легко зажигались о заранее приготовленную поверхность и практически не самовоспламенялись.
Чтобы увеличить трение, надо: Увеличить нагрузку (вес) Увеличить шероховатости поверхностей
Замена трения скольжения трением качения Смазка Шлифование Способы уменьшения трения
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Л. № 681 Дано: Решение: V Т =2м 3 h =12м g =9,8 ρ Т =2600 ρ Ж =1000 1. А =F·s, где s=h 2. F=P=g·m, m=ρ Т ·V Т 3. A = g·ρ Т ·V Т ·h 4. [А]=[ ]=[Дж] 5. А=9,8 · 2600 · 2 · 12=611520(Дж) 6. А 1 = F 1 ·s , где s = h , 7. F 1 = P 1 = P - F A , P = g·ρ Т · V Т , F A = g·ρ Ж ·V Т 8. А 1 =( g·ρ Т · V Т - g·ρ Ж ·V Т ) ·h А 1 = g·V Т ·( ρ Т - ρ Ж ) ·h 9. А 1 =9,8 · 2 · (2600-1000) · 12=373320(Дж) А –? А 1 –? Дано: Решение: А –? А 1 –?
Дано: СИ Решение: V =4,5м 3 h =5м t =5мин ρ=1000 g =9,8 300с 1. 2. А =F·s, где F=P=g·m, m=ρ·V, тогда A= g·ρ·V·h 3. = 4. [ N ]=[ ]=[Вт] 5. = =735(Вт) N –? Дано: СИ Решение: 300с N –? Л. № 714 Дано: СИ Решение: P = 8 0Н l 1 =32 l 2 = 4 см 0, 32 м 0,04м 1. , F1=P 2. 3. [ ]= [ ]= [Н] 4. = =640 (Н) F 2 –? Дано: СИ Решение: P = 8 0Н l 1 =32 l 2 = 4 см 0, 32 м 0,04м F 2 –? Л. № 749
Фронтальный опрос Что такое сила? Перечислите признаки действия силы на тело. Как направлены силы: сила тяжести, сила упругости, вес тела? В чем различия между силой тяжести и весом тела? Чем определяется действие силы на тело? Какую силу называют равнодействующей ?
Поступательное движение Поступательное движение – это движение, при котором все точки тела движутся одинаково, т.е. тело не вращается и не поворачивается.
ЦЕНТР МАСС
Точка, через которую должна проходить линия действия сил, чтобы тело двигалось поступательно, называется центром масс .
Центром тяжести тела называют точку приложения равнодействующей сил тяжести, действующих на отдельные части тела.
Центр тяжести различных тел
От положения центра тяжести зависит условие равновесия тела.
Равновесие , при котором выведенное из положения равновесия тело вновь к нему возвращается, называют устойчивым . Равновесие, при котором выведенное из положения равновесия тело не возвращается в начальное положение, называют неустойчивым.
Тест. Вес тела. Связь между массой тела и силой тяжести.
1. Какую силу называют весом? а) сила с которой Земля притягивает к себе тела; б) сила, возникающая при деформации растяжения или сжатия; в) сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.
2. Вес тела определяется формулой: а) F упр = k•∆l ; б) Р =m •g ; в) m= ρ• v.
а) вертикально вниз; б) вертикально вверх; в) вправо. 3 . Как направлен вес тела?
4. Вес тела обозначается а) m ; б) Р; в) F тяж
5.Какую примерно массу имеет тело весом 120Н? а) ≈ 120Н; б) ≈ 12 кг; в) ≈ 60кг.
Ответы 1. в 2. б 3. а 4. б 5. б
Определение центра тяжести плоской пластины
Цель работы: научиться определять центр тяжести плоской пластины.
Приборы и материалы: Линейка, плоская пластина произвольной формы, отвес, булавка, штатив с лапкой и муфтой, пробка.
Порядок выполнения работы: 1. С помощью иголки, которая вкалывается в пробку, подвесить пластину и отвес.
2. Отточенным карандашом отметить линию отвеса на нижнем и верхнем краях пластины.
3. Сняв пластину, провести на ней линию, соединяющую отмеченные точки.
4. Повторить опыт, подвесив пластину в другой точке.
5. Убедиться в том, что точка пересечения проведенных прямых является центром тяжести пластины.
Предварительный просмотр:
КАРТА УРОКА В МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС»
Тема урока: Сила трения Класс 7
Цель урока: Создать условия, позволяющие учащимся самостоятельно получать информацию по теме "Сила трения", обрабатывать её, делать выводы, использовать при решении практических задач.
Дома | На уроке | |||||
Время этапа | 7 мин | 10 мин | 15 мин | 8 мин | 5 мин | |
Деятельность ученика | Учащиеся самостоятельно индивидуально изучают Сегодня вы узнаете: -что такое сила трения; -каковы причины возникновения силы трения; -как можно уменьшить силу трения; -какие виды трения существуют; -как измерить силу трения; -какова роль трения в быту и технике. Вспомните:
2. Откройте тетрадь, запишите тему урока и план изучения материала. План: 1. Общие сведения о силе трения. 2. Способы уменьшения и увеличения силы трения. | Учащиеся ставят цели урока | Учащиеся работают Группа 1. Сравнение сил трения скольжения, качения и веса тела. Группа 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей. | Каждая группа | Учащиеся выполняют самостоятель- ную работу по изученному материалу | Учащиеся участвуют в подведении итогов урока |
3. Посмотрите видео о силе трения https://www.youtube.com/watch?v=mcVQjUkGJlg 4. Заполните таблицу, записав ее в тетради (Приложение 1) 5. Посмотрите видео о способах уменьшения и увеличения силы трения https://www.youtube.com/watch?v=R-UhfWaTtAs 6. Составьте и запишите в тетради схему (Приложение 2) 7. Выполните практическое задание https://learningapps.org/8712930 8. Выполните тест https://onlinetestpad.com/ru/test/70890-fizika-7-sila-treniya Задание по желанию: По желанию написать сочинение "Мир без трения" или найти поговорки и пословицы по изученной теме. | Группа 3. Изучение зависимости силы трения скольжения от давления. независимости от площади трущихся поверхностей. Группа 4. Изучение независимости силы трения от площади трущихся поверхностей. (Приложение 3) | |||||
Деятельность учителя | Учитель готовит для учеников | Учитель проводит подробный инструктаж, раскрываю-щий последовате-льность действий учащихся во время работы | Дает консультации отдельным группам или ученикам в процессе выполнения задания, если они испытывают трудности | Дополняет, уточняет, | Учитель, опираясь на усвоенные учащимися теоретические знания, объясняет им цель и задачи предстоящей тренировочной деятельности | Подводит вместе с учащимися итог урока. Выставляет отметки |
Приложение 1
Виды трения | ||
Приложение 2
Приложение 3
Урок 1. Сила трения
Цели урока: раскрыть сущность понятия «Сила трения»
Планируемые результаты
Предметные: после изучения темы знают понятие "сила трения", могут находить причины трения в конкретных ситуациях и способы его уменьшения(увеличения), приводить примеры проявления трения.
Метапредметные: формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника, использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формирование умения генерализовать идеи и определить средства, необходимые для их реализации, развивать умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, использовать различные источники для получения информации.
Личностные: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории, формирование интереса к физике при анализе физических явлений.
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: динамометр, лист гладкой и наждачной бумаги, брусок деревянный, грузы из механики по 100 г (2 шт.), листы –задания по группам;
Ход урока:
- Мотивация к учебной деятельности
«Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь».
Х.К.Андерсен «Снежная королева»
2. Актуализация знаний.
Вспомните:
- Что такое сила?
- В каких случая сила трения помогает, когда мешает?
3. Целеполагание:
Ребята на протяжении нескольких недель мы с вами изучали тему: "Взаимодействия тел”, где рассматривали многообразие сил, которые помогают нам в жизни. На сегодняшнем уроке мы разберем такую знакомую, но таинственную силу – силу трения. С явлением трения и силой трения мы знакомы с детства. Первые исследования силы трения были проведены великим итальянским ученым Леонардо да Винчи более 400 лет назад, но эти работы не были опубликованы. Законы сухого трения были описаны французскими учеными Гильомом Амонтоном и Шарлем Кулоном
Проделаем опыт (демонстрация): на наклонную плоскость ставим брусок. Что удерживает его на плоскости?
Так что же такое трение?
Варианты ответа: сопротивление движению, механическое сопротивление движению.
На столе лежит деревянный брусок. Толкнем его и пронаблюдаем за его движением. Что вы можете сказать о скорости тела? Как она изменялась в опытах?
Какая сила возникает? В результате чего она возникает?
Выводы: Трение возникает при соприкосновении поверхностей взаимодействующих тел.
Правильно, при соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называют трением. А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения. Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого.
Она обозначается Fтр.
От чего зависит результат действия силы? Ответ: от модуля, направления и точки приложения. Выясним как приложена и как направлена сила трения. Когда возникает трение? Каковы причины возникновения силы трения? На эти вопросы мы сможем ответить, по результатам опытов
Учитель: Можно выделить три вида сил трения:
1. Трения покоя (для того чтобы сдвинуть с места любое тело, необходимо приложить какую-либо силу)
2. Трения скольжения (санки)
3. Трения качения (колёса)
Осталось выяснить, от чего зависит сила трения? И какое трение больше: трение покоя, трение скольжения, трение качения).
4. Работа в группах
Давайте разобьемся на группы (в группе назначаются роли: лидер, докладчик, эксперт, регистратор, наблюдатель и активные слушатели) и выясним это. Вспомним, с помощью какого прибора можно измерить силу? Динамометра!
(Учащиеся получают карточки для групповой работы; напомнить о технике безопасности).
Группа 1. Сравнение сил трения скольжения, качения и веса тела.
Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, карандаши круглые – 3 шт.
Порядок выполнения работы:
1) Определите цену деления шкалы динамометра. Цена деления равна_______Н_
2) Измерьте вес бруска с тремя грузами при помощи динамометра. Вес бруска с грузами равен_______Н_
3) Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите брусок на стол, а на брусок – три груза. К бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение. Каковы показания динамометра, при начале движения бруска___________Н
4) Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы_________Н
5) Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на три круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы_______Н
Ответьте на контрольный вопрос: какая сила больше:
вес тела или максимальная сила трения покоя? максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения? сила трения скольжения или сила трения качения?
Подготовьте отчет о проделанной работе для сообщения другим группам (цель работы, ход работы, результаты).
Группа 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.
Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги.
Порядок выполнения работы:
1) Определите цену деления шкалы динамометра. Цена деления равна_______Н
2) Измерьте силу трения скольжения бруска с тремя грузами:
а) по поверхности линейки трибометра.
б) по гладкой бумаге.
в) по наждачной бумаге.
Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра. Результат измерений силы трения скольжения запишите в таблицу.
Вид трущихся поверхностей | Сила трения скольжения, Н |
Дерево по дереву | |
Дерево по гладкой бумаге | |
Дерево по наждачной бумаге |
Ответьте на контрольные вопросы:
Зависит ли сила трения скольжения от рода трущихся поверхностей? от шероховатости трущихся поверхностей?
Какими способами можно увеличить и уменьшить силу трения скольжения?
Подготовьте отчет о проделанной работе для сообщения другим группам (цель работы, ход работы, результаты).
Группа 3. Изучение зависимости силы трения скольжения от давления. независимости от площади трущихся поверхностей.
Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками.
Порядок выполнения работы:
1) Определите цену деления шкалы динамометра. Цена деления равна_________Н
2) Положите на линейку трибометра брусок большой гранью, а на него – груз. Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Сила трения скольжения равна________Н
3) Положите на брусок второй груз, и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Сила трения скольжения равна _________Н.
4) Положите на брусок третий груз, и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Сила трения скольжения равна _________Н.
Сравните полученные данные.
Ответьте на контрольные вопросы:
Зависит ли сила трения скольжения от силы давления, если зависит, то как?
Подготовьте отчет о проделанной работе для сообщения другим группам (цель работы, ход работы, результаты).
Группа 4. Изучение независимости силы трения от площади трущихся поверхностей.
Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками.
Порядок выполнения работы:
1) Определите цену деления шкалы динамометра. Цена деления равна_________Н
2) Положите на линейку трибометра брусок большой гранью, а на него – три груза. Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Сила трения скольжения равна________Н.
3) Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять три груза и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке. Сила трения равна________Н.
Сравните его с результатом, полученным при выполнении пункта 2.
Ответьте на контрольные вопрос:
Зависит ли сила трения скольжения от площади трущихся поверхностей при постоянной силе давления?
Подготовьте отчет о проделанной работе для сообщения другим группам (цель работы, ход работы, результаты).
5. Выступления групп.
Прослушивание сообщений (с демонстрацией экспериментов) от докладчиков каждой группы.
Каждая группа докладывает о проведенном эксперименте по следующему плану:
цель экспериментальной работы;
порядок выполнения работы;
полученные результаты, выводы.
6. Самостоятельная работа
Повторим, пройденное на уроке
Учащиеся выполняют тест.
1. Какая сила не позволяет сдвинуть с места тяжелый шкаф?
А. Силы трения скольжения. Б. Сила трения покоя. В. Сила тяжести.
2. При смазке трущихся поверхностей сила трения …
А. не изменяется. Б. увеличивается. В. уменьшается.
3. Как направлена сила трения, когда брусок движется по столу вправо?
А. Вправо. Б. Влево. В. Вертикально вниз.
4. В гололед тротуары посыпают песком. При этом трение подошв обуви о лед …
А. не изменяется. Б. уменьшается. В. увеличивается.
5. Под действием какой силы изменяется направление движения камня, брошенного горизонтально?
А. силы трения. Б. силы тяжести. В. силы упругости. Г. веса тела
7. Итог урока. Рефлексия
- Какие цели ставили?
- Удалось ли достигнуть поставленных целей?
- Что было трудно на уроке? Что понравилось больше всего?
Выставление отметок.
Оценка выставляется каждому учащемуся, учитывая все этапы работы над темой.
Домашнее задание: параграфы 30,31,32, выполнить задание по теме "Добрые и злые дела силы трения" https://learningapps.org/2076984