Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
Программы «Доступная среда для детей с ОВЗ и детей- инвалидов» на 2014-2017
Выступление на заседаниях педагогического совета школы. «Особенности работы с детьми с ОВЗ»
Выступление на дне открытых дверей по теме «Совершенствование качества образования через совершенствование компетентностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся с ОВЗ»
Заседание Круглого стола по теме «Инклюзивное и интегрированное образование в Смоленской области: проблемы и перспективы развития» (ГАУ ДПОС «СОИРО»
"Организация обучения детей с ОВЗ в основной школе в условиях инклюзивного образования"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Принято на заседании Утверждено. педагогического совета Приказ №10-01-02
МБОУ СОШ №5 от 31.08.2013
(Протокол №1 от 30.08.2013) Директор школы
_______И. В. Ильина
Программа деятельности
«Доступная среда
для детей с ОВЗ и детей- инвалидов»
на 2014-2017 годы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Обоснование необходимости реализации программы
- 2.1 Актуальность
- 2.2 Характеристика основных проблем, на решение которых направлена
- Программа
3. Ресурсы МБОУ СОШ №3, поддерживающие реализацию Программы
4.Цель и задачи образовательного учреждения по реализации Программы.
4.1 Цель программы;
- Задачи, обеспечивающие достижение поставленной цели.
5.Основные направления реализации Программы
5.1 Характеристика содержания
6.Условия реализации Программы
- Организационно-функциональная модель реализации Программы
- Финансовое обоснование реализации Программы
7. План мероприятий Программы
- Этапы и сроки реализации программы
- Ожидаемые результаты реализации Программы (предполагаемые результаты и индикаторы их достижения).
- Методика оценки эффективности реализации программы.
- Возможные сложности реализации программы и пути их преодоления.
- Нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации программы.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №5" г. Вязьмы Смоленской области принимает участие в реализации программы «Доступная среда» на период с 2014-2017гг.
Программа «Доступная среда» в МБОУ СОШ №5 направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.
Программа разработана с опорой на мировой, российский и региональный опыт инклюзии, общие направления модернизации образования в России, получившие отражение в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, в проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в Федеральном Законе "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12 2012г., в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с ОВЗ. Инклюзивное образование ориентировано на изменение самого общего образования, условий для обучения разных детей с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, «состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания». В их число входит и почти полмиллиона детей, по отношению к которым по Закону Российской Федерации «Об образовании» (п.6, ст. 5) «государство обязано создавать гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов».
Важным федеральным документом в области образования детей-инвалидов, является государственной программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. №175. Программа определяет, что одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (обычные образовательные учреждения), и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий.
Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в которой подчеркивается, что в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. «Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество». Стратегия предусматривает Законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование).
Инклюзивное образование представляет собой набор ценностей, принципов и методов, направленных на обеспечение целевого, эффективного и качественного образования для всех учащихся, в рамках которого в первую очередь принимается во внимание Система образования страны ориентирована на увеличение количества инклюзивных школ в разнообразие условий обучения и образовательных потребностей не только детей с ОВЗ, но и всех учащихся.
2.1 Актуальность
Одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях с учетом заключений . Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Необходимым условием реализации указанного направления является создание в обычном образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья. В течение всего периода выполнения Программы будут реализовываться меры по обеспечению обучения детей, созданию условий для беспрепятственного доступа их к информации и объектам образования, созданию условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей. Конечной целью реабилитационных мероприятий должна стать социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяющая им успешно приспосабливаться к социальной среде, заниматься общественно полезным трудом и чувствовать себя полноправными членами общества.
2.2 Характеристика основных проблем, на решение которых направлена Программа
Целью создания предпосылок для развития инклюзивного образования, в том числе создания безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов, является включение детей-инвалидов в систему бесплатного и обязательного начального и среднего общего образования. При этом к образовательным учреждениям, реализующим в своей работе модели инклюзивного образования должны предъявляться требования наличия: специальных образовательных программ, разработанных с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов, коррекционных методов,
технических средств, специально подготовленных педагогов, а также медицинское обслуживание, социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми- инвалидами.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- разработка нормативных правовых актов, регламентирующих организацию совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития, включая государственные образовательные стандарты,
- типовое положение об общеобразовательном учреждении,
- разработка типовых решений для организации коррекционной помощи в нужном объеме детям-инвалидам в обычных образовательных учреждениях; обеспечение детям-инвалидам внутри системы общего образования требуемой поддержки для реализации их эффективного обучения;
- оснащение учебных заведений специальным оборудованием для обучения инвалидов по зрению и слуху;
- оснащение оборудованием и организация мест оказания коррекционной помощи детям-инвалидам в обычных образовательных учреждениях; повышение эффективности кадрового и информационно-методического обеспечения деятельности по организации обучения инвалидов в обычных образовательных учреждениях;
- подготовка педагогов общеобразовательных учреждений и учителей- дефектологов к работе в новых условиях интегрированного обучения;
- проведение мероприятий по подготовке и повышению квалификации специалистов системы образования для обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.
- создание материально-технической базы в общеобразовательных учреждениях с целью обеспечения в них условий для воспитания и обучения детей-инвалидов;
- разработка универсального дизайна помещений для занятий с учетом инклюзивного образования;
- сочетание процесса получения образования с мероприятиями медико-социальной реабилитации детей-инвалидов;
- обеспечение для детей-инвалидов равного с другими детьми доступа к участию в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы.
Основные понятия:
Специальные условия обучения (воспитания) - специальные образовательные программы и методы обучения,
учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные
услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья невозможно (затруднено);
Ограничение возможностей здоровья – любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным ( в число детей с ограниченными возможностями здоровья входят и дети – инвалиды).
К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся:
Дети с нарушением слуха (неслышащие и слабослышащие), т.е. имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота). Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми. Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.
Дети с нарушением зрения (незрячие и слабовидящие).
Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, - это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.
Дети с тяжелыми нарушениями речи. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др.
Дети с нарушениями опорно – двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом.
Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно- мышечной системой во времени и пространстве. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.
Дети с задержкой психического развития; с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Инклюзивное образование - совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.
Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:
· начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
· ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
· использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;
· индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
· обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
· максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Соответственно, еще одним важнейшим основанием для разработки специального образовательного стандарта является необходимость предусмотреть в структуре образования удовлетворение как общих со здоровыми сверстниками, так и особых образовательных потребностей, единых для всех группы и специфичных для каждой категории детей с ОВЗ. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.
Таким образом, представлены факторы, определяющие необходимость разработки проекта специального стандарта образования каждой категории детей с ОВЗ. Неоднородность состава детей и максимальный диапазон различий в требуемом уровне и содержании образования обуславливает важность разработки дифференцированного стандарта, включающего такой набор вариантов, который даст возможность обеспечить на практике максимальный охват детей с ОВЗ образованием; гарантировать им удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей; преодолеть зависимость получения образования детьми с ОВЗ от места проживания, вида образовательного учреждения, тяжести нарушения психического развития, способности к освоению «цензового» образования.
Комплексная психолого-медико-педагогическая и социальная помощь
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
1) своевременно выявить детей с ограниченными возможностями; выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
2) определить оптимальный педагогический маршрут;
3) обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в учреждении;
4) спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
5 оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы
6) определить условия воспитания и обучения ребенка;
7) реализовать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
8) консультировать родителей ребенка.
РЕСУРСЫ МБОУ СОШ №5, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
МБОУ СОШ №5 имеет в своём распоряжении спортивный зал, актовый зал, библиотеку, столовую, учебные кабинеты, медицинский кабинет, сенсорную комнату, библиотеку, компьютерный класс. Работает кабинет психолога, кабинет социального педагога. В летнее время работает детский оздоровительный лагерь.
Во внеурочное время учащиеся посещают объединения дополнительного образования, плавательный бассейн, спортивные секции, хореографическую студию и т.п.
Основой политики и стабильного развития МБОУ СОШ №5 являютя её Устав и другие локальные акты: положения, программы, планы.
В результате произошедших в последние годы социально-экономических перемен изменился количественный и качественный состав учреждения, а также его структура. Ежегодно возрастает количество детей в возрасте от 0 до 7 лет, проживающих в микрорайоне, что увеличивает потребность подготовки их к школе и в начальном образовании. Гибко реагируя на меняющиеся социально-экономические реалии, организована предшкольная подготовка дошкольников. В школе есть возможность учитывать пожелания родителей при выборе программ обучения, режима работы и форм изучения предметных курсов, соблюдается принцип преемственности и создаются условия для адаптации учащихся.
Школа осуществляет обучение и воспитание учащихся в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
Школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.
Ресурсы:
- квалифицированные учителя с опытом работы с использованием здоровьесберегающих технологий,
- развитие Службы сопровождения
- опыт работы ОУ с социальными партнерами,
- наличие комплексной системы обеспечения безопасности в ОУ
В школе действует служба сопровождения:
Группа педагогического сопровождения | Группа медико-социального сопровождения |
Библиотекарь | Педагог психолог |
Педагоги - предметники | Социальный педагог |
Педагоги дополнительного образования | Родители |
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель: Создание условий для взаимодействия и равноправного обучения и общения между здоровыми детьми и детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья, развитие и формирование учебно-познавательного и творческого потенциала, возможность ранней социальной адаптации детей-инвалидов, детей с ОВЗ. Организация психолого-педагогического и реабилитационного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и снижение уровня агрессивности в обществе.
Разработка и апробирование модели организации Центра поддержки, обучения и развития детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями.
Задачи:
- создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить совместное обучение детей-инвалидов (ОВЗ) и детей, не имеющих нарушения развития;
- создание условий для реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов (ОВЗ) в общество;
- развитие системы инклюзивного образования;
- реабилитация детей-инвалидов социокультурными методами и методами физической культуры и спорта;
- оказание помощи детям-инвалидам в преодолении информационного барьера;
- создание условий для взаимодействия образовательных сообществ педагогов, учащихся и родителей;
- формирование навыков, толерантных отношений, ценностей, мотивации к личному участию в решении доступных социальных проблем;
- создание системы постоянного мониторинга потребностей детей-инвалидов в реабилитации и адаптации среды жизнедеятельности.
Методы.
1. Проведение опросов, бесед, тестирования для определения особенностей психической деятельности и личностных характеристик детей с ограниченными возможностями здоровья;
2. Беседы с детьми и их родителями о здоровом образе жизни, о возможностях сохранения и самовосстановления здоровья, о современных системах профилактики;
• Проведение психолого-педагогических тренингов на повышение самооценки, функциональная тренировка поведения, мышечная релаксация, проведение занятий по развитию коммуникабельности и навыков общения.
3. Проведение игровых программ и массовых игр: игры знакомства, игры по этикету; ролевые игры-шутки; упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию; игры на развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных ситуациях.
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Организационно-управленческая деятельность
- Диагностика психического и личностного развития ребёнка
Инклюзивная образовательная среда школы
Рациональная организация образовательного процесса
Лечебно-профилактическая работа
Спортивно-оздоровительная работа
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Консультирование и просвещение
Социальная работа
Работа с родителями
- Характеристика содержания.
Программа включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие ее основное содержание: организационное, социально-реабилитационное, информационно-просветительское.
Организационная работа включает:
— создание рабочей группы по решению вопросов формирования доступной среды жизнедеятельности для детей-инвалидов;
— освещение на сайте школы вопросов «Доступная среда для детей- инвалидов»;
— проведение диагностики и анализа потребностей родителей учащихся – инвалидов к переходу на инклюзивное образование;
— создание базы по выявление детей – инвалидов, имеющих медицинские показания к переходу на инклюзивное образование;
— выявление особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы;
— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
— системный контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, адаптации, успешности освоения образовательных программ и др.).
Социально-реабилитационная работа включает:
— психолого-педагогическая реабилитация (коррекционные занятия с логопедом, социальным педагогом);
— социально-бытовая реабилитация (развитие навыков пользования бытовыми предметами);
— творческая реабилитация (занятия в студиях, клубах, кружках);
— формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
— развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
— развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
Информационно-просветительская работа включает:
— создание благоприятных, комфортных условий в образовательном учреждении, проведение бесед, круглых столов среди школьников с целью формирования у них толерантного отношения к детям-инвалидам;
—создание социальных проектов в образовательном учреждении с целью формирования у школьников толерантного отношения к детям-инвалидам;
— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
— консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору учащимися с ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
- УСЛОВИЯ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ) РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
6.1 Организационно- функциональная модель реализации Программы
Мероприятия, позволяющие создать условия для организации
доступной среды для детей-инвалидов
№ | Мероприятие | Необходимое финансирование |
Ремонтные работы | ||
1 | Ремонт подхода к зданию школы | |
2 | Установка пандуса к основному входу и запасному выходу | |
3 | Оборудование гардероба | |
4 | Ремонт и оборудование туалетов на 1 этаже | |
5 | Оборудование специальными умывальниками | |
Материально-техническое оснащение | ||
6 | Оборудование мебелью читального зала, учебных кабинетов | |
7 | Оснащение мультимедийной техникой и современным специальным, в том числе реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием читального зала и учебных кабинетов | |
Материально - методическое оснащение | ||
8 | Оснащение кабинетов лабораторно- учебным оборудованием и наглядными пособиями | |
9 | Оснащение методическими и учебно-наглядными пособиями кабинета психолога | |
10 | Сопровождение и доработка программного - методического материала |
- Финансовое обеспечение Программы
Программа реализуется в рамках Государственной целевой программы «Доступная среда на 2011–2015 годы» и финансируется за счёт:
- субсидии, предоставляемые из областного бюджета на проведение мероприятий по формированию в муниципальном районе сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития (программа «Доступная среда»)
- субсидии на проведение мероприятий в рамках Проекта модернизации общего образования
- внебюджетные денежные средства школы.
Основные направления финансирования:
Оборудование базовых муниципальных общеобразовательных учреждений пандусами, подъемными устройствами, переоборудование санитарно - технических помещений, выполнение работ по реконструкции зданий.
Подготовка проектно-сметной документации для проведения реконструкции, капитальных ремонтов школьных зданий в целях создания безбарьерной среды.
Организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-инвалидов (ОВЗ).
Приобретение учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования, для организации реабилитационной, коррекционной работы и обучения детей – инвалидов (ОВЗ).
7.ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ | Содержание деятельности | Сроки реализации | Ответственные |
1. | Нормативное правовое обеспечение Разработка пакета документов, регламентирующих реализацию мероприятий программы | ||
2. | Организационное обеспечение - Издание приказа об утверждении плана мероприятий по созданию доступной среды, создание рабочей группы по реализации плана мероприятий - Проведение организационного совещания с членами рабочей группы - Проведение совещаний с педагогическими работниками по вопросам интегрированного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов - Составление плана-графика мероприятий по реализации целевой программы «Доступная среда» на 2014-2017 годы |
| |
3. | Финансовое обеспечение - Мониторинг обеспеченности и заявка на приобретение специального коррекционного и реабилитационного оборудования с учетом требований доступности для детей-инвалидов. | ||
4. | Методическое обеспечение и организация обучения - Разработка плана повышения квалификации педагогических и руководящих работников - Организация курсовой переподготовки педагогов школы для работы в условиях интегрированного обучения детей-инвалидов - Разработка плана методической работы (внесение изменений и дополнений в уже существующий план) - Проведение обучающих семинаров | ||
5. | Информационное сопровождение - Освещение хода работы по реализации целевой программы «Доступная среда» на 2014- 2017 годы на сайте МБОУ СОШ №5 - Освещение хода работы по реализации целевой программы раз «Доступная среда» на 2014- 2017 годы средствах массовой информации - Проведение собраний с родительской общественностью | ||
6. | Обеспечение доступности для инвалидов средств информации и коммуникации - Организация приобретения дидактических материалов и компьютерных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья - Организация доступа детей с ОВЗ к интернет-ресурсам на базе образовательного учреждения | ||
7. | Социокультурная реабилитация детей с ОВЗ - Вовлечение детей с ОВЗ в кружковую деятельность - Проведение фестиваля художественного творчества детей с ОВЗ | ||
8. | Спортивная реабилитация детей с ОВЗ - Вовлечение детей с ОВЗ в проведение школьных и городских спортивно-массовых мероприятий | ||
9. | Профессиональная реабилитация детей с ОВЗ - Продолжить контроль за обучением и воспитанием детей-инвалидов дошкольного и школьного возраста - Оказание содействия детям-инвалидам в получении профессии и дальнейшем трудоустройстве |
Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов по реализации
Целевой Программы "Доступная среда"
Направление сопровождения | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
Диагностическое направление | 1.Выявление детей с ОВЗ, имеющих медицинские показания к переходу на инклюзивное образование 2.Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка | В течение года В течение года | Социальный педагог Педагог-психолог |
Оздоровитель-ное и коррекционное направление | 1.Прогулки на свежем воздухе, динамические паузы 2.Ежедневная утренняя гимнастика 3.Участие в спортивных мероприятиях школы 4.Занятия в очках Панкова для квантовой стимуляции сетчатки глаза в ОУ 5.Профилактические осмотры специалистов 6.Занятия в творческих группах школы (Литературная мозаика, литературная гостиная, музей и др. 9.Участие в мероприятиях по ЗОЖ | В течение года В течение года По плану По графику По графику По расписанию По графику По расписанию | Классные руководители Учителя –предметники Учителя – физкультуры Врач Библиотекарь Специалисты поликлиники Педагоги школы |
Психолого - педагогическое направление | 1.Консультативная помощь
тренинги, семинары 3.Индивидуальные и групповые занятия | По запросу | Педагог -психолог |
Социально - педагогическое направление | 1.Консультативная помощь 2. Индивидуальные и групповые занятия 3.Просвещение по правовым вопросам | По запросу | Социальный педагог |
8. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Создание системы комплексной реабилитации, осуществляемой в соответствии с индивидуальной программой реабилитации каждого ребенка, может быть представлено в виде трех основных этапов: I этап. - 2014-2015г. - Подготовительный этап реализация Программы – адаптационно-диагностический (проводится диагностика личностного развития ребенка, определяются его реабилитационный потенциал и оптимальные режимы коррекционно-воспитательной работы с ним)
II этап. - 2015 – 2016 г. – Основной этап реализации Программы – формирующе-преобразующий. Организация и проведение реабилитации ребёнка в образовательной среде, обучение родителей реабилитационным технологиям.
III этап – 2017 г. - Итогово-обобщающий этап. Анализ результатов внедрения Программы и тиражирование педагогического опыта. Определение перспективных путей дальнейшего развития Программы. Подведение итогов комплексной реабилитации ребёнка за определенный промежуток времени и определяются пути интеграции ребенка в социальную среду.
9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ)
- Создание доступной среды в пространстве школы будет иметь долгосрочный позитивный эффект для уровня качества образования детей – инвалидов (ОВЗ). Включение детей – инвалидов (ОВЗ) в школьную жизнь существенно повысит качество их образования и заложит фундамент их дальнейшей успешной социализации. Проведение совместных занятий детей – инвалидов (ОВЗ) и школьников будет способствовать продвижению принципов инклюзивного образования.
- Оптимизация современной образовательной инфраструктуры, создание Центра поддержки, обучения и развития детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья привлечет детей-инвалидов (ОВЗ), инвалидов, проживающих в Западном районе, школьников, родителей, другие организации.
- Оптимизация обновление качества образования с учетом внедрения федеральных государственных образовательных стандартов в области обучения за счет работы над индивидуальными проектами (с.22 ФГОС), которые будут обеспечиваться за счет работы в «современной информационно-образовательной среде» в Центре поддержки, обучения и развития детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями.
В результате – участие детей в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня. Технические средства, организация пространства мультимедийного кабинета способствуют развитию творческих и интеллектуальных способностей детей-инвалидов (ОВЗ).
- Инклюзивное образование (с.40 ФГОС), деятельность Центра, в целом будут способствовать реабилитации и сохранению физического и психического здоровья учащихся.
- Организация развития педагогического потенциала. ОЭР, курсы повышения квалификации, (семинары, форумы, конференции, мастер-классы и другие формы обобщения опыта), организация инклюзивных занятий, активизация проектной деятельности школьников, освоения инновационных форм построения образовательного процесса, актуализирует педагогический потенциал сотрудников школы.
- Открытие специальной страницы на сайте школы информационная поддержка, мероприятий с приглашением представителей СМИ, органов местного самоуправления, педагогического сообщества.
- МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Оценка эффективности реализации программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
- повышение образовательного уровня и качества жизни детей с ОВЗ;
- повышение социальной активности детей и преодоление их самоизоляции при помощи занятий спортом и участия в культурно-массовых мероприятиях;
- создание комфортной информационной среды для инвалидов;
- положительное отношение в коллективе общеобразовательного учреждения к детям-инвалидам.
- Средства контроля и обеспечение достоверности результата.
- Анализ развития детей два раза в год.
- Реализация мониторинга качества образования.
- Создание портфолио ребёнка и наполнение портфолио педагога материалами по данному направлению.
- Проведение открытых семинаров с целью тиражирования опыта работы, выявления трудностей и путей их преодоления.
- Подготовка статей и методических пособий из опыта работы.
Оценка эффективности реализации программы
№ п/п | Показатели эффективности реализации | Единица измерения | Показатели результативности | |||
2014 год базовый | 2015 год | 2016 год | 2017 год | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Увеличение численности детей-инвалидов, посещающих образовательное учреждение | человек | ||||
2 | Увеличение доли детей-инвалидов, получивших образование в общеобразовательном учреждении | проценты | ||||
3 | Доля детей-инвалидов и их родителей, положительно оценивающих уровень доступности объекта образования, в общей численности детей-инвалидов | проценты |
Социальный эффект от реализации программы
Для ОУ и родителей | Совершенствование безбарьерной образовательной среды ОУ. |
Для учащихся | Обеспечение образовательных запросов учащихся, имеющих особые образовательные потребности. |
Для системы образования г. Вязьмы и для педагогического сообщества г. Вязьмы | Получение положительного тиражируемого инновационного опыта, подлежащего передаче ОУ города |
Для местного сообщества и государства | Обеспечение прав граждан с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию в условиях общеобразовательного учреждения |
11. ВОЗМОЖНЫЕ СЛОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Возможные сложности (риски) реализации Программы | Пути их преодоления |
Формальный подход ОУ к реализации Программы | Стимулирование деятельности ОУ в области инклюзивного обучения и формирование установки на получение результатов деятельности. |
Возможно неприятие инновационных форм организации образовательного процесса | Просветительская работа с педагогами. |
Недостаточность бюджетного финансирования. | Поиск дополнительных финансовых средств. |
12. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Нормативно-правовой и документальной основой Программы «Доступная среда» являются:
1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
2. Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг.
3.Конвенция о правах ребенка. 4. Закон РФ «Об Образовании», статья 2, п.1 (от 29.12.2012 № 273-ФЗ). 5. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации». 6. «Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы».
Принято на заседании Утверждено. педагогического совета Приказ №10-01-02
МБОУ СОШ №5 от 31.08.2013
(Протокол №1 от 30.08.2013) Директор школы
_______И. В. Ильина
ПАСПОРТ
программы «Доступная среда для детей с ОВЗ и детей- инвалидов»
на 2014-2017 годы
Целевые программы, предназначенных для достижения задач, совпадающих с задачами Программы |
|
Разработчик Программы | Администрация МБОУ СОШ №5 |
Исполнитель Программы | МБОУ СОШ №5 |
Соисполнители Программы | Социальные партнёры МБОУ СОШ №5
|
Цель Программы Задачи Программы | Создание условий для взаимодействия и равноправного обучения и общения между здоровыми детьми и детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья, развитие и формирование учебно-познавательного и творческого потенциала, возможность ранней социальной адаптации детей-инвалидов, детей с ОВЗ. Организация психолого-педагогического и реабилитационного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и снижение уровня агрессивности в обществе. Разработка и апробирование модели организации Центра поддержки, обучения и развития детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями
|
Сроки реализации программы | 2014-2017 гг. |
Финансовое обеспечение |
|
Ожидаемые конечные результаты |
В результате – участие детей в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня. Технические средства, организация пространства мультимедийного кабинета способствуют развитию творческих и интеллектуальных способностей детей-инвалидов (ОВЗ).
|
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете на тему:
«Особенности работы с детьми с ОВЗ»
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ. В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов;
- интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;
- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам. Инклюзия – это не только физическое нахождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Это изменение самой школы, школьной культуры и системы отношений участников образовательного процесса, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком.
Общими правилами коррекционной работы являются:
- Индивидуальный подход к каждому ученику.
-Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
-Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
-Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии являются:
игровые ситуации;
дидактические игры, ;
игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Учителю необходимо:
следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка за первые парты, как можно ближе к учителю;
поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно .
Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее могут войти дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Особенности работы
Эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Специальные методики для обучения детей с ОВЗ
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
- Перемена видов деятельности
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Чередование занятий и физкультурных пауз.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
- Работа на компьютерном тренажере.
- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
- Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
- Оценка переделанных работ.
- Использование системы оценок достижений учащихся.
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио -визуальными техническими средствами обучения.
Подготовила зам.директора по работе с ОВЗ Е.В.Даченкова
Предварительный просмотр:
Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся с ОВЗ
С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ», который призван открыть дорогу для обучения детям с ограниченными возможностями здоровья в обычных школах. Закон об образовании от 2013 года отдает предпочтение инклюзивному обучению для детей с ограниченными возможностями, а это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В настоящее время в нашей школе реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни. Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров - дети с ограниченными возможностями здоровья не должны отличаться в правах и возможностях от обычных детей.
Для того, чтобы приступить к реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании обучающихся с ОВЗ необходимы прежде всего три важных момента:
- Подготовленные кадры;
- Приспособленная среда;
- Разработанные методики, адаптированные программы, индивидуальные планы обучения.
1. Эффективное обучение детей с ОВЗ возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки педагогов общеобразовательных учреждений. Целью такой подготовки является овладение педагогами массовых школ основными методами воспитания и обучения детей с ОВЗ. Педагогические работники должны обладать необходимыми знаниями в области основ коррекционной педагогики и специальной психологии, особенностей психофизического развития различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, методик и технологий образовательного и реабилитационного процесса для таких обучающихся.
- Завучем по работе с ОВЗ пройдены курсы при ГАУ ДПОС «СОИРО» «Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в основной школе в условиях инклюзивного образования»
- Нашими учителями пройдены курсы повышения квалификации «Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в основной школе в условиях инклюзивного образования» при ГАУ ДПОС «СОИРО»
- Участие в заседании Круглого стола по теме «Инклюзивное и интегрированное образование в Смоленской области: проблемы и перспективы развития» при ГАУ ДПОС «СОИРО»
2. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию. В образовательной организации должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в здания и помещения образовательного учреждения. Как известно, ограничивает возможности человека не группа инвалидности, а именно среда. Если окружающая среда будет абсолютно доступна для инвалида, он сможет пользоваться важными жизненными благами наравне со всеми.
В нашей школе была проведена масштабная работа по созданию адаптивной среды: 1. был отремонтирован подход к зданию школы, 2. установлен пандус к основному и запасному выходам, 3. был отремонтирован и оборудован туалет на первом этаже, 4. произведена замена полов, положена нескользящая плитка. На первом этаже оборудована сенсорная комната. Сенсорная комната - это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха и вестибулярные рецепторы. Это - профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников и выпускников. Она создаёт ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.
В сенсорной комнате собрано все необходимое оборудование для формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положении в пространстве, здесь также имеются сухой бассейн, развивающие игры для развития тактильных ощущений, дидактические игры для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Здесь работает с детьми педагог-психолог, выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на исправление возможных нарушений общения и поведения; оказывает методическую помощь учителям. Консультирование родителей проводится с целью помощи им в вопросах обучения и воспитания ребенка, информирования о его школьных успехах и трудностях.
Создан физкультурно-оздоровительного кабинета в школе – тренажерного зала, оснащении его современной тренажерной техникой. А для детей с ограниченными возможностями здоровья проблема наличия тренажерного зала в школе наиболее актуальна. В процессе тренировок детей с использованием тренажеров и снарядов происходит выработка коммуникативных навыков, формируется выносливость и эмоционально-волевые качества личности, что немаловажно для детей с ОВЗ.
При организации работы с детьми с ОВЗ нашими педагогами используются следующие формы и методы организации образовательного процесса:
- Гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала (с учетом индивидуальных особенностей)
- Организация деятельности и сотрудничества в малых группах
- Обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы, материала)
- Организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным
- Организация диалоговых, дискуссионных форм, где возможна выработка своей точки зрения и ее защита
- Обязательная организация игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях
- Организация гибкого временного режима обучения в соответствии с возможностями ребенка
- Использование технических средств обучения для каждой категории детей с ОВЗ
Особые требования к организации учебного процесса:
- раннее начало комплексной коррекционно-развивающей работы;
- использование специальных методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих доступность образовательной среды для ребенка с ОВЗ;
- индивидуализация и дифференциация обучения с учетом состояния и особенностей коммуникации, восприятия, двигательного и познавательного развития детей с ОВЗ;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
- введение, при необходимости, в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования обычно развивающихся сверстников;
- организация работы по социализации детей с использованием методов дополнительного образования, соответствующих интересам детей и обеспечивающих их личностный рост.
Дети, которым рекомендовано обучение в форме на дому, прикрепляются к классу
и участвуют во многих классных , школьных и даже городских
мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов ( классные часы, праздники, внеурочные занятия, кружки, секции. Прежде всего это делается для повышения мотивации и развития толерантности. Коллективные занятия помогают воспитывать у таких детей приветливость, общительность, доброжелательность и другие положительные черты характера, помогают им реализовать свой потенциал.
Конечно, мы в самом начале пути, но работа в данном направлении ведется, мы стараемся создать для наших особых учеников необходимые условия для формирования у них опыта, необходимого для самостоятельного решения коммуникативных, познавательных, нравственных, организационных и прочих проблем, развить у обучаемых способности к самостоятельному принятию решений. И если помочь им реализовать свой потенциал в наших силах, значит, поможем.
На современном этапе культурного развития российского общества сфера образования переживает непростое время реформирования. Это выражается в переориентации традиционных концепций, моделей, форм, методов обучения на иные идеи и механизмы. В результате происходит отказ от образовательных механизмов, принятых ранее, и переход на инновационные для нашего образования модели с акцентом на компетентностный подход, который акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Данная позиция распространяется на все ступени образования и на все категории обучающихся граждан.
Зам. директора по работе с детьми с ОВЗ Е.В.Даченкова