Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

Даченкова Елена Викторовна

Программы «Доступная среда для детей с ОВЗ и детей- инвалидов» на 2014-2017 

Выступление на заседаниях педагогического совета школы. «Особенности работы с детьми с ОВЗ»

Выступление на дне открытых дверей по теме «Совершенствование  качества образования через совершенствование компетентностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся с ОВЗ»

Заседание Круглого стола по теме «Инклюзивное и интегрированное образование в Смоленской области: проблемы и перспективы развития» (ГАУ ДПОС «СОИРО» 

"Организация обучения детей с ОВЗ в основной школе в условиях инклюзивного образования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принято на заседании                                                        Утверждено.                                                                                                                                   педагогического совета                                                        Приказ №10-01-02

МБОУ СОШ №5                                                                от 31.08.2013                                            

(Протокол №1 от 30.08.2013)                                 Директор школы

                                _______И. В. Ильина                                                                  

Программа деятельности

«Доступная среда

для детей с ОВЗ и детей- инвалидов»

на 2014-2017 годы

СОДЕРЖАНИЕ

     1. Пояснительная записка

2. Обоснование необходимости реализации программы

  1. 2.1 Актуальность
  2. 2.2 Характеристика основных проблем, на решение которых направлена    
  3. Программа

3. Ресурсы МБОУ СОШ №3, поддерживающие реализацию Программы

4.Цель и задачи образовательного учреждения по реализации Программы.

4.1 Цель программы;

  1.  Задачи, обеспечивающие достижение поставленной цели.

5.Основные направления реализации Программы

5.1 Характеристика содержания

6.Условия реализации Программы

  1.  Организационно-функциональная модель реализации Программы
  2.  Финансовое обоснование реализации Программы

7. План мероприятий Программы

  1. Этапы и сроки реализации программы
  2. Ожидаемые результаты реализации Программы (предполагаемые результаты и индикаторы их достижения).
  3.  Методика оценки эффективности реализации программы.
  4.  Возможные сложности реализации программы и пути их преодоления.
  5.  Нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации программы.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №5" г. Вязьмы Смоленской области  принимает участие в реализации программы «Доступная среда» на период с 2014-2017гг.

Программа «Доступная среда» в МБОУ СОШ №5 направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.

Программа разработана с опорой на мировой, российский и региональный опыт инклюзии, общие направления модернизации образования в России, получившие отражение в  Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, в проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в Федеральном Законе "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12 2012г., в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно  взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с ОВЗ. Инклюзивное образование ориентировано на изменение самого  общего образования,  условий для обучения разных детей с учётом их  индивидуальных образовательных потребностей  и возможностей.

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, «состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания».  В их число входит и почти полмиллиона детей, по отношению к которым по Закону Российской Федерации «Об образовании» (п.6, ст. 5) «государство обязано создавать гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов».

Важным федеральным документом в области образования детей-инвалидов, является государственной программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, утвержденная  Постановлением Правительства РФ  от 17 марта 2011 г.  №175. Программа определяет, что одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (обычные образовательные учреждения), и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий.  

Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в которой подчеркивается, что в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. «Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество». Стратегия предусматривает Законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование).

Инклюзивное образование представляет собой набор ценностей, принципов и методов, направленных на обеспечение целевого, эффективного и качественного образования для всех учащихся, в рамках которого в первую очередь принимается во внимание Система образования страны ориентирована на увеличение количества инклюзивных школ в разнообразие условий обучения и образовательных потребностей не только детей с ОВЗ, но и всех учащихся.

  1. 2.1 Актуальность

Одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях  с учетом заключений . Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

          Необходимым условием реализации указанного направления является создание в обычном образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья. В течение всего периода выполнения Программы будут реализовываться меры по обеспечению обучения  детей, созданию условий для беспрепятственного доступа их к информации и объектам образования, созданию условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей. Конечной целью реабилитационных мероприятий должна стать социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяющая им успешно приспосабливаться к социальной среде, заниматься общественно полезным трудом и чувствовать себя полноправными членами общества.

2.2 Характеристика основных проблем, на решение которых направлена Программа

Целью создания предпосылок для развития инклюзивного образования, в том числе создания безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов, является включение детей-инвалидов в систему бесплатного и обязательного начального и среднего общего образования. При этом к образовательным учреждениям, реализующим в своей работе модели инклюзивного образования должны предъявляться требования наличия: специальных образовательных программ, разработанных с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов, коррекционных методов,

технических средств, специально подготовленных педагогов, а также медицинское обслуживание, социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми- инвалидами.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- разработка нормативных правовых актов, регламентирующих организацию совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития, включая государственные образовательные стандарты,

- типовое положение об общеобразовательном учреждении,

- разработка типовых решений для организации коррекционной помощи в нужном объеме детям-инвалидам в обычных образовательных учреждениях; обеспечение детям-инвалидам внутри системы общего образования требуемой поддержки для реализации их эффективного обучения;

- оснащение учебных заведений специальным оборудованием для обучения инвалидов по зрению и слуху;

- оснащение оборудованием и организация мест оказания коррекционной помощи детям-инвалидам в обычных образовательных учреждениях; повышение эффективности кадрового и информационно-методического обеспечения деятельности по организации обучения инвалидов в обычных образовательных учреждениях;

- подготовка педагогов общеобразовательных учреждений и учителей- дефектологов к работе в новых условиях интегрированного обучения;

- проведение мероприятий по подготовке и повышению квалификации специалистов системы образования для обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.

- создание материально-технической базы в общеобразовательных учреждениях с целью обеспечения в них условий для воспитания и обучения детей-инвалидов;

- разработка универсального дизайна помещений для занятий с учетом инклюзивного образования;

- сочетание процесса получения образования с мероприятиями медико-социальной реабилитации детей-инвалидов;

- обеспечение для детей-инвалидов равного с другими детьми доступа к участию в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы.

Основные понятия:

Специальные условия обучения (воспитания) - специальные образовательные программы и методы обучения,

учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные

услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья невозможно (затруднено);

Ограничение возможностей здоровья – любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным ( в число детей с ограниченными возможностями здоровья входят и дети – инвалиды).

К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся:

Дети с нарушением слуха (неслышащие и слабослышащие), т.е. имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота). Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми. Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.

Дети с нарушением зрения (незрячие и слабовидящие).

Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, - это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

Дети с тяжелыми нарушениями речи. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др.

Дети с нарушениями опорно – двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом.

Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно- мышечной системой во времени и пространстве. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.

Дети с задержкой психического развития; с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).

Общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Инклюзивное образование - совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.

Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:

· начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;

· ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

· использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;

· индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

· обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

· максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Соответственно, еще одним важнейшим основанием для разработки специального образовательного стандарта является необходимость предусмотреть в структуре образования удовлетворение как общих со здоровыми сверстниками, так и особых образовательных потребностей, единых для всех группы и специфичных для каждой категории детей с ОВЗ. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.

Таким образом, представлены факторы, определяющие необходимость разработки проекта специального стандарта образования каждой категории детей с ОВЗ. Неоднородность состава детей и максимальный диапазон различий в требуемом уровне и содержании образования обуславливает важность разработки дифференцированного стандарта, включающего такой набор вариантов, который даст возможность обеспечить на практике максимальный охват детей с ОВЗ образованием; гарантировать им удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей; преодолеть зависимость получения образования детьми с ОВЗ от места проживания, вида образовательного учреждения, тяжести нарушения психического развития, способности к освоению «цензового» образования.

Комплексная психолого-медико-педагогическая и социальная помощь

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

1) своевременно выявить детей с ограниченными возможностями; выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;

2) определить оптимальный педагогический маршрут;

3) обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в учреждении;

4) спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

5 оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы

6) определить условия воспитания и обучения ребенка;

7) реализовать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

8) консультировать родителей ребенка.

  1. РЕСУРСЫ МБОУ СОШ №5, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

МБОУ СОШ №5 имеет в своём распоряжении спортивный зал, актовый зал, библиотеку, столовую, учебные кабинеты, медицинский кабинет, сенсорную комнату, библиотеку, компьютерный класс. Работает кабинет психолога, кабинет социального педагога. В летнее время работает детский оздоровительный лагерь.

      Во внеурочное время учащиеся посещают объединения дополнительного образования,  плавательный бассейн, спортивные секции, хореографическую студию и т.п.

       Основой политики и стабильного развития МБОУ СОШ №5 являютя её Устав и  другие локальные акты: положения, программы, планы.

   В результате произошедших в последние годы социально-экономических перемен изменился количественный и качественный состав учреждения, а также его структура. Ежегодно возрастает количество детей в возрасте от 0 до 7 лет, проживающих в микрорайоне, что увеличивает потребность подготовки их к школе и в начальном образовании. Гибко реагируя на меняющиеся социально-экономические реалии, организована предшкольная подготовка дошкольников. В школе есть возможность учитывать пожелания родителей при выборе программ обучения, режима работы и форм изучения предметных курсов, соблюдается принцип преемственности и создаются условия для адаптации учащихся.

Школа осуществляет обучение и воспитание учащихся в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.

Школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.

Ресурсы:

- квалифицированные учителя с опытом работы с использованием здоровьесберегающих технологий,

- развитие Службы сопровождения

- опыт работы ОУ с социальными партнерами,

- наличие комплексной системы обеспечения безопасности в ОУ

                  В школе действует служба сопровождения:

Группа педагогического сопровождения

Группа медико-социального сопровождения

Библиотекарь

Педагог психолог

Педагоги - предметники

Социальный педагог

Педагоги дополнительного образования

Родители

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

   Цель: Создание условий для взаимодействия и равноправного обучения и общения между здоровыми детьми и детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья, развитие и формирование учебно-познавательного и творческого потенциала, возможность ранней социальной адаптации  детей-инвалидов, детей с ОВЗ. Организация психолого-педагогического и реабилитационного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и снижение уровня агрессивности  в обществе.

Разработка и апробирование модели организации Центра поддержки, обучения и развития детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями.

    Задачи:

  • создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить совместное обучение детей-инвалидов (ОВЗ) и детей, не имеющих нарушения развития;
  • создание условий для реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов (ОВЗ) в общество;
  • развитие системы инклюзивного образования;
  • реабилитация детей-инвалидов социокультурными методами и методами физической культуры и спорта;
  • оказание помощи детям-инвалидам в преодолении информационного барьера;
  • создание условий для взаимодействия образовательных сообществ педагогов, учащихся и родителей;
  • формирование навыков, толерантных отношений, ценностей, мотивации к личному участию в решении доступных социальных проблем;
  • создание системы постоянного мониторинга потребностей  детей-инвалидов в реабилитации и адаптации среды жизнедеятельности.

Методы.

1. Проведение опросов, бесед, тестирования для определения особенностей психической деятельности и личностных характеристик детей с ограниченными возможностями здоровья;

2. Беседы с детьми и их родителями о здоровом образе жизни, о возможностях сохранения и самовосстановления здоровья, о современных системах профилактики;

• Проведение психолого-педагогических тренингов на повышение самооценки, функциональная тренировка поведения, мышечная релаксация, проведение занятий по развитию коммуникабельности и навыков общения.

3. Проведение игровых программ и массовых игр: игры знакомства, игры по этикету; ролевые игры-шутки; упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию; игры на развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных ситуациях.

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • Организационно-управленческая деятельность
  • Диагностика психического и личностного развития ребёнка                                                                                                                                                                                
  • Инклюзивная образовательная  среда школы

  • Рациональная организация образовательного процесса

  • Лечебно-профилактическая работа

  • Спортивно-оздоровительная работа

  • Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

  • Консультирование и просвещение

  • Социальная работа

  • Работа с родителями

  1. Характеристика содержания.

Программа включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие ее основное содержание: организационное, социально-реабилитационное, информационно-просветительское.

Организационная работа включает:

— создание рабочей группы по   решению вопросов формирования    доступной среды жизнедеятельности для  детей-инвалидов;

— освещение на сайте школы  вопросов «Доступная среда для  детей- инвалидов»;

— проведение  диагностики и анализа потребностей родителей учащихся – инвалидов к переходу на инклюзивное  образование;

— создание базы по выявление детей – инвалидов, имеющих медицинские показания к переходу на инклюзивное  образование;

— выявление особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

— системный контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, адаптации, успешности освоения образовательных программ и др.).

Социально-реабилитационная работа включает:

— психолого-педагогическая реабилитация (коррекционные занятия с логопедом, социальным педагогом);

— социально-бытовая реабилитация  (развитие навыков  пользования бытовыми предметами);

— творческая реабилитация (занятия в  студиях, клубах, кружках);

— формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;

— развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;

— развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;

Информационно-просветительская  работа включает:

— создание благоприятных, комфортных условий в образовательном учреждении, проведение бесед, круглых столов среди школьников с целью формирования у них толерантного отношения к детям-инвалидам;

—создание социальных проектов в образовательном учреждении с целью формирования у школьников толерантного отношения к детям-инвалидам;

— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

— консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору учащимися с ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. УСЛОВИЯ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ) РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

6.1 Организационно- функциональная модель реализации Программы

Мероприятия, позволяющие создать условия для организации

доступной среды для детей-инвалидов

Мероприятие

Необходимое финансирование

Ремонтные работы

1

Ремонт подхода к зданию школы

2

Установка пандуса к основному входу и запасному выходу

3

Оборудование гардероба

4

Ремонт и оборудование туалетов на 1 этаже

5

Оборудование специальными умывальниками  

Материально-техническое оснащение

6

Оборудование мебелью читального зала, учебных кабинетов

7

Оснащение мультимедийной техникой  и современным специальным, в том числе реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием читального зала и учебных кабинетов

Материально - методическое оснащение

8

Оснащение кабинетов лабораторно- учебным оборудованием и наглядными пособиями

9

Оснащение методическими и учебно-наглядными пособиями кабинета психолога

10

Сопровождение и доработка программного  - методического материала

  1. Финансовое обеспечение Программы

Программа реализуется в рамках Государственной целевой программы «Доступная среда на 2011–2015 годы» и финансируется за счёт:

  • субсидии, предоставляемые из областного бюджета на проведение мероприятий по формированию в муниципальном районе сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития (программа «Доступная среда»)
  • субсидии на проведение мероприятий в  рамках Проекта модернизации общего образования
  • внебюджетные денежные средства школы.

Основные направления финансирования:

Оборудование базовых муниципальных общеобразовательных учреждений пандусами, подъемными устройствами, переоборудование санитарно - технических помещений, выполнение работ по реконструкции зданий.                                                                                                            

Подготовка проектно-сметной документации для проведения реконструкции, капитальных ремонтов школьных зданий в целях создания безбарьерной среды.

Организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-инвалидов (ОВЗ).

Приобретение учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования,  для организации реабилитационной, коррекционной работы и обучения детей – инвалидов (ОВЗ).

7.ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Содержание деятельности

Сроки реализации

Ответственные

1.

Нормативное правовое обеспечение

Разработка пакета документов, регламентирующих реализацию мероприятий программы

2.

Организационное обеспечение

- Издание приказа об утверждении плана  мероприятий по созданию доступной среды, создание рабочей группы по реализации плана мероприятий

-  Проведение организационного совещания с   членами рабочей группы

- Проведение совещаний с   педагогическими работниками  по вопросам интегрированного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов

- Составление плана-графика  мероприятий по реализации целевой программы «Доступная среда» на 2014-2017 годы

                                                                               

3.

Финансовое обеспечение                                                    

- Мониторинг обеспеченности и  заявка на приобретение специального коррекционного и реабилитационного оборудования с учетом требований доступности для детей-инвалидов.                                         

4.

Методическое обеспечение и организация обучения

 - Разработка плана повышения квалификации педагогических и руководящих работников                                                                                    - Организация курсовой переподготовки педагогов школы для работы в условиях интегрированного обучения детей-инвалидов

- Разработка  плана методической работы  (внесение изменений и дополнений в  уже существующий план)                                                            - Проведение обучающих семинаров

5.

Информационное сопровождение                                                                   - Освещение хода работы по реализации  целевой программы «Доступная среда» на 2014- 2017 годы на сайте  МБОУ СОШ №5

- Освещение хода работы по реализации  целевой программы раз «Доступная среда» на 2014- 2017 годы средствах массовой информации

- Проведение собраний с родительской общественностью

6.

Обеспечение доступности для инвалидов средств информации и коммуникации

- Организация приобретения дидактических материалов и компьютерных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья

- Организация доступа детей с ОВЗ к интернет-ресурсам на базе образовательного  учреждения

7.

Социокультурная реабилитация детей с ОВЗ

- Вовлечение детей с ОВЗ в кружковую деятельность

- Проведение фестиваля художественного творчества детей с ОВЗ

8.

Спортивная реабилитация детей с ОВЗ

- Вовлечение детей с ОВЗ в проведение школьных и городских спортивно-массовых мероприятий

9.

Профессиональная реабилитация детей с ОВЗ

- Продолжить контроль за обучением и воспитанием детей-инвалидов дошкольного и школьного возраста

- Оказание содействия детям-инвалидам в получении профессии и дальнейшем трудоустройстве

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов по реализации

Целевой Программы "Доступная среда"

Направление сопровождения

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Диагностическое направление

1.Выявление детей с ОВЗ, имеющих медицинские показания к переходу на инклюзивное  образование

2.Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка

В течение года

В течение года

Социальный педагог

Педагог-психолог

Оздоровитель-ное и коррекционное  направление

1.Прогулки на свежем воздухе, динамические паузы

2.Ежедневная утренняя гимнастика

3.Участие в спортивных мероприятиях школы

4.Занятия в очках Панкова для квантовой стимуляции сетчатки глаза в ОУ

5.Профилактические осмотры специалистов

6.Занятия в творческих группах школы

(Литературная мозаика, литературная гостиная,  музей и др.

9.Участие в мероприятиях по ЗОЖ

В течение года

В течение года

По плану

По графику

По графику

По расписанию

По графику

По расписанию

Классные руководители

Учителя –предметники

Учителя – физкультуры

Врач

Библиотекарь

Специалисты поликлиники

Педагоги школы

Психолого - педагогическое направление

1.Консультативная помощь

  1. Психологические  

тренинги, семинары

3.Индивидуальные и групповые занятия

По запросу

Педагог -психолог

Социально - педагогическое направление

1.Консультативная помощь

2. Индивидуальные и групповые занятия

3.Просвещение по правовым вопросам

По запросу

Социальный педагог

8. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

      Создание системы комплексной реабилитации, осуществляемой в соответствии с индивидуальной программой реабилитации каждого ребенка,  может быть представлено в виде трех основных этапов:                                                                                                                                                     I этап. - 2014-2015г. - Подготовительный этап  реализация Программы – адаптационно-диагностический (проводится диагностика личностного развития ребенка, определяются его реабилитационный потенциал и оптимальные режимы коррекционно-воспитательной работы с ним)
II этап.
 - 2015 – 2016 г. – Основной этап реализации Программы –  формирующе-преобразующий.  Организация и проведение реабилитации ребёнка в образовательной среде, обучение родителей реабилитационным технологиям.                                                                                                      

 III этап – 2017 г. - Итогово-обобщающий этап. Анализ результатов внедрения Программы и тиражирование педагогического опыта. Определение перспективных путей дальнейшего развития Программы. Подведение итогов комплексной реабилитации  ребёнка за определенный промежуток времени и определяются пути интеграции ребенка в социальную среду.

9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ)

  • Создание доступной среды в пространстве школы будет иметь долгосрочный позитивный эффект для уровня качества образования детей – инвалидов (ОВЗ). Включение детей – инвалидов (ОВЗ) в школьную жизнь существенно повысит качество их образования и заложит фундамент их дальнейшей успешной социализации. Проведение совместных занятий детей – инвалидов (ОВЗ) и школьников будет способствовать продвижению принципов инклюзивного образования.
  • Оптимизация современной образовательной инфраструктуры,  создание Центра поддержки, обучения и развития детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья привлечет детей-инвалидов (ОВЗ), инвалидов, проживающих в Западном районе, школьников, родителей, другие организации.

  • Оптимизация обновление качества образования с учетом внедрения федеральных государственных образовательных стандартов в области обучения за счет работы над индивидуальными проектами (с.22 ФГОС), которые будут обеспечиваться за счет работы в «современной информационно-образовательной среде» в Центре поддержки, обучения и развития детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями.

В результате – участие детей в конкурсах,  выставках, конференциях различного уровня.   Технические средства, организация пространства  мультимедийного кабинета способствуют    развитию творческих и интеллектуальных   способностей    детей-инвалидов (ОВЗ).

  • Инклюзивное образование (с.40 ФГОС), деятельность Центра, в целом будут способствовать реабилитации и сохранению физического и психического здоровья учащихся.
  • Организация развития педагогического потенциала. ОЭР, курсы повышения квалификации, (семинары, форумы, конференции, мастер-классы и другие формы обобщения опыта), организация инклюзивных занятий, активизация проектной деятельности школьников, освоения инновационных форм построения образовательного процесса, актуализирует педагогический потенциал сотрудников школы.
  • Открытие специальной страницы на сайте школы информационная поддержка,   мероприятий с приглашением представителей СМИ, органов местного самоуправления, педагогического сообщества.
  1. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Оценка эффективности реализации программы

Реализация мероприятий Программы позволит:

- повышение образовательного уровня и качества жизни детей с ОВЗ;

- повышение социальной активности детей и преодоление их самоизоляции при помощи занятий спортом и участия в культурно-массовых мероприятиях;

- создание комфортной  информационной среды для инвалидов;

-  положительное отношение в коллективе общеобразовательного учреждения к детям-инвалидам.

  1. Средства контроля и обеспечение достоверности результата.
  • Анализ развития детей два раза в год.
  • Реализация мониторинга качества образования.
  • Создание портфолио ребёнка и наполнение портфолио педагога материалами по данному направлению.
  • Проведение открытых семинаров с целью тиражирования опыта работы, выявления трудностей и путей их преодоления.
  • Подготовка статей и методических пособий из опыта работы.

Оценка эффективности реализации программы

№ п/п

Показатели эффективности реализации

Единица измерения

Показатели результативности

2014 год

базовый

2015 год

2016 год

2017 год

1

2

3

4

5

6

7

1

Увеличение численности детей-инвалидов, посещающих образовательное учреждение

человек

2

Увеличение доли детей-инвалидов, получивших образование в общеобразовательном учреждении

проценты

3

Доля детей-инвалидов и их родителей, положительно оценивающих уровень доступности объекта образования, в общей численности детей-инвалидов

проценты

Социальный эффект от реализации программы

 

 Для ОУ и родителей

Совершенствование безбарьерной образовательной среды ОУ.
Развитие социального партнерства с целью оптимизации пространства образовательного учреждения.
Развитие службы  сопровождения.
Учет и реализация интересов основных субъектов образовательного процесса.  Повышение удовлетворенности родителей качеством предоставленных образовательных услуг

Для учащихся

Обеспечение образовательных запросов учащихся, имеющих особые образовательные потребности.
Интеграция детей с ОВЗ в общеобразовательную среду

Для системы образования г. Вязьмы и для педагогического сообщества г. Вязьмы

Получение положительного тиражируемого  инновационного опыта, подлежащего передаче ОУ города

Для местного сообщества и государства

Обеспечение   прав граждан с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию в условиях  общеобразовательного учреждения

11. ВОЗМОЖНЫЕ СЛОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Возможные сложности (риски) реализации Программы

Пути их преодоления

Формальный подход ОУ к реализации Программы

Стимулирование деятельности ОУ в области инклюзивного обучения и формирование установки на получение результатов деятельности.

Возможно неприятие инновационных форм организации образовательного процесса

Просветительская работа с педагогами.
Обучение педагогов на курсах повышения квалификации.
Методическая поддержка педагогов.

Недостаточность бюджетного финансирования. 

Поиск дополнительных финансовых средств.
 

12. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Нормативно-правовой и документальной основой Программы «Доступная среда» являются:

1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

2. Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг.

3.Конвенция о правах ребенка.                                                                                                                                                                                          4.  Закон РФ «Об Образовании», статья 2, п.1 (от 29.12.2012 № 273-ФЗ).                                       5. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации».                                                                                                                                            6.  «Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы».

Принято на заседании                                                        Утверждено.                                                                                                                                   педагогического совета                                                        Приказ №10-01-02

МБОУ СОШ №5                                                                от 31.08.2013                                            

(Протокол №1 от 30.08.2013)                                 Директор школы

                                _______И. В. Ильина                                                                  

ПАСПОРТ  

программы «Доступная среда для детей с ОВЗ и детей- инвалидов»

на 2014-2017 годы

Целевые программы, предназначенных для достижения задач, совпадающих с задачами Программы

  • Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
  • Государственная программа «Доступная среда на 2011-2015 годы»
  • Областная целевая программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы.
  • План мероприятий по формированию на территории области сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, на 2014 год

Разработчик Программы

Администрация МБОУ СОШ №5

Исполнитель Программы

МБОУ СОШ №5

Соисполнители Программы

Социальные партнёры МБОУ СОШ №5

       

Цель Программы

Задачи Программы

Создание условий для взаимодействия и равноправного обучения и общения между здоровыми детьми и детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья, развитие и формирование учебно-познавательного и творческого потенциала, возможность ранней социальной адаптации  детей-инвалидов, детей с ОВЗ. Организация психолого-педагогического и реабилитационного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и снижение уровня агрессивности  в обществе.

Разработка и апробирование модели организации Центра поддержки, обучения и развития детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями

  • создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить совместное обучение детей-инвалидов (ОВЗ) и детей, не имеющих нарушения развития;
  • создание условий для реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов (ОВЗ) в общество;
  • развитие системы инклюзивного образования;
  • реабилитация детей-инвалидов социокультурными методами и методами физической культуры и спорта;
  • оказание помощи детям-инвалидам в преодолении информационного барьера;
  • создание условий для взаимодействия образовательных сообществ педагогов, учащихся и родителей;
  • формирование навыков, толерантных отношений, ценностей, мотивации к личному участию в решении доступных социальных проблем;      
  • создание системы постоянного мониторинга потребностей  детей-инвалидов в реабилитации и адаптации среды жизнедеятельности.

Сроки реализации программы

2014-2017 гг.

Финансовое обеспечение

  • субсидии, предоставляемые из областного бюджета на проведение мероприятий по формированию в муниципальном районе сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития (программа «Доступная среда»)
  • субсидии на проведение мероприятий в  рамках Проекта модернизации общего образования
  • внебюджетные денежные средства школы

Ожидаемые конечные результаты

  • Создание доступной среды в пространстве школы будет иметь долгосрочный позитивный эффект для уровня качества образования детей – инвалидов (ОВЗ). Включение детей – инвалидов (ОВЗ) в школьную жизнь существенно повысит качество их образования и заложит фундамент их дальнейшей успешной социализации. Проведение совместных занятий детей – инвалидов (ОВЗ) и школьников будет способствовать продвижению принципов инклюзивного образования.
  • Оптимизация современной образовательной инфраструктуры,  создание Центра поддержки, обучения и развития детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями привлечет детей-инвалидов (ОВЗ), инвалидов, проживающих в Западном районе, школьников, родителей, другие организации.
  • Оптимизация обновление качества образования с учетом внедрения федеральных государственных образовательных стандартов в области обучения за счет работы над индивидуальными проектами (с.22 ФГОС), которые будут обеспечиваться за счет работы в «современной информационно-образовательной среде» в Центре поддержки, обучения и развития детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями.

 В результате – участие детей в конкурсах,  

 выставках, конференциях различного уровня.  

 Технические средства, организация пространства  

 мультимедийного кабинета способствуют  

 развитию творческих и интеллектуальных  

 способностей    детей-инвалидов (ОВЗ).

  • Инклюзивное образование (с.40 ФГОС), деятельность Центра, в целом будут способствовать реабилитации и сохранению физического и психического здоровья учащихся.
  • Организация развития педагогического потенциала. ОЭР, курсы повышения квалификации, (семинары, форумы, конференции, мастер-классы и другие формы обобщения опыта), организация инклюзивных занятий, активизация проектной деятельности школьников, освоения инновационных форм построения образовательного процесса, актуализирует педагогический потенциал сотрудников школы.
  • Открытие специальной страницы на сайте школы информационная поддержка,   мероприятий с приглашением представителей СМИ, органов местного самоуправления, педагогического сообщества.



Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Особенности работы с детьми с ОВЗ»

   Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ. В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов;

- интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;

- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам. Инклюзия – это не только физическое нахождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Это изменение самой школы, школьной культуры и системы отношений участников образовательного процесса, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком.

Общими правилами коррекционной работы являются:

- Индивидуальный подход к каждому ученику.

-Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

-Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

-Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с  ОВЗ в развитии являются:

игровые ситуации;

дидактические игры, ;

игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Учителю необходимо:

следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка за первые парты, как можно ближе к учителю;

поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно .

Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать  пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее могут войти дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Особенности работы

Эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Специальные методики для обучения детей с ОВЗ

- Близость к учащимся во время объяснения задания.

- Перемена видов деятельности

- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

- Чередование занятий и физкультурных пауз.

- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

- Работа на компьютерном тренажере.

- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

- Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ

- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.

- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.

- Оценка переделанных работ.

- Использование системы оценок достижений учащихся.

- Поэтапное разъяснение заданий.

- Последовательное выполнение заданий.

- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

- Обеспечение аудио -визуальными техническими средствами обучения.

                        Подготовила зам.директора по работе с ОВЗ Е.В.Даченкова



Предварительный просмотр:

Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся с ОВЗ

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ», который призван открыть дорогу для обучения детям с ограниченными возможностями здоровья в обычных школах. Закон об образовании от 2013 года отдает предпочтение инклюзивному обучению для детей с ограниченными возможностями, а это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

      В настоящее время в нашей школе реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни. Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей с ОВЗ  и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров - дети с ограниченными возможностями здоровья не должны отличаться в правах и возможностях от обычных детей.

Для того, чтобы приступить к реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании обучающихся с ОВЗ необходимы прежде всего три важных момента:

  1. Подготовленные кадры;
  2. Приспособленная среда;
  3. Разработанные методики, адаптированные программы, индивидуальные планы обучения.

1. Эффективное обучение детей с ОВЗ возможно лишь  при условии специальной  подготовки и переподготовки педагогов общеобразовательных учреждений.  Целью такой подготовки является овладение педагогами массовых школ основными методами воспитания и обучения детей с ОВЗ. Педагогические работники должны обладать необходимыми знаниями в области основ  коррекционной  педагогики  и  специальной  психологии, особенностей психофизического развития различных категорий лиц  с  ограниченными  возможностями  здоровья, методик и технологий образовательного и реабилитационного процесса для таких обучающихся.

  • Завучем по работе с ОВЗ пройдены курсы при ГАУ ДПОС «СОИРО»  «Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в основной школе в условиях инклюзивного образования»
  • Нашими учителями пройдены курсы повышения квалификации «Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в основной школе в условиях инклюзивного образования» при ГАУ ДПОС «СОИРО»
  • Участие в заседании Круглого стола по теме «Инклюзивное и интегрированное образование в Смоленской области: проблемы и перспективы развития»  при ГАУ ДПОС «СОИРО»

    2. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является  создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию. В образовательной организации должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в здания и помещения образовательного учреждения. Как известно, ограничивает возможности человека не группа инвалидности, а именно среда.  Если  окружающая  среда  будет  абсолютно  доступна  для  инвалида, он  сможет пользоваться  важными жизненными благами наравне  со  всеми. 

В нашей школе была проведена масштабная работа по созданию адаптивной среды: 1. был отремонтирован подход к зданию школы, 2. установлен пандус к основному и запасному выходам, 3. был отремонтирован и оборудован туалет на первом этаже, 4. произведена замена полов, положена нескользящая  плитка. На первом этаже оборудована сенсорная комната. Сенсорная комната - это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха и вестибулярные рецепторы. Это - профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников и выпускников. Она создаёт ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.

В сенсорной комнате собрано все необходимое оборудование для формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положении в пространстве, здесь также имеются сухой бассейн, развивающие игры для развития тактильных ощущений, дидактические игры для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Здесь  работает с детьми  педагог-психолог,  выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на исправление возможных нарушений общения и поведения; оказывает методическую помощь учителям. Консультирование родителей проводится с целью помощи им в вопросах обучения и воспитания ребенка, информирования о его школьных успехах и трудностях.

        Создан физкультурно-оздоровительного кабинета в школе – тренажерного зала, оснащении его современной тренажерной техникой. А для детей с ограниченными возможностями здоровья проблема наличия тренажерного зала в школе наиболее актуальна. В процессе тренировок детей с использованием тренажеров и снарядов происходит выработка коммуникативных навыков, формируется выносливость и эмоционально-волевые качества личности, что немаловажно для детей с ОВЗ. 

  При организации работы с детьми с ОВЗ нашими педагогами используются следующие формы и  методы организации образовательного процесса:

  • Гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала (с учетом индивидуальных особенностей)
  • Организация деятельности и сотрудничества в малых группах
  • Обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы, материала)
  • Организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным
  • Организация диалоговых, дискуссионных форм, где возможна выработка своей точки зрения и ее защита
  • Обязательная организация игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях
  • Организация гибкого временного режима обучения в соответствии с возможностями ребенка
  • Использование технических средств обучения для каждой категории детей с ОВЗ

Особые требования к организации учебного процесса:

  • раннее начало комплексной коррекционно-развивающей работы;
  • использование специальных методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих доступность образовательной среды для ребенка с ОВЗ;
  • индивидуализация и дифференциация обучения с учетом состояния и особенностей коммуникации, восприятия, двигательного и познавательного развития детей с ОВЗ;
  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
  • введение, при необходимости, в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования обычно развивающихся сверстников;
  • организация работы по социализации детей с использованием методов дополнительного образования, соответствующих интересам детей и обеспечивающих их личностный рост.

       Дети, которым рекомендовано обучение в форме на дому, прикрепляются к классу
и участвуют во многих классных ,  школьных и даже городских
мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов ( классные часы, праздники,
внеурочные занятия, кружки, секции. Прежде всего это делается для повышения мотивации и развития толерантности. Коллективные занятия помогают воспитывать у таких детей приветливость, общительность, доброжелательность и другие положительные черты характера, помогают им реализовать свой потенциал.

        Конечно, мы в самом начале пути, но работа в данном направлении ведется, мы стараемся создать для наших особых учеников необходимые условия для формирования у них  опыта, необходимого для самостоятельного решения коммуникативных, познавательных, нравственных, организационных и прочих проблем, развить у обучаемых способности к самостоятельному принятию решений. И если помочь им реализовать свой потенциал в наших силах, значит, поможем.

На современном этапе культурного развития российского общества сфера образования переживает непростое время реформирования. Это выражается в переориентации традиционных концепций, моделей, форм, методов обучения на иные идеи и механизмы. В результате происходит отказ от образовательных механизмов, принятых ранее, и переход на инновационные для нашего образования модели с акцентом на компетентностный подход, который акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Данная позиция распространяется на все ступени образования и на все категории обучающихся граждан.

Зам. директора по работе с детьми с ОВЗ Е.В.Даченкова