Продуктивное использование образовательных технологий
Конспекты уроков, внеклассных мероприятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Растения в творчестве А. Фета" | 34.64 КБ |
"Деревья тоже воевали" | 73.5 КБ |
Общественный смотр знаний по русскому языку 5 класс | 41.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная гостиная
«Растения в творчестве Афанасия Фета»
Оборудование:
Ноутбук, проектор, экран, компьютерная презентация, картины (рисунки фотографии) цветов к произведениям поэта на данную тему, музыкальные фрагменты.
Ход мероприятия:
- Мы рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной. 5 декабря 2020 года в России отпраздновали 200-летие Афанасия Афанасьевича Фета, выдающегося русского поэта.
- Сегодня мы предлагаем Вам увидеть, почувствовать неразрывную связь литературы и биологии, потому что природа и человек – единое целое, через восприятие окружающего мира мы можем понять внутреннее состояние человека.
- Русская литература познала немало великих поэтов, воспевших красоту родной природы. Особое место в ней занимает творчество Афанасия Афанасьевича Фета – поэта «чистого искусства», показавшего людям важность каждого явления природы, каждого мгновения человеческой жизни.
- Творчество Фета пропитано любовью к природе. Фет пришел в этот мир, чтобы воспеть земную красоту, гармонию Вселенной, чтобы передать нам свой восторг. (Бах «Воздух» (рок-обработка)).
Видеос музыкой потом стих!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно,— человечно.
(«Целый мир от красоты…»)
3 слайд с природой и музыкой!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
- Как справедливо заметил литературный переводчик Николай Михайлович Любимов, «мы не можем не дивиться тому, как прекрасна природа у Фета во всей переливчатости красок, звуков, благоуханий…».
- В его стихах удивительная свежесть, искренность и еще что-то неуловимое, отчего так хорошо на душе!
- Фет создал целый ряд шедевров в лирике природных настроений и состояний. Эти стихи были им представлены в первом сборнике « Вечерних огней» под рубриками «Весна. Лето. Осень. Снега. Море».
- Природа, о которой пишет поэт, - это Россия, где мы находим все, милое нам с детства. (Франц Петер Шуберт – «Романс» (обработка)).
Еще светло перед окном,
в разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
(«Весенний дождь»)
- Особое место в поэзии Фета занимали растения: цветы, травы, деревья. (Best Instrumentals Colors of the Wind)
Дети солнечного всхода,
Пестрых пажитей цветы,
Вас взлелеяла природа
В честь любви и красоты.
Ваши яркие уборы
Под перстом прозрачным Флоры
Так нарядно хороши;
Вслед за жаворонком нежно
Соловьи о вас грустят,
На листах у вас небрежно
Колыхаясь сильфы спят,
Ваши пышные короны
Превратила дочь Дионы
В брачный полог мотыльков.
Плачьте, плачьте, дети света!
В вас тоска понятна эта —
Вам неведома любовь.
(«К цветам»)
С полей несется голос стада,
В кустах малиновки звенят,
И с побелевших яблонь сада
Струится сладкий аромат.
Цветы глядят с тоской влюбленной,
Безгрешно чисты, как весна,
Роняя с пылью благовонной
Плодов румяных семена.
Сестра цветов, подруга розы,
Очами в очи мне взгляни,
Навей живительные грезы
И в сердце песню зарони.
(«Цветы»)
В степной глуши, над влагой молчаливой,
Где круглые раскинулись листы,
Любуюсь я давно, пловец пугливый,
На яркие плавучие цветы.
Они манят и свежестью пугают.
Когда к звездам их взорами прильну,
Кто скажет мне: какую измеряют
Подводные их корни глубину?
О, не гляди так мягко и приветно!
Я так боюсь забыться как-нибудь.
Твоей души мне глубина заветна:
В свою судьбу боюсь я заглянуть.
(«В степной глуши, над влагой молчаливой…»)
- Издавна символом чистоты, нежности и любви считался Ландыш. Скромное очарование этого цветка никого не могло оставить равнодушным. Поэт посвящает ему восторженные строки: (mp3cc.biz/m/39772-klassicheskaya-muzyka)
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
Так дева в первый раз вздыхает
О чем - неясно ей самой,-
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
(«Первый ландыш»)
- Красота и притягательность царицы цветов розы привлекла к себе внимание человека. Ее любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. Роза пользовалась любовью и популярностью у всех народов мира. Вдохновил этот цветок и Афанасия Фета. (Камиль Сен-Санс «Лебедь»)
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица роза,
Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
(«Осенняя роза»)
У пурпурной колыбели
Трели мая прозвенели,
Что весна опять пришла.
Гнется в зелени береза,
И тебе, царица роза,
Брачный гимн поет пчела.
Вижу, вижу! счастья сила
Яркий свиток твой раскрыла
И увлажила росой.
Необъятный, непонятный,
Благовонный, благодатный
Мир любви передо мной.
Если б движущий громами
Повелел между цветами
Цвесть нежнейшей из богинь,
Чтоб безмолвною красою
Звать к любви, когда весною
Темен лес и воздух синь, —
Ни Киприда и ни Геба,
Спрятав в сердце тайны неба
И с безмолвьем на челе,
В час блаженный расцветанья
Больше страстного признанья
Не поведали б земле.
(«Роза)»
- Фет любил темными вечерами сидеть у окна и смотреть на звезды. В такое время ему больше всего приходило вдохновение. Он очень любил описывать все что видел.
- В стихотворении "Георгины" описывается красота этих цветов. Георгины очень нежные и в то же время пылкие цветы. Герой очень любит всматриваться в них и вдыхать их дивный аромат. Фет описывает цветы как прелестную девушку, она раскрывает ему свою душу и показывает прекрасный мир. (Гендель «Соната»).
Вчера - уж солнце рдело низко -
Средь георгин я шел твоих,
И как живая одалиска
Стояла каждая из них.
Как много пылких или томных,
С наклоном бархатных ресниц,
Веселых, грустных и нескромных
Отвсюду улыбалось лиц!
Казалось, нет конца их грезам
На мягком лоне тишины,-
А нынче утренним морозом
Они стоят опалены.
Но прежним тайным обаяньем
От них повеяло опять,
И над безмолвным увяданьем
Мне как-то совестно роптать.
«Георгины»
- На лесных лужайках летом часто можно встретить лиловые, голубые, белые цветы – колокольчики. Стоит их сорвать, как мгновенно поникают веселые головки, и замолкает звон. (Ludwig Van Beethoven - Fur Elise).
Ночь нема, как дух бесплотный,
Теплый воздух онемел;
Но, как будто мимолетный,
Колокольчик прозвенел.
Тот ли это, что мешает
Вдалеке лесному сну
И, качаясь, набегает
На ночную тишину?
Или этот, чуть заметный
В цветнике моем и днем,
Узкодонный, разноцветный,
На тычинке под окном?
(«Колокольчик»)
- Береза – одно из самых почитаемых деревьев у многих народов, в том числе и у славян. Издавна она считалась даром богов, символом света, чистоты, женственности, нежности, олицетворением русской природы, символом России.
- Берёза удивительно красива в любое время года. Не могла она оставить равнодушным и Афанасия Афанасьевича Фета. (Классическая музыка).
Печальная берёза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,-
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
(«Печальная берёза»)
- Обратил внимание поэт и на скромную, неприметную иву. (С. Рахманинов «Сирень»).
Сядем здесь, у этой ивы,
Что за чудные извивы
На коре вокруг дупла!
А под ивой как красивы
Золотые переливы
Струй дрожащего стекла!
Ветви сочные дугою
Перегнулись над водою,
Как зеленый водопад;
Как живые, как иглою,
Будто споря меж собою,
Листья воду бороздят.
(«Ива»)
- На многие стихи поэта написаны романсы и песни. Одна из них так же посвящена этому растению. (Матюхин Александр Борисович авторская песня на стихотворение А. А. Фета «Уж верба вся пушистая»).
- В каждом растении, цветке или дереве, Афанасий Афанасьевич Фет тонко подмечал только ему присущие особенности. Для него они, как люди. Каждый со своим неповторимым характером, внешностью. Царственная роза, печальная берёза, неприметный колокольчик, чистый, невинный подснежник или гордые, надменные, неприступные сосны. (Era - Flowers Of The Sea).
Средь кленов девственных и плачущих берёз
Я видеть не могу надменных этих сосен;
Они смущают рой живых и сладких грёз,
И трезвый вид мне их несносен.
В кругу воскреснувших соседей лишь оне
Не знают трепета, не шепчут, не вздыхают
И, неизменные, ликующей весне
Пору зимы напоминают.
Когда уронит лес последний лист сухой
И, смолкнув, станет ждать весны и возрожденья,-
Они останутся холодною красой
Пугать иные поколенья
(«Сосны»)
- В каждом своем стихотворении Фет с большой точностью описывает мельчайшие детали картины природы, будто рассматривает полотно художника. А на ней - такой знакомый и всеми узнаваемый, могучий, высокий тополь - олицетворение стройности и молодости, силы и красоты. (Классическая музыка).
Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметан под ногами.
Последний лучезарный день потух.
Лишь ты один над мертвыми степями
Таишь, мой тополь, смертный свой недуг
И, трепеща по-прежнему листами,
О вешних днях лепечешь мне как друг.
Пускай мрачней, мрачнее дни за днями
И осени тлетворный веет дух;
С подъятыми ты к небесам ветвями
Стоишь один и помнишь тёплый юг
(«Тополь»)
Учитель биологии:
Множество красивых легенд и преданий сохранилось о возникновении цветов и деревьев. Давайте послушаем некоторые из них. (Обучающиеся по парам готовят выступления, используя информационные листы).
Растения не только вдохновляли своей красотой и изяществом поэтов, художников, музыкантов на создание своих творений, но и с древнейших времён приносили огромную пользу человеку. Давайте узнаем об этом подробнее. (Обучающиеся по парам готовят выступления, используя информационные листы).
- Благодаря дарованию Фета, можно отчётливо, во всех деталях представить себе не только красивый пейзаж, но и вдохнуть аромат цветов, прислушаться к нежному пению птиц, стрекотанию кузнечиков, журчанию ручья, услышать отдаленные раскаты грома, представить знойный летний день, когда в воздухе «несется запах медовой» и слышен «кузнечиков неугомонный звон» или тихую лунную ночь.
- Афанасий Фет – один из немногих русских поэтов, который умел не только видеть прекрасное, но и создавать своими стихами определенное настроение. Он мог точно передать то, что увидел, чтобы у поклонников его творчества появлялось ощущение, будто бы они сами видели то, о чем написал поэт. (Матюхин Александр Борисович авторская песня на стихотворение А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинки завесила…»).
- Поэзия А. Фета воспитывает в человеке умение понимать и любить всю красоту мира вокруг нас, призывает вглядеться вглубь этой красоты, прочувствовать и насладиться ею, или даже взять с неё жизненный пример. (Best Instrumentals Orchestra Do you know where you’re going to in the Style).
- Учись у них - у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
(«Учись у них - у дуба, у берёзы…»)
Источники:
- http://mp3.music.lib.ru/mp3/m/matjuhin_a_b/matjuhin_a_b-afet_uzh_werba_wsja_pushistaja_-2.mp3
- http://mp3.music.lib.ru/mp3/m/matjuhin_a_b/matjuhin_a_b-elx_rukawom_mne_tropinku_zawesila-2.mp3
- http://stih.su/fet-aa/stikhi-feta-o-cvetakh/
Ссылки на музыкальные произведения:
- Best Instrumentals Orchestra — Do you know where you’re going to in the Style (instrumental) (Классика в рок
- Best Instrumentals — Colors of the Wind
- Era - Flowers Of The Sea
- https://mp3cc.biz/m/39772-klassicheskaya-muzyka/23965678-udivlyayus-na-skolko-nezhnaya-trogatelnaya-chuvstvennaya-melodiya...../
- Ludwig Van Beethoven - Fur Elise
- Авторская песня (Матюхин Александр Борисович на стихотворение А. А. Фета «Уж верба вся пушистая»)
- Авторская песня (Матюхин Александр Борисович на стихотворение А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинки завесила…»)
- Бах «Воздух» (рок-обработка)
- Гендель. Соната
- Камиль Сен-Санс «Лебедь»
- Сергей Васильевич Рахманинов - «Сирень» As-dur. Романс op. 21 № 5. Обработка для фортепиано. (piano roll)
- Франц Петер Шуберт - Романс (обработка)
- Хрусталь - Романс обработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
г. Вязьмы Смоленской области
Интегрированное внеклассное мероприятие
(литература-история-биология)
«Деревья тоже воевали»
Авторы: Даченкова Елена Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
Бояршинова Марина Викторовна,
учитель биологии и географии
МБОУ СОШ № 10 г. Вязьмы Смоленской области
г. Вязьма, 2019 г.
Цель: формирование чувства гражданственности и патриотизма.
Задачи:
- показать роль деревьев в годы Великой Отечественной войны;
- рассказать о героических подвигах воинов и стойкости мирных жителей;
- воспитывать чувство гордости за российский народ, бережное отношение к деревьям, любовь к природе.
- формирование гармонически развитой личности, усвоившей духовные ценности и традиции русского народа и имеющей сознательную и нравственную позицию;
- развитие речи, обогащение словарного запаса, расширение кругозора, творческих возможностей учащихся.
Формирование УУД:
- Личностные: ценить и принимать базовые ценности « родина», «герои». Уважение к своей родине, ее героям, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России – стране, выстоявшей в ВОВ, учебно-познавательный интерес к новому материалу.
- Регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, оценка своего задания.
- Познавательные: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников.
- Коммуникативные: уметь договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Оборудование:
- экран, мультимедийный проектор, компьютер, микрофоны;
- презентация в PowerPoint;
- песни в файле MP3 («Священная война», «Давным давно была война»).
Ход мероприятия:
Учитель:
Здравствуйте ребята! В день освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков мы пригласили вас на литературно-музыкальную встречу, на которой расскажем Вам о судьбе и роли деревьев в годы ВОВ.
(Демонстрируется видеосюжет о войне. Звучит песня «Давным давно была война» - муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва).
Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Дорогой ценой было завоевано счастье жить под мирным небом. Память об этом живет в сердцах людей. Немало памятников и обелисков появилось на нашей земле. Они не дают забыть трагедий войны. Но есть и другие памятники, живые, которые тоже напоминают о военном времени. Эти памятники – деревья.
(Звучит песня «Священная война» – муз. А. В. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.)
Много могли бы рассказать о войне деревья. Видели они, как в сорок первом году обрушились на нашу землю свинцовые дожди, заполыхали в небе огненные сполохи, охватил города и села, леса и поля черный дым пожарищ. На защиту Родины от немецко-фашистских захватчиков поднялась вся страна. И вместе со всем народом на защиту Родины встали леса.
Деревья тоже воевали,
Как стяги, головы подняв.
Где нужно, гордо умирали,
С груди своей листву сорвав.
Бывали и в кругу пожарищ,
И в окружении врага...
Солдат спасали в битвах жарких,
Раскинув ветви, как рога.
Земли родной тревоги, беды,
По-настоящему поняв,
Они смотрели на свет белый,
Корнями Родину обняв.
Шумели, словно призывали
Идти войною на войну...
И вместе с нами отстояли
Всю необъятную страну,
(Г. Гармата)
(На экране – изображение березовой рощи.)
Невозможно представить нашу Родину без березовых рощ. Издавна берёзка была самым любимым деревом у нашего народа.
Белоствольная красавица щедро поила людей своим соком, лечила сто недугов, верно хранила девичьи тайны, собирала в праздники на веселье молодежь. Береза делила с народом радость и грусть в мирное время, разделила она и тяготы войны.
В дни военных испытаний береза волновала сердца, поднимала в душе великую любовь к отчему краю, вселяла веру в победу.
Ты ее увидишь – и забьется сердце...
Сколько о березе сложено стихов!
Может быть, довольно? Но куда же деться,
Если песня в сердце созревает вновь?
Потому что помню: в новенькой шинели
Я почти мальчишкой уходил на фронт,
И березы тихо мне вослед глядели,
Русский посылая до земли поклон.
Потому что помню небо в грозных грозах.
И, когда упал я, ранен, чуть живой,
Надо мной склонилась белая береза
Доброй милосердия сестрой.
И во мне воскресли молодые силы,
Солнце засияло, засветлела высь!
Красота России, чистота России
В ней, в березе белой, на века сплелись.
(И. Светличный)
Я помню ранило березу
Осколком бомбы не заре.
Студенный сок бежал, как слезы
По изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой,
Но мы Столицу отстояли,
Спасли березу под Москвой.
И рано раненько весною,
Береза белая опять
Оделась новою листвою
И стала землю украшать.
И с той поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
Родную белую березу
В обиду больше не дадим.
(Б. Васильев)
«…Все поле боя было сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был сметен начисто, словно железной метлой, местами – густо перемешан с землей и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели груды металла, совсем недавно обладавшего могучей жизнью и силой, – от иных струился желтоватый чад... А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где все было попрано смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая береза.
– Стоит! – изумленно прошептал Андрей.
И Андрею показалось необычайно значительным, что вот здесь, на открытом месте, в таком жестоком бою, выжила эта береза. И еще сильнее почувствовал Андрей счастье победы. Он был счастлив, что стал солдатом, что вечером стоит на том же месте, где утром начал бой. Несколько секунд Андрей не отрывал от березы очарованного взгляда. Затем, тронув рукой край траншеи, будто кланяясь самой земле, сказал с большим торжеством и ликованием в душе:
- И будет стоять!» (М. Бубеннов)
Деревья тоже воевали,
И нас спасали от войны:
Стволы под пули подставляли
И гибли гордыми они.
И партизанили деревья.
Горели их сердца – костры.
А пламя, как знамена, реяло,
Укрывшись в зарослях густых.
Деревья тоже воевали
И стойко вынесли войну,
Деревья тоже умирали,
Корнями к родине прильнув.
(Н. Королева)
Местом ожесточённых сражений были родные места многих великих русских поэтов и писателей. В парке своего родного села Спасское-Лутовиново И.С. Тургенев в детстве посадил дубок. Дуб вырос. Оккупанты, захватив Спасское, уничтожили почти всё. Занесённые снегом пни – их здесь было около тысячи – свидетельствовали о жестокой порубке, искалечившие вековые парковые аллеи и окрестные рощи. Но дуб остался жив, хотя и пострадал от фашистов. Немцы превратили его в мишень. Огромное количество осколков от снарядов и пуль засело в его древесине. Только после освобождения Орловщины искусство многих специалистов спасло ему жизнь.
(На экране – изображение дубов. Звучат стихи.)
Их обжигала пламенем война,
Под их шатрами умирали люди,
И потому, быть может, седина на их коре,
Что путь был очень труден...
Стоят в веках свидетели войны,
Они всю жизнь глядят в реку с обрыва...
И каждому прохожему видны
Дубы, напоминающие взрывы...
(И. Гончаров)
На окраине села Михайловского – родине А. С. Пушкина, растёт сосна. Фашисты хотели спилить эту сосну, но уж очень мощной она оказалась. Пила её плохо брала и они решили использовать дерево для тренировки снайперов. После войны лесники нашли сосну тяжело больной. Они подлечили изуродованный ствол, запломбировали щели, подкормили специальными удобрениями. И старое дерево ожило.
Ни днем, ни ночью фашисты не знали покоя на захваченной территории. Летели под откос вражеские эшелоны с техникой, взрывались мосты, на дорогах подрывались автомашины с гитлеровцами. В тылу врага шла партизанская война. И как верный друг, лес помогал народным мстителям. На каждом шагу немцам мерещились партизаны. В сумерках даже одиноко стоящее дерево заставляло фашистов трепетать от страха. Особенно они боялись лесных массивов, где за любым кустом, любым пригорком их могла настигнуть смерть.
Во всех районах прифронтовой полосы леса были сильно повреждены. В бессильной злобе фашисты громили их артиллерией, бомбили наугад районы предполагаемого местонахождения партизанских отрядов, жгли леса, стараясь «выкурить» партизан, крушили танками во время карательных операций, минировали лесные дороги и опушки. И эти же леса спасали от верной гибели миллионы мирных русских людей, укрывали склады оружия и раненых воинов.
Деревья ложились плашмя, как солдаты,
Редели ряды с каждым днем.
А немцы сжигали лесные квадраты
Губительным, шквальным огнем.
Строчил пулемет в амбразуре бетонной,
Покоя не знал гарнизон.
Наш лес партизанский, могучий, зеленый
Весной наступал на бетон.
Под камнями кости захватчиков тлеют,
Их каски ржавеют вокруг.
А лес разрастается, лес зеленеет,
Наш верный помощник и друг.
(И. Василевский)
Прошли годы…Заросли травой партизанские землянки. Не звучат в рощах автоматные очереди, не сотрясают землю взрывы гранат. Ушла в прошлое война, но время не стерло ее следы в лесу.
Изранен он воронками и рвами,
Вот старая траншея, словно шрам...
Мы в этот лес приходим за цветами,
Он все, что может, щедро дарит нам.
Как вся страна, лес тоже в сорок первом
Прикрыл собой дорогу на Москву.
От взрывов ветки вздрагивали нервно
И падали в опавшую листву.
Да что там ветки, если боль иная
Пронзает память — о погибших речь...
Лес до сих пор вздыхает, вспоминая
Всех тех, кого не смог от пуль сберечь.
Но зашумит вдруг громче и тревожней,
Грозу почуяв в ближней стороне,
И каждый листик отзовется дрожью
На гром – напоминанье о войне.
Людей всегда радушно принимая,
Открытый солнцу и тугим ветрам,
Как молодеет он в начале мая!..
Как будто в День Победы ветеран.
(О. Беликов)
Ураганом война пронеслась по Сталинграду. Весь город был полем боя. Весной 1943 года мёртвыми стояли обгоревшие деревья. И только один тополь - свидетель этой страшной битвы, оделся зелёной листвой, словно в упрёк жестокой войне и в благодарность защитникам Сталинграда. Возвратившиеся в город жители извлекли из его ствола осколки мин и снарядов. Теперь каждую весну покрывается старый тополь-немой свидетель войны - новой зелёной шапкой, прославляя великий русский народ.
Нечеловеческие испытания выпали в годы войны и на долю жителей города Ленинграда. 900 дней длилась его блокада. Но город на Неве жил. Ленинградцы боролись со смертью, с голодом и холодом. Немало сохранилось свидетельств об их стойкости и выдержке, немало слов сказано об их мужестве и героизме. По-своему об этом подвиге рассказывают ленинградские деревья.
Им долго жить – зеленым великанам,
Когда пройдет блокадная пора.
На их стволах – осколочные раны,
Но не найти рубцов от топора.
И тут не скажешь: сохранились чудом.
Здесь чудо или случай ни при чем...
...Деревья! Поклонитесь низко людям
И сохраните память о былом.
Они зимой сжигали все, что было:
Шкафы и двери, стулья и столы.
Но их рука деревья не рубила.
Сады не знали голоса пилы.
Они зимой, чтоб как-нибудь согреться –
Хоть на мгновенье, книги, письма жгли.
Но нет садов и парков по соседству,
Которых бы они не сберегли.
Не счесть погибших в зимнее сраженье.
Никто не знает будущих утрат.
Деревья остаются подтвержденьем,
Что, как Россия, вечен Ленинград!
Им над Невой шуметь и красоваться,
Шагая к людям будущих годов.
...Деревья! Поклонитесь ленинградцам,
Закопанным в гробах и без гробов.
(Ю.Воронов)
Градом пуль поливал враг нашу землю. Часть смертоносного груза приняли на себя березовые рощи и дубравы, еловые леса и сосняки. И сейчас еще деревья хранят в себе следы стали и свинца.
Война прошла, но подвиг вечен.
Как цепь сражавшихся солдат
(кто опален, кто изувечен) –
березы русские стоят.
Стоят, как прежде, белоноги.
И люди, – боже, их прости! –
пришли, чтоб выровнять дороги,
срубить березы на пути.
Один сказал с улыбкой: «Ну-ка!» –
И хвать по дереву сплеча!
Топор сорвался с резким звуком,
свинец тяжелый повстречав.
Застыли люди. Значит, скольких
спасли березы, что в рубцах!
В стволах засели те осколки,
что быть могли бы в них, бойцах.
Ведь это в них летели пули
в те дни военных страшных гроз...
И люди в сторону свернули,
ушли от раненых берез.
Забыта прежняя тревога.
Слабеет память о войне.
Проходит ровная дорога
от тех березок в стороне.
Опять по ней идут обозы,
навалом яблоки лежат.
И белоствольные березы
о славе прошлого шумят.
(В. Потемкина)
Сердца людей тревожат не только деревья-памятники, оставленные войной. О ней напоминают деревья-памятники, посаженные в честь погибших в послевоенное время.
Хорошая традиция есть у нашего народа: сажать в честь погибших парки и аллеи. Растут деревья, как продолжение жизни тех, кто отдал ее за чистое небо над головой, счастливое будущее нынешнего и будущего поколений!
Использованная литература
- Беликов О. Подмосковный лес // Вожатый. 1983. № 5.
- Бубеннов М. Белая береза: Отрывок. – В кн.: Избранные произведения в двух томах. Т. 1. Бессмертие. Повесть. Рассказы. Белая береза.
Роман. М.; Художественная литература, 1973. - Василевский И. Урок географии: Отрывок. – В кн.: Василевский И. Продолжение. Минск: Мастацкая лiтаратура, 1981.
- Воронов Ю. Ленинградские деревья. – В кн.: Воронов Ю. Блокада. Л.: Лениздат, 1977.
- Гармата Г. Вместе отстояли... – В сб.: Лес и человек; Ежегодник, 1979. М.: Лесная промышленность, 1978.
- Гончаров И. Дубы. – В кн.: Гончаров И. Земля в цвету: Стихи. Минск: Мастацкая лiтаратура, 1983.
- Граве Н. Надежные бастионы: Отрывок. – В сб.; Лес и человек: Ежегодник, 1985. М.: Лесная промышленность, 1984.
- Королева Н. Деревья тоже воевали. – В кн.: Королева Н. Погода белая. М.; Советский писатель, 1979.
- Потемкина В. Дорога войны: Отрывок. – В кн.; Потемкина В. Горицвет. М.; Советский писатель, 1981.
- Светличный И. Память сердца. – В кн.: Лес и человек: Ежегодник, 1979. М.: Лесная промышленность, 1978.
- Тихонов Н. Хатынь: Отрывок. – В кн.: Тихонов В. Стихотворения 1970-1977гг. М.: Советский писатель, 1978.
Интернет-источники
Предварительный просмотр:
Смотр знаний по русскому языку в 5 в классе.
Пояснения к рабочим моментам урока-смотра знаний.
На доске помещается таблица результатов команд. Результаты будут записаны в нее в конце урока, тогда же оглашается команда-победитель.
В классе столы сдвинуты по два таким образом, что образуется пять пунктов проверки знаний. Каждым пунктом заведует старшеклассник, который проверяет работы ребят и выставляет баллы в «Экран смотра знаний». Пункты знаний: «Словарные слова», «Словосочетание», «Знатоки теории», «Состав слова», «Знатоки орфографии»
У капитана каждой команды есть “Экран общественного смотра знаний”, в который будут вноситься результаты проверки знаний:
1.Умение писать словарные слова.
2. Знание теоретического материала.
3. Умение проводить разбор словосочетаний и разбор слов по составу.
4. Уровень орфографических навыков.
5. Итоговая оценка.
Осуществлять проверку знаний, умений и навыков учащихся учителю помогают ученики 7 класса, учителя русского языка среднего звена.
На смотр приглашаются родители, администрация школы.
Описание проведения общественного смотра знаний по русскому языку.
Цели:
1. Проверка теоретических знаний, практических умений и навыков учащихся 5 класса В по русскому языку (индивидуально каждого и всего класса в целом)
2. Выявление степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умение проводить простейший языковой анализ слов и предложений.
3. Проверка уровня сформированности общеучебных навыков самостоятельной работы
4. Развитие познавательных интересов учащихся, их волевых качеств личности, саморефлексии успешности успешного труда.
Форма проведения: нетрадиционная – урок смотр знаний.
ПЛАН
I. Мотивационный этап урока.
Ребята, сегодня у вас особенный день. У вас урок-праздник “Общественный смотр знаний по русскому языку”. На празднике присутствуют гости: ученики старших классов, учителя, родители. Вы уже долго поднимались по ступенькам страны Знаний и сегодня готовы показать свои знания по русскому языку.
II. Проведение смотра.
Первый этап «Слова словарные». Необходимо вставить пропущенные буквы в словарные слова. 0-1 ошибка – 5 баллов
2-3 ошибки - 4 балла
4-5 ошибок – 3 балла
6-7 ошибок – 2 балла
Более 7 ошибок – 1 балл
Карта № 1 Карта № 2 Карта №3 «Словарные слова» «Словарные слова» «Словарные слова»
- пр..красный 1. п..сс..жир 1. брош…ра
- к..лл..ктив 2. х..зяйство 2. д…леко
- ..вт..м...биль 3. к..мбайн 3. гр…мадный
- шес..надцать 4. с..бака 4. ш…фер
- тр..мвай 5. издал..ка 5. д…лина
- к..л..метр 6. к..ртина 6. ф…гура
- к..л..ндарь 7. ра..тояние 7. каб…нет
- к..см..навт 8. г..р..зонт 8. рю…зак
- п..ртрет 9. тракт..р 9. р..сунок
- впер..ди 10. к..рабль 10. в..кзал
- д..рога 11. пут..шествие 11. п…раш…т
- р..сунок 12. р..стение 12. к…лендарь
- электр..воз 13. ..кскурсия 13. Ро…ия
- с..годня 14. ш..фер 14. д..рект..р
- вч..ра 15. ж..лать 15. оди…адцать
Перфокарта № 3 Перфокарта № 4
«Словарные слова» «Словарные слова»
- эл..ктрич..ство 1. б..лет
- б..бл..тека 2. п..том
- к..мандир 3. ш..ссе
- ..б..рона 4. с..м..лет
- ..десь 5. ж..лище
- м..талл 6. п..года
- пр..вит..льство 7. в..сток
- пш..ница 8. кв..ртира
- св..бода 9. адр..с
- р..в..люция 10. в..кзал
- ..нж..нер 11. вос..мь
- св..ркать 12. эл..ктр..станция
- т..перь 13. з..втра
- д..рект..р 14. направ..
- к..стер 15. г..зета
Возьмите перфокарту “Словарные слова”, вставьте пропущенные буквы. (Каждому члену команды достается одна перфокарта, он получает свой балл, также выставляется общий балл всей команде)
Выполненные работы передаются членам комиссии для проверки. Эти оценки выставляются в первую колонку “Экрана смотра знаний”.
Второй этап «Знатоки теории». Необходимо дать толкования пяти доставшимся определениям. За каждое правильное толкование член команды получает балл. Если толкование неполное, то возможно выставление 0,5 балла. Если член команды не может ответить на вопрос, то ему может помочь его товарищ по команде и получить за это 0,5 балла. Член комиссии выставляет во вторую колонку «Экрана смотра знаний» баллы каждому члену команды и общий балл команде.
- Какие предложения по цели высказывания вы знаете? Назовите, дайте определения, приведите примеры.
- Какие предложения по эмоциональной окраске вы знаете? Назовите, дайте определения, приведите примеры.
- Какие предложения по наличию главных членов вы знаете? Назовите, дайте определения, приведите примеры.
- Что такое дополнение?
- Что такое подлежащее?
- Что такое сказуемое?
- В каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире?
- Что такое синтаксис?
- Что такое пунктуация?
- Чем отличается приставка от предлога?
- Когда пишется разделительный мягкий знак?
- Когда пишется разделительный твердый знак?
- Перечислите все известные вам части речи.
- Что такое имя существительное?
- Что такое имя прилагательное?
- Что такое глагол?
- Назовите известные вам части слова.
- Какие слова называют однокоренными? Приведите примеры.
- Как определить род, число, падеж прилагательных.
- Назовите все падежи с вопросами.
- Что вы знаете о склонении имен существительных?
- Расскажите о правописании –тся и –ться в глаголах.
- Расскажите алфавит.
- Как проверить безударную гласную в корне?
- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании непроизносимого гласного в корне?
Третий этап «Знатоки орфографии» Возьмите карточку “Вставь пропущенные буквы”, прочитайте текст, вставьте нужную букву. Не забудьте проверить себя после выполнения задания. Сдайте работы на проверку.
Работы проверяются членами комиссии и выставляются в “Экран смотра знаний” после графы с оценками за теоретический ответ.
0-1 ошибка – 5 баллов
2-3 ошибки - 4 балла
4-5 ошибок – 3 балла
6-7 ошибок – 2 балла
Более 7 ошибок – 1 балл
Текст 1.
Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте падежи над выделенными словами.
Мы идём по у…кой д…рожке бер…гом большого озера. Над ближн…м лесом вст…ёт со…нце. Под ярк…ми лучами со…нца св…ркает голубое озеро. За ним ш…рокой пол…сой ле…ло болото. Тут ш…гать опас…но.
Мы входим в зелёную чащу. Ровными р…дами ст…ят высокие сосны. Редкий луч… солнца л…ётся через густую зелень. Под д…ревьями прохладно. Тиш… и глуш… в лесу.
Мы постояли у опушки и пошли к д…ревне. Крутой под…ём в…дёт в гору. Там конец нашего пути.
Текст 2.
Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте падежи над выделенными словами.
На опушке м…л…дого леса есть пру…. Из него б…ёт подземный ключ... Это в б…лотах и вя…ких тр…синах р…ждается Волга. Отсюда она напр…вляется в д…лёкий путь. Наши поэты и художники просл…вляют кр…соту нашей родной р…ки в уд…вительных сказках, песнях, картинах.
Ни…кий бер…г покрыт зелёным ковром лугов и кустарниками. На лугу п…стреют цв…точки. Их сла…кий зап…х разл…вается в мя…ком воздухе. Полной грудью вдыха…шь ар…мат лугов.
Откос на берегу Волги очень кр…сив. Мес…ные жители любят пров…дить здесь выходные дни. Они любуются окрес…ностями, ловят рыбу, купают…ся.
Текст 3.
Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте падежи над выделенными словами.
Лес уже сброс…л листву. Дни наступили пасмурные, тихие, без ветра. Настоящие дни поз…ней ос…ни.
В такой день идеш… по л…сной тр…пинке, кругом тиш... Не слышно даже шума дерев…ев, шелеста листвы. Только иногда разд…ет…ся звук падающих ш…шек. На голых суч…ях повисли капли росы от ноч…ного тумана.
Ле…ко дышит осенней свеж…стью грудь. Приятно идти по мя…кому к…вру из лист…ев.
Вдру… среди листвы м…лькает пестрый комок. Это птица. Она жива, но едва дышит. Ребята решают взять бедня…ку домой, а то ее найдет л…сица и с…ест.
Текст 4.
Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте падежи над выделенными словами.
Б…резовый лес. Лист…я вв..рху. Лист…я вн…зу. Они светят и утром, и днем, и в п…темках. С…годня со…нце тусклее и ниже, но оно еще б…дрит. Х…р…шо под его лучами!
На склоне стар… леса в мохнатых розовых шляпках стоят волнушки. Собирай!
Под к…согором сквозь зелень кустов с…неет в…да. Над реч…кой в зарослях остр…й травы разд…ется испуганный всплеск. Вот над березовой рощей взмыло стадо гусей. Б…локрылые, рослые, они поднимаются в глубину скв…зного син…го неба. Ул…тают на целую осень. На целую зиму. До св…дания, гуси! Мы будем вас ждать вместе с талой водой на реке.
Текст 5.
Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте падежи над выделенными словами.
Октябрь. Играют краски, и насквозь просвечивает…ся …сенний лес. Замолкли птицы. Только шорох и шел…ст ворохов лист…ев под ногами подчеркивают л…сную тиш…ну.
Вет…р — бессменный дворник леса. Разм…тал он по полянам разноцветные лист…я, шумными к…врами устилает тр…пинки чащ. Вот от родимой ветки оторвался з…л…той лист и пол…тел к земле. Он долго кружится, словно хочет примостит…ся на гри…ной шляпке. В ней заст…ялась д…ждевая вода. Белка жадно п…ет из гри…ной лунки. Все лето собирала хл…потунья запасы на зиму: орехи, желуди, гр…бы.
Уже не поп…даются к…мары и мухи в п…утину, а в…сят на ней одни л…сточки. Веет рыжая м…тель.
Четвертый этап «Словосочетание» Возьмите карточку , из данного предложения выпишите словосочетания и выполните их разбор. Работы проверяются членами комиссии, баллы выставляются в «Экран смотра знаний». Максимальное количество баллов -5.
- Выпишите из предложения все словосочетания, сделайте их разбор.
ЛЕТНИЕ ЦВЕТЫ ЯРКО ПЕСТРЕЛИ НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЕ.
- Выпишите из предложения все словосочетания, сделайте их разбор.
ВЕСЕЛО БЕГУТ ПО ДОРОЖКАМ ГОВОРЛИВЫЕ РУЧЕЙКИ.
- Выпишите из предложения все словосочетания, сделайте их разбор.
ПО КРЫШЕ ЛЕСНОЙ СТОРОЖКИ СБЕГАЛИ ПОТОКИ ДОЖДЯ.
- Выпишите из предложения все словосочетания, сделайте их разбор.
ЛЕГКИЙ ВЕТЕРОК РОБКО РЯБИТ ВОДУ.
- Выпишите из предложения все словосочетания, сделайте их разбор.
В НЕБЕ ВСПЫХНУЛ ЯРКИЙ ЛУЧ СОЛНЦА.
Пятый этап «Состав слова» Возьмите карточку, из данного предложения выпишите словосочетания и выполните их разбор. Работы проверяются членами комиссии, баллы выставляются в «Экран смотра знаний». Максимальное количество баллов -5
- Разберите слова по составу.
ПРИМОРСКИЙ, ПОСЕЛОК, ЗОЛОТИСТЫЕ, ЗЕРНЫШКИ, ТИШИНА, ТРАВЯНИСТЫЙ, СМОТРЕЛСЯ.
- Разберите слова по составу.
БЕЛЕНЬКИЙ, ХВОСТИК, ЗАМОРСКИЕ, КОРАБЕЛЬНЫЕ, ВЕРШИНА, УБЕГАЛА, ИСКОРКА.
- Разберите слова по составу.
КРАСИВАЯ, ЗАКЛАДКА, ЗАБЛЕСТЕЛИ, ХЛЕБНЫЙ. НИЗИНА, ТРАВИНКА, ТРУСЛИВЫЙ
- Разберите слова по составу.
ЗАГОРОДНАЯ, ПРОГУЛКА, ОСЕННИЙ, ПЕРЕУЛОК,ДОЛИНА, КАПИТАНСКИЙ, ХОЛОДЕЛО
- Разберите слова по составу.
ПРИГОГОДНЫЙ, УЧАСТОК, КРУЖИТСЯ, ГРУСТНЫЙ, ТРАВЯНОЙ, ДОЖДЛИВЫЙ, СНЕЖИНКА.
Конкурс для капитанов. Выбираем знатока русского языка. Кто первый правильно напишет то, что здесь написано, принесет своей команде 5 дополнительных баллов, а себе звание «Знаток русского языка»
Молчаливзимнийлестихоивполяхбудтоприродапогрузиласьвсонносильнеегреетсолнышкоиднистановятсядлиннее.
Шестой этап. Подведение итогов смотра знаний и награждение команды-победителей. В конце урока каждый ученик получает оценку согласно полученным результатам.
Анализ смотра знаний по русскому языку.
Дата проведения - 14.05. 2023
Класс - 5А
Число учащихся по списку - 25
Присутствовали - 23
Предмет - русский язык
ФИО учителя - Даченкова Елена Викторовна
Тема урока - Смотр знаний по русскому языку в 5 классе
Присутствовали - зам. директора по УВР М.И.Глинкова, учителя русского языка Е.Н.Валюк, Е.А.Мальшинова, учитель начальных классов О.А. Мартыненкова, родители Ю.В.Лебедева, И.П.Еруцкая, Ю.В. Павлова, обучающиеся 7 класса.
Цели:
- Проверка теоретических знаний, практических умений и навыков учащихся 5 класса А по русскому языку (индивидуально каждого и всего класса в целом)
2. Выявление степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умение проводить простейший языковой анализ слов и предложений.
3. Проверка уровня сформированности общеучебных навыков самостоятельной работы
4. Развитие познавательных интересов учащихся, их волевых качеств личности.
Полученные за урок оценки (оценки получили все обучающиеся):
«5» - 5 человек
«4» - 11 человек
«3» - 7 человек
Экран смотра знаний команды «Синтаксята»
«Словарные слова» | «Знатоки теории» | «Знатоки орфографии» | «Слово- сочетание» | «Состав слова» | Количество баллов ученика | |
Баврин Тимур | ||||||
Нищаков Илья | ||||||
Певчев Артем | ||||||
Токарева Алина | ||||||
Волкова Ангелина | ||||||
Общее количество баллов за конкурс |
Экран смотра знаний команды «Глаголики»
«Словарные слова» | «Знатоки теории» | «Знатоки орфографии» | «Слово- сочетание» | «Состав слова» | Количество баллов ученика | |
Бамбалова Александра | ||||||
Тагиева Мария | ||||||
Сергеева Алина | ||||||
Корнакова Алина | ||||||
Бруй Ульяна | ||||||
Общее количество баллов за конкурс |