Экологическое воспитание
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
«Экологические игры с ребенком»
Подготовила:
Караханова Н.Р.
Игра «Цепочка». Вы называете объект живой или неживой природы, а
ребёнок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете
признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться.
Например, объект живой природы «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
Игра «Да» или «Нет». На все вопросы в игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игроки меняются ролями в игре.
Игра «Ассоциации». В этой игре загадывается объект природы, животного и растительного мира. Взрослый и ребёнок по очереди называют слово,
связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья
очередь говорит уже слово, которое ассоциируется у него с последним словом,
прозвучавшим в игре. Таким образом, в игре выстраивается ассоциативная
цепочка. Пример: муха-тепло-жара-солнце-лето-каникулы-зоопарк-слон.
Игра «Вершки-корешки». Вы называете овощи, ребёнок делает движения
руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх. Если
овощ растёт на земле – руки опускает вниз.
Игра «Четвёртый лишний». Вы называете 4 объекта природы, ребёнку
нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор.
1. заяц, ёж, лиса, шмель;
2. дождь, снег, облако, роса;
3. роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан;
4. корова, волк, овца, кролик;
5. трясогузка, паук, скворец, сорока;
6. бабочка, стрекоза, енот, пчела;
7. ель, берёза, яблоня, осина;
8. лиса, свинья, лось, кабан
9. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
10. лес, парк, роща, тайга.
Игра «Береги природу». Родитель предлагает из нашего мира убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и т.д., а ребёнок должен рассказать
(можно с Вашей помощью), что произойдёт с оставшимися живыми объектами,если на Земле не будет названного объекта.
Игра «Я знаю». Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень). Аналогично называются другие классы объектов природы.
Игра «Птица, рыба, зверь». Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово
«птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие,
например «воробей», и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со
словами «зверь» и «рыба».
Игра «Земля, вода, воздух». Родитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «орел». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово «дельфин» - ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ на слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.
Игра «Летает, плавает, бегает». Родитель называет детям объект живой
природы. Ребёнок должен изобразить способ передвижения этого объекта.
Например: при слове «зайчик», ребёнок прыгает; при слове «карась» -
имитирует плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображает полёт птицы.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Задачи экологического воспитания
ребенка в семье»
«Семья — это та первичная среда, где человек
должен учиться творить добро»
Сухомлинский В. А.
Выполнила:
Караханова
Назифа Рафиковна
Говорить об актуальности экологической проблемы сегодня, я думаю, уже не надо. Всем нам известны печальные последствия развития промышленности и экономики. Желание человека упростить свою жизнь слишком часто упирается в законы природы, и о последствии их нарушения наше общество начало задумываться только последние 15-20 лет. Естественно, что многие последствия уже стали необратимыми.
Однако, уходя от глобальных проблем экологии, над решением которых бьются сотни учёных не один десяток лет, я бы хотела обратить внимание на
тот вклад, который вносим мы с вами, обычные люди. После этих слов у многих должна возникнуть в голове картина выброшенной в помойку очередной пластиковой бутылки, ну или чего- то подобного... Да, безусловно,
это та малость, на которую способен любой человек. Но есть и нечто большее.
Дело в том, что в наших руках будущее. Будущее, которое мы создаём сегодня — это наши дети. То, каким они увидят этот мир сегодня, что они будут воспринимать как норму поведения, как научатся взаимодействовать с
природой — все это зависит от нас. Детский сад, являющийся первичным звеном в системе образования, безусловно, должен уделять экологическому воспитанию особенное внимание.
Но, не смотря на это, именно семья остаётся корнем воспитания любого человека. Именно поэтому я бы хотела обратить внимание на экологическое
воспитание дошкольников в семье.
На сегодняшний день, наши современные семьи гораздо больше переживают за проблемы экономического характера. С пелёнок детям выбирают престижную профессию, учат правильно обращаться с деньгами. Но что же ребёнок знает о взаимодействии человека с природой?
Хорошо, если родители научат не выбрасывать мусор мимо помойки, но ведь этого недостаточно чтобы ребёнок в полной мере осознал свой вклад в будущее окружающей среды.
Итак, я бы хотела выделить 3 основных задачи семьи для полноценного экологического воспитания дошкольника:
1. Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе и обществе.
Именно сюда относится умение выбрасывать за собой мусор, не ломать ветки у деревьев, не обижать животных и т.д. Тут родители должны не просто научить, они должны стать примером для подражания и это их основная задача.
Воспитывать во взрослых людях элементарные нравственные качества, конечно, абсолютно бесполезное занятие. Но задумываться о нежелательном
поведении своего ребёнка и его последствиях должен каждый родитель, а значит, иногда следует пересматривать своё собственное поведение и совершенствовать его, задавая себе вопрос — как ту или иную ситуацию должен видеть мой ребёнок?
2. Воспитание этических и эстетических чувств.
И тут всё достаточно просто: беречь — значит любить. Восхищаться природой, видеть её красоту, любить её дары, может научить только семья. Для детей, растущих в городах это очень важно. Сегодня большинство людей
предпочитают проводить выходные за городом на свежем воздухе. Казалось бы вот оно — единение детей с природой, воспитание экологической культуры. Но замечают ли эти люди красоту вокруг них и как к ней относятся? Здесь родители должны воспитать в ребёнке любовь и уважение ко всему окружающему миру. Ребёнок должен расти с чувством, что природа — это большое разумное существо, каждая травинка, каждая букашка- это его часть.
Оно живёт своей жизнью и принимает нас, а мы в ответ должны его уважать и заботиться о нём. Важно обращать внимание ребёнка на все мелочи — то, как в природе всё взаимосвязано и продумано. Какую огромную работу проделывают муравьи, чтобы построить муравейник; как желтеют и опадают листья осенью, а весной вырастают снова; как гусеница становится бабочкой... В природе столько удивительных и красивых явлений, которыми можно восхищаться бесконечно.
3. Формирование познавательных и творческих потребностей.
Важно не просто беречь и восхищаться красотой природы. Необходимо сформировать у ребёнка желание творить и помогать. Ведь мы говорим о нашем будущем, в котором многие экологические проблемы должны быть решены. Кто будет заниматься решением этих вопросов через 20, 30 и 40 лет?
Наши дети. Они обладают этими потребностями с рождения, всё, что требуется от родителей — это поддержать и направить в нужное русло. Посадите вместе дерево или цветок — и ребёнок поймёт, что он сам творец природы. Он способен изменить её сам и изменить в лучшую сторону.
В помощь реализации поставленных задач для родителей, сейчас существует огромное множество вспомогательных материалов и информационных технологий. Это книги, статьи, сайты, познавательные фильмы и мультфильмы.
Однако важно заметить, что это лишь вспомогательный материал, который требует практических навыков, ведь невозможно полюбить природу и оценить всю её красоту сидя перед экраном телевизора...
Необходимо чтобы ребёнок постоянно имел контакт с живой природой, пробовал и узнавал все сам или вместе с родителями. Это должны быть совместные походы в лес, на озеро, собирание грибов и ягод. Только целью этих походов должно быть не желание как можно больше набрать грибов, а
увидеть и изучить что- то новое. Всегда необходимо вести беседу с ребёнком, обращать его внимание на природные явления, поведение животных, сезонные изменения.
Также стоит не забывать о городской природе. Здесь открытия ждут ребёнка на каждом шагу — по дороге в детский сад, рядом с домом и при поездке в магазин. Здесь особенно важно вести диалог с ребёнком, ведь зачастую взрослые не замечают уже простых и обыденных вещей рядом с ними. Дети же видят мир совсем иначе — не стоит отмахиваться от глупых вопросов, ведь именно так ребёнок познаёт мир.
Не менее важно чтобы уголок природы присутствовал дома и был у ребёнка всегда под рукой. Собирание гербария, шишек, красивых камушков и даже перьев птиц — всё это способ познания окружающего мира. Ну а содержание домашних питомцев и уход за ними — это очень большой вклад в экологическое развитие ребёнка, воспитание моральных и этических качеств, не стоит лишать его такого взаимодействия с природой.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экологии
для старшей группы
«Природа — наш общий дом»
Подготовила:
Караханова Н.Р.
Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, правилах поведения в лесу, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности.
Образовательные задачи:
• формировать целостный взгляд на природу, ответственное отношение к окружающей среде;
• продолжать формировать навыки культуры поведения в природе;
• расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными;
• упражнять в умении различать насекомых, деревья ближайшего окружения;
• узнавать и называть птиц, животных по их изображению.
Развивающие задачи:
• Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
• Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные задачи:
• воспитывать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе;
• Воспитывать умение работать в парах, в команде.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке; беседы о лесе и его обитателях, об охране и бережном отношении к природе; чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций природоведческого характера; дидактические и развивающие игры;
Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, дидактические игры.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, занятие наше начнется со стихотворения. Прослушав его внимательно, вы мне подскажите тему нашего сегодня занятия.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Воспитатель: Ребята, о каком огромном доме, в котором живём и мы, и птицы, и дождь говорится в стихотворении? (наш общий дом - природа). А сейчас я хочу провести с вами небольшую разминку и посмотреть какими знатоками природы вы являетесь? Готовы? Будьте внимательны.
• Кого называют «лесным доктором»? (Дятел)
• Какое животное сбрасывает рога? (Лось)
• Как называют кусочки льда, падающие с неба? (Град)
• Какая птица любит сало? (Синица)
• Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник)
• На каком дереве растут желуди? (На дубе)
• У какого дерева белый ствол? (У березы)
• Когда листва с деревьев опадает? (Осенью)
• Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (Птицы)
• Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка)
• Кого из животных называют косолапым? (Медведя)
• Дикий родственник свиньи. (Кабан)
• Назовите животных, которые впадают на зиму в спячку. (Ёж, медведь, барсук.)
• Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные)
• В какое время года появляются подснежники? (Весна)
Воспитатель: молодцы! Справились с заданием.
Воспитатель: Мир природы огромный. Как вы думаете, ребята, может ли человек прожить на Земле один? Без птиц, животных, рыб. Конечно же, нет. Ребята, а как Вы думаете, что мы должны с Вами делать, чтобы окружающий нас природный мир был еще краше? (Беречь природу.)
Воспитатель: Ребята, вы помните правила поведения в лесу?
Перед вами экологические знаки. Поиграем с вами в игру «Подбери знак». Вы по очереди будете называть мне правила поведения в лесу, показывая соответствующий этому правилу экологический знак. (Дети называют правила поведения в лесу и показывают знаки)
- «Не разводить костёр»;
- «Не шуметь»;
- «Не ломать ветки»;
- «Не рвать растения»;
- «Не разорять птичьи гнёзда»;
- «Не трогать детёнышей животных»;
- «Не бросать мусор в лесу»;
- «Не вырубать деревья»;
-«Не разорять птичьи гнезда»;
-«Не ловить бабочек и других насекомых».
Воспитатель: Молодцы, ребята знаете правила поведения в лесу. А сейчас я хочу проверить, хорошо ли вы знаете повадки лесных животных.
Проводится игра «Закончи предложение»:
Хитрая, как…. (лиса)
Быстрый, как…. (заяц)
Пушистая, как…. (рысь)
Голодный, как…. (волк)
Неуклюжий, как…. (медведь)
Прыткая, как…. (белка)
Рогатый, как…. (лось)
Клыкастый, как…. (кабан)
Колючий, как … (ежик)
Теперь предлагаю отдохнуть и выполнить физкультминутку:
Природу надо охранять: («рисуют» руками круг)
Зверей и птиц не обижать, (грозят пальцем)
Цветы напрасно не срывать, (приседают)
В лесу костры не разжигать. (топают ногами)
С природой будем дружно жить. (берут друг друга за руки)
Живое на Земле любить. (прижимают руку к груди)
Вот Земля, наш общий дом. («рисуют» руками круг)
Много есть соседей в нём.
И пушистые козлята, (показывают рожки)
И весёлые зайчата, (прыжки)
И извилистые речки, (изобразить сложенными ладонями речку)
И кудрявые овечки. (крутят кудряшки)
Травка, птички и цветы,
И, конечно, я и ты. (показывают на себя и детей)
В этом славном доме нужно (руки друг другу на плечи)
Жить со всеми очень дружно.
Воспитатель: Ребята, мы и не заметили, как очутились на лесной полянке. Посмотрите, как пусто в лесу. Пожар уничтожил все деревья. Хотите помочь посадить деревья, чтобы в нашем лесу снова стало красиво? Много разных деревьев растет в лесу. А кто из вас знает, как появляется дерево? (ответы детей.) Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, особенно нуждаются в защите.
Игра «Посадим дерево»
- Сначала возьмем зернышко и посадим его в землю.
- Чтобы зерно взошло, надо его полить.
- Еще растению нужно солнце
- Пройдет время и появится росток.
Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще.
Воспитатель: Молодцы, справились с этим заданием.
(Неожиданно звучит стук … аудиозапись)
Воспитатель: Ребята, пока мы сажали деревья, в лес возвратились птицы. (Звучит стук дятла). Как Вы думаете, кто это может быть? Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный (для пернатых) язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса».
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами узнавали какая птица вернулась в наш лес, на нашей полянке появился какой-то интересный холмик. Давайте посмотрим, что же это может быть? (это муравейник).
Ребята, аккуратно. А можно муравейники разорять? (Ответы детей). Муравьи хоть и маленькие, но очень трудолюбивые, сильные. Они могут поднять палочку, которая больше их в несколько раз. Иногда случается так, что муравей далеко уходит от домика и сбивается с пути. Тогда он бросается туда-сюда, останавливается и бежит, он разыскивает дорогу. Что же помогает ему найти дорогу? Муравьи определяют, куда идти по запаху. Но не только по запаху. Оказывается, что муравьи обладают очень хорошей памятью. Они запоминают, что расположено около домика, какие деревья, цветы, кустарники, так находят дорогу домой. По запаху они отличают чужих муравьёв от своих и не терпят, когда к ним заползает чужой муравей. Муравьи помогают птицам, они опускаются на муравейник, вытягивают крылья итак сидят несколько минут. Муравьи ползают по птице, выделяют кислоту и уничтожают вредных насекомых, которые кусают птицу.
Не разрушайте муравейник!» Муравьи полезны для природы. Они рыхлят землю, чтоб туда лучше проходили воздух и вода, чтоб она была чистой, плодородной и муравьи уничтожают вредные растения. Вот сколько много нового мы сегодня узнали об этих маленьких тружениках.
Воспитатель: Предлагаю вам ребята изготовить экологический знак, чтобы защитить муравейники от разорения.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. (Дети выходят в центр группы). Порядок мы в лесу навели, деревья посадили, животных позвали, птицы прилетели, насекомые снова принялись за работу. Вокруг себя три раза повернись, в детском садике очутись.
Ребята, Вам понравилось помогать природе?
А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,
И друг другу на прощанье мы подарим обещанье:
БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ, ОХРАНЯТЬ ЕГО, ЛЮБИТЬ!
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша, с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Спасибо за занятие. Ребята, вы молодцы.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Берёзка»
Экологическая квест-игра
для детей старшего дошкольного возраста
«Знатоки природы»
Подготовила:
Караханова Н.Р.
г. Когалым, 2024
Пояснительная записка
1. | Автор (ФИО, должность) | Караханова Назифа Рафиковна |
2. | Вид ресурса | Квест-игра по экологии для детей старшего дошкольного возраста |
3. | Название ресурса | «Знатоки природы» |
4. | Цель и задачи ресурса | Цель: создание условий для воспитания у детей позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуре. Задачи: 1. Уточнить и обобщить представления детей о разнообразии леса, закрепить знания об обитателях леса. 2. Развивать устойчивый интерес к природе, внимание, логическое мышление, умение работать в команде. 3. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. |
5. | Возраст воспитанников, для которых предназначен ресурс | старший дошкольный возраст |
6. | Программа, в которой создан ресурс | Microsoft Office Word 2007, Microsoft Office Rower Point 2007 |
7. | Методические рекомендации по использованию ресурса | Данная методическая разработка может быть использована педагогами ДОО как в образовательном процессе, так и игровой, досуговой деятельности со старшими дошкольниками, а также учителями начальных классов на уроках «Окружающий мир», внеурочной деятельности. |
Актуальность.
Сегодня проблема экологического образования дошкольников выходит на первый план, обретая все большую актуальность. Почему так происходит? Научно-технический прогресс не стоит на месте, и то о чем еще недавно мы даже не представляли, сейчас уже существует в рамках современности. Неоспоримо, что прогресс принёс на нашу планету много незаменимых и очень практичных вещей, но что же стоит за прогрессом с экологической точки зрения?
О чем-то глобальном в условиях скоростного ритма города нам и задуматься некогда, не говоря о том, чтоб как-то научить дорожить природой наших детей. К сожалению, мы можем уже сейчас наблюдать, как природа отвечает нам «взаимностью». В глубине души, мы понимаем, что это следствие нашего потребительского и беспечного отношения к природе.
Нашу планету на данном этапе может изменить лишь деятельность человека, который будет глубоко понимать законы природы и действовать, учитывая тот факт, что человек – это такая же единица природы, а значит, каждый из нас должен научиться грамотно и рационально взаимодействовать с окружающим миром. А это возможно лишь при наличии в человеке высокого уровня эколого-нравственной культуры, освоение которой начинается с раннего возраста и идет на протяжении всей жизни.
Поэтому сегодня все более остро встает проблема экологического воспитания дошкольников. Именно в этот период происходит становление основ мировоззрения человека, его отношения к природе и окружающей действительности.
Значимый признак экологической воспитанности ребёнка это участие в экологически-направленной деятельности, в процессе которой прививается любовь и гуманное отношение к природе. Нужно научить дошкольника бережному отношению и заботе о насекомых, животных, птицах, растениях, давая понять, что зачастую благополучие живой природы зависит от непосредственных действий человека. Так как у дошкольников особенное эмоциональное значение имеет общение с взрослыми, именно взрослый должен помочь ребенку осмыслить и понять гармонию в природе.
Экологическое воспитание - относительно новая тенденция в дошкольной педагогике. Но уже с полной уверенностью можно сказать, что именно в дошкольном возрасте путём целенаправленного педагогического воздействия, при условии системного ознакомления дошкольника с разнообразием природы, а так же вовлечения его в практическую деятельность, у ребенка можно заложить основы экологической культуры в целом. Так как дошкольное детство в данном случае является самым благоприятным возрастом для решения задач экологического воспитания, необходимо в первую очередь организовать педагогический процесс в дошкольных учреждениях с опорой на основополагающие понятия о природе в целом, а так же соответствующим образом организовать эколого-развивающую среду детей. Формы и методы знакомства детей с природой могут быть самые различные, варьировать их необходимо опираясь на образовательные задачи, имеющийся материал и непосредственно исходя из природной среды, окружающей ребенка.
Как пробудить чувство ответственности за будущее у современных дошкольников? Есть много эффективных методов и приемов: экологическая тропа, конкурсы рисунков и поделок, экскурсии, наблюдение, экспериментальная деятельность и т.д. А можно организовать систему приключенческих командных игр, в которой все участники будут находиться в гуще экологических приключенческих событий и каждый ребенок будет осознавать, что именно от него, от его знаний, действий зависит успех команды!
Эта идея, организовать экологическую квест-игру, и привела к созданию данной методической разработки. Именно педагог должен приложить все усилия к тому, чтоб экологическое образование ребенка сегодня сформировало у человечества новое экологическое сознание в ближайшем будущем.
Содержание:
Форма проведения: экологическая квест-игра.
Используемые методы и приемы:
игровой: игры-загадки;
наглядный: использование ИКТ для обеспечения наглядности и стимулирования активности детей;
словесный: вопросы на выявление, уточнение знаний и умений детей; художественное слово.
Словарная работа: развитие связной речи детей, активизация словарного запаса.
Оборудование: мультимедийный проектор или ноутбук.
Демонстрационный материалы: видео слайды.
Музыкальное сопровождение: звуки птичьих голосов; звуки леса
Предварительная работа: данная методическая разработка не требует особой предварительной работы -реализация программного материала ДОО или НОО.
Цель: создание условий для воспитания у детей позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуре.
Задачи:
1. Уточнить и обобщить представления детей о разнообразии леса, закрепить знания об обитателях леса.
2. Развивать устойчивый интерес к природе, внимание, логическое мышление, умение работать в команде.
3. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Ход квест-игры:
Фея Природы:
Здравствуйте, дорогие ребята! Я - Фея Природы. Слышала, что вы очень хорошие, умные дети и очень хочу поближе познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном государстве есть клуб любителей природы. Хотите там побывать? А руководит этим клубом –Лесовичок. Он мой главный помощник по лесу. Мы отправимся в путешествие по лесным полянкам все вместе: вы, ребята, я –Фея Природы и Лесовичок. Но для того, чтобы попасть в моё природное государство вы должны пройти испытания. Лесовичок подготовил вам на каждой полянке задания-испытания. За каждое, правильно выполненное задание, Лесовичок будет вручать вам конверт, а что в них, вы узнаете в конце игры. В путь!!!
СЛАЙД №1.
(Переход на следующий слайд по щелчку мыши)
Фея Природы:
Смотрите, ребята, Лесовичок уже встречает нас! Преодолеть все трудности, сделать дорогу весёлой и радостной нам поможет песня.
(Переход на следующий слайд по щелчку мыши)
СЛАЙД №2.
/Дети шагают по залу и исполняют песню «Вместе весело шагать»/
Фея Природы:
Вот мы и в лесу.
СЛАЙД №3.
/По щелчку включаются звуки леса/.
/По щелчку появляется Лесовичок/.
Старичок-лесовичок нас уже встречает. Какая красота! Какая красивая полянка! А какие песни! Давайте остановимся ненадолго и послушаем эти замечательные голоса.
Фея Природы:
Отдохнули, полюбовались и дальше в путь! Старичок-Лесовичок нас ждет уже на следующей полянке.
/По щелчку переход на СЛАЙД №4/.
Поляна первая.
/По щелчку -звуки леса, щелчок появляется Лесовичок /.
Фея Природы:
Но, это не простая полянка, а полянка загадок про животных, которые живут в этом чудесном лесу. А вот и задание от Старичка-Лесовичка: я буду вам загадывать загадки, и если вы их правильно отгадаете на полянке появится этот житель.
/Дети отгадывают загадку и на экране появляется изображение животного/.
1.Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут её ...
/ Лиса/
/По щелчку появляется лиса)
2.Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
/ Ёж/
/По щелчку появляется еж)
3. С ветки на ветку,
Быстрый как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол.
И в дупло убежал.
/Белка/
/По щелчку появляется белка/
4. Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
/ Волк /
/По щелчку появляется волк/
5. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
/Медведь/
/По щелчку появляется медведь/
6. Угадайте, что за шапка.
Меха целая охапка.
Шапка бегает в лесу,
У кустов грызёт кору.
/Заяц /
/По щелчку появляется заяц/
Фея Природы:
Молодцы! Всё правильно отгадали. И вот вам первый конверт от Лесовичка.
Отправляемся дальше!
/По щелчку переход на следующий слайд/
СЛАЙД №5
Фея Природы:
Вот и следующая полянка. Красота, да, ребята! Птички поют, кузнечики стрекочат. А где же Лесовичок? Почему он нас не встречает?
/По щелчку появляется Лесовичок/
Да, вот же он! Это полянка тоже не простая. На этой полянке вас ждет встреча с насекомыми. Старичок –Лесовичок подготовил вам загадки –описания. Если вы правильно угадаете это насекомое – оно встретится с вами.
Давайте узнаем, какие?
1.Прыгает пружинка-
Зелененькая спинка-
Сверху на серединку,
С травинки на былинку,
С ветки на тропинку.
(Кузнечик)
/По щелчку появляется кузнечик/
2. Спал цветок и вдруг проснулся —
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
/Два щелчка появляются бабочки/
3. Домовитая хозяйка
Летает над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком.
(Пчела)
/Два щелчка появляются пчелки/
4. Красненькие крылышки,
черные горошки.
Кто это гуляет
по моей ладошке?
(Божья коровка)
/По щелчку появляются божьи коровки/
5. На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
(Муравей)
/По щелчку появляются муравьи/
Фея Природы:
Да, ребята, вы настоящие знатоки природы. Разгадали все загадки, узнали всех насекомых. Старичок-Лесовичок передает вам еще один конверт за ваши правильные ответы. Ну, а мы отправляемся на следующую веселую полянку.
/По щелчку переход на следующий слайд/
СЛАЙД №6
/По щелчку появляется Лесовичок/
Фея Природы:
А на этой полянке Старичок-Лесовичок приготовил для вас вкусные загадки. Угадайте, чем лес может нас угостить?
1.Под сосною у тропинки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка.
Шляпка есть- нет головы.
(Гриб)
/По щелчку появляется гриб/
2. Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Ребятишки и медведи.
(Малина)
/По щелчку появляется малина/
3. Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица.
(Земляника)
/По щелчку появляется земляника/
4. Надела к осени оранжевые бусы
С немного горьким, но приятным вкусом.
Зимою ими сможет насладиться,
Снегирь, пичуга, сойка и синица.
(Рябина)
/Три щелчка появляется рябина/
Фея Природы:
Ой, какие сладкие отгадки. Все правильно - и вы получаете следующий конверт.
А нас ждут сюрпризы следующей поляны. В путь!
/По щелчку переход на следующий слайд/
Фея Природы:
Следующая остановка- красивая полянка! Угадайте, чем Старичок-Лесовичок решил порадовать ваши глазки? А вот и задание: это поляна цветов, а чтобы они выросли, вы должны дать правильный ответ на загадки Лесовичка.
1.Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова,
Спрячу- ка в карманчик
Бывший …(Одуванчик)
/Два щелчка появляются одуванчики/
2. В лесу кудряшка-
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка)
/Три щелчка появляются ромашки/
3.Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)
/По щелчку появляется василек/
5. Синенький звонок висит,
Никогда не зазвенит.
(Колокольчик)
/По щелчку появляется колокольчик/
Фея Природы:
Посмотрите, наша полянка стала еще красивее. А за правильные ответы - еще один конверт. А наше путешествие продолжается.
/По щелчку переход на следующий слайд/
СЛАЙД №7
/По щелчку - звуки леса, следующий- появление Лесовичка/.
Фея Природы:
Мы добрались до следующей остановки. Ребята, жители леса приготовили для вас небольшой концерт. Попробуйте назвать всех исполнителей.
/По щелчку -ГОЛОС КУКУШКИ. Щелчок появляется кукушка/.
Фея Природы:
Правильно, угадали-это кукушка.
/По щелчку –СТУК ДЯТЛА. Щелчок появляется дятел/
Фея Природы:
Молодцы, вы знаете стук дятла. И его вы угадали.
/По щелчку -ГОЛОС СОВЫ. Щелчок появляется сова/
Фея Природы:
Да, откуда вы все знаете? Я думала, что это задание будет сложным для вас, а оказывается, для вас нет трудных заданий. Получите конверт.
Но наша игра-путешествие еще не закончена. Лесовичок показал вам еще не все свои чудесные полянки.
/По щелчку переход на следующий слайд/
/Пока дети слушают голоса птиц, разбрасывается мусор- салфетки , бумажки, пустые бутылки/
СЛАЙД №9
/По щелчку- страшная мелодия/
Фея Природы:
Ой, ребята, посмотрите. На этой полянке никто не живет, ничего не растет. И даже, нашего друга Лесовичка нет. Интересно, почему? Правильно, здесь ничего нет, потому что вся полянка завалена мусором, а животные и растения не могут расти там, где все загрязненно. Давайте поможем лесу. А как мы можем это сделать? Конечно, убрать весь мусор.
(Дети собирают мусор, а на экране по щелчкам исчезает мусор).
Фея Природы:
Вы, настоящие друзья природы!
/По щелчку появляется Лесовичок/
Лесовичок, очень благодарен вам за помощь и дарит еще один загадочный конверт. Продолжим наше путешествие.
Фея Природы:
Гуляя по лесу, наслаждаясь его звуками, красками, вдыхая чистый ароматный воздух, человек становится здоровее. Богат и разнообразен мир наших лесов, он хранит много секретов, которые человеку ещё не удалось разгадать. Но, к сожалению, с каждым годом леса беднеют. Становится меньше животных, исчезают растения. Многие из тех, что раньше встречались часто, сейчас почти исчезли, а есть и такие, которых и вовсе не стало. Что будет с природой дальше, зависит от нас. Давайте об этом помнить и стараться сделать всё, чтобы сохранить её красоту.
Знаете ли вы, ребята, правила поведения в лесу? Это мы с Лесовичком сейчас проверим. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
СЛАЙД №10
/На экране появляется первая картинка «Мальчик разрушает птичье гнездо»/
***
Если я разрушу гнезда,
заберу домой птенца? (нет)
Фея Природы:
Правильно, ребята, так поступать нельзя. Ведь для птиц лес это дом и они могут погибнуть.
Гнездо на ветке – птичий дом,
Вчера птенец родился в нем.
Ты птичий дом не разоряй
И никому не позволяй.
/По щелчку картинка перечеркивается линиями/
/По щелчку переход на следующий слайд/
СЛАЙД №11
***
Ой, как больно укусил, муравьишка маленький,
Вот сейчас я растопчу их домишко славненький! (нет)
Фея Природы:
Да, друзья, муравьи большие труженики и если мы растопчим их домик, то они погибнут.
/По щелчку картинка перечеркивается линиями/
/По щелчку переход на следующий слайд/
СЛАЙД №12
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Фея Природы:
Вы, правы, ребята!
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
/По щелчку картинка перечеркивается линиями/
/По щелчку переход на следующий слайд/
СЛАЙД №13
***
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Фея Природы: Конечно, так поступать нельзя, костер обязательно нужно потушить.
Нельзя костер бросать в лесу,
Костер в лесу несет беду.
Пожар в лесу может случится.
Без дома будут зверь и птица.
/По щелчку картинка перечеркивается линиями/
/По щелчку переход на следующий слайд/
СЛАЙД №14
***
Если я побью бутылки,
ведь они мне не нужны….(нет)
Фея Природы:
Правильно, нельзя так поступать, ведь может пораниться зверь или другой человек.
Чтоб было по лесу приятно гулять,
Не надо бутылки и мусор бросать.
Если лес не беречь, он погибнет,
И беда всех людей настигнет.
/По щелчку картинка перечеркивается линиями/
/По щелчку переход на следующий слайд/
СЛАЙД №15
Фея Природы:
***
Если сильно насорю
И убрать забуду… (нет)
***
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Фея Природы:
Молодцы, друзья, вы знаете правила и я надеюсь, их соблюдаете.
/По щелчку картинка перечеркивается линиями/
/По щелчку переход на следующий слайд/
СЛАЙД №16
***
Если бабочку поймаю,
В баночку ее запру… (нет)
Фея Природы:
Да, ребята, природой лучше любоваться, а не разрушать ее. А за то, что вы так хорошо знаете правила поведения в лесу, Лесовичок вручает вам еще один конверт. Наше путешествие подходит к концу. Но у нас остались конверты, которые вы получили за правильно выполненные задания. Посмотрите, что там…
(Дети открывают конверты и находят там фрагменты плаката)
Фея Природы:
Ой, это пазлы какой-то картинки. Сложите все части правильно, и вы увидите, какое послание передал вам Старичок- Лесовичок.
(Дети собирают картинку)
Фея Природы:
Что же у вас получилось?
/По щелчку переход на следующий слайд/
Фея Природы:
А получился плакат- «Берегите лес» .
Это Старичок-Лесовичок напоминает нам, что лес нужно беречь и охранять.
У леса открытая душа, он прекрасен и щедр, его гостеприимству нет предела! Давайте станем его защитниками!
Ребята, природа, это не только лес, это и реки, и озера, и горы, и моря. И в следующий раз мы отправимся по другим страничкам природы!
Список литературы:
- Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. «Педагогическое общество России», М.: 2007
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. «Академия», М.: 2002
- Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М.:1996
- Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты» // Рассвет.- 2006
- Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом // Начальная школа. – 2005
Интернет-ресурсы:
- http://docplayer.ru/32318450-Ekologicheskiy-kvest-znatoki-prirody-detskiy-sad-2415.html
- http://ped-kopilka.ru
- http://scenary.ru
- Сто сценариев по экологии - http://ulyanovbib.blogspot.ru/2015/05/100.html
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Берёзка»
Консультация для воспитателей
на тему:
«Возрастные особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель
Караханова Н.Р.
Когалым, 2024 г.
В ДОУ успех формирования экологической культуры зависит не только от того, как педагог понимает этот процесс, но и от созданиянеобходимых условий для воплощения их в учебно-воспитательный процесс.
Основные из них, это учёт возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы дошкольниками, реализация краеведческого подхода, тесная связь с жизнью и трудом, взаимосвязь обучающей и нерегламентированной деятельности, использование примеров положительного отношения к природе педагога, взрослых и детей, формирование знаний о взаимосвязях и взаимоотношениях между природными компонентами.
Говоря о возрастных и психологических особенностях восприятия природы, следует отметить, что в дошкольном возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью этого возраста. Отсутствие собственного социального опыта делает их весьма податливыми на воспитательные воздействия.
Общение с природой вызывает у дошкольников эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Наблюдаются любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей предполагает внимательное изучение и знание педагогом возможностей и способностей каждого ребёнка. У каждого – свой темперамент, свои способности и возможности, а также интересы. Каждый ребёнок – неповторимая индивидуальность. Знание индивидуальных особенностей детей помогает воспитателю подобрать посильное задание каждому ребёнку, включить его в деятельность, которая принесёт наибольший воспитательный эффект.
Воспитателю необходимо знать особенности формирования коллективных отношений в группе, статус каждого ребёнка в коллективе, что поможет ему найти правильный способ педагогического руководства дошкольниками.
Обобщая всё вышесказанное, очевидно, сколь велика роль взрослого, и не только в организации педагогической деятельности. Взрослый для ребёнка всегда является эталоном, образцом для подражания, особенно в дошкольном возрасте, характеризующимся стремлением выбрать свой стиль поведения, найти нужный тон взаимоотношения с окружающим его миром.
В психолого-педагогических исследованиях доказаны возможности освоения детьми различных по содержанию и характеру связей и зависимостей в природе. Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы. Важно показать детям и природоохранительную работу по сохранению и улучшению замечательных городских и природных ландшафтов, прекрасных русских рек, дать информацию о местных заповедниках, памятниках природы, истории, культуры. Вместе с тем необходимо обращать внимание и на отрицательные факты воздействия на природу, экологические трудности.
В содержание экологического воспитания включаются ценностно-нормативные аспекты. Детям необходимо помочь осознать значение природы как универсальной ценности (познавательной, эстетической, практической), понять красоту, самоценность живого существа.
Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними, в процессе которого дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.
Главное в детском труде – радость ребёнка от участия в нём, возникающее желание трудиться, заботиться о живом существе, помогать ему. Труд становится важным средством воспитания осознанного отношения к природе при условии его самостоятельности и активности со стороны детей.
Из высших эмоций детскому возрасту доступны эстетические и нравственные («хорошо-плохо», «добро-зло», «красиво-некрасиво»), поэтому в экологическом воспитании детей большое внимание надо уделять эстетическому и нравственному аспектам.
Прекрасное и эстетически возвышенное в отношении к природе неразрывно. Эмоционально-эстетическое при воспитании отношения к природе взаимосвязано с интеллектуальным, на что указывают многие психологи и педагоги. Они подчёркивают, что без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение.
Дошкольники могут овладеть нормами и правилами, а также ограничениями и запретами экологического характера. Нравственная позиция ребёнка по отношению к природе проявляется в моральных суждениях, нравственном выборе и поведении в экологических ситуациях, развитом чувстве сопереживания и милосердия. Необходимо знакомить детей с правилами поведения в природе с учётом её сохранения и защиты. Постепенно ребёнок будет овладевать системой поведенческих экологических умений, что является составной частью экологической культуры личности.
Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребёнка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нём.
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
«Экологические игры
с ребенком»
Игра «Цепочка». Вы называете объект живой или неживой природы, а
ребёнок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете
признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться.
Например, объект живой природы «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее,пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
Игра «Да» или «нет». На все вопросы в игре можно отвечать только словами«да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Выспрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок долженотвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игрокименяются ролями в игре.
Игра «Ассоциации». В этой игре загадывается объект природы, животного ирастительного мира. Взрослый и ребёнок по очереди называют слово,
связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья
очередь говорит уже слово, которое ассоциируется у него с последним словом,
прозвучавшим в игре. Таким образом, в игре выстраивается ассоциативная
цепочка. Пример: муха-тепло-жара-солнце-лето-каникулы-зоопарк-слон.
Игра «Вершки-корешки». Вы называете овощи, ребёнок делает движения
руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх. Если
овощ растёт на земле – руки опускает вниз.
Игра «Четвёртый лишний». Вы называете 4 объекта природы, ребёнку
нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор.
1. заяц, ёж, лиса, шмель;
2. дождь, снег, облако, роса;
3. роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан;
4. корова, волк, овца, кролик;
5. трясогузка, паук, скворец, сорока;
6. бабочка, стрекоза, енот, пчела;
7. ель, берёза, яблоня, осина;
8. лиса, свинья, лось, кабан
9. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
10. лес, парк, роща, тайга.
Игра «Береги природу». Родитель предлагает из нашего мира убрать что либо,например, солнце, облака, реки, леса и т.д., а ребёнок должен рассказать
(можно с Вашей помощью), что произойдёт с оставшимися живыми объектами,если на Земле не будет названного объекта.
Игра «Я знаю». Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы,рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять названийзверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень). Аналогичноназываются другие классы объектов природы.
Игра «Птица, рыба, зверь». Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово
«птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие,
например «воробей», и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со
словами «зверь» и «рыба».
Игра «Земля, вода, воздух». Родитель бросает мяч ребёнку и называет объектприроды, например, «орел». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мячобратно. В ответ на слово «дельфин» - ребёнок отвечает «вода», на слово«волк» - «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: родитель называетслово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ наслово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателярек, морей, озёр и океанов.
Игра «Летает, плавает, бегает». Родитель называет детям объект живой
природы. Ребёнок должен изобразить способ передвижения этого объекта.
Например: при слове «зайчик», ребёнок прыгает; при слове «карась» -
имитирует плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображает полёт птицы.