Дополнительное образование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружок "Экология в экспериментах" | 723.09 КБ |
Программа кружка "Клетка за клеткой" | 26.82 КБ |
Рабочая программа по кружковой работе "Волшебный пластилин" | 442.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Берёзка»
Рабочая программа
кружка по экспериментированию
«Экология в экспериментах»
(старший дошкольный возраст 5-6 лет)
Воспитатель:
Караханова Н.Р.
г. Когалым, 2023
Пояснительная записка
Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.
Жить в согласии с природой - необходимое условие сохранения цивилизации. Зная об этом, человечество вынуждено отбросить вековой императив покорения природы, следование которому привело к загрязнению окружающей среды, истощению природных ресурсов и ясно обозначило угрозу надвигающегося глобального экологического кризиса. Решение проблем, возникающих в системе «человек-природа», требует нового мировоззрения, призванного противостоять технократическим стереотипам. Экологическое образование и просвещение должно начинаться как можно раньше и представлять собой синтез гуманитарной, естественнонаучной и технической составляющей. Именно поэтому дополнительная общеразвивающая программа «Экология в экспериментах» включает в себя знания из разных областей.
Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира. Экологический эксперимент выполняет познавательную и интегративную функцию в системе естественнонаучного образования обучающихся, т.к. в его условиях рассматриваются не только конкретные биоэкологические объекты, но и система их взаимосвязей. Практические умения и теоретические знания, полученные в ходе практической деятельности экологической направленности, является хорошей мотивационной основой для обучения учащихся предметам естественнонаучной области.
Актуальность программы. Экологическая ситуация в современном мире такова, что невозможно оставаться равнодушным созерцателем ее дальнейшего развития. Действительность требует воспитания в молодых людях активного отношения к проблемам окружающей среды и экологической компетентности. Формированию такой позиции наилучшим образом способствует именно практическая и исследовательская деятельность. В соответствии со спецификой естественнонаучных предметов одной из важнейших форм изучения экологических проблем является эксперимент
Цель программы кружка: освоение детьми основных правил и подходов к организации экологического эксперимента и развитие у системы умений проводить исследования и наблюдения.
Задачи:
- Прививать любовь и бережное отношение к природе, формировать
экологическую грамотность у детей.
- Помочь в освоение общих методов, приемов и форм исследовательской
работы, направленной на актуализацию и развитие знаний в области экологии, на развитие интеллектуальных, коммуникативных и практических умений, ознакомление детей с основными проблемами и направлениями в современной экологии.
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон,
выявлять зависимости.
- Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
- Развивать коммуникативные навыки.
Оборудование детской лаборатории:
- Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации кружка – 1 год, октябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Режим занятий: 2 раза в месяц; продолжительность – 25минут.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования.
Игровые приёмы:
- моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
- повтор инструкций;
- выполнение действий по указанию детей;
- «намеренная ошибка»;
- проговаривание хода предстоящих действий;
- предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
- фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Ожидаемые результаты:
- Ознакомлены с основными проблемами и направлениями в современной экологии;
- Развиты знания в области экологии;
- Проявление интереса к исследовательской деятельности;
- Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
- Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- Развитие коммуникативных навыков.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.
Кружок «Экология в экспериментах» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира и экологии.
Форма контроля и демонстрации образовательных результатов
Основные виды диагностики результата:
• входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты);
• текущий – проводится на каждом занятии (наблюдение);
• промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем, разделов: дидактические игры, тестовые задания, викторины;
• итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: итоговый тест, выставка опытнических работ, конкурс, викторина, проекты.
Перспективное планирование экспериментальной деятельности в старшей группе
Список литературы
1. Бондаренко Т. М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ « Учитель» 2004г.
2. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. Я., Белова И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «Баласс», 2003 г.
3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
4. Гончарова Е. В., Моисеева Л. В. Технология экологического образования детей подготовительной к школе группе ДОУ. - Екатеринбург: издательство «Центр Проблем Детства», 2002.
5. Гризик Т. Познаю мир. Методические рекомендации по познавательному развитию.
6. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
7. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
8. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005.
9. Козлова С. А., Князева О. А., Шукшина С. Е. Мой организм. Методические рекомендации и программы: Я – человек. Для подготовки детей к школе. - Издательство ВЛАДОС, 2000.
10. Комплексное занятие по экологии для старшего дошкольников. Методическое пособие под ред. С. Н. Николаевой. – М. Педагогическое общество России, 2005.
11. Куликовская И. Э.,Совгир Н Н. Детское экспериментирование. - Педагогическое общество России. Москва. 2005.
12. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005.
13. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой / Дошкольное воспитание. – 2000, № 9, 11,12.
14. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические редакции/ Под ред. Прохоровой Л. Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.
15. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Автор сост.: Киселева А. С., Данилина Т. А. М.: АРКТИ, 2004.
16. Рыжова Н. Я. Я и природа: Учебно–методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1996.
17. Рыжова Н. Я. Наш дом – природа: Экологическое воспитание дошкольников. Занятие на экологической тропинке. Рыжова Н.// Дошкольное воспитание, 2000.
18. Рыжова Н. Я. Песок, глина, камни: Экологическое воспитание дошкольников/ Н. Рыжова // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. – М.,2003. - № 10 -11.
19. Скорлупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна». - М. ООО Издательство «Скрипторий», 2000.
20. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». - М. ООО Издательство «Скрипторий», 2000.
21.Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Космос». - М. ООО издательство «Скрипторий», 2000.
22. Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфенова Т. М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. - Издательство РГПУ им. Герцена, 2003.
23. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Кондрыкинской Л. А.- М.: ТЦ Сфера, 2003.
24. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие / Под ред. Прохоровой Л. Н. – М.: АРКТИ, 2003
25.Материалы нтернета.
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«Клетка за клеткой»
Выполнили воспитатели:
Муссалямова А.А.
Караханова Н.Р.
Содержание
1.Пояснительная записка.
2.Цели и задачи кружка.
3.Комплектование группы.
4.Формы организации кружка.
5.Формы работы с детьми.
6.Методы работы.
7.Сведения о руководителе кружка.
8.Время проведения кружка.
9.Перспективно-календарный план кружка.
10.Программно-методическое обеспечение работы кружка.
11.Мониторинг.
1.Пояснительная записка.
Современная школа предъявляет большие требования к детям поступающим в первый класс. К сожалению уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребёнок не различает понятие «лево», «право», «лист», «строка», «страница», не укладывается в общий темп работы.
Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно –двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.
Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программ первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму. Такие занятия сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития, я провожу в кружке «Клетка за клеткой».
Разнообразные графические изображения, состоящие из линий, штрихов и точек, постоянно и повсеместно окружают человека в любом возрасте.
С древнейших времён графическое общение было и остается самым простым и удобным видом связи между людьми. Специалисты прогнозируют, что в недалеком будущем более 60-70% всей получаемой нами информации будет иметь графическую форму предъявления.
И конечно, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок умел уверенно ориентироваться в современном мире, в море графической информации.
Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен уметь свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Исследования ученых показали, что если пространственные представления не сформированы у ребенка или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития.
Поэтому так важно помнить, что именно дошкольный возраст- это период возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире.
2.Цели и задачи кружка «Клетка за клеткой»:
Цель: Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, на листе, в клеточке. Развивать моторику рук, способствовать освоению способов построения графических изображений из геометрических фигур.
Задачи:
- Формировать представления о точке и линии как о средствах языка графики.
- Учить разбивать фигуры на части, воссоздавать фигуру из частей, преобразовывать форму фигур.
- Обобщать и систематизировать представления детей о плоскостных геометрических фигурах, их элементах и свойствах.
- Развивать конструктивные умения детей в действиях с графическими изображениями: разбиение фигур на части, воссоздание фигур из частей, преобразование формы фигур.
3.Комплектование группы.
Группа в соответствии с возрастом детей: подготовительная к школе группа наполняемость 25 человек.
4.Формы организации кружка.
- Индивидуальные
- Подгрупповые
-Групповые
5. Формы работы
-Беседа
-Интегративная деятельность
6. Методы работы с детьми.
-Словесные.
-Наглядные.
-Практические.
7. Сведения о руководителе кружка.
Фамилия, имя, отчество: Муссалямова Альбина Аликовна
Образование: Высшее.
Должность: воспитатель ДОУ.
Фамилия, имя, отчество: Караханова Назифа Рафиковна
Образование: Среднее.
Должность: воспитатель ДОУ.
8.Время проведения кружка.
Пятница15.40. – 16.10.
9. Перспективный план кружка «Клетка за клеткой».
№п/п | Тема | Цель | Упражнения | Количество занятий |
Октябрь | ||||
1. | Определение ведущей руки у детей. | Познакомить детей с тетрадью, учить ориентироваться в тетради (обложка, листы, страницы) | 1.Достать бусинку ложкой из стакана. 2.Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики. 3.Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль. | 2 |
2. | Знакомство с тетрадью с крупной клеткой. | 1.Клетка-это домик. У домика есть пол, стены, и потолок, также и у клетки есть пол, стены, потолок. 2. Игра с клеткой. Найти в клетке центр. Найти левый верхний угол. Найти правый нижний угол | 3 | |
3. | Рисование по клеточкам самостоятельно по желанию. | 1.Ходьба по клеткам Хождение по клеткам пальчиками. Хождение по клеткам ручкой, через клетку. | 2 | |
4. | Рисование по клеточкам, простейший узор. | 1.Рисование внутри клетки предметов округлой формы, пирамидка, крепость. | 3 | |
Ноябрь | ||||
1. | Точки. | Учить ориентироваться в клетке (центр клетки, углы, стороны) | 1.Поставь точки в уголках клеточек простым карандашом (шариковой ручкой). | 2 |
2. | Палочки. | Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам (вертикальные, горизонтальные). | 3 | |
3. | Линия. | Учить работать в пределах границ и строки по опорным точкам. Доведение длинных и коротких линий. | 2 | |
4. | Квадрат. | Обведи фигуры и раскрась: один квадрат синим, а другой красным цветом. | 3 | |
Декабрь | ||||
1. | Узор. | Закрепить положение руки для изображения предметов в клетке, развивать глазомер, учить соблюдать интервал («ходим» через клетку) | Нарисуй по клеточкам простейший узор. | 2 |
2. | Линии внутри предмета. | Песочные часы в клетке. «Снежинки». | 3 | |
3. | Штриховка. | Птички на ветках сидят. | 2 | |
4. | Рисование по образцу. | Нарисуй по клеточкам ёлки. | 3 | |
Январь | ||||
1. | Соедини точки | Учить работать по опорным точкам. | Доведение длинных и коротких линий. | 2 |
2. | Лабиринт | Доведи до цели линию. | 3 | |
3. | Скопируй | Скопируй узор | 2 | |
4. | Таблица | Найди закономерности и дорисуй линию. | 3 | |
Февраль | ||||
1. | Закономерность | Закрепить положение руки для изображения предметов в клетке, развивать глазомер, учить соблюдать интервал («ходим» через клетку). | Заверши рисунок | 2 |
2. | Составь узор | Сложи узор | 3 | |
3. | Цепочка фигур | Продолжи цепочку (реши примеры). | 2 | |
4. | Рисование по образцу (выбор детей). | Нарисуй по клеткам (белочка, волк) | 3 | |
Март | ||||
1. | Фигуры | Учить работать в пределах границ фигуры. | Нарисуй фигуры. Найди ошибку. | 2 |
2. | Штриховка | Скопируй образец и выполни штриховку. | 3 | |
3. | Чертёж | Заверши чертёж | 2 | |
4. | Рисование по образцу (выбор детей) | Нарисуй по клеткам (дятел, заяц, ёж) | 3 | |
Апрель | ||||
1. | Квадрат | Учить ориентироваться по клеткам. | Нарисуй квадраты через клетку. Раскрась половину квадрата желтым цветом, а половину зеленым. | 2 |
2. | Кроссворд | Составь кроссворд по теме «Космос». | 3 | |
3. | Инженер | Сделай чертеж по описанию (1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 влево,1 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 вправо). | 2 | |
4. | Рисование по образцу (выбор детей) | Нарисуй по клеткам (волк, медведь, лиса). | 3 | |
Итого: | 70 |
10.Методическое обеспечение работы кружка «Волшебные клеточки».
Программно-методическое обеспечение
Перечень программ и технологий
Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.-5-е изд., испр.и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2007 г.-2008с.
Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.-224с.
Перечень пособий
Т.С.Голубина. Чему научит клеточка. Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. – Мозаика-Синтез,2001 г. – 62 стр
11.Мониторинг.
Мониторинг развития у детей форсированности навыков ориентировки в пространстве по основным направлениям, представлений о точке и линии как о средствах языка графики, способности освоения способов построения графических изображений геометрических фигур, разбиения фигур на части, воссоздания фигур из частей, преобразования формы фигур проводится 1 раз в год ( май ).
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования кружка «Клетка за клеткой».
(Задания подбираются по усмотрению педагога)