Мои публикации

Публикации статей в сборниках НПК,собственного поэтического сборника стихов и песен

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon сборник стихов 241.4 КБ
Файл методический справочник46.37 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методический справочник

Урок русского языка и литературы: традиции и современность

Из опыта работы учителя русского языка и литературы

МАОУ «Сотниковская СОШ»  Дагбаевой Соелмы Валерьевны

Содержание

1.Урок русского языка и литературы: традиции и современность………………………………………………стр.2

2.Текст литературы Бурятии как форма текущего контроля……………………………………………………….стр.3

3. Текст литературы Бурятии как форма итогового контроля……………………………………………………стр.4-7

4.Текст литературы Бурятии как форма эвристической образовательной ситуации……………….стр.8

5.Урок литературы в 6-м классе «Уроки доброты»…………………………………………………………………….стр.

Урок русского языка и литературы: традиции и современность

 На современном этапе школьного образования актуальным вопросом является формирование функциональной грамотности. Функциональная грамотность-это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. [1] Или, другими словами, - это способность использовать все знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Развитие читательской грамотности, как основного, базового навыка функциональной грамотности, немыслимо без обращения к богатому наследию национальной литературы, так как в Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации сказано, что в  условиях многонационального государства необходимо изучение выдающихся произведений литературы народов Российской Федерации в переводах на русский язык. Национальная бурятская литература, которая является неотъемлемой частью Литературы Сибири, с её уникальной картиной мира, не должна оставаться недоступной, а должна широко внедряться в школьное образование. Учитель, при умелом подходе к этому вопросу, может найти место для изучения национальной литературы на уроках русского языка,литературы и родной литературы. Но практика показывает, что замечательные произведения нашей литературы Бурятии всё же остаются неизученными.

Цель пособия наглядно продемонстрировать решение данной проблемы. Текст литературы Бурятии рассматривается, во-первых: как форма текущего контроля на уроках русского языка; во-вторых: как форма итогового контроля на уроках русского языка; в-третьих:  как форма эвристической образовательной ситуации на уроках литературы.

Текст литературы Бурятии как форма текущего контроля

Приведём пример, когда текст из произведений Литературы Бурятии используется на уроке в 5 классе как дидактический материал при промежуточном контроле предметных результатов:

1) опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

2) анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

        Прочитайте отрывок из повести-сказки В. Митыпова «Мамонтёнок Фуф». Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

Пока ещё не стало совсем тепло, Фуф с матерь… вдвоём медле(н)но передвигались по широк… долине матери всех рек Амгау и доедали то, что не усп…ло съесть стадо за зиму.

   Когда снег с…шёл совсем   и на деревьях стали разв…рачиват(ь)ся клейкие ушки л…сточков, Фуф, держась за мамин хвост, отправ…лся на юг. Там среди (не)высоких скалист… горок в широких долинах т…кло множество небольших речек.. Вдоль них шумели берёзов… и буковые рощи, над водой нависали мягкие кустарники, а земля была покрыта высоким ковром с…чных трав.

1.Выпишите из текста по 1-2 примера словосочетаний, укажите главное и зависимое слово.

Прилагательное + существительное

Глагол + существительное в Т.п.

Наречие + глагол.

       Критерии оценивания

№        Вид деятельности        Количество баллов

1        Обозначение  орфограмм графически        2 балла-обозначены виды орфограмм.

1 балл – пропущенные буквы вставлены, но не обозначены  графически орфограммы.

0 баллов – ответ отсутствует

2        Именные словосочетания -прилагательное + существительное        2 балла – словосочетания выписаны, определены главные и зависимые слова.

1 балл – словосочетания выписаны,но не обозначены графически главные и зависимые слова.

0 баллов – ответ отсутствует

3        Наречные словосочетания        2 балла – словосочетания выписаны, определены главные и зависимые слова.

1 балл – словосочетания выписаны, но не обозначены графически главные и зависимые слова.

0 баллов – ответ отсутствует

4        Глагольное словосочетание        2 балла – словосочетание выписано, определено главное и зависимое слово.

1 балл – словосочетание выписано,но не обозначены графически главные и зависимые слова.

0 баллов – ответ отсутствует

ІІ. Итоговый контроль.

Вариант ВПР 6 класс.

1.Задание 1

Перепишите текст 1,расскрывая скобки, вставляя, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

В..да на Байкале б..рюзовая, прозрач..нее, чем в Черном море. Говорят  что на глуб..ких м..стах дно за версту видно; да и сам я вид..л такие глубины со скалам.. и горами утонувшими в б..рюз.. что мороз драл по коже. Прогулка по Байкалу вышла чу(д/т)ная, во веки веков не()забуду.

В Забайкалье я находил всё  и Кавказ и долину Пела и Звенигородский уезд и Дон.(4) Днём скач..шь(3)_ по Кавказу, ночью по Донской степи, а утром очнёшься от др..моты(2), глядь – уж Полтавская губерния – и так всю тыс..чу вёрст. Забайкалье вел..колепно. Это смесь Швейцар.., Дона и Финляндии. Вообще говоря, от Байкала начинает()ся Сибирская поэзия, до Байкал.. же была проза»      

                                                                                              (А.П.Чехов)                                  

2. Задание 2

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы (2)-морфемный и словообразовательный разборы слова; (3)-морфологический разбор слова; (4)-синтаксический разбор.

3. Задание 3

В выделенном предложении найдите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает, выпишите это слово. Объясните причину такого несоответствия.

 Прогулка  по Байкалу вышла чудная, во веки веков не забуду.

4. Задание 4

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Дремота, чудная, Звенигородский, облегчит.

5. Задание 5

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Вода на Байкале бирюзовая, прозрачнее, чем в Черном море.

6. Задание 6

Найдите и исправьте ошибку(ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова(слов).

1)двое мальчиков

2)продукт более полезнее

3)тремстам километрам

4)белая лебедь

7. Задание 7

Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены). Напишите, на каком основании Вы сделали выбор.

1) Тон у Байкала нежный теплый

2) Сегодня идет дождь и Байкал утонул в тумане.

3)Селенга сплошная красота

4) Погода была чудная тихая солнечная теплая.

8. Задание 8

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1)Тут послышались шаги в коридоре и кто-то постучал в дверь

2)Под куполом цирка висели верёвочные лестницы и другие приспособления

3)Я не мог сидеть спокойно глядя на прыгунов-акробатов.

4)Купите Иван Петрович свежие газеты.

9. Задание 9

Определите и запишите основную   мысль текста.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9-14

                                                 Текст 2

(1)Медвежатник отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. (2)Но не нашел  и следа его. (3)Устал старик и присел на пенек отдохнуть. (4)Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..»  (5)Он удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?!»  (6)Звук слышался с опушки. (7)Старик подкрался из-за елочки и видит, что на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. (8)А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой, потянул к себе  и отпустил .(9) Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..», словно струна пропела. (10)Медведь наклонил голову и слушает.(11) Старик тоже слушает.  

(12)Вечером колхозник спросил у старика:

-Убил медведя?

(13)Старик ответил:

-Отпустил,как же я его убью, если он такой же музыкант, как и я.

.

                                                                       112 слов      (По В. Бианки)

10. Задание 10

Составьте и запишите план текста из двух пунктов.

11.Задание 11

Почему старик не смог убить медведя?

12. Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «отпустил» из предложения 8. Подберите, запишите предложение, в котором данное многозначное слово употребляется  в другом значении.

Отпустил –

13. Задание13

Определите стилистическую принадлежность слова «опушка» из предложения 6,запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Опушка - ...

(6)Звук слышался с опушки.

14.Задание 14

Объясните и запишите значение фразеологизма отбиться от рук. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Проверка части с развернутым ответом

Пожалуйста, оцените решения заданий части с развернутым ответом самостоятельно, руководствуясь указанными критериями.

Задание 1

№        Указания по оцениванию        Баллы

K1        Соблюдение орфографических норм        

         Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)

При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при заполнении пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов        4

        Допущено не более двух ошибок        3

        Допущены три-четыре ошибки        2

        Допущено пять ошибок        1

        Допущено более пяти ошибок        0

K2        Соблюдение пунктуационных норм        

         Пунктуационных ошибок нет        3

        Допущена одна ошибка        2

        Допущены две ошибки        1

        Допущено более двух ошибок        0

K3        Правильность списывания текста        

         Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом).

ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово        2

        Допущено четыре-семь описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово        1

        Допущено более семи описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово        0

Максимальный балл        9

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Пояснение.

Приведём верное написание.

 Вода на Байкале бирюзовая, прозрачнее, чем в Черном море. Говорят,  что на глубоких местах дно за версту видно; да и сам я видел такие глубины со скалами и горами, утонувшими в бирюзе, что мороз драл по коже. Прогулка по Байкалу вышла чудная, во веки веков не забуду.

В Забайкалье я находил всё:  и Кавказ, и долину Пела, и Звенигородский уезд, и Дон. Днём скачешь_ по Кавказу, ночью по Донской степи, а утром очнёшься от дремоты , глядь – уж Полтавская губерния – и так всю тысячу вёрст. Забайкалье великолепно. Это смесь Швейцарии, Дона и Финляндии. Вообще говоря, от Байкала начинается Сибирская поэзия, до Байкала  же была проза»      

                                                                                                              (А.П.Чехов)                                  

Ваша оценка (баллов):   0      1      2      3      4      5      6      7      8      9  

Задание 2

№        Указания по оцениванию        Баллы

K1        Выполнение фонетического разбора        

         Разбор выполнен верно        3

        При разборе допущена одна ошибка        2

        При разборе допущены две ошибки        1

        При разборе допущено более двух ошибок        0

K2        Выполнение морфемного разбора        

         Разбор выполнен верно        3

        При разборе допущена одна ошибка        2

        При разборе допущены две ошибки        1

        При разборе допущено более двух ошибок        0

K3        Выполнение морфологического разбора        

         Разбор выполнен верно        3

        При разборе допущена одна ошибка        2

        При разборе допущены две ошибки        1

        При разборе допущено более двух ошибок        0

K4        Выполнение синтаксического разбора предложения        

         Разбор выполнен верно        3

        При разборе допущена одна ошибка        2

        При разборе допущены две ошибки        1

        При разборе допущено более двух ошибок        0

Максимальный балл        12

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.

Пояснение.

(2) — морфемный и словообразовательный разборы слова:

 

Дрем (корень)

от (суффикс)

а-(окончание)

Дремота –дремать+от +а - суффиксальный способ        

 

(3) — морфологический разбор слова:

скачешь — глагол; обозначает действие; (что делаешь?) скачешь;

1. Нач. форма: скакать;

2. Пост. признаки: несоверш. вид, невозвратный, непереходный, 1 спряж.;

3. Непост. признаки: изъявит. наклонение, наст. время, ед. число,2 л;

4. скачешь

 

(4) — синтаксический разбор предложения:

 

пр В сущ.Забайкалье местя глаг находил мествсё: союзи сущ Кавказ, и сущ.долину сущ.Пела, и прилЗвенигородский сущ уезд,и сущ Дон.( (повеств., невосклиц., простое, двусоставн., распростр.,  осложнено однородными дополнениями)

Ваша оценка (баллов):   0      1      2      3      4      5      6      7      8      9      10      11      12  

Дополнительно

Задание 3

Критерии оценивания выполнения задания        Баллы

Распознавание слова        

Правильно определено и выписано слово        1

Неправильно определено и выписано слово.

ИЛИ Слово не выписано        0

Объяснение основания выбора предложения        

Верно объяснена причина несовпадения количества букв и звуков в слове        1

Ответ неправильный.

ИЛИ Неверно объяснена причина несовпадения количества букв и звуков в слове        0

Максимальный балл        2

Пояснение.

В выделенном предложении найдите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает, выпишите это слово. Объясните причину такого несоответствия.

 Прогулка  по Байкалу вышла чудная, во веки веков не забуду.

Чудная -6 букв,7 звуков. Буква Я обозначает два звука после гласной.

Ваша оценка (баллов):   0      1      2  

Задание 4

Критерии оценивания выполнения задания        Баллы

Верно поставлено ударение только в одном-двух словах.

ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено        0

Верно поставлено ударение только в трёх словах        1

Верно поставлено ударение во всех словах        2

Максимальный балл        2

Поставьте знак ударения в следующих словах.

 Поставьте знак ударения в следующих словах.

Дремота, чудная, Звенигородский, облегчит.

Пояснение.

ДремОта,чУдная,ЗвенигорОдский,облегчИт

Ваша оценка (баллов):   0      1      2  

Дополнительно

Задание 5

Критерии оценивания выполнения задания        Баллы

Допущено более двух ошибок        0

Допущены две ошибки        1

Допущена одна ошибка        2

Верно определены все части речи в предложении        3

Максимальный балл        3

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

 

Вода на Байкале бирюзовая, прозрачнее, чем в Черном море.

Пояснение.

Сущ Вода прнасущ Байкале прилбирюзовая, прилпрозрачнее, союзчем прв прилЧерном сущморе.

 

Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке.

Ваша оценка (баллов):   0      1      2      3  

Задание 6

Критерии оценивания выполнения задания        Баллы

Дан неверный ответ.

ИЛИ Выписаны, но не исправлены ошибочные формы слова        0

Верно выписана и исправлена одна форма слова        1

Верно выписаны и исправлены две формы слова        2

Максимальный балл        2

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1)двое мальчиков

2)продукт более полезнее

3)тремстам километрам

4)белая лебедь

Пояснение.

Продукт более полезный, белый лебедь

Ваша оценка (баллов):   0      1      2  

Задание 7

Критерии оценивания выполнения задания        Баллы

Распознавание предложения и места постановки тире        

Правильно определено предложение и место постановки тире        1

Правильно определено предложение, но место постановки тире определено неверно

ИЛИ Ответ неправильный        0

Обоснование выбора предложения        

Верно обоснован выбор предложения        1

Ответ неправильный        0

Максимальный балл        2

Вы¬пи¬ши¬те пред¬ло¬же¬ние, в ко¬то¬ром нужно по¬ста¬вить тире. (Знаки пре¬пи¬на¬ния внут¬ри пред¬ло¬же¬ний не рас¬став¬ле¬ны.) На¬пи¬ши¬те, на каком ос¬но¬ва¬нии Вы сде¬ла¬ли свой выбор.

 

Пояснение.

Расставим знаки препинания.

1) Тон у Байкала нежный, теплый. - Запятая между однородными определениями.

2) Сегодня идет дождь, и Байкал утонул в тумане.  - Запятая между основами в сложном предложении.

3)Селенга - сплошная красота. - Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными.

4) Погода была чудная, тихая, солнечная, теплая.  - Запятая между однородными определениями.

Ответ: 3) Селенга - сплошная красота.  — Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными.

Ваша оценка (баллов):   0      1      2  

Задание 8

Критерии оценивания выполнения задания        Баллы

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания        

Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания        2

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания

допущена одна ошибка        1

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания

допущены две ошибки или более.

ИЛИ Ответ неправильный        0

Обоснование выбора предложения        

Верно обоснован выбор предложения        1

Ответ неправильный        0

Максимальный балл        3

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1)Тут послышались шаги в коридоре и кто-то постучал в дверь.

2)Под куполом цирка висели верёвочные лестницы и другие приспособления.

3)Я не мог сидеть спокойно глядя на прыгунов-акробатов.

4)Купите Иван Петрович свежие газеты.

Пояснение.

Расставим знаки препинания.

1)Тут послышались шаги в коридоре, и кто-то постучал в дверь. - Запятая между основами в сложном предложении.

2)Под куполом цирка висели верёвочные лестницы и другие приспособления. Запятые не нужны.

3) С севера летят к нам другие птицы: щеглы, сойки. — Двоеточие после обобщающего слова, запятые между однородными подлежащими.

4)Купите, Иван Петрович, свежие газеты.  - Запятые при обращении.

Ответ: 4) Купите, Иван Петрович, свежие газеты.  — Запятые при обращении.

Ваша оценка (баллов):   0      1      2      3  

Задание 9 (С9)

Критерии оценивания выполнения задания        Баллы

Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух

речевых недочётов.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении

допущены два и более речевых недочёта.

ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от

наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения

и словоупотреблении        0

Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение

построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении.

ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены один-

два речевых недочёта.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении

допущен один речевой недочёт        1

Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно,

в нём употреблены слова в свойственном им значении        2

Максимальный балл        2

Определите и запишите основную мысль текста.

Пояснение.

Основная мысль текста.

Медведь-музыкант.

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

Ваша оценка (баллов):   0      1      2  

Задание 10

Критерии оценивания выполнения задания        Баллы

План не соответствует условиям выставления 3, 2 и 1 балла, в том числе содержит

только один корректный пункт.

ИЛИ План не составлен        0

В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено более двух недочётов.

ИЛИ В плане последовательно отражено содержание текста, план содержит только два корректных пункта, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущены один-два недочёта.

ИЛИ В плане нарушена последовательность содержания текста, план содержит не менее двух пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущены один-два недочёта        1

В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущены один-два недочёта        2

В плане последовательно отражено содержание текста; план состоит из трёх пунктов; словосочетания или предложения (пункты плана) построены правильно (с соблюдением порядка слов), в них употреблены слова в свойственном им значении        3

Максимальный балл        3

Составьте и запишите план текста из двух пунктов.

Пояснение.

Примерный план.

1)        Звук на опушке.

2)        Медведь-музыкант  

В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста, отражены все микротемы текста.

Ваша оценка (баллов):   0      1      2      3  

Задание 11

Критерии оценивания выполнения задания        Баллы

Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок.

ИЛИ Ответ неправильный        0

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка.

ИЛИ

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок.

ИЛИ

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок.

ИЛИ

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок.

Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе – только один речевой недочёт)        1

Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой

недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна

грамматическая ошибка        2

Максимальный балл        2

Почему старик не смог убить медведя?

Пояснение.

Ответ может быть сформулирован так:

Старик пожалел медведя, который имел такую же музыкальную душу, как и у него самого. На самом деле старый медвежатник был человеком добрым и сердечным, и он любил животных. Автор рассказа показывает нам, что душа человека должна быть наполнена любовью к окружающему миру.  Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

Ваша оценка (баллов):   0      1      2  

Задание 12

Критерии оценивания выполнения задания        Баллы

Распознавание лексического значения слова в данном контексте        

Верно объяснено значение слова        1

Неверно объяснено значение слова.

ИЛИ Объяснение значения слова не дано        0

Составление предложения, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении        

Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка        2

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка.

ИЛИ

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок.

ИЛИ

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок.

ИЛИ

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок.

Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе – только один речевой недочёт)        1

Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок.

ИЛИ Ответ неправильный        0

Максимальный балл        3

Определите и запишите лексическое значение слова «отпустил» из предложения 8. Подберите и  запишите предложение, в котором данное многозначное слово употребляется  в другом значении.

Отпустил –

Пояснение.

отпустил — прекратил держать.

Отпустил, как же я его убью, если он такой же музыкант, как и я.

Ваша оценка (баллов):   0      1      2      3  

Задание 13 (С13) № 293

Критерии оценивания выполнения задания        Баллы

Распознавание стилистической принадлежности слова        

Верно определена стилистическая принадлежность слова        1

Неверно определена стилистическая принадлежность слова.

ИЛИ Не определена стилистическая принадлежность слова        0

Подбор синонима к слову        

Верно подобран синоним к данному слову        1

Неверно подобран синоним к данному слову.

ИЛИ Синоним не подобран        0

Максимальный балл        2

Определите стилистическую принадлежность слова «опушка» из предложения 6,запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Опушка - ...

Пояснение.

Опушка — край леса.

Слово уместно использовать в художественном или разговорном стилях.

Ваша оценка (баллов):   0      1      2  

Задание 14

Критерии оценивания выполнения задания        Баллы

Объяснение значения фразеологизма        

Верно объяснено значение фразеологизма        2

В целом верно объяснено значение фразеологизма‚ но в объяснении есть неточность        1

Неверно объяснено значение фразеологизма.

ИЛИ Объяснение значения фразеологизма не дано        0

Толкование ситуации в заданном контексте        

Фразеологизм правильно истолкован в контексте представленной ситуации, представленная ситуация корректна с этической точки зрения        2

Фразеологизм правильно истолкован в контексте представленной ситуации, выбор представленной ситуация неудачен с этической точки зрения        1

Фразеологизм неправильно истолкован в контексте представленной ситуации, представленная ситуация корректна с этической точки зрения.

ИЛИ Фразеологизм правильно истолкован в контексте представленной ситуации, представленная ситуация некорректна с этической точки зрения.

ИЛИ Фразеологизм неправильно истолкован в контексте представленной ситуации, представленная ситуация некорректна с этической точки зрения        0

Максимальный балл        4

Объясните значение фразеологизма спустя рукава, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Спустя рукава – кое-как, небрежно, без усердия выполнять что-либо;

2) толкование ситуации в заданном контексте.

Вариант ответа:

Мой друг готовился к контрольной работе по истории спустя рукава. Ему лень было повторять даты, изучать атлас, читать дополнительную литературу. Поэтому его отметка за контрольную меня не удивила.

 

Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного фразеологизма.

Ваша оценка (баллов):   0      1      2      3      4  

 

ІІ.НРК на уроке литературы в 5 классе.

Произведение по программе        НРК

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино».        Фильм «Селенгинский пехотный полк».

Рассказ А. П. Чехова «Мальчики».           А.П. Чехов о Забайкалье.

Повесть В. П. Катаева «Сын полка».        М.Шиханов «Хлебные карточки».

Обучающий тест по рассказу Михаила Шиханова «Хлебные карточки».

Общая характеристика задания.

Детство – самое счастливое время в жизни человека. Это когда рядом твои родные и друзья, когда у тебя много игрушек и сладостей, и почти нет забот. Но есть целое поколение российских граждан, чье детство выпало на годы, которые навсегда вошли в историю нашей Родины, как годы страшной беды и трагедии. Военное детство… каким оно было? Документальная повесть известного писателя Бурятии Михаила Шиханова «Хлебные карточки» о военном детстве тех, чье детство закончилось в один день. Они потеряли близких и родных. Им пришлось не только внезапно взрослеть, но потом и восстанавливать страну, лежащую в руинах. Книга составлена из стихов и рассказов, написанных автором в разное время, и изданных в разных сборниках. С большим волнением читаются строки, ведь эта книга о военном, сиротливом и голодном детстве писателя с сохранением подлинных имен героев. С большой любовью автор пишет о своей маме, бабушке, других близких людях, с которыми ему пришлось переживать суровые годы войны. Эта книга – память, память мальчика живущего в городе Кяхта в военные годы.

Задания данного обучающего теста построены на основе анализа художественного текста повести. Особенность работы с данным текстом заключается в том, что в процессе работы учащиеся должны понять тяготы войны и в тылу врага, как их сверстникам в те суровые годы наравне со взрослыми нелегко далась Победа.

Задачи:

* изучение художественного текста, описывающего военное детство;

* поиск информации в художественном тексте;

* выявление авторской позиции;

* работа с деталями;

* умение дать развернутый ответ на вопрос с обоснованием собственной

позиции.

Источник: Шиханов М.М.Хлебные карточки:стихи и рассказы./Ред.сост.Л.Д.Шиханова-Улан-Удэ:НоваПринт,2014.

К учителю

Работа с заданиями по рассказу Михаила Шиханова «Хлебные карточки» может быть       организована на уроках  внеклассного  чтения по предмету при изучении произведений, посвящённых ВОВ в 5-6 классах. Наряду с произведениями русской литературы учащиеся должны знать и читать  свою национальную литературу. Произведения М.Шиханова интересны ещё тем, что главной темой является тема военного детства.

ХЛЕБНЫЕ КАРТОЧКИ

Все ребята с нашей улицы любят играть камушками. А камушки у нас необычные: кругленькие, цветные – с речки. Вначале один камушек положишь на ладошки, подкинешь его вверх и поймаешь, опустив ладошки вниз, затем берешь два кругляшка, потом еще один добавишь... Итак до десяти. Трудно поймать девять камушек, а десять еще труднее – отскакивают они от рук, как ни старайся. Тут тебе и наказание: сколько камушек уронил, столько щелчков по лбу получишь. А ставить шалбаны мальчишки умеют! Особенно Илька наловчился: вывернет средний палец за большой, взмахнет рукой да как тряхнет – искры из глаз сыплются! Камушками мы играем, когда караулим очередь за хлебом.

1. Ознакомьтесь со значениями слова КАРТОЧКА в Толковом словаре русского языка Ушакова, какое из этих значений использует автор в своем рассказе.

1. Фотографический снимок небольшого размера; то же, что фотографическая карточка. Уезжая, подарил мне на память свою карточку.

2. Небольшой картонный Листок четырехугольной формы с напечатанными на нем именем и фамилией кого-н.; то же, что визитная карточка (см. визитный; разг. дореволюц. и загр.). Не застав знакомых дома, оставить свою карточку.

3. Удостоверение в виде небольшого картонного листка, билета (разг.). Членская карточка. Корреспондентская карточка.

4. Бланк с отрезными купонами для получения служебных пайков, нормированных продуктов или товаров (нов. офиц.). Хлебная карточка. Продовольственная карточка. Сахар по карточкам.

5. Листок с написанным на нем меню в столовой, ресторане (разг.). Дайте карточку, посмотрим, что у вас нынче на второе.

6. Прямоугольный бумажный лист, как элемент картотеки (спец.). При составлении словаря каждое слово писалось на отдельной карточке. Каталожная карточка

2.Подтвердите цитатами из текста, что мальчишки - это ваши сверстники, но все же их речь и поступки  насквозь пронизаны мировоззрением поколения послевоенной «безотцовщины», по образному выражению Ю. Визбора, «на войну опоздавшей юности».

Камушками мы играем, когда караулим очередь за хлебом. Сидим около магазина и забавляемся. Далеко отходить нельзя, а то начнут пересчитываться в очереди, а тебя нет, вот и выпадешь из очереди, как камушек с рук. А выпасть никак нельзя, ведь мама ночью, когда магазин был, понятно, закрыт, стояла в очереди, ей на руке химическим карандашом написали, в каком она десятке и какая по счету в этом, десятке... За ночь люди несколько раз пересчитывались. Кто

уйдет вздремнуть, пусть сам на себя пеняет. На рассвете маме дали бирочку с номером. Она подняла меня с постели, сунула в кулак эту самую бирку из картона и отправила в еще закрытый магазин. Нет, нельзя потерять мамину очередь, никак нельзя, иначе без хлеба останешься. Вот и торчишь возле магазина с хлебными карточками и биркой на очередь. А вдруг снова начнут пересчитываться?

Мы играли камушками. Сколько я щелчков Ильке поставил, сколько он мне – неизвестно, ведь мы с ним умеем считать только до десяти.

3.И точно – из-за угла вывернула знакомая всему городу синяя деревянная повозка, которую тащил знаменитый Сивка-бурка - сухой, одноглазый конь с волдырями на шее.

Почему в рассказе автор использует для характеристики коня именно эти выражения? Ответить на этот вопрос поможет следующее стихотворение.

ГНЕДУХА

В сорок пятом все это было…

Вспоминаю я, вспоминаю…

В нашей школе была кобыла

вислоухая и гнедая.

Говорили, – ее не троньте,

чтобы уши не оторвала.

Говорили, – была на фронте,

у Доватора воевала.

Мы ценили ее заслуги

и характер крутой прощали.

Были мы ей друзья и слуги –

хлебом, сахаром угощали:

пусть растет у Гнедухи сила,

пусть не будет заметно ребер.

(В школу воду она возила

В бочке ровно на тридцать ведер.)…

4.Как вы понимаете строки: «Говорили, – была на фронте,

у Доватора воевала».Ознакомьтесь  с воспоминанием о войне нашего земляка, бойца-кавалериста Манзырева Василия Васильевича.

«Принадлежу к коренным жителям баунтовской тайги. Начинал я службу на Дальнем Востоке, затем нашу часть перебросили на западные рубежи страны, где попал во 2-й кавалерийский корпус Доватора. Кавалеристы грудью заслонили Москву.

Долгий путь был к Победе над врагом. Корпус прошел с боями 12700 км., участвуя в разгроме немцев под Москвой, освобождал украинские, белорусские земли, Польшу, напоил своих коней из Эльбы. Доваторцы в боях с фашистскими захватчиками проявили стойкость, решительность и казачью лихость. Вместе со мной в корпусе участвовали мои однополчане из районов Бурятии».

5.Прочитайте по ролям отрывок, где говорится о том, что  главный герой потерял карточки, постарайтесь передать чувства мальчиков.

Я хотел взять с земли свои хлебные карточки, но – о боже! их не было... Около меня лежала лишь бирка на очередь, никому теперь ненужный кусочек картона с черными жирными цифрами. Я пошарил вокруг и заплакал.

– Ты что? – испуганно спросил Илька, но тут же догадался, что я потерял хлебные карточки и добавил: – Эх, ты, – растяпа! Надо было в оба глядеть!..

Я знал, что хлебные карточки дают на много-много дней, и наша семья будет теперь много-много дней без хлеба... А мы и так никогда не ели досыта.Илька обнял меня за плечи и тоже заплакал.

Мне стало холодно, хотя, когда играли камушками, солнце уже припекало через рубашку.

– Что я скажу маме? – повторял я сквозь слезы. – Она меня из дома выгонит...

– А ты скажи, почему она тебе шаровары без кармана сшила?– утешал Илька. – На шаровары тоже можно карман с пуговкой пришить...

Ох уж эти шаровары!.. Сняла мама с окон занавески, выкрасила их в настоенном бадане и принялась за шитье... Хорошие штаны вышли! Широкие, как у грузчиков! Розовых цветочков почти не видно! Вот только карманов не было.

– Не реви! – сказал Илька, вытирая слезы. – Мать твоя сейчас на работе... Дома одна бабушка... Ей расскажешь... Пусть она займет у кого-нибудь деньги и купит новые карточки...

6. В статье С.С.Имехеловой и Балханова В.А «Тенденции развития поэмного жанра русской литературы Бурятии (1970-1980гг) отмечается, что поэмы М. Шиханова отличаются отсутствием патетики, риторических фраз, прозаизма, отменяющие метафорическую образность, публицистической пафосности. Эту оценку можно ли отнести и  к рассказу Шиханова «Хлебные карточки»?

7.Какой вы представляете бабушку героя, дайте, пожалуйста, ей портретную характеристику.

Какую из картин русских художников вы выбрали бы?

1.Картина Куликова И.С. «Старуха Дарья из Прудищ»

2.

3.Картина Юрия Мелькова.

   

8. Прочитайте  отрывок из рассказа  Елены Вознесенской «Бабушкин сундук», сравните  с описанием сундука бабушки главного героя. Что общего   в двух этих описаниях?

Был у бабушки Ули заветный сундук под замком. Когда она его открывала, в нос ударял запах махорки, пересыпанной между шерстяными поневами от моли, и всегда хотелось докопаться до дна. Но чаще всего доставалась какая-нибудь вещь и он захлопывался, не давая ничего рассмотреть, кроме лежащей сверху длинной косы толщиной в руку взрослой женщины. На моё любопытное: «Чья это?»- баба Уля ответила: «А моя – у меня волос в молодости был такой густой, что не помещался в кичку – вот и выстригала по несколько прядей, да и сплетала в косу. Ты смотри, свои волосы тоже не бросай где попало – собирай и прячь, а то худо будет!» Спасибо бабушке – волосы она мне подарила отменные. И сейчас в 65 лет они густые и нет необходимости их красить. Но тогда, глядя на её тонкие косички с вплетенными марлевыми  ленточками я ей не очень поверила.

       Опорожнялся сундук до дна раз в год – в жаркий солнечный день доставалось все добро для просушки. Чего там только не было! Скатанное в рулоны тонкое отбеленное льняное полотно, льняные и «бумажные» (из х/б ниток) скатерти, украшенные кружевами и вышивкой, расшитые рушники, пестрые шерстяные поневы в клеточку, расшитые льняные рубахи и фартуки,  пестрые оборы для онуч, рулончики кружев!... И все это сделано её руками!  Но главные сокровища – расшитые бисером и лентами головные уборы. Я не запомнила их названия, но дух захватывало от этой красоты.  Её скатерти, половички и рушники все ещё хранятся у правнуков, да и у меня есть три полотенца и  два половичка, которые напоминают мне о моей любимой бабуле. Долго после её смерти сундук стоял нетронутым. Но однажды приехали в деревню посланцы то ли театра, то ли музея и за гроши купили  все бабушкины праздничные наряды, часть рушников и её роскошную косу.

9.Как вы думаете, почему бабушка не стала браниться? Что хотел выразить этим автор? Прочитайте отрывок из романа Цыденжап  Жимбиева  «Год огненной змеи». Как два автора по – разному выражают одну и ту же идею.

(не могу скопировать отрывок, где бабушка бранится, что дети играют в войну…)

10. «Детские впечатления, – скажет поэт в одном из интервью журналисту, – они бросают отсвет на всю жизнь. – В этом свете лучше понимаешь доброту и благородство людей. Лучше видишь подвиг старших. И сама земля, все окружающее бесконечно дороже тебе, потому что люди в твоем краю так много пережили и перечувствовали». «Хлебные карточки»-это воспоминания автора о своем детстве. Поколение писателя-это Дети войны. Напишите о своих прабабушках и прадедушках, на чьи плечи легла война.

11.Послушайте стихотворение М.Шиханова . Удалось ли чтецу передать идею автора.

12. «Детские впечатления, – скажет поэт в одном из интервью журналисту, – они бросают отсвет на всю жизнь. – В этом свете лучше понимаешь доброту и благородство людей. Лучше видишь подвиг старших. И сама земля, все окружающее бесконечно дороже тебе, потому что люди в твоем краю так много пережили и перечувствовали». «Хлебные карточки»-это воспоминания автора о своем детстве. Поколение писателя-это Дети войны. Напишите  сочинение «Моя семья в ВОВ», о своих прабабушках и прадедушках, на чьи плечи легла война.