2.2 психологическая оценка степени комфортности и безопасности развивающей образовательной среды
Определение степени комфортности и безопасности развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей:
— анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности;
— консультировании воспитателей и специалистов при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся (уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействие детей друг с другом в разных видах деятельности);
— оказание психологической поддержки педагогам по совершенствованию образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_ekspertiza_bezopasnosti_i_komfortnosti_obrazovatelnoy_sredy_dou.docx | 14.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая экспертиза безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ
Введение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» определяет трудовые функции работы педагога-психолога в образовательной организации. Одной из таких функций является: «Психологическая экспертиза безопасности и комфортности образовательной среды ДОУ».
Во ФГОС ДО сказано, что под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольной образовательной организации: развивающая предметно-пространственная среда, характер взаимодействия между педагогами и другими детьми.
Психологическая экспертиза безопасности и комфортности образовательной среды — это исследование, проводимое в образовательном учреждение, направленное на выявление рисков и угроз со стороны образовательной среды, препятствующих развитию личности ребёнка.
Задачи экспертизы
- изучение образовательной среды и выявление оценки со стороны педагогов, воспитанников и их родителей состояния её психологической безопасности;
- выявление рисков и угроз психологической безопасности образовательной среды и состояния психического здоровья педагогов, воспитанников путём диагностики их личностных, эмоциональных и коммуникативных состояний.
Направления экспертизы
- оценка адаптации детей и педагогов к ДОУ;
- оценка взаимодействия детей со сверстниками;
- оценка межличностных отношений детей в группе (для детей старшего дошкольного возраста);
- оценка взаимодействия педагогов с детьми;
- оценка отношения педагогов и родителей к образовательной среде;
- оценка удовлетворённости педагогов и родителей образовательной средой;
- оценка защищённости всех субъектов образовательных отношений от психологического насилия во взаимодействии;
- оценка разнообразия используемых методов и средств образовательной деятельности.
Характеристики психологической безопасности и комфортности образовательной среды:
- отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;
- удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;
- низкий уровень психосоматики ;
- предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;
- адаптация к ДОУ находится в пределах нормы по сроку и уровню;
- отсутствие в группе детей, имеющих статус непринимаемых и отвергаемых;
- организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.
Результаты экспертной деятельности
- создание паспорта психологической безопасности образовательной среды ДОУ;
- разработка плана по сохранению психологической безопасности образовательной среды ДОУ.