03. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Материалы внеурочной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_den_nauma_gramotnika.rar | 2.47 МБ |
otchet_po_prazdniku_den_zemli.docx | 688.01 КБ |
indiya_i_rossiya_rodstvo_kultur.pdf | 627.24 КБ |
glagol-udivitelnaya_chast_rechi.rar | 762.61 КБ |
tryapichnaya_kukla.rar | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
День Наума Грамотника
Цель: повышение уровня мотивации к изучению русского языка и к учению в целом.
Задачи:
познакомить с историей праздника Наума Грамотника;
способствовать формированию умения применять полученные ранее знания по предмету в нестандартной ситуации;
развивать память, внимание, творческое и логическое мышление, орфографическую зоркость;
воспитывать самостоятельность, целеустремленность, прививать любовь к родному языку.
Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите поздравить вас с днем Наума Грамотника! А что это за день? Какую роль он играл в образовании народа? Как люди встречали этот день?
14 декабря - день памяти святого ветхозаветного пророка Наума. Наш народ почитал его помощником умственных знаний (Наум от слова ум), отчего и прозвал его Грамотником. В день святого Наума поднимали детей рано, приговаривали:
Просыпайтесь ранехонько,
Умывайтесь белехонько,
В божью церковь собирайтесь!
За азбуку принимайтесь!
Богу помолитесь -
До всего дойдете:
Святой Наум наставит на ум.
Начинали обучать детей грамоте 14 декабря. А почему? Обратимся к истории праздника.
Святой пророк Наум – один из двенадцати малых пророков. По преданию, он умер на 45 году жизни. В русских книгах XVII века есть упоминания о молитвах святому Науму, который должен помочь постигать науки и, прежде всего, научиться читать и писать. Почему именно живший в VII веке до нашей эры пророк, стал покровителем грамотеев? Причины здесь две - созвучие слов (ум и Наум) и крестьянский календарь: зимой работы было меньше, а времени для освоения грамоты – больше… 14 декабря (по старому стилю – 1 декабря), после сбора урожая и завершения приготовлений к зиме отдавали в учение отроков.
Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников. Вот и поговорки про это сложили:
«Пришел Наум – пора браться за ум»
«Пророк Наум наставляет на ум».
«Батюшка Наум, наведи меня на ум»
«Один пророк Наум наводит на ум»
«Пророк Наум наставит на ум»
«Пророк Наум и худой разум на ум наведет»
«Наум наведет на ум»
Помню, в старину: отцы семейства приглашали учителя, чаще всего дьячка, в свой дом. Он приносил с собой букварь и розги. Сначала ученик получал 3 символических удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи. Мать, по обычаю, в это время причитала по своим детям. Крестьяне считали, что «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Корень учения горек, да плод сладок».
В прописях и азбуковниках 17 века приводилась краткая молитва к пророку Науму о помощи в учении:
«Святой Наум, наставь моего отрока на ум!
Возьми его под свою руку,
Прогони от него лень да скуку,
На ученье его благослови.
Старанья пробуди, память укрепи»
Вот сегодня мы и предлагаем перенестись в прошлое и побывать с старорусской школе, а за одно и знания свои показать. А для этого представителей каждого класса прошу занять свои места. Первым на лавку садится староста класса, а за ним все остальные. Староста во время занятий помогает учителю.
Теперь на секунду закройте глаза, по счету «три» откроете и окажетесь в прошлом. Сейчас мы с вами в старорусской школе. Внимательно рассмотрим убранство классной комнаты (Слайды). Занятия в этой школе начинались в семь часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий. Ученики были одеты в длинные, до пят, рубахи. На ногах – лапти, сплетенные из лыка – внутренней части коры липы. На голове – островерхие шапки. Все снимали шапки и занимали каждый свое место за общим столом. Об этом в букваре говорилось так: "Дружнего места не занимай и товарищев не утесняй".
Первый урок – азбука.
"Аз, буки, веди, глаголь, добро", – хором нараспев тянули ученики вслед за бородатым учителем. Так назывались в те времена буквы. После букваря все принимались читать книгу молитв – часослов. За чтением этой книги время тянулось долго. Наконец ровно в полдень переменка. Перерыв на обед! Потом снова в класс – и уроки продолжались: письмо, арифметика.
Обратите внимание на розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей. За непослушание ставили и на колени (на горох). В старой школе была очень строгая дисциплина. Дети боялись плохо себя вести.
Теперь вы немного знакомы с правилами поведения в старорусской школе.
Можно начинать занятия. Чтобы у нас всё получилось, проговорим такие слова: «Наум, Наум, наведи меня на ум!»
Наум звонит в колокольчик.
Сегодня вы покажете свои умения и успехи. Во время игры участники, правильно выполнившие задания, получают сушку. Сушки собирайте в лукошко. При подведении итогов все сушки соберете на одну низку. Если низка окажется полная, то класс получит почетное звание «Грамотеи».
Испытание 1. «Чтецы»
Ведущий: А сейчас мы проверим, как вы читаете. Кто хочет показать свое умение? Приглашаются по три представителя от каждого класса.
Участники каждой команды выбирают карточку, на которой записан литературный отрывок. Отрывки можно взять из произведений, ранее изученных детьми. Участник читает отрывок вслух, затем называет произведение и автора. Оценивается качество чтения и правильность ответа. По итогам конкурса раздаются сушки.
Обучение в старорусской школе проходило на старославянском языке. Чтобы научиться читать и писать, надо было выучит КИРИЛЛИЦУ. Я думаю, что первые три буквы кириллицы известны все. Славянский алфавит более 3000 лет назад составили Кирилл и Мефодий. А первый российский букварь был издан в 1574 году во Львове первопечатником Иваном Фёдоровым. В настоящее время известен только один экземпляр этого издания. Это небольшая книжечка на 80 страниц. Она начинается азбукой от АЗ до ИЖИЦЫ, последней буквы славянского алфавита.
Испытание 2. «Знатоки азбуки» (5 мин)
Ведущий: Каждый класс получит образцы древнерусских букв и сравнивает их с современным алфавитом. Надо определить, каких русских букв не было в древнерусской азбуке – кириллице. Ответ вы запишите большими буквами на отдельных листах, каждая буква – отдельный лист. За правильные ответы получите сушки. Для этого конкурса надо выдать образцы кириллицы и современного алфавита.
Испытание 3. «Знатоки азбуки» (1 мин)
Ведущий: Каждый ряд получит образцы древнерусских букв и сравнивает их с современным алфавитом. Надо разгадать старинные слова:
Рцы Укъ Како Азъ (рука)
Азъ Земля Буки Укъ Како Азъ (азбука)
Ша Како Онъ Люди Азъ (школа)
Пока классы работают, провести со зрителями конкурс скороговорок. За каждую правильно сказанную скороговорку выдать сушку.
Испытание 4. «Собери пословицу» ( 5 мин)
Ведущий: Следующие испытание потребует от вас знание пословиц. Вы получите три конверта. В каждом пословица, но она разрезанная на отдельные слова. Восстановите пословицу, расставив слова в нужном порядке. Наклеите их на бумагу (каждую на отдельный лист), а когда все задания выполните, сядьте чинно, староста пусть поднимет руку.
Предлагаю следующие пословицы:
Повторение – мать учения.
Красна птица пеньем, а человек ученьем.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Испытание 5. Продолжим, отроки мои. Богато народное творчество на пословицы. В них заключена мудрость народа. Проверим, знаете ли вы пословицы.
Я говорю начало пословиц, а вам надо их продолжить.
- Слово – не воробей, вылетит - …….
- Готовь сани летом, а телегу - ……
- Труд человека кормит, а лень - ……
- Друзья познаются в …..
- Каждый кулик своё болото …..
Любишь кататься, люби и……………
Испытание 6. Если верить пословицам, то: (1 мин)
(подчеркни правильный вариант ответа)
- Куда смотрит волк, сколько его ни корми?
- на козлят
- в миску
- в лес
- Кто должен свистнуть, чтобы что-то несбыточное произошло?
- Соловей-разбойник
- Милиционер
- Рак
- щука
- Что летит, когда лес рубят?
- Птицы
- Шишки
- Брёвна
- Щепки
- Как поступит умный человек, встретив на пути гору?
- Покорит
- Обойдёт
- Сдвинет
- пробурит
Переменка. «Зарядка для ума». Это небольшие шуточные загадки.
Слезинка с неба (капля)
Подружка лягушки (жаба)
По ней чертят в школе (линейка)
Без него бы все люди ходили бы в мятой одежде (утюг)
Чем мы держим разные предметы? (пальцами)
Он похож на зайца (кролик)
Мама твоей мамы (бабушка)
Ночное светило (луна)
На чём путешествовала лягушка-путешественница (на прутике)
Враг мышей (кот)
Самая близкая к нам звезда (солнце)
Зловредная сказочная баба (баба Яга)
Испытание 7. «Писари»
Ведущий: Урок чтения окончен. Приступаем к уроку письма. В старорусской школе писали на специальных дощечках, покрытых воском. Правильнее сказать не писали, а выцарапывали буквы и слова деревянной палочкой. Сегодня вы узнаете, легко ли было писать, и напишите всего одно слово. «УЧЁБА».
Командам раздаются дощечки (картонки), покрытые воском (пластилином) и деревянные палочки.
Испытание 8. Исправьте ошибки в рассказе ученика.
Зимние каникулы я правел у дяди серёжи Однажды ночю лес занисло пушыстым снегом. Мы расчистили трапинку к старошке, а потом катались налыжах. Заденешь ветку – политит тебе в лицо мяхкий снежок. (11 ошибок) (5 мин)
Испытание 9. Вставьте букву в слово. ( 3 мин)
БРН - баран
ТК - атака
РФ - арфа
МРК - марка
СТР - астра
КРМН - карман
ШЛШ - шалаш
Физминутка. Сделал дело – гуляй смело. Русский народ не только был работящим, но умел ещё и хорошо отдохнуть. Я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру. “Золотые ворота”. Дети выходят для игры.
Правила игры: Три человека встают в круг и берутся за руки, образуя ворота. Все остальные участники цепочкой друг за другом, напевая, проходят через ворота. На последних словах ворота закрываются, и тот, кто остался внутри круга присоединяется к тем, кто образует ворота. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется 3 человека. Во время игры звучит веселая народная музыка.
Золотые ворота.
Проходите господа.
Первой мать пройдёт
И детей проведёт.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
Испытание 10. «Переведи с русского на русский»
Ведущий: В сказках встречается много старинных русских слов. Переведите эти слова на современный русский язык. Каждый класс выбирает по две карточки со словами. На обдумывание 1 минута.
Устаревшие слова: хоромы, перст, уста, чело, кочет, око.
Испытание 11. Конкурс «Тарабарский язык».
Благодаря тому, что все слова в русском языке относятся к какой – нибудь части речи, появляются такие весёлые стихи. Определите, какими частями речи являются слова в стихотворении? (5 мин)
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве:
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
Испытание 12. Вот вам слово «грамотей». А составьте из букв этого слова другие слова. (том, гром, герой, март, атом, море, тема, гора) (1 мин)
Испытание 13. «Заключительное»
Ведущий: Пришла пора подводить итоги. Пора подсчитывать сушки. Соберите все полученные вами сушки на одну веревочку, не забудьте пересчитать их, пусть староста оденет полученную низку.
В старину, когда заканчивался раздел ученья, мама варила кашу, складывала её в горшочек, ученик приносил и отдавал учителю. Кашу ставили на стол и все ученики каждый своей ложкой по очереди ели, а после этого они назывались однокашниками.
Вот и мы потрудились сегодня – и нам горшочек каши. Теперь вы– однокашники.
Предварительный просмотр:
Экологический праздник
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗЕМЛИ: Земля у нас одна»
Цели: 1. Формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу
2.Преодолевать потребительское отношение к природе, формировать у детей экологическое сознание и соответствующие ценностные ориентации.
3. Углублять знания детей об окружающем мире и экологических проблемах.
Участники: учащиеся 5 – 11 классов.
Ход мероприятия:
Ведущий 1 .Помните слова Маленького принца из одноименного произведения Антуана де Сент–Экзюпери: "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же привел в порядок свою планету". Маленький принц мог приводить в порядок землю каждый день, нам же теперь требуется для этого особый праздник.
Ведущий 2. 22 апреля во всем мире отмечается как День Земли. День Земли — это день напоминания о страшных экологических катастрофах и предотвращения необратимых последствий деятельности человека, угрожающей самому факту существования Земли. Целью проведения праздничных мероприятий является превращение экологической проблематики в неотъемлемую часть общего образования и культуры. День Земли подчеркивает то, что бережное отношение к нашей планеты – дело всех людей на Земле. Его главная цель – побудить деятельность людей в регионах, городах и поселках, чтобы в рамках защиты окружающей среды они сделали что–нибудь конкретное.
Показ презентации о созданий праздника, символах праздника.
Слайд 2. Сегодня — не просто большой, а поистине глобальный праздник –
Международный день Матери-Земли.
Слайд 3. Символы Дня Земли
Флаг Земли
Флаг Земли не является официальным символом чего-либо (поскольку официально не существует общепланетного правительства или государства). Он представляет собой фотографию планеты из космоса (в настоящее время используется снимок, сделанный астронавтами Аполлона-17 по дороге к Луне) на тёмно-синем фоне.
Слайд 4. Символом Дня Земли является зелёная греческая буква Тета на белом фоне.
слайд 5. Колокол Мира. В этот день в разных странах звучит Колокол Мира, призывающий людей беречь мир и жизнь на планете, способствовать дружбе и взаимопониманию народов.
Колокол Мира – символ спокойствия, мирной жизни и дружбы, вечного братства и солидарности народов.
Слайд 6. Начиная с 1989 года, колокол был установлен в крупных городах Японии, Германии, Польши, Мексики, Австралии, Турции, Канады, Бразилии, Узбекистана, России и прочих странах.
Слайд 7. Колокол мира в России (с 1998 г.)
Первое капитальное сооружение в России – арка «Колокол Мира» возведено в Новосибирске на территории Музея Н.К.Рериха
Слайд 8. Цепь Земли
В День Земли люди выходят на улицы, берутся за руки, объединяясь в длинную живую цепь. Цепь, которая, как последняя надежда, соединяет нас с Природой. Ведь именно в защиту природы задуман этот праздник.
Ведущий 1:
Безрассудная деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания 1000 видов позвоночных. В Красную книгу включено: 115 видов животных, находящихся на грани исчезновения, с лица Земли исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц.
Ведущий 2:
В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн. человек.
Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения …).
Ведущий 1:
Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.
Ведущий 2:
Указ Петра I от 1718 г. предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и ушня, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.
Ведущий 1:
Согласно Указу 1719 года об охране водоемов «…если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…»
Ведущий: Земля – это планета, на которой мы живем. Это – наш дом. А мы все земляне. А вы когда-нибудь задумывались над тем, с чего начинается Земля? Земля начинается с поля. Почему? Потому, что поле дает нам хлеб. Поэтому крестьянин испокон веков одухотворяет поле. Относится к нему, как к живому существу, соблюдая библейскую заповедь: «Не причиняй вреда ни земле, ни морю, ни дереву». Выходя в поле сеять хлеб, крестьянин обувал широкие «зимние» лапти: «Чтобы не давить землю – живая она, тяжесть чувствует, а в лаптях – то мягче ей, легче». Недаром у многих народов в национальном костюме сапоги имеют загнутый кверху носок, чтобы не цеплять землю.
Теперь же мы поступаем с землей безнравственно и жестоко. Мы давно забыли, что она живая. Человек буквально калечит землю – топчет, топит, сверлит, взрывает, наносит ей раны.
Ведущий 1:
Каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид животных.
Ведущий 2:
Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений.
Ведущий 1:
В минуту вырубаются 20 гектаров лесов.
Ведущий 2:
5 миллионов тонн вредных веществ ежегодно выбрасываются в атмосферу земли.
Ведущий 1:
В воды мирового океана ежегодно попадает около 10 миллиардов тонн нефти.
Ведущий 2:
Экологическая катастрофа нависла над каждым человеком!
Ведущий 1: Маленькая помоечка, оставленная «на природе», кажется незначительной. Соединяясь с другими, она становится стихийным бедствием пострашнее тайфуна.
Ведущий 2. Объявляется конкурс «Жалобная книга природы».
Жалуется Зебра Греви
Дорогие земляне! Я, зебра Греви, прошу вас не уничтожать наш вид.
В прошлом нас называли зебра Греви, или пустынная зебра. Мы были распространены от Египта до Северной Америки, но там нас истребили в античные времена. Предполагается, что естествоведы нас называли «тигровая лошадь».
Наша численность в 1970 году составляла около 15000 особей, а к началу 21 века осталось лишь 3500. На сегодняшний день считается, что в дикой природе нас около 2500 животных. В неволе нас сохранилось около 600.
В течение столетий на нас велась беспощадная охота с целью заполучить красивую шкуру, ставшую украшением интерьера. Кроме того нас уничтожали, считая нежелательным конкурентом домашнего скота на пастбищах. Но это было ошибкой. Совсем недавно выяснили, что мы питаемся жесткими видами трав, которые не могут быть переварены крупным рогатым скотом.
В настоящее время в Кении удалось осуществить действия по сохранению нашего вида. Мы надеемся, что люди задумаются, что нас нужно сохранять, и наша численность увеличится и мы не будем вымирающим видом. (Борисова Настя, 5 класс)
Жалуется Амурский тигр
Я амурский тигр. Я являюсь самой крупной кошкой на Земле, но из-за постоянных отстрелов, совершаемых браконьерами, вырубки лесов и частых пожаров, я занесен в Красную книгу. Сейчас мы живем только в России в Приморском и Хабаровском краях.
Отлов моего вида запрещен, но охотников за большими деньгами и людей, жаждущих крови, это не останавливает. Для меня убивать – является нормальным действием, ведь я – хищник. Но вы - люди, и убийство для вас является лишь способом хорошо заработать или вовсе для забавы.
Из-за вашей безответственности на Земле нас осталось очень мало, мы находимся на грани исчезновения.
Сознаюсь честно, мне становится все более и более интересным вопрос: кто же на самом деле является животным? Пусть я и хищник, но я имею такое же право на жизнь, как и вы. Я прошу вас опомниться и решить для себя, кто вы: человек, обладающий разумом, или же животное, проявляющее все инстинкты хищника? (Скворцова Марина, 10 класс).
Ведущий: Ребята, посмотрите, сколько жалоб вы написали. Если человечество продолжит так же бездумно относиться к своему дому, то в итоге останется пустая безжизненная планета.
Сейчас я вам предлагаю украсить наш дом. Средние классы «оживляют» планету, старшие классы пишут обращение к народам мира с призывом беречь природу.
Начинаем украшать
Зачитывание обращения к народам мира
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………….3
Что значит слово «глагол»? ………………………………………………………………..4
Частотность употребления глагола ………………………………………………………..4
Смысловые группы глаголов ………………………………………………………………6
Морфологическое богатство глагола ………………………………………………………7
Лексическое богатство глагола …………………………………………………………….7
Глагол как средство выразительности …………………………………………………….7
Интересные факты о глаголах ……………………………………………………………..8
Заключение ………………………………………………………………………………….10
Список литературы ……………………………………………………………………....... 11
Введение
Актуальность. Что такое часть речи? Для того чтобы это понять, вернёмся в те далёкие времена, когда люди начали говорить, когда они звуками голоса научились обозначать окружающие их предметы и выражать словами своё отношение к ним и друг другу. Тогда начали появляться первые слова, и сначала они были очень простыми. Видел человек растение с листьями и съедобными плодами – придумывал ему название: яблоня. Капала с неба вода – называл: дождь. Слышал, как жужжанием летит насекомое, - называл: жук. Так появились слова, обозначающие предметы и вопросы к ним: Кто это? Что это?
Постепенно люди стали обращать внимание на качество предметов, которые их окружали, на качество своих действий и предметов, которые они сделали своими руками. Так появились слова, обозначающие качество предмета: Какой это предмет? Какая это пища? Какие это стрелы?
А когда люди делали орудия труда и охоты, им надо было рассказать друзьям и соседям, как и из чего эти орудия сделаны. Так появились слова, обозначающие действие, и первые вопросы: Что сделал человек? Что надо делать? Что не надо делать?
Представьте себе, каким бы был наш язык, если бы состоял только из одних существительных и прилагательных. Мы бы бесконечно называли предметы и их признаки, но никогда бы не узнали, что они делают, что с ними происходит. К счастью, этого не случится, потому что в русском языке существуют глаголы.
Гипотеза: обладает ли глагол достаточным количеством признаков и свойств, чтобы быть средством изображения информационной картины мира?
Цель работы: выявить особенности части речи глагол: грамматические признаки, употребление, распространение.
Задачи:
- трактовка понятия «глагол» в словарях;
- проанализировать частотность употребления глаголов в текстах разных типов речи;
- определить смысловые группы глаголов
- проанализировать употребление глагола как средства выразительности.
Предмет исследования: глагол как часть речи
Методы исследования:
анализ методической литературы (словари);
анализ текстов разных типов;
обобщение.
Практическая значимость: материалы работы можно использовать во внеурочной деятельности, при проведении предметной недели.
Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи.
В глаголе струится самая алая, самая свежая,
артериальная кровь языка.
И назначение глагола – выражать само действие!
А.Югов
Что значит слово «ГЛАГОЛ»?
В переводе со старославянского языка «глагол» означает «слово», «речь». Например, у А.С.Пушкина: «Глаголом жги сердца людей», т.е. словом.
Наши предки рассматривали его как слово из слов, важнейшим видом слов.
Глагол как часть речи обозначает «процесс». С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.
Этимологический словарь: «Глагол – слово греческого происхождения, означающее «речь».
Словарь В.И.Даля: «Глагол – грамматическая часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние».
Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка: Глагол,-а,м. В грамматике: часть речи, обозначающая процесс (действие или состояние) и изменяющаяся по временам, числам, лицам.
Справочник школьника. 1-4 кл.: Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Глагол в индоевропейских языках часть речи, обозначающая известный преходящий (меняющийся) признак, свойственное предмету в ограниченный промежуток времени состояние или действие.
Во всех толкованиях указывается на основной признак глагола: обозначают действие или состояние предмета.
Частотность употребления глагола
В «Частотном словаре русского языка» части речи располагаются по частоте употребления в такой последовательности:
1) существительное — 26,65–1 место
2) глагол — 17,12–2 место
3) местоимение — 13,27–3 место
4) предлог — 11,1–4 место
5) прилагательное — 9,37–5 место
6) наречие — 8,096–6 место
7) союз — 7,39–7 место
8) числительное — 1,17
9) частица — 1,002
Глагол занимает второе место после существительного.
Рассмотрим эту закономерность на примерах:
Скоро весна
Над полями и лесами все ярче и ярче светит солнышко. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лед. Прилетели белоносые грачи, торопятся поправлять свои старые растрепанные гнезда.
Скоро, скоро оденется лес листвою, зацветет на опушках черемуха, защелкают над ручьями голосистые соловьи.
(И.Соколов-Микитов)
Мы взяли текст Соколова-Микитова, количество слов 41. Существительных в этом тексте:15 (36%), глаголов: 9 (21%), прилагательных: 3 (7 %), остальные части речи (наречия, союзы, предлоги): 14 слов (34%).
Зависит ли частота употребления глагола от типа текста? Для анализа мы взяли тексты: повествование, описание и рассуждение.
Текст – повествование
Ехала мать в город с малыми детьми в бричке. Вот въехали они на улицу, вдруг лошади чего-то испугались и понесли. Кучер со всей силы вожжи натянул, совсем назад отвалился, - ничего лошади не чуют, несут во весь опор, вот-вот бричка перевернется.
(По Б.Житкову)
Всего слов: 41
Существительные: 10 (24%)
Глаголы: 9 (21%)
Прилагательные: 1 (2%)
Текст – описание
Красив, чуден русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.
(По Соколову-Микитову)
Всего слов:35
Существительные: 10 (28%)
Глаголы: 2 (5 %)
Прилагательные: 13 (37 %)
Текст – рассуждение
Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно им пользоваться.
Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?
Слово «спорый» означает – быстрый, спорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.
(По К.Паустовскому)
Всего слов: 47
Существительные: 8 (17%)
Глаголы: 9 (19%)
Прилагательные: 7 (14%)
Вывод: На основе приведенных текстов наблюдаем, что в повествовании и рассуждении частота употребления глаголов почти одинакова 21% и 19%. Много глаголов в повествовании, так как этот тип речи характеризуется тем, что его тема раскрывается в процессе развития действий, состояний, событий. В описании глаголы почти не употребляются, так как основной вопрос при описании: КАКОЙ?
Самыми употребительными являются следующие глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, есть, стоять, жить, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, значить.
Смысловые группы глаголов
Мы знаем, что основное значение глагола как части речи – действие: ходить, бежать, строгать и т.д. Но с помощью глагола мы выражаем и бездействие: стать, лежать, думать, лежать и т.д.
В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» говорится о динамических и статических глаголах. Динамические глаголы обозначают действия в прямом смысле «бежать, стоять, лечить, учить» или же события и процессы, связанные с теми или иными изменениями: чашка разбилась, дерево растет, снег тает.
Статические глаголы обозначают состояния, зависящие от воли субъекта (стою) либо не зависящие от его воли (болею, мерзну), обозначают проявление качеств и свойств: «трава зеленеет» в значении «видится зеленой».
Проанализировав известные глаголы, мы выделили следующие смысловые группы:
- Глаголы, обозначающие движение: едет, бежит, идет, остановился.
- Трудовые процессы: лечит, строит, моет, учит, водит.
- Состояние человека: грустит, веселится, печалится, смеётся.
- Состояние природы: вечереет, светает, холодает, теплеет.
- Процессы речи: лопочет, сообщает, говорит, кричит, шепчет.
- Проявление цвета: желтеет, белеет, зеленеет, синеет, темнеет, краснеет.
Морфологическое богатство глагола
Глагол – настоящий богач среди частей речи: имеет лицо, время, наклонение, вид – ни у одной другой части речи нет такого количества форм.
Решить – (я) решу, (мы) решим, (ты) решишь, (вы) решите, (он, она, оно) решит, (они) решат; решил, решаю, буду решать; решаю, решил бы, реши; решить – решать.
Для согласования с существительным, местоимением глаголу необходимы род и число:
Решить – он решил, она решила, оно решило; решил – решили.
Лексическое богатство глагола
Богатство не только в количестве слов, но и в лексических возможностях. К глаголам можно подобрать синонимы, антонимы. Глаголы употребляются в прямом и переносном значении. Это делает речь яркой и выразительной.
ГОВОРИТЬ. Антонимы: молчать, безмолвствовать,
Синонимы: беседовать, болтать, лепетать, вещать, упоминать, чирикать, базарить (жарг.), баять, выражаться, заливаться соловьем, заговаривать зубы, точить лясы.
Лексическое значение слова:
Говорить - 1. Пользоваться, владеть устной речью. Ребенок еще не говорит. // перен. Владеть каким-л. иностранным языком. Я говорю на английском языке.
2. Выражать в устной речи какие-л. мысли, сообщать что-л. Говорить медленно. Говорить о новых открытиях. // Высказывать что-л. печатно, письменно. Говорится в газете. // Высказывать какое-л. мнение, суждение; обсуждать что-л. Говорить об успехах товарищей. // перен. Вызывать какие-л. чувства, мысли, воспоминания и т.п. // перен. Подсказывать, предсказывать (о предчувствии, интуиции). Говорит внутренний голос.
3. Вести беседу, разговаривать. Я говорю с братом по телефону.
4. перен. Свидетельствовать о чем-л., указывать на что-л. Данный факт ни о чем не говорит.
5. перен. Проявляться в чьих-л. действиях, поступках и т.п. В нем говорит гордость.
Глагол как средство выразительности
Часто при помощи глаголов создаётся метафора. Это одно из средств выразительности, помогающее автору более ярко и образно нарисовать картину:
Розовеют сугробы под лучами зари.
Полыхают рябины, и горят снегири…
( Я. Хелемский )
Переносное употребление будущего времени в значении настоящего придаёт описанию большую яркость, живость, красочность; события, о которых повествует автор, словно приближаются к читателю, и он становится как бы их участником. Понаблюдаем это явление в тексте: «Хорошо сидеть и прислушиваться к тишине: то ветер подует и тронет верхушки берёз, то лягушка зашелестит в прошлогодней листве, то за стеной колокольни часы пробьют четверть…». ( А. П.Чехов).
Переносное употребление настоящего времени в значении прошедшего как бы делает читателя участником событий: « До ближайшей деревни оставалось ещё вёрст десять, а большая тёмно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро продвигалась к нам…Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул…» (Л. Н.Толстой)
В художественных текстах часто употребляются глаголы-синонимы: « Уж я и не ворочусь тогда, я просто сгину куда-нибудь…» (Ф. М.Достоевский).
А также глаголы-антонимы. Такое противопоставление обычно лежит в основе русских пословиц: дело веди, а безделье гони; человек от лени болеет, а от труда здоровеет и другие.
Глаголы в сочетании с союзами передают динамичность действия или, наоборот, замедленность: «Завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не дает». (Н.Сладков) Передается насыщенность, стремительность выражения.
«Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность». (Короленко В. Г.) Намеренное использование повторяющегося союза для замедления действия с целью усиления выразительности.
Интересные факты о глаголах
Изучая справочную литературу, я обнаружила для себя глаголы, употребление или строение которых объяснить известными нам причинами невозможно.
Недостаточные глаголы
Каждый, кто пользовался когда-нибудь глаголом победить, помнит своё недоумение: он победит, ты победишь, я... победю? Побежу? Побежду? Приходится употреблять заменяющую словесную конструкцию: я одержу победу или я стану победителем. У этого глагола отсутствует форма первого лица единственного числа, поэтому глагол является недостаточным. А недостаточным глагол победить стал по закону благозвучия.
Но есть недостаточные глаголы, ставшие такими из-за смысла. Например, глагол вызревать. Мы можем сказать, что сыры вызревают, арбузы на бахче вызревают, но не можем — мы вызреваем, а значит, все личные формы этого глагола, кроме третьего лица, будут невозможны. И этот глагол недостаточный.
В русском языке есть также глагол, который употребляется всегда только в одной форме — это глагол неймётся. У него нет никакого другого времени, и даже неопределённой формы.
Глагол БЫТЬ
Всем известен этот глагол. Но употребляем мы его чаще всего в прошедшем времени: я был дома, мы были в зоопарке, она была занята. А в настоящем времени глагол быть мы почти никогда не употребляем, мы его пропускаем: я — спортсмен, ты — ученик, оно — насекомое. Правда, этот глагол встречается в изречениях вроде это есть наш последний и решительный бой. Философы и математики тоже любят это слово: человек есть существо разумное, квадрат есть прямоугольник с равными сторонами. А во множественном числе они употребляют слово суть: люди суть разумные существа, квадраты суть прямоугольники. Слово суть, конечно, очень устаревшее слово, даже незнакомое для многих, а слово есть употребляется чаще: у меня есть собака, у них есть предложение, у нас есть родственники. В общем, всё настоящее время глагола быть мы выражаем одной распространённой формой: есть. А вот как было в древнерусском языке:
Прошедшее время (современный язык) | Настоящее время (древнерусский язык) |
Я (что делал?) был. | Я (что делаю?) есмь. |
Ты (что делал?) был. | Ты (что делаешь?) еси. |
Он (что делал?) был. | Он (что делает?) есть. |
Мы (что делали?) были. | Мы (что делаем?) есмы. |
Вы (что делали?) были. | Вы (что делаете?) есте. |
Они (что делали?) были. | Они (что делают?) суть. |
Все глаголы несовершенного вида при образовании будущего времени требуют, как правило, вспомогательного глагола: я буду ехать, ты будешь учиться. А глагол быть — единственный глагол несовершенного вида, который образует будущее время без вспомогательного глагола: я буду, ты будешь, они будут и т. д.
Глагол без корня
Такой глагол существует в русском языке! Это глагол вынуть. В нём есть приставка вы-, окончание |ть| и суффикс -ну- (выражает однократность действия), а корня, как видите, нет! Он исчез в результате звуковых изменений, которые претерпело слово. Глагол вынуть (вынимать — несовершенный вид) — родственник глаголов отнять (отнимать), занять (занимать), снять (снимать). Все эти родственные глаголы имеют древний корень -Я- со значением "брать". Состав этих слов с исторической точки зрения можно изобразить так:
от-н-я-ть,
за-н-я-ть,
с-н-я-ть,
вз-я-ть.
А что такое звук [н] в составе этих слов? Этот звук — часть суффикса. Он появляется после некоторых приставок в тех случаях, когда корень слова начинается с гласного звука. Теперь нам осталось понять, почему Я изменяется в У.
Я очень короток, невыразителен, самостоятельно перестал употребляться в словах без приставок. Значение его забылось. Сочетание НЯ в слове вынять (как было ранее) стало непонятным. Зато во многих глаголах встречался деятельный и активный НУ. По аналогии с этими глаголами слово вынять изменилось в вынуть, потеряв при этом корень. Во многих народных говорах, правда, и теперь ещё вместо глагола вынуть говорят вынять: он выняет.
Заключение
Движение в русском языке выражается глаголом. Все в жизни движется, меняется. Движение сопровождает человека всю жизнь. Изучая глагол, мы поймем, что радуга может расцвести, дождь – шептаться с листвой, а осень – плакать.
Выводы:
- В переводе со старославянского языка «глагол» означает «слово», «речь».
- Во всех толкованиях указывается на основной признак глагола: обозначают действие или состояние предмета.
- На основе приведенных текстов наблюдаем, что в повествовании и рассуждении частота употребления глаголов почти одинакова. Много глаголов в повествовании, так как этот тип речи характеризуется тем, что его тема раскрывается в процессе развития действий, состояний, событий.
- Проанализировав известные глаголы, мы выделили следующие смысловые группы:
глаголы, обозначающие движение, трудовые процессы, состояние человека, состояние природы, процессы речи, проявление цвета.
- Глагол – настоящий богач среди частей речи: имеет лицо, время, наклонение, вид – ни у одной другой части речи нет такого количества форм. Берет от других частей речи род и число.
- Богатство не только в количестве слов, но и в лексических возможностях. К глаголам можно подобрать синонимы, антонимы. Глаголы употребляются в прямом и переносном значении.
- Глагол используется как средство выразительности.
- В русском языке существуют необычные глаголы, правописание которых без знаний исторических процессов в языке объяснить невозможно.
Список литературы:
- Волина В.В. Я познаю мир. Русский язык. Детская энциклопедия. – М.: АСТ-ЛСД, 1998, 544 с.
- Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка
- Никитина Е.И. Русская речь. Пособие по развитию речи:5-7 кл. – М.: Просвещение, 1991, 192 с.
- Справочник школьника. 1-4 кл.
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- Этимологический словарь.