Транслирование педагогического опыта

Мусаева Елена Аркадьевна

 

Учебный год

Место проведения

Тема выступления

2019-2020

Выступление на ШМО учителей начальных классов

Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС

2020-2021

Выступление на городском семинаре "Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы"

Выступление на региональной конференции

Финансовая грамотность на уроках окружающего мира

Обучение выразительному чтению на уроках литературного чтения

2021-2022

Выступление на городском семинаре "Преемственность между ДОУ и ОО в содержании обучения и воспитания по  речевому развитию обучающихся"

Работа над словом в период обучения грамоте как средство развития речи младших школьников.

2022-

2023

Выступление на ШМО учителей начальных классов

Приемы  смыслового чтения на уроках   «Окружающего мира»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы
смыслового чтения
в начальной школе при реализации ФГОС

1.Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу.

2. Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг, предпочитая досуг перед экраном телевизора, телефона или компьютера.

Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии…

3. Детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом.

4. Необходимость  разработки новых подходов к обучению чтению.

Навык  чтения – явление сложное.
Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Смысловая:

понимание содержания и смысла читаемого.

Техническая:

  • способ чтения,
  • темп чтения,
  • правильность чтения,
  • выразительность.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что в процессе чтения текста осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом с учетом его ценностно-смысловых аспектов.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
      Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.

Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа  текста.

Владение навыками смыслового чтения, способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи.

Классификация вопросов Б.Блума:

  • Объясняющие (интерпретационные) вопросы.

 Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей.

  • Практические вопросы.

Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой.

    Как бы я поступил на месте героя?

  • Простые вопросы.

Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. 

Как звали главного героя? Куда впадает Волга?

  • Уточняющие вопросы.

Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. 

Правда ли, что... Если я правильно понял, то...

  • Творческие вопросы.

Подразумевают синтез полученной информации.

 В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. 

Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?

  • Оценочные вопросы.

 Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. 

Как вы относитесь к ... ?

 Что лучше?    Правильно ли поступил ...?

Чтение с остановками

1 стадия - вызов.

 Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.

2 стадия - осмысление

Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни вопросов Блума.

Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС

Слайд 3

Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого. Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.

Слайд 4

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что в процессе чтения текста осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом с учетом его ценностно-смысловых аспектов.

Слайд 5

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Слайд 6

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Владение навыками смыслового чтения, способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи.

Слайд 7

Ромашка Блума Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

Слайд 8

Чтение с остановками 1 стадия - вызов . Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. 2 стадия - осмысление . Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни вопросов Блума . Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?» 3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа.



Предварительный просмотр:

1.Основная цель изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе- представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему взаимоотношений с природой и социумом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умение применять правила взаимодействия во всех сферах жизни. Таким образом, экономическая составляющая предмета «Окружающий мир» является основным источником знаний финансовой грамотности учащихся начальной школы

2.Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.

 3. Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

 4.В начальных классах темы по «Финансовой грамотности» нашли отражение в 1-4 классах предмета «Окружающий мир»

5СЛАЙД

класс

Тема заявленная в программе по предмету

Занятия по финансовой грамотности

1 класс

Что умеет компьютер?

Интернет магазины, мобильные приложения

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Оплата за воду и ее экономия

Откуда в наш дом приходит электричество?

Оплата за электричество и ее экономия

Откуда берется и куда девается мусор?

Можно собрать макулатуру и

 

Рассказать, что такое интернет магазин. Как он работает. Как совершать в нем покупки.

Проговорить с детьми, как и почему нужно нужно экономить воду и электроэнергию. Куда можно потратить сэкономленные деньги. Рассказать, за сколько можно продать бумажные отходы.

6СЛАЙД

класс

Тема заявленная в программе по предмету

Занятия по финансовой грамотности

2 класс

Что такое экономика

Как разумно делать покупки. Акции в магазине.

Как построить дом

Как сэкономить на постройке дома

Все профессии важны. Проект «Профессии».

Мы – зрители и пассажиры.

О стоимости билетов

Природа и человек

История денег.

Как родились ремесла

Опасные незнакомцы

Товарооборот. Что такое рабочий день и заработная плата.

Кто такие мошенники.

При изучении темы «Что такое экономика?» учащиеся впервые знакомятся с данным понятием. Учатся называть составные части экономики и объяснять их взаимосвязь. И здесь же школьники выясняют, что экономика не может работать без денег. Они ищут ответы на вопросы: какими были первые деньги, как выглядели старинные деньги из металла, зачем деньги стали клеймить? Одним из интересных поисковых заданий для второклассников является знакомство с деньгами, которые используются в разных странах.

В ходе изучения темы «Опасные незнакомцы» учащиеся узнают, что незнакомые люди могут быть опасны, учатся правильно действовать при контактах с ними. На мой взгляд, целесообразно сюда включать еще беседу о финансовых мошенниках, которых можно встретить как лично, так и в интернете, ведь ученики являются активными пользователями социальных сетей. Данный вопрос обыгрывается через различные ситуации.

Обсудить с детьми, что такое Акция. Для чего магазины проводят Акции? Выгодно ли это магазину? Рассказать, из чего складывается цена на билеты. Можно ли пройти в зрительный зал или проехать в транспорте без билета?

Узнать историю денег. Первые деньги. Современные деньги. Можно рассказать детям о  способах заработка денег.

 Также отметим, важность  в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги,как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение или поощрение за инициативу в помощи по разным делам.Что такое рабочий день и заработная плата. Товарооборот.

7СЛАЙД

класс

Тема заявленная в программе по предмету

Занятия по финансовой грамотности

Наша дружная семья

Откуда в семью приходят деньги

Что такое деньги

Деньги настоящие и ненастоящие

Государственный бюджет.

Из чего он состоит и как складывается

Семейный бюджет.

Из чего он состоит и как складывается

Опасные места

Когда рискуешь деньгами

В 3 классе изучению финансовым понятиям отводится целый раздел «Чему учит экономика?». Учащиеся узнают о роли экономики в нашей жизни, учатся понимать роль денег, объяснять, что такое государственный бюджет, и осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны. Школьники начинают понимать, как ведется хозяйство семьи и семейный бюджет. Большая ответственность лежит на родителях, которые должны донести до детей, что деньги берутся не из ящичка комода, что в семье есть ограниченный бюджет. Кстати, я считаю, что изучение именно темы «Семейный бюджет» желательно проводить в присутствии родителей. Данная тема подразумевает сюжетно-ролевую игру с домашним заданием по расчету бюджета семьи.

8СЛАЙД

класс

Тема заявленная в программе по предмету

Занятия по финансовой грамотности

4класс

Путешествия по городам и странам

Деньги в разных странах
Курсы валют

Основной закон России

Когда берешь в долг. Что такое страхование

Человек и информация

Где можно делать покупки. Интернет магазины.

Путешествие по России

Как пользоваться банковской картой

Все родители выделяют детям деньги на карманные расходы. Нужно научиться ими правильно распоряжаться. Ты можешь потратить все сразу или растянуть на длительный срок. Бывает, что денег нет, а купить что-то очень хочется.  Тебе надо решить – попросить денег у товарища или перетерпеть. Всегда помни народную мудрость – «берешь чужое и ненадолго, отдаешь своё и навсегда».

Узнать, какие деньги в разных странах мира. Что такое курсы валют. Что такое страхование. Как пользоваться банковской картой.

Можно показать  презентации, фильмы, мультфильмы. Разыграть сценки. Использовать ролевые игры. Предлагаю детям настольные игры  «Монополия», «Шаги к успеху».  

Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если курс финансовой грамотности будет проходить систематически.

9слайд

 Случается так, что денег нет совсем. У родителей черная полоса на работе, нет возможности подрабатывать, что-то еще. Это не повод для отчаяния. Посмотри вокруг – хорошая погода и прогулки с друзьями ничего не стоят. Летом можно придумать массу увлекательных дел – футбол, рыбалка, езда на велосипеде. Зимой – лыжи и коньки. Никто не отменил чтение в качестве полезного способа проведения досуга. В конце концов, деньги и те блага, которые можно на них купить, появятся, а хорошее настроение может быть у тебя совершенно бесплатно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

на уроках «Окружающего мира» Мусаева Е.А. учитель начальных классов МАОУ «Средняя школа №5»

Слайд 2

Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.

Слайд 3

В начальных классах темы по «Финансовой грамотности» нашли отражение в 1-4 классах предмета «Окружающий мир»

Слайд 4

класс Тема заявленная в программе по предмету Занятия по финансовой грамотности 1 класс Что умеет компьютер? Интернет магазины, мобильные приложения. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Оплата за воду и ее экономия. Откуда в наш дом приходит электричество? Оплата за электричество и ее экономия. Откуда берется и куда девается мусор? Можно собрать макулатуру и реализовать её.

Слайд 5

класс Тема заявленная в программе по предмету Занятия по финансовой грамотности 2 класс Что такое экономика. Как разумно делать покупки. Акции в магазине. Природа и человек . История денег . Финансовые мошенники. Когда рискуешь ты деньгами? Мы – зрители и пассажиры. О стоимости билетов. Как построить дом. Как сэкономить на постройке дома. Как родились ремесла. Товарооборот. Что такое рабочий день и заработная плата.

Слайд 6

класс Тема заявленная в программе по предмету Занятия по финансовой грамотности 3 класс Государственный бюджет. Из чего он состоит и как складывается? Что такое деньги? Деньги настоящие и ненастоящие? Семейный бюджет. Из чего он состоит и как складывается? Карманные деньги. Наша дружная семья Откуда в семью приходят деньги?

Слайд 7

класс Тема заявленная в программе по предмету Занятия по финансовой грамотности 4 класс Путешествия по городам и странам. Деньги в разных странах. Курсы валют. Основной закон России. Когда берешь в долг? Что такое страхование? Человек и информация. Где можно делать покупки? Интернет магазины. Путешествие по России. Как пользоваться банковской картой?



Предварительный просмотр:

Обучение выразительному чтению на уроках литературного чтения

Обучение детей выразительному чтению - одна из важных задач в начальной школе. Обучая младших школьников умению читать выразительно, учитель воздействует на эмоции детей, способствует развитию воображения учащихся, воспитывает их художественный вкус и любовь к литературе. Выразительное чтение углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, помогает раскрыть основную идею произведения. Выразительное чтение активизирует процессы восприятия речи, помогает учащимся усваивать большой объем смыслового и образного содержания читаемых художественных произведений, чем при обычном чтении, а также помогает преодолевать психологический барьер, который отделяет книжную речь от их обиходной речи.

Специальные исследования детей, проведенные в разные годы Т.Ф.Завадской, А.А. Горбушиной, М.И. Омороковой свидетельствуют о том, что 30-40% учащихся не владеют выразительным чтением. Это проявляется в монотонности чтения, неумении общаться со слушателями, почти полной отсутствии мимики (А. А. Горбушина). Учащиеся ошибаются в расстановке пауз или вообще их игнорируют, большое количество ошибок падает на определение логических центров (М. И. Оморокова).

Выразительному чтению были посвящены книги передовых педагогов прошлого В. И. Водовозова, В. П. Острогерского, В. П. Шереметьевского, И.П. Сентюриной, современных методистов М. А. Рыбниковой, В. В. Голубкова, А. А. Горбушиной и других.

На школьную методику выразительного чтения оказали влияние исследования лингвистов в области интонации Л. В. Щербы, В. В. Виноградова, Е. М. Галкиной - Федорчук. На базе этих исследований были написаны методические работы Г. П. Фирсова, А. Ф. Ломизова, В. В. Осокина.

В нравственном и эстетическом развитии школьников большое место принадлежит урокам чтения. Глубина и сила их воспитательного воздействия неразрывно связаны с уровнем восприятия художественной литературы. Огромное влияние оказывают разные виды активной творческой деятельности учащихся на уроке и в первую очередь, выразительное чтение.

Выразительное чтение - это воплощение литературно - художественного произведения в звучащей речи. Выразительно прочитать произведение - значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение.

Основной принцип выразительного чтения - проникновение в идейный и художественный смысл читаемого. В своей повседневной жизни человек говорит о том, что знает, видит, о чем хочет рассказать ради определенной цели, в силу какой-то необходимости. Произнесенные слова являются выражением собственных мыслей говорящего, за этими словами всегда стоят факты действительности, вызывающие определенное отношение, определенную волевую устремленность.

Читающий же пользуется готовым текстом, не являющимся выражением его собственных мыслей. Поэтому, сознательность логической и эмоциональной выразительности чтения учащихся зависит от того, насколько глубоко и правильно восприняли они содержание прочитанного, осознали отношение автора к событиям и действующим лицам произведения. Понимание идейного содержания и определение собственного отношения к изображаемому обеспечит ученику выбор основной окраски чтения.

Основным средством выразительности речи является интонация. Интонация - совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания. В эту совокупность входят: паузы логические и психологические, ударения логические, интенсивность речи, темп и ритм. Научить учащихся выразительно читать - значит научить их пользоваться интонационными средствами выразительности.

Принцип методики обучения выразительному чтению.

Выразительность развивается не спонтанно сама собой, а с каждым этапом поднимается на определённую ступень. Для образования навыка выразительного чтения необходима терпеливая, настойчивая и систематическая работа. Она слагается из следующих упражнений:

1.Работа над дыханием. Важно приучить младших школьников к правильному положению, прямой постановке шеи и головы в момент чтения, правильно распределить своё дыхание в процессе чтения.

2. Работа по формированию навыков правильной артикуляции каждого звука и чёткой дикции.

3. Литературное произношение. Всякое нарушение чтецом норм орфоэпии мешают восприятию содержания, отвлекает слушателей, нарушает благозвучие произведения, ослабляет его эстетическое воздействие. Поэтому необходима не только повседневная работа по усвоению учащимися орфоэпических норм, но требуется и специальный показ, как правило, произнести то или другое слово из данного текста.

Все шире распространяется в практике школ использование искусства чтения мастеров художественного слова. Но это не снимает с учителя заботу о чтении перед учащимися, а наоборот, предъявляет высокие требования как к исполнителю художественного произведения. Для активизации художественного восприятия произведения не меньшее значение имеет выразительное чтение самих учащихся. В глубоком воздействии чтеца на слушателей и заключается искусство воспринимать хорошее чтение, как и умение, донести до слушателей читаемое произведение, не возникает само собой. Большое значение здесь приобретает работа, которая ведется на уроках литературного чтения, в частности, работа по анализу читаемых произведений и подготовке их к выразительному чтению, последовательность которых я опишу в следующей главе.

Проблема обучению детей выразительному чтению заинтересовала меня, как только я начала работать в школе. Я поняла, что одним показом образца чтения собственным примером добиться выразительности невозможно, что нужно освоить пути, приемы, средства обучения выразительному чтению. Сначала думала, что не все дети способны научиться читать выразительно. Но, изучив специальную методическую литературу, сделала вывод о том, что это вовсе не так, просто необходима систематическая работа, начиная с первых дней обучения ребенка в школе.

Учитывая различия в речевой подготовке детей, подготовительную работу к выразительному чтению начинаю с упражнений глухих и звонких согласных, шипящих и гласных.

Эта работа продолжается и при рассмотрении картинок, когда мысли детей оформляются в предложения или короткое высказывание. Упражняю учащихся в правильном выборе интонации с тем, чтобы они способствовали правдивому выражению мысли, а звучание голоса было столь же выразительно, как и в жизни.

Подготовка к выразительному чтению - это, прежде всего процесс поиска верной интонации чтения текста. Эта интонация рождается не на основе простого логического рассуждения, а на основе глубокого проникновения в содержание текста и яркого представления этого содержания.

Радует то, что в классе нет монотонного чтения, дети, пробуя и ошибаясь, ищут и находят единственно верную интонацию. У моих учеников появился интерес к урокам чтения, желание читать. Они научились рассуждать.

Учащиеся, как мне кажется, стали добрее, доброжелательнее, не равнодушнее.

Я уверена, что выработать у детей привычку читать выразительно можно только в том случае, если мы будем всегда и на любом уроке обращать внимание на речь и чтение учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение выразительному чтению на уроках литературного чтения Подготовила :учитель начальных классов Мусаева Елена Аркадьевна

Слайд 2

Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования. Ш. А. Амонашвили

Слайд 3

Актуальность Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании ,и развитии человека. Чтение – это окошко ,через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это одно и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности , но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

Слайд 4

Понятие навыка чтения у младших школьников в педагогической и методической литературе Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучание печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.

Слайд 5

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качаства: правильность беглость сознательность выразительность

Слайд 6

Работа над сознательностью чтения Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Способность к пониманию читаемого развивается у детей постепенно, в процессе всей учебно-познавательной работы, одновременно с накоплением знаний жизненного опыта и развитием логического мышления. Работа над развитием логического мышления на уроках чтения состоит главным образом в знакомстве детей с новыми для них понятиями и в установлении различных связей между ними. Связь знаний, полученных детьми при чтении, с жизненным опытом, является одним из способов, способствующих формированию сознательного чтения.

Слайд 7

Развитие внимания Сколько спряталось слов? Волчишкоткрытоященокночь Насос сосёт речную воду, И шланг протянут к огороду. Среди куст овцарит покой, Здесь хорошо бродить одной

Слайд 8

Развитие скорости чтения «Жужжащее чтение» «Пятиминутки чтения» «Буксир» «Чтение – спринт» «Столбик слов» «Поиск в тексте заданных слов» «Чтение в ритм» и др.

Слайд 9

Читай как можно скорее Однажды мужик пошел в лес. Однажды мужик пошел в лес дрова рубить. Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру. Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру, сел на берег. Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру, сел на берег и нечаянно уронил топор в воду.

Слайд 10

Правильность чтения Правильность чтения выражается в том, чтобы ребёнок не допускал: замены пропусков перестановки добавления искажения повторов букв (звуков), слогов и слов ошибок при постановке ударения в словах.

Слайд 11

Дети чаще искажают те слова, смысла которых не понимают. В целях предупреждения таких ошибок целесообразно: выяснить перед чтением значение слов; предварительное послоговое прочтение слов; создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста, четкая формулировка заданий и вопросов; предварительное чтение текста про себя; систематический контроль учителя за чтением обучающихся;

Слайд 12

ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика; ошибки, искажающие смысл предложения, исправляются путем повторного прочтения или вопроса к прочитанному; ошибки, которые не искажают смысла, учитель отмечает после чтения; к исправлению ошибок, связанных с нарушением орфоэпических норм, привлекаются другие ученики. Исправление ошибок.

Слайд 13

Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения. Солнце и ветер. Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё. Л.Н. Толстой

Слайд 14

Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево . заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин тенялгзв ан угудар, кясв юе ястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос. окшынлоС и тировог: «ыТ ависарк - отэ адварп, он ьдев зеб янем и игудар ен теавыб». А агудар окьлот ястёемс ад ещуп ястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс аз учут - и игудар как ин олавыб. К.Д. Ушинский

Слайд 15

Прочитай текст вслух, читая некоторые слова наоборот. Ворон и Лисица Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед. Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и говорит: - Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по твоему утсор да красоте только бы тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац, если бы у тебя солог был. Ворон лунизар рот и лароаз, что было мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и тировог: - Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был, быть бы тебе мёрац. Л.Н. Толстой

Слайд 16

Найди ошибки, исправь, прочитай правильно (редактирование) Кто любит пруд – того и люди чтут. У работящего в руках тело спорится. Без пруда не вытащишь рыбку из труда. Кто привык трудиться, тому без мела не сидится.

Слайд 17

Осмысленность (сознательность) чтения Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим: Значений слов, употребленных в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле; Содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями; Предметного плана содержания отдельных частей текста и смысла этих частей; Основного смысла всего содержания текста.

Слайд 18

Выразительность чтения Предварительный этап подготовки к выразительному чтению заключается в тщательном анализе произведения, ориентированном на выявление и расшифровку «эмоциональных знаков». Интонация – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Интонация – явление сложное, целостное. Однако в ней выявляются следующие компоненты: сила голоса, пауза, темп и ритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр.

Слайд 19

Используя данные упражнения, можно добиться от детей выразительного чтения: умения находить правильную интонацию, соответствующую содержанию читаемого текста, использовать основные средства выразительности. Все эти способы и приёмы многофункциональны. Они не только развивают осознанность, скорость, выразительность чтения, но и совершенствуют восприятие, внимание, речь ребёнка, стимулируют интерес к чтению.

Слайд 20

Совершенствование навыков чтения осуществляется с помощью различных видов приёмов и упражнений. Все предложенные задания должны вводиться с 1 класса. На уроках невозможно взять все виды упражнений. Поэтому они варьируются, усложняются, комбинируются в зависимости от темы урока, возраста обучающихся.

Слайд 21

Заключение Развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их. Использование различных способов и приёмов способствует формированию грамотного беглого чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.

Слайд 22

Совершенствование навыков чтения осуществляется с помощью различных видов приёмов и упражнений. Все предложенные задания должны вводиться с 1 класса. На уроках невозможно взять все виды упражнений. Поэтому они варьируются, усложняются, комбинируются в зависимости от темы урока, возраста обучающихся.



Предварительный просмотр:

Работа над развитием речи, конечно, предусмотрена в школьной программе. Развитие устной речи, а мы с вами говорим о том, что без развития устной речи, письменную речь развить не возможно,  проходит в трех направлениях: работа над словом, предложением и фразой, работа над текстом.

СЛАЙД 2

  • Итак, первое звено – развитие словарного запаса обучающихся. Цель этого вида работы заключается в обогащении, расширении активного словаря школьника.
  • Оказывается, понимаем мы в 10 тысяч раз больше слов, чем употребляем. (Взрослые – около 35000 слов). Слова, которые человек только понимает, но в речи не использует – это его активный словарный запас слов. А вот если не лениться, а заглядывать в словарь, да разобраться в значении слова, да вслушаться в него, да запомнить – оно станет словом активного запаса!
  • По разным данным дети 7 лет, приходящие в школу, имеют в своем словаре от 3 до 7 тысяч слов, к концу же начальной школы словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов.
  • Это значит, что ежедневно в среднем словарь школьника пополняется 5-8 новыми словами. Более половины новых слов младший школьник получает через уроки русского языка.
  • Необходимо научить детей выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным, выразительным.

 


Словарная работа включает в себя следующие разделы:

СЛАЙД 3

  1. Толкование слова: здесь уместно сказать, что когда дети умеют читать, надо приучать их работать со словарной статьей. Это могут быть специально подготовленные дети к уроку, а когда дети свободно ориентируются в словаре, могут находить словарную статью без предварительной подготовки. И, конечно, творческий вариант работы с толковыми словарями – это умение составить словарную статью самостоятельно.

  СЛАЙД 4

Предлагаю такие задания:

Назови предметы и объясни, людям какой профессии и для чего они нужны

СЛАЙД 5

              Задания на подведение частных понятий под общее

СЛАЙД 6

              Задания на классификацию предметов

СЛАЙД 7

  1. Происхождение (этимология) слова: представление о происхождении слова способствует общему развитию и вызывает интерес к языку. Этот вид работы может иметь продолжение и во внеурочной деятельности.  

СЛАЙД 8

Предлагаю задания:  «Найди лишнее»

СЛАЙД 9

              «Кто здесь лишний»

  1. Работа с однокоренными словами. Работа с однокоренными словами позволяет не только обогатить активный словарный запас детей, но и провести наблюдение над единообразным написанием в них корня. Но я сегодня остановлюсь на некоторых упражнениях.

ВИДЕО 1    СЛАЙД 10

СЛАЙД 11

  1. Сочетаемость слов. Чтобы слово стало активным в словаре ребенка, необходимо понаблюдать: с какими словами, сочетаниями слов можно использовать изучаемое слово, когда уместно употреблять его в своей речи, а когда не уместно. 

ВИДЕО 2     СЛАЙД 12

СЛАЙД 13

  1. Работа с синонимами, антонимами, включение их в конкретный текст, в собственные предложения:  

ВИДЕО 3    СЛАЙД 14

СЛАЙД 15

6.Перифраза – оборот речи, заключающийся в замене какого-либо слова или словосочетания описательным оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного прямо предмета.

Чем  богаче  словарь  языка  человека,  тем,  следовательно,  у  него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного  оформления  мысли. Поэтому объем словаря, его разнообразие,   его  готовность  и  подвижность  рассматриваются  в  методике как  важное  условие  успешного   развития  речи. Так вот развитию речи детей может способствовать использование изобразительных средств языка, в частности перифразы.

СЛАЙД 16

Предлагаю задания

1.Я назову словом один предмет, а ты назови его описание.

2.Скажи, что такое велосипед?

СЛАЙД 17

  1. Переносное и многозначное  значение слов. Наблюдение за словами с переносным и многозначным значением, знакомит и приучает понимать, что некоторые слова имеют несколько смысловых значений. Переносное и многозначное  значение слов, где изучаемые слова даны в контексте, очень важны в эмоциональном плане. Л.П. позволяют укреплять навыки литературной речи.

СЛАЙД 18-19

Кроме того дети с удовольствием сами вливаются в творческий процесс, выполняя такие задания, как:

  • Подбери рифму к слову
  • Назови слова одним словом…
  • Сочини загадку
  • Сочини свое слово-перевертыш, слово-добавлялку…. И другие

Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа над словом в период обучения грамоте как средство развития речи младших школьников. Мусаева Елена Аркадьевна, учитель начальных классов МАОУ «Средняя школа №5»

Слайд 2

Словарная работа включает в себя следующие разделы : Толкование слова 2. Происхождение (этимология) слова 3. Работа с однокоренными словами 4. Сочетаемость слов 5. Работа с синонимами, антонимами, включение их в конкретный текст, в собственные предложения Перифраза Переносное и многозначное значение слов

Слайд 3

Толкование слова

Слайд 4

2. Происхождение ( этимология) слова

Слайд 5

3. Работа с однокоренными словами

Слайд 6

4. Сочетаемость слов

Слайд 7

5. Работа с синонимами, антонимами, включение их в конкретный текст, в собственные предложения

Слайд 8

6.Перифраза

Слайд 9

Переносное и многозначное значение слов

Слайд 10

Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей .



Предварительный просмотр:

Приемы  смыслового чтения на уроках   «Окружающего мира»

Мусаева Елена Аркадьевна,

учитель начальных классов МАОУ "Средняя школа №5 г.Когалыма"

С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению - активизация психических процессов ученика при работе с  текстом.  Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и опыта. Процесс чтения состоит из трѐх фаз.

Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.

 Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

Третья - это создание собственного нового смысла, то есть ―присвоение добытых  новых знаний как собственных в результате размышления.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий  выделены действия смыслового чтения, связанные с:

 осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

 определением основной и второстепенной информации;

 формулированием проблемы и главной идеи текста.

 Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий: - в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; - в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; - в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности. Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков:  различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;  распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее составляющие;  собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла

Мы с вами знаем, что знания учащихся будут прочными, если они не механически заучены, а являются продуктом собственных размышлений и закрепились в результате творческой деятельности над учебным материалом. Можно придумать целую систему весьма нетривиальных заданий для самостоятельной работы с текстом учебника.

Активность личности в обучении является важнейшим фактором для достижения целей обучения, общего развития личности.

Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Выпускник начальной школы должен не только владеть системой знаний, умений и навыков. В проекте стандарта  сказано, что ребёнок, оканчивающий начальную школу, – это человек любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

Учить правильному чтению способствует технология продуктивного чтения.

         Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется перечитывание  всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста. Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст. Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Структура технологи продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения.

Эту технологии я  использую  на уроках  “Окружающего  мира”. Приведу примеры вопросов и заданий, которые я использую на уроках курса “Окружающий мир”, по этой технологии.

1 этап. Работа с текстом до чтения

Цель: определение темы урока

  • чтение заглавия произведения. (О чём мы сегодня будем говорить на уроке?),
  • чтение ключевых слов. ( Прочитай,  ключевые слова: Экосистема, круговорот веществ, “профессии”, производители, потребители, разрушители. Как ты думаешь, о чём мы сегодня узнаем на уроке?  ),
  • рассматривание иллюстраций. ( Предположи, о каких животных пойдёт речь? Что мы о них будем узнавать? ),

2 этап. Работа с текстом во время чтения

Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.

  • чтение текста по частям с комментариями. (Статьи учебника разделены на смыслосодержащие части, каждая из которых имеет своё название, поэтому работу на уроке веду по частям)

Условия осуществления:

- читать должны дети, а комментировать – учитель, или дети.

- комментарии должны быть краткими и динамичными. (Ученик читает: “Со временем слой торфа становится всё мощнее”. Учитель: “Мощнее – значит толще”),

- комментарии не должны превращаться в беседу,

  • интересные аргументируемые суждения детей вплетать в общий разговор. (“Человек без еды может прожить какое-то время. Он может запасать в себе энергию, как и другие живые организмы”. Ученик: “А я читал, что человек может прожить без еды всего десять дней, но он должен пить воду),
  • находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. (Фактически все статьи учебника содержат прямые авторские вопросы. Они выделены различными значками. А вот скрытые вопросы дети учатся искать в тексте.),
  • задавать свои вопросы. ( Почему “культурные растения” названы культурными?) ,
  • обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста. (Как ты думаешь, о чём ещё нам расскажет сегодня автор статьи? Что ещё мы сегодня не узнали про насекомых?),
  • проверять, совпадают ли они с замыслом автора,
  • включать воображение. (Как ты думаешь, как видит стрекоза цветок? А человека?),
  • словарная работа (Необходима на каждом уроке, т.к. много непонятных для детей слов. Использую работу с различными источниками информации: со словарями, справочниками, интернетом. Даю задание заранее найти объяснение, подобрать синонимы, спросить у родителей и т.д.),
  • озаглавливание частей текста
  • выборочное чтение (Найдите в тексте и прочитайте как образуется торф),
  • беседа по содержанию текста (Прочитайте 1-й абзац под рисунком).

Например тема урока: "Рыбы"

- Для чего же нужна боковая линия?

- Что представляет собой боковая линия у рыб?

- Скажите, а когда вы читали этот абзац, вы для себя ничего удивительного не открыли? Может у вас раньше было о рыбах одно мнение, а теперь стало другое? Что удивительное узнали о рыбах?)

- Сравнивание содержания текста со своими предположениями.

3 этап. Работа с текстом после чтения

  • Постановка проблемного вопроса к тексту. (Мы уже знаем, что есть группа животных, которая называется рыбы. А можно ли тритона тоже отнести к этой группе? Дети высказываются. Почему вопрос один, а предположений несколько? (Нам не хватает знаний). Далее – постановка цели урока).
  • Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?)
  • Высказывание и аргументация отношения к прочитанному. (Стоит ли бояться пауков? Могут ли люди помочь природе? Как?)
  • Анализ поступков героев. (Как вы думаете, правильно ли поступают люди: осушая болота?, убивая божью коровку?, срывая цветы? и т.д.)
  • Выполнение творческих заданий.

Хочется обратить внимание на то, что психологической особенностью детей начальных классов является целостное представление об окружающем мире и особую важность для них ещё сохраняет эмоциональная сторона ознакомления с объектами.    

Применение этой технологии помогает детям более живому и эмоциональному восприятию предлагаемых научно-популярных статей. У них возникает желание читать книги, самостоятельно добывать знания. Они с удовольствием читают дополнительный материал по темам урока, делятся новыми знаниями. Дети умеют ориентироваться в незнакомой книге, выбирать нужные из предложенных. В результате – много читают. А это, естественно, повышает качество чтения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить» В.А.Сухомлинский «Чтение и письмо открывают человеку новый мир, Особенно в наше время, при нынешних успехах разума.» Н. Карамзин

Слайд 2

Приемы смыслового чтения на уроках Окружающего мира

Слайд 3

Процесс чтения состоит из трех фаз Первая - это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.

Слайд 4

Вторая- это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

Слайд 5

Третья - это создание собственного нового смысла, то есть ―присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

Слайд 6

Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется перечитывание всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста.

Слайд 7

Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Слайд 8

1 этап. Работа с текстом до чтения Цель: определение темы урока чтение заглавия произведения. (О чём мы сегодня будем говорить на уроке?), чтение ключевых слов. ( Прочитай, ключевые слова: Экосистема, круговорот веществ, “профессии”, производители, потребители, разрушители. Как ты думаешь, о чём мы сегодня узнаем на уроке? ), рассматривание иллюстраций. ( Предположи, о каких животных пойдёт речь? Что мы о них будем узнавать? ),

Слайд 9

2 этап. Работа с текстом во время чтения. Цель: достижение понимания текста на уровне содержания. чтение текста по частям с комментариями. (Статьи учебника разделены на смыслосодержащие части, каждая из которых имеет своё название, поэтому работу на уроке веду по частям)

Слайд 10

3 этап. Работа с текстом после чтения. Постановка проблемного вопроса к тексту. (Мы уже знаем, что есть группа животных, которая называется рыбы. А можно ли тритона тоже отнести к этой группе? Дети высказываются. Почему вопрос один, а предположений несколько? (Нам не хватает знаний). Далее – постановка цели урока). Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?) Высказывание и аргументация отношения к прочитанному. (Стоит ли бояться пауков? Могут ли люди помочь природе? Как?) Анализ поступков героев. (Как вы думаете, правильно ли поступают люди: осушая болота?, убивая божью коровку?, срывая цветы? и т.д.) Выполнение творческих заданий.