Работа с родителями
Для родителей будущих первоклассников
Памятка родителям на каждый день.
Памятка родителям одарённых детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_1_kl.doc | 56 КБ |
pamyatka_roditelyam_na_kazhdyy_den.docx | 14.33 КБ |
pamyatka_roditelyam_odarennyh_detey.docx | 14.44 КБ |
Предварительный просмотр:
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребенка к обучению в школе. Школа - это совершенно новая жизнь для него. Она создает такие формы регламентации жизни, с которыми он еще не сталкивался. Готовить ребенка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его - вполне реальная задача.
В школе детей ждет непривычная, интересная, но очень нелегкая работа. Она связана не только с чисто физическими усилиями (нужно высидеть длинный 35-минутный урок), но и с большим нервным напряжением. Ведь обучение требует определенного темпа усвоения программного материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности.
Большинство первоклассников успешно овладевают школьной программой, но для части детей радость жизни в школе омрачается неудачами. Они не в состоянии спокойно высидеть урок и сосредоточенно заниматься; очень скоро начинают вертеться, отвлекаться. Невнимательно слушая объяснения учителя, ребята недостаточно хорошо и полно осмысливают преподносимый на уроке материал. В результате учебная «задолженность» с каждым днем становится все больше и больше. Не справляясь с нагрузкой, постоянно испытывая неудачи, дети теряют интерес к учебе. Это может даже стать причиной формирования отрицательного отношения к школе, нежелания учиться.
Особенно трудными бывают первые дни (а для части детей - даже первые месяцы) пребывания в школе: в это время происходит сложный процесс приспособления (адаптации) к новым условиям. Для периода адаптации характерны изменения в поведении: нарушаются сон, аппетит, наблюдаются повышенная раздражительность, ' замкнутость, плаксивость, несвойственное ребенку многословие или, наоборот, молчаливость и др. Это всё внешние проявления крайнего нервного напряжения, которые со временем проходят. Дети привыкают к ритму школьной жизни, меньше устают; возвращается хорошее ровное настроение, они охотно общаются с родителями и сверстниками, появляется готовность выполнить поручения, выходящие за рамки учебы.
Так проходит процесс приспособления к школе у большинства детей. Но для части первоклассников привыкание к новым условиям оказывается непосильной задачей: они часто и длительно болеют, а заболевания еще больше ослабляют их организм.
Почему так по-разному дети реагируют на начальный этап обучения? Вопрос сложный. Среди ряда причин, обусловливающих особенности приспособления разных детей к школе, первостепенное значение имеют состояние здоровья, уровень биологической зрелости, а также развития тех умений и действий, которые необходимы для процесса обучения.
Отсюда следует вывод: ребенка нужно обязательно готовить к обучению в школе. Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков. Залог успеха - объединение усилий врачей-педиатров, родителей и воспитателей.
Таким образом, первая забота родителей будущих первоклассников, не посещающих детский сад, - проведение своевременного и полного медицинского осмотра ребенка, а затем - выполнение всех назначений врача.
Данные медицинских осмотров являются основой для определения готовности ребенка к обучению в школе. Дети здоровые, физически выносливые, с нормальным физическим развитием, с высокой сопротивляемостью (редко, нетяжело и недлительно болеют) легко переносят адаптацию, без затруднений справляются с учебной нагрузкой. Ослабленность организма, частые заболевания, хронические болезни - вот фактор риска в отношении готовности ребенка к поступлению в школу. К этой группе относят также детей, биологический уровень зрелости которых отстает от возрастного. Окончательно вопрос о возможности начать обучение в школе с шести лет решает врач. И если, по его заключению, надо год подождать, родителям не следует добиваться пересмотра этого решения.
Как готовить ребенка к предстоящему обучению в школе?
Эти советы адресованы и тем родителям, чьи дети посещают детский сад.
Прежде всего создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья. Четкое и строгое выполнение режима дня приучает ребенка к определенному распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься. При достаточной продолжительности ночного и дневного (в сумме примерно 12 часов) сна дети не утомляются, с удовольствием не только играют и резвятся, но и занимаются - рисуют,
вырезают, выполняют несложные работы по дому.
Помните о пользе свежего воздуха - это подлинный эликсир здоровья! Примерно половину времени бодрствования (то есть около 6 часов) дети должны находиться в состоянии активной деятельности. Известно, что наибольшую пользу приносят совместные с родителями занятия. Пусть прочно войдут в уклад жизни вашей семьи утренняя зарядка, лыжные и пешеходные прогулки, экскурсии, походы, посильный физический труд, купание в реке.
Не забывайте и о закаливании: оно надежно повышает сопротивляемость детского организма. Сколько радости доставит это вам и вашим детям! Затраты энергии на активный рост и большую двигательную активность полностью компенсируются только полноценным и регулярным питанием.
Важным показателем готовности ребенка к школьному обучению является развитие тонкой моторики: двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются ее движения.
При подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку?
Существует много игр и упражнений по развитию моторики.
- Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причем лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима - что может быть лучше снежной бабы и игр в снежки! А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
- Рисование или раскрашивание картинок - любимое занятие дошкольников. Надо обратить внимание на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолеты, а девочка - похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребенка. Родителям и воспитателям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искаженным.
- Изготовление поделок из бумаги, например выполнение аппликаций. Ребенку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
- Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
- Конструирование.
- Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
- Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
- Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т.д.
- Всасывание пипеткой воды.
- Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т.д.
- Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
- Все виды ручного творчества: для девочек — вязание, вышивание и т.д., для мальчиков - чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т.д.
- Переборка круп (насыпать в блюдце горох, гречку, рис и попросить ребенка перебрать).
- «Показ» стихотворения. Пусть ребенок показывает руками все, о чем говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.
- Театр теней. Попросить малыша соединить большой и указательный
пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещенной настольной лампой стене появится попугай! Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака. - Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
Ежедневно предлагайте детям такие занятия. Не спешите за ребенка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.
Если вам удалось организовать дома спортивный уголок и ребенок может лазить по спортивной лестнице, подтягиваться на канате, кувыркаться на турнике, рука у него будет крепкой и твердой. Дайте своему ребенку молоток, пилу, гвозди и смастерите вместе с ним нехитрую, но полезную поделку - рука ребенка приобретет уверенность и ловкость.
При такой всесторонней тренировке школьные занятия будут для ребенка не столь утомительными. Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движений кисти. Для этого используйте тест «Вырезание круга», проведя его до начала тренировки и по ее окончании.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, и, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.
Если ребенок трудно входит в контакт со сверстниками, почаще организуйте встречи с ними - сначала для игр, во время прогулок, а затем и для занятии и забав дома. Постепенно у ребенка будет вырабатываться потребность в общении, а перед интересом к совместной деятельности отступят нерешительность и робость. Пользу принесут подвижные игры, если поручать ему «командные» роли. Привлекайте его к труду и не забывайте поблагодарить за помощь.
Ваш ребенок непоседлив, охотно начинает любую игру, любое дело, но не доведя до конца, берется за что-то новое. Он не умеет найти общий язык со сверстниками в играх, так как претендует на положение лидера и не может подчиниться правилам игры. Ребенок нетерпелив, без стеснения перебивает взрослых, не выслушивает объяснения. Такого нужно настойчиво приучать вести себя в соответствии с той или иной ситуацией, научить хорошо и до конца выполнять задания. Иначе он просто не сможет войти в ритм школьной жизни, будет отнесен к числу «неуправляемых» детей и нарушителей порядка.
На пороге школы едва ли не самое главное - научить ребенка самостоятельности. Ведь малышу придется выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.
В обучающем азарте не забывайте, что ваш ребенок пока еще дошкольник, и потому не пытайтесь усадить его за стол и по 45 минут «проходить» с ним предметы.
Ваша задача - лишь правильно оценить объем знаний и навыков, которыми должен владеть будущий ученик.
Математика
Совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счету, и не представляет особой сложности.
Гораздо важнее, чтобы ребенок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее, хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т.д.
Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе.
Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если под рукой нет карандаша с бумагой - не беда: пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков. Счетного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птички, деревья.
Предлагайте ребенку несложные задачки из окружающей его жизни.
Например: «На дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве?»
Ребенок должен уметь вслушиваться в условие задачи.
Чтение
Поиграйте с дошкольником в слова: пусть он назовет окружающие предметы, начинающиеся на определенный звук, или придумает слова, в которых должен встречаться заданный звук. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребенку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтет несложные фразы.
Разговорная речь
Обсуждая прочитанное, учите ребенка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чем-либо, не довольствуйтесь ответом «да» или «нет» - уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца.
Приучайте последовательно рассказывать о происшедших событиях и анализировать их. Предложите его сверстникам поиграть вместе. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего - отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет.
С мячом можно играть в антонимы. «Черный», - кидаете вы ему мяч. «Белый», - бросает ребенок вам в ответ. Точно так же играйте в «Съедобное - несъедобное», «Одушевленное - неодушевленное».
Общий кругозор
Многие родители думают, что чем больше слов знает ребенок, тем более он развит. Но
это не совсем так. Сейчас дети буквально «купаются» в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они им распоряжаются. Прекрасно, если ребенок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен прежде всего знать самые элементарные вещи о себе, о людях и об окружающем мире:
свой адрес (разделяя понятия «страна», «город», «улица») и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. К 7 годам ребенок вполне уже может понимать, например, что бабушка - это мамина или папина мама.
Но главное - помните: все-таки в школу ребенок идет не только демонстрировать свои знания, но и учиться.
Воспитание детей - сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное -не забывайте, что одно из самых надежных - добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в свое детство - это хорошая школа жизни. Готовьте ребенка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребенка, ни для вас.
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям на каждый день. |
1. Говорите сыну или дочери; "Людям должно быть с тобою легко". Не бойтесь повторять это.
|
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям одаренных детей |
1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени. 2. Оценивайте уровень развития ребенка. 3. Избегайте длинных объяснений или бесед. 4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности. 5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения. 6. Развивайте в своих детях следующие качества: |