7.Паспорт логопедического кабинета
Паспорт кабинета учителя-логопеда - Письменской О.В. МКДОУ детский сад "Солнышко"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_logopedicheskogo_kabineta.docx | 34.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
ПАСПОРТ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
МКДОУ д/с «СОЛНЫШКО»
г. Городовиковск
Паспорт логопедического кабинета
График занятости логопедического кабинета
День недели | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Коррекционные занятия | 08.00.-12.00. | 08.00.-12.00. | 08.00.-12.00. | 08.00.-12.00. | 08.00.-12.00. (10.00-12.00)-методическая работа |
Консультации для педагогов | В течение дня | ||||
Консультации для родителей | В течение дня |
Правила пользования логопедическим кабинетом
- ключи от кабинета в двух экземплярах (один у логопеда, второй у заведующей);
- влажная уборка кабинета производится 2 раза в неделю;
- ежедневно проводится проветривание кабинета;
- перед каждым применением и после него производится обработка логопедических зондов и шпателей медицинским спиртом;
- кабинет оборудован зоной для индивидуальных занятий, игровой зоной;
- по окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.
Документация
- Должностные инструкции логопеда.
- Журнал учета посещаемости детьми логопедических занятий.
- Паспорт кабинета.
- Протоколы обследования устной речи.
- Речевые карты.
- Тетради взаимосвязи с воспитателями.
- Тетрадь по работе с родителями.
- Перспективные планы работы.
- Календарно-тематическое планирование.
- Общий план методической работы.
- Циклограмма работы логопеда.
- График работы логопедического кабинета.
- Расписание занятий.
- Тетради индивидуальной работы с детьми.
- Списки детей, зачисленных в логопункт.
- Копии отчетов о результатах коррекционной работы.
- Мониторинг коррекционной работы.
- Рабочая программа логопеда
- Анкеты для родителей
Оснащение логопедического кабинета
- Логопедический стол (1.5м - 0.8 м) - 1 шт.
- Детские столы - 2 шт.
- Детские стулья - 6 шт.
- Стол для логопеда - 1 шт.
- Шкафы для пособий – 1 шт.
- Лампа дневного освещения- 1 шт.
- Чистое полотенце - 1 шт.
- Коробки, папки для хранения пособий.
- Фланелегаф — 1 шт.
- Ковровая дорожка — 1 шт.
- Кушетка
Оснащение зоны индивидуальной работы с детьми
- Набор логопедических зондов – постановочные,массажные.
- Спирт медицинский.
- Вата стерильная.
- Одноразовые марлевые салфетки.
- Пособия для индивидуальной работы.
- Текстовой материал для автоматизации и дифференциации звуков, работы над слоговой структурой слова.
- Материалы для обследования устной речи.
Дидактические игры и пособия в логопедическом кабинете.
Разделы | Дидактические игры и пособия |
Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления, зрительно-пространственных отношений, сенсомоторных процессов | Мозаики различной конфигурации и сложности; «Четвертый лишний», матрешка, счетные палочки, «Чудесный мешочек», «Что перепутал художник»; «Выложи картинку из палочек», «Собери картинку», «Спрячь мышку от кошки», пальчиковый театр, «Какой бантик завяжем кошке?», «Гусеница», «Разноцветные домики», «Разноцветные лодочки», «Сплети венок», кубики «Домашние животные», «Подбери по размеру», «Подбери по цвету», «Собери машинку из геометрических фигур», «Помири ежиков», пазлы. |
Формирование звукопроизношения | «Урожай», «Бал у Белоснежки», «Веришь-не веришь», «1,2,3,4,5 — будем слово выбирать», «Оркестр», «Лесной пир», «Солнечные лучики», «Футбольный матч», Угадайка», «Пропажа», «Рифмы», «Заменяйка», «Классическое лото», «Логическое лото», «Покупки», «Белоснежка и семь гномов», «Звукоед», «Звуковые улитки», «Кто больше?», «Логопедическое лото» (на все звуки), «Играем со звуками», «Звуки, я вас различаю!» и т.д. Пособия для формирования слоговой структуры слова, предметные картинки на звуки; тексты для автоматизации и дифференциации поставленных звуков; комплексы артикуляционной гимнастики, профили звуков, наборы бабочек, снежинок, султанчиков, вертушек, «Сказки веселого язычка», альбомы с иллюстрациями на автоматизацию звуков (Н.И. Соколенко, Н. Новоторцева и др.). |
Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа. | Набор звучащих предметов (погремушки, бубен, свистулька, свисток; «Что услышал, что увидел», сигнальные карточки, схемы слова для определения позиции звука в слове, схема предложения (полоски различной длины); звуковые модели, звуковая линейка, «Звуковые домики»; «Какой это звук?»; «Назови картинку с заданным звуком», «Закрой окошечко, где живет звук»; «Звонкий-глухой», «Логопедическое лото», «Где звук звучит», «Каждому звуку свою комнату», «Доскажи звук», «Найди гласный звук», «Путешествие в страну звуков», «Играем со звуками», «Подбери картинку к схеме»; карточки-задания на формирование фонематического анализа, звуковые схемы слов, звуковички, кружочки для звукового анализа, звуковые пеналы и т.д. |
Грамота | Магнитная азбука, касса букв, книга «Азбука», слоговые кубики, слоговая линейка, картинный материал, карточки-задания, перфокарты, мозаика-азбука, звуковички, «Составь слово», «Составь слово из слогов», «Цепочка слов», Лото «Мы читаем», «Строители», «Новоселье у зверей», «Кого позовут в гости?», «Кому подойдет квартира», «Кто куда поселится», «Преодолей вершину», «Озорной котенок», «Где слово живет?», «Покажи количество слогов в слове», «Сложи слово, найди ему пару», «Пишем и читаем», «Читаем по слогам», «Слоги», Карточки-слова с пропущенными буквами, слогами, Занимательные материалы по обучению чтению (ребусы, кросс ворды и др.). и т.д. |
Формирование лексико-грамматического строя речи | Папки по темам: «Овощи»(№1), «Фрукты»(№2), «Одежда» (№3), «Обувь» (№3), «Мебель» (№ 12), «Посуда» (№ 11), «Животные и их детеныши» (№ 5, №4), «Птицы» (№ 9, №10), «Насекомые» (№ 15), «Транспорт» (№ 6), «Семья» (№ 8), «Времена года» (№ 7), «Инструменты» (№ 16); обучающие карточки по лексическим темам: «Насекомые», «Азбука», «Обитатели морей и океанов», «Птицы», «» игры на развитие навыка словообразования; карточки «Дикие животные», «Овощи и фрукты», «Еда и напитки», «Посуда», «Домашние животные и птицы», «Одежда», «Грибы и ягоды», «Транспорт», «Цветы», «Деревья»; «Назови одним словом», «Какой лист, какая ветка, какое полено?», «Предлоги», «Паровозик», «Разноцветные листья», «Веселый повар», «В огороде у козы Лизы», «Маленькие художники», «Поможем клоуну Роме», «За грибами», «Катины подарки», «Аквариум», «»-задания на развитие лексико-грамматического строя; «Один-много», «Противоположные по смыслу», «Объясни почему?», «Доскажи словечко», «Что за чем?», «Назови ласково», «Что где растет?», «Кому что нужно», «Что забыл нарисовать художник», «Узнай что это?», «Парные картинки», «Забавные ребусы», лото «считаем»; Учебно-игровые комплексы: «Действия», «Домашние животные», «Слова-действия, от предложения к рассказу», «Предлоги», «Дикие животные», «Ягоды», «Сложные слова», «Деревья», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы и цветы», «Слова-предметы», «Слова-иностранцы». |
Связная речь | Схемы для составления рассказов, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, наборы предметных картинок и игрушек для составления сравнительных и описательных рассказов, наборы текстов для пересказа; набор «Кукольный театр». «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», «Составь сюжет для сказки. Любимые сказки», «Слово — предложение-рассказ», «Помоги составить рассказ», «Формирование и развитие связной речи у дошкольников 4-6 лет», «Развитие мышления и речи по картинкам с проблемным сюжетом у дошкольников 5-7 лет», Составление рассказов по картинкам «Профессии», «В деревне» и т.д. |
Развитие мелкой моторики, речевого дыхания | Мозаики различных видов, кубики, конструкторы, свистульки, мыльные пузырьки, свечка, «Веселая шнуровка», трафареты, карандаши, фломастеры, разрезные картинки, счетные палочки, прищепки, «Сухой бассейн из гороха», индивидуальные досточки, раскраски |
Цели и задачи логопедического кабинета:
1.1. Цель: Своевременное выявление и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
1.2. Задачи:
• Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи,
физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей,
• Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
1.3. Коррекционно-педагогическая работа логопеда в ДОУ.
Работа логопеда предполагает:
• коррекцию речевых нарушений;
• развитие речи;
• формирование процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, моторики;
• совершенствование интеллектуально-познавательной деятельности;
• развитие коммуникативных функций;
• подготовку к обучению грамоте;
• использование компьютерных развивающих и речевых игр.
1.4. Направления работы логопеда.
1. Диагностика:
*ранняя;
*для комплектования групп;
* мониторинг /промежуточный и конечный/ качества логопедических услуг.
2. Коррекция: *индивидуальная;
*подгрупповая;
*групповая.
3. Организационно – методическая поддержка:
*педсоветы;
*семинары;
*круглый стол;
*деловые и деятельные игры.
4. Просветительско – профилактическое сопровождение:
*родителей;
*воспитателей через родительские собрания;
*выступления;
*оформление тематических папок – раскладушек.
5. Консультационная помощь родителей и воспитателей через индивидуальные и групповые тематические консультации.
1.5. Функции кабинета.
v Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений.
v Проведение обследования ребенка с целью разработки индивидуальной программы развития.
v Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий.
v Оказание консультативной помощи педагогам, родителям.
1.6. Программно-методическое обеспечение логопедического кабинета:
*программы коррекционно-развивающего обучения,
*перспективные планы работы,
*индивидуальные коррекционно-развивающие программы.
1.7. Работа учителя-логопеда с детьми.
*Научить детей свободно пользоваться родным языком;
*Правильно и понятно излагать свои мысли в устной форме;
*Развитие словаря;
*Формирование грамматического строя речи;
*Воспитание звуковой культуры речи;
*Развитие диалогической и монологической речи.
Коррекционная работа.
• Постановка звуков:
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности речевого аппарата;
- устранение неправильного произношения.
• Автоматизация звуков:
- изолированно;
- в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
- в словах (по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности);
- в предложениях (чистоговоркак, отдельных предложениях, небольших рассказах, потешках, стишках);
- в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах и т.д.)
• Дифференциация звуков:
Развитие у детей умения дифференцировать (различать) в произношении звуки, сходные по артикуляции и звучанию.
Оценочно-контрольная работа.
По окончании коррекционной работы логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звуком в разговорной речи.
Особая значимость этой работы заключается в том, что она является широкой практикой свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их повседневной речи.
Совместная работа с педагогами.
• Тетрадь взаимодействия (еженедельные задания для выполнения в свободное время) включает в себя выполнение артикуляционной, мимической, пальчиковой, дыхательной гимнастики и блок заданий по развитию фонетико-фонематических процессов
• Индивидуальные консультации по вопросам автоматизации звуков у детей, посещающих логопеда. Ведение оценочно-контрольной работы (экран звукопроизношения)
• Письменные консультации: игры на развитие речи, фонематического восприятия, артикуляционной и мелкой моторики
• Показ открытых мероприятий по развитию речи, посещение занятий и развлечений по развитию речи, обучению грамоте.
Логопедическое оснащение кабинета.
• Диагностические материалы;
• Автоматизация, дифференциация звуков. Игры, речевой материал;
• Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте;
• Развивающий дидактический материал;
• Тематический словарь в картинках.
Специальная литература.
- О.Н. Земцова «Развиваем речь» - ОО «»Издательская группа «Азбука-Аттикус» - 2013 год.
- Ю.А. Фадеева Г.И. Пичугина «В мире слов, букв и звуков» - издательство «Творческий центр Сфера» - 2015 год.
- «Энциклопедия подготовки к школе» - ЗАО «РОСМЕН- ПРЕСС» 2006 год
- Е.А. Чевычелова «Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет» - Издательство «Учитель» Волгоград — 2013 год.
- Е.А. Бухтоярова «Программа развития связной речи детей 5-7 лет» Издательство «Учитель» Волгоград — 2012 год
- А.А. Наумов Т.Э. Токаева «Специальный педагог дошкольного учреждения» - Издательство «Учитель» Волгоград — 2013 год
- Е.А. Баландина Л.В. Басаргина «Проектирование образовательной программы» Издательство «Учитель» Волгоград — 2013 год
- О.В. Тырышкина «Индивидуальные логопедические занятия» Издательство «Учитель» Волгоград- 2012 год
- О.Н. Земцова «Грамотейка для детей 4-5 лет» ОО «»Издательская группа «Азбука-Аттикус» - 2013 год.
- М.В. Вышегородская И.Г. Елизарова Л.В. Васильева «Интегрированная образовательная деятельность в логопедической группе ДОУ» Издательство «ДЕТСТВО — ПРЕСС»- 2014 год
- Т.А. Матросова «Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями» ОО «Творческий центр СФЕРА» - 2006 год
- Ю.В. Микляева «Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением» Москва АЙРИСС-ПРЕСС — 2010 год
- Н.В. Новоторцева «Развитие речи дошкольников и коррекция недостатков в детском саду» Ярославль Академия развития — 2012 год
- О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно» - Санкт — Петербург издательский дом «Литера» - 2011 год.
- Н.В. Рыжова «Логопедические занятия с детьми 2-3 лет» Издательство «Учитель» Волгоград — 2014 год
- Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. - М, 1999.
- З.Е. Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб, 2004.
- Лопухина И. Логопедия. С.-П., Дельта, 1999г.
- Коноваленко В. Логопедические раскраски для закрепления произношения звуков: л, р, с, з, ц, ж, ш, ч, щ. М., 1998г.
- Коноваленко В. Домашние тетради для закрепления произношения звуков. М., 1998г.
- Лопухина. И. Логопедия. Звуки, буквы и слова. С.-П., 1998г.
- Новоторцева Н. Рабочие тетради по развитию речи на все группы звуков. Ярославль, 1996г.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1997г.
- Агранович З. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. С.-П., Детство-Пресс, 2004г.
- Колесникова Е.. Развитие звуковой культуры речи. М., Гном-пресс, 1998г.
- Тумакова Г. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 1991г.
- Жукова Н. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 1994г.
- Нищева Н. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР,2005 г.
- Ткаченко Т. Если дошкольник плохо говорит. С.-П., 1998г.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Нарушение речи у детей. М., 1993г.
- Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2000.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение» 2008год.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - Москва «Просвещение», 2008
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: Издательство Гном и Д, 2001.
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. – М: ТЦ Сфера, 2004. 54. 54. 54.
- Володина В.С. «Альбом по развитию речи» Москва РОСМЭН — 2009 год.
- Коноваленко С.В. Коноваленко В.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе» (1, 2, 3 — период обучения) Москва «Гном — Пресс» 2007 год.