Методическая капилка

Майорова Светлана Александровна

Предварительный просмотр:

Как правильно провести открытый урок?

                                                  Учитель географии

                                                   МОУ Истринской СОШ №3

                                                   Майорова Светлана Александровна

ИСТРА 2017

Открытые уроки – это всегда испытание, и прежде всего для учителя.

Конечно, невозможно в одной статье охватить все грани этого процесса, так как многое зависит от предмета, уровня подготовки класса, технических возможностей.

Но есть несколько общих рекомендаций, которые помогут всем, кто готовится к открытому уроку.

 

Подготовка к открытому уроку

Начинать подготовку к открытому уроку лучше всего со следующих шагов:

1. Выбор темы. Желательно, чтобы тема не была архисложной. Можно подгадать так, чтобы выпала тема, которая вам самим интересна. Отступление от плана на 2-3 шага вперед или назад не критично и допускается.

2. Предварительная работа с классом. Хорошо, если вы уже знаете детей. Если сомневаетесь, то лучше провести мини-тестирование по следующим направлениям:

А) знание учащимися предмета, предыдущих тем.

Б) психологическая диагностика класса: выявление сангвиников, холериков, флегматиков. Зная это, вам будет удобнее разбить учащихся на группы, подготовить персональные задания. Так, например, холерики – это активисты, которые будут "рваться в бой". Сангвиникам лучше предложить что-то спокойное, а флегматики порадуют вас четко слаженной работой.

Психологических тестов полно в сети, а можете подключить и школьного психолога, который подскажет, кто из ребят справится с волнением, отвечая у доски, кого лучше спрашивать с места, а кому дать письменное задание.

3. Никогда не проигрывайте урок с детьми заранее. Не натаскивайте их! Поверьте, урок "выстрелит" только тогда, когда у ребят будут гореть глаза. А если они все будут знать заранее, интереса от них уже не дождетесь. Да и вычисляются такие уроки сразу, что, конечно, вредит общему впечатлению.

4. Подготовьте самоанализ урока. Обдумайте и аргументируйте наличие и эффективность каждого этапа урока, примененных вами методов и приемов. Это позволит "выбить почву из-под ног" у проверяющих, так как вы сами заранее укажете — что удалось, а что требует доработки.

5. Не стоит включать в урок типы заданий, непривычные для учащихся. Больше времени уйдет на объяснения. Хорошо, если учащиеся уже знают, как, например, проводится тестирование, что требуется делать во время блиц-опроса, каковы условия проведения конкурсов и т.п. То есть, подобные задания стоит включить в предыдущие уроки, чтобы ребята освоились.

План проведения открытого урока

Какой бы план урока вы не составили важно, чтобы в нем присутствовали все необходимые этапы: проверка домашнего задания, актуализация, рефлексия, выставление оценок, определение задания на дом к следующему уроку. Поверяющие могут сделать замечание, даже если вы в волнении забудете отметить в журнале отсутствующих в классе.

Что касается основных этапов, то здесь все зависит от формы урока и целей урока. Об этом чуть позже.

Теперь общие рекомендации к составлению плана:

1. Определите цели урока. Чем подробнее, тем лучше. Так вам будет удобнее расставлять акценты в процессе. Например, цель: познакомить учащихся с биографией Толстого. Естественно, в уроке должен быть этап, где эта самая биография преподносится ( в виде лекции, презентации, устного сообщения одного из учеников и т.д.)

Или цель: развивать умение работать в группах. Значит, групповая работа обязательно должна быть. Если в целях упомянуто патриотическое воспитание, то и минутку разговора о любви к Родине тоже нужно включить.

То есть, по сути, ваши цели – это составляющие урока, которые предстоит объединить в единую форму.

2. Обязательно проведите хронометраж урока. В своем конспекте обозначьте, сколько времени планируете отвести на каждый этап урока. Это позволит не "заиграться" и сохранить динамичность.

3. Не отводите много времени на самостоятельную работу. Это частая ошибка, которая снижает эффектность урока. Например, вы планируете на выполнение какого-то задания выделить несколько минут. В это время, пока остальные работают, вызовете кого-нибудь к доске. В общем, в классе не должна висеть тишина!

Формы проведения открытых уроков и важные мелочи

Многое зависит от вида урока: будет это урок получения новых знаний, закрепление по пройденной теме или повторение всего раздела. Последние два — наиболее выигрышные, так как оставляют больше простора для фантазии.

Легче всего выбрать нестандартную форму урока: урок-путешествие, диспут, конференцию, спектакль, игровой урок, КВН, урок-суд и т.д. Такие уроки и смотрятся ярче, и позволяют вместить все необходимые этапы. И помните, ваш урок выиграет, если вы выберите такую форму, которая максимально ярко продемонстрирует уровень подготовки учащихся. Чем больше говорят сами дети, тем лучше!

Если остановились на традиционном уроке, стоит включить какие-то элементы из нестандартного: мини-игру, аукцион, тестирование.

Хорошо работает форма урока, которая предполагает деление класса на группы. Элемент соревнования всегда вносит динамику. В другом случае обязательно продумайте тип задания, который бы разделял класс на группы, пары, тройки.

Без использования ТО любой открытый урок сейчас, увы, смотрится архаикой. Подготовить презентацию к своему уроку – не проблема. Если вы совсем не в ладах с техникой, можно и Интернетом воспользоваться.

Кстати, вместо презентации можно подготовить слайды с заданиями и прибегать к помощи компьютера на протяжении всего урока. Те же тесты, например, можно вывести на экран монитора. Это, кстати, и время экономит.

Но нельзя заменять компьютером весь дидактический материал. Раздаточный материал, наглядный, демонстрационный тоже обязательно должен быть. Например, даже если вы подготовили суперскую презентацию по биографии писателя, его портрет, вывешенный возле доски, только добавит баллов.

Еще одна ошибка, которую часто допускают молодые учителя – когда наглядность есть, но никак не работает. Например, повесили таблицу логарифмов, а в процессе урока ни разу к ней не обратились. Это не правильно. Не забывайте про принцип: "Если ружье на стене висит, оно должно выстрелить".

Еще одно правило – обязательная привязка к жизни, к современности. Неважно, какой предмет вы преподаете, урок будет неполным, если из него не следует никакой практической привязки к обычной жизни.

И напоследок хотелось бы напомнить, что открытые уроки проводятся для коллег, чтобы поделится с ними своим накопленным опытом или продемонстрировать свои умения перед комиссией. В связи с этим, было бы неплохо предоставить гостям урока некоторые материалы. Помимо опорного конспекта можно подготовить памятки, в которых отдельно указать: какие методы использовались на уроке, какие приемы, подготовить образцы раздаточных и дидактических материалов, список использованной литературы, краткое изложение своего видения преподавания данной темы. Это только повысит оценку урока.



Предварительный просмотр:

Доклад подготовила: Майорова С.А.

«ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТНЫМ ОЛИМПИАДАМ»

Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей – одно из направлений национального проекта «Образование» и президентской инициативы «Наша новая школа». Роль учителя - разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка,  активизировать познавательный интерес и подвести учащихся к  достижению высоких результатов в учебе. Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть определённые природные данные: хорошо развита логика, цепкая память,  он имеет более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности, имеет доминирующую,  активную, ненасыщаемую познавательную потребность, испытывает радость от умственного труда вообще большое трудолюбие.  При наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад.

Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников. Это своего рода специализированный IQ для наших учащихся.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.

Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными. Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо произвести отбор. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных областях. Как же заинтересовать ученика, чтобы он захотел сам готовиться и участвовать в олимпиаде ? На основе собственного опыта могу предложить условия подготовки к олимпиадам.

                                Условия подготовки к олимпиадам:

1. Отбор учащихся , выявляющих общие и определенные способности по предмету.

Идеальным контингентом для подготовки являются высокомотивированные  к освоению обществознания  учащиеся, высокий уровень их как общих, так и специфических способностей, высокая работоспособность в выполнении заданий (умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять многовариантные решения поставленных проблем).  Отбор осуществляю в ходе наблюдения на уроках, организации исследовательской деятельности, проведения внеклассных мероприятий.

Я веду отбор и привлекаю к участию в олимпиадах учащихся с 6 класса. И уже к 9-му классу имею резерв из 2-3  учащихся, способных защищать честь школы  на муниципальном этапе олимпиады.Одновременно с выявлением школьников интересующихся обществознанием и правом  и формированием этого интереса, должно происходить создание творческой группы, команды школьников готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников.

2. Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия.

Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение ее удовлетворения, осуществляется через внеурочную деятельность: различные  конкурсы,  кружки, элективы.

3. Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках. Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.

Кропотливая работа будет результативна , если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя  выражается лишь в уровне знаний , умений и его способности передать их ученику.

При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольких принципов.

1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются  собственными усилиями, в процессе работы с литературой  при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.

2.Принцип активность знаний.

Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

3. Принцип опережающего уровня сложности.

Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся,  раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

4. Анализ результатов прошедших олимпиад.

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так  и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

5. Индивидуальный подход.

Индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от  неумения  решать  сложные  задачи  к  творческим  навыкам   выбора  способа их решения

6. Психологический принцип

Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни!  Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не бывают. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя. Все победить не могут. Не нужно расстраиваться, а нужно работать, работать и работать! Хотя и здесь всё очень индивидуально.

Неприемлем  принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.

Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремиться не подвести своего учителя.

Подготовка олимпиадников возможна (успешная) лишь в случае постоянного тандема учитель-ученик-родитель.

Реализация этих принципов и правил -  это успешное выступление  учеников нашей школы на муниципальных и региональных олимпиадах, где  они показывают высокие результаты.

Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.



Предварительный просмотр:

Доклад на ШМО классных руководителей

«Безопасность детей в сети Интернет и интернет – угрозы для ребенка»

Цель: Психолого- педагогическое просвещение родителей учащихся по проблеме безопасного использования ресурсов сети Интернет.

Задачи:

  • Показать родителям важность и значимость проблемы формирования у детей сетевого этикета.
  • Рассказать родителям о правилах общения в Интернете.
  • Ознакомить родителей с источниками информации по проблеме безопасности ребенка в Интернете.

Добрый день! Тема нашего сегодняшнего собрания «Безопасность детей в Сети Интернет и Интернет - угрозы для ребенка».

Вспомните свое детство. Какие главные развлечения у вас всплывают в памяти? Какими играми Вы были увлечены? Как организовывали свободное время? Игры нашего детства были немного иными, чем игры наших детей. «Салки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Глухой телефон» и т.д., чтение интересных книг о великих открытиях, исторических романов также позволяло с пользой провести свободное время.

Современные дети совсем по-другому смотрят на организацию досуга. Сегодня главное развлечение для ребенка – компьютер. Мы с вами живем в непростой, но очень увлекательный век, век всеобщей информатизации компьютерных технологий, цифровых инноваций и господства всезнающей, все умеющей, все дозволяющей Сети. Компьютеры становятся необходимой принадлежностью офисов, медицинских учреждений, школ, прочно входят в наш быт. Современные дети, кажется, «уже рождаются с умением пользоваться компьютером». С одной стороны, это хорошо: виртуальный мир сегодня оказался, по сути, главным источником информации, не нужно идти в библиотеку, стоять перед полками в магазине, достаточно кликнуть мышкой и все чего вы желаете, как «по щучьему велению» будет доставлено в ваш дом. Кроме того, с введением новых образовательных стандартов, современная школа отходит от привычных моделей обучения, ребенок теперь сам должен научиться добывать информацию. И в данном случае Интернет становится просто незаменимым орудием для образования. Однако с другой стороны, психологи и врачи говорят о появлении новой болезни - компьютерной зависимости.

Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Но, в то же время, Сеть таит в себе много опасностей.

Глава правительства Д.А.Медведев еще в 2012 год объявил годом безопасного интернета. Уже тогда возникла проблема бесконтрольного пользования детьми непроверенными сайтами. Думаю, что ни один родитель не останется равнодушным к проблемам собственного ребенка.

Интернет общение в жизни ребенка - это хорошо или плохо? Сколько и как должен общаться ребенок в Интернете? Нужно ли ограничивать общение детей в сети? Важно ли прививать этические понятия ребенку по отношению к общению в Интернете? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня дать ответы.

Итак, какие опасности подстерегают ваших детей при бесконтрольном выходе во всемирную сеть Интернет?

Опасности, с которыми дети могут столкнуться в Сети

Доступ к неподходящей информации:

сайты, посвященные продаже контрабандных товаров или другой незаконной деятельности,

сайты, размещающие изображения порнографического или иного неприемлемого сексуального контента, к которым дети могут легко получить доступ,

сайты с рекламой табака и алкоголя;

сайты, посвященные изготовлению взрывчатых веществ;

сайты, пропагандирующие наркотики;

сайты, пропагандирующие насилие и нетерпимость;

сайты, публикующие дезинформацию;

сайты, где продают оружие, наркотики, отравляющие вещества, алкоголь;

сайты, позволяющие детям принимать участие в азартных играх онлайн;

сайты, на которых могут собирать и продавать частную информацию о Ваших детях и Вашей семье.

Проблема защиты детей в Сети находит самый широкий резонанс и это не случайно. Обратимся к статистике:

-около 50% детей выходят в Сеть без контроля взрослых.

- 19% детей иногда посещают порносайты, еще 9% делают это регулярно.

- 38% детей, просматривают страницы о насилии

- 16% детей просматривают страницы с расистским содержимым

- 25% пятилетних детей активно используют Интернет.

-14,5% детей назначали встречи с незнакомцами через Интернет, 10% из них ходили на встречи в одиночку, а 7% никому не сообщили, что с кем–то встречаются.

Только вдумайтесь в эти статистические данные! И это число постоянно растет. А ведь не исключено, что и Ваш ребенок может оказаться в Интернет - зависимости, которая на сегодняшний день приравнивается к болезни, наравне с алкогольной и наркотической зависимостью.

Можно ли заболеть Интернетом? Ведь Интернет – это не вирус, попавший в кровь? Конечно, можно.

Общение по Интернету не проходит даром, ни для взрослых, ни для детей. В Сети человек чувствует себя спокойнее, здесь думать о внешности и всем остальном не надо, поэтому коммуникативные и другие умения не имеют значения. Справедливо отмечают, что для некоторых это место, где можно отдохнуть и сбежать от реальной жизни, можно сказать все, что вздумается, не заботясь об ответственности.

В Интернете также есть игры, приложения, которые получили широкое распространение. Например, компьютерная игра «Моя любимая ферма». Вроде бы ничего особенного: ни мутантов, ни крови, ни насилия. Но как она затягивает! Дети, прибегая домой, буквально бросаются за компьютер, чтобы полить огород или поухаживать за животными, зачастую забыв про обед для себя, уроки или помощь по дому. Такие игры привлекают своей массовостью, одновременно в игре может находиться несколько сотен участников, знакомых и незнакомых. Кроме того, играя в компьютерные игры, трудно проиграть состояние, однако очень просто и быстро «проиграть» свой разум. Интернет, к которому вырабатывается нездоровое пристрастие, как, например, в случае с компьютерными играми, поглощает все время и всемысли человека.

Наибольший урон учебе, карьере, дружеским и семейным отношениям наносит увеличение времени, проведенного в он-лайн, и, как следствие, оттеснение реальной жизни на второй план. У современного человека есть много возможностей приятно провести время, но он ищет все новые и новые. Сеть в этом ряду занимает свое особое место. Сеть не вызывает физиологической зависимости, но вызывает психологическую, особенно у детей и подростков.

Проблемой игромании в России врачи занимаются последние семь - восемь лет. Но с каждым годом она становится острее. В основном врачи работают с подростками от 12 лет, но среди пяти - шестилетних детей уже есть такие, которые мыслят компьютерными категориями. Среди пациентов в основном мальчики. Агрессивность и инстинкт охотника, свойственные мужской натуре, разрастаются на благодатной почве компьютерных игр. А еще игра - это сильные ощущения. Поэтому именно дети, которым в жизни не достает позитивных эмоций, общения с родителями, чаще всего становятся жертвами компьютера. Виртуальный мир дает искаженное представление о мире реальном. И тем самым играет с ним злые шутки. Так, игрок усваивает, что можно прыгнуть с большой высоты и не разбиться. Можно войти в огонь и не сгореть. И мчащаяся на полном ходу машина в виртуальном мире не опасна. А в итоге ребенок привыкает не особо реагировать на такую же машину в мире реальном, что влечет за собой последствия, связанные с летальным исходом.

Одна из новейших Интернет - угроз – так называемы «киберсуицид» или согласованные самоубийства. По Интернету подростки и молодые люди договариваются о совместном самоубийстве. В Сети довольно много сайтов, где подробно описаны и проиллюстрированы способы свести счеты с жизнью. Подростки, которых интересует подобный опыт, говорят о том, что вместе уйти из жизни проще, чем поодиночке, в сети находят поддержку своим суицидальным наклонностям, вступая в контакт с единомышленниками, которые как и они сами, думают о самоубийстве.

В социальных сетях через программы мгновенного обмена сообщений ребенок может стать жертвой педофилов. Преступники представляются сверстниками и выманивают у детей адрес или маршрут следования из школы. Пострадать ребенок может и от поведения других детей. В России набирает обороты киберхулиганство: подростки снимают на видео сцены унижения или избиения сверстника и выкладывают этот ролик в Интернет. Так об этом факте узнают десятки, а то и сотни ровесников жертвы, и начинается его настоящая травля.

Еще одной из проблем, подстерегающих в сети Интернет, является пропаганда жестокости, экстремизма и нетерпимости. Когда информация экстремистского содержания попадает в руки взрослого, знающего разницу между добром и злом, в руки полностью сформировавшейся личности это, в большинстве случаев, не принесет серьезного вреда, и совершенно другое дело, когда сайты экстремистского, националистического содержания попадают на глаза детей, личность которых еще только проходит этап становления. Что произойдет с психикой ребенка, например, после просмотра ролика казни людей боевиками ИГИЛ, которые были доступны в сети в течение 2-х дней?

Ни для кого не секрет, что широкие возможности Интернета уже давно и активно используют экстремистские и террористические организации по всему миру. Существенную проблему сетевая деятельность террористов представляет и для России. Так, за последнее время МВД России выявило в Сети 148 сайтов террористической и экстремисткой направленности: в российском сегменте Всемирной паутины – более 70 сайтов, в США – 49, в Нидерландах – 6, Германии – 5, в Великобритании – 4, в Канаде – 3 и в Турции -2. Очень известны случаи, когда школьницы, девочки – подростки общаются с боевиками, представителями ИГИЛ через социальные сети. Так, 16-летняя жительница Москвы  2 года общалась по сети с возлюбленным из Дагестана. При этом девушка не вела себя замкнуто в школе, училась на 4 и 5. Когда молодой человек приехал к ней в Москву,  она за сутки успела принять ислам и совершить бракосочетание по мусульманскому обряду. В тот же день девушка вместе с молодым человеком уехала в Дагестан. Когда их задержали, было выяснено, что пара собиралась уехать в Сирию и вступить в ряды Исламского государства.

В ноябре 2015 года правоохранительные органы Краснодарского края нашли школьниц, которые пропагандировали радикальные идеи ислама и общались через Интернет с членами ИГИЛ (деятельность организации запрещена в РФ). Эти ученицы 7-8 классов распространяли и популяризировали среди одноклассников идеи создания исламского халифата – это мусульманское государство в Сирии, Ливане, Израиле, Палестине, Турции, на Кипре и в Иордании.

Вывод: Интернет прочно вошел в нашу жизнь, и вопросы психологической, нравственной и антитеррористической безопасности важны сегодня, как никогда. В России около 8 миллионов пользователей глобальной сети - дети. Они могут играть, знакомиться, познавать мир... Но в отличие от взрослых, в виртуальном мире они не чувствуют опасности. Наша обязанность - защитить их от негативного контента.

Как защитить ребенка от интернет - зависимости

  1. Как можно больше общаться с ребенком
  2. Приобщать ребенка к культуре и спорту, чтобы он не стремился заполнить свободное время компьютерными играми.
  3. Не сердиться на ребенка за увлечение компьютерными играми и ни в коем случае не запрещать их. Исключение составляют игры с насилием и жестокостью.
  4. Совместно просматривать игры и сайты, в которые играет и которые посещает ребенок.
  5. Объяснять ребенку разницу между игрой и реальностью.
  6. Не давать ребенку забыть, что существуют настоящие друзья, родители и учеба.
  7. Занимать его чем-то еще, кроме компьютера.
  8. Ребенку обязательно нужно чувствовать вашу любовь и заботу, быть уверенным, что его обязательно поймут и поддержат.
  9. Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете.
    Посещайте Сеть вместе с детьми
  10. Научите детей доверять интуиции.
  11.  Если их в интернете что-либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам.
  12. Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде — даже в виртуальном мире
  13. Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем-то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации
  14. Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в Интернете. Объясните, что незаконное копирование чужой работы — музыки, компьютерных игр и других программ — является кражей.
  15. Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
  16. Скажите детям, что не все, что они читают или видят в Интернете, — правда.
  17. Приучите их спрашивать вас, если они не уверены.
  18. Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них.

Способы защиты детей от вредной информации в Интернете:

  1. Использование лицензионного программного обеспечения (оперативная система, антивирусная программа)
  2. Использование специальных интернет-фильтров (интернет – цензор - http://icensor.ru/soft/ - бесплатная программа). В основе программы лежит технология «белых списков», гарантирующая 100% защиту от опасных и нежелательных материалов.
  3. Использование детских интернет-браузеров (например, детский интернет-браузер Гуголь -
  4. Использование детских поисковиков
  5. Входите в Интернет совместно с детьми. По возможности находите совместные дела, интересуйтесь предпочтениями вашего ребенка.

Подведение итогов

Итак, давайте подведем итог. Главное: Ваша задача проинформировать родителей как распознать интернет-зависимость ребенка на ранней стадии и рекомендовать установить пределы на пользование Интернетом. А также посоветовать родителям определиться с интересами ребенка, найти общие дела, которые отвлекут их сына или дочь от виртуального общения, дав понять, что маме и папе не безразлично, чем интересуется их ребенок, чему отдает предпочтения.

Все, что ребенок может прочитать, посмотреть или послушать в сети Интернет, несет определенную информацию, и только от Вашего контроля зависит, будет ли она развивать его творческое мышление, помогать ребенку в процессе обучения, или напротив, повлияет отрицательно.

Если вы обнаружили зависимость вашего ребенка, не ждите чуда, начинайте действовать сегодня!



Предварительный просмотр:

МОУ Истринская СОШ №3

Применение технологий проектного обучения на уроке географии в учебном процессе.

Использование краеведческого материала на уроках географии.

Подготовила: Майорова С.А., учитель географии.

                                                     Пусть учитель спрашивает с ученика не только

                                               слова  затверженного урока, но смысл и самую суть

                                                 его и судит о пользе, которую он принял, не по

                                              показаниям памяти своего питомца, а по его жизни.

                                            И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему

                                               это  с сотни разных сторон и применит к множеству

                                                различных предметов, чтобы проверить, понял ли

                                                  ученик, как следует и в какой мере усвоил это…

                                                                                                                            М.Монтень.

     

      Школьное обучение есть организованный процесс, он осуществляется систематически, планомерно и объективно означает усвоение ребенком за небольшой срок основ тех знаний, которые были приобретены человечеством за тысячелетия. Поэтому очевидно, что ученик не может овладеть ими чисто эмпирически, требуются определенные способы и методы усвоения. Метод непосредственного столкновения с действительностью по необходимости приобретает вспомогательное значение - иначе невозможно показать  все виды  местности, изучаемые на уроках географии, или всех животных, о которых идет речь. Однако связь познания с действительностью в школьном обучении оказывается более прочной и более существенной, затрагиваются более важные стороны реальной действительности, чем в стихийном познавательном опыте. Один  из  видов  повышения  уровня  познавательной деятельности - это применение новой технологии, метод проектов, используемый в моей работе. Я могу поделиться методикой проектов на своих уроках. Тем более по ФГОС использование данного метода  необходимое условие преподавания на уроках. Ведь в конечном итоге мы должны научить ученика получать определенный продукт.

       Мини-проекты в 6 классах по темам: план и карта, рельеф и формы поверхности, атмосфера. В 7 классах - использование информационно-реферативных и исследовательских проектов по материкам и океанам. В 8 классах возможна следующая тематика: особенности климата  района, водные ресурсы области, растительность и животный мир малой Родины, экологические проблемы, народы. В 9 классах - особенности положения малой Родины. Особенности населения: численность, рождаемость, смертность, естественный прирост, половозрастной состав населения, безработица, изучение особенностей хозяйства нашей территории. В 10 классах - глобальные проблемы человечества.

         Использование краеведческого материала на уроках - это один из методов повышения интереса к изучаемому материалу. Применение дополнительной информации в виде краеведческого материала создают условия  для  понимания и принятия учениками той  истины, что жизнь в малой родине разнообразна и богата и связана со всеми процессами, происходящими в жизни и обществе. Поэтому задачи  использования  краеведческого материала на уроках географии таковы:

  • повышение интереса к   предмету,
  • формирование умения  давать характеристику природных реалий,
  • научить  ориентироваться  в географии своего края,
  • обучить способам поиска и сбора информации  по интересующему вопросу, ее  систематизации,
  • проверки достоверности фактов на основе анализа и сопоставления с другими данными,
  • развитие творческого мышления,
  • формирование собственной позиции и умение аргументировать и отстаивать ее в ходе дискуссий,
  • побудить гордость за малую родину.

При закреплении темы в 6 классе «План местности» организую урок мини проект, где учащиеся,  используя текст сказки, например «Гуси-лебеди» переводят текстовую информацию в графическую. Несмотря на кажущую шутливость проблемы, речь идет о формировании пространственных представлений.  Знания о масштабе, азимуте, условных знаках   учащиеся применяют для решения столь важной жизненной ситуации - умении составлять план местности. И придумать взаимное  расположение объектов отнюдь не лёгкая задача.

Использование краеведческого материала на уроках в 6 классе

по теме: план и карта.

Съемка на местности. Составление плана школьной территории.

   Подготовительный этап:

  1. Разбивка на бригады.
  2. Подготовка необходимых инструментов: планшет, измерительная лента, чертежные инструменты.
  3. Привязка к местности.
  4. Каждая бригада получает разные участки, и различные способы съемки.

Темы: Рельеф формы поверхности. Воды суши.

 Эти две темы изучаются во время экскурсии на берегу реки.  

Цели:

  1. Проследить особенности рельефа.
  2. Изучить залегание горных пород  .
  3. Изучить части реки (русло, долина, терраса, определить, где правый, где левый берег)
  4.  Отличительные черты равнины, реки равнинной, от горной.
  5.  Необходимость охраны рек, почему? Аргументы.

Тема: Атмосфера.

Экскурсия на метеорологическую площадку:

Цели:

  1. Познакомиться с приборами для определения основных показателей климата,
  2. Узнать, как проводится сбор данных и их обработка,
  3. Проведение профориентации

Тема: Компас – прибор для ориентирования.

Работа на элективном курсе по географии.

Цель:

  1. Создание первого примитивного прибора для ориентирования,
  2. Возможность работы с ним,
  3. Узнать, как совершенствовался компас,
  4. Первые компасы на территории России.

Тема:Биосфера.

Создание полевого дневника. Работа на местности.

Цели:

  1. Показать, что такое природный комплекс,
  2.  Рассмотреть природные компоненты,
  3. Доказать, что природные компоненты взаимосвязаны,
  4. Создать полевой дневник на примере любого ПК( сад, огород, болота, пойма реки и т.д)
  5. Другие темы проектов.

 

Тема проекта

Краткое описание проекта

  1. Такая разная Земля

Представления людей о Земле в разные исторические эпохи

  1. Читаем карту

Как и когда появились первые карты, виды карт, их значение в жизни человека

  1. Путешествие к центру Земли

Разные точки зрения на внутреннее строение Земли

  1. И все-таки она вертится…

Причины вращения Земли, ее место среди планет Солнечной системы, на что влияет вращение Земли

  1. Космический портрет Земли

Земля как планета, ее положение в Солнечной системе, представления древних астрономов

Проекты в 7 классе.

    Проектная деятельность учащихся может занимать не весь урок по времени, а часть урока. Например, при изучении темы: «Открытие и исследование Антарктиды» сначала вы расскажите об особенностях материка Антарктиды, об его открытии, а далее, используя  дневники экспедиций Рауля Амундсена  и Роберта Скота, составите таблицу вместе с учащимися  причин успеха одной экспедиции гибели другой, анализируя состав команд, опыт руководителей, выбор маршрута и снаряжение. А далее базируясь на этих знаниях, вы спланируйте  проектную деятельность, предлагая готовую проблему: «Представьте себе, что мы отправляемся в опасное путешествие на Южный полюс. И нам необходимо выбрать надежное оборудование».Задание распределяем  между группами.  

    Первой группе - снабдить экспедицию необходимым продовольствием                                                          ( предлагаем учащимся картинки продуктов: хлеб, сахар, парное молоко, рыбные и мясные консервы, халву, лимонад, сухофрукты и т.д.).                                                                                                         Второй  группе – подобрать для экспедиции необходимое снаряжение (предлагаем учащимся картинки: рюкзак вместительный, палатка, спальный мешок, зонтик, дамскую сумку и т.д.).                                                                                                                                Третьей группе - подобрать современные средства связи ( предлагаем учащимся картинки: стационарный компьютер, рупор, сотовый телефон, ноутбук на сотовых батарейках для общения, спутниковая навигация, спутниковый телефон и т.д.)       Четвёртой  группе- обеспечить команду  современными средствами передвижения                                ( предлагаем учащимся картинки: упряжка ездовых собак, снегоход, коньки, лошади- маньчжурские пони, гусеничный дизель, современные пластиковые лыжи, современный скоростной автомобиль и т.д.).                                                                                                      Пятой  группе - обеспечить членов экспедиции обовью  и одеждой ( предлагаем учащимся картинки: валенки, шубу из натурального меха, туфли на высоком каблуке, пуховая длинная куртка, солнцезащитные очки, ботинки влагоустойчивые и т.д.).  Учащиеся, отбирая по картинкам  оборудование для своей будущей экспедиции,  обнаружат знания (причины успеха экспедиции Амундсена и причины гибели экспедиции Скотта), которые  и используют для решения проблемной ситуации, возьмут информацию о том, каким должно быть  снаряжение.

Тема проекта

Краткое описание проекта

Географические открытия

Знаменитые географические открытия

По следам Робинзона Крузо

Остров Робинзона – миф или реальность?

Где находится остров Робинзона?

Особенности природы острова, соответствуют ли они реальным фактам?

Остров Робинзона Крузо сегодня.

На острове сокровищ

Где находится остров пиратов из романа «Остров сокровищ»?

Остров сокровищ сегодня.

Глобальное потепление –
миф или реальность?

Причины, точки зрения, проблемы, последствия.

Тайны ледяного континента

Почему Антарктида покрыта льдом?

Почему это самый холодный материк?

Всегда ли она была покрыта льдом?

Что скрывает ледяной панцирь?

 

Проекты в 8 классе.

 В восьмом классе каждая тема связана с краеведческим материалом. Немалую      помощь в этом  оказывает предмет «Родное Подмосковье». Говоря о географическом положении России, можно определить географическое положение нашего района. Изучая тему «Часовые пояса»,  определение часового пояса, в котором находится район и область.  Знакомясь с темой «Освоение и заселение территории  Российского государства», обращаю внимание ребят на освоение Подмосковья, строительство городов-крепостей на территории района, образование   края и, конечно, появление сёл. Здесь уместно знакомство с материалом краеведческого музея. Рассматривая тему водные ресурсы можно создать проект по топонимам. Но мы делали проект в форме стенда по истории исследования, открытии.  Изучая тему «Природа России», рассматриваю каждый компонент в связи с территорией нашего района.

      Главная цель - выявить механизм влияния окружающей среды на человека и изменение уровня зависимости человека от природно-географических условий; показать и проследить, как  изменилась  система природопользования, каковы последствия хозяйственной деятельности человека на примере нашего района.

         И  чаще всего,  именно из-за дефицита времени, на уроке я предлагаю детям готовую проблемную ситуацию.  Например, при изучении темы   «Типы климатов России» суть проблемной ситуации состоит в следующем: ««Вы являетесь студентами историко-географического факультета университета в Сиднее. Вас отправляют  в командировку сроком на 1 год в города Российской Федерации с целью изучения культуры народов России. Вам необходимо собрать чемодан вещей. Купить вещи и обувь на территории Росси вы не сможете, так ограничены  в иностранной валюте, и поэтому чемодан надо собрать дома». В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос: «Какие вещи взять с собой?».                                                                                                              

2. Посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования. Планируются план действия:                                                                                                                                                        -определить по карте, в каком климатическом поясе и какой климатической области находится ваш город находится город;                                                                                               - найти из предложенной информации характеристику климатического пояса и климатической области, в которой находится  город, изучить  погодные условия  4 –х  времен года  города;                                                                                                                                              - из предложенных вариантов одежды и обуви выбрать ту одежду и обувь, которая соответствует  погодным условиям  города и сложить в «чемоданчик»       Учащиеся, работая в группах, установили  несоответствие между имеющимися знаниями и новыми потребностями. Чтобы собрать чемодан вещей для проживания в незнакомом типе  климате, надо знать климатические условия городов (недостающая информация). Проблемная ситуация на уроке связана с жизнью, прежде чем отправиться в незнакомую страну, каждый человек сначала находит информацию о климате территории, изучает её, а затем только пакует чемодан. Задача учащихся    провести анализ и выбрать самую необходимую информацию, соответствующую климатическим условиям своего города   и  в соответствии с климатическими условиями своего города собрать чемодан вещей, т.е. низким tº должны соответствовать такие виды одежды: шубы, меховые шапки, валенки, меховые рукавицы, теплое белье и т.д. При организации учебного мини- проекта на уроке учитель навязывает  проблемную ситуацию учащимся, и мастерство учителя будет заключаться в том, как он сумеет в эту закручивающуюся спираль вовлечь всех учеников.     

    Предлагаю выход в Интернет, используя поисковые системы http://www.rambler,

http://www.yandex.ru  т.д. на конкретны сайты www.ecosystema.ru/07referats/baikal ,  www.xepcoh.info/referats/view по проблемам, например, озера Байкала, где учащиеся, имея текст, на писанный учителем, проверят достоверность информации, либо утвердят  её, приводя несколько  аргументов, либо отвергнут, обосновывая.

                                                       

Тема проекта

Краткое описание проекта

Морские ресурсы России

Можно ли исчерпать морские ресурсы?

Чем грозит человечеству истощение морских ресурсов?

Есть ли способы восстановления морских ресурсов

Экологические проблемы морей

Причины экологических проблем, последствия, способы их решения

Открытие и освоение территории России

Забытые страницы истории освоения территории страны.

Причины, побудившие людей искать новые земли.

Кем были первооткрыватели земли русской?

Влияние человека на рельеф, последствия этого воздействия

Антропогенные ландшафты, эрозионные процессы как следствие воздействия человека на природу

Климатические ресурсы России

Что мы понимаем под климатическими ресурсами?

Богата ли Россия этими ресурсами?

Как изменятся климатические ресурсы России в результате глобального потепления?

                     

Проекты в 9 классе.

       В 9 классе при изучении темы «Население» работаем над мини-проектами с  использованием  данных    администрации, архива, службы занятости:

  • об изменении числа коренных жителей за последние 20 лет,
  • численность населения села и района (данные статистики),
  • количества трудовых ресурсов (отдел занятости),
  • количества трудоспособного населения и количества безработных.

Провожу профориентацию: в каких профессиях есть потребность на территории района, области,  региона. Затрагиваю демографическую ситуацию в районе: увеличилась или уменьшилась численность населения, есть ли миграция, куда, откуда, какая проблема существует в сельской местности. Делаем вывод.

     Изучая тему «Межотраслевые комплексы», необходимо показать структуру хозяйства нашего района, какие отрасли перестали существовать, какие продолжают развиваться.

Основываясь на свой опыт, предлагаю варианты подачи информации для учащихся при выполнении учебного  проекта:

  • Предлагаю учащимся тексты с готовой информацией, им остается выделить из предложенной  информации ту, которая формирует знания по теме. При организации мини-проекта по теме урока в 9 классе «Проблемы АПК и пути их решения» учащимся предложена проблема: «Вы решили заняться фермерской деятельностью. Приобрели землю на территории европейского севера. Выберите из предложенных с/х культур те, которые будете выращивать, обоснуйте свой выбор. Составьте бизнес план развития растениеводства». Предлагаю учащимся разные информационные тексты, например, текст описание природной зоны тайги, который как бы на первый взгляд, и не связаны с проблемой урока, но именно здесь указываю причины формирования подзолистой почвы и предлагаю варианты  её использования в с/х. Учащимся эта информация необходима   для письменного составления бизнес-плана развития растениеводства.
  • Предлагаю информацию в виде  готовой таблицы. Например,  мини проект по теме « Электроэнергетика» в 9 классе, где  показываю  принципы размещения всех типов электростанций. Решая проблему: «Какой тип электростанции построить в городе Певеке», учащиеся не только изучают принципы размещения всех  типов электростанций, отмечая преимущества и недостатки каждой, но и применяют новые  знания  в нестандартной ситуации, находят в таблице аргументы в пользу той электростанции, размещение которой наиболее целесообразно в городе Певеке.

         Предлагаю 3 источника информации. Например, используя источники, необходимо написать выступление на экологическую конференцию на тему «Современные демографические процессы», с точки зрения демографа–оптимиста или демографа-пессимиста, привести тезисы оппонента, опровергая собственную позицию по этому вопросу. Это один из самых сложных вариантов работы с информацией, где учащиеся извлекают информацию  по трем источникам, содержащих прямую и косвенную информацию, исходя из собственного понимания целей,  при этом одна информация противопоставлена другой.

Мини-проект (I).

  Изучение особенностей климата территории   района на примере последних 10 лет:

  • графики хода t, изменение (повышение, либо понижение t),
  • количество осадков за 10 лет (диаграммы, увеличение либо понижение t),
  • сделать вывод,  связать с глобальной проблемой потепления климата.

                        Мини-проект (II).

Изучение особенностей структуры лесного хозяйства:

  • какова площадь лесных угодий   района,
  • показать изменения за последние 10-15 лет (в динамике) в графике,
  • каковы объемы заготовки за последние 10-15 лет в графике,
  • объемы восстанавливаемых угодий лесным хозяйством за 10-15 лет в графике, способность лесных массивов к самовосстановлению.
  • Вывод. Что ожидает наш район в будущем?

                        Мини-проект (III).

    Охотничье хозяйство:

  • какое количество животных охраняется  на  территории   района,
  • ведется  восстановление  поголовья,
  • отстрел каких животных разрешен на нашей территории.

 Более подробное изучение особенностей природы региона можно вести при изучении крупного природного района. Необходимо подвести ребят к проблеме улучшения среды обитания человека, например, малой родины. Поставить задачу сохранения и восстановления окружающей природы. Выявить, какие экологические проблемы существуют в нашем районе, и найти их пути решения.

 

Мини-проект (данные архива).

1.Какие отрасли промышленности существовали на территории   района 20, 10, 5 лет назад?

2.Какие совхозы и колхозы существовали 20, 10, 5 лет назад и  существуют сегодня?

3.Какова площадь сельскохозяйственных земель, чем засевались 20, 10, 5 лет назад и засеиваются сегодня? (Построить диаграммы).

4.Какие отрасли хозяйства существуют сегодня, что они производят? (Финотдел).

5.Перспективы развития  района.  (Интервью).

6.Вывод и задачи.  

В 7 , 10, 11 классах используется реферативно-исследовательская деятельность ученика. В 7 классе природа материков и их открытие. В старших классах тема «Глобальные проблемы человечества». Именно с этой темы началась моя проектная деятельность.                                                  

                             

Критерии оценивания проектов учащихся

Критерии оценки проекта

Содержание критерия оценки

Кол-во баллов

Актуальность поставленной
проблемы

Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане?

От 0 до 1

Насколько работа является новой? Обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов?

От 0 до 1

Верно ли определил автор актуальность работы?

От 0 до 1

Верно ли определены цели, задачи работы?

От 0 до 2

Теоретическая и/или
практическая ценность

  • Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике

От 0 до 2

  • проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области

От 0 до 2

  • автор в работе указал теоретическую и/или практическую значимость

От 0 до 1

Методы исследования

  • Целесообразность применяемых методов

1

  • соблюдение технологии использования методов

1

Качество содержания
проектной работы

  • Выводы работы соответствуют поставленным целям

2

  • оригинальность, неповторимость проекта

2

  • в проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы

1

  • есть ли исследовательский аспект в работе

2

  • есть ли у работы перспектива развития

1

Качество продукта проекта
(презентации, сайта,
информационного диска)

  • Интересная форма представления, но в рамках делового стиля;

От 0 до 2

  • логичность, последовательность слайдов, фотографий и т.д.

От 0 до 2

  • форма материала соответствует задумке

1

  • текст легко воспринимается

1

  • отсутствие грамматических ошибок, стиль речи

1


Продолжение

Критерии оценки проекта

Содержание критерия оценки

Кол-во баллов

Компетентность участника
при защите работы

  • Четкие представления о целях работы, о направлениях ее развития, критическая оценка работы и полученных результатов

От 0 до 2

  • докладчик изъясняется ясно, четко, понятно, умеет заинтересовать аудиторию, обращает внимание на главные моменты в работе

От 0 до 2

  • докладчик опирается на краткие тезисы, выводы, оформленные в презентации, и дополняет, объясняет их аудитории

От 0 до 2

  • докладчик выдержал временные рамки выступления и успел раскрыть основную суть работы

От 0 до 2

  • докладчик сумел аргументировано ответить на заданные вопросы либо определить возможные пути поиска ответа на вопрос (если вопрос не касается непосредственно проделанной работы). Если проект групповой – то вопросы задаются не только докладчику, но и остальным авторам проекта

От 0 до 2

Итого

Сумма баллов

Максимум
45 баллов

Общая оценка за проект выставляется при выполнении вышеуказанных требований на:

  • 65-80% – оценка «3»;
  • 80-90% – оценка «4»;
  • 90-100% – оценка «5».

Таким образом, можно сказать, что проект является продуктом межпредметной интеграции. Предлагаемая структура, поэтапная организация деятельности ребят по освоению метода проектов, типы проектов, критерии их оценки делают каждый этап работы логически завершенным, то есть ученический проект может рассматриваться как этап подготовки к работе на следующем этапе.  

Проектный метод обучения окончательно не отказывается от традиционных моделей обучения, но предоставляет ученику право выбора, тем самым позволяет ему самостоятельно строить свою личность.