"Инновационная деятельность на базе КФУ"
Системно-деятельностный подход как основа внедрения ФГОС на уроках русского языка и литературы
Выступление руководителя РМО Хасановой Л.Р. на семинаре учителей русского языка и литературы Алькеевского МР РТ
от 9.11.1017 года
Содержание
- Введение
- Понятие системно-деятельностного подхода
- Актуализация системно-деятельностного подхода
- Система дидактических принципов
- Структура урока в технологии системно-деятельностного подхода
- Заключение
- Литература
1. Введение.
Жизнь в современных условиях требует изменений в области образования. Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность. Кто же, как не школа, призван развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях.
А. Асмолов, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук,профессор МГУ считает, что задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат.
2.Понятие системно-деятельностного подхода.
Понятие системно-деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи).
В чём же сущность деятельностного подхода? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения.
3. Актуализация системно-деятельностного подхода.
Актуализация системно-деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего
образования обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:
· придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
· более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их
самостоятельного движения в изучаемой области;
· возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры
теоретических знаний;
· существенное повышение мотивации и интереса к учению
· обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Системно-деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбор и структурирования содержания образования.
4. Система дидактических принципов.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
5. Структура урока в технологии системно-деятельностного подхода.
1.Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
• 1-2 минуты;
• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
• включение детей в деятельность;
• выделение содержательной области.
Приёмы работы:
• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи;
• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
• самопроверка домашнего задания по образцу.
Настраиваю детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», и т. п.)
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. 4-5 минут;
2. Возникновение проблемной ситуации.
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
• 4-5 мин;
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
• 7-8 мин;
• Способы: диалог, групповая или парная работа:
• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.
V. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• 4-5 минут;
• Способы: фронтальная работа, работа в парах;
• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи в процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• 4-5 минут;
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
• Выполняется письменно;
• Методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.
При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
• 7-8 минут;
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
• 2-3 минуты;
• Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
6. Заключение.
Системно-деятельностный подход в образовательных Стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания:
Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»;
Социальное развитие –формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Познавательное развитие– формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка с использованием сингапурских структур | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-диалог на основе проблемных ситуаций в 8а классе.
Тема: Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Подготовка к ОГЭ
Цель урока:
расширить представление учащихся о способах связи слов в словосочетании, о специфике типов связи в заданиях ОГЭ.
Задачи урока:
-совершенствовать навыки разбора словосочетаний;
-способствовать развитию сплоченности, коммуникабельности, критического и аналитического мышления;
-поддержать интерес учащихся к русскому языку с целью совершенствования собственной речи.
Тип урока – повторение и обобщение.
Оборудование урока: презентация, мультимедийный проектор.
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель: Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга (партнеры по плечу и по лицу приветствуют).
Сегодня на уроке мы должны расширить представление о способах связи слов в словосочетании.
2.Разминка. Модель ТАЙМД–ПЭА-ШЭА – обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени. Эта тема изучается в разделе «Синтаксис».
- Поэтому прежде вспомним, что такое синтаксис?
Начинает тот, у кого волосы длиннее. Синтаксис-это раздел грамматики, в котором изучается структура и значение словосочетаний и предложений.
-Как вы думаете, какова минимальная синтаксическая единица?
Начинает тот, у кого глаза темнее. Словосочетание.
-Словосочетание – это…
Слайд 3.
Начинает тот, кто младше. Словосочетание – это связь двух слов, из которых одно является главным, а другое зависимым.
3.Основная часть.
1) Составление опорной таблицы. Проведем ФИНК-РАЙТ-РАУНД Робин - «подумай-запиши-обсуди».
Учитель: Какие отношения существуют между главным и зависимым словом? У нас сложилась проблемная ситуация: как же распознать эти связи? Безусловно, нужно искать рациональные приемы усвоения этого материала. Анализируя примеры, заполните следующую таблицу:
Слайд 4
Тип связи | Часть речи зависимого слова | Вопрос к зависимому слову | Как связаны главное и зависимое слово |
Согласование: Красивая комната Читающее поколение Первый снег Мой дом. | |||
Управление: Помогать отцу Видел ее | |||
Примыкание: Приказал покинуть Идти не оглядываясь Яйцо всмятку Его сумка |
Таким образом, выделяются три вида связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
Слайд 5
Ответ:
Тип связи | Часть речи зависимого слова | Вопрос к зависимому слову | Как связаны главное и зависимое слово |
Согласование: Красивая комната Читающее поколение Первый снег Мой дом. | Прилагательное Причастие Числительное Местоимение. | Какой? Чей? | По смыслу и грамматически (совпадение в падеже, числе, а в единственном числе и в роде) |
Управление: Помогать отцу Видел ее | Существительное Местоимение | Вопросы косвенных падежей. | По смыслу и грамматически (зависимое слово ставится в тот падеж, которого требует главное слово) |
Примыкание: Приказал покинуть Идти не оглядываясь Яйцо всмятку Его сумка | Инфинитив Деепричастие Наречие Притяжательное местоимение. | Что делать? Что сделать? Что делая? Что сделав? Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему? | По смыслу. |
2)Физминутка. Встали из-за парт. Стулья задвинули. Проведем МИКС-ФРИЗ-ГРУП-обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой – либо вопрос.
-Сколько способов связи слов в словосочетаниях? (3 группы: согласование, управление, примыкание).
-Сколько частей речи могут участвовать в роли зависимых слов для образования примыкания? (8 частей речи)
-Сколько звуков в слове «тринадцать»? (8 звуков).
Спасибо. Садимся все на свои места. ХАЙ ФАЙВ.
3) Синонимия структур словосочетаний.
Учитель: Изменяя часть речи зависимого, а иногда и главного слова, можно составить синонимичные словосочетания с разными способами связи. Например, слайд 6 «Изменение видов связи слов в словосочетании»
Согласование - управление | Вишневый сок- сок из вишни. Отцовская куртка-куртка отца. |
Управление - примыкание. | Отозваться с восторгом - отозваться восторженно. |
Примыкание – согласование. | Откровенно признаться – откровенное признание. |
4) Закрепление учебного материала. Решение вариантов задания 7 ОГЭ.
Учитель: Совсем скоро вам предстоит сдавать выпускные экзамены за курс 9 и 11 классов. Задания 7 ОГЭ являются заданиями повышенной сложности - на знание трех видов словосочетаний. Поэтому нужно просто постараться понять материал и правильно применять его на практике.
Теперь попробуйте самостоятельно выполнить разноуровневые варианты заданий. Проведем СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ - «одновременный раунд тэйбл», у каждого участника будет 30 сек. Участник №1 выполняет задание 1, участник №2 -2, участник №3 -3, участник № 4-4.
1 вариант - столы №1,3,5.
- Замените словосочетание ОТКРОВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- Замените словосочетание ПОСТУПИТЬ ПО-ЧЕСТНОМУ, построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
- Замените словосочетание ЗАПАСАТЬСЯ НА ЗИМУ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
- Из предложения выпишите словосочетание со связью согласование: Вам непременно нужно регулярно, настойчиво, ежедневно в течение ряда лет упражняться, играть на своем инструменте.
2 вариант - столы №2,4,6.
- Замените словосочетание ТУРЕЦКИЙ КОФЕ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
- Замените словосочетание ЕВРОПЕЙСКИЙ ГОРОД, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- Замените словосочетание ЛИСЬИ ПОВАДКИ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- Из предложения выпишите словосочетание со связью примыкание: Приобретя у Верещагина огромную коллекцию картин и этюдов, Третьяков тут же предложил ее в качестве дара Московскому художественному училищу.
4.Итог урока.
Учащиеся создают синквейн – стихотворение из 5 строк.
Правила составления:
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
Столы №1,3,5- на тему урока; столы №2,4,6 – общее впечатление от урока вообще.
Домашнее задание: из любого произведения художественной литературы выписать два предложения, выписать из них все возможные словосочетания, определить вид связи, заменить словосочетания, если возможно, синонимичными с другим видом связи.
Выставление оценок.
Спасибо за урок.