Педсовет №2
Материалы к педагогическому совету №2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Деловая игра | 414 КБ |
Конспект занятия в старшей группе по теме: «О городе своем веду я свой рассказ». | 19.89 КБ |
Презентация Региональный компонент | 1.66 МБ |
Роль педагога в реализации регионального компонента | 18.77 КБ |
Справка | 28.35 КБ |
Сообщение заведующей | 20.03 КБ |
Педсовет №2 | 47.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов
«Знай, свой родной край, познакомь с ним детей»
Место проведения: музыкальный зал МАДОУ «Д/с№7»
Цели:
- продолжать формировать представления педагогов об эффективных формах работы по ознакомлению детей с культурно-историческими традициями народов Бугурусланского района;
- систематизировать знания педагогов о родном крае;
- развивать инициативу, мастерство и творческий потенциал педагогов.
Участники: воспитатели возрастных групп.
Музыкальное сопровождение: музыкальный руководитель.
Правила игры: Игра проводится в виде соревнования. Воспитатели отвечают на вопросы и выполняют задания. За правильный ответ получают фишку. В конце игры подсчитывается количество набранных фишек. Победа присуждается тому воспитателю, у которого окажется максимальное количество фишек.
Вступительное слово: (ведущий – старший воспитатель)
В наши дни воспитание любви к родному краю, к народу которому нас окружает, переживает непростой период. Постепенно оно перерастает в общественно значимую область знаний о человеке и его культуре. Живя рядом с уникальными историческими местами, иногда соприкасаясь с обычаями, традициями, культурой того или иного народа, мы в должной мере не интересуемся ими. И редко кто склонен проявить к этому интерес. Но, как известно, только зная прошлое родного края, зная традиции и обычаи людей, которые нас окружают, можно творить будущее.
Бугурусланский район – уникальный регион, впитывающий в себя разнообразие, взаимодействие и взаимовлияние различных культур, которые способны оказывать значительное влияние на духовный мир человека. Формирование духовного мира человека необходимо начинать с раннего возраста, и задачей педагога, по реализации данного направления является знакомство детей с культурой, обычаями и традициями народов, через яркие, интересные и незабываемые формы работы. Но, прежде всего педагог сам должен знать культурные особенности своего региона. И в сегодняшней деловой игре мы выявим, насколько вы владеете подобными знаниями.
Ход игры.
Задание №1 «Ответы знатоков истории»
1. Бугуруслан всегда славился своим гостеприимством и радушием. Это один из самых многонациональных регионов России. Здесь рядом друг с другом в согласии и взаимопонимании живут представители множества народов. И каждая из народностей имеет свои традиции и культуру. Назовите народы, из давно проживающие в Бугурусланском районе.
(Русские, чуваши, мордва, татары, немцы)
2. Наш район хранит историю быта русского народа, составляющего большую часть его населения прежде и теперь. Как назывались жилища в старину из лесных срубов? (изба)
3. В 1224 году пришел на Волгу народ и был этот народ лютый, жадный, но в своей жизни воздержанный и терпеливый. Землю обрабатывать они не любили, а занимались скотоводством, перекочевывая с места на место. Дойдя до Волги, устроили они здесь государство, которое назвали Золотою Ордою. О каком народе идет речь? (О татарском народе)
4.Чьё имя носит театр драмы в городе Бугуруслане?
5. Какой знаменитый российский писатель провёл своё детство недалеко от нашего города? Его имя носит теперь село.
6. Какую сказку для детей он написал?
7. Как расшифровать название реки Кинель?
Киңель состоит из слов — Киң, в значении Широкий и Елга— Река.
Задание №2 «Ответы знатоков педагогических секретов»
1. Какие формы работы Вы используете, знакомя детей с традициями и культурой народов города Бугуруслана?
2. Охарактеризуйте, какие эффективные методы и приемы Вы считаете необходимо использовать в процессе ознакомления детей с культурой народов.
3. Где Вы чаще всего используете фольклор народов нашего края?
4. Используете ли Вы игры, которые знакомят детей с национальными традициями и обычаями. Какие подвижные игры народов России, на ваш взгляд, можно использовать при проведении режимных моментов, а какие во время занятий?
5. Имеют ли место в вашей практике те или иные формы работы с родителями, направленные на их приобщение к традициям и культуре народов города Бугуруслана.
6. Где Вы знакомите детей с прикладным народным творчеством, на каких занятиях и каким образом в совместной деятельности.
Задание №3 «Угадай пословицы и поговорки народов Поволжья»
Старший воспитатель произносит пословицы и поговорки разных народов, участники игры должны:
- Человек в беде спешит к родителям, а птица – … к гнезду (немецкая)
- Родители детям плохо не … скажут (мордовская)
- Сердце матери лучше солнца … греет (марийская)
- Береги отца и мать – других не … сыскать (русская)
- С хорошим другом горы свернешь, с плохим другом горя … хлебнешь (татарская)
- Хороший поспевает к делу, дурной к … еде (казахская)
Задание №4 «Угадай национальный костюм»
Старший воспитатель демонстрирует на слайдах 6 национальных костюмов народов Поволжья. Участники должны отгадать, к какому народу относится костюм.
Русский народный Татарский народный Немецкий национальный
костюм костюм костюм
Мордовский народный Украинский народный Чувашский народный
костюм костюм костюм
Подведение итогов игры.
В заключение деловой игры ведущий читает стихотворение:
Мой край родной
Здесь много наций
Живем мы в дружбе и любви
Мордва, татары, и чуваши
Примером миру станем мы.
Предварительный просмотр:
|
Очень важно с детства воспитывать у ребенка любовь к родине. А начинать нужно с воспитания любви к родному краю, к малой Родине. Для реализации поставленных задач разработаны занятия по знакомству детей с родным городом, с его достопримечательностями. Вид деятельности: познавательная деятельность. Форма деятельности: занятие Тема: «О городе своем веду я свой рассказ». Цель:
Материалы и оборудование к занятию:
Предшествующая работа:
Словарная работа:
Ход занятия В начале занятия воспитатель знакомится с детьми. Воспитатель: Дети, а в каком городе вы все живете? А как называемся мы все с вами - жители Бугуруслана? (Бугурусланцы) Вы знаете, что Бугуруслан является центром Бугурусланского района? Это наша малая Родина. Что мы называем Родиной? (Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живет наши папы и мамы, друзья.) Правильно. Послушайте стихотворение и Родине. Что мы Родиной зовем? (В. Степанов) Дети, а в какой стране вы живете? Россия – это наша большая Родина, это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Мы все россияне, все говорим на одном языке. Мы горячо любим свою Родину. Дети, к нам по сотовому телефону пришло SMS - сообщение. Давайте его прочитаем. В нем говорится, что к нам едут гости из самой столицы, из Москвы. Они очень хотят познакомиться с нашим городом, с интересными достопримечательностями Бугуруслана. Надо им помочь. Вы знаете, что такое достопримечательность? (Это красивые, памятные места, которые украшают наш город.) Есть ли в нашем городе места, которыми мы гордимся и с удовольствием показываем жителям других городов и стран? Я думаю, что главной достопримечательностью нашего города являются люди, живущими здесь. Ведь у нас проживают люди разных национальностей. Вы сможете назвать их? (Русские, немцы, татары, чуваши, мордва и много других народов.) Все они живут дружно в нашем красивом и уютном городе. Гостей мы всегда встречает главная улица нашего города. Как она называется? (Улица Революционная) Как вы думаете, почему она так называется? (В честь революции). Дети, а с какими достопримечательностями вы хотели бы познакомить наших гостей? (сквер, театр «им. Гоголя», парк, музей, Юбилейный, ЦДЮТ, Церковь ) Да, дети, в нашем городе, действительно, очень много достопримечательных мест, где можно хорошо отдохнуть, узнать много нового и интересного. Воспитатель предлагает детям поочередно рассказать немного о каждой достопримечательности, рассматривая слайды. Проводится дидактическая игра «Узнай на фото». Открывается слайд. Вы узнали, что это? Да, это стела, которая встречает всех гостей при въезде в наш город. Затем дети рассматривают фотографии театра . Люди с удовольствием посещают театры. Дети, зачем сюда приходят? Театр имени Гоголя дети уже знают с раннего возраста, где с родителями приходят на просмотр сказок. Этот театр знаменит во всем мире и он имеет очень много наград. Мы должны гордиться нашими актерами. А это что за место в нашем городе? (аллея героя) Чем он знаменит? Да, здесь мы видим памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. Мы расскажем гостям, что летом здесь очень красиво: газоны, цветники. В середине расположен вечный огонь военной славы героев, погибших за Родину. Эти фотографии вы узнаете сразу. (Парк) Что интересного здесь мы можем предложить нашим гостям? Они, наверное, возьмут с собой детей. Какие аттракционы их здесь ждут? Вы здесь бывали? Катались на каруселях? Дети, а вы хотите сейчас вспомнить лето и покататься на каруселях? Проводится подвижная игра «Карусель». По команде «Раз, два, три, ленточку возьми» дети бегут по кругу с лентой в руках. Еле, еле, еле, еле Воспитатель: Вам понравилась кататься на каруселях? Я думаю, что и гостям очень понравится. Игра: «Интервью о любимом городе» Я думаю, что красивых мест в нашем городе очень много. Выберите, пожалуйста, для себя самый любимый уголок в своем любимом городе. Может мы его и не назвали. Я попрошу вас в подарок нашим гостям нарисовать палочками в коробочках, где насыпана крупа тот уголок нашего города, который, по вашему мнению, самый интересный, красивый. Он обязательно должен понравиться нашим гостям. Мы эти рисунки оставим до приезда наших гостей. А еще мы отправим им эти фотографии, которые заочно познакомят гостей с Абаканом. Я отправлю SMS сообщение, что мы готовы к встрече наших гостей. Дети, я очень рада, что вы хорошо знаете свой город. Вы с таким интересом рассказывали о нем, что сразу было видно, как сильно вы его любите. И сейчас я хочу от вас услышать хорошие слова о нашем городе. Каждый по очереди берет камешек, называет слово и бросает его в кувшинчик. Воспитатель: Посмотрите, сколько хороших, добрых и ласковых слов вы сказали своему любимому городу. Вы, действительно, его любите и бережете. Ведь будущее зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы любите свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми. Воспитатель благодарит детей за интересную беседу и угощает конфетами. |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад общеразвивающего вида №7» с приоритетным осуществлением
познавательно-речевого развития воспитанников
Конспект занятия в старшей группе по теме: «О городе своем веду я свой рассказ».
Воспитатель: Кутепова Л.С.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
В соответствии с реализацией ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на: -усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; -становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование к готовности к совместной деятельности со сверстниками; -формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; -формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ в быту, социуме, природе.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее: 1.Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ. 2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам. 3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном. 4. Взаимодействие с родителями. 5.Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов); 6.Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.
Цель: формировать первоначальные представления дошкольников об особенностях родного города. Задачи : - знакомить детей с особенностями и традициями города Бугуруслана; - формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях; - знакомить с именами знаменитых земляков; - формировать знания о живой и неживой природе города; - заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.
Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов: использование программ и технологий по краеведению; комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка; создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы; учет специфики организации и построения педагогического процесса; использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.
Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и приобщение детей к истории, культуре, природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов: принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений; принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения детского развития; принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства; принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); принципа учета этнокультурной ситуации развития детей.
Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий: Создание культурно-развивающей среды в ДОУ Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Возрастные особенности усвоения программного материала дошкольниками по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» (региональный компонент) 3-4года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет знает свое, имя, узнает и называет взрослых в жизни и на картинках, понимает, что у других детей тоже есть своя семья, родители знает свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; отмечает характерные изменения в природе; называет растения растущие на участке. называет домашний адрес, название города в котором он живет. знает имя и отчество родителей; их профессии, коротко рассказывает о них называет некоторые достопримечательности города,. называет объекты, находящиеся в микрорайоне детского сада; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на план-схеме и в пространстве знаком с произведениями местных поэтов, художников. имеет общие представления об истории своего города, символике, традициях родного города
Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.
Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музеи, библиотеки, театры, фольклорные группы и т.п.)
Интеграция регионального компонента Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др.
Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Поддержка со стороны родителей имеет большое значение. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним.
Календарно-тематическое планирование, включает в себя недели по знакомству детей с тем что их окружает: 1. ЗЕМЛЯ НАШ ОБЩИЙ ДОМ 2. МОЙ ГОРОД 3. РОДНАЯ СТРАНА 4. СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ 5. НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ 6. ЮНЫЙ ГРАЖДАНИН 7. 9 МАЯ 8. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА 9. ИСКУСТВО И КУЛЬТУРА И ДР.
При реализации регионального компонента большую роль играет организация проектной деятельности. Так совместно с родителями были осуществлены следующие проекты: «Моя родословная», «Почему так улицу назвали», «Из бабушкиного сундука», «День Победы – светлый праздник» и др. А методические продукты проекта «Родной край» - альбомы, фотографии, схемы, художественная и энциклопедическая литература широко используются в работе педагогов.
Для обеспечения реализации регионального компонента важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду , направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО .
Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок: приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого; овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода; определяет свою социальную роль; имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях; обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение; учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности; приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; развивает самостоятельность, творчество, инициативность;
Вывод: реализация регионального компонента в социально-коммуникативном развитии дошкольников, построенная в системе будет способствовать достижению следующих целевых ориентиров ФГОС ДО: - ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; -различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; -обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад общеразвивающего вида №7» с приоритетным осуществлением
познавательно-речевого развития воспитанников
«Роль педагога в реализации регионального компонента в ДОУ»
Воспитатель: Кутепова Л.С.
г.Бугуруслан, 2016г
«Роль педагога в реализации регионального компонента в ДОУ»
Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, де он родился и живет;
- развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнавать больше об особенностях края, природы, истории;
- формировать стремление приносить посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.
Реализуя важнейшее положение Концепции дошкольного воспитания связанное с изучением истории, культуры и природы родного края, следует активизировать педагогов на поиск новых технологий по использованию регионального компонента в образовательном процессе.
Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины.
Понимая значимость данной проблемы, дошкольные учреждения активно включились в работу по реализации правительственной программы в детских садах. Дошкольные учреждения ищут разные пути и подходы к решению проблем регионального компонента учитывая особенности работы дошкольного учреждения.
В системе дошкольного образования значительно расширилось программно - методическое обеспечение образовательного процесса.
Образовательная программа нашего детского сада и порциальная программа «Я Бугурусланец» даёт широкие возможности для использования потенциала народной культуры в воспитании детей. Многие программные задачи можно решать на занятиях, в самостоятельной деятельности детей, а также работе педагога с детьми. Программа ДОУ региональный компонент осуществляет через мир социальных отношений, познавательное и социально-коммуникативное развитие. Помощником в обучении детей региональному компоненту является календано-тематическое планирование детского сада.
В образовательной работе с детьми:
- Необходимо широко использовать все виды фольклора. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания детей.
- Большое место в приобщении к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
- Очень важно ознакомить детей с предметами народной творчества.
Обобщая сказанное, можно заключить, образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине. своему народу, его культурному богатству и разностороннему таланту.
Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:
- организация регионального образования на основе программ, содержащих системные знания;
- комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка (речевая, познавательная, художественно-творческая, игровая)
- создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
- учет специфики организации и построения педагогического процесса;
- использование форм и методов направленных на развитие эмоций и чувств.
Ведущие идеи:
Создание условий для гармоничного развития ребенка с учетом индивидуальности личности на всех основных этапах дошкольного детства;
Создание среды направленной на адаптацию к современному социуму;
Педагогическое взаимодействие с родителями, ориентация их на роль воспитания в семье;
- профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса на
основе общности ценностно- смысловых позиций (воспитателей, специалистов службы
сопровождения);
- обобщение опыта педагогической деятельности на каждом образовательном этапе, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям и со всеми субъектами деятельности (детьми, педагогами, родителями).
Таким образом, если мы хотим воспитать настоящего полноценного будущего поколения нужно в первую очередь прививать любовь к своей Родине, традициям, культуре.
Предварительный просмотр:
Справка
по итогам тематической проверки
«Эффективность образовательного процесса по реализации регионального
компонента в ДОУ»
«___»___________2016год
В последнее время использованию регионального компонента стало уделяться большое внимание, хотя педагоги и раньше не обходили эту проблему стороной. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальных традиций. В традиционной культуре любого народа следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.
Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей:
- заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания
- сформировать знания о живой и неживой природе;
- воспитывать любовь к природе, традициям, истории разных народов посредством практической деятельности.
Актуальность данной работы определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении дошкольников с учетом регионального компонента, т.е. использовать региональную лексику, а также краеведческие материалы, исторические очерки народных писателей.
В соответствии с годовым планом работы МАДОУ с 14ноября по 17 ноября 2016 года была проведена тематическая проверка по эффективности использования регионального компонента в образовательной работе, которую осуществляла ст. воспитатель Шаляпина И.И.
Проверка проведена на основании приказа №____ от «_____»__________2016 года
Тематическая проверка была проведена в форме посещения и анализа образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей, совместной работе педагогов с детьми, анализа планов по образовательной работе, бесед с воспитателями, обследования развивающей среды в группах.
Проверка показала, что комплексный подход внедрения регионального компонента в ДОУ реализуется через введение в образовательную работу:
- региональный компонент в организованной партнерской деятельности воспитателя с детьми;
- региональный компонент в организации игровой деятельности;
- региональный компонент в организации совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей через режимные моменты.
Анализ перспективного планирования в средней группе «Колокольчик» (воспитатели Карпец И.В. И Козлова Т.В.) показал, что перспективный план составлен с учетом регионального компонента во всех видах деятельности.
Проанализировав планирование средней группы, необходимо отметить, что во все дни недели, введена работа по данному направлению.
Анализ календарного планирования показал, что в группе «Колокольчик» планируется:
- чтение стихов Бугурусланских поэтов;
- чтение сказок разных национальностей проживающих в нашем городе;
- рассматривание иллюстраций картин о городе Бугуруслане, о растительном и животном мире Бугурусланского района;
- заучивание скороговорок, пословиц разных национальностей.
Проводятся беседы: «Осень в нашем городе», «О зимующих и перелётных птицах Бугурусланского района», «Животные нашего района».
Играют в народные игры по выбору воспитателей. Педагоги ввели новую форму работы, как коллекционирование, оформили совместно с детьми альбомы «Дикие животные родного края», «Грибы», «Цветы».
Использование регионального компонента в образовательном процессе можно проследить при проведении занятий по развитию речи дети знакомятся с русскими сказками; на занятиях по развитию экологических представлений знакомятся с растительным и животным миром Бугурусланского района.
Анализируя картотеку в этой группе, следует отметить, что педагоги после проведенной консультации о комплексно-тематическом планировании сразу стали вносить изменения в оформлении картотеки, в соответствии с возрастной группой. На данный момент немного материала, имеются такие разделы как беседы, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, художественное слово, пальчиковые игры по таким темам ( посуда, национальная одежда, мой город ), но воспитатели творчески подходят к данной проблеме, материал готовят в соответствии методическим и эстетическим требованиям.
В ходе тематической проверки было просмотрено занятие в средней группе «Колокольчик» (воспитатель Карпец И.В.) по развитию речи: «Осеннее письмо». Тема занятия была о животных нашей местности. Решению проблемы оптимальной «плотности» занятия, сохранения атмосферы непосредственности и эмоциональности способствовало чередование обучающих приёмов (пояснение, показ образца) с игровыми, закрепление слов прилагательных осуществлялось через игру в мяч, сопровождалось имитационными движениями животных.
В группе создана прекрасная предметно-развивающая среда, позволяющая детям развивать представления о роли человека в истории и культуре за счет партнерской деятельности со взрослыми, расширять кругозор детей.
В старшей группе «Боровичок» (воспитатели Клачкова И.В., Кутепова Л.С.) созданы условия по реализации регионального компонента в образовательной работе.
В группе оборудован уголок по познавательному развитию в доступном для детей старшего дошкольного возраста месте. Его содержание: мнемотаблицы посуда, одежда, предметы быта, книги, календари. Следуют отметить, что воспитатели продолжают работу по пополнению данного уголка оборудованием согласно примерному перечню содержания. Педагоги группы оформляют наглядно-дидактический материал: тематические папки «Растительный мир Бугуруслана», «Животный мир Бугурусланского района», «Достопримечательности нашего города». Информационный материал для бесед с детьми и родителей: «Обычаи и традиции нашего народа», «Праздники Пасха и Масленица», Для ознакомления детей с государственной символикой имеются флаги и гербы России и Бугуруслана.
Анализ перспективного планирования показал, что в занятиях по развитию речи -проходит знакомство с сказками разных народов, стихами местных писателей и поэтов, рассматривание репродукций картин Бугурусланских художников. На занятиях по конструированию используется следующая тематика «Построение конструкций–головоломок», «Строительство домов по схеме», конструирование по мотивам русской сказки «Волк и лиса» и т.д.
В соответствии календарно-тематического планирования выявлено, что в совместной деятельности взрослого и детей воспитатели знакомят детей с русским фольклором, с бытом россиян, с растительным и животным миром России, с родным городом. Хочется предложить педагогам работу по мнематаблицам. Чаще планировать народные игры, заучивание стихов местных поэтов.
Анализ результатов проверки по работе с родителями по данной проблеме показал, что педагоги используют разнообразные формы взаимодействия. Это и наглядно – текстовая информация, выставки работ, индивидуальные консультации.
В ходе тематической проверки в подготовительной группе «Гномик» (воспитатели Титова И.И. и Таркина Т.С.) было установлено, что в группе созданы все условия для работы по использованию регионального компонента в образовательной работе, которые способствуют усвоению и формированию у детей основ национального самосознания, интереса к истокам национальной культуры. В этой группе нужно отметить есть не только патриотический уголок, но и уголок знакомства с родным краем.
В группе оформлен иллюстративный материал, который применяют педагоги при ознакомлении с родным краем, городом: открытки с видами города, папки с яркими иллюстрациями: «Символика России, Бугуруслана», «Наше Оренбуржье», «Кинельская чаша», «Животные и растения нашего края» и др.
Для ознакомления детей с творчеством Бугурусланских писателей, поэтов воспитатели используют широко стихи, рассказы при проведении занятий и совместной деятельности воспитателя с детьми. Этому способствует книги, собранные педагогами. При ознакомлении с художественной литературой педагоги читают детям народные сказки, которые ярко иллюстрированы и вызывают интерес к прочитанному, рассказы и стихи.
Портреты писателей, художников, поэтов представлены в сборниках, черно-белые, для рассматривания только в индивидуальном порядке.
Для ознакомления с народным творчеством воспитатели используют пословицы, поговорки, считалки, загадки.
Имеется картотека наблюдений представлена по временам года за объектами живой и неживой природы. Имеется большой материал по каждому времени года.
Проанализировав планы по образовательной работе, необходимо отметить систематическую, последовательную работу педагогов по внедрению регионального компонента в работу с детьми. Планирование осуществляется в основном в соответствии с темой, по которой работает группа.
Вместе с тем, следует отметить однообразие методов, форм работы с детьми по внедрению регионального компонента в воспитательно-образовательной работе циклограммы «Родной край». В основном планируются формы работы как чтение стихов, сказок, проведение бесед, рассматривание иллюстраций, репродукций к картинам, рассказ воспитателя. В подготовительной группе можно проводить театрализацию рассказов местных писателей, заучивать стихотворения.
Анализ конспектов занятий показал планомерную и систематическую работу педагогов группы «Гномик» по использованию регионального компонента при проведении занятий.
Практически на многих занятиях по математике, развитию речи, рисовании присутствует региональный компонент.
В работе с семьей ежемесячно запланированы мероприятия по ознакомлению родителей с культурой, русского народа. Была оформлена папка-передвижка, выставка рисунков «Мой Бугуруслан».
В методическом кабинете дошкольного образовательного учреждения располагается материал для работы воспитателей по региональному компоненту, в библиотечном фонде, имеется подборка методической литературы.
Рекомендации:
- Ввести новые формы работы с детьми, рекомендуемые комплексно-тематическим планированием: коллекционирование, ИКТ, решение проблемных ситуаций, импровизационные, имитационные движения, викторины, конкурсы.
Срок – постоянно
Ответственные – воспитатели групп
- Изготовить атрибуты к сюжетно-ролевым играм, включенные в комплексно-тематический план.
Срок – до 1 января
Ответственные – воспитатели групп
- Пополнить картотеку дидактическими, развивающими играми по региональному компоненту.
Срок – до 1 января
Ответственные – воспитатели групп
Старший воспитатель_______________И.И.Шаляпина
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад общеразвивающего вида №7» с приоритетным осуществлением
познавательно-речевого развития воспитанников
«Инновационный подход к реализации регионального компонента в дошкольном образовании – модульная технология системы реализации регионального компонента в ДОУ»
Заведующий МАДОУ «Д/с№7» Л.В.Сылка
В настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде русских национальных культурных традиций. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты родился и живёшь.
Приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности - интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно- патриотических позиций, т. е. в конечном итоге, определяет меру его общего развития.
В Федеральном законеот 29.12.2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерацииопределены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования - «…единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства… К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится «… разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных, социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации…». Отмечается значимость инновационной деятельности, которая «…ориентирована на совершенствование научно- педагогического, учебно-методического, организационного…материально- технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ …».
В «Национальной доктрине образования в РФ» также говорится, что «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций, сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации».
17 октября 2013 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Этот документ на федеральном уровне определяет, какой должна быть образовательная программа дошкольного учреждения, ее цели, содержание образования и рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса.
В соответствии с данными требованиями образовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса. Содержание обязательной части определяется примерной программой, которая должна быть реализована в любом учреждении дошкольного образования, имеющем государственную аккредитацию. Остальные 40% отводятся для части программы, формируемой участниками образовательного процесса, в которой отражается специфика национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, т.е. содержание этой части коллектив дошкольного учреждения должен адаптировать к условиям своего детского сада.
Таким образом, в образовательной программе дошкольного образовательного учреждения появляется часть, отвечающая за реализацию регионального компонента. Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольногообразования, то это обязательность его соответствия принципам:
- принципу развивающего образования (целью является развитие ребенка);
- принципу необходимости и достаточности (решение поставленных целей и задач только на необходимом и достаточном материале, максимально приближенном к разумному «минимуму»);
- принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и спецификой.
В соответствии с данным принципом построения образовательного процесса Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предлагает для мотивации образовательной деятельности использовать не набор отдельных игровых приёмов, а способствовать усвоению образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий.
Решение программных образовательных задач рекомендуется осуществлять в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей. Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует на взаимодействие с родителями: родители являются активными участниками реализации программы, создания условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте.
Исходя из вышесказанного, предлагается рассмотреть инновационный подход к реализации регионального компонента как вариативной части основнойобразовательной программы дошкольного образования.
В педагогической науке понятие «региональный компонент в образовании» определяется как создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления воспитательно-образовательного процесса. Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Веками народ приобретал опыт, собственный уклад жизни, традиции. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
В качестве средств развития межнациональной культуры можно рассматривать народные праздники, народные игры, фольклор.
Педагогами должен учитываться календарно-тематическое планирование, возраст детей, содержание и средства обучения (праздник, развлечение, беседа и т.д.) и цель организованной или совместной деятельности с детьми.
Предварительный просмотр:
Тема педсовета: «Безопасность и здоровье детей в наших руках»
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, и улучшение их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Задачи: проанализировать работу педагогов по сохранению и укреплению здоровья дошкольников; стимулировать творческую профессиональную активность педагогов по решению данной проблемы; пополнить банк идей новыми инициативами педагогов по оздоровительной работе с детьми, взаимодействию с семьей.
Форма проведения: деловая дискуссия.
Повестка педагогического совета:
1. Сообщение по теме: «Безопасность и здоровье наших детей»-Козлова Т.В.
2. Мозговой штурм для педагогов – Шаляпина И.И.
3. Кроссворд «Здоровье – это движение»
4. Тренинг «Мое здоровье»
5. Психотехническое упражнение «Весенний луч» (педагог-психолог)
6. О серьезном в шутку Сказка «Красная шапочка» (зам. заведующей)
7. Решение педагогического совета.
Ход педсовета
Дошкольный возраст – один из наиболее
ответственных периодов в жизни каждого человека.
Именно в это время закладываются основы здоровья,
правильного физического развития, происходит
становление двигательных способностей, формируется
интерес к физической культуре и спорту, воспитываются
личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному, но очень важному требованию: быть здоровым!
1. Педсовет я хочу начать с игры-дискуссии. Я сейчас вам буду задавать вопросы, а вы должны на них ответить, обсуждая их со своим напарником:
1. Что человеку нужно для счастья?
2. Что такое здоровье?
3. Что такое безопасность?
4. От чего зависит здоровье детей?
5. На что, на ваш взгляд, должны обращать внимание семья и детский сад, заботясь о безопасности и здоровье детей?
6. Влияют ли взаимоотношения родителей в семье на здоровье ребенка?
7. Каким образом стресс влияет на здоровье ребенка-дошкольника?
А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу все, что хотите пожелать.
Счастья, удачи, любви, понимания и главное здоровья вам, вашим детям и всем вашим близким.
Сообщение к педсовету «Безопасность и здоровье наших детей». Неслучайно эти два термина объединены воедино. Невозможно иметь здоровых детей, если они будут подвергаться опасности, как с физической стороны, так и психической.
Каждый из вас слышал такую фразу: «Здоровье за деньги не купишь» и начинает ее осознавать лишь тогда, когда заболеет. Из всех ценностей, сопровождающих человека в течение его жизни, здоровье оказывается самой главной ценностью. Как научиться быть здоровым всю жизнь? Ведь только здоровый человек ведет полноценную жизнь. Только здорового ребенка можно полноценно развивать?
А что же такое «здоровье», вы задумывались над определением этого слова?
К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Рассмотрим некоторые из них (воспитателям предлагаются зачитать).
- Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.
- Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
- Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
- Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
- Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
- Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.
А теперь выберите ту формулировку, которая соответствует теме сегодняшнего педсовета «Безопасность и здоровье наших детей».
Таким образом, чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т.е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью.
В последнее время учеными доказано, что здоровье человека на 50 – 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% - от окружающей среды, на 16 – 20% - от наследственности и на 10 – 15% - от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого.
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
Сегодня четко установлено, что 40% заболеваний взрослых своими истоками уходит в детский возраст, впервые 5-7 лет.
Хорошее здоровье, полученное в детстве, служит фундаментом для общего развития человека. Поэтому правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольного учреждения.
В среднем по России на каждого из детей приходится не менее двух заболеваний. Заболеваемость в дошкольных учреждениях тоже растет. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто болеющих.
"Мозговой штурм" для педагогов:
1. Что может означать термин «эстетотерапия»?
(Лечение красотой)
Как ее можно применять на занятиях физического воспитания?
(Воспитывать у детей стремление к формированию здорового и красивого тела)
2. Какая может быть связь между физическими упражнениями и настроением?
(Физические упражнения способствуют вырабатыванию в мозге особых веществ — нейропептидов, которые играют важную роль в проявлении психофизических функций, что улучшает настроение и повышает работоспособность организма. Происходит физическое и психическое оздоровление организма.)
3. Какая связь существует между упражнениями для рук и речью ребенка?
(Прямая: чем больше упражняем руку — мелкую моторику, тем быстрее развивается речь ребенка.
Философ Кант сказал: «Рука — это выдвинутый вперед мозг человека».)
4. Что вы можете сказать о работоспособности сутулого человека и стройного?
(Сутулый человек будет быстрее утомляться из-за плохого снабжения кровеносных сосудов.)
5. Какая пища может укреплять организм человека?
(Растения, которые укрепляют иммунную систему человека, —- овес, рожь, шиповник, морковный сок, лимонник, золотой корень и т. д.)
6. Обучение дошкольников спортивными играми начинается с
(разучивания отдельных элементов техники игры)
7. Основной формой организованного систематического обучения физическим упражнениям является…
(физкультурное занятие)
8. Проблемная ситуация.
Вы на прогулке с детьми, и вдруг пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития?
(Организовать подвижную игру: «Убежим от дождика»; летом в экологически чистом районе использовать как фактор закаливания.)
9 . Что обязаны сделать родители как первые педагоги своего ребенка?
(«Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1. ст. 18 Закона РФ «Об образовании)).
11. Приведите отрицательные примеры из жизни родителей, когда в семье здоровье не пользуется приоритетом.
(Алкоголь; курение; наркотики; лежание с книгой целые выходные; не делают утреннюю зарядку; несоблюдение режима дня; многочасовые просмотры телепередач.)
12. Что считал основой физического развития К.Д. Ушинский?
(Народную игру и физические упражнения в сочетании с трудом.)
Дошкольный период является временем, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях это происходит, во многом зависит будущее ребенка. Среди многих факторов (социально-экономических, культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровье и развитие детей, физическое воспитание по интенсивности воздействия занимает особое место. Не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоничное развитие дошкольника невозможно без физического развития.
Детям необходима правильная организация физического воспитания в условиях дошкольного учреждения, которая включает в себя:
- динамические наблюдения за состоянием здоровья, психики, за физическим развитием детей;
- контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий;
- рациональный двигательный режим (организация и методика проведения различных форм работы, контроль за осуществлением закаливающих мероприятий, организация самостоятельной двигательной деятельности)
- укрепление иммунитета.
- просвещение родителей по вопросам здоровья и физического развития детей в виде консультаций и бесед.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Цель здоровьесберегающей технологии - обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Здоровьесберегающие технологии можно разделить на:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья:
(динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультурно-оздоровительная работа, массаж, психогимнастика)
- технологии обучения здоровому образу жизни:
(физкультурные занятия)
- коррекционные технологии:
(технологии музыкального воздействия - используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр., сказкотерапия, технологии воздействия светом - правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка).
Существует 10 золотых правил здоровьесбережения.
- Соблюдайте режим дня!
- Обращайте больше внимания на питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в прохладной комнате!
- Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
- Гоните прочь уныние и хандру!
- Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
- Желайте себе и окружающим только добра!
(Это касается всех нас, не только детей)
Но детский сад – не лечебное учреждение. Наша с вами задача не заменить поликлинику, а проводить систематическую профилактическую работу, направленную на снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей.
Кроссворд «Здоровье – это движение!»
Записываем ответы по порядку по горизонтали:
1. Основной и любимый вид деятельности детей (игра)
2. Гимнастический предмет для совершенствования талии. (обруч)
3. Кружок физического воспитания. (секция)
4. Один из видов движения. (метание)
5. Гимнастические танцы под музыку. (аэробика)
6. Один из способов пробуждения организма. (гимнастика)
7. Один из видов профилактики заболеваний. (закаливание)
Должно получится слово по вертикали:
8. То, что предотвращает заболевание. (профилактика)
«Здоровье – самый главный показатель жизнедеятельности каждого человека, и только с хорошим здоровьем можно жить полноценной жизнью. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью...
Тренинг "Моё здоровье"
1. Ваш любимый напиток?
а) вода (4);
б) натуральные соки (5);
в) газированные напитки (3);
г) вино (2);
д) пиво(1);
е) водка (0).
2. Как вы относитесь к жирной пище?
а) люблю (0);
б) терпеть не могу (5);
в) смотря что (2).
3. Если вас одолела бессонница, вы:
а) даже не знаете, что это такое (5);
б) встаете и не пытаетесь уснуть (1);
в) срочно пьешь снотворное (0);
г) что-нибудь читаешь (3);
д) включаешь телевизор (2).
4. Если у вас нет жалоб, ходите ли вы к врачам?
а) да, ходите регулярно (5);
б) так хочется лишний раз услышать, что ты - здорова (4);
в) нет, эти врачи обязательно найдут какую-нибудь болячку (1);
г) нет на это времени (2);
д) терпеть не могу врачей! (0).
5. Если что-то заболело, сразу ли вы обратитесь к врачу?
а) конечно (5);
б) да, кроме стоматолога (3);
в) если болит очень сильно (1)
г) потяну время: а вдруг пройдет?(0)
6. Дружите ли вы со спортом?
а) регулярно им занимаюсь (5);
б) иногда бегаю (4);
в) только во время отпуска (2);
г) нет на это времени (1);
д) боже упаси! (0).
7. Принимаете ли вы лекарства?
а) мне это не нужно (5);
б) если врач пропишет (4);
в) да, регулярно - я сам себе врач (1);
г) нет, даже если врач настаивает (0).
8. Если у вас дурное настроение, вы:
а) идете прогуляться (5);
б) переживаете в себе (0);
в) срываетесь на близких (2);
г) принимаете успокаивающие средства (1).
А теперь подсчитайте количество набранных баллов.
0-8 БАЛЛОВ
Вы совершенно не думаете о своем здоровье. Что ж, со временем вы можете об этом пожалеть.
9-19 БАЛЛОВ
Вы из тех людей, у которых не хватает времени заниматься собой и своим здоровьем. Хотя вы и понимаете, что это - очень плохо. Отложите на потом дела и наведайтесь к доктору!
20-30 БАЛЛОВ
Вы, к счастью, прекрасно понимаете, что нет ничего важнее, чем крепкое здоровье. Знакомо вам и такое понятие, как здоровый образ жизни.
31-35 БАЛЛОВ
Вам не кажется, что вы слишком трепетно относитесь к себе?
БОЛЬШЕ 35 БАЛЛОВ
Да вы, оказывается, склонны к ипохондрии! Не забывайте о том, что мнительность порой гораздо опаснее, чем само заболевание.
Ипохо́ндрия (ипохондри́ческое расстро́йство, ипохондри́ческий синдро́м) — состояние человека, проявляющееся в постоянном беспокойстве по поводу возможности заболеть одной или несколькими болезнями, жалобах или озабоченности своим физическим здоровьем, восприятии своих обычных ощущений как ненормальных и неприятных, предположениях, что, кроме основного заболевания, есть какое-то дополнительное
Сейчас мы выполним с вами психотехническое упражнение, с помощью которого можно снять усталость, обрести внутреннюю стабильность и почувствовать уверенность в себе.
Упражнение называется «Внутренний луч».
Приметите удобную позу, сядьте удобно.
(Включается спокойная музыка)
Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность - спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой, своей жизнью и своей профессией.
И теперь вместе, не открывая глаза, произносим «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!»
Ну и в конце нашего педагогического совета немного о серьезном в шутку.
Сказка «Красная шапочка!»
- Бабушка, бабушка, а почему у тебя такое морщинистое лицо?
- Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька.
- Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?
- Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка.
- Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?
- Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.
- Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?
- Это потому, моя деточка, что по утрам никогда не делала зарядку.
Если ты не хочешь выглядеть, как эта бабушка, веди здоровый образ жизни!
В.А.Сухомлинский говорил: "Забота о человеческом здоровье, о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм, не свод требований к режиму, питанию, труду и учебе. Это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил".
Детский сад должен стать садом, где ребенка научат с ранних лет заботиться о своем здоровье. А это зависит от нас, взрослых, мы подаем пример своим поведением ибо ребенок, как банк, что в него вложишь, то и получишь. А прежде чем научить кого-то что-то делать, надо научиться это делать самому. Ведь каждый из нас знает, что своё здоровье или близких тебе людей нельзя купить ни за какие деньги. Оно сохраняется или приобретается ежедневным трудом. Давайте же человеческую ценность – «здоровье» поставим из всех своих приоритетов на 1-ое место. И давайте это важное дело не оставлять на понедельник, а начнем прямо сейчас, неважно утро это, день или вечер.
«Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду»
В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь ещѐ и ещѐ раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их — о здоровье»
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются:
создание оптимальных условий для развития, обучения, оздоровления детей;
сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;
создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии делятся на три группы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
3. Коррекционные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья Динамические паузы
- Подвижные и спортивные игры
- Релаксация
- Гимнастика пальчиковая
- Гимнастика для глаз
- Гимнастика дыхательная
- Динамическая гимнастика
Технологии обучения здоровому образу жизни
- Физкультурные занятия
- Точечный массаж
- Занятия в бассейне
- Проблемно – игровые и коммуникативные игры
Коррекционные технологии.
- Сказкотерапия
- Песочная терапия
- Арт –терапия
- Су-Джок терапия
- Музыкртерапия
Утренний приѐм в группе нацелен на создание положительного эмоционального настроя у детей.
Утром в системе проводятся пальчиковые игры с детьми, которые тренируют мелкую моторику, стимулируют речь, развивают пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.
Самомассаж, выполняемый ребѐнком, улучшает кровообращение, способствует физическому укреплению ребѐнка, профилактике простудных заболеваний. Самомассаж благоприятствует психоэмоциональной устойчивости, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Артикуляционная гимнастика. Простые игровые упражнения (с одновременным проговариванием стишков) для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
В ходе самостоятельной игры реализуются основные потребности детей в движении, игре и общении.
Физкультурные, музыкальные занятия также проходят в движении, в игровой форме. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребѐнка. Продуктивная деятельность способствует развитию навыков пальчиковой умелости, самостоятельности, мышления, внимания, уверенности в себе, в своих силах. Физминутки способствуют снятию усталости, напряжения, переключения на другой вид деятельности, расслабляют.
Общие игры: хороводные, игры малой подвижности укрепляют социальное здоровье. Прогулка способствует оздоровлению организма детей: свежий воздух, солнечные ванны, движение, общение друг с другом, общение с природой.
Активно необходимо использовать в работе сказкотерапию.
Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Для психического здоровья детей как раз необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Дыхательная гимнастика служит для правильной выработки воздушной струи. Для профилактики простудных заболеваний и создания благоприятного эмоционального фона использую ароматерапию и фитотерапию в течении всего дня. Соблюдение гигиены в течение дня также способствует сбережению здоровья детей. Такие факторы, как выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима питания, режима дня.
Предметно-пространственная развивающая среда физкультурного уголка (скакалки, гантели, кегли, кубики пластмассовые, мячи разных размеров, кольцеброс, массажѐры, палочки, флажки, ленты, «снежки», воротики) также является средством сбережения здоровья детей, так как способствует развитию личности ребѐнка, является источником его индивидуальных знаний и социального опыта, обеспечивает физическую активность детей, является основой для их самостоятельной двигательной деятельности.
Общение с родителями в вечернее время. Дети радуют родителей своими работами по рисованию, аппликации, лепке, конструированию, делятся своими успехами. Одобрение родителей ещѐ один фактор эмоционального здоровья ребѐнка.
Информационная работа с родителями через папки раскладушки, папки-передвижки, информационные стенды, родительские собрания, консультации, беседы в течение утреннего приѐма и в вечернее время, также является здоровьесберегающим фактором.
Здоровый ребенок-это не чудо, а следствие, результат умелой, кропотливой, совместной работы воспитателя и родителей.