Главные вкладки
Памятки и карточки
Здесь находятся памятки, тесты, стихи и много другой полезной информации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Памятка "Как искать проверочные слова для корня" | 12.9 КБ |
Памятка "Спряжение глаголов" | 13.32 КБ |
Самостоятельная работа "Умножение на 6" | 12.47 КБ |
Стихи о зиме | 23.9 КБ |
Пословицы и поговорки о зиме | 13.48 КБ |
карточки для проверки таблицы умножения | 12.89 КБ |
Раскраски с примерами | 452.43 КБ |
Карточки с заданием "Разнообразие растений" | 14.49 КБ |
Склонение существительных | 17.58 КБ |
Правила переноса | 12.89 КБ |
Учимся определять время | 388.04 КБ |
Притчи для уроков ОРКСЭ | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК ИСКАТЬ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА ДЛЯ КОРНЯ?
- ПОДБЕРИ ДРУГОЕ ОДНОКОРЕННОЕ (РОДСТВЕННОЕ) СЛОВО.
НАЗОВИ ПРЕДМЕТ ЛАСКОВО ИЛИ ПРЕДСТАВЛЯЯ ЕГО МАЛЕНЬКИМ. ТРАВА – ТРАВУШКА САД – САДИК ШАПКА – ШАПОЧКА | ОБЪЯСНИ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА. ГРЯЗНУЛЯ – ГРЯЗНЫЙ МОРСКОЙ – МОРЕ |
- ИЗМЕНИ СЛОВО.
ПРЕДМЕТ
МНОГО-ОДИН МОРЯ – МОРЕ САД – САДЫ
РЕКА – РЕК ГОЛУБЬ – ГОЛУБЕЙ | ПРИЗНАК
МЯГКИЙ-МЯГОК УЗКИЙ -УЗОК | ДЕЙСТВИЕ 1. ПО ВОПРОСАМ ЧТО (С)ДЕЛАЕТ? ЧТО (С)ДЕЛАЛ? ЧТО (С)ДЕЛАЮ? ЧТО (С)ДЕЛАЛИ? ЧТО (С)ДЕЛАТЬ? УХОДИТЬ-УХОДИТ |
Предварительный просмотр:
ЧТОБЫ ОПРЕДЕЛИТЬ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ.
ВЫЯСНИ
ОКОНЧАНИЕ ПОД УДАРЕНИЕМ | ИЛИ | ОКОНЧАНИЕ БЕЗУДАРНОЕ | ||
I спряжение - у (ю) - ешь (ёшь) - ет (ёт) - ем (ём) - ете (ёте) - ут (ют) | II спряжение - у (ю) - ишь - ит - им - ите - ат (ят) | ПОСТАВЬ ГЛАГОЛ В НЕОПРЕДЕЛЁННУЮ ФОРМУ (ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?) | ||
I спряжение - АТЬ, - ОТЬ, - УТЬ, - ЫТЬ, - ЕТЬ, - ЯТЬ. брить, стелить. | II спряжение - ИТЬ + 11 глаголов-исключения: гнать, держать, терпеть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, дышать, смотреть. |
Предварительный просмотр:
Вариант 1.
- Реши примеры.
6 ∙ 2 = 6 ∙ 7 =
48 : 6 = 24 : 4 =
54 : 9 = 5 ∙ 6 =
6 ∙ 1 = 18 : 3 =
30 : 6 = 36 : 6 =
15 + 12 : 6 =
42 : 7 ∙ 4 =
4 ∙ 6 + 6 ∙ 7 =
- Реши задачу.
У Миши 25 наклеек, а у Вовы 5 наклеек. На сколько больше наклеек у Миши, чем у Вовы? Во сколько раз меньше наклеек у Вовы, чем у Миши?
________________________________________________________________________________________________________
Ответ: ______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: ______________________________________________
____________________________________________________
Вариант 2.
- Реши примеры.
6 ∙ 3 = 6 ∙ 6 =
54 : 6 = 24 : 6 =
24 : 4 = 8 ∙ 6 =
6 ∙ 10 = 12 : 6 =
30 : 5 = 42 : 6 =
20 + 12 : 2 =
54 : 9 ∙ 7 =
5 ∙ 6 + 6 ∙ 6 =
- Реши задачу.
На клумбе распустились 36 красных тюльпанов и 6 жёлтых. На сколько меньше распустилось жёлтых тюльпанов, чем красных? Во сколько раз больше красных тюльпанов, чем жёлтых?
_______________________________________________________________________________________________________
Ответ: ______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: ______________________________________________
____________________________________________________
Предварительный просмотр:
Константин Бальмонт *** Евгений Баратынский *** Афанасий Фет *** Афанасий Фет Мама! глянь-ка из окошка - *** Афанасий Фет Чудная картина, *** Скрип шагов вдоль улиц белых, *** Самуил Маршак КРУГЛЫЙ ГОД. ЯНВАРЬ КРУГЛЫЙ ГОД. ФЕВРАЛЬ Дуют ветры в феврале, *** БЕЛЫЕ СТИХИ *** Чародейкою Зимою *** А.С. Пушкин Какая ночь! Мороз трескучий, *** А.С. Пушкин (2 НОЯБРЯ) | Даниил Хармс *** Я шел зимою вдоль болота *** Михаил Исаковский ЗИМНИЙ ВЕЧЕР *** Сергей Есенин *** БЕРЁЗА Белая береза ВЕТХАЯ ИЗБУШКА *** СНЕЖОК *** - Для кого поешь, пурга, *** ПЕРВЫЙ СНЕГ Зимним холодом пахнуло *** А.С. Пушкин ЗИМНЕЕ УТРО *** Нарядили елку в праздничное платье: |
Предварительный просмотр:
Пословицы и поговорки о зиме:
От первого снега до санного пути шесть недель.
Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Без шубы и валенок - и зима без конца.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Зима лето пугает, да все равно тает.
Зимой без шубы не стыдно, а холодно.
Зима спросит, что летом припасено.
Хороший снежок урожай сбережет.
Мороз ленивого за нос хватает.
В зимний холод всякий молод.
Спасибо, мороз, что снегу нанес.
Солнце на лето, зима на мороз.
Снега надует - хлеба прибудет.
Зима - матка, выспишься гладко.
Зима без снега - лето без хлеба.
Зиме да лету союза нету.
Будет зима - будет и лето.
Зима не лето - в шубу одета.
Много снега - много хлеба.
У печи всегда лето красное.
Шубе верь, а погоде не верь.
Два друга: мороз да вьюга.
Береги нос в большой мороз.
Солнце на лето, зима на мороз.
Первая пороша на санный путь.
Сугроб да вьюга — два друга.
В одну ночь зима становится.
Новый год - к весне поворот.
Году начало - зиме середина.
Год кончается, а зима начинается.
Пословицы и поговорки декабря:
Декабрь-месяц старое горе кончает, новому году новым счастьем дорожку стелет.
В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет, метет.
Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.
В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты.
Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.
Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.
Декабрь - стужайло, на всю зиму землю студит.
Декабрь - шапка зимы, июль - макушка лета.
Декабрь спросит, что летом припасено.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Декабрь - ветрозим, студень.
Декабрь - шапка зимы.
Пословицы и поговорки января:
Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает.
С января солнце на лето поворачивает, а зима - на мороз.
Январь-батюшка год начинает, зиму величает.
Январю-батюшке - морозы, февралю - метели.
Январь трещит — лед на реке впросинь красит.
Январь - году начало, зиме - середина.
В январе и горшок на печи замерзает.
Месяц январь - зимы государь.
Январь - весне дедушка.
Пословицы и поговорки февраля:
Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.
Февраль одной рукой гладит нос, а другой по нему щелкает.
Начало февраля погожее - весну жди раннюю, пригожую.
Февраль коль морозом не возьмет, то все дороги заметет.
Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.
Февраль - месяц лютый, спрашивает, как обутый.
Как в феврале аукнется, так осенью откликнется.
Бокогреюшко - февраль, он теплом обычно враль.
В феврале зима с весной встретятся впервой.
Февраль зиму выдувает, а март ломает.
Вьюги да метели под февраль полетели.
Февраль воду подпустит, март подберет.
Февраль силен метелью, а март капелью.
Февраль строит мосты, а март их ломает.
У февраля два друга — метель и вьюга.
Февраль богат снегом, апрель - водою.
Февраль три часа дня прибавит.
Предварительный просмотр:
Ф.И | Ф.И | ||
6 ∙ 6 = | 24 : 4 = | 3 ∙ 4 = | 28 : 7= |
7 ∙ 8 = | 72 : 9 = | 8 ∙ 5 = | 36 : 6= |
8 ∙ 6 = | 15 : 3 = | 5 ∙ 7 = | 56 : 7= |
3 ∙ 3 = | 14 : 7 = | 9 ∙ 2 = | 48 : 6= |
2 ∙ 8 = | 15 : 5 = | 8 ∙ 9 = | 24 : 8= |
4 ∙ 7 = | 63 : 9 = | 5 ∙ 4 = | 21 : 3= |
2 ∙ 3 = | 27 : 9 = | 6 ∙ 9 = | 14 :7= |
4 ∙ 2 = | 32 : 4 = | 3 ∙ 4 = | 81 : 9= |
2 ∙ 2 = | 18 : 2 = | 3 ∙ 9 = | 45 : 5= |
5 ∙ 5 = | 42 : 7 = | 2 ∙ 6 = | 21 : 3= |
Ф.И | Ф.И. | ||
8 ∙ 9= | 36 : 4 = | 5 ∙ 7 = | 42 : 6 = |
5 ∙ 4= | 49 : 7 = | 8 ∙ 8 = | 45 : 5 = |
3 ∙ 3= | 30 : 6 = | 9 ∙ 7 = | 12 : 6 = |
8 ∙ 8= | 64 : 8 = | 5 ∙ 7 = | 18 : 6 = |
6 ∙ 6= | 18 : 9 = | 8 ∙ 9 = | 35 : 5 = |
9 ∙ 9= | 16 : 4 = | 8 ∙ 4 = | 54 : 6 = |
5 ∙ 6= | 35 : 7 = | 4 ∙ 9 = | 72 : 8 = |
7 ∙ 3= | 18 : 2 = | 6 ∙ 6 = | 56 : 7 = |
3 ∙ 3= | 30 : 6 = | 9 ∙ 7 = | 36 : 6 = |
8 ∙ 2= | 63 : 7 = | 9 ∙ 5 = | 12 : 2 = |
Ф.И | Ф.И. | ||
8 ∙ 9= | 36 : 4 = | 5 ∙ 7 = | 42 : 6 = |
5 ∙ 4= | 49 : 7 = | 8 ∙ 8 = | 45 : 5 = |
3 ∙ 3= | 30 : 6 = | 9 ∙ 7 = | 12 : 6 = |
8 ∙ 8= | 64 : 8 = | 5 ∙ 7 = | 18 : 6 = |
6 ∙ 6= | 18 : 9 = | 8 ∙ 9 = | 35 : 5 = |
9 ∙ 9= | 16 : 4 = | 8 ∙ 4 = | 54 : 6 = |
5 ∙ 6= | 35 : 7 = | 4 ∙ 9 = | 72 : 8 = |
7 ∙ 3= | 18 : 2 = | 6 ∙ 6 = | 56 : 7 = |
3 ∙ 3= | 30 : 6 = | 9 ∙ 7 = | 36 : 6 = |
8 ∙ 2= | 63 : 7 = | 9 ∙ 5 = | 12 : 2 = |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Разнообразие растений». 3 класс.
Вариант 1 Фамилия, имя ________________________
- Соедини стрелкой растение с его группой.
Берёза
Брусника ВОДОРОСЛИ
Кукушкин лён
Сосна МХИ
Папоротник
Сирень ПАПОРОТНИКИ
Лиственница
Водоросль бурая ХВОЙНЫЕ
Сфагнум
Горох ЦВЕТКОВЫЕ
Волчье лыко
- Угадайте растение, напишите группу, к которой оно относится.
1) У самой дороги расту, у всех на виду красуюсь. Интересно, сорвёт меня кто-нибудь? Сейчас погадаю: сорвут – не сорвут, сорвут – не сорвут, сорвут – не сорвут… Теперь ясно – не сорвут: ни лепестка не осталось!
__________________ _______________________
2) Далеко-далеко внизу, у корней моих ручеёк в траве позванивает. Вровень с поясом берёзки да осинки стоят. До плеч моих только ели старые дотянулись. А выше моей головы только лишь облачко ходячее в синем небе… Не по мне коротышкой быть, в тени сидеть – свет люблю, ясное небушко… Я бы ещё так вымахала, но ведь мы, деревья, не круглый год растем. Вот только два весенних месяца кверху тянусь, а там – стоп! Всё. Другими делами надо заниматься: шишки завязывать, хвою обновлять, почки новые закладывать.
___________________ ____________________
«Разнообразие растений». 3 класс.
Вариант 2 Фамилия, имя ________________________
- Соедини стрелкой растение с его группой.
Кукушкин лён
Клён ВОДОРОСЛИ
Морская капуста
Ель МХИ
Папоротник
Ива ПАПОРОТНИКИ
Пихта
Малина ХВОЙНЫЕ
Сфагнум
Рожь ЦВЕТКОВЫЕ
Лиственница
- Угадайте растение, напишите группу, к которой оно относится.
1) Мы и ростом невелички, и цветы у нас капельные, и запаха приятного нет. А ты нас всё равно не забудешь. Увидишь голубое небо весной – нас вспомнишь. Глаза у кого-нибудь увидишь голубые – опять нас вспомнишь.
___________________ __________________________
2) Посадил ты меня в землю, а теперь обижаешься – отчего, дескать, медленно расту? Невдомёк тебе, что расту я в обе стороны. Кверху стволик тянется с веточками. А вниз – становой корень уходит, землю буравит. И корень этот куда длиннее, чем ствол. И работа у него тяжёлая – землю раздвигать, до глубокой воды добираться… А вот как доберётся, укрепится, начнёт воду качать – тогда я и пойду в рост. Будет у меня веток – сотни, листьев – тысячи, желудей – тьма-тьмущая.
________________________ _______________________
Предварительный просмотр:
СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Падеж | Вспомога-тельные слова | Вопросы | Предлоги | Окончания | |||
Ед.ч. | Мн.ч. | ||||||
1 скл. М.р.-а,-я. Ж.р.-а,-я | 2 скл. М.р. - □ Ср.р.-о,-е | 3 скл. Ж.р.- ь □ | |||||
И.п. | Есть | Кто? Что? | - | -а, - я | м.р.- □ с.р.– о,-е | - □ | - ы, - и, - а, - я |
Р.п. | Нет | Кого? Чего? Откуда? Где? | От, до, без, из, у, для, около, возле, из-за, с. | - ы, - и | -а, - я | - и | - □ - ов, -ев, - ей |
Д.п. | Дать (рад) | Кому? Чему? Куда? Где? | К, по. | - е | - у, - ю | - и | - ам, - ям |
В.п. | Вижу | Кого? Что? Куда? | В, во, на, за, про, через, под | - у, - ю | - □ -а, - я - о, - е | - □ | - ы, - и, - а, - я -ов,ев,ей |
Т.п. | Горжусь (доволен) | Кем? Чем? Где? | С, со, перед, над, под, за, между. |
-ой, - ей | - ом, -ем | - ью | - ами, - ями |
П.п. | Думаю о (говорю о) | О ком? О чём? Где? | О, об, в, на, при. | - е | - е | - и | - ах, - ях |
СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Падеж | Вспомога-тельные слова | Вопросы | Предлоги | Окончания | |||
Ед.ч. | Мн.ч. | ||||||
1 скл. М.р.-а,-я. Ж.р.-а,-я | 2 скл. М.р. - □ Ср.р.-о,-е | 3 скл. Ж.р.-ь □ | |||||
И.п. | Есть | Кто? Что? | - | ||||
Р.п. | Нет | Кого? Чего? Откуда? Где? Куда? | От, до, без, из, у, для, с, около, возле, из-за ,между | ||||
Д.п. | Дать (рад) | Кому? Чему? Куда? Где? | К, по. | ||||
В.п. | Вижу | Кого? Что? Куда? | В, во, на, за, про, через, сквозь, под | ||||
Т.п. | Горжусь (доволен) | Кем? Чем? Где? Куда? | С, со, перед, над, под, за, между. |
| |||
П.п. | Думаю о (говорю о) | О ком? О чём? Где? | О, об, в, на, при. |
|
| ||
Проверочные слова | земля | стол | степь |
Предварительный просмотр:
ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА |
1. Переносим по слогам КА-РАН-ДАШ, ЛЕ-ТО, КАР-ТА |
2. Слова из одного слога не переносятся РОГ, ГРОМ, СТУЛ, ШАР |
3. Одну букву не переносим и не оставляем. ЮЛА, ЕДА, ИМЯ, ЗМЕЯ, ШВЕЯ |
4. Буквы Й, Ъ, Ь остаются со слогом на строчке ПОЙ-ДЁМ, ПОДЪ-ЕЗД, КОНЬ-КИ |
5. Удвоенная согласная: одну букву оставляем – другую переносим. СУБ-БОТА, ВАН-НА, КАС-СА |
ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА |
1. Переносим по слогам КА-РАН-ДАШ, ЛЕ-ТО, КАР-ТА |
2. Слова из одного слога не переносятся РОГ, ГРОМ, СТУЛ, ШАР |
3. Одну букву не переносим и не оставляем. ЮЛА, ЕДА, ИМЯ, ЗМЕЯ, ШВЕЯ |
4. Буквы Й, Ъ, Ь остаются со слогом на строчке ПОЙ-ДЁМ, ПОДЪ-ЕЗД, КОНЬ-КИ |
5. Удвоенная согласная: одну букву оставляем – другую переносим. СУБ-БОТА, ВАН-НА, КАС-СА |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПРИТЧИ ДЛЯ УРОКОВ ОРКСЭ
СЕМЬ ДОЧЕРЕЙ (Добродетель и порок)
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
-Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
-Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, - проговорила вторая.
-Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.
-Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвёртая.
-Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая.
-Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, - сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу - помыть ноги.
Гора и Ослик (моральный долг)
Шёл маленький Ослик по тропе меж гор. Тащил за собой маленькую тележку со всякого рода хламом.
«Забавный Ослик, — подумала Гора, — Зачем он тащит за собой этот никому не нужный хлам?»
И решила Гора позабавится над Осликом. Бросила она со своих высот ему в тележку большой серый камень. Ослик же как шёл, так и продолжал идти. «Странный Ослик», — подумала Гора и бросила в тележку ещё один большой камень. Ослик же упрямо тащил за собой свою маленькую тележку.
По пути ему встречались люди и спрашивали его:
— Зачем ты тащишь за собой эти бесполезные камни? Не лучше ли тебе остановиться и сбросить их с тележки? Идти сразу станет легче.
Но Ослик непонимающе смотрел на людей и, обливаясь потом, упрямо шёл вперёд, таща за собой тележку с камнями.
Гора же всё с большим и большим азартом забавлялась над Осликом, дивясь его упрямой глупости и подбрасывая в тележку всё больше и больше камней.
«Тяжела же моя ноша», — подумал Ослик, задыхаясь от непосильного труда.
И издох.
Мальчик и зеркало (Золотое правило нравственности).
Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало. Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом, по ребяческой привычке, захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало — тоже. Мальчик, разобидевшись, погрозил ему кулаком, а зеркало погрозило в ответ. Осердился малыш и бросился колотить этого нахала, и ушиб руки. В отчаянии и ярости он метался перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешила его и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?» — «Я» «А теперь посмотри - ты улыбнулся и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки — и он к тебе тоже, ты не сердишься — и он не дуется: вот так-то люди друг с другом и живут — и добро и зло наше возвращается к нам же».
ПРИТЧА О ДВУХ ВОЛКАХ (Добро и зло)
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Притча «Кошелёк» (Поступок)
Нашел человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой!
Притча о благодарности (Моральный долг)
Мальчишка был голодный..
В дверь постучав, воды он попросил,
Но женщина выносит...молока!
Минуло много лет... он доктор стал.
Он на обходе женщину увидел ту, что дала когда то молока!
Она была больна, причем серьезно!
Ей срочно операция нужна!
Он жизнь ей спас, все силы приложив,
Живет и побеждает доброта!..
Квитанцию к оплате принесли.'
Всю жизнь платить!'- подумала тогда,
И взяв листок, не верила глазам!
От радости заплакала она! Оплачен счет!
Он рядом написал
Оплачено стаканом молока.
Два сына (Свобода и ответственность)
Король стал стар и призвал к себе двух сыновей.
- Сыновья, я назначаю вас правителями двух областей. Покажите, на что вы способны, и я решу, кто будет моим преемником, — сказал правитель двум принцам.
Юноши поклонились и разъехались в разные стороны. Старшему сыну досталась равнинная восточная провинция. Младший сын стал править горной западной провинцией.
Прошёл год. Сначала король поехал в гости к старшему сыну. Тот с гордостью показал огромный дворец, а потом провёз короля по стране. Люди всюду убирали урожай. При виде королевских экипажей крестьяне падали лицом на землю и лежали так, пока экипажи не исчезали. В честь короля принц устроил парад. За год он создал дисциплинированную армию. Вечером на пиру певцы и музыканты воспевали короля.
— Видите, отец, какую власть я приобрёл за год! Всё в моей провинции держится на страхе и повиновении, — с гордостью сказал принц.
— Хорошо, теперь я посмотрю, чего достиг младший сын, — ответил король.
В горной провинции короля тоже встретили с почётом. Горцы низко кланялись королевской свите и снова приступали к работе. Они строили дороги и мосты, возили землю на горные склоны и сажали виноградники.
— Извини, отец, если не смог принять тебя достойно. Слишком мало я успел сделать за год для моих подданных, — сказал младший принц королю.
Вскоре король объявил, что назначает своим преемником младшего принца.
— У него нет власти, народ его не боится, он даже армию не создал! — обиженно заявил старший принц.
— Не власть украшает правителя, а ответственность перед людьми, — спокойно объяснил король.
Притча о совести (Совесть)
Я беден и слаб, - сказал как-то учитель своим ученикам, - но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг - найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.
- Что делать нам? - спросили ученики. - Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!
- Дети мои, — сказал учитель, - есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!
- Мы молоды, — ответили ученики, - мы справимся! Нет ничего, что бы мы ни совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе!
- Вы сильны, - ответил учитель, - для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея! Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда!
- Отправимся прямо сейчас! - загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:
- Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя?
- Прости, учитель! - ответил юноша. - Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания!
- Почему невыполнимо?
- Да ведь нет такого места, где никто не увидит, - ответил ученик. - Даже когда я совсем один, я сам вижу! Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим!
От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика!
БОГАТЫЕ И БЕДНЫЕ (Нравственные ценности)
Однажды в весьма богатой семье отец взял своего сына в деревню с целью показать ему, как живут очень бедные люди. Они провели несколько дней и ночей в доме, который можно с полным правом назвать ОЧЕНЬ бедным. По возвращении отец спросил сына, понравилась ли ему поездка.
"Было здорово, папа!" - ответил сын.
"Ты видел, как живут бедные люди?" - спросил отец.
- О да! –
Скажи, что ты понял за это время?
Сын ответил: - Я видел, что у нас одна собака, а у них - четыре, а их кошек никто не считал! У нас есть бассейн до середины двора, а у них есть река, у которой нет конца. У нас есть дорогие светильники, а у них есть звезды ночью. У нас есть немного земли, чтобы жить, а у них поля до горизонта. Мы покупаем свою еду, они выращивают свою, или берут из леса. Нас будит будильник, их - солнце. Мы платим деньги, чтобы посмотреть на природу в зоопарке, они живут среди природы. Нас защищают стены, они находятся под защитой всего мира.
Отец потерял дар речи.
Сын добавил: - Спасибо, папа, что показал мне, какие мы бедные.
Восточная притча (Свобода и моральный выбор человека)
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Притча о гвоздях (поступок)
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал, каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется.
Притча о Добре и Зле
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь» .
Мудрый отец
Двоих своих сыновей плотник с самого детства приучал к работе. Сначала мальчики просто играли с дощечками, а потом научились их обрабатывать и мастерить деревянные игрушки.
Однажды отец уехал по делам, и мальчики решили сделать что-нибудь самостоятельно.
— Я сделаю скамеечку, как настоящий плотник, — сказал старший мальчик.
— Но папа не учил нас делать скамеечку. Мне кажется, это трудно, — возразил младший брат.
— Сделать скамейку нетрудно для плотника, — гордо заявил старший мальчик.
— А я сделаю кораблик. Сейчас весна, и я пущу его в ручей, — решил младший.
Он долго и старательно строгал дощечку, чтобы она была похожа на лодочку, а потом сделал мачту из палочки и парус из бумажки.
Старший мальчик тоже старался. Когда все части скамейки были готовы, он принялся их сбивать.
Это оказалось трудно, так как части были сделаны не по размеру и плохо подходили одна к другой.
Когда вернулся отец, младший сын показал ему свой кораблик.
— Замечательная игрушка. Беги на улицу, отправь кораблик в плавание, — похвалил отец.
Потом он спросил старшего сына:
— А ты что сделал? Тот показал криво сколоченную скамеечку.
— Твои гвозди плохо вбиваются, — пробормотал мальчик и покраснел.
— Сын, если хочешь стать настоящим мастером, всегда вбивай тот гвоздь, который вбивается, — строго сказал отец.
Вопросы и задания:
Почему старший мальчик решил, что он сам может сделать скамейку?
Что имел в виду отец, когда сказал: «Вбивай тот гвоздь, который вбивается»?
Расскажите о какой-либо поделке, которую вы сделали своими руками?
Как вы думаете, нужно ли в настоящее время детям учиться мастерству?
Нарисуйте то, что вы хотели бы сделать своими руками.
Почему одному плохо
Трое маленьких детей было у родителей да одна старшая дочка — помощница. С утра до вечера она нянчилась с младшими детьми: кормила, утешала, умывала.
Вечером, когда малыши засыпали, девочка маме помогала все постирать да прибрать.
Однажды пошла девочка за водой на речку и нашла в воде чей-то посох. Вытащила она посох из речки и видит: бабушка по берегу идет.
— Бабушка, не ваш ли это посох? — спросила девочка.
Схватила бабушка посох, обрадовалась:
— Это мой волшебный посох. За то, что нашла его, я тебя награжу. Говори, чего хочешь?
— Больше всего я хочу отдохнуть денек, — ответила девочка.
— Можешь отдыхать, сколько хочешь. Мой волшебный посох любое желание исполнит.
— Это хорошо, — обрадовалась девочка, — но кто меня кормить будет?
— Об этом не беспокойся, — сказала бабушка и взмахнула посохом.
Все закружилось перед глазами девочки, и оказалась она в замке дивной красоты. В каждой комнате замка были невидимые слуги, которые поили, кормили, умывали и одевали девочку. Вокруг замка не было никого, только птицы пели в саду.
День прошел, второй прошел, заскучала девочка, да так, что совсем не в радость все вокруг стало, и заплакала:
— Я хочу домой. Там, наверное, без моей помощи пропадают.
— Если домой вернешься, до конца жизни работать будешь без отдыха, — прозвучал чей-то голос.
— Ну и пусть. В одиночестве человеку и рай — не рай, — сказала девочка.
В тот же миг оказалась она дома. Братья и сестренки к ней бросились. Один — кушать просит, другой — попить, третий — поиграть, а девочка и рада.
Вопросы и задания:
Как вы думаете, почему девочка не осталась в чудесном замке, хотя колдунья сказала ей, что она будет работать до конца жизни без отдыха,если уйдет?
Согласились бы вы жить на райском острове в одиночестве?
Почему человеку одному плохо, даже если у него все есть?
Может ли человек чувствовать себя одиноким, если он живет в большом городе?
Нарисуйте волшебный остров с замком, а рядом себя и всех, кого вы любите.
Кто нежнее?
Две дочки росли у отца, но он больше любил старшую дочку. Уж очень она была хороша: лицо розовое, голосок сладкий, волосы пушистые.
«Ты нежная, словно роза в саду», — говорил отец, любуясь старшей дочкой.
Младшая дочка тоже была хорошей и послушной, но не нравилась она отцу: на лицо грубовата, кожа на руках шершавая от домашней работы. Поэтому отец ее меньше баловал, больше работать заставлял.
Однажды случилось с отцом на охоте несчастье. Ружье разорвалось в руках. Руки и лицо ему взрывом обожгло и осколками поранило.
Врач обработал раны и наложил повязку на руки и лицо. Беспомощным стал отец, ничего не видит, кушать сам не может.
Младшая дочка сказала: — Не волнуйся, папа, я буду твоими руками и глазами, пока ты не поправишься.
Потом она напоила отца целебным отваром и покормила его.
Целый год ухаживала младшая дочка за отцом. Раны на руках быстро зажили, но глаза пришлось лечить долго. Иногда отец просил старшую дочку посидеть рядом, но та всегда была занята: то в сад спешила на прогулку, то торопилась на свидание.
Наконец сняли у отца повязку с глаз. Видит он, стоят перед ним две его дочки. Старшая — нежная красавица, а младшая — самая обычная.
Обнял отец младшую дочку и сказал:
— Спасибо тебе, доченька, за уход, не знал я раньше, что ты такая добрая и нежная.
— Мне кажется, я намного нежнее! — воскликнула старшая дочка.
— Во время болезни я понял, что нежность определяется не мягкостью кожи. — ответил отец.
Вопросы и задания:
Почему до несчастного случая отец не видел, что его младшая дочка добрее и нежнее старшей?
Кто в вашей семье самый нежный?
Какими способами можно проявить нежность?
Придумайте нежные слова для всех членов своей семьи и подарите их близким.
Притча «Наберись смелости - сделай попытку»
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост.
Толпа сильных и мудрых мужей обступила его. «О вы, подданные мои, - обратился к ним царь, - у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» – спросил царь.
Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них.
Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо – замок открылся! Он был просто не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку».