В помощь классному руководителю

Красноперова Елена Михайловна

Классный руководитель… Как часто в школе, в процессе нашей педагогической деятельности, мы слышим эти слова. Их произносят дети, родители, администрация. Это, без преувеличения, первый, самый близкий человек для наших ребят в школе. Классный руководитель встретит детей 1 сентября, познакомит с новыми учителями; классный руководитель поможет каждому ребёнку в трудную минуту, успокоит, подбодрит; классный руководитель подскажет родителям, как лучше разобраться в их взаимоотношениях с сыном или дочерью. Можно продолжать бесконечно говорить о нём, о классном руководителе.

А ведь если вдуматься в значение слова, то уже в нём самом заложена огромная роль классного руководителя в школьной жизни детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАПОВЕДИ КЛАССА

  • Люби свою школу. Бери все от нее хорошее.

  • Не говори плохо о людях.

  • Помоги своему товарищу в учебе.

  • Учись дружить и будь в дружбе верным.

  • Учись с сочувствием относиться к несчастью других.

  • Умей подавлять в себе плохое настроение.

  • Умей ставить цель, преодолевать лень и добиваться успеха.

  • Научись быть красивым.

  • Научись быть здоровым и жизнерадостным.

  • Учись понимать природу. Кто не любит природу – тот не любит себя.

  • Учись думать.

  • Постарайся познать свое «Я».

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

1.ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ:

а)ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;

б)психолого-педагогическое просвещение родителей;

в)влечение родителей в совместную с детьми деятельность;

г)корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;

д)взаимодействие с общественными организациями родителей.

2.ПРАВИЛА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

а)Нельзя встречаться с родителями только по поводу ЧП;

б)найди место и определи время разговора с родителями;

в)наберись терпения выслушать;

г)уместно начать разговор с родителями с самого маленького положительного штриха;

д)закончи беседу контрольными рекомендациями и советами;

е)так закончи беседу, чтобы родитель ушел с долей оптимизма.

3.ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

  • Референдум
  • День открытого телефона
  • Философский стол
  • Публичная лекция
  • Сократовские беседы
  • Лекторий
  • Гостиная
  • Диспут
  • Вечер вопросов и ответов

4.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ОТ СОБСТВЕННЫХ ДЕТЕЙ:

  • Постарайтесь чаще ставить себя на наше место.
  • Не принимайте все близко к сердцу.
  • Принимайте нас со всеми нашими заботами и проблемами.
  • Хотелось бы чаще встречаться в семейном кругу.
  • Очень хочется взаимопонимания.
  • Больше проявляйте любви к нам.
  • Дети тоже имеют свою точку зрения.
  • Не слушайте сплетни про наших друзей.
  • Верьте нам.
  • Постарайтесь смотреть на мир другими глазами и видеть во всем не только плохое.
  • Любите нас.
  • Не ругайте за учебу, часто задания бывают очень трудными.
  • Не говорите нам того, о чем позже будете жалеть.
  • Уважайте нас, прислушайтесь к нашему мнению.
  • Никогда не кричите и не бейте нас.
  • Очень хочется разговаривать со своими родителями по душам.
  • Говорите нам чаще, что мы самые красивые, самые умные, самые добрые.
  • Очень хочется, чтобы вы не ссорились, это очень страшно!
  • Не всегда деньги играют главную роль. Для меня друзья дороже денег.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

План работы классного руководителя с одаренными детьми

Деятельность учителя

дата

1.

Составить список одаренных детей с указанием предмета или направления

сентябрь

2.

Составить график регулярных занятий, регулярно вести журнал по учету проведенных занятий

20-30 сентября систематически

3.

Осуществлять индивидуальный подход к данной категории детей на уроках, используя дифференцированные карточки,перфокарты, дополнительный дидактический материал

В течении

года

4.

Привлечь одаренных,мотивированных уч-ся к осуществлению помощи детям,имеющих трудности в обучении

регулярно

Привлекать одаренных детей к участию в олимпиадах,марафонах знаний по предметам с целью максимальной реализации их потенциальных возможностей

В течении года

6.

Соблюдать здорвьесберегающие технологии в работе

систематически

7.

Осуществлять взаимодействие с педагогическим коллективом

систематически

8.

Проводить педагогические консультации с родителями одаренных детей

В течении года

9.

Продолжить сбор материалов для работы с одаренными детьми

В течении года



Предварительный просмотр:

Сценарий творческого тематического вечера, посвященного 80-летию
с начала Великой Отечественной войны и памяти подвига
Матрёны Исаевны Вольской

Техническое задание на проведение творческого тематического вечера:

Время – с 18:00 – 21:00.

Количество ведущих – 2 человека

Количество чтецов (стихотворения в сценарии) – 2 человека.

Фотограф мероприятия – 1 человек.

Техническое обеспечение:

Актовый зал, акустическая система, 2 микрофона для ведущих, 2 стойки для чтецов, экран и проектор для показа видеороликов, карточки формата А5 со сценарием для ведущих.

Видеозапись мероприятия – камера с HD качеством записи на штативе.

Пакет материалов для проведения творческого тематического вечера: https://disk.yandex.ru/d/A0ufd0ymPf4MnA 

ВИДЕО 01: ТИЗЕР О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 Ведущий: Помните! Через века, через года, - помните!

О тех, кто уже не придет никогда, -  помните!

2 Ведущий: Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Объявляем минуту молчания.

1 Ведущий: 22 июня 2021 года – ровно 80 лет прошло с начала Великой Отечественной войны! Мы храним благодарную память о тех, кто защитил и спас нашу Родину от фашистского порабощения, о тех, кто выжил в этой войне и кого война забрала навсегда от нас…

2 Ведущий: Нет такой семьи, которой не коснулась Великая Отечественная война. Сколько боли и горя принесла она. Вся наша страна, как одна крепкая семья, боролась с фашистами. Наш народ победил! В борьбе участвовали все – солдаты, женщины, старики и дети.

1 Ведущий: Война и дети… Казалось бы, эти два понятия несовместимы, но война была неразборчива. Она не щадила никого! Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство.

ЧИТАЕТ РЕБЕНОК - Тринадцать миллионов детских жизней

Сгорело в адском пламени войны.

Их смех фонтанов радости не брызнет 

На мирное цветение весны. Мечты их не взлетят волшебной стаей

Над взрослыми серьезными людьми,

И в чём-то человечество отстанет, 

И в чём-то обеднеет целый мир… (А.Молчанов)

2 Ведущий: В деревне Елисеевичи Духовщинского района сегодня сохранился всего один дом, но события, которые произошли здесь 1942 году до сих пор волнуют жителей Смоленской и Нижегородской областей. Именно отсюда 23 июля начался вошедший в историю 200-километровый переход детей.

1 Ведущий: Операция "Дети" - это лишь малый эпизод в истории Великой Отечественной войны. Тогда он воспринимался обычно. Но эта операция имела очень большое значение. 3225 спасённых детских жизней.

ЧИТАЕТ РЕБЕНОК - Мне рассказывал смоленский Паренек: 

– В нашей школе деревенской Шел урок. 

Проходили мы частицы "Не" и "ни".

 А в селе стояли фрицы В эти дни.

 Обобрали наши школы И дома.

 Наша школа стала голой, Как тюрьма.

 Из ворот избы соседской Угловой

К нам в окно глядел немецкий Часовой.

 И сказал учитель: "Фразу Дайте мне,

Чтобы в ней встречались сразу "Ни" и "не".

"Мы взглянули на солдата У ворот

И сказали: "От расплаты НИ один фашист проклятый НЕ уйдет!" (С. Маршак)

1 ведущий: В июле 2020 года стартовала реализация областного патриотического проекта "Каждый шаг для ЖИЗНИ!". В рамках проекта, посвященного памяти Матрене Исаевной Вольской, ребята снимали тематические видеоролики по главам книги "Операция "Дети" авторов Леонида Кондратьевича Новикова и Натальи Михайловны Дроздовой.

2 ведущий: Мы предлагаем их посмотреть и воодушевиться той историей памяти, о которой говорят ребята!

ВИДЕО 02: ПОКАЗ РОЛИКА № 1 ПО ГЛАВЕ 1: "Оккупация".

2 Ведущий: Летом 1942 года на оккупированной Смоленщине вовсю хозяйничал фашистский "новый порядок". Детей, достигших 15-16 лет, целыми вагонами увозят на принудительные работы в Германию. Ребят, заподозренных в связи с партизанами, мучают и расстреливают. Местные партизанские отряды предпринимают робкие попытки по выводу небольших групп детей с захваченных территорий в тыл, на "большую землю". Но необходима крупная операция по спасению молодых смолян.

1 Ведущий: Инициатором и главным организатором такой операции становится командир партизанского соединения Никифор Захарович Коляда, многим известный просто как "Батя". Планировалось вывести тысячу, в самых смелых надеждах, – две тысячи детей. Подготовка операции велась в строжайшей секретности.

2 Ведущий: Руководителем предстоящей операции по спасению детей была назначена Матрёна Исаевна Вольская. Мотя, как многие называли эту 24-летнюю девушку, окончила Дорогобужский педагогический техникум и преподавала в начальной школе в деревне Басино Духовщинского района. Здесь она вышла замуж за Михаила Вольского, и их молодая семья уже ждала ребёнка. 

1 Ведущий: Активная участница партизанского движения Мотя и представить себе не могла, что ей вскоре придется более 200 км по лесам и болотам Смоленщины вести через линию фронта многотысячную колонну детей к станции Торопец Калининской (Тверской) области, чтобы оттуда эшелонами переправить их в Горький (Нижний Новгород). Именно эту задачу поставил перед ней лично Никифор Захарович Коляда.

2 Ведущий: В том, что операция предстоит сложнейшая, Вольская убедилась уже 23 июля, в первый день похода. Перед ней стояла тысячная толпа детей с узелками, со слезами на глазах, крепко обнимающая своих родителей. Стоял такой сильный плач, что сердце разрывалось на части.

ВИДЕО 03: ПОКАЗ РОЛИКА № 2 ПО ГЛАВЕ 2: "Батя".

1 Ведущий: Путь до Торопца занял десять дней. Колонна детей растянулась на несколько километров. Моте приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы как-то её контролировать. В этом ей помогали учительница Варвара Сергеевна Полякова, фельдшер Екатерина Ивановна Громова, а также ребята постарше, назначенные ею в помощники руководителями групп детей.

2 Ведущий: В первый же день на след колонны напал вражеский самолёт-разведчик. Вскоре с неба посыпались листовки с угрозами, а на следующий день – бомбы. Запланированный маршрут пришлось в срочном порядке менять. Шли ночами по заросшим лесным дорогам.

1 Ведущий: С каждым днём количество ребят в отряде у М.И. Вольской увеличивалось. К ним то и дело примыкали группы детей из разграбленных и сожжённых местных сёл и деревень. Через несколько дней в колонне насчитывалось уже более двух тысяч (!) человек.

2 ведущий: Те скромные запасы еды, что дети взяли с собой в дорогу, скоро закончились. В ход пошли лесные ягоды, подорожник, заячья капуста, одуванчики. Сложнее обстояло дело с питьевой водой. Большинство водоёмов, попадавшихся на пути, были отравлены трупными ядами или заминированы. Дети слабели.

ВИДЕО 04: ПОКАЗ РОЛИКА № 3 ПО ГЛАВЕ 3: "Лучше вас никто не справится".

1 Ведущий: В ТорОпец они пришли 1 августа совершенно обессиленные. Там к ним присоединилось ещё около тысячи детей. Так что в ночь на 5 августа, когда за ними наконец-то пришёл состав, ребят насчитывалось 3225 человек.

2 Ведущий: Им пришлось ехать в разбитых, шумных, продуваемых теплушках, в каждой из которых на нарах размещалось по 50-60 человек. Железная дорога была забита эшелонами. В Горький дети добрались лишь 14 августа. Там их распределили по школам фабрично-заводского обучения, и вскоре на заводах и фабриках они уже вносили свою лепту в общее дело Победы. Операция "Дети" была успешно завершена.

1 Ведущий: М.И. Вольская за проявленный героизм была награждена орденом Красного Знамени. Она уже не вернулась на Смоленщину, а осталась работать учителем начальных классов в школе села Смольки Горьковской области Городецкого района и проработала там всю жизнь до 1979 года.

ВИДЕО 05: ПОКАЗ РОЛИКА № 4 ПО ГЛАВЕ 3: "Лучше вас никто не справится".

2 Ведущий: Поразительно, но никто из женщин не считал свое дело подвигом, и 30 лет эта история не была публичной. Только в 1975 году, она "просочилась" на горьковское телевидение. Множество писем поступало в адрес телевидения от участников этой Операции. Тогда ветеран войны, участник партизанского отряда Леонид Кондратьевич Новиков и заведующая отделом на Горьковском телевидении Наталья Михайловна Дроздова решили объединить все воспоминания участников из их писем в один труд и в 1986 году свет увидела книга "Операция Дети", которая сегодня для нас является живой историей памяти.

1 Ведущий: 1 сентября 2020 года состоялось торжественная церемония открытия памятника "Матрене Исаевне Вольской с детьми" в городе Городец Нижегородской области. Скульптуру установили на площади Пролетарской, рядом с мемориальным комплексом "Книга памяти".

Вместе: Будем достойны памяти предков!



Предварительный просмотр:

Каждый человек изучает историю своей страны не только по учебникам, сказаниям и легендам, но и по тем сохранившимся памятникам истории и культуры, которыми так богаты все страны мира.

Иногда люди, если их можно так назвать, бездумно относятся к наследию прошлых цивилизаций: уничтожают памятники архитектуры и искусства - картины, здания — шедевры мировой цивилизации. Видимо, поэтому государства и народы предпринимают попытки сохранить то, что создано прошлыми цивилизациями. Нужно отметить, что в России до 18 века вообще не существовало такого понятия, как "памятник". Охранялись государством и почитались народом только религиозные святыни. К сожалению, значительная часть произведений древнерусского искусства была утрачена в результате многочисленных пожаров и войн. К уничтожению памятников истории приводили также резкие смены идеологического курса в стране. Существует ряд русских хрестоматийных культурных объектов, которые знакомы каждому гражданину. Это исторические памятники, известные не только в России, но и за рубежом. Значение их трудно переоценить. Прежде всего, это исторические памятники Москвы, среди которых храм Василия Блаженного, Красная площадь, Кремль, памятник Минину и Пожарскому. Все они сосредоточены в центре российской столицы. Другие исторические памятники Москвы находятся в некотором отдалении, однако это не умаляет их достоинства. Все культурные объекты охраняются правительством. Исторические памятники мира расположены в разных точках планеты. Это Эйфелева башня в Париже, Рейхстаг в Берлине, Тадж-Махал в Индии, пирамиды фараонов в Египте и многие другие. Исторические памятники никогда не уничтожаются, если не считать варварских террористических акций крайних экстремистов. Цивилизованное общество относится к наследию прошлого с уважением, исторические памятники охраняются и содержатся в надлежащем виде. Для этого существуют различные государственные и частные фонды по сохранности объектов культуры.

Теперь, ребята, скажите мне, какие парки есть в нашем посёлке? (ответы учеников).Давайте посмотрим фотографии наших парков на слайде.(фото на слайде)

Давайте, еще посмотрим на такой памятник культуры нашего поселка-памятник погибшим воинам(напротив школы). Знаете ли вы что-нибудь о нем? (рассказ Удаловой М.)

Вот, ребята, мы познакомились, лишь с малой частью памятников культуры нашего поселка, а вообще их очень много в нашемпоселке. Об остальных памятниках вы можете поспрашивать у ваших родителей, погулять по местам памятников нашего поселка! Какой вывод мы можем сделать в заключении нашего урока?


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Демократический стиль семейного воспитания

При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают  его нужды и потребности.  Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют  твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.

http://www.familien-blog.at/wp-content/uploads/2013/05/eltern-kinder-comics-lesen.jpg

Ребёнок вырастает ответственным, независимым, компетентным, уверенным в себе с адекватной самооценкой, умеющий контролировать свои желания и как правило добивается больших успехов в жизни.

Дети знают, что родители всегда смогут его выслушать и помочь. 

http://www.usiter.com/uploads/20120711/schastlivaya+semya+75941630132.jpg

Интернет-ресурсы

http://sad-sosenka.ru/news/29-news/65-stili-semejnogo-vospitaniya

http://uchitel76.ru/wp-content/uploads/2014/02/stili-vospitanija.jpg

http://www.familien-blog.at/wp-content/uploads/2013/05/eltern-kinder-comics-lesen.jpg

http://www.trud.ru/userfiles/gallery/38/b_3827af2ce94822f7fcfe455826d1a989.jpg

http://ivospitanie.ru/wp-content/uploads/2015/04/34801312.jpg

http://bestspictures.ru/img/picture/Aug/01/1f870096a7812e1055e407177df4891f/10.jpg

http://www.usiter.com/uploads/20120711/schastlivaya+semya+75941630132.jpg

Характеристика стилей семейного воспитания

Авторитарный стиль семейного воспитания

Родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки. Дети лишены родительской  любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным.

Но дети вырастают либо неуверенными в себе, неспособными постоять за себя  либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.

http://bestspictures.ru/img/picture/Aug/01/1f870096a7812e1055e407177df4891f/10.jpg

Активные и сильные подростки начнут бунтовать, становясь более агрессивными, могут сбегать из дома. Робкие и неуверенные в себе подростки наоборот, привыкнут во всем слушаться родителей, не делая попыток решать собственные проблемы самостоятельно.   

Либерально - попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека)

При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», "Нельзя", указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения с ребёнком характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка. Он будет конфликтовать со всеми, кто не потакает его желаниям.  

http://ivospitanie.ru/wp-content/uploads/2015/04/34801312.jpg

Ребёнок, выращенный в обстановке вседозволенности, более подвержен психологическим проблемам, фобиям, депрессиям. Такой ребенок не научен контролировать себя и своё поведение у него будет немного шансов развить самоуважение.

Гиперопекающий стиль семейного воспитания

При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии.  Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Даже, когда ребёнок становится взрослым, родители продолжают излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие. 

http://www.trud.ru/userfiles/gallery/38/b_3827af2ce94822f7fcfe455826d1a989.jpg

Ребенок растет беспомощным, инфантильным, неуверенным в себе, В последствии у него возникают трудности в социализации. Дети вырастают послушными, но в то же время неуверенными в себе, своих силах и возможностях, бояться сделать что-то не так, ошибиться.



Предварительный просмотр:

Вопросы анкеты для детей:

Что может разозлить, вывести из себя?

Из-за чего бывают конфликты?

Как выйти из него?

Какие качества хотели бы видеть в родителях, детях?

Какие свободы нужно давать детям?

Всегда ли вы правы?

Легко ли быть родителем, ребенком?

1.А начать я вам предлагаю с игры “Ассоциации”. Подберите ассоциации к слову подросток, подростковый возраст.

П - поступок, проблема, понимание, поведение

О - оптимизм, огорчение, одобрение

Д - дружба, доброта, доверие, диалог

Р - радость, решение, родители, ребенок, разговор

О - общение

С - ссора, самостоятельность, секрет, строгость, сомнение

Т - требование, трудность, терпение, толерантность, творчество

О - окружение, образование

К - коллектив, конфликт, каприз

Спасибо, уважаемые родители.

2.Все мы замечаем, как меняются наши дети. Некоторые говорят, что ребенок сильно вырос, кто-то отмечает изменения характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. С ребенком уже труднее договориться, не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях. Что происходит с ним?

Оказывается, он вступил в один из важнейших жизненных периодов, во многом определяющий его последующую судьбу, - в период перехода от детства к взрослости – в подростковый период. В древности считалось, что он настолько же важен для человека, как и рождение, вступление в брак и смерть. И сколь он важен, столь и труден. В наше время подросток остается со всеми проблемами взросления один на один. Помочь ему может только семья. Поэтому давайте посмотрим, что же происходит с подростком.

Психофизиологические особенности.

На фоне гормонального взрыва, который у девочек бывает в 11-12 лет, а у мальчиков в 12-13 лет, процессы возбуждения в коре головного мозга идут очень быстро, а процессы торможения – очень медленно. А это значит, что подростков любая мелочь отвлекает, заводит ти раздражает, а вот затормозить, остановиться им не просто. Конечно, в таком состоянии трудно сосредоточиться на уроках, сконцентрировать внимание, не отвлекаться. Да и память их подводит нередко из-за этого же: когда интересно – все запоминается легко. А стало скучно – ну ничего не задерживается в голове. Гормональные бури заставляют эмоции у подростка часто сменяться. То все ему интересно и подросток работает с радостью, а то вдруг раздражается ни с того ни с сего, готов заплакать или просто впадает в апатию.

Вот статистика, которую вы должны знать:

Подростковый период характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.

В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.

30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11-12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.

60% девочек беспокоятся по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.

Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.

По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек – 11 лет – 60%, мальчиков – 13 лет.

В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.

Большинство подростков отдаляется от родителей, предпочитая группу сверстников.

Социально-психологические особенности.

К 13 годам у ребенка накапливается немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляется тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы “застревать” в положении “обиженного”, “непонятого”, искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся освободиться от зависимости от взрослых. Порой возникают агрессивные, непредсказуемые реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы-то никакой нет.

Теснейшая эмоциональная зависимость от родителей вступает в противоречие с жаждой признания среди сверстников, что тоже становится причиной невротических реакций. Возникает желание изменить свое состояние, приняв “что-либо” для быстрого улучшения настроения. Все это очень опасные предпосылки, которые нельзя оставлять без внимания.

У подростков возникает такое новообразование как чувство взрослости. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным. При этом, в отличие от ребенка, он уже не считает такое положение нормальным и стремиться преодолеть его. Отсюда противоречивость чувства взрослости – подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний не во всем подтвержден и оправдан. Исключительная чуткость, близость и внимание требуется в это время от родителей, чтобы и не обидеть ранимую душу подростка, и не выпустить его из своего поля зрения. Отказ в признании права подростка на «взрослость» вызывает у него желание дать отпор, доказать, что он уже не маленький и тоже на что-то способен.

У подростков появляется недовольство тем, что в общении со взрослыми он находится в позиции подчинения, в то время как он хочет равенства прав. Вот поэтому так возрастает значимость общения со сверстниками. Положение в кругу сверстников удовлетворяет потребность быть на - равных; отношения со сверстниками подросток считает своими собственными, личными отношениями. Нельзя нарушать эти границы! Подросткам необходимо уединение, оно позволяет иметь свою собственную жизнь. Давая им возможность уединяться, родители демонстрируют уважение к ним. А всякое вмешательство, а тем более нетактичное, вызывает обиду, протест, сопротивление. Любые действия взрослых, воспринимаемые подростком как контроль, резко отторгаются, вызывают бурные эмоциональные реакции. При этом не важно, насколько обоснованными были на самом деле действия взрослых, поскольку подросток фиксирует в них только сферу контроля. Очень важно, чтобы родители сумели необходимые контролирующие действия донести до подростка как действия заботы о нем, или внимания, тогда то же самое родительское поведение будет воспринято подростками более лояльно.

Одно из главных стремлений подростка – стремление к самостоятельности. Поскольку в жизни понятие самостоятельности понимается родителями и подростками по-разному, то это является причиной конфликтов. Родители обычно имеют в виду в основном обязанности (самостоятельно убрать квартиру, постирать и т.д.), подростки, в основном, права (самостоятельно выбирать одежду, время сна, прихода домой). В самостоятельно выполняемые действия должны равномерно включаться как права, так и обязанности подростка. Это поможет во многом избежать конфликтов между родителями и детьми, а также будут способствовать становлению зрелой самостоятельности.

Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком?

Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость. В этом вам помогут следующие правила поведения в ранней ситуации.

1. Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание — это стремление выйти из-под вашей опеки.

2. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

3. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

4. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.

5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.

6. Будьте тверды и последовательны. Дети — тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.

Итак, если родители действительно сумеют грамотно помочь своему ребенку преодолеть подростковый кризис, последний станет ступенькой в развитии, источником появления необходимых личностных характеристик.

Больше всего подросткам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей своей тяги к самостоятельности, ваши дети нуждаются в вашей помощи. Семья остается тем местом, где подросток чувствует себя наиболее спокойно и уверенно.



Предварительный просмотр:

Буллинг в школе.

Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников. Поклонники американского кино могут вспомнить на эту тему фильм «Кэрри» по роману Стивена Кинга, где главная героиня из-за своей неординарной внешности и психологических особенностей становится объектом издевательств и злых шуток сверстников.

Что такое буллинг

Понятие «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля) появилось ещё в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу.

Буллинг – это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.

Профессор провёл первое исследование среди школьников Норвегии и Швеции по вопросам школьного буллинга. Оказалось, что 15% детей регулярно сталкиваются с ситуацией травли, 9% опрошенных являются жертвами, 7% – агрессорами, а 2% выступают и в той, и в другой роли.

А вот данные современного исследования, проведённого в США в 2016 году: 13% школьников были подвержены вербальному буллингу, 12% становились объектами сплетен, 5% подвергались физическому насилию и 5% исключались из общения.

То же самое психологическое насилие в виде травли, бойкота, доносительства, но уже во взрослом коллективе, носит название моббинг. Исследования в этой области показывают, что 135 из 180 работников российских компаний подвергались моббингу неоднократно в течение своей рабочей деятельности.

Разновидности травли

Какие существуют виды буллинга?

  • физический – непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства);
  • вербальный – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;
  • социально-психологический – буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);
  • экономический – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;
  • кибербуллинг (от англ. – cyberbulling) или интернет буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту. Предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев.

Является самым молодым и самым опасным видом буллинга, поскольку от него очень сложно защититься и найти источники, откуда исходит угроза. Появилось даже такое понятие как буллицид – сиуцид, совершённый из-за травли в интернете. Самый известный случай произошёл в США в 2006 году. Мать вместе с тринадцатилетней дочерью осуществляла травлю несовершеннолетней знакомой в социальной сети MySpace под фальшивым профилем. Девушка не выдержала издевательств и покончила жизнь самоубийством.

В чём особенности современного буллинга? В первую очередь в том, что травля происходит в основном в интернете. Сейчас популярны и социальные сети, и различные мессенджеры, где под фальшивым профилем или ником можно написать любому человеку всё, что угодно. Этим пользуются многие подростки, уверенные в собственной безнаказанности – что они не понесут ответственность за свои деяния. Школьники отправляют агрессивные или неприличные видео и фото, пишут оскорбительные комментарии. Ещё один факт, который обращает на себя внимание, это участие девочек в буллинге. Если раньше агрессорами в подавляющем большинстве становились мальчики, то теперь соотношение составляет примерно 50 на 50. Девочки стали всё чаще принимать участие в физическом буллинге. Как пример – случай 2018 года. В Санкт-Петербурге школьницы жестоко избили свою одноклассницу, засняли это на видео и отправили всем своим друзьям. Поводом для расправы якобы послужил тот факт, что девочка видела, как её одноклассницы употребляли алкогольные напитки и рассказала об этом взрослым. Жертва избиения получила перелом носа и сильной ушиб головы. Всем участникам этой ситуации – 13 лет…

И ещё более страшный факт, что буллингу и издевательствам в современной школе может подвергнуться и учитель. Если раньше ученики могли просто намазать стул педагога клеем или подложить кнопки, то сегодня подростки могут оскорблять, унижать учителя прямо во время урока, плюнуть в лицо и даже ударить.

Теперь давайте попробуем разобраться в причинах и мотивах буллинга. Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам?

Причин на самом деле много. Разделим их на группы:

  • педагогические (микроклимат класса, школы). Не последнюю роль здесь играет позиция учителя. Ребёнок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но не вмешиваясь в неё;
  • психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);
  • социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);
  • семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).

К мотивам буллинга можно отнести:

  • зависть;
  • месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания);
  • самоутверждение в коллективе;
  • стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;
  • желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.

Дети не всегда могут рассказать взрослым о своих проблемах в школе. Поэтому родителям важно вовремя распознать, что ребёнок стал жертвой травли. Об этом могут свидетельствовать следующие признаки:

ребёнок негативно относится к школе, использует любую возможность, чтобы туда не ходить;

возвращается из школы подавленный;

часто плачет без очевидной причины;

ничего не рассказывает об одноклассниках и школьной жизни;

нарушение сна и аппетита;

синяки и ссадины на лице или теле, порванная одежда.

В ситуации буллинга обычно принимают участие жертва, агрессор и наблюдатели, т.е. участники буллинга. Поговорим о каждой из этих ролей.

Жертва

Повод для травли может быть совершенно любой. Чаще всего жертвами становятся дети:

  • с физическими недостатками или особенностями развития (сниженный слух или зрение, ДЦП и др.);
  • неуверенные в себе, замкнутые, с повышенной тревожностью и низкой самооценкой;
  • с особенностями внешности (веснушки, полнота/худоба и др.);
  • с низким интеллектом и проблемами в учебе;
  • «любимчики» учителей или, наоборот, изгои.

Что объединяет всех жертв, так это невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.

Агрессор

Потенциальный буллер – это человек:

  • с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других;
  • стремящийся быть в центре внимания любой ценой;
  • агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию;
  • чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.

Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.

Наблюдатели

Это самая большая категория участников школьного буллинга. Наблюдатели – это те люди, которые оказываются вовлечены в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта развития событий.

  1. Либо наблюдатель встаёт на защиту жертвы, сам оказываясь под ударом и рискуя стать новой жертвой (вспомните мальчика из фильма «Чучело», защищавшего Лену Бессольцеву).
  2. Либо наблюдатель занимает пассивную позицию, никак вмешиваясь в конфликт.
  3. И третий вариант, когда наблюдатель активно поощряет агрессора и спустя какое-то время присоединяется к нему.

Теперь давайте проследим влияние школьного буллинга на каждого из его участников.

Что получает агрессор в ситуации травли? Опять же, ощущение собственной «крутости», безнаказанности, «всемогущества». В дальнейшем это приводит к ещё большему развитию деструктивных, т.е. разрушающих личность качеств, девиантному поведению и как следствие – постановке на учёт в Комиссию по делам несовершеннолетних и проблемам с полицией.

Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.

И, конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.

Психологи отмечают, что школьный буллинг сравним по тяжести последствий для психики с семейным насилием.

У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания.

Плюс к этому – депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления.

И самые серьёзные реакции на буллинг – это попытки суицида или скулшутинг, когда ребёнок больше не может терпеть насмешки и издевательства и решает отомстить обидчикам с применением взрывчатки или холодного оружия.

Что делать ребёнку – жертве травли?

Теперь хочется обратиться к детям:

  1. Если вас травят в школе, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу. Запомните: попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду.
  2. Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой. Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.
  3. Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга.
  4. Если предмет травли можно исправить – исправьте. Если нельзя – не считайте себя виноватыми.

А теперь советы специально для родителей, чей ребёнок подвергается травле в школе.

Первый и самый главный пункт – снять с ребёнка чувство вины!

Объяснить, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребёнок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход.

Дайте ребёнку понять, что Вы на его стороне. Поддержите и успокойте: «Хорошо, что ты мне всё рассказал! Я тебе верю. Ты не виноват в том, что случилось. Я тебе помогу».

Доверительно поговорите с ним о сложившейся ситуации. Разъясните ему дальнейшие действия и линию поведения.

Помогите ребёнку обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников.

Поговорите с классным руководителем, педагогами, родителями обидчика Вашего ребёнка.

Если ситуация серьёзная и разрешить её мирным путём не получается, рассмотрите вариант с переводом в другую школу или класс. Опять же это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте.

В ситуации кибербулинга: если буллер известен – заблокируйте сообщения с его адреса или пожалуйтесь администрации сайта. Если агрессор сохраняет анонимность – распечатайте переписку, сделайте скриншоты страниц с видео и фотографиями и прямиком в правоохранительные органы.

Задача родителей – не просто защитить и поддержать ребёнка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми. В повседневной жизни очень трудно избежать столкновения со злом, жестокостью и агрессией. Ребёнок должен научиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции товарищей, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и школьная травля – не исключение. Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.