Информация для учеников

Здесь вы найдете информацию, которая поможет вам в изучении истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как быстро выучить параграф по истории?

История — одна из главных школьных наук. По ней даже есть ЕГЭ. Но не всем она дается легко. Для многих хитрые исторические сплетения представляют огромную трудность. Многие мечтают быстро выучить параграф по истории и забыть о нем. Но это не у всех получается. И чтобы добиться здесь хорошего результата, вам стоит прибегнуть к простым рекомендациям.

Для чего необходима история?

Многие учащиеся не могут учить историю, потому что не осознают ее важности. Им кажется информация из книги бесполезной.

Чтобы избавиться от этого, вы должны понимать, что история — это важная часть нашей жизни. С ее помощью можно без машины времени узнать все, что было раньше.

История — это общая эрудиция. В частности, если вы не знаете, когда была Курская битва или кто такой Иван Грозный, то вас могу не взять на работу в будущем. Такие люди считаются тупыми.

Данный урок — это самое настоящее фентези. Здесь есть: интриги, разборки, убийства, войны, заговоры. Это так же интересно, как Властелин колец или Битва престолов. Остается только научиться видеть интерес в этом.

Как учить параграф по истории?

Чтобы легко выучить параграф по истории, вам необходимо:

  • Понять о чем вообще в нем идет речь;
  • Разделить параграф на части и события;
  • Сделать отдаленный пересказ текста;
  • Выписать на листок важные даты и формулировки.

В итоге, вы сможете составить полную картину о параграфе и рассказать его. Главное здесь — не спешить. Разберите все медленно, и текст запомнится сам собой.

Хитрости разучивания истории

Есть несколько хитростей, которые позволят изучить историю:

  1. Википедия. Прочитайте про изучаемое событие в википедии;
  2. Видео. Посмотрите видео на тему вашего параграфа. Можно даже посмотреть фильм;
  3. Иные источники информации. Прочитайте о том же, но где-то еще;
  4. Аудио. Прослушайте аудио сообщение о том, что вы читали в учебнике.

Но главное здесь — это интерес. Попробуйте найти хоть что-то, что может вас заинтересовать. Можно даже найти интересные факты. В частности, если вы изучаете Петра Первого, то найдите интересные сообщения в сети о нем. Вас это заинтересует. И параграф выучится легко.

Чего делать не надо?

Не стоит учить маниакально, по нескольку часов. Учите с перерывами понемногу. Так мозг лучше обрабатывает информацию.

Не стремитесь к пятеркам. Если история – это не ваше, то признайте это. Пусть у вас будут по ней немного ниже оценки, но вы останетесь со здоровой нервной системой.

Не «забивайте». История мне ни к чему – это не отговорка. Это реально важный предмет. И здесь без шуток. И вообще, вы будет так забивать и на другие отрасли жизни. А это уже плохо.

И не стоит зубрить. Невозможно тупо выучить все даты и события. Ваша задача — это понять смысл параграфа. Только тогда получится реально получить знания.



Предварительный просмотр:

Устные домашние задания нравятся многим школьникам ровно до той поры, пока не наступает время проверки самостоятельно пройденного материала. Зачастую не самые хорошие баллы за ответ у доски получают даже учащиеся, честно пытавшиеся подготовиться. Как быстро выучить параграф и запомнить все самое главное?

Забудьте о механической зубрежке

/misc/i/gallery/10441/1500031.jpg?1537809084

Многие школьники буквально воспринимают задание учителя «выучить параграф». Вздохнув и ахнув, ребята принимаются механически заучивать 3-6 страниц текста наизусть. И это большая ошибка. Запоминать дословно прозу всегда сложней, чем стихи, особенно если речь идет о большом объеме текста. Выучить параграф или главу учебника совсем непросто даже школьнику с очень хорошей памятью. И что самое обидное для учащихся – обычно столь серьезных усилий не требуется. Большинство учителей задают на дом самостоятельное изучение материала, а не заучивание наизусть кусков текста. Во время проверки устного домашнего задания преподаватель желает оценить знания школьника, а не его способности к запоминанию. Как быстро выучить параграф для ответа на уроке? Для начала спокойно и вдумчиво прочитайте текст, ваша первоочередная задача – понять смысл главы учебника.

Конспект – верный друг учащегося

/misc/i/gallery/10441/1500033.jpg?1537809084

Во время первого прочтения нового текста желательно постараться представить себе визуально все описанные события или правила. Обязательно составляйте для себя конспект. Выписывайте основные мысли в виде короткого плана. Старайтесь выделять только самые значимые моменты, даты и правила. Принцип выделения главного – один из самых простых секретов того, как быстро выучить параграф.

Прочитайте нужный текст 1-2 раза и постарайтесь пересказать его. Если получится недостаточно хорошо, стоит сделать небольшой перерыв, а затем снова взяться за чтение и повторение.

Имейте ввиду, что для учащихся начальной школы оптимальная продолжительность учебных занятий составляет не более 15-25 минут, более старшие дети и взрослые могут заниматься по 45 минут. По истечении этого времени необходимо сделать перерыв. Занятия пройдут максимально продуктивно, если во время пауз заниматься какой-то физической работой. Попробуйте сделать несложные упражнения или немного позаниматься домашними делами. Примерно через 10-15 минут можно вернуться к школьным урокам.

Тонкости запоминания различных школьных дисциплин

/misc/i/gallery/10441/1500032.jpg?1537809084

Самым простым для устных пересказов заслуженно считается школьный предмет литература. Для того чтобы хорошо запомнить художественный текст, достаточно представить себе его в виде фильма, акцентируя внимание на ключевых моментах сюжета.

Очень часто школьники задаются вопросом: «Как выучить параграф по истории, если его задали на дом?» И действительно, в рамках этой дисциплины часто в качестве домашнего задания учителя просят самостоятельно изучить материал. При чтении параграфа полезно составить «линию времени» и отметить на ней все важные события с датами. Эта простая схема позволит запомнить последовательность описываемых в статье учебника происшествий. Дополните «линию времени» кратким планом-конспектом. Не стоит выписывать длинные цитаты из учебника, если этого не предусматривает полученное задание. Достаточно 1-2 предложений для каждого абзаца. Секрет успешного изучения истории – понимание темы, не стесняйтесь искать дополнительную информацию, встречаясь с незнакомыми терминами.

Многим школьникам самыми сложными кажутся точные науки. Как выучить параграф по химии, физике или алгебре? Наизусть имеет смысл заучить все ключевые формулы и правила (обычно это небольшой объем текста). А вот объяснение теорий и законов достаточно вдумчиво прочитать и понять. Качественно разобравшись в теме, несложно ответить на любой вопрос учителя. И краснеть у доски больше не придется!

Повторенье – мать учения!

/misc/i/gallery/10441/1500036.jpg?1537809084

Думают о том, как легко выучить параграф, чаще всего школьники, не умеющие осознанно запоминать важную информацию. После основного заучивания и успешного повторения материала следует переключить свое внимание на что-то другое. Рекомендованное время отдыха не менее 1-2 часов. После этого следует повторить материал, можно использовать свои конспекты или исходный текст. Обязательно еще раз пересказать изученную тему следует перед сном. Финальное повторение материала имеет смысл перенести на утро, по дороге в школу следует еще раз повторить выученное. Это самая действенная методика запоминания. Используя ее, можно выучить любую тему по любому предмету. Теперь вы знаете, как быстро выучить параграф. Желаем успехов в учебе!



Предварительный просмотр:

СБОРНИК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ИСТОРИИ РОССИИ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ОБУЧАЮЩИХСЯ

АВТОР: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИСТОРИИ

Е.Н.ШАШКО

«ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. КИЕВСКАЯ РУСЬ».

1.  Византийский император Константин примерно в 948 году писал: «Когда наступает ноябрь месяц, князья их в тотчас выходят со всеми русами и отправляются в круговой объезд именно в славянские земли. Прикармливаясь там в течении целой зимы, они в апреле месяце, когда растает лед на Днепре, снова возвращаются в Киев. Затем забирают свои корабли… снаряжаются и отправляются в Византию». Кто эти князья и какое явление описывал император?

2. Мифы представляли его кузнецом и пахарем, статным, высокого роста, с черными волосами и золотой бородой. По преданию он пускал стрелы, которые возвращались на землю лишь через три года. Как славяне называли своего бога-громовержца?

3. Летопись говорит о нем, что он «к книгам прилежа и собра писцов многы и перекладаше от грек на славянское письмо, и списаша книги многы»:

- в детстве повредил ногу, и потом его поддразнивали «хромцом»

- большие средства он затратил на украшение своей столицы, взяв за образец столицу Византии Константинополь

- благодаря ему мы знаем о порядках, существовавших в его государстве

- он осмелился сам, без ведома константинопольского патриарха назначить главу церкви

- не довольствуясь титулом великого князя, он приказал именовать себя царем. О ком идет речь?

4. Какого князя Древней Руси в народных преданиях называют «Красное солнышко»?

5. Какой алфавит состоит из шести букв?

6. Как в древности можно было попасть из Царьграда в Константинополь?

7. В 1072 году в Киеве один из торговцев обвинил крестьянина в краже принадлежавшей ему вещи. На суде крестьянин показал, что купил эту вещь в соседней волости… и тут же был приговорен к наказанию. Почему ему никто не поверил?

8. Во времена Святослава одних мужчин называли «мужами», а других – «мужиками». Какая здесь разница?

9. Для работы им требовались кожи, «телятины», «меха», «харатьи». Чем занимались эти люди?

10. В Европе и странах Востока в эти годы произошли следующие события: 1. образовался герцогство Нормандия 2. распался Арабский Халифат 3. Византия отвоевала у мусульман Сицилию 4. папа Урбан 2 объявил крестовый поход на Иерусалим. Что в эти годы происходило на Руси?

11. Он сам вел в бой свои дружины, воодушевляя воинов пламенной речью: «Да не посрамим земли русской, но ляжем костьми, мертвые срама не имут» и предупреждал своих врагов о своем появлении; современники сравнивали его то с барсом, то с гепардом; простые жители обвиняли его в том, что он не заботиться об охране своей столицы; в походах он питался сырым мясом; он погиб в бою, из его головы печенежский князь сделал себе чашу. О ком идет речь?

12. Мог ли архитектор, наблюдавший за постройкой Софийского собора в Новгороде, при посещении дома новгородского посадника посмотреть на знаменитое «Остромирово Евангелие»?

13. Какие изделия в Киевской Руси вы могли бы приобрести у «златарей» и «серебрянников»?

14. В «Повести Временных лет» упоминаются такие транспортные средства как «волокуши». Где и как их использовали?

15.В Киевской Руси существовали люди, занимающиеся «оборонной работой». Что это за люди, чем они занимались?

16. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

РЕКА

ГОД

ПРОТИВНИКИ В БИТВЕ

Калка

------------------------- (А)

Русские и половцы-монголы

Шелонь

---------------------------(Б)

---------------------------- (В)

-------------------------- (Г)

1378г

Русские-ордынцы

Сить

-------------------------- (Д)

-------------------------- (Е)

ПРОПУЩЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

1. 1238г

2. Нева

3. Вожа

4. 1471г

5. русские-шведы

6. москвичи-новгородцы

7. 1223г

8. 1240г

9. владимирцы-монголы

17. Кто из Киевских князей был одновременно внуком и русского князя, и византийского императора?

18. Ниже приведен список имен монархов. Все они, за исключением  одного, относятся к династии Рюриковичей. Укажите это имя. 1. Святослав 2. Иван Грозный 3. Александр Невский 4. Борис Годунов 5. Владимир Мономах 6. Игорь.

19. Укажите имя русского князя, основателя первых библиотек при соборе святой Софии в Новгороде.

«ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ»

1. В состав этого государства входили земли Окско-Клязьминского междуречья со средним течением Волги, на юго-западе граница доходила до реки Вазузы, северные границы-до нижних течений Тверцы и Мологи, а также земли Белого и Лаче озер, Покубенье, на востоке – земли по Нижней Сухоне и притоками Ваги. О каком государстве идет речь?

2. «Не передавивши пчел, меду не есть», очень часто говорил утвердившийся в Галиче Роман Мстиславич Волынский. Что он имел в виду?

3. Могущество Всеволода Большое Гнездо, по свидетельству летописей, основывалась на «детских», «отроках», «пасынках», «милостниках», «мечниках», «вирниках». Что это за люди?

4. Кого в Новгороде  Великом называли «господою»?

5. Он стал правителем, когда ему было 4 года; он был самым молодым князем, участвовавшим в сражении на Калке; о его отце сохранилось предание, будто своих побежденных врагов он запряг в луг, заставив их расчищать и обрабатывать землю; он породнился с венгерским королем, австрийским герцогом, литовским князем; время его правления было временем расцвета подвластных ему земель.  О ком идет речь?

6. Во время нашествия монголо-татар на Русь русские плотники ставили избы, хоромы, церкви  «в один стук топора». Что это значит?

7. Известно, что великий князь Ярослав Владимирович получил прозвище Мудрого. Но и в 13 веке во Владимире был князь, также получивший прозвище Мудрого. Чем это было заслужено и о ком идет речь?

8. 13 век, время когда русским людям приходилось постоянно сражаться с иноземными завоевателями. Каковы же были основные законы средневекового боя? Все ли определялось только численным перевесом?

9. В эти годы на Руси: 1 Москва впервые упоминается в русских летописях 2 Ярослав Осмомысл начал княжить в Галиче 3 На Калке монголы разбили соединенное русско-половецкое войско 4 Завершилась ордынская перепись Руси. Что в эти годы произошло в странах Европы и Востока.

10. В Пскове в 1368 году разбирается судебное дело – ремесленник-плотник жалуется в суде, что богатый торговец не выплатил ему всей суммы за работу, которую он выполнил для него по найму. Торговец объясняет, что поступил так потому, что плотник не выполнил всего объема работы, который был предусмотрен договором. Плотник же утверждал, что работа выполнена полностью. Письменной записи договора  суде нет, так как договор заключался устно. Какое решение вынесет суд? На какой документ при этом будет опираться судья?

11.  История Новгорода в 12-15 веках-это необычный пример существования не княжества, а феодальной республики. Можно-ли найти подобные примеры в истории других государств, например, в Западной Европе?

12. В 1396 году в Торжке крестьянин Влас Михалев взял в долг у землевладельца 2 кади зерна. Когда пришло время отдавать долг, у Власа этой емкости не оказалось, и он отмерил 9 четвертей. Хватит ли ему этого, чтобы вернуть долг? Переведите эти меры в современную метрическую систему.

13. Как  в старину на Руси называли тех, кто собирался в каком-нибудь одном месте?

14. Князя отличали осторожность, расчетливость, стремление решать политические проблемы дипломатическим путем. Ему удалось получить в Золотой Орде ярлык на великое княжение. Ярлык стал наградой за помощь в подавлении вспыхнувшего в 1327 году в Твери восстания, где горожане перебили ханских баскаков. О ком идет речь?

15. Какие земли в 14 веке стали «прикупом» Ивана Калиты?

16. В 14 веке Москву охватил Москву охватил «пожар всех святых». Почему он так назывался? Каковы были масштабы пожара, судя по названию?

17. Большую роль в Куликовской битве сыграли пороки русских воинов. Как это понять?

18. Что в 14 веке в Великом Новгороде делали «шильники»?

«ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В ЕДИНОЕ РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. РОССИЯ 16 ВЕК».

1. «Жениха звали Иваном, а ему было 7 лет от роду. Невеста же звалась Марьей, а ей было 5 лет». Кто эти жених и невеста, чем объяснялся их столь юный возраст?

2. Почему церкви, выстроенные  по инициативе Ивана Третьего (в том числе церковь Иоанна Златоуста), долгое время оставались неосвященными?

3. Двадцать лет он провел в борьбе с собственными родственниками, поставившими под сомнение его власть; он был ослеплен и на какое-то время сослан в Углич вместе с матерью; предание гласит, что он отравил своего главного соперника; он обладал суровым и властным характером и смог не только сохранить доставшееся ему наследство, но и существенно увеличить его размеры. Кто этот человек?

4. Кого на Руси в 15 веке называли «печальниками»? Почему?

5. Для чего Иваном 3 был отправлен в Венецию Семен Толбузин?

6. В 1498 году один крестьянин ушел от своего землевладельца, выплатив полтину за «пожилое». Второй крестьянин при уходе от землевладельца уплатил рубль. Где жили эти крестьяне?

7. Мог ли Иван 3 видеть часы, установленные на одной из кремлевских башен Христофором Галовеем?

8. Летописи упоминают, что на реке Угре против Ахмата были выставлены «огненные стрельцы» и «полевой наряд». Что это за воины и наряды?

9. В 1543 году и в 1552 году поместье дворянина Афанасия Караулова подверглось разбойному нападению, была похищена часть имущества. Кто должен был заниматься расследованием этого дела в первом случае и кто – во втором? Почему?

10. Чем в Эпоху Ивана Грозного крепостной снаряд отличался от полевого?

11. Когда в 16 веке боярские дети переставали быть «недорослями» и становились «новиками». Что это означало?

12. Она воспитывалась в Западной Европе; ради нее великий князь нарушил один из самых строгих церковных законов; она стала первой женщиной в средневековой России, отказавшейся от «вдовьего удела» после смерти мужа; она провела денежную реформу и усилила подчинение местных органов власти центральной; ее сын был уверен, что она была отравлена боярами. Кто эта женщина?

13. Какую крепость при Иване Грозном называли «Гуляй-поле» и почему?

14. В 15 веке в России были щитники, бронники, гвоздочники, игольники. Кто они?

15. Введенные в 1581 году «заповедные лета» действовали поначалу не на всей территории страны. В Каких землях они были введены прежде? Почему?

16. Где в 16 веке жили «горные люди»?

17. Что общего можно найти между одной из шахматных фигур и взятием Казани в 1552 году?

18. Как в 16 веке называлась Красная площадь?

«РОССИЯ 17 ВЕК»

1. Почему Лжедмитрий сначала провозгласил Марину Мнишек императрицей, а затем женился на ней?

2. Трое бояр в 1605 году подали Лжедмитрию 1 челобитные с просьбой вернуть бежавших от них  крестьян а) холоп боярина Басманова убежал от хозяина в 1600 году, до начала голода б) холоп боярина Плещеева убежал от хозяина в 1602 году, когда хозяин в голодный год отказал ему в ссуде зерна в) холоп боярина Чистого бежал в 1603 году, бросив, как уверял хозяин, вполне благополучное хозяйство. Как решиться вопрос с этими челобитными?

3. Во время организации Второго ополчения была введена «пятая деньга». Для каких целей?

4. Он происходил из захудалого княжеского рода, никогда не игравшего главных ролей при московском дворе; он стал во главе освободительного движения по выбору простых людей, однажды он сознался, что его «к тому делу насильно приневолили бояре и вся земля»; за свои заслуги он всего лишь был назначен в Боярскую думу; современники вспоминали, что он страдал «черным недугом» - меланхолией; после ликвидации Смуты он воеводствовал некоторыми приказами, участвовал  войнах, но опять таки «на вторых ролях». Кто это человек?

5.Почему Патриарх Никон назвал «Соборное уложение» «беззаконной книгой»?

6. В 17 веке один молодой торговец решил забросить торговлю сукном и, чтобы разбогатеть, заняться торговлей с иностранцами пушниной, черной икрой и поташом. Но его планам не суждено было осуществиться. Почему?

7. Можно ли было в 17 веке в России за один рубль получить целых 15 рублей?

8. Одно время его называли «великим государем»; однажды царю пришлось стоять перед ним на коленях; он стал виновником одного из самых значительных социальных потрясений; длившегося не одно десятилетие; восемь лет он руководил самой важной организацией государства после того, как он сам от этого оказался; он завершил свою жизнь там, где и начал ее: простым монахом. Кто этот человек?

9. В эти годы в России произошли события: началось восстание И.И.Болотникова, принято «Соборное Уложение», состоялась Переяславская рада, основан г. Нерчинск. Что в эти годы произошло в странах Западной Европы и Востока?

10. Документы утверждают, что С.Т.Разин происходил из зажиточной казачьей семьи. Каким количеством земли нужно было обладать в 17 веке, чтобы быть причисленным к зажиточным казакам? Сколько человек трудилось на пашне богатого казака в то время?

11. Что именно входило в «царское жалованье» присылаемое казакам на Дон из Москвы.

12. Мог ли французский король Людовиг 14 быть свидетелем «Азовского сидения казаков», если бы он приехал в Россию?

13. В 17 веке донские казаки дали первую офицерскую клятву на верность московскому царю. Когда это произошло и чем было вызвано?

14. Первая морская победа России одержана в 17 веке. Когда это произошло и какое отношение к этому имеют донские казаки?

15. В 17 веке возникла насмешливая поговорка; «Аз, буки, веди страшат, что медведи». Что она означала и против кого была направлена, о каких переменах в общественной жизни свидетельствовала?

16. Можно ли было в 17 веке прочитать московские Куранты? Кто мог это сделать?

17. В 1670 году иностранный купец Иоган фон Румпе открыл в Москве собственную лавку, где продавались различные мануфактурные изделия, предметы быта и прочее. В первый же день он продал зашедшему покупателю одни ножницы и несколько лент. За это он был оштрафован, а лавку пришлось закрыть. Почему? В соответствии ли с законом поступили русские власти?

«РОССИЯ 18 ВЕК».

1. Где в России находилось Лодейное поле и почему оно так называлось?

2. Какое сооружение в России в 18 веке было сооружено так, как никогда и нигде не сооружалось, потому что, оно было ограничено территорией другого архитектурного сооружения. Что это за сооружение?

3. Что общего в 18 веке было между чтением газеты «Ведомости» и асторией (рестораном) у Главной аптеки на Красной площади?

4. Один из первых учебников русской истории «Синопсис» весьма оригинально объяснял происхождение людей и государства? Каким образом?

5. «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за царя, но за государство. Не должна вас также смущать слава неприятеля-шведа, будто бы непобедимого. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога…». Кому принадлежали эти слова?

6. По свидетельству современников, петровские школяры организовывали шайки для разбойных нападений на обывательские погреба и их кладовые. Почему так получилось?

7. Какое наказание ожидало учеников петровских школ и уилищ, если они прогуливали занятия?

8. Елизавета Петровна называла его «голштинским чертушкой»; ярый поклонник  прусского Фридриха Второго; «случайный гость русского престола» по определению В.О.Ключевского. О ком идет речь?

9. Он был одним из последних, кто открыто восстал за сохранение казачьих льгот и привилегий; тайно он присутствовал на казачьем круге, где решался вопрос о его поимке; два месяца он был войсковым атаманом; он был казнен целых три раза. Кто этот человек?

10. В эти годы в России произошли события: а) Полтавская битва б) проведена подушная перепись населения и первая ревизия в) Крым присоединен к России г) издана Жалованная грамота дворянству. Что в эти годы произошло в Странах Европы и Востока?

11.  Пришла к власти в результате дворцового переворота; любила балы и маскарады; страшная модница, в ее гардеробе было 15 тысяч нарядов; была тайно обвенчана с сыном украинского казака. О ком идет речь?

12. В знаменитом «Наказе» Екатерины 2, изданном для депутатов Уложенной комиссии, сформулирована мысль о том, что Россия нуждается в крепкой единоличной власти. Для чего понадобилось это «упоминание»?

13. Для каких целей Екатерина привлекала в «Новороссию» немцев, армян, греков и даже татар?

14.Кому из людей 18 века принадлежит впервые сказанная фраза, что «крестьянам помещики не вековые владельцы». К чему это привело?

15. В 1771 году в Москве были закрыты все лавки и прекратились все работы. Почему?

16. Был ли знаком А.В.Суворов с Е.И. Пугачевым?

17. Представьте себе, что Вы-свободный крестьянин и в 1758 году  решили открыть свою мануфактуру. Удаться ли Вам это сделать?

18. Каким образом русско-турецкие войны 18 века влияли на изменение фамилий русских людей?

«РОССИЯ 19 ВЕК».

1. На его гербе был начертан девиз: «Без лести предан»; обладал обширными знаниями в математике и военных науках;  современники отмечали такие черты его характера, как безупречную честность, высокомерие по отношению к тем, кто стоял ниже властной лестнице; на протяжении четверти века фактически управлял Россией; любимец императоров Павла 1 и Александра 1. О ком идет речь?

2. Какой овощ русские крестьяне называли «чертово яблоко»?

3. Как назывался доклад, отчет чиновника в 19 веке?

4. В какой конечный пункт вы смогли бы доехать по первой железной дороге Санкт-Петербург--- _________________?

5. Слово «бухгалтер» появилось в русском языке в 19 веке. А что оно означает дословно в переводе с немецкого языка?

6. Какого царя и за что называют царь «Освободитель»?

7. Кого из императоров 19 века называют «Благословенным»?

8. «День коронации государя ознаменовался целым рядом милостей. На три года приостановлены рекрутские наборы, прощены все казенные недоимки, освобождались, или, по крайней мере, смягчалось наказание разным преступникам, в том числе и государственным, участникам мятежа 14 декабря 1825 года, и в тайных обществах того времени. Но все эти частные меры, встреченные с восторгом Россией, были только преддверием тех коренных реформ, которыми ознаменовалось новое царствование. О како императоре идет речь?

9.Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

СОБЫТИЯ

ДАТА

МЕСТО

Восстание декабристов

------------------------ (А)

Петербург

Военный Совет

------------------------ (Б)

------------------------ (В)

------------------------- (Г)

1807

Тильзит

Дарование Конституции

---------------------------- (Д)

----------------------- (Е)

Пропущенные элементы:

1) 1825 год

2) подписание договора с Францией

3) 1812 год

4) Фили

5) Варшава

6) Москва

7) 1819 год

8) подписание договора с Османской империей

9) 1815 год

10. Из произведения А.С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде».

«… Балда говорит: «Буду служить тебе славно,

      Усердно и очень исправно,

     В год за три щелчка тебе по лбу,

     Есть же мне давай вареную полбу».

Что такое полба и насколько она была распространена в России?

ЭТАЛОН.

«ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ, КИЕВСКАЯ РУСЬ».

1. Киевские князья. Явление, которое описывает император, полюдье.

2. Перун.

3. Ярослав Мудрый.

4. Владимир Креститель.

5. Азбука.

6. Это название одного города.

7. В условиях господства натурального хозяйства и покупка вещи в другой волости была маловероятна, и сам факт покупки тоже.

8. «Мужами» называли сильных, смелых, крепких мужчин, которые участвовали в военных походах. «Мужиками» - тех, которые не годились для боевой службы, занимались промыслами, земледелием, скотоводством.

9. Это переписчики книг.

10. 911 г – поход Олега на Царьград, 945 – смерть Игоря Старого, 965 год – Святослав разгромил хазар, 1095 год  разгром половецкого хана Тогуркана.

11. Святослав Игоревич.

12.  Нет, не мог. Софийский собор в Новгороде был закончен в 1050 году, а Остромирово Евангелие создано в 1056-1057гг.

13. Ювелирные изделия из золота и серебра.

14.Волоки – дороги из бревен, по которым перетаскивали суда при переходе из одной реки в другую. Отсюда название волокуш- колесных повозок из саней.

15. Это ремесленники, занимавшиеся рельефной чеканкой, которая получила большое распространение в Киевской Руси.

16. А- 7-1223год

17. Владимир Мономах.

18. Борис Годунов.

19. Ярослав Мудрый.

«ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕНОСТЬ».

1. Владимиро-Суздальское княжество.

2. Под «пчелами» Роман Мстиславич имел в виду бояр, политическое значение которого было очень велико и с которыми ему приходилось постоянно бороться.

3. Это члены «младшей» дружины князя, военный служилый слой, в который входили различные люди, начиная от холопов и заканчивая обедневшими крестьянами.

4. Лиц, входивших в «совет господ» Новгорода.

5. Даниил Романович Галицкий.

6. Набеги татар приучили русских очень быстро отстраивать дома и другие постройки. Плотники работали днем и ночью, без перерыва, пока все не было готово.

7. Прозвище «Мудрого» получил старший сын Всеволода Большое Гнездо Константин за необычайную начитанность, образованность, страсть к книгам.

8. Главную роль играл не численный перевес, а умение владеть холодным оружием, умение сражаться в дружине плечом к плечу, смелость. Численный перевес начинал влиять лишь при соотношении 1:10 и более. Один воин, профессионально владевший мечом, мог разогнать десяток непрофессионалов.

9. 1147 год- португальцы и крестоносцы взяли Лиссабон, 1152 год- Фридрих 1 Барбаросса избран императором Германии, 1223 г. – умер Филипп 2 Август, 1258 год- монголы взяли Багдад.

10. Суд возьмет сторону хозяина – согласно статьям «Псковской Судной грамоты», если письменного договора нет, то суд верит хозяину на слово, достаточно ему поцеловать крест- принести присягу.

11. Да, и немало, например Флоренция- богатая торговая республика.

12. В кади содержалось 4 четверти, поэтому у Власа останется еще 1 четверть (3-3,5 пуда). В кади же было приблизительно 12-14 пудов – 192-224 кг.

13. Сволочи

14. Иван Калита.

15. Галич, Углич, Белоозеро и земли вокруг, Устюжна и близлежащие земли. Часть историков считает, что это действительно были покупки, другие – что он просто захватывал их силой.

16. «Пожар всех святых» уничтожил все церкви, выгорела вся Москва, по версии пожар и начался в одной из церквей Москвы.

17. Пороки- это камнеметы, которые использовались чаще при обороне крепостей, а применение их в полевом бою было новшеством.

18.  «Шильники»- чернь, разбойники. В. Даль - выжига, плут, мошенник.

«ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В ЕДИНОЕ РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО»

«РОССИЯ 16 ВЕК».

1. Иван – это будущий Иван 3, Марья – дочь тверского князя Бориса Александровича. Эту помолвку заключил Василий 2, чтобы при помощи династического брака заручиться поддержкой  князя для борьбы с Дмитрием Шемякой.

2. Это произошло в результате конфликта Ивана 3 с митрополитом. Феодальная церковь болезненно воспринимала усиление великокняжеской власти.

3. Василий 2 Темный.

4. «Печалиться» означало заботиться, или поддерживать кого либо. В 15 веке «печальники» находились и у великого князя Василия 2, и у его противников. Когда в 1480 году начался феодальный мятеж братьев Ивана 3 князя Андрея Большого и князя Бориса,  в Москве у них нашлось немало «печальников», в том числе мать Ивана 3.

5. Чтобы найти архитектора для постройки Успенского собора, после того, как его здание почти полностью рухнуло, выстроенное московскими мастерами. В 1475 году Толбузин привез в Москву архитектора и инженера Аристотеля Фиорованти.

6. Первый в лесной зоне, второй в степной, где плата за «Пожилое» была выше в следствии дороговизны леса и более легких условий обработки земли.

7. Нет, часы изготовленные по проекту английского мастера Христофора Галовея, были установлены на Спасской башне Московского Кремля в 20-е гг. 17 века.

8. «Огненные стрельцы» - пехотинцы, вооруженные огнестрельным оружием, «полевой наряд» - это пушки, которые использовали в открытом бою.

9. В 1543 году этим бы делом занимался наместник, в 1552 году дела такого рода были переданы в ведение губных старост, в результате Реформы местного самоуправления Ивана 4.

10. «Полевой наряд» - это артиллерия, используемая в открытых сражениях, «крепостной наряд» -   пушки, используемые на крепостных стенах для обороны города.

11. в 15 лет, когда дети феодалов начинали нести военную службу.

12.Елена Глинская.

13. Это была деревянная церковь, очень быстро выстроенная у деревни Молоди в 45 верстах от Москвы. Она состояла из деревянных щитов, скрепленных железными скобами.

14. Это все кузнецы, которые специализировались на изготовлении различных изделий из железа – щитов, кольчуг, гвоздей, железных игл.

15. Прежде всего тех, которые ранее «состояли» в опричнине и наиболее пострадали от террора, откуда особенно интенсивно бежали крестьяне, для чего и потребовалось их насильно прикрепить к земле.

16. Так называли чувашей и марийцев, которые жили на правом берегу Волги.

17. Перед взятием Казани в 1552 году Иван 4 отдал приказ рубить туры – передвижные башни из бревен, которые подводили к крепостным стенам. Внешне они с шахматной фигурой, имеющей такое же название.

18. Великий торг.

«РОССИЯ 17 ВЕК».

1. чувствуя свое непрочное положение в Москве Лжедмитрий надеялся на то, что в случае его смерти сохранить престол за Мариной не по праву его жены, а по праву закона. Однако ему было не понять что в эту пору, в эпоху смуты, закон мало что значил.

2. А) Басманову вернут его холопа, так как он ушел не в голодные годы и еще не истек пятилетний срок сыска беглых крестьян. Б) Плещееву холопа не вернут, так как Лжедмитрия 1 освобождал от возвращения тех крестьян, что ушли в голодные годы из-за невозможности прожить у данного хозяина. В) если Лжедмитрий 1 «поверит», что бежавшему от Чистого крестьянину действительно можно было у него жить, не опасаясь голода, его вернут обратно.

3. Это был налог – отчисляли 20 процентов всех  доходов купцов и ремесленников для оплаты «ратным людям» за службу в ополчении.

4. Дмитрий Михайлович Пожарский.

5. Соборное Уложение запретило принимать монастырям земли « на помин души», покупать земли, что резко сократило доход церкви.

6.  Так как торговля данными товарами была исключительной монополией государства.

7. Можно. В годы денежной реформы 1662 года началось резкое обесценивание медных денег, в середине 1663 года за один  серебряный рубль давали 15 медных.

8. патриарх Никон.

9. 1606 – империя Габсбургов заключила мир с Османской империей, 1649 – в Англии казнен король Карл 1, 1654- окончание англо-голландской войны, 1658 год – завершился протекторат Кромвеля.

10. В 17 веке донским казакам запрещалось заниматься земледелием. Зажиточные казаки, как правило, получали жалование от государя, владели сенокосными, рыбными угодьями, занимались промыслами и.т.д.

11. Деньги, сукно, хлеб, вино, порох, селитра, оружие, свинец.

12. Людовиг 14 родился в 1638 году, поэтому увидеть и в титуле короля в возрасте 4 лет он это событие увидеть не мог, а королем он стал в 1643 году.

13. В 1676 году, было вызвано тем,что правительство стремилось не повторить «разинской смуты».

14. Первой морской (официальной) победой России было взятие Азова, когда осада с суши, предпринятая Петром 1 в 1696 году была подкреплена действиями донских казаков с моря.

15. В 17 веке. Так насмешливо называли тех, кто не желал учиться грамоте.

16. «Куранты»- так называли выписки из иностранных газет, сделанные в посольском приказе для царя и его окружения.

17. Согласно новоторговому уставу 1667 года иностранцам была запрещена розничная торговля в России, чем и занимался фон Румпе.

«РОССИЯ 18 ВЕК».

1. Поле на берегу реки Свири, где строили корабли – ладьи.

2. Это Арсенал, который находится на территории Московского Кремля, его планировка обусловлена стенами Кремля.

3. Тот, кто прочтет газету «Ведомости» от начала до конца, имел право на бесплатный обед в астории у Главной Аптеки.

4. 1707год- начало восстания под руководством К.А.Булавина. 1787 год-  начало войны  России с Турцией. 1793 год – второй раздел Польши при участии России. 1797 год- Манифест о трехдневной барщине.

5. Петр 1.

6. Школярам подолгу не выплачивали жалование, и они лишенные средств к существованию вынуждены были идти на эти меры.

7. В случае прогулов по указу 1707 года с состоятельных учеников взымались огромные штрафы, за первый день прогула 5 рублей, за второй 10 рублей, за третий и последующие по 15 рублей. Бедных били плетью.

8. Петр 3.

9. К.А.Булавин.

10.  1724 год родился мировой философ И. Кант, 1783 год- Уильям Питт Младший пришел к власти в Англии, 1785 год Э. Картрайт изобрел механический ткацкий станок.

11. Елизавета Петровна.

12. «Наказ» напоминал депутатам, что Россия – государство обширное и поэтому особенно нуждается в единой крепкой власти. Несмотря на свои либеральные воззрения, Екатерина 2 дала понять, что не уступит власть ни кому и не насколько.

13. Запорожская Сечь была уничтожена, на освободившиеся земли в Малороссии нужно было привлекать мирных людей.

14. Эти слова принадлежат современнику Петра 1 крестьянину И.Т.Посощкову, публицисту, он написал несколько политических и экономических сочинений. Возможно, подобные настроения в крестьянской среде подготовили крестьянскую влйну под рук. Е.Пугачева.

15. В связи с эпидемией чумы.

16. Да, молодой офицер Суворов конвоировал клетку с Пугачевым в Москву.

17. Нет.

18. П.А.Румянцев получил к фамилии приставку «Задунайский». Г.А. Потемкин – «Таврический». А.В.Суворов – «Рымникский».

«РОССИЯ 19 ВЕК».

1.  А.А.Аракчеев.

2. картофель.

3. сказка.

4. Царское село.

5. «держащий книгу».

6. Александр 2, за отмену крепостного права.

7. Александр 1.

8. Александр 2.

9. А-1 Б-3 В-4 Г-2 Д-7 Е-5

10. Полба- сорт пшеницы, один из самых распространенных продуктов питания. 

Список использованной литературы

1.Горяйнов С.Г, А.А.Егоров  История России 9-18 в. Учебное пособие по истории для учащихся школ, лицеев, гимназий и колледжей. Ростов-на-Дону: «Феникс»; 1996

2. История. Научно-методическая газета для учителей истории и обществознания №4 (844) 15-29 февраля 2008

3. История. Научно-методическая газета для преподавателей истории и обществознания № 20(882) 16-31 октября 2009

4. В.А.Клоков, М.В. Пономарев. История. Тренировочные задания. Рекомендовано «Институтом содержания и методов обучения» Российской академии образования Москва: «ЭКСМО»; 2012