Проектная деятельность
Известно, что учащиеся усваивают 10 % того, что читают, 20 % того, что слышат, 30 % того, что видят, 50 % того, что видят и слышат, 90 % того, что говорят и делают. Конфуций подчеркнул: «Научить можно только через деятельность», а Зиммель, немецкий социолог, еще в начале XX утверждал: «Образованный человек — тот, кто знает, где найдет то, чего он не знает". Современный мир требует от человека именно таких навыков. Поэтому, получается, что самые эффективные методы обучения те, которые побуждают к самостоятельной деятельности. Метод проектов как нельзя лучше подходит для формирования самостоятельности.
Метод проектов — это совокупность желаемых результатов, идей, гипотез для формирования творческого теоретического продукта. Это совокупность приемов, действий и процедур в определенной последовательности для решения поставленной задачи, лично значимой для обучающегося и оформленного в виде ожидаемого конечного продукта. Проектная деятельность, проектная технология, метод проектов, по мнению большинства исследователей, эти понятия идентичны. Это один из способов (технологий) организации образовательного пространства по проектированию собственного исследования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Модель компетентности учителя, осуществляющего проектно-дифференцированное обучение
Виды | Показатели | ||
Компетентность в проектировании деятельности | Область компетентности | Критерии | Поведенческие индикаторы |
Личная компетентность | Умеет выделять и формулировать проблемы | - обосновывает противоречие, лежащее в основе проблемы | |
- формулирует проблему | |||
- анализирует причины ее существования | |||
- определяет последствия существования проблемы | |||
Умеет определить способы решения проблемы | - формулирует цель и задачи и деятельности по решению проблемы | ||
- определяет альтернативные способы решения проблемы, ресурсы и риски | |||
- планирует и обосновывает деятельность в проекте | |||
Умеет собирать, обрабатывать и анализировать информацию | - организует поиск информации в соответствии с планом работ по проекту, используя разнообразные источники информации | ||
- анализирует информацию и делает выводы о необходимости действий по проекту | |||
Умеет планировать проектный (педагогический) продукт | - определяет детальные характеристики ожидаемого результата проекта (проектного продукта) | ||
- определяет границы использования продукта и перспективы дальнейшей работы | |||
Компетентность в обучении учащихся | Владеет методами проектного обучения на уроке и во внеурочное время | - создает реальную учебную проблемную ситуацию или социально востребованную обществом ситуацию | |
- использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно определить проблему, поставить цели и задачи деятельности | |||
- использует задания по созданию проектного продукта и его оценке | |||
Владеет методами исследовательского обучения на уроке и во внеурочное время | - использует методы и приемы обучения поиску, обработке и анализу информации | ||
- создает условия, ведущие к оптимальным выводам и решениям |
Виды | Показатели | ||
Компетентность в предметном содержании проектной деятельности способах ее реализации | Область компетентности | Критерии | Поведенческие индикаторы |
Личная компетентность | Имеет глубокие знания предметной области проекта | - использует знания по предмету и дополнительные знания в ходе проектной деятельности | |
-отбирает, корректирует, разрабатывает способы действий с предметным содержанием в проекте | |||
Способен интегрировать знания из разных предметных областей в рамках проекта | - создает новый интеллектуальный продукт путем интегрирования знаний из разных предметных областей | ||
- анализирует и обосновывает способы получения нового интеллектуального продукта | |||
Компетентность в обучении учащихся | Способен организовать деятельность учеников по созданию нового интеллектуального продукта | - формирует учебно-познавательные действия по предложенному алгоритму | |
-обучает приемам интегрирования знаний из разных предметных областей | |||
Способен организовать деятельность учеников по выбору способов предметных действий | - применяет методы анализа и синтеза, технологию критического мышления, синергетический подход | ||
- обучает приемам оценки, анализа и выбора альтернативных способов действий | |||
Компетентность в организации и регулировании проектной деятельности | Личная компетентность | Умеет реализовать, корректировать и оценивать свою проектную деятельность | - реализует деятельность в проекте согласно плану |
- анализирует ход проектной деятельности, умеет корректировать ее | |||
- разрабатывает критерии оценки и оценивает проектную деятельность (по процессу и по результату) | |||
Способен регулировать свою проектную деятельность | - добивается ожидаемого результата, используя запланированные в проекте ресурсы | ||
- использует приемы позитивной самомотивации к реализации проектной деятельности | |||
Компетентность в обучении учащихся | Владеет методами обучения регулятивным действиям | - побуждает учеников к самостоятельной реализации проектных задач, имеющей для них личную значимость | |
-обучает приемам самоконтроля, самокоррекции, и рефлексии | |||
- организует самоэкспертизу проекта | |||
Способен мотивировать деятельность обучающегося в проектной деятельности | - применяет дифференцированные задания в проектной деятельности так, чтобы ученики почувствовали свой успех в проектной деятельности | ||
- применяет большой спектр материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к проектной деятельности |
Виды | Показатели | ||
Коммуникативная компетентность в проектной деятельности | Область компетентности | Критерии | Поведенческие индикаторы |
Личная компетентность | Владеет речевой культурой | - задает конструктивные вопросы | |
- точно, полно выражает свои мысли | |||
- аргументирует, защищает свою точку зрения, приводя фактические подтверждения | |||
- высказывается, используя нормативные и культурные формы языка | |||
Владеет технологией сотрудничества | - выстраивает конструктивные и позитивные отношения сотрудничества с представителями различных социальных групп, в т.ч. с коллегами и обучающимися, | ||
- проявляет себя как член команды при разработке и реализации различных проектов | |||
- конструктивно решает конфликты | |||
Компетентность в обучении учащихся | Владеет методами обучения публичному выступлению | - обучает приемам задавать вопросы, слушать, не перебивая, полно и точно выражать свои мысли | |
- обучает аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека | |||
- обучает приемам публичного выступления | |||
Способен создать условия для формирования учебного сотрудничества | - обеспечивает распределение обязанностей и ответственности за решение задач в группах в соответствии с групповыми целями | ||
- обучает конструктивно разрешать конфликты | |||
- создает условия для оказания взаимопомощи и взаимоподдержки участниками проекта | |||
- обучает способам оценивания совместных действий и своего вклада в них. |
Предварительный просмотр:
УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Виды компетентности | Критерий (проектные действия) | Уровни сформированности | ||
Базовый | Повышенный | Творческий | ||
Поведенческие индикаторы | ||||
1. Способность к выявлению, постановке и решению проблем для получения обоснованного проектного продукта | 1.1.Формулировка проблемы | Подтверждает понимание проблемы, сформулированной учителем, и описал проблемную ситуацию | Формулирует проблему, анализирует причины ее существования | Называет противоречие, лежащее в основании проблемы, на основе анализа ситуации и указывает последствия существования проблемы |
1.2. .Определение способов решения проблемы | Понимает и принимает цель, сформулированную учителем, с помощью учителя формулирует задачи, соответствующие цели проекта | Формулирует цель, планирует задачи для ее реализации, определяет ожидаемый результат | Формулирует цель и задачи, определяя их достижимость через анализ ресурсов и рисков, определяет ожидаемый результат проекта с критериями его оценки | |
1.3.Анализ и обработка информации | Использует в качестве источника информации только учителя или учебник, проводит простейшую обработку и анализ информации способами, предложенными учителем | Использует несколько самостоятельно найденных источников информации, самостоятельно обрабатывает информацию и делает выводы по полученной информации | Организует информационный поиск, определив способы поиска информации и виды источников, предлагает и использует различные способы обработки, анализа и систематизации данных | |
1.4.Разработка проектного продукта | Описывает ожидаемый продукт в общем виде, делает вывод о соответствии продукта замыслу | Формулирует характеристики проектного продукта, оценивает продукт в соответствии с предложенными критериями | Предлагает и использует систему критериев для оценки продукта и определяет границы использования продукта и перспективы дальнейшей работы с ним. | |
2. Способность применять в проектной деятельности предметные знания и способы деятельности (предметное содержание в проектной деятельности). | 2.1. Предметное содержание проекта | Слабо или средне владеет предметным содержанием проекта, допускает ошибки | Свободно владеет предметным содержанием проекта, допускает незначительные ошибки или работает без ошибок, но не выходит за рамки предметной области | Способен в ходе проектной деятельности создать новый интеллектуальный продукт (новые знания) путем интегрирования знаний из разных предметных областей |
2.2. Использование имеющихся способов действий | Принимает предметные способы действия, предложенные учителем, или определяет их при помощи учителя | Может самостоятельно определить, оценить и изменить необходимые предметные способы действия из тех, которыми владеет | На основе анализа выбирает альтернативные способы действия , в т.ч. выходя, за пределы предметной области |
Виды компетентности | Критерий (проектные действия) | Уровни сформированности | ||
Базовый | Повышенный | Творческий | ||
Поведенческие индикаторы | ||||
3. Способность регулировать проектную деятельность | 3.1.Использование ресурсных возможностей | Принимает предложенные учителем или определяет с помощью учителя возможные ресурсы | Самостоятельно указывает некоторые ресурсы и обосновывает, какой ресурс, для решения какой задачи он будет использовать | Определяет весь перечень необходимых ресурсов под задачи и обосновывает необходимость и достаточность ресурсов для реализации всего проекта |
3.2. Контроль и регулирование проектной деятельности | Реализует деятельность по плану и под контролем учителя | Самостоятельно определят последовательность своих действий, контроль и коррекцию проектной деятельности, осуществляет эпизодически и не целенаправленно | Планирует свою деятельность по содержанию и по времени, контроль и коррекцию проектной деятельности осуществляет системно и целенаправленно | |
4. Способность коммуникативных действий в проектной деятельности | 4.1. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Выполняет порученную групповую роль и обязанности, если ему их поручат, оказывает помощь и поддержку, слушает, не перебивая (пассивный исполнитель) | Проявляет постоянную и устойчивую активность в сотрудничестве, согласовывает свои действия, договаривается и приходит к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов, спорит без агрессии (активный исполнитель) | Определяет общую цель, пути ее совместного достижения распределяет функции и роли в совместной деятельности, конструктивно управляет разрешением конфликтов в групповой деятельности, мирит других (лидер) |
4.2. Защита проектного результата | Строит свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к тексту, составленному с помощью учителя, при ответах на вопросы повторяет нужный фрагмент своего выступления в | Самостоятельно готовит план выступления, соблюдает нормы публичной речи и регламент, в ответ на заданные вопросы дает объяснения или дополнительную информацию | Готовит и проводит презентацию проекта, используя технологии публичного выступления, невербальные средства и/или наглядные материалы, усиливающие эффект презентации, при ответах на вопросы приводит развернутую, сильную аргументацию, умеет защитить свою позицию |
Предварительный просмотр:
Механизм формирования проектной компетентности школьников
Способ формирования проектной компетентности | Инструменты (способы, формы) формирования проектной компетентности | ||||
Проектная деятельность | Учебная деятельность | Внеучебная деятельность | |||
Фазы ПД | Этапы ПД | Урок прикладного проектирования Урок исследовательского проектирования | Проектный модуль | Учебные проекты (прикладные, исследовательские) | Социальные проекты |
Проектирование | Актуализация | Подготовительный этап урока (3-5 мин.) | (Например) 1 урок + домашнее задание | (Например) 1-2 уроки | (Например) 1 неделя |
Проблематизация | Проектировочный этап урока (5-10 мин.) | ||||
Целеполагание | |||||
Концептуализация | 2 урок + домашнее задание | ||||
Моделирование | Внеурочная (внеклассная) деятельность (дополнительные занятия, занятия на факультативе -исследовательская практика -проектная мастерская -образовательные походы, экскурсии -факультативные занятия -НОУ - олимпиады, конкурсы, конференции и т.п.) | ||||
Планирование | 3 – 7 уроки + домашнее задание | ||||
Реализация. Социализация (представление) | Реализация | Этап реализации (20 – 25 мин) | 2 – 5 неделя | ||
Защита проекта | 8 урок | ||||
Оценка Рефлексия. | Оценка | Рефлексивно-оценочный этап (5 – 10 мин) | 9 урок | 3 урок | 6 неделя |
Рефлексия |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Дальние цели Ближние цели Педагогические методы и приемы Трудности, с которыми сталкиваются учащиеся Реализация «метода проектов» при изучении темы «Капиллярные явления. Смачивание» Полезные ресурсы
Дальние цели: Используя « метод проектов» , сформировать у учащихся различные ключевые компетенции , под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектная деятельность способствует развитию : Рефлексивных умений Поисковых умений Навыков оценочной самостоятельности Умений и навыков работы в команде, сотрудничестве Менеджерских умений и навыков Коммуникативных умений Презентационных умений и навыков
Ближние цели: получение учащимися практико-ориентированных знаний, для успешной интеграции в социум и адаптации в нём; привить навыки самостоятельной работы для получения новых знаний; развитие умения ставить проблемы и самостоятельно решать их; создание мотивов к обучению и самообразованию; развитие умения глубоко анализировать физические явления; формирование чувства индивидуальной ответственности за принятое решение; развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей ; формирование и развитие творческих способностей.
Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, И я научусь. Конфуций
Педагогические методы и приемы: В основу «метода проектов» положена самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. Используются исследовательские методы: умение наблюдать, умение проводить опыты, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Технология выполнения проектов должна включать как деятельность учащихся на уроках, так и во внеурочное время .
Для внеурочных занятий должно быть организовано помещение, где учащиеся имели бы возможность работать с научно-познавательной и справочной литературой по физике, воспользоваться оборудованием и физическими приборами, иметь возможность общения, обсуждения и консультаций по темам проектов с одноклассниками и учителем. Семенов
Этап предпроектной подготовки. Этап планирования проекта. Этап реализации проекта Этап представления результатов проекта Этапы проектирования
1. Этап предпроектной подготовки: выбор и формулирование темы проекта; определение цели исследовательского проекта; определение цели учебно-исследовательского проекта; выдвижение гипотезы; постановка задач; определение методов исследования; сбор необходимой информации.
2. Этап планирования проекта: планирование процесса выполнения проекта руководителем; обсуждение возможных результатов по направлениям исследования; планирование работы творческих групп; определение сроков представления промежуточных и итоговых результатов.
3. Этап реализации проекта: обсуждение и обработка информаций по направлениям исследования; подведение промежуточных итогов исследования; дополнительный сбор информации; сопоставление конечных результатов с положениями выдвинутой гипотезы ; итоговый отчет творческих групп о результатах исследования; оформление результатов исследования по выбранным направлениям.
4. Этап представления результатов проекта: подготовка презентации результатов; публичная презентация проектной работы; анализ работы, проделанной в течение проектного периода; оценка работы проектной группы в целом и каждого его ученика.
Трудности, с которыми сталкиваются учащиеся Постановка ведущих и промежуточных целей и задач Поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы Осуществление / аргументация выбора Осознание последствий выбора Совершение самостоятельных действий (без подсказки взрослого) Сравнение полученного с требуемым Корректировка деятельности с учётом промежуточных результатов Оценка процесса (самой деятельности) и результата проектирования
Реализация «метода проектов» при изучение темы «Капиллярные явления. Смачивание»
I этап: Погружение в тему проекта. Преподаватель формулирует тему, цель, задачи. Тема « Чудеса капилляров». Цель проекта: обосновать с точки зрения физики причину движения жидкости по капиллярам. Объект исследования: Свойство жидкостей, всасываясь, подниматься или опускаться по капиллярам. Предмет исследования : капиллярные явления в живой и неживой природе. Гипотеза : если в сосуд водой опустить узкую капиллярную трубку, то уровень воды в капилляре выше, чем уровень воды в сосуде. Задачи : 1.Изучить теоретический материал о свойствах жидкости. 2.Ознакомиться с материалом о капиллярных явлениях. 3. Провести серию экспериментов с целью выяснения причины поднятия жидкости в капиллярах. 4. Обобщить изученный в ходе работы материал и сформулировать вывод.
Цель проекта Цель проекта – это желаемый результат деятельности, достигнутый в пределах некоторого интервала времени. Требования к цели: должна быть реалистична; должна быть разделена на мелкие составляющие; должна быть диагностируема; должна начинаться с глагола (выяснить, сформировать, определить и.т.д.)
Гипотеза проекта: Гипотеза- это возможные способы решения по реализации поставленной проблемы и результаты предстоящего исследования, формируется в виде сложноподчиненного предложения типа: « Если..., то...» или « Чем..., тем...»
Задачи проекта: Задачи – это частичная цель или мини цель. Задача в проекте –это конкретная часть цели, которую предстоит реализовать, желаемый результат деятельности.
II этап: Организация деятельности. Преподаватель организует разбивку на группы. Каждой группе предлагается список состава, чтобы ребята, в соответствии со своими желаниями и возможностями определили свою роль в подготовке проекта и спланировали свою деятельность. Учащиеся: по своему желанию распределяются в группы, выбирают роли и составляют план своей работы над проектом. Этот этап ребята проводят во внеурочное время, консультируются с преподавателем.
III этап: Осуществление деятельности . Учащиеся на этом этапе очень активны. Ищут материал в справочной литературе, и нтернете, проводят систематизацию собранной информации, определяют тему исследования, проводят эксперименты и наблюдения, оформляют презентацию, готовятся к защите проекта. 1. Направления исследования: Капиллярные явления. Капиллярные сосуды у человека Первооткрыватели капилляров. Смачивания и несмачивания. 2. Провести эксперименты и ответить на вопросы: 1) Какая сила поднимает воду между пластинками и по капиллярам? 2) Как зависит высота поднятия жидкости от толщины воздушного клина между стеклянными пластинками ? 3)Зависит ли высота поднятия воды в капиллярах от его радиуса ? 3. Обосновать результаты эксперимента с точки зрения законов физики. 4. Сделать выводы.
IV этап: Представление результатов. Отчет по проекту оформить в виде мультимедийной презентации. Презентация по своей сути предназначена для демонстрации полученного продукта, а не для рассказа о процессе работы над проектом. По своему педагогическому эффекту это один из самых важных этапов проекта, когда учащийся получает возможность предоставить плоды своего труда. Педагог несёт ответственность за создание условий для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации. Педагог имеет возможность оценить уровень сформированности ключевых компетенций учащихся на всех этапах проекта.
Полезные ресурсы: 1. «Естествознание в школе» №4-2005. 2. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся»,М.: АРКТИ, 2006. 3. Пахомова, Н.Ю. Руководство для методического описания проекта / Н.Ю.Пахомова, Н.В.Дмитриева // Исследовательская работа школьников. – 2010. - № 1. – с.100-103. 4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / А.Г.Асмолов и др. – М.: Просвещение, 2011. – 159с. 5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение , 2011. – 192с. 6. http : //www.festival.1 september.ru 7. http : //www.openclass.ru Семенов
Предварительный просмотр:
Урок как структурная единица учебного проекта
Анисимова М.А., учитель физики МБОУ лицей №1 г.о. Семеновский
1. Тема урока: Физика человека
Предмет: физика
Класс: 9
2. Тип урока: структурная единица учебного проекта
Учебный проект состоит их двух уроков и внеурочной деятельности. В опережающем домашнем задании учащиеся высказывают свое мнение по теме, аргументируют его. На первом уроке учащиеся тезисно представляют свое сочинение, делятся на группы по - интересам, формулируют проблему и цель, планируют свои действия, создают модель проектного продукта и осуществляют корректировку плана действий. Во время внеурочной деятельности учащиеся создают проектный продукт. На втором уроке презентуют полученные продукты и производят взаимооценку. При рефлексии проекта учащиеся должны зафиксировать, где можно в дальнейшем использовать полученные проектные продукты, как можно будет использовать опыт работы над этим проектом при решении других проблем
3. Планируемые результаты:
Предметный:
- закрепить понятия связанные с разделами физики «Оптика», «Звуковые колебания и волны», «Механика»
- установить межпредметные связи физики, биологии, математики, химии, информатики.
Метапредметные:
- формулировать учебную проблему и учебную цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно
- планировать деятельность по достижению цели
- осуществлять контроль в форме соотнесения результата с заданным эталоном
- осуществлять учебное сотрудничество
- осуществлять поиск и выделение необходимой информации
- устанавливать связь между результатом деятельности (продукт) и тем, ради чего она осуществляется (проблема).
Личностные:
- развитие бережного отношения человека к своему организму и здоровью.
- оценивать результат и рефлексировать в отношении его личностной значимости
4. Предметное содержание урока:
В курсе физики, изучаемом в современной школе, практически не уделяется внимания на физические параметры, характеризующие человека. Однако в связи с изучением вопросов психологии в школе, моделировании процессов, происходящих в живых организмах, в технике, развитием такой науки как бионика у учащихся всё чаще проявляется повышенный интерес к изучению физики человека.
На уроках законы физики рассматриваются в основном на неживых объектах. Однако очень важно, чтобы у учащихся постепенно складывались убеждения в том, что, причинно-следственная связь явлений имеет всеобщий характер и что, все явления, происходящие в окружающем нас мире, взаимосвязаны.
Всем известно, что физика – это наука о природе. Человек является частью природы, поэтому, основная задача исследования – рассмотреть функционирование человеческого организма именно с физической точки зрения, т.е. проследить, какие физические явления и законы лежат в основе работы некоторых органов.
Выполнение проекта направлено на повторение и изучение в увлекательной и практической форме темы «Физика человека», в которой используются темы школьного курса «Механические колебания и волны», «Звуковые волны» и «Оптика». Проект направлен на поиск здоровьесберегающих идей в преподавании физики.
Основополагающий вопросы проекта: Как физика объясняет деятельность органов человека?
Возможные учебные вопросы проекта:
1. Физика сердца.
2. Физика опорно–двигательного аппарата
3. Физика слуха.
4. Физика зрения.
6. Свет и человек.
7. «Сотовые страсти».
8. Воздействие электромагнитных полей
5. Деятельностное содержание урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика по достижению метапредметной цели | Приёмы (элементы конструктора) | Средства | Организационная форма | Результат этапа |
Подготовительный | Реклама учебного проекта. Развитие дискуссии учащихся по учебным вопросам проекта методом наводящих вопросов. | Выполняют опережающее домашнее задание - сочинение. Обсуждают тезисы. | Приложение 1 | Слайды в электронном виде (тезисы сочинений) | Индивидуально | Актуализация знаний |
Формирование групп | Учащиеся делятся на мини-группы по 4 человека. В группах уточняют для себя вопросы и ответы, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирают форму представления результатов | Группы по 4 человека | Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов | |||
Проектировочный | Учитель обсуждает с учениками, как найти источники достоверной информации по теме исследования и использовать их, соблюдая авторские права. Учитель дает рекомендации, какие книги, в каких библиотеках найти, какие сайты в Интернете использовать, с какими учителями побеседовать | Ученики продумывают план проведения исследований, выбирают исследовательские методы: проведение анкетирования, опытов, создание видеозаписей и фотоматериалов, сбор статистических данных, демонстрационных материалов. Обсуждают формы представления и оформления собранных и обработанных материалов | Группы по 4 человека | Сформулированные проблема и цель проекта, формы проектного продукта в группах. | ||
Участвует в определении учащимися шагов по достижению цели проекта (плана), и определению критериев оценки проектного продукта. | Совместно планируют деятельность по достижению цели. Определяют перечень критериев для оценки проектных продуктов. План и критерии фиксируют. | Приложение 2
Приложение 3 | Слайды (в электронном виде) | Разработанный план действий. Разработанные критерии. | ||
Реализация | Учитель участвует в разработке и планировании эксперимента, консультирует по ходу выполнения эксперимента. Организует прослушивания и обсуждения полученных результатов. | Определяют функции участников проектной группы в соответствии с планом. На основе обработки информационных материалов выполняют практическую часть проекта: проводят эксперименты, снимают показания, фиксируют параметры, обрабатывают данные эксперимента. | Приложение4 Приложение 5 | Бумага, маркеры, стикеры Лабораторное оборудование и измерительные приборы | Группы по 4 человека | Разработанные модели проектных продуктов |
Учитель наблюдает за ходом самостоятельной деятельности учащихся, консультирует группы, оказывает необходимую помощь, направляет деятельность учащихся в методически нужное русло, организует работу в проектных группах по зафиксированному плану. | Результаты работы с информацией оформляют в форме определённой модели проектного продукта. | Презентация PP | Группы по 4 человека | |||
Организация и участие в представлении моделей проектных продуктов группами, обсуждении. | Представление презентаций как отчета о проделанном исследовании в форме доклада на 3-5 минут. Представление бюллетеней как дополнительного материала, подготовленного в ходе исследования | Презентация PP | Группы по 4 человека | Представленные модели проектных продуктов Заполненные оценочные карты | ||
Оценка и рефлексия | Организация рефлексии урока (организация заполнения оценочных карт, высказываний групповых решений) Подводит итоги, обобщает результаты оценки моделей | Заполнение оценочных карт. Корректировка действий, которые будут осуществляться вне урока. | Приложение 6 | Группы по 4 человека | Оценка уровня проявления проектных действий |
Приложение 1
Опережающее домашнее задание «Физика человека»
Цель: актуализация имеющегося у учащихся опыта и знаний по теме проекта.
Задание:
1. Написать мини – сочинение по теме, привести несколько примеров наблюдения физических явлений и законов лежащих в основе работы некоторых органов.
Приложение 2.
Задание «Маршрутная карта»
Цель: формирование компетентностей по планированию учебной деятельности
Задание :
1.Определить шаги по созданию проектного продукта
2. Проверить правильность шагов («подсказка» у педагога в раздаточном материале)
Последовательность действий в плане («подсказка»)
1.Собрать необходимую для создания продукта информацию:
1.1. Определить круг источников,
1.2. Найти в источниках нужную информацию,
1.3. Выбрать необходимую информацию
2.Разработать модель подачи информации
3.Создать и оформить проектный продукт
4.Подготовить презентацию проектного продукта
Приложение 3.
Задание «Критерии оценки модели продукта»
Цель: формирование компетентностей по определению критериев оценки результатов деятельности.
Задание: Разработать критерии, по которым можно оценить созданные модели проектных продуктов:
Приложение 4.
Задание «Работа с литературой по теме проекта»
Цель: формирование компетентностей по сбору и обработке информации.
Задание:
1. Найти в источниках информацию по теме проектов
2. Выбрать необходимую для оформления продукта информацию.
Приложение 5.
Задание «Практическая часть»
Цель: формирование компетентностей по экспериментальной деятельности, сбору и обработке информации.
Задание:
- Выполнить практическую часть проекта.
- Выполнить эксперименты, снять показания.
- Обработать полученные данные, представить в наглядной форме (таблицы, диаграммы, графики и т.д.)
Пример 1 «Определение энергозатрат по частоте сердечных сокращений».
Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.
Описание работы.
- Сделайте 20 приседаний.
- Измеряйте по секундомеру время, затраченное на мышечную работу.
- После физических упражнений быстро сядьте на стул и измерьте частоту пульса за 10с, полученный результат умножьте на 6.
- Рассчитайте, сколько к Дж вы истратили на физическую работу за время приседаний по формуле:
Q=2,09∙(0,2∙ЧСС-11,3), кДж/мин.
ЧСС - частота сердечных сокращений (определяется по пульсу, как число ударов в минуту).
Остальные коэффициенты получены экспериментальным путем.
1 ккал=4,19 к Дж
Пример 2 «Расчет массы крови, выбрасываемой сердцем за одно сокращение, и механической работы сердца».
Оборудование: секундомер, медицинский тонометр.
Описание работы.
- Определить пульс (количество ударов в секунду) при разных типах нагрузки.
- Известно, что за одно сокращение сердце выбрасывает, примерно, 70 см3 крови. Перевести 70 см3 в м3.
- Умножить количество сокращений в секунду на объем крови, выбрасываемый за одно сокращение. Таким образом, мы узнали объем крови, выбрасываемой в 1 с
Пример 3 «Определение механической работы и мощности, развиваемой человеком при различных видах нагрузки».
Описание работы.
- отжаться наибольшее число раз (мальчики от земли, девочки от лавки). Число отжиманий – n;
- с помощью рулетки определить высоту подъема относительно лавочки или земли - h;
- рассчитать работу за один подъем тела по формуле А = mgh;
- рассчитать общую работу за n подъемов тела Aобщ = nA.
Приложение 6.
Задание «Оценка моделей»
Цель: формирование компетентностей по оценке проектного продукта и аргументации своего мнения
Задание :
1. В процессе проведения представлений моделей проектных продуктов в группе оценить их качество, использую таблицу:
Критерий | Группа№1 | Группа№2 | Группа№3 | Группа№4 |
1.Качество отобранного материала | ||||
полнота содержания-1б | ||||
доступность изложения-1б | ||||
2.Оформление модели продукта | ||||
удобство в использовании-1б | ||||
дизайн исполнения-1б | ||||
Итого: |
2. После презентаций озвучить свою оценку и аргументировать групповое мнение