Самообразование 2020-2021 учебный год. «Развитие связной речи у детей 6-7 лет»

Мисюрина Лариса Евгеньевна

Цель: развитие свободного общения со взрослыми;

Задачи:

- совершенствовать диалогическую форму речи;

-развивать монологическую форму речи;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки и рассказы;

- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании   сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:


План по самообразованию на 2020-2021 учебный год                                                          воспитателя Мисюриной Ларисы Евгеньевны

Тема: «Развитие связной речи у детей   6-7 лет»

Цель: развитие свободного общения со взрослыми;

Задачи:

- совершенствовать диалогическую форму речи;

-развивать монологическую форму речи;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки и рассказы;

- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании   сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Месяц

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Октябрь

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ рассказов

«Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова;

«Пушок» Г.Скребицкого.

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Ноябрь

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «непослушный Ваня».

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Декабрь

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

(О.С.Ушакова).

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими на развитие речи детей.

Январь

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.

Февраль

Работа с загадками. Составление загадок.

Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Март

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировка сказок: «Репка», «Колобок».

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.

Апрель

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».

 

Конкурс чтецов.

Май

Открытый просмотр ООД для родителей на тему «Книга сказок». Обучение сочинению сказок.

Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным); воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

ООД для родителей.

             


Список использованной литературы:

1.Базик И.Я. Развитие способности к наглядному пространственному        моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями: Автореф.дис.канд.психол.наук. М., 1986.

2.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2018.

3.Лаптева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. –СПб.: речь; М.: Сфера, 2016.

4.Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно–методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2019.

5. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера. 2017.

6.Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,2018.

7.Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2017.



Предварительный просмотр:

Лесной голосок — Скребицкий Г.

Солнечный день в самом начале лета.

Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. А внизу под берёзами по траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке.

Солнце и в небе, и на земле… И от этого становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной.

И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку!»

Кукушка! Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке. Какая она из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой, вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу погляжу.

Увы, это оказалось совсем не просто. Я — к ней на голос. А она замолчит и вот снова: «Ку-ку, ку-ку!» — но уже совсем в другом месте.

Как же её увидеть? Я остановился в раздумье. А может, она играет со мною в прятки? Она прячется, а я ищу. А давай-ка играть наоборот: теперь я спрячусь, а ты поищи.

Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолкла — может, ищет меня? Сижу молчу и я, у самого даже сердце колотится от волнения. И вдруг где-то неподалёку: «Ку-ку, ку-ку!»

Я молчок: поищи-ка лучше, не кричи на весь лес.

Реклама 10

А она уже совсем близко: «Ку-ку, ку-ку!»

Гляжу: через поляну летит какая-то птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в тёмных пестринках. Наверное, ястребёнок. Такой у нас во дворе за воробьями охотится. Подлетел к соседнему дереву, сел на сучок, пригнулся да как закричит: «Ку-ку, ку-ку!»

Кукушка! Вот так раз! Значит, она не на сову, а на ястребка похожа.

Я как кукукну ей из куста в ответ! С перепугу она чуть с дерева не свалилась, сразу вниз с сучка метнулась, шмыг куда-то в лесную чащу, только её и видел.

Но мне и видеть её больше не надо. Вот я и разгадал лесную загадку, да к тому же и сам в первый раз заговорил с птицей на её родном языке.

Так звонкий лесной голосок кукушки открыл мне первую тайну леса. И с тех пор вот уж полвека я брожу зимою и летом по глухим, нехоженым тропам и открываю всё новые и новые тайны. И нет конца этим извилистым тропам, и нет конца тайнам родной природы.

(Илл. Воробьева А.)



Предварительный просмотр:

Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой

Чтобы воспитать настоящего грамотного читателя, необходимо формировать у ребенка умение воспринимать и понимать художественное произведение. По мнению психологов, в основе этого процесса лежит интеллектуальная, познавательная и эмоциональная деятельность ребенка.

        В восприятии произведений искусства вообще и художественной литературы в частности психологи выделяют два периода развития, которые имеют резкие качественные различия и связаны с развитием ребенка в целом:

  • Первый период длится «от двух до пяти»
  • Второй начинается примерно с пяти лет и, как считает К.И. Чуковский, второй период длится всю жизнь.

        До пяти лет ребенок в своем сознании не отделяет искусство от жизни, поэтому к произведениям относится или как к игрушкам, или как к буквальному отражению жизни, а само искусство воспринимает как интересную игру. В своих представлениях о событиях, описываемых в тексте, он иногда выходит за пределы литературного произведения, не соотносит описываемые события с реальным местом или временем, может по-своему изменять повествование, включать в него новых персонажей или литературных героев из других произведений. За период от двух до пяти ребенок проходит большой путь развития и к началу старшего дошкольного возраста может быть достаточно готов к пониманию искусства. К этому периоду он не только осознает себя как индивида (узнает в зеркале, на фотографии), но и открывает для себя как личность со своими мыслями, чувствами и фантазиями. Одновременно ребенок начинает понимать, что такой внутренний мир есть и у других людей, у них есть мысли и чувства, похожие или не похожие на его.

        С этого момента начинается второй период в понимании искусства. Произведения искусства ребенок начинает воспринимать как отражения «другого мира», созданное другим человеком, обладающими другими мыслями, чувствами и фантазиями. В этот период он уже сам способен отделить жизнь от искусства и искусство становится для него ценным.

        Ребенок дошкольного возраста является своеобразным читателем: все произведения, с которыми он встречается, воспринимаются им на слух. Образы и картины, которые рисует его воображение, вызывают у него двойственную реакцию. С одной стороны, ему свойственно одушевлять все, с чем он соприкасается, и жить в мире игры и своих фантазий, с другой – он понимает «ненастоящность» этих образов и легко отделяет их от реальных людей.

        Фантазии ребенка, его стремление одушевить страницы книги, поместить себе в вымышленный мир понравившегося произведения необходимы ему –  это возможность развить свой творческий потенциал.

        Можно отметить следующие возрастные особенности восприятия литературных произведений в младшем периоде дошкольного детства:

  • Зависимость понимания литературного произведения от личного опыта ребенка. Ребенку свойственно понимание каких-либо знакомых моментов, с которыми он уже сталкивался в своей повседневной  жизни.
  • Может оказать влияние предыдущий литературный опыт ребенка: например, читая сказку, они определенным образом воспринимают ее персонажей, дают им свои оценки зачастую ошибочно переносят эти оценки на другие сказки.  Так, в сказке «Снегурушка и лиса» они не сразу понимают то, что лиса совсем не хитрая.  
  • Для ребенка этого возраста легче всего воспринимать произведения, в которых события четко следуют друг за другом. Такое построение характерно для большинства русских сказок («Колобок», «Репка», «Теремок» и др.). Но, как правило, вызывают затруднения сказки, в сюжете которых существуют несколько историй («Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко», «Коза-дереза» и др.). Дети  в этом случае могут создать какую-либо одну из частей сказки, не воспринимая остальные.
  • Для младшего дошкольника также характерно ярко окрашенное эмоциональное отношение к персонажам, причем зачастую это бывает связано не с текстом, а с ограниченным жизненным опытом детей, который мешает им правильно понять произведение. Детей интересует внешний вид, действия и поступки персонажа, мотив поступков. Дети также не способны самостоятельно представить какой-либо персонаж и поэтому нуждаются в иллюстрации.
  • По мнению К.И. Чуковского, отличительной особенностью этого возраста также является тяготение к ритмичной организованной речи, богатой рифмами и динамикой. Именно так объясняется их любовь к произведениям детского фольклора, которые гармонично сочетают в себе слово, ритмику, действие, выразительность и музыкальность.
  • Исследователи детской речи (А.И. Ходькова, О.С. Ушакова, О.М. Сомкова и др.) отмечали, что младшие дошкольники чувствуют ритм и рифму малых жанров фольклора, даже могут вспомнить образные средства (эпитет, метафору, олицетворение), используя в собственных сочинениях приемы, соответствующие особенностям избранного жанра( при пении колыбельных песен: «баю-баюшки-баю», «люли-люленьки»; при сочинении сказок: например, «жили-были», «тут и сказки конец»; постоянные характеристики героев: «мышка-норушка», «лисичка-сестричка»……. Придавать данному рассказу комическую или драматическую окраску, используя мимику, жесты, пантомимику.

Исходя из особенностей восприятия литературных произведений младшими дошкольниками, исследователи (Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова) выделяют следующие задачи ознакомления детей с книгой на данном возрастном этапе:

  • Формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения;
  • Обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания произведений;
  • Помогать детям соотносить имеющийся у них жизненный опыт с фактами литературных произведений;
  • Учитывать при отборе книг тяготение ребенка к фольклорным и поэтическим произведениям;
  • Помогать детям устанавливать простейшие связи в произведении;
  • Помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
  • Поддерживать эмоциональный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии книги;
  • Помогать детям мысленно представить, увидеть события и героев произведений, учить рассматривать иллюстрации.



Предварительный просмотр:

Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой

Чтобы воспитать настоящего грамотного читателя, необходимо формировать у ребенка умение воспринимать и понимать художественное произведение. По мнению психологов, в основе этого процесса лежит интеллектуальная, познавательная и эмоциональная деятельность ребенка.

        В восприятии произведений искусства вообще и художественной литературы в частности психологи выделяют два периода развития, которые имеют резкие качественные различия и связаны с развитием ребенка в целом:

  • Первый период длится «от двух до пяти»
  • Второй начинается примерно с пяти лет и, как считает К.И. Чуковский, второй период длится всю жизнь.

        До пяти лет ребенок в своем сознании не отделяет искусство от жизни, поэтому к произведениям относится или как к игрушкам, или как к буквальному отражению жизни, а само искусство воспринимает как интересную игру. В своих представлениях о событиях, описываемых в тексте, он иногда выходит за пределы литературного произведения, не соотносит описываемые события с реальным местом или временем, может по-своему изменять повествование, включать в него новых персонажей или литературных героев из других произведений. За период от двух до пяти ребенок проходит большой путь развития и к началу старшего дошкольного возраста может быть достаточно готов к пониманию искусства. К этому периоду он не только осознает себя как индивида (узнает в зеркале, на фотографии), но и открывает для себя как личность со своими мыслями, чувствами и фантазиями. Одновременно ребенок начинает понимать, что такой внутренний мир есть и у других людей, у них есть мысли и чувства, похожие или не похожие на его.

        С этого момента начинается второй период в понимании искусства. Произведения искусства ребенок начинает воспринимать как отражения «другого мира», созданное другим человеком, обладающими другими мыслями, чувствами и фантазиями. В этот период он уже сам способен отделить жизнь от искусства и искусство становится для него ценным.

        Ребенок дошкольного возраста является своеобразным читателем: все произведения, с которыми он встречается, воспринимаются им на слух. Образы и картины, которые рисует его воображение, вызывают у него двойственную реакцию. С одной стороны, ему свойственно одушевлять все, с чем он соприкасается, и жить в мире игры и своих фантазий, с другой – он понимает «ненастоящность» этих образов и легко отделяет их от реальных людей.

        Фантазии ребенка, его стремление одушевить страницы книги, поместить себе в вымышленный мир понравившегося произведения необходимы ему –  это возможность развить свой творческий потенциал.

        Можно отметить следующие возрастные особенности восприятия литературных произведений в младшем периоде дошкольного детства:

  • Зависимость понимания литературного произведения от личного опыта ребенка. Ребенку свойственно понимание каких-либо знакомых моментов, с которыми он уже сталкивался в своей повседневной  жизни.
  • Может оказать влияние предыдущий литературный опыт ребенка: например, читая сказку, они определенным образом воспринимают ее персонажей, дают им свои оценки зачастую ошибочно переносят эти оценки на другие сказки.  Так, в сказке «Снегурушка и лиса» они не сразу понимают то, что лиса совсем не хитрая.  
  • Для ребенка этого возраста легче всего воспринимать произведения, в которых события четко следуют друг за другом. Такое построение характерно для большинства русских сказок («Колобок», «Репка», «Теремок» и др.). Но, как правило, вызывают затруднения сказки, в сюжете которых существуют несколько историй («Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко», «Коза-дереза» и др.). Дети  в этом случае могут создать какую-либо одну из частей сказки, не воспринимая остальные.
  • Для младшего дошкольника также характерно ярко окрашенное эмоциональное отношение к персонажам, причем зачастую это бывает связано не с текстом, а с ограниченным жизненным опытом детей, который мешает им правильно понять произведение. Детей интересует внешний вид, действия и поступки персонажа, мотив поступков. Дети также не способны самостоятельно представить какой-либо персонаж и поэтому нуждаются в иллюстрации.
  • По мнению К.И. Чуковского, отличительной особенностью этого возраста также является тяготение к ритмичной организованной речи, богатой рифмами и динамикой. Именно так объясняется их любовь к произведениям детского фольклора, которые гармонично сочетают в себе слово, ритмику, действие, выразительность и музыкальность.
  • Исследователи детской речи (А.И. Ходькова, О.С. Ушакова, О.М. Сомкова и др.) отмечали, что младшие дошкольники чувствуют ритм и рифму малых жанров фольклора, даже могут вспомнить образные средства (эпитет, метафору, олицетворение), используя в собственных сочинениях приемы, соответствующие особенностям избранного жанра( при пении колыбельных песен: «баю-баюшки-баю», «люли-люленьки»; при сочинении сказок: например, «жили-были», «тут и сказки конец»; постоянные характеристики героев: «мышка-норушка», «лисичка-сестричка»……. Придавать данному рассказу комическую или драматическую окраску, используя мимику, жесты, пантомимику.

Исходя из особенностей восприятия литературных произведений младшими дошкольниками, исследователи (Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова) выделяют следующие задачи ознакомления детей с книгой на данном возрастном этапе:

  • Формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения;
  • Обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания произведений;
  • Помогать детям соотносить имеющийся у них жизненный опыт с фактами литературных произведений;
  • Учитывать при отборе книг тяготение ребенка к фольклорным и поэтическим произведениям;
  • Помогать детям устанавливать простейшие связи в произведении;
  • Помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
  • Поддерживать эмоциональный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии книги;
  • Помогать детям мысленно представить, увидеть события и героев произведений, учить рассматривать иллюстрации.



Предварительный просмотр:

        



Предварительный просмотр: