Технология по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы "Фантазии на песке".
Технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_tehnologiya.docx | 38.47 КБ |
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx | 76.9 КБ |
diagnostika.docx | 17.04 КБ |
monitoring_tehnologii.docx | 90.17 КБ |
igry_na_kommunikatsii.docx | 19.48 КБ |
uprazhneniya.docx | 18.37 КБ |
literatura.docx | 17.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17
Программа по развитию
эмоционально-волевой и
познавательной сферы средствами песочной технологии у детей дошкольного возраста
«Фантазии на песке».
(Возраст детей: 3–4 года; 4-5 лет; 5-6 лет
срок реализации программы: 3 года)
Составитель педагог-психолог
МБДОУ д/с №17
Лавриненко Елена Владимировна
Принята на заседании педагогического совета
Протокол №
«____»__________20 г.
г. о. Красногорск, 2023 г.
Пояснительная записка
Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры с песком. Ещё в 20-30-е годы последователи Карла Юнга, впервые оценившего информативность поведения детей в песочнице, стали разрабатывать методику работы с сыпучим материалом. В 50-е детский психотерапевт Дора Калф систематизировала все научные изыскания в области изучения психического состояния ребёнка через его игры с песком. Согласно её выводам, ребёнок строит в песочнице свою модель мира, отображая все свои беспокойства, страхи и переживания. По информативности песочные творения могут быть не менее ценны, чем рисунки. К тому же, в песке малыш сам расставляет акценты поведения и действий персонажей, а это помогает ему находить правильные решения и в жизни. Кроме того, песок: развивает мелкую моторику; открывает широкий простор для проявления фантазии; помогают регулировать механизмы мышления. Занятия песочной терапией помогают: лучше выражать свои мысли, объясняя песочные творения; научиться отвечать за свои поступки и действия; полагаться на собственные силы; развивать самооценку; преодолевать последствия психологических травм.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетным направлением в работе любого дошкольного учреждения.
Немаловажную роль при этом играет эмоционально - личностное благополучие ребенка. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, непонимания со стороны взрослых и сверстников приводит к формированию у ребенка чувства тревожности, незащищенности, неуверенности в себе. У этих детей часто наблюдается низкий уровень речевого общения, они агрессивны, не умеют и не желают уступать друг другу, не хотят быть терпимее и доброжелательнее.
Актуальной проблемой сегодня является изучение эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста. «Детство – золотой век эмоционального в нас», - отмечает В. В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком — это не простое время препровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс. Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. Он проигрывает тревожащие его ситуации, создает картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Он приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций. И наступает момент, когда можно заметить в поведении ребенка изменения. Он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт. Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Концептуальные подходы к содержанию программы песочной терапии основаны на идеях гуманистической педагогики , принципах развития образования детей. Проведение мероприятий по программе реализуют потребности детей в творчестве, познании, самореализации, цели и смысле жизни, уважении, радости. Реализация программы обеспечит удовлетворение одной из важнейших потребностях каждого ребенка - быть здоровым, эмоционально благополучным.
Актуальность программы.
Рисование песком, как средство коррекции психики, позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, изображения традиционными материалами, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что в свою очередь, обеспечивает продуктивной деятельности творческий характер.
В процессе рисования песком повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Нет ни одного отрицательного фактора, который бы мог быть против того, чтобы рисовать песком на стекле. Также это отличный, достаточно активный отдых, доставляющий удовольствие детям. Свойства песка, мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создает в процессе рисования условия для вхождения ребенка – дошкольника в расслабляющее и снимающие стрессы медиативное состояние.
Современные исследования доказывают, что занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать, обогащать. А эти качества нужны любому человеку.
Педагогическая целесообразность программы «Фантазии на песке» обусловлена важностью создания условий в дошкольном учреждении для эффективного формирования у детей пространственных представлений, логического мышления, развития моторики и глазомера.
Программа предполагает работу с детьми в форме индивидуальных занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Данная программа обладает следующими отличительными особенностями:
- возможность корректировки заданий в процессе обучения в зависимости от опыта детей, степени усвоения ими учебного материала;
- использование в ходе занятий аудиоматериалов с записями звуков живой природы и музыки с целью снятия напряжения и излишней возбудимости у детей.
Программа «Фантазии на песке» рассчитана на 108 часов (3 года обучения), в ходе которого предполагаются как подгрупповые занятия, так и оказание педагогом индивидуальной помощи каждому ребенку.
Цель программы: создание условий для гармонизации личностного и интеллектуального развития детей дошкольного возраста, средствами песочной технологии.
Задачи:
Обучающие
Познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – пескографией.
Освоение работы рисованием пальцем, ладонью, ребром ладони.
Развивающие
Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала.
Формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета.
Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей.
Развитие способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний.
Развивать моторику рук, посредством работы с песком.
Развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой ребенку игровой форме с помощью решения проблемной ситуации.
Воспитательные
Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Преодоление комплекса "плохого художника" через создание композиций из песка при помощи готовых фигурок.
Предполагаемый результат к концу учебного года (3–4 года):
- Освоение детьми правил работы с песком.
- Дети самостоятельно создают простые предметные рисунки.
- Уверенные и четкие движения пальцев рук.
- Освоение детьми элементарных правил коммуникативного общения.
Предполагаемый результат к концу учебного года (4–5 лет):
- Повышение тактильно-кинетической чувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук.
- Повышение и обогащение словарного запаса, коммуникативных навыков детей.
- Повышение самооценки детей.
Предполагаемый результат к концу учебного года (5–6 лет):
- Способность внимательно слушать и активно участвовать в занятии.
- Способность спонтанно продолжить игру.
- Способность восстанавливать, реконструировать, преобразовывать сюжеты игры.
Основные направления работы
Вся работа ведется в трех направлениях:
Структура занятия
Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.
Часть 1. Вводная
Цель – настраиваю детей на совместную работу, устанавливаю эмоциональный контакт между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.
Часть 2. Основная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.
Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы.
Часть 3. Завершающая
Основные цели: подвожу итог занятия, создаю у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепляю положительные эмоции от работы на занятии, беседуя о том, что было на занятии.
Оборудование для песочной терапии:
Световой стол со стеклянным дном
Песок промытый, прокаленный
Миниатюрные игрушки (люди, животные, растения, насекомые)
Кубики разного материала (дерево, железо, пластмасса)
Камешки различной фактуры
Бусинки крупные
Пуговицы крупные
Набор мелкой посуды
Природный материал (палочки, веточки, шишки)
Магнитофон и диски со спокойной музыкой
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
От простого к сложному.
Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
Научность.
Доступность.
Системность знаний.
Воспитывающая и развивающая направленность.
Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
Активность и самостоятельность.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Цель: сплочение группы
Ведущий и дети протягивают вперед руки и соединяют их вместе, как лучи солнца. Ведущий предлагает детям почувствовать себя теплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями.
Приветствие «Ладошки»
Цель: развитие групповой сплоченности
Дети садятся в круг на стульчики. Ведущий предлагает им поздороваться друг с другом с помощью ладошек, здороваться со своим соседом, ласково поглаживая его ладони, демонстрируя детям, как можно это сделать.
Приветствие «Чуткие руки»
Цель: сплочение группы
Дети становятся в круг, говорят слова, и крепко держатся за руки.
А теперь чувствуйте тепло рук ваших соседей.
Приветствие «Злюка»
Цель: сплочение группы, навыков сплочения
Дети становятся в круг, выбирают ведущего, он изображает злость, дети называют ласковые прилагательные ведущему, чтобы он перестал злиться и начал улыбаться.
Приветствие «Радуга»
Цель: снятие психомышечного напряжения, развитие воображения
Дети располагаются на коврике, звучит тихая, спокойная музыка. Дышите легко и спокойно. Сейчас мы попробуем представить радугу, увидеть ее цвета.
Приветствие «Радость»
Цель: развитие групповой сплоченности, наблюдательности, снятие мышечного напряжения
Дети выбирают себе пару и рисуют пальчиками на ладонях своей пары хорошее настроение.
Тематическое планирование:
Знакомство с песком;
Рисуем фигуры — формируем графомоторные навыки.
«Право» и «лево» ребенка.
Символов в детском рисунке.
Упражнения для развития чувства симметрии.
Периодичность занятий:
1 раз в неделю, продолжительность занятия:
- младший возраст – 15 минут;
- средний возраст – 20 минут;
2 раза в неделю, продолжительность занятия:
- старший возраст – 25–30 минут.
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Младший возраст
месяц | № занятия | Тема | Цель и содержание | Методическое обеспечение | Количество часов по данной теме |
Октябрь
| 1 | Знакомство детей с правилами поведения при занятиях с песком | - приветствие «Ладошки» Цель: развивать сплоченность детей - упражнение «Здравствуй, песок» Цель: знакомство детей с песком, его свойствами. - игра «Интервью» Цель: развивать навыки общения детей | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
2 | Мой любимый дождик | - приветствие «Чуткие руки» Цель: развивать доброжелательность детей -упражнение «Песочный дождик» Цель: учить детей управлять вдохом и выдохом - игра «Дракон кусает свой хвост» Цель: учить детей снимать напряженность, учить детей общаться | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
3 | Ветерок | - приветствие «Снежный ком» Цель: учить детей говорить приятное друг другу - упражнение «Песочный ветер» Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабления - игра «Сказка Репка» Цель: учить детей снимать внутреннее напряжение | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
4 | Необыкновенные следы | - приветствие: «Радуга» Цель: учит детей устанавливать тактильный контакт - упражнение «Необыкновенные следы» Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения - игра «Настроение» Цель: учить детей создавать позитивное настроение | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
5 | Отпечатки | - приветствие: «Солнечные лучики» Цель: развитие сплоченности детей -упражнение «Отпечатки» Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия - игра «Подари улыбку» Цель: учить ребенка справляться с грустью | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
Ноябрь | 6 | Дорожки из песка | - приветствие: «Радость» Цель: развивать наблюдательность детей - упражнение «Дорожки из песка» Цель: учить детей делать дорожки и использовать их в игровой деятельности - игра «Представь себя» Цель: создание позитивного настроения детей | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
7 | Печем куличики | - приветствие: «Радуга» Цель: учить детей устанавливать тактильный контакт - упражнение «Печем куличики» Цель: развивать мелкую моторику рук, формировать представление об изменчивости формы песка - игра «Ласковое имя» Цель: развитие чувства доверия друг к другу | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
8 | Хлоп и шлеп | - приветствие: «Злость» Цель: знакомство с чувством злость и как его преодолевать - упражнение «Хлоп и шлеп» Цель: развивать мелкую моторику рук, развивать тактильную чувствительность детей - игра «Рисунок» Цель: учить детей адекватно выражать свои эмоции | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
Декабрь | 9 | Узоры на песке | - приветствие: «Радость» Цель: развивать наблюдательность детей - упражнение «Узоры на песке» Цель: учить детей рисовать свое настроение на песке, развивать воображение - игра «Сочинение сказки» Цель: развивать умение выражать свое эмоциональное состояние | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
10 | Мы едем в гости | - приветствие «Солнечные лучики» Цель: развивать сплоченность детей - упражнение «Мы едем в гости» Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на песочном листе - игра «Обзывалки» Цель: учить детей выплескивать гнев, развивать дружеские отношения | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
11 | Взаимоотношения | - приветствие «Ладошки» Цель: развивать воображение детей - упражнение «Мир из песка» Цель: познать внутренний мир ребенка, развивать тактильную стимуляцию - игра «Взаимоотношения» Цель: формировать позитивные и моральные представления об отношениях | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
12 | Что изменилось? | - приветствие «Радуга» Цель: учить детей устанавливать тактильный контакт - упражнение « Что изменилось?» Цель: учить детей концентрировать внимание - игра «Жужжа» Цель: учить детей быть более обидчивыми. | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
Январь | 13 | Путешествие по песочной стране | - приветствие «Чуткие ручки» Цель: развивать доброжелательность детей - упражнение «Путешествие по песочной стране» Цель: развивать тактильные ощущения, развивать умение действовать по инструкции - игра «Доброе животное» Цель: помочь детям истратить накопившуюся энергию во время занятия | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
14 | Дорожка из песка | - приветствие «Злость» Цель: учить детей корректировать свою агрессию - упражнение « Дорожка из песка» Цель: развивать тактильные ощущения, учить выстраивать композиции на песке - игра «Вернись в круг» Цель: учить детей снимать эмоциональное напряжение | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
15 | Песочный садик | - приветствие «Радуга» Цель: продолжать учить детей устанавливать тактильный контакт - упражнение «Песочный садик» Цель: развивать внимание, воображение, мелкую моторику рук - игра «Глаза в глаза» Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
16 | Чей это след? | - приветствие: «Солнечные лучики» Цель: развивать сплоченность детей - упражнение «Чей это след?» Цель: развивать внимание, речь детей - игра «День рождение» Цель: учить детей снимать разочарование, дать детям возможность высказать все свои обиды | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
Февраль
| 17 | Секреты мокрого и сухого песка | - приветствие «Снежный ком» Цель: учить детей говорить друг другу приятное - упражнение «Секреты мокрого и сухого песка» Цель: стимулировать внимание, учить детей сравнивать, развивать моторику рук - игра «Тух, тух» Цель: учить детей снимать негативное настроение, развивать речь | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
18 | Мы строим, строим | - приветствие «Чуткие ручки» Цель: развивать доброжелательность детей - упражнение «Мы строим, строим» Цель: учить строить из песка, развивать речь, воображение - игра «Зайчики» Цель: учить детей задерживать внимание детей на разнообразных мышечных ощущениях | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
19 | Забавные отпечатки | - приветствие «Радуга» Цель: учить детей устанавливать тактильный контакт - упражнение «Забавные отпечатки» Цель: развивать представление об изменчивости формы песка, развивать внимание, воображение, мелкую моторику - игра «Попроси игрушку» Цель: учить детей эффективным способам общения | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
20 | Песочное царство | - приветствие «Радость» Цель: развивать наблюдательность детей - упражнение «Песочное царство» Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание - игра «Два барана» Цель: учить детей снимать напряжение, злость | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
Март | 21 | Лесные жители | - приветствие «Злюка» Цель: учить детей быть внимательными друг к другу - упражнение «Лесные жители» Цель: развивать тактильную чувствительность, слуховую память - игра «Кораблик» Цель: учить детей быть уверенными в себе, не бояться страхов | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
22 | Спрячь игрушки | - приветствие «Снежный ком» Цель: учить детей говорить друг другу приятные слова - упражнение «Спрячь игрушки» Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук - игра «Найди свою пару» Цель: учить детей снимать эмоциональное напряжение, развивать внимание | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
23 | Что пропало? | - приветствие «Солнечные лучики» Цель: развивать сплоченность детей - упражнение «Что пропало?» Цель: развивать внимание, наблюдательность, память - игра «Другое животное» Цель: учить развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека, развивать коммуникативные навыки | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
24 | Мы играем | - приветствие «Радость» Цель: развивать наблюдательность детей - упражнение «Мы играем» Цель: развивать пространственные представления, ориентироваться «на песочном листке» - игра «Маленькое приведение» Цель: учить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
Апрель | 25 | Машинки | - приветствие «Злюка» Цель: продолжать учить детей быть внимательными друг к другу - упражнение «Машинки» Цель: развивать внимание, мышление, повторить правила дорожного движения - игра «Комплимент» Цель: учить детей создавать позитивное настроение, умение замечать положительные качества в людях, развивать эмпатию | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
26 | По тропинкам, по дорожкам | - приветствие «Снежный ком» Цель: учить говорить друг другу приятные слова - упражнение «По тропинкам, по дорожкам» Цель: развиваем тактильное и зрительное восприятие - игра «Бутон» Цель: учить создавать позитивное настроение | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
27 | Игра с игрушками | - приветствие «Радуга» Цель: учить устанавливать тактильный контакт - упражнение «Игра с игрушками» Цель: развивать воображение, логическое мышление, фантазию - игра «Дружная семья» Цель развивать эмоционально – выразительные движения рук | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
28 | Детские секретки | - приветствие «Снежный ком» Цель: учить говорить друг другу добрые слова - упражнение «Детские секретки» Цель: развивать воображение, логическое мышление, фантазию - игра «Гусеница» Цель: развивать навыки взаимодействия и сотрудничества | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Средний возраст
месяц | № занятия | Тема |
Цель и содержание | Методическое обеспечение | количество часов по данной теме |
1 | Игра с игрушками | - приветствие «Радуга» Цель: учить устанавливать тактильный контакт - упражнение «Игра с игрушками» Цель: развивать воображение, логическое мышление, фантазию - игра «Дружная семья» Цель развивать эмоционально – выразительные движения рук | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
сентябрь | 2 | Песочная аппликация | - приветствие «Злюка» Цель: продолжать учить детей быть внимательными друг к другу - упражнение «Песочная аппликация» Цель: развивать внимание, речь, мелкую моторику рук - игра «Волшебный сон» Цель: учить детей снимать психомышечное напряжение | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
сентябрь | 3 | Веселые науки | - приветствие «Радость» Цель: развивать наблюдательность детей - упражнение «Веселые науки» Цель: развивать наблюдательность, учить детей сравнивать - игра «Я радуюсь, когда…» Цель: развивать самосознание детей | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
сентябрь | 4 | Детские секретки | - приветствие «Снежный ком» Цель: учить говорить друг другу добрые слова - упражнение «Детские секретки» Цель: развивать воображение, логическое мышление, фантазию - игра «Гусеница» Цель: развивать навыки взаимодействия и сотрудничества | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
октябрь | 5 | Подуй ветерок | - приветствие «Чуткие ручки» Цель: развивать доброжелательность детей - упражнение «Подуй ветерок» Цель: развивать силу вдоха и выдоха, усидчивость - игра «Театр прикосновений» Цель: учить детей устанавливать позитивный тактильный контакт | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
октябрь | 6 | Угадай, что спрятано в песке? | - приветствие «Солнечные лучики» Цель: развивать доброжелательность детей - упражнение «Угадай, что спрятано в песке?» Цель: развивать умение представлять предметы по их словесному описанию - игра «Кого не стало» Цель: развивать наблюдательность | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
октябрь | 7 | Город фантазий | - приветствие «Радуга» Цель: учить детей устанавливать тактильный контакт - упражнение «Город фантазий» Цель: развивать воображение, творческое мышление - игра «Дождь» Цель: развивать выдержку, коммуникативные навыки | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
октябрь | 8 | Звери на дорожках | - приветствие «Радость» Цель: развивать наблюдательность детей - упражнение «Звери на дорожках» Цель: учить детей пользоваться моделями, учить использовать их на песке - игра «Найди себе пару» Цель: учить детей развивать самосознание | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
ноябрь | 9 | Волшебный клад | - приветствие «Солнечные лучики» Цель: развивать доброжелательность детей - упражнение «Волшебный клад» Цель: упражнять детей в ориентировке на «песочном листке» - игра «Солнышко и тучка» Цель: развивать психомышечную тренировку | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
ноябрь | 10 | Идут медвежата | - приветствие «Злюка» Цель: учить детей быть внимательными к друг к другу - упражнение «Идут медвежата» Цель: развивать тактильную чувствительность, воображения - игра «Бутон» Цель: учить детей создавать позитивное настроение | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
ноябрь | 11 | Зигзаги | - приветствие «Чуткие ручки» Цель: развивать доброжелательность детей - упражнение «Зигзаги» Цель: учить детей устанавливать закономерности - игра «Два барана» Цель: учить детей снимать напряжение | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
ноябрь | 12 | Песочный денек | - приветствие «Снежный ком» Цель: учить детей говорить друг другу ласковые слова - упражнение «Песочный денек» Цель: учить регулировать мышечное напряжение, расслабление - игра «Радуга» Цель: учить детей быть сдержанными, отзывчивыми | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
декабрь | 13 | Ползут змейки | - приветствие «Радость» Цель: развивать наблюдательность детей - упражнение «Ползут змейки» Цель: развивать тактильную чувствительность, воображение - игра «Кораблик» Цель: учить детей быть уверенными в себе, не бояться страхов | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
декабрь | 14 | Мы создаем мир | - приветствие «Злюка» Цель: учить детей внимательными друг к другу - упражнение «Мы создаем мир» Цель: развивать и расширять представления детей - игра «Тух, тух» Цель: учить детей снимать мышечное напряжение | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
декабрь | 15 | Песочные прятки | - приветствие «Солнечные лучики» Цель: развивать доброжелательность детей - упражнение «Песочные прятки» Цель: развивать внимание, воображение -игра «Дождь» Цель: развивать выдержку, коммуникативные навыки | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
декабрь | 16 | Волшебный клад | - приветствие «Злюка» Цель: учить детей быть внимательными к друг к другу - упражнение «Волшебный клад» Цель: упражнять детей в ориентировке на «песочном листке» - игра «Солнышко и тучка» Цель: развивать психомышечную тренировку | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
январь | 17 | Игра с игрушками | - приветствие «Радость» Цель: развивать наблюдательность детей - упражнение «Игра с игрушками» Цель: развивать воображение, логическое мышление, фантазию - игра «Дружная семья» Цель развивать эмоционально – выразительные движения рук | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
январь | 18 | Что пропало? | - приветствие «Солнечные лучики» Цель: развивать сплоченность детей - упражнение «Что пропало?» Цель: развивать внимание, наблюдательность, память - игра «Другое животное» Цель: учить развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека, развивать коммуникативные навыки | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
январь | 19 | Песочное царство | - приветствие «Радость» Цель: развивать наблюдательность детей - упражнение «Песочное царство» Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание - игра «Два барана» Цель: учить детей снимать напряжение, злость | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
январь | 20 | Машинки | - приветствие «Солнечные лучики» Цель: развивать доброжелательность детей - упражнение «Машинки» Цель: развивать внимание, мышление, повторить правила дорожного движения - игра «Комплимент» Цель: учить детей создавать позитивное настроение, умение замечать положительные качества в людях, развивать эмпатию | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
февраль | 21 | Город фантазий | - приветствие «Чуткие ручки» Цель: развивать доброжелательность детей - упражнение «Город фантазий» Цель: развивать воображение, творческое мышление - игра «Дождь» Цель: развивать выдержку, коммуникативные навыки | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
февраль | 22 | Мы строим, строим | - приветствие «Чуткие ручки» Цель: развивать доброжелательность детей - упражнение «Мы строим, строим» Цель: учить строить из песка, развивать речь, воображение - игра «Зайчики» Цель: учить детей задерживать внимание детей на разнообразных мышечных ощущениях | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
февраль | 23 | Песочный дождь | - приветствие «Солнечные лучики» Цель: учить детей говорить приятные слова друг другу - упражнение «Песочный дождь» Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабления - игра «Сказка Репка» Цель: учить детей снимать внутреннее напряжение | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
февраль | 24 | Печем куличики | - приветствие: «Радуга» Цель: учить детей устанавливать тактильный контакт - упражнение «Печем куличики» Цель: развивать мелкую моторику рук, формировать представление об изменчивости формы песка - игра «Ласковое имя» Цель: развитие чувства доверия друг к другу | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
март | 25 | Угадай, что спрятано в песке? | - приветствие «Солнечные лучики» Цель: развивать доброжелательность детей - упражнение «Угадай, что спрятано в песке?» Цель: развивать умение представлять предметы по их словесному описанию - игра «Кого не стало» Цель: развивать наблюдательность | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
март | 26 | Песочный денек | - приветствие «Радость» Цель: развивать наблюдательность детей - упражнение «Песочный денек» Цель: учить регулировать мышечное напряжение, расслабление - игра «Радуга» Цель: учить детей быть сдержанными, отзывчивыми | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
март | 27 | Звери на дорожках | - приветствие «Злюка» Цель: учить детей быть внимательными к друг к другу - упражнение «Звери на дорожках» Цель: учить детей пользоваться моделями, учить использовать их на песке - игра «Бутон» Цель : учить детей создавать позитивное настроение | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
март | 28 | Мы едем в гости | - приветствие «Солнечные лучики» Цель: развивать сплоченность детей - упражнение «Мы едем в гости» Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на песочном листе - игра «Обзывалки» Цель: учить детей выплескивать гнев, развивать дружеские отношения | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
апрель | 29 | Мир из песка | - приветствие «Ладошки» Цель: развивать воображение детей - упражнение «Мир из песка» Цель: познать внутренний мир ребенка, развивать тактильную стимуляцию - игра «Взаимоотношения» Цель: формировать позитивные и моральные представления об отношениях | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
апрель | 30 | Мы едем в гости | - приветствие «Снежный ком» Цель: учить детей говорить друг другу комплименты - упражнение «Мы едем в гости» Цель: развивать пространственные представления, ориентировка на «песочном листке» - игра «Найди себе пару» Цель: учить детей развивать самосознание | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
апрель | 31 | Мы играем | - приветствие «Радость» Цель: развивать наблюдательность детей - упражнение «Мы играем» Цель: развивать пространственные представления, ориентироваться «на песочном листке» - игра «Маленькое приведение» Цель: учить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
апрель | 32 | Игра с игрушками | - приветствие «Радуга» Цель: учить устанавливать тактильный контакт - упражнение «Игра с игрушками» Цель: развивать воображение, логическое мышление, фантазию - игра «Дружная семья» Цель развивать эмоционально – выразительные движения рук | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
май | 33 | Узоры на песке | - приветствие: «Радость» Цель: развивать наблюдательность детей - упражнение «Узоры на песке» Цель: учить детей рисовать свое настроение на песке, развивать воображение - игра «Сочинение сказки» Цель: развивать умение выражать свое эмоциональное состояние | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
май | 34 | Город фантазий | - приветствие «Радуга» Цель: учить детей устанавливать тактильный контакт - упражнение «Город фантазий» Цель: развивать воображение, творческое мышление - игра «Дождь» Цель: развивать выдержку, коммуникативные навыки | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
май | 35 | Подуй ветерок | - приветствие «Чуткие ручки» Цель: развивать доброжелательность детей - упражнение «Подуй ветерок» Цель: развивать силу вдоха и выдоха, усидчивость - игра «Театр прикосновений» Цель: учить детей устанавливать позитивный тактильный контакт | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
май | 36 | Угадай, что спрятано в песке? | - приветствие «Солнечные лучики» Цель: развивать доброжелательность детей - упражнение «Угадай, что спрятано в песке?» Цель: развивать умение представлять предметы по их словесному описанию - игра «Кого не стало» Цель: развивать наблюдательность | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Старший возраст
месяц | № занятия | Тема | Цель и содержание | Методическое обеспечение | количество часов по данной теме |
1 | Повторение с детьми правила поведения при занятиях с песком | - приветствие «Ладошки» Цель: развивать сплоченность детей - упражнение «Здравствуй, песок» Цель: знакомство детей с песком, его свойствами. - игра «Интервью» Цель: развивать навыки общения детей | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
Октябрь | 2 | Песочный город | - упражнение «Мы создаем город» Цель: развивать и расширять представление об окружающем мире - упражнение «Город и его жители» Цель: развивать воображение и фантазию детей - игра «Найди себе пару» Цель: развивать самосознание детей | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
3 | Моя вообразилия | - упражнение «Узоры на песке» Цель: развивать зрительно- моторную координацию, воображение - упражнение «Узоры из камешков» Цель: учить детей создавать картинки, рисунки на песке, используя камешки, развивать фантазию - игра «Друзья» Цель: развивать коммуникативные навыки детей | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
4 | Мы исследователи | - упражнение «Раскопайте мину» Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия - упражнение «Археология» Цель: учить находить предмет и определять его на ощупь - игра «Гусеница» Цель: развивать навыки взаимодействия и сотрудничества | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
5 | Наше настроение | - упражнение «Победитель злости» Цель: развивать зрительное и тактильное восприятие - упражнение «Азбука настроения» Цель: развивать фантазию, мелкую моторику рук - игра «Комплименты» Цель: учить детей позитивному отношению друг к другу | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
6 | Мои друзья | - упражнение «В гости к мышатам» Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие - упражнение «Зверюшки на дорожках» Цель: развивать наблюдательность, учить детей сравнивать - игра «Зайчики» Цель: учить детей задерживать внимание на разнообразных мышечных ощущениях | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
7 | Сказки | - упражнение «Три медведя» Цель: развивать воображение, учить располагать предметы по всей плоскости песочного ящика - упражнение «Песочное царство» Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание, воображение, творческое мышление - игра «Сочиняем сказки» Цель: развивать умение выражать свое эмоциональное состояние | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
8 | Мы строители | - упражнение «Мы строим, строим» Цель: учить детей строить из песка, развивать внимание, воображение - упражнение «Песочные строители» Цель: развивать пространственные представления, развивать слуховую и зрительную память - игра «Подари улыбку» Цель: учить детей справляться с грустью | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
9 | Мы путешественники | - упражнение «Путешествие в сказку» Цель: развивать образное мышление, воображение - упражнение «Морские путешественники» Цель: учить детей реализовывать свой потенциал - игра «Тух, тух» Цель: учить детей снимать мышечное напряжение детей | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
Ноябрь | 1 | Животные | - упражнение «Идут медвежата» Цель: развивать тактильную чувствительность, воображения - упражнение «Ползут змейки» Цель: развивать тактильную чувствительность, воображение - игра «Зайчики» Цель: учить детей задерживать внимание на разнообразных мышечных ощущениях | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
2 | Угадалки | - упражнение «Угадай, что спрятано в песке?» Цель: развивать умения представлять предметы по их словесному описанию - упражнение «Угадай, какую цифру я нарисовала на песке?» Цель: развивать у детей способность к счету, внимание, память - игра «Угадалка» Цель: развивать коммуникативные навыки детей | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
3 | Ученики | - упражнение «Перерисуй правильно точки» Цель: помочь ребенку тренировать внимание и навыки счета - упражнение «Геометрические фигуры» Цель: развивать память, внимание, мышление - игра «Школа» Цель: развивать доброжелательные отношения, учить детей быть терпимее друг к другу | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
4 | Мы ищем клад | - упражнение «Волшебные отпечатки» Цель: развивать зрительную память, воображение - упражнение « В поисках клада» Цель: развивать тактильную чувствительность, усидчивость - игра «Найди клад» Цель: развивать доброжелательные отношения | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
5 | Детский сад | - упражнение «Детские секретки» Цель: развивать воображение, логическое мышление, фантазию - упражнение «Песочный садик» Цель: развивать мелкую моторику рук, речь, усидчивость, - игра «Взаимоотношения» Цель: формировать позитивные и моральные представления об отношениях | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
6 | Наши ладошки | - упражнение «Чувствительные ладошки» Цель: развивать интерес, стимуляцию внимания - упражнение «Волшебные отпечатки» Цель: развивать зрительную память, воображение - игра «Отпечатки» Цель: развивать коммуникативные навыки детей | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
7 | Следы | - упражнение «Необыкновенные следы» Цель: развивать тактильную чувствительность, восприятие - упражнение «Следы» Цель: развивать мелкую моторику рук, речь детей - игра «Кого не стало?» Цель: развивать наблюдательность детей | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
8 | Игрушки | - упражнение «Спрячь игрушки» Цель: развивать тактильное восприятие, мышление, фантазию - упражнение «Забавы» Цель: учить детей экспериментировать с мокрым песком - игра «Игрушки» Цель: развивать доброжелательное отношение детей друг к другу | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
Декабрь | 1 | Угадалки | - упражнение «Угадай, что спрятано в песке?» Цель: развивать умения представлять предметы по их словесному описанию - упражнение «Угадай, какую цифру я нарисовала на песке?» Цель: развивать у детей способность к счету, внимание, память - игра «Угадалка» Цель: развивать коммуникативные навыки детей | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
2 | Мы исследователи | - упражнение «Раскопайте мину» Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия - упражнение «Археология» Цель: учить находить предмет и определять его на ощупь - игра «Гусеница» Цель: развивать навыки взаимодействия и сотрудничества | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
3 | Моя вообразилия | - упражнение «Узоры на песке» Цель: развивать зрительно- моторную координацию, воображение - упражнение «Узоры из камешков» Цель: учить детей создавать картинки, рисунки на песке, используя камешки, развивать фантазию - игра «Друзья» Цель: развивать коммуникативные навыки детей | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
4 | Ученики | - упражнение «Перерисуй правильно точки» Цель: помочь ребенку тренировать внимание и навыки счета - упражнение «Геометрические фигуры» Цель: развивать память, внимание, мышление - игра «Школа» Цель: развивать доброжелательные отношения, учить детей быть терпимее друг к другу | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
5 | Следы | - упражнение «Необыкновенные следы» Цель: развивать тактильную чувствительность, восприятие - упражнение «Следы» Цель: развивать мелкую моторику рук, речь детей - игра «Кого не стало?» Цель: развивать наблюдательность детей | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
6 | Детский сад | - упражнение «Детские секретки» Цель: развивать воображение, логическое мышление, фантазию - упражнение «Песочный садик» Цель: развивать мелкую моторику рук, речь, усидчивость, - игра «Взаимоотношения» Цель: формировать позитивные и моральные представления об отношениях | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
7 | Животные | - упражнение «Крадутся волчата» Цель: развивать тактильную чувствительность, воображения - упражнение «Бегут ящерки» Цель: развивать тактильную чувствительность, воображение - игра ««Зайчики» Цель: учить детей задерживать внимание на разнообразных мышечных ощущениях | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
8 | Мы строители | - упражнение «Мы строим, строим» Цель: учить детей строить из песка, развивать внимание, воображение - упражнение «Песочные строители» Цель: развивать пространственные представления, развивать слуховую и зрительную память - игра «Подари улыбку» Цель: учить детей справляться с грустью | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
Январь | 1 | Мы исследователи | - упражнение «Раскопайте мину» Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия - упражнение «Археология» Цель: учить находить предмет и определять его на ощупь - игра «Гусеница» Цель: развивать навыки взаимодействия и сотрудничества | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
2 | Песочные фантазии | - упражнение «Страна чудес» Цель: развивать фантазию, воображение, творчество - упражнение «Фантазия» Цель: развивать тактильную чувствительность - игра «Радость» Цель: учить детей быть терпимее друг к другу | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
3 | Наше творчество | - упражнение «Аппликация на песке» Цель: развивать у детей мелкую моторику рук, речь, усидчивость - упражнение «Моделирование» Цель: развивать внимание, память, наблюдательность - игра «Маленькое приведение» Цель: учить детей проявлять свои чувства | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
4 | Мы играем | - упражнение «Игра с игрушками» Цель: развивать у детей воображение, логическое мышление, фантазию, усидчивость - упражнение «Мы играем» Цель: развивать пространственные представления, учить ориентироваться на «песочном листке» - игра «Найди пару» Цель: учить детей развивать самосознание | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
5 | Времена года | - упражнение «Песочный дождик» Цель: учить регулировать мышечное напряжение - упражнение «Песочный ветер» Цель: учить детей управлять вдохом и выдохом - игра «Дождь» Цель: развивать выдержку, самосознание | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
6 | Игрушки | - упражнение «Спрячь игрушки» Цель: развивать тактильное восприятие, мышление, фантазию - упражнение «Забавы» Цель: учить детей экспериментировать с песком - игра «Игрушки» Цель: развивать доброжелательное отношение детей друг к другу | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
7 | Фантазии | - упражнение «Страна фантазии» Цель: развивать фантазию, воображение, творчество - упражнение «Фантазия» Цель: развивать тактильную чувствительность - игра «Радость» Цель: учить детей быть терпимее друг к другу | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
8 | Следы | - упражнение «Необыкновенные следы» Цель: развивать тактильную чувствительность, восприятие - упражнение «Следы» Цель: развивать мелкую моторику рук, речь детей - игра «Кого не стало?» Цель: развивать наблюдательность детей | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
1 | Умелые ручки | - упражнение «Наши пальчики» Цель: развивать мелкую моторику рук, речь, усидчивость - упражнение «Мы рисуем» Цель: развивать творческое воображение, фантазию - игра «Отпечатки» Цель: развивать коммуникативные навыки детей | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
2 | Радость | - упражнение «Радостные детки» Цель: развивать творческое воображение, речь - упражнение «Улыбка» Цель: развивать мелкую моторику рук, речь - игра «Радость» Цель: учить детей быть терпимее друг к другу, развивать доброжелательность | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
3 | В поисках клада | - упражнение «Мой клад» Цель: развивать тактильную чувствительность детей - упражнение «Мой клад» Цель: развивать мелкую моторику, усидчивость, речь - игра «Чего не стало» Цель: развивать наблюдательность детей | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
4 | Спасение принцессы | - упражнение «Две принцессы» Цель: развивать пространственные отношения, учить ориентироваться на «песочном листке» - упражнение «Кто к нам приходил?» Цель: развивать зрительное и тактильное восприятие - игра «Спасение принцессы» Цель: развивать коммуникативные навыки, межличностные отношения | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
5 | Секретные задания | - упражнения «Секретные задания кротов» Цель: развивать тактильную чувствительность, учить детей расслабляться - упражнение «Мир из песка» Цель: учить познавать внутренний мир ребенка, тактильную стимуляцию - игра «Разведчики» Цель: развивать наблюдательность, коммуникативные навыки детей | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
6 | Игрушки | - упражнение «Спрячь игрушки» Цель: развивать тактильное восприятие, мышление, фантазию - упражнение «Забавы» Цель: учить детей экспериментировать с мокрым песком - игра «Игрушки» Цель: развивать доброжелательное отношение детей друг к другу | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
7 | Времена года | - упражнение «Песочный дождик» Цель: учить регулировать мышечное напряжение - упражнение «Песочный ветер» Цель: учить детей управлять вдохом и выдохом - игра «Дождь» Цель: развивать выдержку, самосознание | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
8 | Весна | - упражнение «Бусы для весны» Цель: развивать мелкую моторику рук, фантазию - упражнение «Почки березы» Цель: развивать тактильную чувствительность - игра «Волшебный сад» Цель: учить детей снимать мышечное напряжение | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
Март | 1 | Веселые игры | - упражнение «Мы играем» Цель: учить детей строить из песка, развивать внимание, воображение - упражнение «Крокозябра» Цель: развивать воображение, мышление, речь - игра «Зайчики» Цель: учить детей задерживать внимание ребенка на разнообразных мышечных ощущениях | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
2 | Животные | - упражнение «Идут медвежата» Цель: развивать тактильную чувствительность, воображения - упражнение «Ползут змейки» Цель: развивать тактильную чувствительность, воображение - игра ««Зайчики» Цель: учить детей задерживать внимание на разнообразных мышечных ощущениях | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
3 | Ученики | - упражнение «Перерисуй правильно точки» Цель: помочь ребенку тренировать внимание и навыки счета - упражнение «Геометрические фигуры» Цель: развивать память, внимание, мышление - игра «Школа» Цель: развивать доброжелательные отношения, учить детей быть терпимее друг к другу | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
4 | Наше настроение | - упражнение «Победитель злости» Цель: развивать зрительное и тактильное восприятие - упражнение «Азбука настроения» Цель: развивать фантазию, мелкую моторику рук - игра «Комплименты» Цель: учить детей позитивному отношению друг к другу | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
5 | Угадайки | - упражнение «Угадай, что спрятано в песке?» Цель: развивать умения представлять предметы по их словесному описанию - упражнение «Угадай, какую цифру я нарисовала на песке?» Цель: развивать у детей способность к счету, внимание, память - игра «Угадалка» Цель: развивать коммуникативные навыки детей | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
6 | Мы путешественники | - упражнение «По тропинкам, по дорожкам» Цель: развивать зрительное и тактильное восприятие - упражнение «Лес, поляна» Цель: развивать тактильную чувствительность, слуховую память, произвольность - игра «Найди себе пару» Цель: развивать самосознание детей | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
7 | Спасение принцессы | - упражнение «Две принцессы» Цель: развивать пространственные отношения, учить ориентироваться на «песочном листке» - упражнение «Кто к нам приходил?» Цель: развивать зрительное и тактильное восприятие - игра «Спасение принцессы» Цель: развивать коммуникативные навыки, межличностные отношения | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
8 | Радость | - упражнение «Радостные детки» Цель: развивать творческое воображение, речь - упражнение «Улыбка» Цель: развивать мелкую моторику рук, речь - игра «Радость» Цель: учить детей быть терпимее друг к другу, развивать доброжелательность | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
Апрель | 1 | Моя вообразилия | - упражнение «Узоры на песке» Цель: развивать зрительно- моторную координацию, воображение - упражнение «Узоры из камешков» Цель: учить детей создавать картинки, рисунки на песке, используя камешки, развивать фантазию - игра «Друзья» Цель: развивать коммуникативные навыки детей | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
2 | Детский сад | - упражнение «Детские секретки» Цель: развивать воображение, логическое мышление, фантазию - упражнение «Песочный садик» Цель: развивать мелкую моторику рук, речь, усидчивость, - игра «Взаимоотношения» Цель: формировать позитивные и моральные представления об отношениях | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
3 | Мы исследователи | - упражнение «Раскопайте мину» Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия - упражнение «Археология» Цель: учить находить предмет и определять его на ощупь - игра «Гусеница» Цель: развивать навыки взаимодействия и сотрудничества | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
4 | Мы путешественники | - упражнение «По тропинкам, по дорожкам» Цель: развивать зрительное и тактильное восприятие - упражнение «Лес, поляна» Цель: развивать тактильную чувствительность, слуховую память, произвольность - игра «Найди себе пару» Цель: развивать самосознание детей | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
5 | Времена года | - упражнение «Песочный дождик» Цель: учить регулировать мышечное напряжение - упражнение «Песочный ветер» Цель: учить детей управлять вдохом и выдохом - игра «Дождь» Цель: развивать выдержку, самосознание | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
6 | Веселые игры | - упражнение «Мы играем» Цель: учить детей строить из песка, развивать внимание, воображение - упражнение «Крокозябра» Цель: развивать воображение, мышление, речь - игра «Зайчики» Цель: учить детей задерживать внимание ребенка на разнообразных мышечных ощущениях | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
7 | Секретные задания | - упражнения « Секретные задания кротов» Цель: развивать тактильную чувствительность, учить детей расслабляться - упражнение «Мир из песка» Цель: учить познавать внутренний мир ребенка, тактильную стимуляцию - игра «Разведчики» Цель: развивать наблюдательность, коммуникативные навыки детей | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
8 | Мы идем в лес | - упражнение «По тропинкам, по дорожкам» Цель: развивать зрительное и тактильное восприятие - упражнение «Лес, поляна» Цель: развивать тактильную чувствительность, слуховую память, произвольность - игра «Найди себе пару» Цель: развивать самосознание детей | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
Май | 1 | Лето | - упражнение «Бусы для лета» Цель: развивать мелкую моторику рук, фантазию - упражнение «Листья березы» Цель: развивать тактильную чувствительность - игра «Волшебный сад» Цель: учить детей снимать мышечное напряжение | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
2 | Мы играем с песком | - упражнение «Песочный дождик» Цель: учить регулировать мышечное напряжение - упражнение «Песочный ветер» Цель: учить детей управлять вдохом и выдохом - игра «Дождь» Цель: развивать выдержку, самосознание | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
3 | Моя Фантазия | - упражнение «Страна чудес» Цель: развивать фантазию, воображение, творчество - упражнение «Фантазия» Цель: развивать тактильную чувствительность - игра «Радость» Цель: учить детей быть терпимее друг к другу | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
4 | Наши игры | - упражнение «Игра с игрушками» Цель: развивать у детей воображение, логическое мышление, фантазию, усидчивость - упражнение «Мы играем» Цель: развивать пространственные представления, учить ориентироваться на «песочном листке» - игра « Найди пару» Цель: учить детей развивать самосознание | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
5 | Сказки | - упражнение «Три поросёнка» Цель: развивать воображение, учить располагать предметы по всей плоскости песочного ящика - упражнение «Песочное царство» Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание, воображение, творческое мышление - игра «Сочиняем сказки» Цель: развивать умение выражать свое эмоциональное состояние | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
6 | Мои друзья | - упражнение «В гости к мышатам» Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие - упражнение «Зверюшки на дорожках» Цель: развивать наблюдательность, учить детей сравнивать - игра «Зайчики» Цель: учить детей задерживать внимание на разнообразных мышечных ощущениях | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
7 | Мы строители | - упражнение «Мы строим, строим» Цель: учить детей строить из песка, развивать внимание, воображение - упражнение «Песочные строители» Цель: развивать пространственные представления, развивать слуховую и зрительную память - игра «Подари улыбку» Цель: учить детей справляться с грустью | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 | |
8 | Мы путешествуем | - упражнение «Путешествие в сказку» Цель: развивать образное мышление, воображение - упражнение «Морские путешественники» Цель: учить детей реализовывать свой потенциал - игра «Тух, тух» Цель: учить детей снимать мышечное напряжение. | Световой стол, песок, тематический игровой материал | 1 |
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Диагностика
Проводится 2 раза в год (первичная в сентябре, итоговая в мае)
Эмоциональное состояние ребенка | Методика «Эмоциональный термометр»: детям предлагается оценить свое эмоциональное состояние в различных ситуациях. Например - Как ты себя чувствуешь, когда играешь с ребятами? Как ты себя чувствуешь, когда ты идешь в детский сад? и т. п. (в соответствии с возрастом) |
Определение индивидуальных особенностей личности ребенка | Методика «Нарисуй человека»: детям предлагается нарисовать человека. Методика позволяет определить индивидуальные особенности ребенка, уровень самооценки, интеллектуальные, творческие способности (старший возраст). |
Способность контролировать собственное поведение | Методика «Рене Жиля»: детям предлагается рассмотреть картинки и определить, где он находится и что делает. Позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных взаимоотношений (старший возраст). |
Память | Методика Лурия «Заучивание 10 слов»: детям называют 10 слов и просят воспроизвести все, что он запомнил (в соответствии с возрастом). |
Внимание | Корректурная проба (Матрицы Равена и др., соответствующие возрасту детей): предлагается внимательно рассмотреть таблицу и вычеркнуть нужный значок или показать пальцем. |
Развитие мелкой моторики | Методика «Домик»: позволяет определить уровень развития мелкой моторики, концентрации внимания (в соответствии с возрастом). |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17
143441, Россия, Московская область, г.о. Красногорск, деревня Путилково
Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru
ОГРН 1025002876986, ИНН/КПП 5024044817 502401001
М О Н И Т О Р И Н Г
Технологии развития эмоционально-волевой и
познавательной сферы у детей дошкольного возраста
«Фантазии на песке»
(Т.М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева)
Подготовила:
Педагог-психолог
Лавриненко Е. В.
г. о. Красногорск
Динамика результатов.
Сравнительный мониторинг усвоения воспитанниками технологии
Уровень развития | 2020–2021 уч.г. | 2021–2022 уч.г. | 2022–2023 уч.г. | |||
начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | |
Высокий | 18% | 35% | 34% | 38% | 48% | 58% |
Средний | 32% | 38% | 36% | 42% | 32% | 40% |
Ниже среднего | 50% | 27% | 30% | 20% | 20% | 2% |
Эмоционально-волевая сфера
(эмоциональное состояние, самооценка)
Уровень развития | 2020–2021 уч.г. | 2021–2022 уч.г. | 2022–2023 уч.г. | |||
начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | |
Сформирован | 20% | 36% | 36% | 44% | 32% | 58% |
На стадии формирования | 38% | 44% | 40% | 44% | 48% | 42% |
Не сформирован | 42% | 20% | 24% | 12% | 20% | 0% |
Познавательная сфера
(мелкая моторика, восприятие, воображение).
Уровень развития | 2020–2021 уч.г. | 2021–2022 уч.г. | 2022–2023 уч.г. | |||
начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | |
Высокий | 22% | 38% | 24% | 42% | 44% | 60% |
Средний | 22% | 34% | 32% | 34% | 36% | 36% |
Ниже среднего | 56% | 28% | 44% | 24% | 20% | 4% |
Творческие способности.
Уровень развития | 2020–2021 уч.г. | 2021–2022 уч.г. | 2022–2023 уч.г. | |||
начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | |
Высокий | 16% | 28% | 24% | 32% | 34% | 58% |
Средний | 28% | 44% | 42% | 52% | 48% | 38% |
Ниже среднего | 56% | 28% | 34% | 16% | 18% | 4% |
Оценка результатов.
Результаты мониторинга показывают, что технология «Фантазии на песке» благотворно влияет на развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы у воспитанников дошкольного возраста.
Результаты анализа свидетельствуют, что уровень познавательного развития воспитанников детского сада на конец года соответствует: высокий уровень 58 %, средний уровень-40%.
У воспитанников отмечается достаточная познавательная активность, они имеют богатый кругозор. Внимание детей достаточно устойчивое, что позволяет им усваивать программный материал в полном объеме. Формирование процесса памяти у детей свидетельствует о хорошем развития, как образной, так и словесной памяти.
Мелкая моторика воспитанников в начале года была развита недостаточно: движения не скоординированы, резкие, угловатые. Данные нарушения в развитии мелкой моторики свидетельствовали о необходимости внедрения эффективной современной технологии и комплексной системы работы психолога в данном направлении. В конце трехлетнего цикла реализации технологии «Фантазии на песке» уровень развития мелкой моторики у всех детей высокий или средний.
Работоспособность детей в пределах возрастной нормы: быстро и легко усваивают инструкции. Способны самостоятельно избрать правильный способ работы. Быстро переключаются на новый вид работы в новых условиях. Общий темп работы достаточно высок.
Высокая степень сформированности эмоционально-волевой и мотивационной сферы позволяют сделать вывод о правильном выборе технологии по развитию эмоционально-волевой сферы.
Предварительный просмотр:
Приложение №2
Игры на коммуникацию
«Интервью»
Цель: развитие навыков общения детей.
Ведущий, по очереди подходя к каждому ребенку, представляется журналистом и просит его сказать несколько слов о себе. Берется интервью по очереди у каждого из присутствующих, также могут задавать вопросы и все остальные дети.
«Дракон кусает свой хвост»
Цель: учить детей снимать напряженность, учить общаться
Дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый человек – «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее. Ведущий должен следить за тем, чтобы участники не отпускали друг друга.
«Подари улыбку»
Цель: учить ребенка справляться с грустью
Участники становятся в круг, берутся за руки за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза. Что чувствовали? Какое сейчас настроение?
«Ласковое имя»
Цель: развивать чувства доверия друг к другу
Каждый из участников по очереди становится в круг и протягивает руки ладонями вверх тому, с кого бы он хотел начать движение по кругу. Все по одному называют варианты (ласкательные) имени участника , стоящего в центре круга, и как бы «дарят» их. Важно при этом прикоснуться к ладоням и посмотреть в глаза, поблагодарить за «подарок».
«Обзывалки»
Цель: учить детей выплескивать свой гнев, развивать дружеские отношения
Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами(заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться).Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели. Каждое обращение должно начинаться со слов: « А ты, ……, морковка!». Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем.
«Жужжа»
Цель: учить детей быть более обидчивыми
«Жужжа», сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает. Она вскакивает и начинает гоняться за обидчиком, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужжей».
«Доброе животное»
Цель: помочь детям истратить накопившуюся негативную энергию
Ведущий тихим и спокойным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста , в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – два шага назад.
«Тух, тух»
Цель: учить детей снимать мышечное напряжение
В этой игре заложен комический парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух, тух!» сердито. Через некоторое время они могут не смеяться.
«День рождения»
Цель: учить детей снимать напряжение, учить детей высказывать свои обиды
Выбирается именинник, все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого – то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.
«Зайчики»
Цель: учить детей задерживать внимание ребенка на разнообразных мышечных ощущениях.
Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий – силу, темп, резкость – и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений
«Два барана»
Цель: учить снимать напряжение, злость
Ведущий разбивает детей на пары и читает текст: «Как-то утром рано – рано, два барана, повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше.
«Найди себе пару»
Цель: учить детей развивать самосознание
Ведущий создает карточки, на которых нарисованы животные. Карточку должен видеть только тот, кто получил данную карточку. Задача каждого – найти свою пару. После того как участники найдут свои пары, необходимо оставаться рядом и не переговариваться.
«Маленькое приведение»
Цель: учить детей выплескивать накопившийся гнев
Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга.
«Комплимент»
Цель: учить детей создавать позитивное настроение
Предварительная беседа с помощью вопроса: «Что такое комплимент»
Участники образуют круг, берутся за руки. Каждый участник говорит комплимент по кругу.
«Бутон»
Цель: учить создавать позитивное настроение детей
Дети садятся на пол и берутся за руки. Необходимо встать плавно, одновременно, не опуская рук. После чего «цветок» начинает распускаться (отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки ) и качаться на ветру.
Предварительный просмотр:
Приложение №3
Упражнения с использованием песка
«Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой – либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются.
«Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры. Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу, либо продолжить узор взрослого.
«Мы создаем мир»
Цель: развитие и расширение ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека
Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества.
«Мы едем в гости»
Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листке»
Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями «верх – низ», «право – лево», «над –под», «из-за – из-под», «центр – угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит», «прыгает», «ползает» по песку, изображая различных персонажей.
«Секретные задания кротов»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса
Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей. Взрослый погружает руку под песок, шевеля пальцами под песком. Тоже самое делает и ребенок, можно дуть на песок, использовать перышки, палочки, кисточки.
«Отпечатки»
Цель: развитие мелкой моторики рук
Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делить с помощью формочек. Используем формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине.
«Кто к нам приходил»
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия
Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек отпечатки, ребенок отгадывает, потом они меняются местами.
«Песочные строители»
Цель: развитие пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти
Дети строят песочные домики по памяти, если ребенок не справляется, то ребенку дается инструкция, если ребенок не справляется, то взрослый должен ему помочь.
«Песочный круг»
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, бусинками, монетами. Ребенок может дать название своему песочному кругу.
«Победитель злости»
В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки. Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот. Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства».
«Песочный детский сад»
В игре обыгрывается целый день в детском саду, с соблюдением последовательностей выполнения основных режимных моментов, а также все доступные ребенку навыки самообслуживания.
«Веселые грибочки».
Знакомство с нетрадиционной изобразительной техникой рисовании. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность. Закрепить умение равномерно наносить песок изображая грибы различные по величине и форме. Снятие напряжение рук.
Предварительный просмотр:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2005 -340 с.
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Игры в сказкотерапии. - СПб.: Речь, 206–208 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь "особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.
- Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи. Текст.
- Сборник персонализированных сказок Как воспитать ребенка добрым. Текст.