Рабочие программы по предмету
Рабочие программы по ОБЖ 8 - 9 классов по ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса общеобразовательных учреждений составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса под редакцией А.Т. Смирнова, Москва, Просвещение, 2013 г.
В рамках нового образовательного стандарта содержание образования в рамках «Основ безопасности жизнедеятельности» ориентировано на компетентностно-деятельностный подход, который предполагает создание условий для овладения комплексом образовательных компетенций: метапредметных, общепредметных и предметных. Данная программа обеспечивает преемственность с уровнем начального общего образования в освоении универсальных и специальных учебных действий, а также системы знаний, специфических для предметной области «Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности» и входящего в нее предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», на этапе основного общего образования.
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Современная образовательная парадигма определяет формирование и развитие личности обучаемого как субъекта активной творческой деятельности в качестве основного направления процесса обучения.
Курс ОБЖ в школе занимает одно из важных мест не случайно. Это очень удобный предмет для развития интеллектуальных творческих способностей ребят. Этому способствует логическое строение курса, четкая система упражнений для закрепления полученных знаний. Все это позволяет формировать у обучающихся такие качества как предприимчивость, способность быстро ориентироваться в сложных ситуациях, безошибочно принимать непростые решения, словом, работать творчески. Все эти качества очень необходимы для творческой личности.
Обучение ОБЖ в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; о здоровье человека и здоровом образе жизни (ЗОЖ), об оказании первой медицинской помощи.
- Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, личному и общественному здоровью.
- Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; потребности в соблюдении ЗОЖ.
- Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.
- Развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников.
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «ОБЖ»
Раздел «Основы комплексной безопасности»
Выпускник научится:
• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;
• формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;
• разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;
• руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Выпускник получит возможность научиться:
• систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;
• прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;
• характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;
• проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.
Раздел «Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций»
Выпускник научится:
• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;
• характеризовать РСЧС[1]: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;
• характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;
• характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
• анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;
• описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
• описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
• анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;
• характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;
• характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;
• анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;
• описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;
• моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
• подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;
• обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;
• различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.
Раздел «Основы здорового образа жизни»
Выпускник научится:
• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;
• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;
• классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;
• систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак;
• анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.
Раздел «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи»
Выпускник научится:
• характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;
• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;
• анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.
Выпускник получит возможность научиться:
• готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.
2. Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах. Безопасность в быту. Безопасность на водоёмах. Экология и безопасность. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.
Факторы, разрушающие здоровье
Основные неинфекционные заболевания и их профилактика.
Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказания первой помощи.
Первая медицинская помощь пострадавшим и её значение.
Первая медицинская помощь при отравлении аварийно-химически опасными веществами
Первая медицинская помощь при травмах
Первая медицинская помощь при утоплении
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Содержание учебного предмета, курса и количество часов, отводимое на тему | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
8 класс (1 час в неделю, всего 35 ч) | ||
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч) | ||
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч) | ||
1. | Пожарная безопасность (3 ч) 1.1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. 1.2. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация зашиты населения. 1.3. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах | Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Запоминают права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания, оказания помощи младшим, престарелым и т. д. Характеризуют основные мероприятия, проводимые МЧС России, по совершенствованию пожарной безопасности в стране. Составляют планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, общественном месте (стадион, кинотеатр) и записывают их в дневник безопасности |
2. | Безопасность на дорогах (3 ч) 2.1. Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. 2.2. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. 2.3 Велосипедист — водитель транспортного средства | Анализируют причины дорожно-транспортных происшествий. Повторяют правила дорожного движения, запоминают дорожные знаки. Запоминают правильные алгоритмы безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда |
3. | Безопасность на водоемах (3ч) 3.1. Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях. 3.2. Безопасный отдых на водоемах. 3.3. Оказание помощи терпящим бедствие на воде | Характеризуют состояние водоёмов в различное время года. Объясняют правила безопасного поведения на водоемах. Сравнивают способы обеззараживания воды. Объясняют правила безопасного поведения на воде. Отрабатывают в паре правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде. |
4. | Экология и безопасность (2 ч) 4.1. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. 4.2 Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке | Ищут в Интернете информацию об экологической обстановке в местах проживания. Анализируют состояние окружающей среды. Запоминают приёмы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. |
5. | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 ч) 5.1. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. 5.2. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия 5.3. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. 5.4. Пожары и взрывы на взрывопожароопасных 5.5. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия | Характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распространения. Различают чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией. Составляют алгоритм своего поведения во время характерной чрезвычайной ситуации техногенного характера, возможной в регионе своего проживания. Анализируют расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей |
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч) | ||
1. | Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 ч) 1.1. Обеспечение радиационной безопасности населения. 1.2. Обеспечение химической зашиты населении. 1.3. Обеспечение зашиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах 1.4. Обеспечение зашиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях | Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях. Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Отрабатывают в паре (в группе) правила безопасного поведения в условиях различных чрезвычайных ситуаций техногенного характера |
2. | Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 ч) 2 1. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. 2.2. Эвакуация населения. 2.3. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | Объясняют порядок оповещения населения и организацию его эвакуации (в комплексе с другими мероприятиями) в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера Характеризуют основные мероприятия, проводимые в стране, по инженерной защите населения (укрытие людей в защитных сооружениях гражданской обороны и др.) |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч) | ||
Раздел 3. Основы здорового образа жизни (8 ч) | ||
1. | Здоровый образ жизни и его составляющие (8 ч) 1.1. Здоровье как основная ценность человека. 1.2. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. 1.4. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. 1.5. Здоровый образ жизни и профилактика основных не инфекционных заболеваний. 1.6. Вредные привычки и их влияние на здоровье. 1.7. Профилактика вредных привычек. 1.8. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | Характеризуют особенности индивидуального здоровья, его духовную, физическую и социальную составляющие. Объясняют общие понятия о репродуктивном здоровье как об общей составляющей здоровья человека и общества. Обосновывают значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Анализируют собственные поступки и их влияние на личное благополучие. Формулируют правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики неинфекционных заболеваний и вредных привычек, записывают правила в дневник безопасности. Формулируют кратко свое понимание здоровья человека и указывают критерии, по которым можно оценить его уровень. По итогам изучения раздела «Основы здорового образа жизни» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике |
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч) | ||
1. | Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч) 1.1. Первая помощь пострадавшим и ее значение. 1.2. Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами (практическое занятие). 1.3. Первая помощь при травмах (практическое занятие). 1.4. Первая помощь при утоплении (практическое занятие) | Анализируют возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи. Отрабатывают в паре приемы оказания первой помощи при отравлениях АХОВ, при травмах, при утоплении. По итогам изучения раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса общеобразовательных учреждений составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7 - 9 классов под редакцией Н. Ф. Виноградовой, Д. В. Смирнова, Л. В. Сидоренко, Москва, Вента-Граф, 2019 г.
В рамках нового образовательного стандарта содержание образования в рамках «Основ безопасности жизнедеятельности» ориентировано на компетентностно-деятельностный подход, который предполагает создание условий для овладения комплексом образовательных компетенций: метапредметных, общепредметных и предметных. Данная программа обеспечивает преемственность с уровнем начального общего образования в освоении универсальных и специальных учебных действий, а также системы знаний, специфических для предметной области «Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности» и входящего в нее предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», на этапе основного общего образования.
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Современная образовательная парадигма определяет формирование и развитие личности обучаемого как субъекта активной творческой деятельности в качестве основного направления процесса обучения.
Курс ОБЖ в школе занимает одно из важных мест не случайно. Это очень удобный предмет для развития интеллектуальных творческих способностей ребят. Этому способствует логическое строение курса, четкая система упражнений для закрепления полученных знаний. Все это позволяет формировать у обучающихся такие качества как предприимчивость, способность быстро ориентироваться в сложных ситуациях, безошибочно принимать непростые решения, словом, работать творчески. Все эти качества очень необходимы для творческой личности.
Обучение ОБЖ в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; о здоровье человека и здоровом образе жизни (ЗОЖ), об оказании первой медицинской помощи.
- Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, личному и общественному здоровью.
- Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
- Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.
- Развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников.
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «ОБЖ»
Раздел «Основы комплексной безопасности»
Выпускник научится:
• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;
• формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;
• разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;
• руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Выпускник получит возможность научиться:
• систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;
• прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;
• характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;
• проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.
Раздел «Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций»
Выпускник научится:
• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;
• характеризовать РСЧС[1]: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;
• характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;
• характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
• анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;
• описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
• анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;
• характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;
• характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;
• анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;
• описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;
• моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
• подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;
• обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;
• различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.
Раздел «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации»
Выпускник научится:
• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;
• характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;
• анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;
• воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;
• обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;
• характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;
• моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;
• формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;
• формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;
• использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности.
Раздел «Основы здорового образа жизни»
Выпускник научится:
• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;
• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;
• классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;
• систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак;
• анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.
Раздел «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи»
Выпускник научится:
• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;
• анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;
• характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;
• анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.
Выпускник получит возможность научиться:
• готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.
2. Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
9 класс (35 часов)
Раздел 1. Когда человек сам себе враг
Почему курят подростки? Чем опасен сигаретный дым? Влияние курения на растущий организм.
Алкоголь и здоровье. Отношение школьников к употреблению спиртных напитков. Воздействие алкоголя на организм человека. Психологическая готовность к неприятию алкоголя. Первая помощь при отравлении алкоголем.
Что такое наркотики и наркомания? Воздействие наркотиков на организм человека. Токсикомания
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Определение чрезвычайной ситуации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Классификация чрезвычайных ситуаций. Система оповещения. Общие правила эвакуации.
Что такое землетрясение. Степень воздействия сейсмических волн. Прогнозирование землетрясений. Признаки землетрясения. Правила поведения во время землетрясения. Извержение вулкана — грозное стихийное явление. Признаки начала извержения. Поведение во время извержения вулкана.
Что такое сели и оползни. Причины их образования. Поведение при угрозе схода селей, снежных лавин и оползней.
Что такое ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они опасны. Поведение при угрозе их приближения.
Причины возникновения наводнений. Меры по предупреждению последствий наводнений. Эвакуация перед наводнением и во время его. Действия перед наводнением и при наводнении.
Природные пожары, их причины. Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре.
Причины и виды техногенных ЧС. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ. Аварии на гидродинамических объектах. Правила поведения при авариях различного вида
Раздел 3. Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской федерации.
Что такое экстремизм и терроризм. Правила поведения во время взрыва и после него. Взятие в заложники и правила поведения в этом случае.
Государственная политика противодействия экстремизму и терроризму в России. Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму. Особенности проведения спецопераций
Что такое национальная безопасность Российской Федерации. Условия обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации
Итоговое контрольное тестирование
Итоговое повторение и обобщение
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Содержание учебного предмета, курса и количество часов, отводимое на тему | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
9 класс (1 час в неделю, всего 35 ч) | ||
Раздел 1. Когда человек сам себе враг ( 8 ч ) | ||
1. | Почему курят подростки? Чем опасен сигаретный дым? Влияние курения на растущий организм. Алкоголь и здоровье. Отношение школьников к употреблению спиртных напитков. Воздействие алкоголя на организм человека. Психологическая готовность к неприятию алкоголя. Первая помощь при отравлении алкоголем. Что такое наркотики и наркомания? Воздействие наркотиков на организм человека. Токсикомания | Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в объяснении учителя, в иллюстративном материале, схеме, чтение диаграммы. Рефлексивная деятельность: оценка своего отношения к курению, алкоголю. Коммуникативная деятельность: правила участия в диалоге, построение суждений и умозаключений, поведение в процессе ролевой игры. Практическая деятельность: первая помощь при отравлении алкоголем. Коммуникативная деятельность: суждение «Моё отношение к наркотикам» |
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера ( 15 ч) | ||
2. | Определение чрезвычайной ситуации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Классификация чрезвычайных ситуаций. Система оповещения. Общие правила эвакуации. Что такое землетрясение. Степень воздействия сейсмических волн. Прогнозирование землетрясений. Признаки землетрясения. Правила поведения во время землетрясения. Извержение вулкана — грозное стихийное явление. Признаки начала извержения. Поведение во время извержения вулкана. Что такое сели и оползни. Причины их образования. Поведение при угрозе схода селей, снежных лавин и оползней. Что такое ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они опасны. Поведение при угрозе их приближения. Причины возникновения наводнений. Меры по предупреждению последствий наводнений. Эвакуация перед наводнением и во время его. Действия перед наводнением и при наводнении. Природные пожары, их причины. Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре. Причины и виды техногенных ЧС. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ. Аварии на гидродинамических объектах. Правила поведения при авариях различного вида | Аналитическая деятельность: представление текстовой информации в виде схемы; определение логики построения системы оповещения; классификация ЧС, конструирование выводов и умозаключений, дополнение рассказа-объяснения учителя (по тексту учебника), чтение информации, представленной в иллюстрациях и пиктограммах, оценка информации из рассказа-объяснения учителя; разрешение проблемной ситуации. Интеллектуальная деятельность: анализ информации, представленной в тексте учебника и рассказе-объяснении учителя. Коммуникативная деятельность: характеристика ЧС различного вида; составление сообщения о какой-нибудь ЧС; составление характеристик балльной шкалы землетрясений. Совместная деятельность: правила взаимодействия; объективная оценка полученного результата. Работа с информацией в Интернете: отбор, анализ, адекватное использование, составление характеристики понятия «наводнение»; построение вопросов и ответов, составление памятки «Поведение при обнаружении очага пожара», конструирование характеристики техногенных ЧС и их причин. Практическая деятельность: создание памятки (инструкции) «Как вести себя во время землетрясения»; создание текста-репортажа «С места событий», составление рассказа по картине. Составление инструкции «Поведение при сходе селя, лавины, оползня», (ролевая игра) конструирование плана действий при наводнении, составление плана местности с учётом гидродинамических объектов. |
Раздел 3. Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской федерации ( 12 ч) | ||
3. | Что такое экстремизм и терроризм. Правила поведения во время взрыва и после него. Взятие в заложники и правила поведения в этом случае. Государственная политика противодействия экстремизму и терроризму в России. Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму. Особенности проведения спецопераций Что такое национальная безопасность Российской Федерации. Условия обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации | Аналитическая деятельность: оценка фактов, приведённых в объяснении учителя; перевод печатного текста в графический; обобщение полученных знаний (составление инструкции), оценка информации, представленной в документах, тексте учебника; разработка программы поведения в ситуации террористической угрозы. Коммуникативная деятельность: составление характеристики понятий «экстремизм» и «терроризм»; формулирование главной мысли рассказа-объяснения учителя, диалог с профессионалом. Практическая деятельность: наложение повязки для остановки кровотечения. Коммуникативная деятельность: составление характеристики понятия «национальная безопасность». Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в документах, тексте учебника. |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089, но основе примерной программой основного общего образования и авторской программы: Под общей редакцией С.В. Ким, В.А. Горский. Сборник: «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы» под общей редакцией Под общей редакцией С.В. Ким, В.А. Горский. Издательский центр «Вентана-Граф», 2020.
Класс | Название программы | Автор, составитель программы | Издательство, год издания |
10 класс | Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений» | Под общей редакцией С.В. Ким, В.А. Горский. | Издательский центр «Вентана-Граф», 2020 |
11 класс | Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений» | Под общей редакцией С.В. Ким, В.А. Горский. | Издательский центр «Вентана-Граф», 2020 |
Программа реализуется на основе использования учебников: под общей редакцией С.В. Ким, В.А. Горский. «Основы Безопасности жизнедеятельности 10-11 класс», Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2020.
Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:
- Конституция РФ.
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
- Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования». (в ред. Приказов Минобрнауки России от 23.06.2015г. №609.
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. от 12.05.2009г.
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования
- Общая характеристика учебного предмета
Целью изучения предмета в основной школе является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Образовательный процесс учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлен на решение следующих задач:
- освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасной жизнедеятельности;
- воспитание ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- развитие эмоционально-волевых качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- овладение умениями определять потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Главной целью курса по основам безопасности жизнедеятельности является подготовка обучающихся к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.
Ведущими методами обучения предмету в основной школе являются: наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, лекционно-практический.
Формы организации занятий: индивидуальная, групповая и фронтальная, организационно – методические.
Средства обучения: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты, электронные ресурсы.
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового):
-индивидуальная, групповая и фронтальная работа;
- устный, письменный и конспектный контроль;
- практическая работа;
- тестирование.
Учёт интересов учащихся с особыми образовательными потребностями
При реализации рабочей (учебной) программы адаптировать учебный материал в соответствии с особенностями детей, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Учитывать уровень подготовки и восприятия учебного материала, использовать здоровье сберегающие технологии.
- Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе среднего общего образования. Рабочая программа рассчитана по 35 часов в год из расчета 1 учебный час в неделю.
Класс | Количество часов в год | I | II | ||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||
10 | 35 | 8 | 8 | 10 | 9 |
11 | 35 | 8 | 8 | 10 | 9 |
Своевременная корректировка рабочей программы (по причине актированных дней, б/л учителя и т.д.) осуществляется за счет резервных уроков.
4. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Уровень физической подготовленности учащихся 11 – 18 лет
знать/понимать
- правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
- правила пожарной безопасности и поведения при пожарах;
- правила безопасного поведения на воде;
- о возможных аварийных ситуациях в жилище (образовательном учреждении), причинах их возникновения и правилах поведения;
- правила поведения в криминогенных, ситуациях;
- правила поведения на природе;
- правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания;
- о возможных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данного района, способах оповещения о них и правилах безопасного поведения;
- об основных мероприятиях ГО по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций;
- об основных хронических неинфекционных заболеваниях, их причинах и связи с образом жизни;
- об инфекционных заболеваниях и основных принципах их профилактики;
- основные правила поведения в повседневной жизни дома, на улице, в школе и во время занятий спортом с целью предупреждения травматизма.
владеть навыками:
- безопасного поведения на дорогах;
- использования первичных средств пожаротушения и пожарно-технического вооружения при возникновении пожара;
- оказания помощи терпящим бедствие на воде;
- определение сторон горизонта, движения по азимуту, по разведению костра и приготовлению пищи на костре;
- выполнения мероприятий ГО по защите от ЧС мирного и военного времени, по использованию индивидуальных средств защиты;
- оказания первой медицинской помощи при кровотечениях, растяжениях, укусах насекомых, при тепловом и солнечном ударах;
иметь представление:
- об основных правилах поведения при смене климатогеографических условий и при вынужденном автономном существовании в природных условиях;
- о ЧС природного и техногенного характера, возникающих на территории России, их последствиях и мерах, принимаемых по защите населения, а также о правилах безопасного поведения;
- об основах здорового образа жизни.
5. Содержание программы
Содержание программы включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:
-улучшение собственного физического и психического здоровья;
-отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
-нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
-сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
-адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной
на выздоровление.
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
6. Учебно-тематический план
и распределение учебного времени прохождения программного материала по основам безопасности жизнедеятельности в 10 А, Б, В классах по четвертям
№ п/п | Вид пропрограммного материала | Количество- часов | Четверть | Количество | ||||
программного материала | зачетов | |||||||
материала | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
1 | Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. | 4 | 4 | |||||
2 | Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства. | 5 | 4 | 1 | ||||
3 | Организационные основы защиты населения и территории России в чрезвычайных ситуациях. | 5 | 5 | |||||
4 | Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность. | 5 | 2 | 3 | ||||
5 | Вооружёные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз. | 5 | 5 | |||||
6 | Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания. | 5 | 2 | 3 | ||||
7 | Оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях. | 6 | 6 | |||||
Итого | 35 | 8 | 8 | 10 | 9 | 4 | ||
Учебно-тематический план
и распределение учебного времени прохождения программного материала по основам безопасности жизнедеятельности в 11 А, Б, В классах по четвертям
№ п/п | Вид пропрограммного материала | Количество часов | Четверть | Количество | |||
программного материала | зачетов | ||||||
Материала | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. | 4 | 4 | ||||
2 | Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности. | 5 | 4 | 1 | |||
3 | Экстремальные ситуации и безопасность человека. | 5 | 5 | ||||
4 | Вооружённые силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз. | 5 | 2 | 3 | |||
5 | Особенности военной службы в современной Российской армии. | 5 | 5 | ||||
6 | Основы здорового образа жизни. | 5 | 2 | 3 | |||
7 | Первая помощь при неотложных состояниях. | 6 | 6 | ||||
Итого | 35 | 8 | 8 | 10 | 9 | 11 | |
- Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и периодически - письменный (самостоятельные работы или контрольное тестирование).
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов.
8. Учебно-методическое обеспечение предмета
- Конституция РФ.
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
- Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования». (в ред. Приказов Минобрнауки России от 23.06.2015г. №609.
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. от 12.05.2009г.
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования
6. Латчук В.Н. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 8 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009
7. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности./ Авт.-сост. Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, Б.И. Мишин, М.И. Хабнер. – М.: Дрофа,2001
8. Латчук В.Н, Марков В.В., Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 9 кл.: Дидактические материалы. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001
9. Рабочая тетрадь по ОБЖ: 8-й кл.: к учебнику М.П. Фролова, Е.Н. Литвинова и др. « Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс» под ред. Ю.Л. Воробьева / А.Г. Малов-Гра.-М.:АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011.
10. Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирно и др., под ред. Ю.Л. Воробьева, - М.: АСТ, Астрель; Владимир: ВКТ, 2011
11. Интернет – ресурсы.Электронные ресурсы:
Название сайта | Электронный адрес |
Совет безопасности РФ | http://www.scrf.gov.ru |
Министерство внутренних дел РФ | http://www.mvd.ru |
МЧС России | http://www.emercom.gov.ru |
Министерство здравоохранения и соцразвития РФ | http://www.minzdrav-rf.ru |
Министерство обороны РФ | http://www.mil.ru |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Министерство природных ресурсов РФ | http://www.mnr.gov.ru |
Федеральная служба железнодорожных войск РФ | http://www.fsgv.ru |
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm |
Федеральная пограничная служба | http://www.fps.gov.ru |
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности | http://www.gan.ru |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
Академия повышения квалификации работников образования | |
Федеральный российский общеобразовательный портал | |
Федеральный портал «Российское образование» | |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | |
Образовательный портал «Учеба» | |
Журнал «Курьер образования» | |
Журнал «Вестник образования» | |
Издательский дом «Профкнига» | |
Издательский дом «1 сентября» | |
Издательский дом «Армпресс» | |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») | http://festival.1september.ru |
Энциклопедия безопасности | http://www.opasno.net |
Личная безопасность | http://personal-safety.redut-7.ru |
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности | http://www.alleng.ru |
«Мой компас» (безопасность ребёнка) | http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det |
Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России | |
Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности) | http://www.econavt-catalog.ru |
Портал Всероссийской олимпиады школьников | http://rusolymp.ru/ |
Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности | |
Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности жизнедеятельности | http://www.bezopasnost.edu66.ru |
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях | http:// www.hardtime.ru |
9. Материально техническое обеспечение учебного предмета
№ | УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | |
Аптечка индивидуальна АИ | 1 | |
Аптечка универсальная «АППОЛО» | ||
Дозиметр бытовой | 1 | |
Противогаз ГП-7 | 20 | |
Противогаз ГП-5 | 20 | |
Носилки | 2 | |
Индивидуальный противохимический пакет ИПП-11 | 1 | |
Индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1 | 1 | |
Сумка санинструктора (укомплектованная) | 1 | |
Макет автомата АК-74 | 2 | |
Войсковой прибор химической разведки (ВПХР) | 1 | |
Респиратор Фильтрующий Р-2У | 5 | |
ОЗК (Плащ, чулки, перчатки) | 1 | |
Компас «Азимут» | 25 | |
Шины лестничные | 1 | |
Сейф для хранения автоматов | 1 | |
Лазерный стрелковый комплекс «Рубин» | 1 | |
Индикатор радиоактивности «Radex» | 1 | |
Респиратор портативный «Алина-200 АВК» | 1 | |
Шина транспортировочная Дитерихса для нижних конечностей | 1 | |
Макет-тренажёр для реанимационных мероприятий | 1 | |
Перевязочные средства и шовные материалы лейкопластыри | 16 |
Календарно-тематическое планирование в 10 А ,Б ,В, классе.
№ урока
| Дата проведения | Тема урока | Виды учебной деятельности | Формируемые компетенции | Виды контроля | Профкомпонент | |||||||
План | Факт | ||||||||||||
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства (14ч) | |||||||||||||
Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. | Решают ситуационные задачи, пишут конспект | Учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная | Устный опрос | ||||||||||
Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. | Решают задачи, пишут конспект | Учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная | Устный опрос | ||||||||||
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. | Решают тест, пишут конспект | Учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная Учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная | Тест | ||||||||||
Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. | Пишут конспект, решают ситуационные задачи | Учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная | Устный опрос | ||||||||||
Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности. | Пишут конспект, решают ситуационные задачи | Учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная | Устный опрос | ||||||||||
Защита национальной безопасности государства от военных угроз. | Пишут тест, решают задачи | Учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная | Тест | ||||||||||
Защита личности, общества государства от угроз социального характера. | Пишут конспект, решают ситуационные задачи | Учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная | Устный опрос | ||||||||||
Противодействие экстремизму. | Пишут конспект, решают ситуационные задачи | Учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная | Устный опрос | ||||||||||
Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации. Контроль знаний (тестирование) | Пишут контрольную работу, решают задачи | Учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная | Контрольная работа | + | |||||||||
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). | Пишут конспект, решают ситуационные задачи | Учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная | Устный опрос | ||||||||||
Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территории в чрезвычайных ситуациях. | Решают тест, ситуационные задачи | Зачёт | |||||||||||
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера. | Пишут конспект, решают ситуационные задачи | Учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная | Устный опрос | ||||||||||
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | Решают тест, пишут конспект | Учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная | Тест | ||||||||||
Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование. | Пишут конспект, решают ситуационные задачи | Учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная | Устный опрос | ||||||||||
Раздел 2. Военная безопасность государства ( 9 ч) | |||||||||||||
Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения. | Пишут конспект, решают ситуационные задачи | Учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная | Устный опрос | ||||||||||
Защита населения и территорий от радиационной опасности. | Пишут конспект, решают ситуационные задачи | Учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная | Устный опрос | ||||||||||
Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. | Решают тест, пишут конспект | Учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная | Тест | ||||||||||
Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности. | Пишут конспект, решают ситуационные задачи | Учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная | Устный опрос | ||||||||||
Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Контроль знаний (тестирование) | Учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная | Контрольная работа | + | ||||||||||
Вооружённые Силы Российской Федерации: организационные основы. | Пишут конспект, решают ситуационные задачи | Учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная | Устный опрос | ||||||||||
Состав Вооружённых Сил Российской Федерации. | Пишут конспект, решают ситуационные задачи | Учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная | Устный опрос | ||||||||||
Воинская обязанность и военная служба. | Пишут конспект, решают ситуационные задачи | Учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная | Устный опрос | ||||||||||
Правила и обязанности военнослужащих. | Решают тест, пишут конспект | Учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная | Тест | ||||||||||
Боевые традиции и ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации. | Пишут конспект, решают ситуационные задачи | Учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная | Устный опрос | ||||||||||
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | |||||||||||||
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. | Решают тест, ситуационные задачи | Зачет | |||||||||||
Здоровый образ жизни и его составляющие. | Пишут конспект, решают ситуационные задачи | Учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная | Устный опрос | ||||||||||
Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. | Пишут конспект, решают ситуационные задачи | Учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная | Устный опрос | ||||||||||
Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. | Пишут конспект, решают ситуационные задачи | Учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная | Устный опрос | ||||||||||
Профилактика заболеваний передаваемых половым путём. | Пишут конспект, решают ситуационные задачи | Учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная | Устный опрос | ||||||||||
Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. | Решают тест, пишут конспект | Учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная | Тест | ||||||||||
Правила оказания первой помощи при травмах. Контроль Знаний (тестирование) | Решают тест, ситуационные задачи | Зачет | |||||||||||
Первая помощь при кровотечениях, ранениях. | Выполняют проверочную работу, решают ситуационные задачи | Проверочная работа | |||||||||||
Первая помощь: сердечно-лёгочная реанимация. | Выполняют проверочную работу, решают ситуационные задачи | Проверочная работа | |||||||||||
Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах. Контроль знаний (тестирование) | Выполняют проверочную работу, решают ситуационные задачи | Устный опрос Проверочная работа. | |||||||||||
Обобщающее повторение. | Решают ситуационные задачи | Учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная | Устный опрос |
Календарно-тематическое планирование в 11 А ,Б ,В, классе.
№ п/п | Тема урока | Форма контроля | Домашнее задание | Дата | |||
План | Факт | ||||||
Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства (14 часов) | |||||||
1 | Проблемы формирования культуры безопасности личности, жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий. | Устный опрос | § 1,2 Страницы184-194. Вопросы и задания. | ||||
2 | Общенаучные методологические критерии безопасности современной науки и технологий. | Устный опрос | § 3 Страницы 194-201. | ||||
3 | Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности. | Тест | § 4 Страницы 201-205. Вопросы и задания | ||||
4 | Основы управления безопасностью в системе «человек – среда обитания» | Устный опрос | § 5 Страницы 205-212. Вопросы и задания | ||||
5 | Обеспечения национальной безопасности России. | Устный опрос | § 6 Страницы 212-217. Вопросы и задания | ||||
6 | Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности. | Тест | § 7 Страницы 217-222. Вопросы и задания | ||||
7 | Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму. | Устный опрос | § 8 Страницы 222-228. Вопросы и задания | ||||
8 | Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России. | Устный опрос | § 9 Страницы 228-231. Вопросы и задания | ||||
9 | Международное сотрудничество России по противодействию венным угрозам, экстремизму, терроризму. | Контрольная работа. | § 10 Страницы 231-235. Вопросы и задания | ||||
10 | Экстремальные ситуации криминогенного характера. | Устный опрос | § 11 Страницы 235-240. Вопросы и задания | ||||
11 | Экстремизм, терроризм и безопасность человека. | зачет | § 12 Страницы 240-245. Вопросы и задания | ||||
12 | Наркотизм и безопасность человека. | Устный опрос | § 13 Страницы 245-248. Вопросы и задания | ||||
13 | Дорожно-транспортная безопасность. | Тест | § 14 Страницы 248-251. Вопросы и задания | ||||
14 | Вынужденное автономное существование в природных условиях. | Устный опрос | § 15 Страницы 251-255. Вопросы и задания | ||||
Раздел 2. Военная безопасность государства (10 часов) | |||||||
15 | Основные задачи Вооруженных Сил. | Устный опрос | § 16 Страницы 256-260. Вопросы и задания | ||||
16 | Правовые основы воинской обязанности. | Устный опрос | § 17 Страницы 260-264. Вопросы и задания | ||||
17 | Правовые основы военной службы. | Тест | § 18 Страницы 264-267. Вопросы и задания | ||||
18 | Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная. | Устный опрос | § 19 Страницы 268-270. Вопросы и задания | ||||
19 | Требования воинской деятельности к личности военнослужащего. | Контрольная работа | § 20 Страницы 270-274. Вопросы и задания | ||||
20 | Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы. | Устный опрос | § 21 Страницы 274-277. Вопросы и задания | ||||
21 | Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира. | Устный опрос | § 22 Страницы 277-282. Вопросы и задания | ||||
22 | Военные операции на территории России: борьба с терроризмом. | Устный опрос | § 23 Страницы 283-286. Вопросы и задания | ||||
23 | Военные учения Вооружённых Сил Российской Федерации. | Тест | § 24 Страницы 286-289. Вопросы и задания | ||||
24 | Боевая слава российских воинов. | Устный опрос | § 25 Страницы 289-293. Вопросы и задания | ||||
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 часов) | |||||||
25 | Демографическая ситуация в России. | Зачет | § 26 Страницы 294-299. Вопросы и задания | ||||
26 | Культура здорового образа жизни. | Устный опрос | § 27 Страницы 299-304. Вопросы и задания | ||||
27 | Культура питания. | Устный опрос | § 28 Страницы 304-309. Вопросы и задания | ||||
28 | Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье. | Устный опрос | § 29 Страницы 309-312. Вопросы и задания | ||||
29 | Вредные привычки. Культура движения. | Устный опрос | § 30 Страницы 312-319. Вопросы и задания | ||||
30 | Медико-психологическая помощь. | Тест | § 31 Страницы 320-328. Вопросы и задания | ||||
31 | Первая помощь при ранениях. | Зачет | § 32 Страницы 329-333. Вопросы и задания | ||||
32 | Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении. | Проверочная работа. | § 33 Страницы 333-339. Вопросы и задания | ||||
33 | Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. | Проверочная работа. | § 34 Страницы 339-345. Вопросы и задания | ||||
34 | Первая помощь при остром отравлении никотином, алкоголем, лекарством, ядами, наркотическими веществами. | Устный опрос Проверочная работа. | § 35 Страницы 345-351. Вопросы и задания | ||||
35 | Обобщающее повторение | Устный опрос |