Проект "Загадочный мир эмоций"
Программа организации работы по развитию эмоциональной среды детей среднего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_emotsii.docx | 221.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Москвы школа № 657
Дошкольное отделение 4
Программа организации работы
по развитию эмоциональной среды детей среднего возраста
г. Москва.
2022 г.
Целевой раздел
Введение.
Процесс развития эмоционального мира ребенка настолько трудоемок, и настолько важен в формировании личности человека, что его следует начинать с первых дней появления ребенка на свет. В нем должны принимать участие сами родители, педагоги и психологи дошкольных организаций. При осуществлении процесса развития эмоционального мира ребенка следует сочетать гуманные тенденции в воспитании - уважение, заботу, внимание к другому человеку с определенной дозой направленности на себя, это принесет большую пользу для ребенка.
Следует так же не забывать, что в каждом возрастном периоде возникает новое эмоциональное переживание, меняется их глубина, осознанность, длительность. Развитие эмоциональной сферы ребенка зависит от характера общения ребенка с взрослыми и сверстниками. По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической само регуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности гармонию духовной жизни. Родители и воспитатели должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним.
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие. Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности. В процессе развития ребенка меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Цели и задачи реализации Программы:
Цель программы:
Развитие эмоциональной сферы дошкольников, нормализация взаимоотношений между детьми в общении; обучение детей умению видеть за своими поступками проявление особенностей характера, умению адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, снятие психического и эмоционального напряжения.
Задачи программы:
Образовательные
- Закреплять у детей знания об основных эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, горе;
- Продолжать учить распознавать эмоциональные проявления (свои и других людей) по различным признакам: мимике, пантомиме, голосу;
- Систематизация знаний детей об эмоциях и эмоциональных состояниях с помощью зрительных образов, отражающих различные стороны человеческих эмоций;
- Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции: радость, грусть, печаль, злость, обрадоваться, разозлиться, испуганный, сердитый.
Развивающие
- Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей;
- Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);
- Развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям (мимике, графическим образам);
- Развивать творческие способности и воображение в процессе общения и выполнения игровых заданий;
- Развивать артистические способности;
Воспитательные:
- Развивать эмпатию, способность сопереживать;
- Помочь ребенку отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев), препятствующие полноценному личностному развитию.
Учебный план Программы.
Программа развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста «Загадочный мир эмоций» проектируется на основе основной образовательной программы дошкольного образования ГБОУ Школы №657 ДО4.
Организация деятельности по программе развития эмоциональной сферы предполагает обеспечить выполнение эмоционального развития дошкольников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Для этого составляется единое расписание образовательной деятельности детей в режиме работы детского сада. Программа рассчитана на два занятия в месяц, 18 занятий – в год. Продолжительность занятия 20 мин.
Методические приемы, используемые в программе:
- Словесные – объяснение, беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы
- Наглядные – показ иллюстрации, просматривание мультфильмов, презентаций.
- Игровые - дидактические игры, с/ролевые игры, игровые ситуации
- Этюды, игры на воспроизведение отдельных черт характера.
- Рисование своих проблем, обучение навыкам самопомощи в напряженных ситуациях, психогимнастика, ролевые ситуативные игры, проблемные ситуации.
- Рефлексия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
по развитию эмоциональной среды детей среднего возраста
«ЗАГАДОЧНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ»
Месяц | Темы | Кол-во часов |
Сентябрь | Знакомство. Я и мое настроение. | 20 мин. |
Определение эмоции по фотографиям и рисункам (радость, печаль, гнев, вина, страх) | 20 мин. | |
Октябрь | Выражение и распознание эмоций (радость) Показ пиктограммы и картинок радости. Игра «Золотые капельки» Игра «Найди друга» | 20 мин. 20 мин. |
Ноябрь | Восприятие и понимание эмоций (грусть) | 20 мин. |
Игра пентаграммы Игра «Развесели куклу» | 20 мин. | |
Декабрь | Выражение и распознание эмоций (страх ) | 20 мин. |
Игра «Злюка» Игра «Уходи злость» | 20 мин. | |
Январь | Восприятие и понимание эмоций (вина) | 20 мин. |
Беседа с детьми об эмоции стыда и вины. «Косточка». История Л. Н. Толстого | 20 мин. | |
Февраль | Игра рисуем настроение | 20 мин. |
Игра «Волшебное зеркало» | 20 мин. | |
Март | Развития словаря эмоций | 20 мин. |
Игра «Назови похожее» | 20 мин. | |
Апрель | Выражение и распознание эмоций (гнев, злость) | 20 мин. |
Игра в жмурки Игра «Волшебный мешочек» | 20 мин. | |
Май | Закрепление знаний о чувствах Игра «Секрет». Игра «Азбука эмоций» | 20 мин. 20 мин. |
Итого | 6 часов |
Методы обучения:
- Словесные – объяснение, беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы
- Наглядные – показ иллюстрации, просматривание мультфильмов, презентаций.
- Игровые - дидактические игры, с/ролевые игры, игровые ситуации
- Этюды, игры на воспроизведение отдельных черт характера.
- Рисование своих проблем, обучение навыкам самопомощи в напряженных ситуациях, психогимнастика, ролевые ситуативные игры, проблемные ситуации.
Планируемые результаты
- Знать основные базовые эмоции «радость», «печаль», «страх», «гнев».
- Выражать свои мысли, чувства при помощи мимики, пантомимики, интонацией голоса.
- Отличать хорошие и плохие поступки.
- Соблюдать и пользоваться правилами и нормами поведения.
- Уметь взаимодействовать друг с другом в процессе общения.
- Дети должны получить представление о способах выражения собственных эмоций.
Список литературы:
1. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. / Минаева В.М. – М. АРКТИ, 2001.
2. Социализация детей-сирот: развивающие занятия для дошкольного и младшего школьного возраста / Никушкина Н. – М.: Чистые пруды, 2007- (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог»).
3. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей %-7 лет/Семенака С.И. – М. АРКТИ, 2004.
4. Игровая терапия с тревожными детьми / Костина Л.М. – СПб.: Речь, 2003.
5. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. / Под редакцией Шипициной Л.М., Казаковой Е.И., СПб., 2000.
6. Психогимнастика / Чистякова М.И. – М.: Просвещение, 1990.
7. Мы все разные. Учебное наглядное пособие / Князева О.Л., Стеркина Р.Б. – М.: Дрофа; ДиК, 1998.
8. Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, активаторы/ Павлова М.А. –Волгоград: Учитель, 2011.