Проект "Детский сад без насилия"
НЕТ ПЛОХИХ ДЕТЕЙ - ЕСТЬ ПЛОХИЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_detskiy_sad_bez_nasiliya.doc | 316 КБ |
Предварительный просмотр:
Руководитель проекта: Дементей Лариса Геннадьевна.
Куратор проекта: Кутловская Наталья Владимировна
За основу проекта взята методология Программы «Персона Долс», разработанная в Дании и продуктивно работает в Эстонии в течение 10 лет.
Срок реализации – проект рассчитан на 4 года пребывания детей в детском саду.
2021-22 уч.г. – I этап проекта «Адаптационный»
рассчитан на детей младшего возраста от 3-4 лет
2022-23 уч.г. – II этап проекта «Развитие эмоционального интеллекта», рассчитан на детей от 4-5 лет
2023-24 уч.г. – III этап проекта «Я не одинок»
рассчитан на детей от 5-6 лет
2024-25 уч.г. – IV этап проекта «Я - личность»
рассчитан на детей 6-7 лет
Описание проекта
- Обоснование ценности и актуальности проекта
- Целевая группа проекта
- Цель, задачи проекта, результат
1. Актуальность разработки
В наше время достаточно остро стоит проблема незащищенности детей в социуме, будь то психологическое давление взрослых, насмешки сверстников, что ты не такой как все, даже физическое воздействие на ребенка.
Суть проекта заключается в четырех ценностях, которые прививаются детям: забота, толерантность, честность и смелость. Конечная цель нашего долгосрочного проекта – научить каждого ребенка осмысленно давать оценку различным социальным ситуациям; дружелюбно и с уважением принимать в свой коллектив детей с особыми потребностями; быть ответственными за свои поступки.
Что такое насилие?
Насилие – феномен группы. Это когда группа не принимает ребенка. Конфликты, ссоры являются нормальным явлением в коллективе, они не относятся к насилию. Способы насилия: драка, избиение, поддразнивание, игнорирование, распускание сплетен, мимика и т.п.
Взрослые и сами должны делать то, чему учат детей – как себя вести и т.п.
Создается среда, где имеются толерантность и уважение, где ободряют детей вмешиваться, когда товарища отвергают или оскорбляют в группе, и где учат детей сознавать границы самого себя и других.
Ключевая фигура в нашем проекте – это кукла.
В младшем возрасте – это маленькая игрушка Дружок, которая решает достаточно широкий спектр проблем: адаптация к детскому саду, к новому коллективу. Рядом со своим Дружком ребенок чувствует себя уверенней. В среднем и старшем дошкольном возрасте знакомство с большими куклами, которые помогают строить правильные взаимоотношения в коллективе, прививают ценности других культур, решают социальные проблемы, расширяют кругозор ребенка.
Детский сад посещают дети, имеющие физические, либо другие отклонения в развитии. Нам важно, как дети с особыми потребностями будут включаться в коллектив. Поэтому в работе с куклами концентрируется внимание не на цвете
кожи, волос и т. далее, а желание взяться за руки, поиграть. Таким образом вырабатывается у детей дружелюбие, сопереживание, готовность помочь.
2. Целевая группа
У проекта 3 целевые группы:
• педагоги, работающие с детьми (весь персонал детского сада), которые инспирируют и руководят. Персонал детского сада является примером - инспиратором.
• родители, которые вдохновляют и поддерживают деятельность проекта, обращаются с прямыми предложениями к организаторам.
• дети, которых поощряют стать активными. Особое внимание уделяется пассивным зрителям.
3.Цель проекта, задачи, результат
Цель проекта: показать детям в раннем возрасте позитивные модели поведения.
Задачи: через беседы, рассматривание сюжетных картин, личный опыт, анализ нравственных и безнравственных поступков развивать у детей такие качества как
Толерантность - замечать и считаться с разнообразием детской группы и относиться друг к другу как к равному.
Уважительность - относиться уважительно ко всем детям группы. Быть хорошим другом, товарищем. Признавать разнообразие и уважать отличия и обычаи других.
Заботливость - показать заинтересованность, сочувствие, заботливость и готовность помочь всем детям.
Смелость - оставаться уверенным в себе и определить границы. Заступиться, если видишь, что кто-то переходит границы других детей. Быть смелым и хорошим.
Результат – воспитанник детской группы уверенно и успешно входит в школьную жизнь. Ребенок понимает различие людей, видит разницу между хорошим и плохим поведением. Понимает и учитывает чувства других людей. Соблюдает принятые правила поведения, бесконфликтно общается со сверстниками.
I этап проекта «Детский сад без насилия»
Адаптационный
1.Срок реализации – сентябрь 2021 – май 2022, рассчитан на детей младшего возраста от 3-4 лет
2.Целевая группа – педагоги, дети, родители ГБОУ Школа №657 младшие группы 1.1, 3.2
3.Актуальность этапа «Адаптационный»
Три года – это сложный этап жизни ребенка. Взрослые зачастую сталкиваются с его капризами и упрямством. Здесь игрушка оказывает большую услугу. То, что малыш ни в какую не хочет делать по просьбе взрослого, он с удовольствием сделает по просьбе котика, мишки, вместе с ним или для него.
Следующий момент – привыкание к совершенно новым условиям жизни в детском саду.
Игрушка – это ДРУЖОЧЕК малыша, который его всегда ждет в саду, дает защиту малышу, добавит уверенности. На 1 этапе игрушка – это чувство покоя, уверенности в себе.
Проект с детьми проводится через обсуждение поведения в кругу - детское собрание. Также ежедневно уделяется внимание конфликтам, ссорам детей и т.п., где нужно научить детей вести себя правильно, справедливо, честно. Учить детей самостоятельно решать ситуацию.
4.Цель этапа
Успешная адаптация в детской группе, включение родителей в проект, привлечение внимания детей к доброжелательным образам и персонажам.
5. Результаты проведения проекта в течение учебного года:
• дети легко адаптировались к новым условиям, режиму группы и новому детскому коллективу.
• дети играют дружно с другими детьми, отношения детей укрепились.
• в группе сложились добрые, заботливые отношения между детьми.
6. Материалы, для реализации I этапа «Адаптационный»
• дорожная карта: описана проекта, действий, которые реализуются с детьми, родителями и коллегами.
• книга массажа (детям и родителям): в книге рассказы с картинками и соответствующими движениями. Дети сидят в парах, друг с другом на ковре, воспитатель читает рассказ вслух и показывает движения рук. Дети смотрят на воспитателя и делают то же самое на спине товарища.
Рассказы, короткие сказки, которые привлекают детей, дают чувство защиты и пробуждают внимание.
• ДРУГ МИШКА (на каждого ребенка и один общий большой ДРУГ):
Игрушка символизирует детям детского сада чувство покоя - быть хорошим
товарищем всем детям. Друг используется на детских собраниях, в разных действиях и социальных моделях поведения. Большой ДРУГ - общий друг для всех детей.
• МАЛЕНЬКИЕ МИШКИ
Каждый ребёнок имеет своего персонального ДРУЖКА, который присутствует на детских беседах. Дети могут использовать игрушку, как утешителя, так и в других разных действиях.
• 22 сюжетные картинки (детям, родителям и воспитателям).
Сюжетные картинки выработаны, прежде всего, для вступления в диалог между детьми на тему насилия. На одной стороне картинки изображена какая-то ситуация, которая
побуждает детей рассказывать истории. На второй стороне вопросы, которые помогают воспитателям проводить диалоги с детьми.
• Карты обсуждений (родителям)
Их нужно использовать на собраниях с родителями, чтобы определить роль родителей в программе против насилия.
• Сборник советов (родителям)
Сборник советов используется для начала обсуждений на собрании родителей. Очень важно продумать, как советы родителям передать.
• Плакат советов родителям.
Пять советов напечатаны на плакате, чтобы обратить на них больше внимания. Плакаты можно повесить в такие места, где родители много ходят и их видят.
• Наклейки (детям).
7 Инструкция по проведению детской беседы:
Беседы проводятся каждую неделю, дети со взрослыми обсуждают отношения с
товарищами, хвалят и комментируют произошедшее в течение недели. Вопросы, которые можно использовать (учитывая возраст):
• Когда я иду из садика домой радостный?
• Когда я иду из садика домой грустный?
• Когда другие меня радуют?
• Как я себя чувствую, когда мне одиноко?
• Когда я чувствую себя одиноким?
• Как я себя чувствую, когда другие дети не желают со мной играть?
• Что мы можем сделать для тех, кто чувствует себя очень одиноким?
• Чувствовал ли ты, что другие насмехаются над тобой?
• Как себя чувствуешь, когда тебя обижают?
• Что можно сделать/ предпринять, когда кого-то обижают?
• Кто такой - хороший друг?
На беседе дети получают возможность высказаться, обсуждают, что произошло за неделю в группе, что детям очень запомнилось. Воспитатель учить детей выражать свои чувства по отношению к разным поступкам, учить анализировать поступки детей и взрослых.
Дорожная карта проекта «Детский сад без насилия»
I этап «Адаптационный» 2021-2022 учебный год
Срок | Мероприятие | Ответственный исполнитель | Рекомендации к мероприятию | Ссылки на отчеты |
Сентябрь | Круглый стол с педагогами ГБОУ Школы №657 дошкольное отделение 1,3 на тему введения проекта. | Руководитель проекта Дементей Л.Г. | Обсуждение введения проекта, материальное | |
Родительское собрание, вовлечение родителей в проект «Детский сад без насилия». | Воспитатели групп | Познакомить родителей Объяснить, что только совместная работа семьи Обсудить какую помощь | ||
Первая беседа с детьми, вводим игрушку Дружка в группу «А вот и я!» | Воспитатели групп | Игрушка-Дружок вводится В группу пришел Друг (Медведь) и привел с собой маленьких Медвежат. Чтобы детям и Медвежатам не было грустно и одиноко, они должны дружить У каждого ребенка есть свой Дружок. | ||
Учим песенку о друге. | Музыкальный руководитель Гофман Л.В. | Песня о друге станет гимном группы. | ||
Оформление семейного уголка в группе. | Воспитатели групп. | Участие родителей – принести фотографии, где ребенок рядом с родителями, оформляем семейный уголок. Воспитатели дают понять ребенку, что родители всегда рядом, дети не чувствуют грусти Рассматривание настенного фотоальбома «Я и моя семья» Беседа с детьми о важности семьи. | ||
Октябрь | Круглый стол с педагогами участниками проекта, результаты первого месяца. | Руководитель проекта Дементей Л.Г. | Обсуждение вопросов обеспечения индивидуального подхода к ребенку, учитывая его ближайшие зоны развития. | |
Тактильные прикосновения (начинаем изучение движений массажа) | Медсестра Масликова А.У. | При изучении массажа обязательно присутствует Дружок. Замкнутым, некоммуникабельным детям он поможет найти тактильный контакт с другими детьми. Даем понять детям, что ласковые и приятные прикосновения лучше, чем грубые толчки. | ||
Первая беседа с детьми «Секреты дружбы» | Воспитатели групп | Подготовить презентацию для детей о дружбе. Каждый ребенок пригласил на беседу своего Дружка – игрушку. Дети рассказывают, как они играют, заботятся о своем Дружке. Спросить каждого ребенка какие друзья появились у него в группе. Почему детям нравится дружить, а не ссориться. Провести анализ всего сказанного - для дружбы необходимы улыбка, добро, помощь. |
| |
Мини-праздник в группе «У Дружка появился свой домик» | Воспитатели | Родители смастерили домики для Дружков и пришли с ними в группу. Дети помогают родителям. Каждый ребенок выбирает в каком домике будет жить его Дружок. Воспитатель объясняет детям, что у каждого ребенка тоже есть свой дом, своя семья. Совместное чаепитие – новоселье. | ||
Заполнение карты адаптации детей младших групп 1.1. и 3.2 | Куратор проекта, воспитатели | В карту вносятся данные | ||
Ноябрь | Занятие с Игрушкой Дружком «Плохое поведение» | Воспитатели | Беседа по картинке «Хваталкин-отбиралкин» Воспитатели обсуждают - что делать, если одна и та же игрушка понравилась тебе и другому ребенку - что чувствует ребенок, - как себя повел бы твой Дружок, чтобы не быть Хваталкиным-отбиралкиным -а как ты себя поведешь | |
Родительские посиделки на тему «Как сказать ребенку НЕТ» | Куратор проекта | Рассуждаем и разбираем вопросы - что такое плохое поведение ребенка, чем оно вызвано - сколько внимания уделяем ребенку - как предотвратить плохое поведение - как управлять трудным поведением Разрабатываем семейные правила – правила едины | ||
Готовимся к зиме. Шьем Дружочку теплую одежду на зиму | Родители группы | Каждый Дружок на выходные отправляется к детям домой, для того, чтобы ребенок вместе с мамой или бабушкой сшили или связали теплую шапочку, шарфик и т.д. В понедельник в группе мини-праздник нарядов. | ||
Встречаем гостей из других групп | Воспитатели групп | Приглашаем детей из старшей группы. Знакомим со своими Дружками – рассказ детей о своем Дружке. Закладываем у детей коммуникативные навыки общения со старшими детьми. Учимся быть гостеприимными, доброжелательными. | ||
Декабрь | Родительские посиделки «Поведение наших детей – зеркальное отражение нас самих» | Куратор проекта | Обсуждение темы на личных примерах. Анализируем ситуации. Делаем вывод - чем больше понимания, юмора и отвлекающих моментов будет в вашем общении с ребенком, тем доброжелательнее и приятнее будет обстановка в семье, а ребенок - более отзывчивым и гибким. | |
Беседа с детьми по картинам «Это был мой рисунок! О маленьком разрушителе» | Воспитатели групп | Рассуждаем и разбираем вопросы: - если ты рисуешь, ты трудишься? стараешься? - какие чувства ты испытаешь, если твой рисунок порвут? - почему нужно уважать труд твоего товарища? Вывод: будем рисовать вместе, учимся не причинять зло своему товарищу. | ||
Приглашаем своего Дружка на новогоднюю елку! | Воспитатели | Наши Дружки побывали на новогоднем утреннике. Мы вместе к нему готовились – учили стихи, танцы. Дружки сидели вместе с родителями как зрители. | ||
Круглый стол с педагогами участниками проекта, результаты первого полугодия. | Руководитель проекта Дементей Л.Г. | Обсуждение проблем, возникших в ходе проекта. Делимся опытом что удалось. Разработка индивидуальных консультаций для родителей с рекомендациями по коррекции и развитию ребенка. | ||
Январь | Беседа с детьми по картинкам «Место для всех!» | Воспитатели групп | Обратить внимание, что на картинке не все дети веселые Ставить вопросы - задачи - почему -как ты думаешь, что случилось -как можно исправить ситуацию Вывод; все дети разные, но на дружбу это не должно влиять. | |
Досуг «Как научиться дружить» | Воспитатели | К детям пришла Злючка и всех рассорила. Вспоминаем с детьми правила и секреты дружбы. Знакомство с новым словом «Комфортно» Вывод: без доброты, мира, помощи, честности не может быть ДРУЖБЫ. | ||
Составление карты психологического комфорта ребенка в группе по итогам первого полугодия. | Куратор проекта | Заполнение разработанной карты https://docplayer.ru/36362599-Sostavlyayushchie-emocionalnogo-komforta-rebenka.html | ||
Февраль | Родительские посиделки с папами «Роль отца в становлении личности ребенка» | Воспитатели | Обсуждаем вопросы -как устанавливаем связь между папой и малышом - что делать, нехватка времени - что могут папы и совсем не могут мамы | |
Совместный труд детей и родителей «Постройки из снега» | Родительская общественность группы | Приглашаем своего Дружка на зимний участок для постройки фигур из снега. Воспитываем у детей и родителей трудолюбие и получаем радость от совместного мероприятия. | ||
Беседа с детьми по картинкам «Кто есть хороший друг?» | Воспитатели групп | Беседа по картинке из Волшебного чемоданчика Обратить внимание детей - что произошло - кого жалко - происходи ли такое с тобой Вывод: за друга нужно заступаться. | ||
Праздник с папами | Музыкальный руководитель Гофман Л.В. | Приглашаем своих Дружков на праздник Защитника Отечества. | ||
Март | Круглый стол с педагогами участниками проекта | Руководитель проекта Дементей Л.Г. | Приглашение на беседу психолога детского сада. Обсуждение, какие имеются проблемы в группе, как мы сними справляемся.
| |
Занятие «Вот какие наши бабушки!» | Воспитатели групп | Приглашение на занятие бабушку, которая покажет, как испечь хлеб (в хлебопечке) Рассказ, как раньше выпекали хлеб Пробуем вымешивать тесто самостоятельно. Угощаемся сами свежим хлебом и угощаем своего Дружка. Большой Друг Медведь принес к хлебу мед, потому что медведи очень любят лакомиться медом. Воспитываем в детях уважение к труду Учим быть заботливыми. | ||
Беседа с детьми по картинкам «Мы поссорились с подружкой и расселись по углам, очень скучно друг без дружки, помириться нужно нам!» | Воспитатели групп | Рассматриваем картинку и выясняем, почему подружки сидят отдельно, почему так произошло и как можно решить эту проблему. | ||
Апрель | Родительские посиделки «Мой секрет» | Воспитатели | Мы выросли на 1 год и нам нужны рекомендации, на что обратить внимание в воспитании детей 3-4 лет. - психология поведения мальчиков и девочек с 3-4 лет - непредсказуемость поведения и перепады настроения - как объяснить ребенку, что можно, что нельзя без нотаций | |
Драматизация сказки «Сказка в гости к нам пришла!» | Музыкальный руководитель Гофман Л.В. – постановка сказки Воспитатели групп - беседа | Показ детям сказки «Два жадных медвежонка» Беседа с детьми - описание медвежат (на ровне эмоций ребенка: смешные, жадные, глупые…) - как были наказаны медвежата за жадность - какой у сказки конец (веселый, грустный) - а наши дружки жадные/не жадные, почему (ребенок должен проанализировать в лице своей игрушки себя, т.е. вспомнить свои поступки) | ||
Беседа с детьми по картинкам из волшебного ящика «Не делай другим того, чего не желаешь себе» | Воспитатели групп | Обсуждение с детьми сюжета, что произошло на дне рождения. Вспоминаем, какие гости приходили к домой или в группу, как правильно встречать гостей. Рассуждения детей о поведении в гостях и поведении хозяев. Сюжетная игра «Как мы с Дружком приглашаем гостей» | ||
Май | Беседа с детьми по картинкам «Правила безопасности на дороге» | Воспитатели групп | Знакомим детей с правилами безопасности на дороге. Находим правильные выходы из различных ситуаций, которые происходят на дороге. Дружок дарит всем ребятам книгу о правилах поведения на дороге, чтобы они научили других детей. | |
Круглый стол с педагогами «Детство – территория ДОБРА» | Куратор проекта | Обсуждение проведенной работы за учебный год, результативность. Обсуждение планов на 2019-20 учебный год. | ||
Праздник группы «Взяв улыбочек запас, приходите в нужный час!» | Воспитатели групп | Праздник включается в традицию – это окончание учебного года. Дети готовят концерт для родителей. Рассматриваем пополнение фотоальбома за год Вспоминаем, как дружно жили мы и наши Дружочки весь год. Прощаемся с Дружочками до сентября и уходим отдыхать на лето. |
II этап проекта «Детский сад без насилия»
Развитие эмоционального интеллекта
1.Срок реализации – сентябрь 2022 – май 2023, рассчитан на детей младшего возраста и среднего возраста
2.Целевая группа – педагоги, дети, родители ГБОУ Школа №657 группа младшего возраста 1.1, 3.2
3.Актуальность этапа «Развитие эмоционального интеллекта»
В современном дошкольном образовании развитие эмоциональной сферы детей – обеспечение их эмоционального благополучия, развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать неудачам и радоваться успехам других, умения адекватно проявлять собственные чувства – рассматривается как приоритетное направление.
Как известно, дошкольники отличаются особой искренностью и непосредственностью в эмоциональных проявлениях, но не всегда способны найти формы адекватного выражения собственных эмоциональных состояний и объяснить вызвавшие их причины.
Искренний интерес авторитетного взрослого к личности и деятельности каждого ребенка, умение видеть в дошкольнике потенциально равноправного партнера, радоваться его успехам, помогать преодолевать трудности, имеют первостепенное значение в обеспечении эмоционального благополучия ребенка 4-5 лет. Ожидаемым результатом педагогического участия взрослого в развитии эмоциональной сферы дошкольников является расширение диапазона воспринимаемых детьми эмоций. Развитие умения вербально передавать эмоциональное состояние через его называние и описание, повышение уровня понимания детьми эмоций, формирование умения регулировать эмоции в различных социальных контекстах и развитие социальных эмоций как одного из ведущих механизмов социализации и главных факторов формирования ценностных ориентаций и установок личности ребенка.
4. Цель этапа
Обеспечение эмоционально-психологического комфорта ребенка в группе за счет установления личностно ориентированного стиля общения, преобладания игровой деятельности в режиме дня, организаций досугов, введения традиций, эмоционального удовлетворения в общении со взрослыми и сверстниками.
5.Результаты проведения проекта в течение учебного года:
- дети чувствуют эмоциональное удовлетворение от экспериментирования, игры и совместной деятельности с друзьями;
- у детей сформировано позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;
- у детей сформирована эмоционально-оценочная лексика;
- дети умеют распознавать эмоциональные состояния окружающих, устанавливать связи между поведением и эмоциональным состоянием.
6.Материалы, для реализации II этапа «Развитие эмоционального интеллекта»
- схематичные изображения эмоций (пиктограммы);
- карточки с изображениями детей и взрослых в разных состояниях (см.: Лебедева М. «Азбука развития эмоций ребенка», 2011);
- картинки с изображениями людей в разных эмоциогенных ситуа-циях (см.: Вильшанская А. Д. «Тематический словарь в картинках. Мир человека: Я и мои чувства, настроение, эмоции», 2015; Ежкова Н. С. «Эмо-циональное развитие детей дошкольного возраста. Ч. 2», 2010; «Наши чув-ства и эмоции: демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально», 2010; Фесюкова Л. Б. «Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4–7 лет», раздел «Чувства. Эмо-ции», 2010);
- книжная графика – иллюстрации к сказкам, рассказам, стихотворениям, отражающие различные эмоции человека;
- репродукции картин (пейзаж, натюрморт, портрет);
- эмоционально-содержательные панно (панно «Радуга», где в начале каждой цветной полоски изображен графический эталон определенной эмоции, и ребенок, в зависимости от настроения, может поместить свою фотокарточку на ту или иную цветную полоску радуги; панно «Домик настроений» – домик с кармашками и набором пиктограмм эмоций – и т. п.).
7.Практические методы и приемы.
Моделирование эмоций:
− конструирование схем эмоций из отдельных подвижных элементов лицевой экспрессии (брови, глаза, рот, носогубные складки);
− рисование различных эмоций под музыку с использованием соответствующей цветовой палитры;
− изображение в альбоме многоэтажного «Дома настроений» и выбор цвета для закрашивания окошек, где «живут» те или иные эмоции (радость, печаль, страх, злость, отвращение, стыд, презрение, удивление);
− создание «Книги настроений», страницы которой заполнены сюжетными рисунками, передающими различные эмоциональные состояния;
Упражнения:
− упражнения (этюды) на воспроизведение эмоций с помощью невербальных средств – мимики, пантомимы, интонации голоса;
− упражнения на распознавание эмоциональных состояний: подбор эталона эмоции (пиктограммы, фотографии, картинки с изображением человека с определенным эмоциональным выражением) к собственному настроению, к настроению сверстника, к рассказу педагога, к фрагменту художественного или музыкального произведения; анализ схем эмоций – одноперсонажных и многоперсонажных; с вариативным проявлением эмоций персонажами в одной и той же ситуации; схем, где внешнее выражение эмоции персонажем и ее причина представлены в конфликтной форме, и др.;
− упражнения на развитие словаря эмоций (подбор, придумывание и аргументация названия к картинке с изображением эмоциональной ситуации; подбор синонимов и антонимов к словесным обозначениям эмоций; сравнение выражения противоположных эмоциональных состояний, близких или одинаковых эмоций, переданных по-разному).
Словесные методы:
− беседы об эмоциональных состояниях – о радости, печали, страхе и других эмоциях (см.: Шорыгина Т. А. «Беседы о характере и чувствах», 2010);
− беседы о выразительности и изобразительности в произведениях искусства – о музыкальной интонации, о колорите в живописи, об изобразительности и выразительности слова в литературе (см.: Куревина О. А., Селезнева Г. Е. «Путешествие в прекрасное», 1999; Радынова О. П. «Музыкальное развитие детей», 1997 и др.);
− чтение художественной литературы – сказок, рассказов, стихотворений, где в ярких образах передаются эмоциональные переживания человека. Во время чтения рекомендуется время от времени останавливаться и побуждать детей к определению чувств персонажей, а также к обсуждению поведенческих проявлений персонажей, раскрывающих их чувства;
− рассказ педагога, содержанием которого является информация о причинах эмоций и следствиях эмоциональных проявлений людей в различных социальных контекстах;
− рассказы детей, отражающие их эмоциональный опыт – опыт эмоционального проживания ситуаций различного модального содержания (радостного, печального и пр.), или соответствующие определенному эмоциональному состоянию изображенного человека.
Дидактические игры:
1 этап – дидактические игры на распознавание и воспроизведение эмоций (уровень словесного обозначения и описания экспрессии): «Угадай настроение», «Веселое – грустное», «Чья фотография?» и др.
2 этап – дидактические игры на соотнесение эмоциональных ситуаций и эмоций человека (уровень осмысления эмоций в форме описания): «Настроение в картинках», «Прочитай письмо», «Сочини историю по картинкам» и пр.
Формы организации образовательной деятельности педагога с детьми 3–5 лет по развитию у них положительных социальных эмоций и преодолению отрицательных социальных переживаний.
Формы работы | Варианты образовательной деятельности с детьми |
Блок базового комфорта и благополучия (социальные эмоции «Счастье – Горе») | |
Непосредственно образовательная деятельность | Развивающие занятия по темам: «Грусть и радость»; «Веселые – грустные», «Радость, любовь», «Может ли плакать природа», «Радуюсь вместе с природой» Цели: развивать у младших дошкольников понимание и способы выражения радости и грусти; побуждать детей к сопереживанию. |
Рассматривание наглядных пособий | − рассматривание дидактических карточек с изображениями детей и взрослых в эмоциональных состояниях радости и грусти (см.: «Эмоции: дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром»; Лебедева М. «Азбука развития эмоций ребенка», 2011); − рассматривание дидактических картинок, отображающих ситуации возникновения у людей эмоций радости и грусти (см.: «Наши чувства и эмоции», 2010; Князева О. Л. Стеркина Р. Б). «Какой ты?», 1998; Фесюкова Л. Б. «Чувства.Эмоции.( демонстрационный материал). Цель: сформировать у детей представления о причинах и способах выражения эмоций человека. |
Развивающие игры и упражнения | − игры-забавы, сближающие малышей друг с другом и воспитателем: «Солнышко и дождик», «Ножки», «Раздувайся, пузырь!», «Карусели», «Куклы пляшут» и др. Цель: воспитывать дружеские, доброжелательные отношения в детской группе; сформировать у ребенка активно-положительное отношение ко взрослому; актуализировать положительные переживания детей; − упражнения, направленные на повышение самоуважения, развитие спонтанности: «Здравствуй, я мишка!», «Массаж с мишкой-дружочком», «Раз-два-три, замри!», «Ау!», «Кто в домике живет», др. Цель: содействовать развитию у ребенка положительного образа Я. |
Блок межличностного взаимодействия (социальные эмоции «Дружба – Ссора») | |
Непосредственно образовательная деятельность | Развивающие занятия по темам: «Поссорились – помирились», «Разозлился – поссорился», «Помирились все»; «Плохо быть одному», «Ссора и примирение». Цели: помочь детям понять некоторые причины возникновения ссоры; познакомить детей со способами примирения; сформировать у дошкольников элементарные представления об одиночестве и о том, как важно иметь друга. |
Рассматривание наглядных пособий | Рассматривание дидактических картинок, отображающих ситуации проявления детьми дружелюбия и враждебности к сверстникам: «Когда у друзей лад, каждый этому рад» (см.: Фесюкова Л. Б. «Уроки доброты»); «Кто скуп и жаден, тот в дружбе не ладен» иллюстрации к стихотворению А. Кузнецова «Подружки» (Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Какой ты?», 1998). Цель: учить детей договариваться друг с другом, избегать ссор, делиться с друзьями. |
Развивающие игры и упражнения | − игры, развивающие навыки взаимодействия с партнером: «Дочки-матери», «Кенгуру», «Стоп, или отгадай, кого здесь нет», «Тихий колокольчик», «Я хочу с тобой дружить». Цель: стимулировать проявления детьми приязни, дружелюбия; помочь детям накопить позитивный эмоциональный опыт взаимодействия; игры, способствующие сплочению коллектива: «Я вижу», «Магнит», «Каравай, каравай», «Мы летим!» Цель: развивать коммуникативные навыки детей; − коллективные ролевые игры: «Игры-сказки», «Медведь в берлоге», «Волк и зайцы», «Трифон». Цель: формировать у дошкольников умение действовать сообща. |
Блок потенциальной агрессии (социальные эмоции «Доброта – Злоба») | |
Непосредственно образовательная деятельность | Развивающие занятия по темам: «Забота», «Пожалей обиженного»; «Взаимопомощь». Цель: побуждать детей к проявлению сочувствия сверстникам и взрослым; формировать у дошкольников представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов. |
Рассматривание наглядных пособий | − рассматривание дидактических карточек с изображениями детей и взрослых в состоянии злости (см.: «Эмоции: дидактические карточки»); − рассматривание дидактических картинок, демонстрирующих варианты проявления детьми доброжелательного, равнодушного и агрессивного отношения к окружающим: «У нас – новенькая! Испугалась Сонечка и стоит тихонечко», «Доброе дело делай смело», «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом «Уроки доброты. Демонстрационный материал», «Известно всем из века в век: не злостью славен человек», «Вся боль уходит за ворота, когда сочувствует вам кто-то», «Что такое доброта? Это сердца высота!» Цель: учить детей различать добрые и злые чувства и поступки. |
Развивающие игры и упражнения | − игры, развивающие нравственно-волевые качества: «Салочки-догонялочки», «Лиса и гуси», «Салочки- выручалочки», «Я принес тебе подарок», др. Цель: побуждать малышей к установлению доброжелательных отношений со взрослыми и сверстниками; учить детей делать приятное сверстникам, помогать им, делиться игрушками; − упражнения на улучшение взаимоотношений детей с окружающими: «У мишки болит животик – пожалей мишку», «Кто лучше разбудит», «У кого больше “любимок”», «Кто пришел к нам в гости?», «Покажу, как я люблю», «Волшебник» и др. Цель: активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам. |
Практические ситуации | Демонстрация педагогом ситуаций эмоционального дискомфорта персонажа с помощью кукольного театра: - ситуаций неуспеха в деятельности (у мишки рассыпаются кубики при попытке построить домик, он плачет), - - ситуаций столкновения малышей из-за игрушки, др. Цель: сформировать представления детей о способах проявления отзывчивости; побуждать дошкольников к проявлению отзывчивости (пожалеть, утешить, помочь). |
8.Взаимодействие с семьей.
- Делаем лепбук совместно с родителями «Что такое доброта»
- Создание «Книги настроений»
- Встреча с родителями «Разговор по кругу» (создание обстановки доверия и взаимоуважения при совместной работе).
Обсуждение вопросов по проекту:
куда мы хотим прийти;
каких людей мы хотим выпустить в общество;
каких отношений мы хотим в своем коллективе;
чего мы хотим добиться, реализуя II этап программы?
9.Подводим итог работы.
- что у нас работает хорошо,
- что у нас не работает,
- каковы результаты?