Самообразование

Филоненко Надежда Владимировна

План работы по самообразованию  на 2020-2021 уч.год     "Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет"

Памятка для родителей  "Развитие речи у детей 3-4 лет"

Игровые упражнения по развитию речи детей 3-4 лет

План работы по самообразованию на 2021-2022 уч. год "Влияние дидактических игр на развитие речи детей 4- 5 лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty.docx21.91 КБ
Файл pamyatka.docx13.68 КБ
Файл igrovye_uprazhneniya_po_razvitiyu_rechi_.docx23.5 КБ
Файл samoobrazovanie.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию                                 «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет»

                                                                     

                                                                       Филоненко Надежда Владимировна

Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность.

Актуальность выбранной темы: Возраст от 3-х до 4-х лет имеет особое значение для речевого развития. Главная задача педагога- в области развития речи младшего дошкольного возраста- помочь детям в освоении разговорной речи, обогатить словарный запас. Так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, то и материал по развитию речи должен преподноситься в игровой форме. Благодаря использованию дидактических игр и упражнений процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей игровой форме.                                                                                                              Влияние дидактических игр на развитие речи дошкольников очень велико. Это и формирование правильного звукопроизношения, пополнение и активизация словаря, привитие навыков культуры речи, развитие речевого творчества.

План работы на год.

Сентябрь – май – изучение методической литературы.

1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: младшая группа.

2. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения/Конспекты      занятий/Под ред. О. С. Ушаковой.

3. Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н. Развитие речи у детей 3-4 лет.

4. Ушакова О. С. Развитие речи детей 3-5 лет.

5. Ушакова О. С. Давай расскажем: речевые игры и упражнения для детей 3-5 лет.

Работа с детьми.

Сентябрь.

1-2 недели – диагностика.

3-4 недели- тема: «Наш любимый детский сад. Игрушки».

Цели:- формировать умение отвечать на вопросы воспитателя,

-развивать коммуникативные навыки,

-слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику,

-закреплять умение читать стихи самостоятельно.

Дидактические игры: «Назови ласково по имени», «Сравни кукол», «Кукла веселая и грустная».

Пальчиковая гимнастика: «Игрушки».                                                                                   Чтение стихов А. Барто «Игрушки».

Октябрь.

1-2 недели- тема: «Овощи и фрукты»

Цели:- проверить как дети знают и называют овощи и фрукты;                                               - обогащать словарь детей по теме;                                                                                                         - учить использовать в речи обобщающие слова: «овощи», «фрукты».                          - развивать умение слышать воспитателя и отвечать на вопросы;                                              - воспитывать умение воспринимать художественное произведение на слух.

Дидактические игры и упражнения: «Чудесный мешочек», «Угадай по вкусу», «Что изменилось».                                                                                                                 Повторение сказки «Репка» с элементами драматизации.

3-4 недели- тема «Осень».

Цели:- закрепить знания о характерных признаках осени;                                                                  - развивать слуховое и зрительное внимание.                                                                                      - развивать мелкую моторику.                                                                                             Дидактические игры: «Мы листики осенние», «Солнышко и дождик», «Такой листок –лети ко мне».

Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья».

Ноябрь.

1-2 недели – тема: «Домашние животные»

Цели: - продолжать знакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных,                                                                           - учить использовать в речи обобщающие слова: «домашние животные;                                    - учить правильно образовывать имена существительные, обозначающие детенышей;                                                                                                                                           - закрепить произношение звукоподражательных слов.

Дидактические игры: «Назови детенышей животных», «Кто что ест», «Угадай, кто кричит».

Подвижная игра: «Лохматый пес»

Пальчиковая игра: «Как у нашего кота».

3-4 недели – тема «Дикие животные».

Цели: - закрепить знания и представления о диких животных;                                                   - учить использовать в речи обобщающие слова: «дикие животные»;                                              -учить узнавать и называть детенышей.

Дидактические игры: «Назови детенышей», «Кто что ест».                                       Речевая игра: «Какой, какая?»                                                                                               Сюжетно-ролевая игра «Звери из леса в гостях у ребят».                                        Подвижная игра со словами: «У медведя во бору».

Пальчиковая игра: «Зайчики».                                                                                                     Чтение сказки «Теремок» с элементами драматизации.

Декабрь.

1-2 недели – тема –«Одежда».

Цели: - закрепить представления детей о целевом назначении предметов одежды;                  - расширить словарный запас по теме;                                                                                            - учить использовать в речи обобщающее слово «одежда»;                                                            - правильно называть предметы одежды;                                                                                             - учить детей составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ.

Дидактические игры: «Кукла одевается на прогулку», «Найди свой шкафчик и расскажи, что в нем лежит», «Один- много».

3-4 недели – тема «Зима. Новый год».

Цели: - способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о зиме, празднике;                                                                                                                                      - активизировать словарь по теме;                                                                                                           - развивать умение слушать и отвечать на вопросы.

Дидактические игры: «Угадай- зиму называй», «Снежинки», «Снег кружится», «Снежинки и ветер».                                                                                                                 Чтение и разыгрывание потешки «Как по снегу, по метели трое саночек летели».

Январь.

1-2 недели – тема «Зимние забавы».

Цели: - расширить представления детей о зимних развлечениях;                                              - активизировать словарь по теме;                                                                                                      - учить составлять предложения.

Игровое упражнение: «И мы тоже» (рассказы о зимних развлечениях по картинкам).

Подвижная игра с текстом: «Снежки».

3-4 недели –тема- «Посуда».

Цели: - закрепить представления детей о целевом назначении посуды;                                        - активизировать словарь по теме;                                                                                                        - учить использовать в речи обобщающее слово «посуда».

Дидактические игры: «Один-много», «Большой- маленький», «Найди предмет по описанию», «Что изменилось».                                                                                          Чтение сказки «Три медведя».

Февраль.

1-2 недели – «Наше тело».

Цели: - учить различать и называть части тела;                                                                            - активизировать словарь по теме.

Дидактические игры: «Где же наши ручки», «Скажи ласково».

Игровое упражнение: «Ау тебя».

Пальчиковая гимнастика: «Дружат пальчики».                                                                          Разучивание потешки «Водичка- водичка».

3-4 недели- тема «Рыбы».

Цели: - расширить и уточнить представления детей о рыбах;                                                      - воспитывать у детей умение при рассматривании рыбки называть ее цвет и особенности;                                                                                                                                       - помочь усвоить соответствующий словарь.

Дидактические игры: «Опиши рыбку», «Чем похожи, чем отличаются»,                        «Найди такую же».

Пальчиковая гимнастика: «Рыбки плавают в водице».

Март.

 1-2 недели – тема «Семья». 

Цели: - уточнить знания детей о родственных связях;

 -учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ (2-3 предложения) о маме и папе;                                                                                                                                          - активизировать в речи детей прилагательные и глаголы (добрая, ласковая, красивая; умный, сильный, работает, ремонтирует).

Дидактические упражнения: «Какая, какой», «Расскажи о маме, папе».

Пальчиковая игра: «Семья».

3-4 недели – тема –«Мебель».

Цели: - продолжать знакомить детей с предметами мебели и их назначением;                         - активизировать словарь по теме;                                                                                                     - упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов в, на, за, около.

Дидактические упражнения: «Назови как можно больше предметов мебели», «Где находится предмет».

Апрель.

1-2 недели – тема «Весна».

Цели: - познакомить детей с характерными признаками весны;                                                   - активизировать словарь по теме;                                                                                                   - учить заучивать наизусть небольшие тексты.                                                                                - учить воспринимать текст на слух.

Подвижные игры: «Птички в гнездышках», «Через ручеек»

Дидактическая игра: «Тихо- громко».

Пальчиковая игра: «Солнце, цветок».

Хороводная игра: «Весна, весна, красная».                                                                           Слушание и заучивание заклички «Солнышко».

3-4 недели – тема «Транспорт».

Цели: - уточнять и расширять знания детей о транспорте;                                                                 - называть составные части транспортных средств;                                                                       - активизировать словарь по теме;                                                                                                    - учить использовать в речи обобщающее слово «транспорт»;                                                              - упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов в, на, за, около.

Дидактические игры: «Расскажи, как нам транспорт помогает», «Скажи правильно», «Чем похожи и чем отличаются».

Физкульминутки: «Самолет», «Теплоход».

Май.

1-2 недели –тема-«Насекомые».

Цели: - расширить представления о насекомых, их внешнем виде, образе жизни;                  - учить различать их;                                                                                                                          - учить слушать загадки о насекомых и разгадывать;                                                                   - учить запоминать небольшие по объему стихи о насекомых.

Дидактические игры: «Кого не стало», «Ползает, прыгает, летает».                                Разучивание стихов о божьей коровке, бабочке.

3-4 недели – тема –«Лето».

Цели: - активизировать словарь по теме;                                                                                           - познакомить с закличками о солнце.

Дидактические игры: «Расскажи и покажи», «Цветик- семицветик».

Пальчиковая гимнастика: «Наши алые цветы …»                                                  Заучивание потешки о солнце.

Работа с родителями.

Памятка для родителей «Развитие речи у детей 3-4 лет»

Самореализация.

Май.

Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 Развитие речи у детей 3-4 лет

Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий:

• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

• В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.

• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также и уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие ребенка.

• Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.

• Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

• Раз в месяц записывайте речь ребенка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем - беседы с ребенком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи - от 1 до 5-10 минут (в более старшем возрасте), при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

• Следите за тематикой занятий в группе, которую посещает Ваш ребенок. Закрепляйте эту же тему дома (новые изученные слова, стихи, игры, потешки, чистоговорки, скороговорки, песни).

Желаем успехов!



Предварительный просмотр:

Игровые упражнения на развитие речи для детей 3-4 лет

Игра «Я быстрее».

Цель: развивать речь, память, внимание.

Описание: встать рядом с ребенком. Выбрать предмет, находящийся в некотором отдалении. Объяснить ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до этого предмета, но делать шаг можно только в том случае, если названо слово из выбранной категории, например: «Все круглое (теплое, мягкое)», «Домашние или дикие животные», «Посуда», «Мебель» и т. п.

Игра «Что, где, когда».

Цели: развивать речь; помочь усвоению грамматических форм слов.

Описание: бросая мяч ребенку, задать вопросы:

- Где растут ветки? (На дереве.)

- Где растут деревья? (В лесу.)

- Где растут листья? (На ветке.)

- Где живут рыбы? (В реке.)

Игра «Волшебный сундучок».

Цели: развивать внимание, память, навык классифицирования предметов, помочь освоению правильного употребления родовых местоимений.

Описание: положить в картонную коробку несколько разных предметов. Педагог говорит: «Я нашла волшебный сундучок! Давай посмотрим, что же там лежит». Доставая предметы по одному, дать им краткую характеристику: «Смотри - это мяч, какой он круглый, красный! А вот - машина, она с кузовом и колесами. Да здесь еще и лото есть. Какое оно разноцветное, с разными картинками! И еще - ложка, большая папина ложка». Сложить все предметы в коробку и предложить ребенку угадать по описанию предмет. «Она с кузовом и с колесами; оно разноцветное и с картинками и т. п.», выделяя интонацией местоимения «он, она, оно». После того как все предметы вновь будут выложены, предложить ребенку забрать игрушки. Если вместе с игрушками он заберет и ложку, обратить на это его внимание.

Игра «Спасибо, Маша!».

Цели: способствовать сенсорному развитию; помочь освоению родовых окончаний прилагательных.

Описание: прочитать ребенку потешку, сопровождая ее действиями и побуждая к этому же ребенка.

Маша кашу варила,    Выполнить круговые движения рукой, имитирующие размешивание каши.

Федота кормила.      Выполнить движения рукой, имитирующие кормление ложкой.

Федот компот варил.     Сымитировать «размешивание» в другую сторону.

Машу поил.    Сымитировать питье из воображаемого стакана.

«Спасибо, Маша!     Наклонить голову.

Спасибо, Федот!     Выполнить поклон головой.

Вкусная каша!

Вкусный компот!

Спросить у ребенка, что еще может быть вкусным, перечисляя слова разного рода: «Яблоко какое? Вкусное! Суп какой? Вкусный! Слива какая? И т. д.».

Игра «Полезные «прятки».

Цели: развивать внимание; познакомить со значением предлогов под, на, в.

Описание: предложить ребенку поиграть в «прятки со сказкой». Придумать короткий рассказ, в котором ребенок будет выполнять то, о чем будет говориться в рассказе. Например: «Жил-был мальчик (имя ребенка). Однажды они с мамой играли в прятки. Думал-думал (имя) и решил спрятаться под стол. Смотрит мама - нет ее мальчика. Где же он? Может быть, под диваном? Посмотрела - нет его там. А может быть, под стулом? И там нет. А-а, вот он где - под столом!» Далее педагог рассказывает о том, как мальчик спрятался в шкаф или притаился за занавеской. И т. д.

Игра «Перепутанная сказка».

Цель: развивать речь, воображение, память.

Описание: начать рассказывать ребенку сказку о Красной Шапочке. В том месте истории, где девочка должна встретить волка, изменить сюжет: «Идет она по лесу, и вдруг навстречу ей - Колобок!» В зависимости от настроения ребенка моделировать дальнейшее развитие событий. Вполне возможно, что ребенок захочет послушать сказку в традиционном варианте, в этом случае предложить ему напомнить ее продолжение. А можно предложить ребенку пофантазировать на тему «Красная Шапочка и Колобок (семеро козлят, Ниф-Ниф и т. п.)». Выслушать все предложения ребенка, спросить его, почему он хочет, чтобы тот или иной герой поступил именно так. Совместными усилиями вывести счастливый финал истории.

Игра «Поезд особого назначения».

Цель: развивать фонематический слух.

Игровой материал и наглядные пособия: картонные коробки.

Описание: сделать поезд с вагонами из картонных коробок. Объяснить, что поезд возит только особые грузы, сегодня, например, он повезет только те предметы, которые начинаются на букву А. Помочь ребенку собрать необходимые вещи, выделить первый звук каждого слова.

Игра «Один - много».

Цели: развивать речь, внимание; познакомить с формами слов во множественном числе.

Игровой материал и наглядные пособия: парные карточки с изображением одиночных и множественных предметов.

Описание: разложить перед ребенком карточки с изображениями нескольких предметов. У педагога - карточки с одиночными предметами. Показывая ребенку карточку, нужно спросить: «У меня есть яблоко, а у тебя есть яблоко?» Помочь ребенку найти карточку с изображением нескольких яблок. Дать образец ответа: «У меня - яблоко, а у тебя - яблоки!» Использовать изображения предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом - дома, нога - ноги, лицо - лица и т. п.

Игра «Поезжай!».

Цель: развивать навык правильного употребления форм глаголов.

Описание: педагог разыгрывает игровую ситуацию: к ребенку подъезжает игрушечный зайка на машине, сообщает, что он едет на стройку, и просит погрузить кубики в кузов машины. После загрузки машины помахать зайке рукой и сказать: «Ну, поезжай, зайка». Затем приезжают мишка, кукла и другие игрушки. Побуждать ребенка говорить не «Ехай!», а «Поезжай!». Если ребенок ошибся, поправить его.

Игра «Кто к нам пришел?».

Цель: развивать речь, логическое мышление.

Описание: спрятать игрушку-котенка. Спрятанный котенок забыл, какое он животное, но знает, что мама у него - кошка, а папа - кот. Обыграть ситуацию с цыпленком, теленком и т. п.

Игра «Где лежал мячик?».

Цель: развивать речь, навыки ориентирования в пространстве.

Описание: положить на стол небольшой мяч. Вокруг него разложить несколько знакомых ребенку предметов. Поинтересоваться: «Где лежит мячик?» - «На столе». Задать вопрос по- другому: «Около чего лежит мячик?», «Перед чем лежит мячик?», «За каким предметом лежит мячик?», «Недалеко от чего лежит мячик?», «Напротив чего лежит мячик?» и т. п.

Игра «Магазин».

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание.

Описание: предложить ребенку поиграть в магазин. Разложить на импровизированных витринах «товары»: игрушки, книжки, посуду и т. д. «Покупателями» могут быть педагог с ребенком, куклы, мягкие игрушки. Купить понравившуюся вещь можно при одном условии: «покупатель» произносит звук, с которого начинается название «товара»: машина - «м», тарелка — «т» и т. д.

Игра «Укрась слово».

Цели: помочь выучить буквы; развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: лист бумаги, крупа (разноцветные пуговицы).

Описание: крупными буквами написать знакомое ребенку короткое слово («мама», «папа», «кот» и т. п.). Прочитать слово и предложить ребенку украсить надпись, обкладывая буквы по контуру крупой или пуговицами. Остановить ребенка, если он захочет начать с последней или средней буквы, объяснить, что все слова читаются слева направо. Выложив буквы, прочитать слово еще раз.

Игра «Путаница».

Цель: развивать речь, внимание, логическое мышление.

1 Знает это ребенок любой –

У апельсина цвет... (голубой - оранжевый).

2 Корова мычит,

Поросенок хрюкает,

Тигр рычит,

А собака... (мяукает - лает).

3 Как на нашей улице

Известно каждому ребенку,

Что лошадь - мама... (жеребенка).

Цыплята знают, что поутру

Их папу все слышат! Ведь он... (кенгуру - петух).

Игра «Небывальщина».

Цель: развивать речь, логическое мышление, внимание.

Описание: Прочитать ребенку стихотворение К. И. Чуковского «Путаница». Предложить расставить все по своим местам, объясняя свой выбор.

1) Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть,

А зимой среди ветвей

«Га-га-га» - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ:

Это правда или нет?

Н. Станкевич

2) Рады, рады, рады

Светлые березы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Темные осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

К. Чуковский

3) Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Крыши испугались,

Сели на ворон.

Лошадь подгоняла

Мужика кнутом.

Русская народная небывальщина

Игра «Опиши предмет».

Цель: развивать речь, логическое мышление, навык классифицирования.

Описание: предложить ребенку описать какой-либо знакомый ему предмет. На первых занятиях лучше всего использовать предметы, находящиеся перед глазами (игрушки, мебель, одежду). Учить ребенка давать развернутую характеристику объекта. Стоит обратить внимание на следующую схему-алгоритм, созданную В. Н. Григорьевым.

1. Предмет, класс, к которому он принадлежит, составные части предмета.

2. Форма, цвет, размер, материал.

3. Функции предмета.

4. Сравнительный анализ - по форме, цвету, материалу, функциям.

При этом взрослый должен обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень его развития. Использовать слова, доступные пониманию ребенка. Наглядно демонстрировать все, о чем рассказывается. Задать ребенку наводящие вопросы, подсказать, если он затрудняется с ответом. Игру можно организовать в форме сказки.

Игра «Расскажи мне... (описание но картинке)».

Цели: развивать речь, внимание, аналоговое мышление, воображение, расширять словарный запас.

Игровой материал и наглядные пособия: сюжетная картинка.

Описание: предложить ребенку рассказать о том, что он видит на картинке: в целом, детально. Задать ему наводящие вопросы. Например: на картинке изображена девочка, ведущая за руку маленького мальчика. Спросить ребенка: почему девочка ведет мальчика за руку? (Потому что он маленький. Потому что он не знает, куда идти. Потому что он не хочет идти и т. п.) Кто эта девочка? (Сестра мальчика. Соседка. Дочка маминой подруги it т. п.) Куда идут девочка с мальчиком? (Домой. В детский сад. На прием к врачу. И др.)

Дать ребенку задание описать девочку, мальчика. Сравнить их. (Девочка выше мальчика, у нее длинные светлые волосы, а у мальчика - темные, короткие.) Рассмотреть одежду детей, обувь. Держат ли они что-нибудь в руках? Где они идут, что их окружает. Поинтересоваться у ребенка, где, по его мнению, в это время находится мама мальчика? (На работе, дома, у бабушки, в магазине и т. д.) А папа? Учить ребенка замечать детали, делать выводы, сопоставлять, проводить аналогии. Задавая вопросы, употреблять такие фразы, как: «А ты как считаешь?», «Ты уверен, что...», «Может быть, ты думаешь по-другому?» Помогать ребенку правильно строить фразы, употребляя нужные слова.

Игра «Что нужно человеку».

Цель: развивать речь, воображение, память.

Описание: нарисовать человечка. Предложить ребенку придумать ему имя. С подсказки ребенка нарисовать все то, что необходимо человеку: дом, одежду, посуду, игрушки, друзей и т. д. Сочинить сказку о приключениях своего персонажа. Пусть ваш ребенок придумает маршруты и события для нарисованного героя. Составит ему режим дня, меню, опишет его действия. Предложить ребенку рассказать о человечке кому-нибудь из членов семьи.

Игра «Опиши куклу».

Цель: развивать внимание, наблюдательность, память.

Описание: показать ребенку куклу, пусть он се внимательно рассмотрит. Затем спрятать игрушку и спросить ребенка, какого цвета было платье на кукле, длинное или короткое, с пуговицами или без и т. п. Повязать кукле бантик, но так, чтобы ребенок этого не видел. Вновь показать куклу и поинтересоваться, что изменилось в ее облике. По мере усвоения ребенком правил игры за одно занятие можно менять по несколько деталей, меняя кукле прическу, снимая и надевая носочки, туфельки, шарфики и т. п.

Игра «Вам письмо!».

Цель: развивать речь, воображение.

Описание: написать ребенку красочное письмо от имени его любимого персонажа (героя мультфильма, сказки, стихотворения). Запаковать в конверт и торжественно вручить. Прочитать письмо и предложить ребенку вместе сочинить ответное письмо. Придумать тему послания, например: «Опиши, какие игрушки у тебя есть», «Расскажи, что ты любишь делать» и т. д. Запишите все то, что ребенок хотел бы рассказать своему новому другу. При этом громко проговорить и показать ребенку то, что вы пишете. Возможно, адресат снова захочет написать ребенку.

Игра «Что с чем можно делать?».

Цель: развивать речь (употребление существительных в творительном падеже без предлогов), воображение.

Описание: рассказать ребенку короткую историю: «Жил - был мальчик по имени (можно вставить имя ребенка). Ему было три года. Однажды бабушка подарила мальчику лопату. Задумался малыш: «Что же мне с ней делать?» Предложить подумать о том, что можно делать лопатой. Помочь ребенку, выдвигая версии поочередно. Задать вопросы о способах использования разных предметов: «Что можно делать ложкой (красками, клеем, нитками и т. п.)?»

Игра «Кому бы позвонить?».

Цели: развивать речь; заложить основы этикета.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушка-телефон.

Описание: предложить ребенку «позвонить» кому-нибудь по телефону (бабушке, дедушке, другу, игрушке и т. п.). Педагог исполняет роль собеседника. Обратить внимание ребенка на необходимость здороваться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», поддерживать разговор. Поинтересоваться, что бы ребенок хотел спросить у бабушки (зайки, лисички и т. д.), что может рассказать о себе, о маме, папе и т. д. Напомнить ребенку о необходимости говорить «до свидания» по окончании разговора.

Игра «Причины катастрофы».

Цели: развивать речь; помочь освоить категорию «причина - следствие».

Описание: прочитать рассказ Я. Тайца.

КУБИК НА КУБИК

Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша:

- Дай башню!

- Не дам!

- Дай хоть кубик!

- Один кубичек возьми!

Миша протянул руку - и хвать самый нижний кубик. И вмиг - трах-тара-рах! - вся Машина башня раз-ва-ли-лась!

Предложить ребенку попробовать сделать так же. Построить башню и выдернуть нижний кубик; кубик из середины; снять верхний кубик. Объяснить ребенку причину разрушения башни.

Игра «Зоопарк».

Цель: развивать речь, память.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушки-животные (карточки с изображениями животных, овощей и фруктов).

Описание: предложить ребенку показать кукле зоопарк. Разместить животных или карточки с их изображением в виде небольшой аллеи. Попросить ребенка рассказать кукле всё, что он знает о каждом звере, помочь ему строить рассказ. Объявить обед в зоопарке. Дать ребенку картинки с продуктами и поручить «покормить» каждое животное тем, что оно любит. Задать провокационные вопросы: «Бананы мы отдадим зайцу? А вот эту красивую морковку, наверное, съест собака, да?»

Игра «Докажи!».

Цель: развивать речь, память, умение анализировать, приводить и отстаивать доводы.

Описание: начать игру так: «Мне кажется, что мама теленка - лошадь. Ведь у них есть копыта, они покрыты шерстью, едят сено и т. п.». Побудить ребенка объяснить вам, что теленок - детеныш коровы, а не лошади: у лошади нет рогов, у теленка нет гривы, лошадь ржет, теленок мычит и т. п. «У воробья есть клюв и перья, значит его мама - курица». Контрфакты: разный размер, воробей летает - курица нет, воробей чирикает - курица квохчет, кудахчет и т. д. Продолжить игру с ребенком, помогая ему сделать тот или иной вывод. Противопоставлять можно разные объекты и категории, например, «медведь живет в норе», «хлеб растет на дереве» и т. п. Каждую игру следует доводить до логического завершения, чтобы у ребенка формировались верные образы рассматриваемых объектов.

Игра «Мимо леса, мимо поля».

Цель: развивать речь, память, воображение.

Описание: предложить ребенку отправиться в путешествие на поезде или на машине. Сесть рядом, изобразить рев мотора или стук колес, гудок паровоза. Сказать: «Смотри - мы проезжаем мимо речки! Я вижу, как там плещется рыба! Вон плывет маленькая рыбка - пескарь, а за ним гонится большая щука и т. д.». «Проехать» мимо леса, мимо деревни, мимо зоопарка и т. п. Если ребенок не может описать что-либо, задать ему наводящие вопросы: «Мы едем мимо леса, ты видишь кого-нибудь? Я вижу зайца. Никак не могу рассмотреть - он один или с зайчонком?»

Игра «Вредности».

Цели: развивать речь; познакомить с антонимами.

Описание: предложить ребенку поиграть во «вредности».

- Бумага белая, - говорит педагог.

- Нет, она черная! - возражает ребенок.

- Баба-яга злая.

- Нет, она добрая!

- Наш дом высокий.

- Нет, он низкий. И т. д.

Игра «Опять вредности!».

Цели: развивать речь; познакомить с глаголами с противоположным значением.

Описание: называя действия, попросить ребенка делать все наоборот.

- Я сейчас открою дверь.

- А я ее закрою.

- Я пришью пуговицу.

- А я ее оторву.

- Я буду говорить.

- А я буду молчать. И т. п.



Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

на 2021-2022 уч. год

"Влияние дидактических игр на развитие речи детей 4- 5 лет"

Воспитатель: Филоненко Н.В.


Актуальность выбранной темы:

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 4-5 лет.

В качестве приоритетов определяются такие задачи как:

- развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи;

- развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился.

Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Необходимо внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.

Цельповышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии речи детей через дидактические игры и пособия.

Задачи:

1.Изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Развитие речи детей через дидактические игры».

  1. Продолжать внедрение в практику информационные компьютерные технологии (компьютеры, проекторы), метода проектов.

3. Внедрить новые формы взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в реализации образовательного процесса.

4. Обобщить и распространить педагогический опыт на мероприятиях

различного уровня.

Ожидаемые результаты:

1.Систематизация материала по развитию речи средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.

2.Оптимизировано применение технологий в образовательном процессе.

3.При систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.

4.Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития речи детей.

5.Пополнение методической копилки дидактическими играми и пособиями.

6. Обогащение опыта по проблемной тематике.

Формы работы с родителями и детьми:

Родители:

- сотрудничество через консультации,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Дети:

- специальные занятия по развитию речи,

- дидактические игры на развитие фонематического строя речи,

- дидактические игры на развитие грамматического строя речи,

- дидактические игры на развитие связной речи,

- дидактические игры на развитие монологической речи,

-дидактические игры на развитие диалогической речи.

Методы работы:

- словесные

-наглядные

- практические

-игровые

Принципы:

- принцип дифференцированного подхода

- принцип учета интересов всех участников педагогического процесса;

- принцип сотрудничества между воспитателями, детьми и родителями;

-принцип комплексного подхода к организации коррекционно - педагогического процесса.

                                                        План работы

1.Знакомство с новыми педагогическими технологиями

2.Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования, систематизация полученных данных.

3.Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования, изучение статей в журналах.

Через предметные издания и Интернет- ресурс.

Журналы: " Воспитатель ДОУ", " Дошкольное воспитание", " Ребенок в детском саду", "Обруч "

Работа с детьми

Сентябрь

1.Создание предметно-развивающей среды, окружающей ребенка.

2. Использование тематических комплексов, направленных на развитие речи и мелкой моторики: крышки. посуда, профессии. транспорт, звуки. растения.

3. Использование настольно печатных игр и лепбуков на занятиях и в свободной игровой деятельности.

Октябрь

Дидактические игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи

«Испорченный телефон»

«Светофор»

«Повтори»

Поймай звук»

«Поиграем в сказку»

Ноябрь

Картотека дидактических игр на развитие лексической стороны речи (формирование словаря).

«Вершки-корешки»

«Фрукты и овощи»

«Новоселье»

«В мире растений»

Декабрь

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

«Найди предмет указанной формы»

«Из каких фигур состоит?»

Январь

Картотека дидактических игр на развитие грамматического строя речи.

«Живые слова»

«Дополни предложение»

«Размытое письмо»

«Придумай предложение»

«Доскажи словечко»

Февраль

Дидактические игры и упражнения на развитие связной речи».

Использование приемов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

«Где начало рассказа»

«Кто больше заметит небылиц»

«Найди картинке место»

«Исправь ошибку»

«Отгадай-ка»

Март

Картотека дидактических игр и упражнения на развитие монологической речи».

«Мишкины картинки»

«Нарисуем портрет»

«Магазин игрушек»

«Выбери начало» 

«Составляем разные рассказы»

«Сочиняем сказку»

Апрель

Дидактические игры и упражнения на развитие диалогической речи».

«Когда можно и нужно звонить?»

«Ведение диалога по телефону»

«Передай письмо»

«Волшебный ключ»

Май

Дидактические игры по методике ТРИЗ.

«Фантазия»

«Маша-растеряша»

«Угадай, что я загадала»

«Черное-белое»

Работа с семьей

Сентябрь

Анкетирование родителей

Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по развитию речи дошкольников.

Октябрь

- Составление папок-передвижек и консультаций " Простые советы по развитию речи"

- Оформление речевого уголка, совместное изготовление дидактических игр по сенсорике.

Пропаганда знаний по развитию речи (стенд).

Ноябрь

Консультация «Методика организации и руководство дидактическими играми»

Помочь родителям овладеть методикой использования дидактических игр и раскрыть их значение в обучении в семье.

Декабрь

Составление картотеки дидактических игр на развитие лексической и фонематической стороны речи.

Обучение родителей дидактическим играм в домашних условиях.

Январь

Изготовление папки-передвижки «Как наше слово отзовется»

- пополнение библиотеки народными сказками с иллюстрациями разных художников.

Привлечение родителей к работе по развитию речи детей.

Февраль

- Практикум «Речь и весёлый мяч»

- Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы.

Обучение родителей приёмам развития речи в игровой форме.

Март

Консультация « Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Раскрыть значение речи в развитии личности ребенка.

Апрель

Конкурс с родителями «Любимые дидактические игры своими руками»

Совместная деятельность родителей, педагога и детей. Выставка дидактических игр.

Май

Отчет "Влияние дидактических игр на развитие речи детей 4- 5 лет"

В течение года

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Самореализация

Сентябрь

Работа с методической литературой. Изучение мониторинга по программе Вераксе " От рождения до школы"

Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация»

Октябрь

Сбор материала для педагогической копилки, изготовление методического пособия по развитию речи.

Папка- копилка, сайт воспитателя.

Ноябрь

Повышение профессионализма по развитию речи.

Декабрь

Посещение открытых занятий у воспитателей своего сада и района, посещение педсоветов, семинаров, конференций.

Метод. объединения; просмотр занятий в сети интернет; просмотр вебинаров.

Январь

Изучение дидактического пособия «Развивающие игры для детей 2-7 лет. (Е.Н. Михина).

Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка.

Февраль

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС.

Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Март

Подготовка материала к публикации в печатных изданиях.

Распространение опыта работы по теме самообразования на интернет- ресурсах.

Апрель

Распространение педагогического опыта по развитию речи на интернет- ресурсах.

Май

Обработка анкетных данных. Подведение итогов работы по развитию речи. Отчёт о проделанной работе.

Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация»

Заключение: Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствует развитию речевой активности детей. необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности- попытка учить детей светло. радостно, без принуждения. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. В связи с этим в детском саду должны быть созданы все условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребенка.

Список литературы

1.Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г.

2. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2013 г.

3. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2013г.

4. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.

5. О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г

6. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 5-7 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.

7. ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников»-М:Школьная Пресса. 2013г

Интернет –ресурсы.

1. Нормативная база

http://www.standart.edu.ru/ нормативная база, повышение квалификации

edu - "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.

rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".

2. Методические наработки, конспекты занятий, педагогические библиотеки

http://www.ivalex.vistcom.ru/metod.htm сайт "Всё для детского сада"

http://detsad-kitty.ru/ ДетСад (методическая литература, наглядный материал,  методические наработки)

http://dob.1september.ru Журнал дошкольное образование

http://vospitatel.com.ua/ сайт Воспитатель (конспекты занятий в ДОУ)

http://ldv.metodcenter.edusite.ru Лаболатория дошкольного образования

3. Все для подготовки непосредственно-образовательной деятельности

http://allforchildren.ru/ Все для детей (расскраски, песни, стихи, наглядный материал)

http://www.schoolforbaby.ru загадки, сценарии праздников, поделки, песни

http://www.solnet.ee/ Детский портал «СОЛНЫШКО» Здесь много интересной и полезной информации и для малышей, и для их родителей, и для педагогов.

Вебинары для воспитателей ДОО Ютуб Журнал Обруч - https://www.youtube.com/channel/UCIzVmem3GfTdgPbZCFXpyUQ/videos?shelf_id=2&view=0&sort=dd

1. Скоролупова О.А. Способы поддержки детской инициативы в образовательном процессе детского сада -

https://www.youtube.com/watch?v=5XdLivN4M-o

2. Скоролупова О.А. Технологии поддержки детской инициативы в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста -

https://www.youtube.com/watch?v=kFn1-6hgwak

(Технология «СИТУАЦИЯ»)

3. Скоролупова О.А. Формы организации образовательного процесса в современном детском саду: Образовательные квесты - https://www.youtube.com/watch?v=EFN295aHgZ8

4.Скоролупова О.А. Технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста - https://www.youtube.com/watch?v=V5GOTiR1lI8

5.Скоролупова О.А. Проектная деятельность в детском саду- https://www.youtube.com/watch?v=57otlCQCKjs

6. Лыкова И.А. Культурные практики - https://www.youtube.com/watch?v=9aU_MnVvh98

7. Гришаева Н.П. Методы развития детской инициативы в ДОО - https://www.youtube.com/watch?v=aM12btwLWxw

8. Бадулина О.И. Эмоциональное благополучие дошкольников в образовательном процессе - https://www.youtube.com/watch?v=AcyfDxd9Gjs

9. Тимофеева Л.Л. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста - https://www.youtube.com/watch?v=iM8ZExAqoXI

10. Глушкова Г.В. Активные формы взаимодействия семьи и педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО - https://www.youtube.com/watch?v=o3qQJRhOVZc

11. htt:|\\detsad-kitty.ru

12. htt: \\ www.i-deti.ru

13. http://www.maam.ru/detskijsad Сайт педагогов дошкольного образования

14.razvitie_detei_doshkolnogo_vozrasta_v_usloviyah_vvedenia_fgos/.


Периодические издания:

1. И. А. Бодраченко Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.

2. В. Гербова.Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.

3.О. С.Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г.

4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г