Педагогические технологии

Тютрина Ирина Афанасьевна

использование педагогических технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья23.92 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Тютрина Ирина Афанасьевна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №40 г.Улан-Удэ

         Педагогическая наука и практика характеризует современную отечественную систему образования как кризисную, связанную с кризисом общества и его переходом из сферы политики и экономики в область культуры и образования. изменения, происходящие в политической и социально-экономической сферах развития общества, неизбежно отражаются и на развитие системы профессиональной подготовки специалистов различного профиля.

       Современный период развития педагогического знания характеризуется крайней степенью противоречивости. С одной стороны, накоплено огромное масса педагогических сведений, как теоретико-методологического, так и прикладного характера, касается практически всех сторон и сфер педагогической деятельности, с другой стороны, эта масса рискует стать критической, вследствие невозможности ее продуктивного использования из-за разнородности и противоречивости многих педагогических идей, положений, концепций, категорий, терминов, технологий и методик.

       Какие же  современные педагогические технологии можно применить в обучении младших школьников.

       Ученик начальной школы не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий дает возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребенка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.

       Педагогические технологии - это сложная система средств и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, и создает в результате определенную совокупность условий для развития учащихся .

      Сущность образовательных технологий выражается в том, что меняется характер образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, то есть сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании (они выступают, как равноправные участники учебного процесса).

Современные педагогические технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацелена на решение как учебных, так и практически значимых задач.

       К современным педагогическим технологиям относятся:

1. Личностно-ориентированные технологии обучения:

- технология разноуровневого обучения;

- технология обучения как учебного исследования;

- технология обучения в сотрудничестве;

- технология эвристического обучения;

- метод проектов;

- развивающее обучение - (Занков, В. Давыдов, Д. Эльконин).

2. Предметно-ориентированные технологии обучения:

- технология постановки целей;

- технология полного усвоения (М. Кларин)

- технология педагогического процесса;

- технология концентрированного обучения;

- модульное обучение.

3. Информационные технологии:

- ИКТ (информационно-коммуникационные технологии);

- технологии дистанционного обучения.

4. Технологии оценивания достижений учащихся:

- технология «Портфолио»;

- безоценочное обучения;

- рейтинговые технологии.

5. Интерактивные технологии:

- технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо »;

- технология проведения дискуссий;

- технология «Дебаты»;

- тренинговые технологии.

        Любой учитель ищет свои пути, с годами производит и использует приемы активизации мыслительной деятельности на уроках. У каждого учителя есть право на творчество, есть своя методическая копилка.

       Следовательно, для повышения эффективности образовательного процесса во время проведения уроков в начальной школе, необходимо использовать современные педагогические технологии. Наша задача - не давать готовые знания ученику, а компетентно организовать самостоятельный познавательный процесс. Следовательно, нужно использовать в своей педагогической практике технологии, которые реализуют личностно-ориентированное обучение, которые обеспечивают привлечения каждого ученика в активный познавательный процесс.

        Рассмотрим несколько технологий.

  1. Технология проблемного обучения.

        Технология проблемного обучения – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые предоставляют обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, становится возможным при условии решения возникающих противоречий, создание проблемных ситуаций на уроке. В преодоления посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

       Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников. Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе. Следовательно, такая технология привлекает к новым возможностям построения любого урока, где младшие школьники не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой, дети лучше усваивают не то, получившие в готовом виде и «зазубрили»,а то, что открыли сами и выразили по-своему.

  1. Исследовательская работа.

      Такой подход позволяет перевести ученика слушателя в активного участника процесса обучения. Исследования - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по своей природе исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей младшего школьного возраста наблюдать, сравнивать, ставить вопросы, а также выработать желание найти ответы. Следовательно, нужно читать дополнительную литературу, учиться

ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению.

  1. Здоровьесберегающие технологии.

      Знания, владение и применение здоровьесберегающих технологий является важной составляющей профессиональной компетентности современного педагога. Отметим, что понятие «Здоровьесберегающие» можно отнести к любой педагогической технологии, в процессе реализации создает необходимые условия для сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса - учащихся и учителей. А главное, что любая педагогическая технология должно быть здоровьесберегающей .

      Выдающийся педагог К. Ушинский сформулировал основной закон детской природы: «Ребенок требует деятельности, непрестанно и устает не деятельность, а ее однообразием. Заставьте ребенка сидеть, и она очень быстро устанет; лежать - то же; идти она долго не может, не может ни говорить, ни петь, ни читать и меньше - долго думать; но она пустует и движется целый день, меняет и заставляет все эти деятельности и не устает ни на минуту, чем младше возраст, тем разнообразнее должна быть деятельность ». Выдающийся педагог рекомендует: «Дайте ребенку немного подвигаться, и она подарит вам снова десять минут оживленной внимания, если вы сумели их использовать, они дадут вам в результате больше, чем целую неделю полусонных занятий ».

  1. Игровые технологии.

      Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая помощью игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а детям удобно и естественно его взять.

      Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к ученикам, привлекать каждого ученика в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть различными по своему назначению, содержанию, средствами организации и проведения. С их помощью можно решать какое-либо одно задание (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т.п.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и др.

  1. Информационно-коммуникативные технологии.

        Информационно-коммуникационные технологии обучения (ИКТ) - это совокупность методов и технических средств реализации информационных технологий на основе компьютерных сетей и средств обеспечения эффективного процесса обучения.

       Использование информационных технологий открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.

       Уроки с использованием ИКТ является одним из наиболее важных результатов инновационной деятельности в начальной школе. ИКТ существенно помогают педагогу в его работе - это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранения личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов. Все это позволяет с более короткое время получить более высокий результат в обучении детей.

  1. Технологии формирования творческой личности.

       Основная задача данной технологии - создать максимально благоприятные условия для творческого развития детей младшего школьного возраста. Придя в школу, дети должны углубляться в атмосферу творчества, поиска нового, подвергать сомнениям стали истины. Эта технология тесно переплетается с другими технологиями, однако она имеет и свои индивидуальные черты: деятельность ученика не должна регламентироваться, нужно постоянно вызывать интерес ребенка к обучения. Важную роль в стимуляции у школьников интереса к труду играют задачи: подбор учителем задач, требующих творческого переработки, обобщения, систематизации, умений и навыков сравнивать и анализировать, поиска; использование игровых моментов, стимулирующих проявления самостоятельности учащихся, их творческих возможностей; решения творческих задач.

       Технология формирования творческого ученика ориентирована на личность. Это означает максимальную индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса. Учитель, который формирует творческую личность, должен быть новатором по сути своей. Только тогда новые идеи, прогрессивные принципы и приемы помогут ему создавать новые педагогические технологии, внедрять различные инновации в учебно-воспитательный процесс. И только тогда будет перестроено всю систему воспитания и обучения в сторону повышения ее эффективности [2].

Выводы.

       Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в котором все входящие у него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Преимущества этих технологий заключаются не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтроля и самооценки результатов обучения.

      Приоритетом обучения должно стать не усвоение учащимися определенного объема знаний, умений и навыков, но и умение младших школьников учиться самостоятельно, приобретать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужно, крепко их запоминать и связывать с другими. Внедрение современных педагогических технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации младших школьников.