Статья "Коррекционные занятия с детьми с умственной отсталостью"
Завьялова О.Б.
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Завьялова Ольга Борисовна,
учитель коррекционных курсов
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7,
осуществляющая деятельность по адаптированным
основным образовательным программам»
АННОТАЦИЯ
В этой статье показан опыт проведения развивающих коррекционных занятий с умственно отсталыми детьми в начальных классах. Данное занятие было проведено с обучающимися 2 класса, второго года обучения, вариант 1 (легкая степень умственной отсталости), по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
Ключевые слова: развитие психомоторики и сенсорных процессов, коррекционное занятие, психические процессы, умственная отсталость.
Умственная отсталость – совокупность различных психологических патологий, которые приводят к нарушению умственной деятельности человека, незавершенное развитие психики. Людям, страдающим от этого состояния, сложно адаптироваться в обществе, общаться с окружающими. От умственной отсталости страдают и дети.
В образовательном учреждении проводятся действенные коррекционные занятия, которые помогают в развитии и обучении обучающемуся с той или иной формой умственной отсталости.
В основе занятий – адаптированная образовательная рабочая программа, составленная в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). За основу адаптированной образовательной рабочей программы взята авторская программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Л.А. Метиевой, Э.Я. Удаловой.
Основные задачи коррекционных занятий.
Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на развитие у них таких психических процессов, как мышление, воображение, память, внимание, речевая деятельность, развитие и совершенствование крупной и мелкой моторики, обогащение знаний об окружающем мире.
Занятия разделены на категории.
Развитие крупной и мелкой моторики.
Совершенствование мелкой моторики - очень важный этап в развитии умственно отсталого ребенка. Участки головного мозга, которые отвечают за это развитие, находятся близко к зонам мышления, воображения, речевой деятельности, внимания. Совершенствовать умения нужно постепенно: начинать с самых простых движений и добавлять более сложные по мере успеха. При коррекционных занятиях для обучающихся с умственной отсталостью особое внимание уделяется данному пункту. Обучающиеся учатся правильно владеть письменными принадлежностями (цветным карандашом), выполнять по правилам различные виды деятельности: штрихование, раскрашивание, обводка; пользоваться ножницами: вырезают фигуры из бумаги и делают различные аппликации. Все эти действия помогут развить нужные зоны головного мозга. В данном разделе активно применяются такие приемы работы как: пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения, вспомогательные виды деятельности: шнуровка, игры с прищепками, самомассаж пальчиков с помощью шариков и колечек су-джок.
Тактильное восприятие окружающего мира.
Обучающиеся научатся определять предметы на ощупь, распознавать каждый из них, выделять свойства и качества вещей (насколько они холодные или теплые, крупные или мелкие, мягкие или твердые, шершавые, гладкие и т.д.).
Восприятие предметов.
Способность отличить одну вещь от другой по различным качествам. Различие цветов, оттенков, размеров, формы предметов. Их сравнение и возможность к группированию, конструированию.
Кинетическое развитие. Суть заключается в усовершенствовании осознания движений ребенком, их копирование и повторение, развивается крупная моторика. Активно используются подвижные игры.
Формирование зрительного восприятия.
Цель – научить анализировать увиденные им вещи, события, сформировать зрительную память и улучшить координацию движений рук и глаз.
Формирование слухового восприятия.
Действия, направленные на восприятие звуков, их различение и развитие чувства ритма обучающихся. Прослушивание музыки, звуков животных, различные игры на развитие слухового восприятия.
Осознание времени и пространства.
Очень важно помочь обучающемуся понимать происходящее вокруг него, ориентироваться в пространстве, различать времена года, определять время по часам.
Взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Умственно отсталые дети должны понимать, что они могут обратиться за помощью к старшим в любой ситуации, особенно в моменты опасности или при возникновении проблем со здоровьем. Они должны быть адаптированы к окружающей обстановке, адекватно реагировать на инструкции, вступать во взаимодействие как с педагогом, так и с другими учениками. Главный плюс проведения занятий в коллективе – обучающиеся быстрее адаптируются в обществе своих сверстников и идут на контакт.
Таким образом, развиваются, совершенствуются психические процессы, происходит адаптация и социализация обучающихся.
Литература
1. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М., 1997.
2. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
3. Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Пособие для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_korrektsionnye_zanyatiya_s_detmi_s_umstvennoy_otstalostyu.docx | 15.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Завьялова О.Б.
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Завьялова Ольга Борисовна,
учитель коррекционных курсов
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7,
осуществляющая деятельность по адаптированным
основным образовательным программам»
z-olga0177@mail.ru
АННОТАЦИЯ
В этой статье показан опыт проведения развивающих коррекционных занятий с умственно отсталыми детьми в начальных классах. Данное занятие было проведено с обучающимися 2 класса, второго года обучения, вариант 1 (легкая степень умственной отсталости), по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
Ключевые слова: развитие психомоторики и сенсорных процессов, коррекционное занятие, психические процессы, умственная отсталость.
Умственная отсталость – совокупность различных психологических патологий, которые приводят к нарушению умственной деятельности человека, незавершенное развитие психики. Людям, страдающим от этого состояния, сложно адаптироваться в обществе, общаться с окружающими. От умственной отсталости страдают и дети.
В образовательном учреждении проводятся действенные коррекционные занятия, которые помогают в развитии и обучении обучающемуся с той или иной формой умственной отсталости.
В основе занятий – адаптированная образовательная рабочая программа, составленная в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). За основу адаптированной образовательной рабочей программы взята авторская программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Л.А. Метиевой, Э.Я. Удаловой.
Основные задачи коррекционных занятий.
Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на развитие у них таких психических процессов, как мышление, воображение, память, внимание, речевая деятельность, развитие и совершенствование крупной и мелкой моторики, обогащение знаний об окружающем мире.
Занятия разделены на категории.
Развитие крупной и мелкой моторики.
Совершенствование мелкой моторики - очень важный этап в развитии умственно отсталого ребенка. Участки головного мозга, которые отвечают за это развитие, находятся близко к зонам мышления, воображения, речевой деятельности, внимания. Совершенствовать умения нужно постепенно: начинать с самых простых движений и добавлять более сложные по мере успеха. При коррекционных занятиях для обучающихся с умственной отсталостью особое внимание уделяется данному пункту. Обучающиеся учатся правильно владеть письменными принадлежностями (цветным карандашом), выполнять по правилам различные виды деятельности: штрихование, раскрашивание, обводка; пользоваться ножницами: вырезают фигуры из бумаги и делают различные аппликации. Все эти действия помогут развить нужные зоны головного мозга. В данном разделе активно применяются такие приемы работы как: пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения, вспомогательные виды деятельности: шнуровка, игры с прищепками, самомассаж пальчиков с помощью шариков и колечек су-джок.
Тактильное восприятие окружающего мира.
Обучающиеся научатся определять предметы на ощупь, распознавать каждый из них, выделять свойства и качества вещей (насколько они холодные или теплые, крупные или мелкие, мягкие или твердые, шершавые, гладкие и т.д.).
Восприятие предметов.
Способность отличить одну вещь от другой по различным качествам. Различие цветов, оттенков, размеров, формы предметов. Их сравнение и возможность к группированию, конструированию.
Кинетическое развитие. Суть заключается в усовершенствовании осознания движений ребенком, их копирование и повторение, развивается крупная моторика. Активно используются подвижные игры.
Формирование зрительного восприятия.
Цель – научить анализировать увиденные им вещи, события, сформировать зрительную память и улучшить координацию движений рук и глаз.
Формирование слухового восприятия.
Действия, направленные на восприятие звуков, их различение и развитие чувства ритма обучающихся. Прослушивание музыки, звуков животных, различные игры на развитие слухового восприятия.
Осознание времени и пространства.
Очень важно помочь обучающемуся понимать происходящее вокруг него, ориентироваться в пространстве, различать времена года, определять время по часам.
Взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Умственно отсталые дети должны понимать, что они могут обратиться за помощью к старшим в любой ситуации, особенно в моменты опасности или при возникновении проблем со здоровьем. Они должны быть адаптированы к окружающей обстановке, адекватно реагировать на инструкции, вступать во взаимодействие как с педагогом, так и с другими учениками. Главный плюс проведения занятий в коллективе – обучающиеся быстрее адаптируются в обществе своих сверстников и идут на контакт.
Таким образом, развиваются, совершенствуются психические процессы, происходит адаптация и социализация обучающихся.
Литература
1. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М., 1997.
2. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
3. Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Пособие для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.