Статья "Коррекционные занятия с детьми с умственной отсталостью"

Завьялова Ольга Борисовна

Завьялова О.Б.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Завьялова Ольга Борисовна,

учитель коррекционных курсов

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7,

осуществляющая деятельность по адаптированным

основным образовательным программам»

 

АННОТАЦИЯ

В этой статье показан опыт проведения развивающих коррекционных занятий с умственно отсталыми детьми в начальных классах. Данное занятие было проведено с обучающимися 2 класса, второго года обучения, вариант 1 (легкая степень умственной отсталости), по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Ключевые слова: развитие психомоторики и сенсорных процессов, коррекционное занятие, психические процессы, умственная отсталость.

Умственная отсталость  – совокупность различных психологических патологий, которые приводят к нарушению умственной деятельности человека, незавершенное развитие психики. Людям, страдающим от этого состояния, сложно адаптироваться в обществе, общаться с окружающими.  От умственной отсталости страдают и дети.

В образовательном учреждении  проводятся  действенные коррекционные занятия, которые помогают в развитии и обучении обучающемуся с той или иной  формой умственной отсталости.

В основе занятий – адаптированная образовательная рабочая программа, составленная в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). За основу адаптированной образовательной рабочей программы взята авторская программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида Л.А. Метиевой, Э.Я. Удаловой.

Основные задачи коррекционных занятий.

Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на развитие у них таких психических процессов, как мышление, воображение, память, внимание, речевая деятельность, развитие и совершенствование крупной и мелкой моторики, обогащение знаний об окружающем мире.

Занятия разделены на категории.

Развитие крупной и мелкой моторики.

Совершенствование мелкой моторики - очень важный этап в развитии умственно отсталого ребенка. Участки головного мозга, которые отвечают за это развитие, находятся близко к зонам мышления, воображения, речевой деятельности, внимания. Совершенствовать умения нужно постепенно: начинать с самых простых движений и добавлять более сложные по мере успеха. При коррекционных занятиях для обучающихся с умственной отсталостью особое внимание уделяется данному пункту. Обучающиеся  учатся правильно владеть  письменными принадлежностями (цветным карандашом), выполнять по правилам различные виды деятельности: штрихование, раскрашивание, обводка; пользоваться ножницами: вырезают фигуры из бумаги и делают различные аппликации. Все эти действия помогут развить нужные зоны головного мозга. В данном разделе активно применяются  такие приемы работы как: пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения, вспомогательные виды деятельности: шнуровка, игры с прищепками, самомассаж пальчиков с помощью шариков и  колечек су-джок.

Тактильное восприятие окружающего мира.

Обучающиеся  научатся определять предметы на ощупь, распознавать каждый из них, выделять свойства и качества вещей (насколько они холодные или теплые, крупные или мелкие, мягкие или твердые, шершавые, гладкие и т.д.).

Восприятие предметов.

Способность отличить одну вещь от другой по различным качествам. Различие цветов, оттенков, размеров, формы предметов. Их сравнение и возможность к группированию, конструированию.

Кинетическое развитие. Суть заключается в усовершенствовании осознания движений ребенком, их копирование и повторение, развивается крупная моторика. Активно используются подвижные игры.

Формирование зрительного восприятия.

Цель – научить анализировать увиденные им вещи, события, сформировать зрительную память и улучшить координацию движений рук и глаз.

Формирование слухового восприятия.

Действия, направленные на восприятие звуков, их различение и развитие чувства ритма обучающихся. Прослушивание музыки, звуков животных, различные игры на развитие слухового восприятия.

Осознание времени и пространства.

Очень важно помочь обучающемуся понимать происходящее вокруг него, ориентироваться в пространстве, различать времена года, определять время по часам.

Взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Умственно отсталые дети должны понимать, что они могут обратиться за помощью к старшим в любой ситуации, особенно в моменты опасности или при возникновении проблем со здоровьем. Они должны быть адаптированы к окружающей обстановке, адекватно реагировать на инструкции, вступать во взаимодействие как с педагогом, так и с другими учениками. Главный плюс проведения занятий в коллективе – обучающиеся быстрее адаптируются в обществе своих сверстников и идут на контакт.

Таким образом, развиваются, совершенствуются психические процессы, происходит адаптация и социализация обучающихся.

 

Литература

1. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М., 1997.

2. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

3. Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Пособие для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Завьялова О.Б.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Завьялова Ольга Борисовна,

учитель коррекционных курсов

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7,

осуществляющая деятельность по адаптированным

основным образовательным программам»

z-olga0177@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В этой статье показан опыт проведения развивающих коррекционных занятий с умственно отсталыми детьми в начальных классах. Данное занятие было проведено с обучающимися 2 класса, второго года обучения, вариант 1 (легкая степень умственной отсталости), по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Ключевые слова: развитие психомоторики и сенсорных процессов, коррекционное занятие, психические процессы, умственная отсталость.

Умственная отсталость  – совокупность различных психологических патологий, которые приводят к нарушению умственной деятельности человека, незавершенное развитие психики. Людям, страдающим от этого состояния, сложно адаптироваться в обществе, общаться с окружающими.  От умственной отсталости страдают и дети.

В образовательном учреждении  проводятся  действенные коррекционные занятия, которые помогают в развитии и обучении обучающемуся с той или иной  формой умственной отсталости.

В основе занятий – адаптированная образовательная рабочая программа, составленная в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). За основу адаптированной образовательной рабочей программы взята авторская программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида Л.А. Метиевой, Э.Я. Удаловой.

Основные задачи коррекционных занятий.

Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на развитие у них таких психических процессов, как мышление, воображение, память, внимание, речевая деятельность, развитие и совершенствование крупной и мелкой моторики, обогащение знаний об окружающем мире.

Занятия разделены на категории.

Развитие крупной и мелкой моторики.

Совершенствование мелкой моторики - очень важный этап в развитии умственно отсталого ребенка. Участки головного мозга, которые отвечают за это развитие, находятся близко к зонам мышления, воображения, речевой деятельности, внимания. Совершенствовать умения нужно постепенно: начинать с самых простых движений и добавлять более сложные по мере успеха. При коррекционных занятиях для обучающихся с умственной отсталостью особое внимание уделяется данному пункту. Обучающиеся  учатся правильно владеть  письменными принадлежностями (цветным карандашом), выполнять по правилам различные виды деятельности: штрихование, раскрашивание, обводка; пользоваться ножницами: вырезают фигуры из бумаги и делают различные аппликации. Все эти действия помогут развить нужные зоны головного мозга. В данном разделе активно применяются  такие приемы работы как: пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения, вспомогательные виды деятельности: шнуровка, игры с прищепками, самомассаж пальчиков с помощью шариков и  колечек су-джок.

Тактильное восприятие окружающего мира. 

Обучающиеся  научатся определять предметы на ощупь, распознавать каждый из них, выделять свойства и качества вещей (насколько они холодные или теплые, крупные или мелкие, мягкие или твердые, шершавые, гладкие и т.д.).

Восприятие предметов.

Способность отличить одну вещь от другой по различным качествам. Различие цветов, оттенков, размеров, формы предметов. Их сравнение и возможность к группированию, конструированию.

Кинетическое развитие. Суть заключается в усовершенствовании осознания движений ребенком, их копирование и повторение, развивается крупная моторика. Активно используются подвижные игры.

Формирование зрительного восприятия.

Цель – научить анализировать увиденные им вещи, события, сформировать зрительную память и улучшить координацию движений рук и глаз.

Формирование слухового восприятия.

Действия, направленные на восприятие звуков, их различение и развитие чувства ритма обучающихся. Прослушивание музыки, звуков животных, различные игры на развитие слухового восприятия.

Осознание времени и пространства. 

Очень важно помочь обучающемуся понимать происходящее вокруг него, ориентироваться в пространстве, различать времена года, определять время по часам.

Взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Умственно отсталые дети должны понимать, что они могут обратиться за помощью к старшим в любой ситуации, особенно в моменты опасности или при возникновении проблем со здоровьем. Они должны быть адаптированы к окружающей обстановке, адекватно реагировать на инструкции, вступать во взаимодействие как с педагогом, так и с другими учениками. Главный плюс проведения занятий в коллективе – обучающиеся быстрее адаптируются в обществе своих сверстников и идут на контакт.

Таким образом, развиваются, совершенствуются психические процессы, происходит адаптация и социализация обучающихся.

Литература

1. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М., 1997.

2. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

3. Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Пособие для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.